Поклонюся ко храму святому твоему. Наставление, как вести себя православномухристианину в храме божием

«Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро». И понятно для нас, что мы, грешные, живем противоестественно, иначе мы и не были бы грешными. Нам надо пользоваться всем естественным и безгрешным и стараться делать добро – этого требует Иоанн Лествичник .

А многие из нас только верят и умиляются (когда, например, читают о Страшном Суде), а на самом деле ничего не делают и не думают подражать Христу. Многие из нас не могут даже понять, что есть один путь – путь делания Христова, очищения своей души от похотей и страстей, – одинаковый для иноков и мирян. Разница здесь лишь в мере прохождения пути.

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню в дом Бога нашего (), Совершающего нозе наши, яко елени, и на высоких поставляющего (), чтобы нам со делаться победителями на пути Его. Также умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «Потщимся, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ()». Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествице, ибо есть Бог, Ему хвала, Ему держава и Ему сила и слава, в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки.»

Слово 3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая преднесением Честнаго Креста дает нам образ страстей Христовых, вспоминая их особенно ныне, когда мы совершаем течение Св. поста, и этим указывая нам, что мы должны нести свой крест.

Сегодня же совершается память св. Алексия человека Божия, которого мы особенно чтим в нашем храме.

Но этот день нам особенно дорог еще и потому, что он есть и будет день именин Батюшки отца Алексея. Сегодня Господь дал нам встретить этот день в первый раз без него и в озарении Св. Креста. Если мы сегодня молились Господу, чтобы не бесплоден был в нас Его Св. Крест, чтобы мы, поклонившись страстям Его, вошли от силы в силу, и сделались бы сами делателями виноградника Христова, то вспомним, что среди нас был человек, который не только нес свой крест, но и бесчисленные кресты своих духовных детей также нес на себе. Он был подобен тому, о ком говорит Иоанн Лествичник , что есть слезы и печаль по Богу, а есть радость по Богу, и это – и то, и другое – иногда сочетается в одном делателе Христове.

Скорбь о своих грехах – она совершается незримо для людей – это подвиг внутренний, а для мира, для окружающих – есть радость о Боге.

Эту радость имел Батюшка, который нес наш крест, а мы постоянно забывали, да даже и не видели вовсе, что есть не только та радость, которая была в его взоре, но есть и скорбь, есть внутреннее делание пастыря, есть крест, скорби, которые он нес в течение долгих лет.

Он в этот день с нами, которые не только его вспоминаем, но и понимаем его, молимся о нем. Так вот и вспомним же его мы, недостойные, скверные, грешные его духовные дети, вспомним о том кресте, которые он нес, нес легко и радостно, так что мы и не чувствовали его тяжести, ибо в нем была печаль по Богу, а для нас он был всегда радость и ласка.

Неужели для нас, кто видел жизнь делателя, о котором говорит Иоанн Лествичник , неужели для нас в дни покаяния и преднесения Честнаго и Животворящего Креста не станет понятно, что есть еще и Батюшкин крест, который был не только его личным крестом, но слагался из бесчисленного количества наших крестов? Неужели мы, которые видели его изо дня в день, жили с ним, радовались его радостью и приносили ему свои скорби, ибо, как говорил Батюшка, пастырь должен забывать о себе и взять на себя скорби пасомых, – неужели мы в этот день, когда предстоим Кресту Господню, когда мы просим Господа, чтобы не бесплоден был для нас Его Святой Крест, – неужели мы не осознаем, что этот Крест Христов мы получали и через Батюшку? Неужели и этот Батюшкин крест будет бесплоден для нас?

Давайте помнить о том, что мы на него возлагали, и в чем он нас постоянно облегчал. Многие бы желали получить то, что мы имели, а мы действительно имели, чувствовали и получали.

Вспомним, сколько скорбей, горестей приносили мы ему, нашему Батюшке, и как радостно он это принимал и никогда нас, своих духовных детей, не отметал.

Пусть не бесплоден будет его крест для нас. Поэтому, вспоминая его, вспомним и о своих грехах, вспомним, какой крест мы приносили ему; исправимся в том, чем мы его огорчали. Еще не поздно. Мы были при его жизни как слепые. Давайте же теперь, в день памяти Батюшки, вспомним и исправим свои грехи перед ним, и тогда, Господу содействующу, не бесплоден будет тот крест, который нес в этой жизни наш Батюшка, отец Алексей. Господь с вами.

Священник Олег Моленко

Богомыслие на воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше»

Вот текст этой чудной песни, который я разобью на пункты соответственно тому, как они будут толковаться мной:

Воскресение Христово видевше

единому безгрешному

Ты бо еси Бог наш

разве Тебе иного не знаем

имя Твое именуем

Приидите вси вернии

всегда благословяще Господа

поем воскресение Его

распятие бо претерпев

смертию смерть разруши.

Воскресение Христово видевше

Произнося или читая эту строку, мы осознаем то, что никто из нас не был свидетелем того величайшего и спасительнейшого события в истории человечества, когда Господь наш Иисус Христос, умерший на кресте и погребенный в каменной пещере, воскрес силой Своего Божества. Мы узнаем об этом событии из чтения Евангелия, а принимаем верой. Почему же мы в отношении этого воскресения поем «видевше», а не «слышавше» или «веровавше»? Какое воскресение Христово мы лично могли видеть? Ведь не случайно Церковь употребила в этой песни именно слово «видевше».

Речь здесь идет о том воскресении, которое каждый из нас может видеть в себе самом, во внутреннем своем человеке! Воскресение это проявляется у нас двояко. С одной стороны - как избавление от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего нас и умерщвлявшего до того греха. Ведь в купели крещения мы умерли для греха и отреклись от сатаны и всего того, что связано с ним. С другой стороны - как ощущение качественно новой, неизведанной ранее и истинной жизни, жизни с Богом, жизни Его благодатью! Ведь для этого мы восстаем (совоскресаем) со Христом в купели крещения, чтобы отселе жить только с Ним и ради Него! Это наше воскресение, вместе с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога. Таким образом, выходя из купели, мы становимся детьми Божьими и по человеческой природе малыми христами. Однако это наше воскресение, которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено нам заслугами нашего Спасителя Иисуса Христа, которые видимо, ярче всего и полнее проявились в Его воскресении из мертвых.

Поклонимся Святому Господу Иисусу

Видя в себе эти дивные изменения, которые мы наблюдаем в своем воскресении для жизни с Богом, мы преисполняемся благими помышлениями и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю и Благодетелю Иисусу Христу, которые и выражаем своим поклонением Ему, как Господу Богу, поклонением в духе и истине. Но в этом поклонении мы не только воздаем Ему достодолжную честь и благодарение за избавление от смерти, но и исповедуем ни с чем не сравнимую Святость Его, от которой берет начало и силу всякая прочая святость в Церкви и людях Божьих.

единому безгрешному

Неизреченная Святость Святого и недостижимого для нас Бога через достижимого верой Христа переходит по Его неизмеримым заслугам посредством Духа Святого и на каждого верного, благоговеющего пред Святостью Его. Получая даром эту святость, наблюдая и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям, и прежде всего вкушению жизни и наслаждению сердечным миром. Святость делает нас светлыми, чистыми и светящимися! Ведь Бог есть Свет! И в этом Свете, который в нас проявляется как наш духовный свет, мы ясно зрим всю нашу недостаточность, немощь и несовершенство. Более того, мы зрим непонятное нам сочетание в нас святости и греха. Увы, грех все еще остается в нас, но уже как ненавидимая и нежелательная грязь, болезнь и немощь. Чем больше мы освящаемся, тем больше и яснее зрим в себе и грех, который всячески цепляется за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно побеждающей его святости. И в этой борьбе мы опять и опять взираем на нашего Первенца и безгрешного победителя нашего греха Господа Иисуса Христа. Вот почему на этом контрасте мы и исповедуем от всего нашего сердца, что Он и в Своей человеческой природе единственный безгрешный! Безгрешный не как несоделавший грех или боровшийся с ним в Себе и победивший, а как нисколько непричастный ему! Абсолютно безгрешный во всех частях и проявлениях человеческого естества! И для нас, находящих в себе другое, это является чудом и вместе стимулом к борьбе с остатками живущего в нас греха. Так в словах «единому безгрешному» мы и исповедуем Его уникальную безгрешность, и нашу ненависть к греху, и нашу ревность бороться с ним до полного от него избавления, чтобы по благодати уподобиться нашему Первенцу и Образцу Иисусу Христу!

Кресту Твоему поклоняемся, Христе

Возненавидев грех и решившись бороться с ним,ы мы нуждаемся в опоре для этой борьбы и помощи для победы. И здесь мы, обращая свой взор к Победителю греха, видим, что совершил Он эту победу Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается Крест Христов как великое освященное Богом оружие на диавола, его бесов и грех во всех его проявлениях. Вместе с этим Крест Христов открывается нам как Великий Божий Жертвенник, на котором нашего ради спасения изволил пострадать и умереть воплотившийся Сын Божий. За всех нас, людей, и за каждого из нас в отдельности Бог Отец принес в Жертву Своего Единственного Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись Ею с людьми! С осознанием этого открытого нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся ему как Кресту Христову!

и святое воскресение Твое поем и славим

Но Жертва, принесенная на Кресте Христом, не была уничтожением Христа, и Смерть Его не была потерей Его! Он вернулся к нам Своим Божественным воскресением! Радость этого возвращения и паче всякой нашей надежды обретения Христа мы и выражаем своим пением и славословием Его радостного для нас воскресения. Ура! Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому это Его воскресение для нас великая Святыня! Оно для нас святоевоскресение! И мы с радостью поем его и славим каждый седьмой день каждой недели! Это день нашего праздника, отдыха от трудов, покоя от борений. Это для нас самый радостный день!

Ты бо еси Бог наш

Прославляя Христово воскресение и радуясь как дети Его к нам возвращению, мы делаем это для себя. Но справедливо радуясь и торжествуя Его славную победу над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться одной этой радостью. Нам хочется устремиться к Источнику и Виновнику этой ни с чем не сравнимой радости, к воскресшему Христу! Обращаясь к Нему, мы дивимся явленному нам величайшему чуду Его воскресения, разумея, что Он Сам Своим Божеством воскресил Свое человечество! При этом мы осознаем, что сделал Он это для нас и что Он теперь навсегда наш! Поэтому мы и исповедуем Его нашим Богом!

разве Тебе иного не знаем

В радости этого осознания и исповедывания мы не знаем, чем нам воздать Ему за все то, что Он сделал для нас. Его дары столь велики, столь чудесны, столь неизреченны, что мы недоумеваем в выборе выражения объявших нас чувств. Здесь мы находим в себе лишь одно, что мы можем исповедать Ему в знак великой благодарности за все Его к нам милости и благодеяния - это верность и преданность Ему навсегда! Вот почему мы неустанно возносим песнь «Разве Тебе иного Бога, Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!

имя Твое именуем

Но и исповедания верности нам недостаточно, ибо мы хотим выразить не только чувство благодарности, но и любви к воскресшему Христу. Для выражения своей к Нему любви мы не находим ничего лучше, чем неустанно повторять имя Любимого: «Иисусе Христе... Иисусе Христе... Иисусе Христе».

Приидите вси вернии

Поклонимся святому Христову воскресению

Призывая всех верных порадоваться с нами обретенному в Его воскресении Христу Богу нашему, мы опять желаем выразить свои чувства нашим общим поклонением святому воскресению Христову, к чему и призываем всех верных.

Но это повторяемое и наполненное наше поклонение дополнено у нас новым осознанием! Святой наш Бог Христос вернулся к нам в нашей человеческой природе в еще лучшем и совершеннейшем ее качестве - воскресшим! Но это Его воскресение было не тем простым возвращением ушедшей из тела жизни, как это было, например, с Его другом Лазарем. Воскресение Христа довело человеческую природу до высшего возможного для нее совершенства! Это совершенство достигло того неизреченного состояния, что воскресший Христос вернулся в воскресшей Своей плоти на Небо и сел по правую руку Отца Своего Небесного! О, чудо неизглаголанное! О, слава изумительная! Вот куда мы вознесены воскресшим Христом!

се бо прииде Крестом радость всему миру

С этой небесной высоты мы вновь спускаемся на землю, взираем на весь сотворенный Богом мир и исповедуем основу радости, принесенной воскресением Христовым всему миру - Крест Христов! О, диво дивное! О, тайна великая! Орудие смерти и печали стало орудием жизни и радости!

всегда благословяще Господа

От осознания и переживания всего этого, что нам еще делать, как не всегда благословлять нашего Господа Иисуса Христа!

поем воскресение Его

И петь Его славное и нужнейшее нам воскресение, которым Он отнял нас у смерти и ада, открыл нам Царство Небесное и даровал наше воскресение, делающее нас способными для вечной и блаженной жизни с Ним и Пресвятой Троицей!

распятие бо претерпев

Ибо ради этого Он вечноблаженный смирился ради нас до того, что претерпел смерть через позорное у людей распятие, ставшее высшею славою Его домостроительства!

смертию смерть разруши.

Но и это вкушение смерти Он принял добровольно и только ради нас, ради окончательного и полного разрушения нашего главного врага - смерти!

Избавление от смерти и дарование вечной жизни с Богом - вот величайшее дело Христа и величайший Его для нас дар!

В Самаре возле старого городского кладбища возводится величественный храм в честь Всех Святых.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в районе старого городского кладбища. Храм задуман большим и величественным, в стиле византийской базилики.

Ответственный за строительство храма диакон Евгений Жувагин рассказал о том, как началось строительство:

Можно сказать, это возрождение храма, который был построен на средства горожан в 1865 году в районе железнодорожного вокзала. В 30-е годы прошлого столетия храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека - бывшая сторожка храма Всех Святых.

Храм Всех Святых в Самаре.

Администрация дала разрешение на строительство храма в Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевского.

Около этого места отец Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников Божиих похоронено много - священнослужителей и крепких в вере мирян. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что, когда проезжали мимо на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Архиепископ (ныне - Митрополит) Самарский и Сызранский Сергий освятил для Богослужений железнодорожный вагончик. А в сентябре вагончик подожгли. После пожара откликнулись многие Православные, были перечислены денежные средства из разных епархий. И вот строительство храма уже завершается. Идут отделочные работы.

- Почему вы решили пригласить иконописца из Сербии?

Проект храма создал известный самарский архитектор Юрий Иванович Харитонов. Юрий Иванович предложил расписать храм фресками. Рассказал мне об иконописце Владимире из Сербии. Для него это уже двадцать первый храм. Сейчас Владимир расписывает наш храм. Завершил роспись купола, теперь предстоит расписывать алтарь.

Пока в верхнем храме идут работы, семь лет служили в нижнем. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов рассказал о работе над проектом этого храма:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Так появилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, в Византийской традиции, но в сочетании с древнерусскими мотивами XII века. Более десяти лет я работал над проектом. Архитектура храма - сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний храм - в честь Святого Духа, верхний - Всех Святых, и еще галереи, которые будут расписаны фресками.

Фреска - молитва в красках, искренняя, живая. Это, можно сказать, вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Богатую палитру создают известка с мелким песчаником, природными натуральными красками. Фреска пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов. Иконописец использует воду, пигмент и четыре основных цвета: белый - это обыкновенная известь, черный цвет передает пережженная виноградная лоза, желтый получают с помощью глины, а красный - жженной на огне охры.

В России я не нашел умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. И когда надо было начинать расписывать храм Всех Святых, по благословению Владыки Сергия я пригласил Владимира в Самару.

Иконописец Владимир Кидишевич окончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне. Двадцать первым стал наш самарский, российский храм. Получился своеобразный молитвенный щит: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

- Какие у вас впечатления от России? - спрашиваю иконописца Владимира.

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе работаю с утра до вечера. Знаю отца Евгения, отца Михаила - хорошие люди. Всё!

- Расскажите, как вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Все изменилось в 1983 году. Случилось так, что я дома в Белграде в воскресенье пошел в ресторан попить кофе - и услышал звон колокола. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Решил зайти. Пришел, начиналась Литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я - без исповеди, без подготовки - с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Собрал все книги по художеству, материалы, масло, краски - и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент - и через два-три дня получился образ Богородицы. Светские картины писать перестал. До 1999 года были только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил попробовать написать фреску. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой «Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака». Это была моя первая фреска.

Митрополит Черногорский Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

- В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи XI-XII веков. Для меня это только пример: что надо и как надо. Не копирую их, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Икона - это наилучшее художество. Изучал историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, - нужно знать всё. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

- На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание - Ветхий и Новый Завет. Нужно знать, зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску. Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

- Что вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок сочный, живой. Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка. Если бы времени было много и я каждую секунду осознавал, что работаю, то изображение получилось бы более реалистичным. Но это уже была бы не икона святого, а только некий портрет.

- Сложно вам одному расписывать такой большой храм?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем. Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

- На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора - Господа Вседержителя, икону Тайной Вечери, страсти Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь земной путь Христа. На южной стороне будут изображены чудеса и исцеления, совершенные Христом, на северной - страсти Христовы. Как позволит площадь, стена.

- Хотелось бы еще работать в России?

Как Бог даст. Большой храм расписывать, наверное, уже не возьмусь. Это очень тяжело. Каждую икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет мне, отцу Евгению, который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам отца Евгения Жувагина свершилось чудо! Храм построен. В нем уже молятся прихожане. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, и станет одной из святынь Поволжья. Это как символ - храм Всех Святых!

Ксения Новосёлова.

Начиная со второй седмицы Великого поста, во всех храмах Святой Православной Церкви служится особое великопостное богослужение, именуемое Пассией. Это служба, всецело посвящённая страданиям Христовым - великой и страшной Жертве Любви, принесённой ради нашего спасения.

«Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли,

Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща…»

Пассия. Само название этого торжественного великопостного богослужения раскрывает его глубокий смысл, ибо латинское слово «passio» в переводе на русский язык означает «страдание» , а на церковнославянском означает «страсть».

В Русской Православной Церкви этот вид богослужений по времени своего возникновения самый поздний. Так, впервые пассия как отдельная служба появляется в XVII веке на юго-западе Руси (территория современной Украины).

Составил первоначальный вариант этой службы создатель очень многих литургических форм святитель Пётр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647 гг.). В 1702 году в Киево-Печерской Лавре как прибавление к богослужебному Уставу был впервые напечатан чин пассии.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Впоследствии святитель Иннокентий (Борисов, 1800–1857 гг.), архиепископ Херсонский и Таврический добавил в чинопоследование пассии акафист Страстям Христовым. С 1-й четверти XX века пассии получают в Русской Православной Церкви повсеместное широкое распространение и становятся одними из самых любимых в народе великопостных служб. Таким образом, авторство чинопоследования пассии, совершаемой в нашей Церкви сегодня, принадлежит двум святителям - Петру и Иннокентию.

Пассия служится только во время Великого поста, четыре раза (по числу евангелистов): в воскресные дни (или же пятницы) второй, третьей, четвёртой и пятой седмиц. Служба проходит традиционно в вечернее время. Накануне пассии в центре храма устанавливается распятие, к которому перед службой и после неё благоговейно прикладываются все молящиеся. Перед распятием на аналое полагается Святое Евангелие.

На каждой из четырёх пассий читаются главы из Евангелия одного из Евангелистов, посвящённые страданиям Христа и крестной смерти Спасителя. Так, за первой пассией читают 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй - 14 и 15 главы Евангелия от Марка, за третьей - 22 и 23 главы Евангелия от Луки и за четвёртой - 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна. Как правило, к чтению Евангелия присоединяется также акафист Страстям Христовым и поучение. Во время пассии всем молящимся принято держать в руках зажжённые свечи, что создаёт особую проникновенную молитвенную атмосферу.

«…мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми Животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси»

Велико значение этих великопостных служб: главная цель пассий, как и всего Великого поста - подготовить верующих к Страстной Седмице, на которой воспоминаются крестные Страдания и смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И каждый православный христианин должен стремиться принять молитвенное участие в пассиях, где каждое песнопение пронизано болью сострадания к страждущему Христу Спасителю, а очерствевшая душа под действием сопереживания и сострадания к Нему оживает и делается чище.

Евангельские чтения, посвящённые страданиям Богочеловека и Творца мира, чтение акафиста Страстям Христовым, проникновенные, глубокие и печальные песнопения пассии настраивают душу на сопереживание, духовным зрением она созерцает Гефсиманию и Голгофу, состраждет и плачет вместе с Богородицей и апостолами, делаясь сопричастной страшным Евангельским событиям, сопричастной Страждущему Христу Спасителю.

По окончании пассии в 2008 году Святогорский архипастырь так обратился к своей пастве: «Мы вспоминаем жертву любви Христовой. Как говорит Священное Писание, «живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюодоостра». Так и слова евангельские сегодня пронзают и душу, и сердца, и умы наши. Мы как бы по-новому сопереживаем всем тем событиям, которые произошли почти 2000 лет назад, но настолько актуальны и в сегодняшний день. Потому что на страницах евангельских, слыша рассказ о распятии Христовом, слыша повествование, записанное святыми апостолами, свидетелями страданий Христовых, мы видим как в зеркале в словах евангельских и свою душу.

…И мы сегодня, братья и сестры, как разбойники, себя осуждаем, себя поставляем на суд Христов. Надеясь на милосердие Христово, на Его любовь, из мучений сердца своего исторгаем вопль, как разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» . И как, братья и сестры, хочется нам сегодня услышать голос из измученных уст Христовых: «Ныне будеши со мною в раи» .

И плач наш, братья и сестры, слёзы наши покаянные, слёзы нашего самооосуждения омывают наш разум, чувства наши, сердца наши. Души наши омываются ими. И хотя мы не слышим этих слов, которые Христос произнёс разбойнику, но душою чувствуем милосердие Божие, милость Божию сердцем ощущаем. Сердцем мы чувствуем, что сегодня Господь и нам, кающимся, и нам, сострадающим Его страданиям, не насмехающимся, сопереживающим и так же мучающимся сердцем, глядя Его распята вместе с Матерью Его и сострадая, говорит и нам спасительные слова. Мы сегодня сердцами своими, в душах своих слышим тихую милость Божию, тихое слово Христово: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят» . Эти слова над всеми нами несутся, и за этими словами благодать Божия, очищающая нас от грехов, покрывает наши грешные главы, очищает нашего грешного человека, живущего по похотям его. И сегодня обетование Христово для каждого из нас Господь полагает в сердцах наших, давая тихую скорбь и растворённую каким-то особым чувством - чувством, с которым расстаться не хочется. Это незримое, неслышимое слово пронеслось в душах наших: «Ныне будеши со мною в раи».

Сегодня Господь, братья и сестры, каждого из нас, распростирая руки, призывает к себе, готовый обнявши весь мир, призвать его к вечному, нескончаемому бытию и наследию, к которому и устремимся живой, деятельной верой строя своего внутреннего, духовного человека. Не по нашим рассуждениям, но по заповедям Божиим просвещая разум свой чтением Священного Евангелия, аминь!»

Крест Христов, надежда христиан,
путеводитель заблуждающихся,
пристань носимых бурей, победа в битвах,
вселенной безопасность, болящих врач,
мертвых воскресение, помилуй нас.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!

Мы поклоняемся Кресту Господню, страданию Христову и славе Церкви. С самого начала в Превечном Совете Творец неба и земли связал Себя с немощью и наготой страждущего на кресте человека.

Крест - сокровенное место славы Божией. Что бы в мире ни происходило, мы не должны отчаиваться. Эта жизнь должна быть исцелена и спасена, если наш Бог - Бог страдающего мира.

После отпадения от Бога мир исполнен страданий. По мере приближения конца времён масштабы этих страданий неизмеримо возрастают.

В то время как мир отдаёт все свои силы, чтобы избежать любой ценой страданий и смерти, мы, христиане, знаем, что через страдания и смерть мы становимся близкими Богу. Разумеется, это не означает, что мы ищем страданий. Их в избытке даёт жизнь на каждый день.

Но мы не участвуем в безплодных усилиях мира, пытающегося обмануть смерть и страдания. Мы от Христа, от Креста Его научаемся не тому, как избежать страданий, а как страдать, чтобы эти страдания стали высшим содержанием нашей жизни.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие - через Крест Христов и через наш крест. И мы должны войти в них так, чтобы они стали для нас высшим смыслом и высшей радостью.

Поэтому мы призываемся сегодня учиться всем урокам страданий, которые преподаёт нам жизнь. И учить этому наших детей с самого раннего возраста - а не тому, чтобы они всё более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» - теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения.

Людям нужно мужественно говорить о страданиях и смерти, которые им предстоят, чтобы они не страшились принимать их. Потому что наступают времена, когда страдания будут непереносимыми, если не будем мы со Христом.

У каждого из нас - свои страдания. Если мы начнём говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому - чтобы у него устроился брак, третьему - чтобы работа была получше, у четвёртого - более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или не особенно глубоко сознавая, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.

Если бы мы только могли видеть значение креста тех, кто рядом с нами! Тогда бы мы действительно могли участвовать в страданиях этих людей и помогать им. Посмотрите на Крест Христов. Что это за Крест? Это Крест, в котором кресты всех людей, каждого из нас. Он берёт на Себя наш крест для того, чтобы нам предложить Свой. Чтобы мы могли с Ним разделить Его страдания и Его славу. Мы не увидим Воскресения Христова, не пройдя через страдания и смерть.

У воскресения и смерти - общий взаимный интерес. Наша жизнь не может избавиться от зла - только Воскресением Христовым, только Пасхой. Только переходом, который мы должны совершить из состояния греха в состояние покаяния и молитвы. И в состояние благодати - к Кресту Христову и Его Воскресению.

Мы переживаем страшные времена, когда Церковь возводится на Голгофу. Благословенные времена нашего спасения. Но победа, которую Христос одержал на Кресте над диаволом, над миром и плотью, должна быть воспринята Церковью, усвоена каждым из нас.

Вконтакте