"использование инновационной технологии синквейн в речевом развитии дошкольников". Педагогический проект «Этот занимательный, полезный синквейн

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. С помощью синквейна можно добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование синквейн технологии

в развитии речи старших дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Эта технология универсальна.

Цель : добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Составление синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза - символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Советы педагогам:

1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.


К примеру:

Начало непосредственно образовательной деятельности . Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Можно составить синквейн – загадку.

Примеры синквейнов-загадок:

1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Синквейн для воспитателя детского сада - это:

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

Средство творческого самовыражения ребёнка,

Способ обогащения словарного запаса,

Подготовка к краткому пересказу,

И просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Используемая литература:

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения

лексических тем.

Лексическая тема «Грибы»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.

3. Стоит, растет, прячется

4. Люблю жаренные грибы

5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.

3. Лежит на земле, прячется, растет.

4. Не люблю их есть.

5. Лес

Лексическая тема «Осень»

1. Листья

2. Осенние, желтые

3. Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Голые деревья.

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор

2. Красный, вкусный

3. Высеть, расти, катиться

4. Он очень красивый

5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый

3. Растет, зреет, висит

4. Люблю есть огурцы

5. Огород

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая

3. Растет, вариться, сидит

4. Люблю еѐ кушать

5. Гладкая

1. Свекла

2. Красная, вкусная

3. Растет, вылезает из земли, вянет

4. Я люблю еѐ кушать

5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая

3. Продается, растет, варить

4. Еѐ кушают люди

5. Пирожки

Лексическая тема «Посуда»

1. Посуда.

2. Чистая, прозрачная.

3. Мыть, варить, расписывать узорами.

4. Посудой можно брякать.

5. Хочется покушать.

1. Посуда

2. Белая, глубокая

3. Налить, разбить, поставить

4. Осторожно…

5. Хочется помыть.

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

4. Люблю яблочный компот

5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая

3. Продается, моется, лежит

4. Я люблю еѐ кушать

5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.

3. Лежать в вазе

4. Делить на дольки

5. Стол

1. Банан

2. Желтый, сладкий

3. Мыть, снимать кожуру, есть

4. Я его кушаю

5. Холодильник

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

5. Съела колобка

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя

3. Мяукает, царапает, прыгает

4. Люблю котенка

5. Пушистая шерстка у нее

Лексическая тема «Зима»

1. Зима

2. Белая, волшебная

3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

4. Люблю кататься на горке

5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.

3. Морозит, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму.

5. Я строю горки, крепость.


Участник выставки:

Крупчатникова Светлана Александровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени;

Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка»

В основу данного пособия лег: «Синквейн» - в переводе с французского -пять строк.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

К основным правилам синквейна относятся следующие:


1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Возрастная направленность: данное пособие предназначено для детей 4 -5 лет

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Основные задачи:

Развитие лексико-грамматических категорий;

Расширение и актуализация словарного запаса;

Обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

Развитие памяти, внимания, мышления;

Облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.

Коррекционные задачи:

Развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)

Согласование существительных с прилагательными и глаголами:

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей.

Материал: Фланелеграф из фетра, 11 треугольников с кармашками (для выкладывания на фланелегра фесинквейна «ёлочки»), слово синквейн из фетра 7 цветов радуги, три контейнера: 1.Картинки – предметы 2.Картинки признаки 3.Картинки действия.

Описание игры:

На стол выкладывается фланелеграф, но перед составлением синквейна сначала проводиться релаксационный момент – цветотерапия, для положительного настроя на игру. На стол выкладывается слово синквейн из 7 цветов радуги:

Красный – разгневанность;

Оранжевый - волнение;

Жёлтый - повышенная возбудимость;

Зелёный – спокойное состояние;

Голубой – разум, порядок;

Синий– полная гармония чувств;

Фиолетовый – внутреннее беспокойство, тревога, огорчение;

Дети или ребёнок выбирает цвет и объясняет свой выбор, если есть эмоциональный дискомфорт, стараемся его устранить(способ выбирается в зависимости от ситуации), когда внутренний комфорт будет достигнут мы начинаем игру.

Раскладывается «Ёлочка» из треугольников (воспитатель совместно с детьми).

В работе используется алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

Картинки-предметы (существительные)

Картинки-признаки (прилагательные)

Картинки-действия (глаголы)

Составления предложения (устно, опираясь на картинки)

Картинки-предметы (или устно)

Выкладывая поэтапно в кармашки «ёлочки»

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Выбираем из вспомогательного контейнера (картинки- предметы) картинку по теме.

Из второго вспомогательного контейнера (картинки – признаки), обговаривая каждый признак с воспитателем. Из третьего контейнера (картинки - действия), так же обсуждая с воспитателем.

Предложения (3-4 слова) составляется без использования картинок устно с воспитателем.

Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.

Примеры синквейна:


Заяц Наша группа

Белый, пушистый. Весёлая, дружная.

Скачет, прячется, боится Учимся, играем, танцуем.

Я жалею зайца.Наш любимый детский сад.

Дикие животные. Мы-дружные ребята

Котёнок Дом

Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.

Играет, спит, ест Защищает, греет.

Он мой друг Нужен всем людям

Домашнее животное. Убежище

Варианты использования пособия:

1.​ В конспекте занятия по развитию связной речи.

Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.

2. В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

3. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Татьяна Салмина

МАДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Современные формы и методы работы по развитию речи дошкольников .

Синквейн .

Подготовила :

воспитатель Салмина Т. С.

Курчатов – 2016г.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания» . На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей - явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много - это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна , который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем

Вывод : Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования , среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно : к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры :

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Способен к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы : совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников . А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна .

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн , который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна . Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку» .

1-я строка (вершина «елочки» ) – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки» ) – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок , тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна .

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому , о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения) .

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа : знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет» , «слово-определение» , «слово-действие» , «слово-ассоциация» , «предложение» , введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом) .

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.

Формы организации образовательного процесса :

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?» , «Отгадай загадки» , «Узнай по описанию» , «Скажи, какой? какая? какое? какие?» , «Подбери признаки» , «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры «Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи» .

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов) .

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие) .

6. Мультимедийные презентации (материалы с сайта «Планета детства» , а также авторские презентации).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями : «слов-предметов» , «слов-определений» , «слов-действий» , «слов-ассоциаций» , схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна .

II этап – основной (январь – май первого года обучения) .

Цель : знакомство с алгоритмом составления синквейна , формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога) .

Существует алгоритм синквейна для детей- дошкольников , которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое , четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно . Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический (до конца второго года обучения) .

Цель : Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн ?

О природе;

О картине и литературном герое;

О маме и папе;

О настроении;

По всем лексическим темам.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

На слайде Вы видите пример составленного ребенком синквейна об осени : «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!» Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко!

На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна ? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.



Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников . В чём же его эффективность и значимость?

Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все .

Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Активизирует познавательную деятельность детей : учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.

Выводы :

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ) .

Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Примеры синквейна :

Список литературы :

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников . Журнал «Логопед» № 5 (2005) .

Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . – Владос – Москва,2010.

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников » . – Т. Ц. Сфера, 2005.

Ушакова О. С. «Придумай слово» . – Т. Ц. Сфера, 2010.

Организация: ГБУДО ЦВР

Населенный пункт: г. Кировск

Цель: Использование технологии «методики «синквейна» в развитии связной речи.

Задачи: Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Учить самостоятельно работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности.

Материал: ИКТ (аудиозапись, видеописьмо), песочные часы,картинки, конверт с цветными кружочками, схема синквейна, смайлики.

Ход занятия.

Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года. Весна».

Педагог: Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек.

(Релаксационный момент)

Педагог: Дети, каждый из вас представил весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом.

(Педагог добивается от детей полных предложений)

Педагог: Ребята, но сегодня день какой - то холодный, пасмурный, как будто и не весна вовсе. Чтобы солнышко пригрело и улыбнулось, нам нужно с вами выполнить задание, которое нам передали с видеописьмом и песочными часами.

(На экране видео: руководитель т/о ходит по парку ранней весной; задает детям вопрос)

- Ребята, за одну минуту песочных часов вы должны назвать 7 весенних признаков. Как только вы справитесь с заданием, солнышко выйдет из-за тучи и начнет светить ярче.

(Ответы детей. Педагог крепит солнышко на доску)

Педагог:

Кто пришёл так тихо- тихо? Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не смог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна!

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И у меня для вас есть еще одно. Я буду вам загадывать загадки, а вы, отгадав их, должны найти соответствующую картинку.

  1. Снежок растаял и с полей, бежит проворливый…(ручей).
  2. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький... (Подснежник)

  1. Тучи ветром нагоняются,
    Он на землю собирается.
    Коль на землю попадёт,
    Сад польёт и огород…(Дождь)

Педагог: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкуьтминутку.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

Педагог: Ребята,посмотрите, что это за схема, как она называется?

(Демонстрируется схема «синквейна»)

Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах.

Педагог: Давайте с вами вспомним,какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)

На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)

На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)

На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)

И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение.

У нас с вами есть 3 картинки: ручей, подснежник, дождь. Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружочки. Дети, у которых кружочки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками – о подснежнике; ребята с белыми кружочками – о дождике. Готовы? Приступаем к заданию.

РУЧЕЙ

Весенний, звонкий

Течет, шумит, льется

Шумит весенний, звонкий ручеек.

Вода

ПОДСНЕЖНИК

Красивый, нежный

Растет, пахнет, радует

Весной появились первые подснежники.

Цветок.

ДОЖДЬ

Теплый, мокрый

Идет, мочит, брызгает

На улице начался дождь.

Зонт

Педагог : Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы отгадали все загадки, назвали признаки Весны, составили интересные синквейны. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует Весна нас своими весенними преобразованиями. Давайте и мы Весну–Красну поблагодарим, песенку ей споем.

(Хоровод «Веснянка»)

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда,

Ой, весна, ой, весна,

Нету снега, нету льда.

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем

Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем

Педагог: За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики.

Литература:

  1. Комарова, Т. С., Комарова, И. И., Туликов, А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - М., Мозаика-синтез., 2011.
  2. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера. - 2002.
  3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.
  4. Эльвина Азатовна «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников».

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В настоящее время существуют следующие виды синквейна:

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой

2-4-6-8-2-8-6-4-2.

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

1. Арбуз

2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Синквейн можно использовать для закрепления изученной лексической темы,

для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях по развитию связной речи: из слов синквейна, дети могут составить рассказ

Предварительный просмотр:

Дидактический синквейн.

В этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Весна.
Теплая, холодная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Сезон

Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.