Презентация на тему как построить дом. Презентация "Как построить дом" презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Как построить новый дом?Окружающий мир
2 класс

Человек всегда строил дом.

1
2
Сначала люди устраивали жилище
в пещерах. Потом из шкур зверей делали
дома-палатки.

Дома стоили из дерева, камня и
кирпича.

Прочитай старинную пословицу.

старинную
Как Прочитай
вы думаете,
почему люди
сложилипословицу.
такую пословицу?
построить не
надеть.
на голову

Что надо для строительства дома?

Строительные
материалы
Строительные
машины
Люди

Работа в паре.

1.Рассмотрите рисунки
на стр. 113 учебника.
2. Обсудите, какие материалы
нужны для строительства
городского дома, а какие –
для строительства сельского
дома.

Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

Доски
Брёвна
Шифер
Кирпичи
Цемент
Песок

Какие материалы нужны для строительства городского дома?

Доски
Бетонные
плиты
Кирпичи
Цемент
Песок

Кто работает на стройке?

Кто работает на стройке?

Каменщик
Сварщик
Маляр
Крановщик
Монтажники
Плотник

Очень важно, чтобы все строители работали
слаженно и дружно. Только тогда дом будет
строиться быстро и качественно. Это значит, что
шофёр должен вовремя подвезти кирпичи и
цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и
каменщики уложат кирпич за кирпичом.

Работа по учебнику.

1. Прочитайте текст в
учебнике на стр.114-115.
2. О каких машинах вы
прочитали?
3. Какую работу выполняют
разные машины?

Самосвал
Бетономешалка
Современный дом не построить
без помощников – строительных машин.
Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы,
бетономешалки – все они работают на стройке.

Предлагаю посмотреть иллюстрации на доске

Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы?

Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные.

А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, панельные?

Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.

Итак, у нас возник вопрос:

Как построить прочный дом? В ходе работы над этим вопросом мы заполним таблицу, которая и поможет нам сформулировать вывод.

Название дома

Строительный материал

Способ соединения

Время построения

Слова: деревянный, панельный, кирпичный, дерево, кирпич, панели, раствор, выемка-паз, долгосрочное, краткосрочное, тепло зимой, прохладно летом.

Весь класс делится на 3 группы:

1группа готовит вывод о кирпичных домах, 2 группа - вывод о панельных домах, 3 группа - вывод о деревянных домах. В каждой группе есть капитан помощник. Дети работают с карточками.

1 группа:

Деревянный дом – это крепость для каждого семьянина, а деревянный – это еще экологически чистое, «дышащее» жилье. Многие века люди выбирали дерево в качестве строительного материала, а все потому, что такие конструкции прочные, теплопроводные, уютные и привлекательные. В доме будет тепло и уютно зимой, прохладно и освежающее летом, так что комфорт владельцам гарантирован в любое время года. Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. В старину деревянные дома строили всем селом, поэтому дом возводили за считанные дни. Неудобство было лишь в том, что дерево легко воспламенялось, но сейчас для обработки дерева используют специальные негорючие материалы.

2 группа:

Дом из кирпича

В наше время практика доказывает, что самые желаемыми при строительстве, считаются дома из кирпича. Стены из кирпича «дышат», к тому же в кирпичном доме с такими стенами создается благоприятный для владельца микроклимат. Они огнеупорны, прочны, не подвержены гниению и действиям насекомых вредителей, долговечны и капитальны. Это не соломенный домик Нуф-Нуфа, кирпичный дом, создает ощущение защиты и надежности. Ведь как говорят в старой пословице - «мой дом - моя крепость». Кирпичные дома возводят из различных видов кирпича, которые соединяют между собой при помощи раствора песка, цемента и воды.

3 группа:

Панельные дома

Строительство многоэтажного жилого дома сегодня является основным вариантом решения жилищной проблемы. Достоинство технологии – заселение в дом не одной, а нескольких семей, даже если возведение ведется на малом участке земельного надела. Популярность имеют несколько разновидностей строительства: панельная, кирпичная, монолитная. Выбор типа застройки осуществляется в соответствии с показаниями грунтов, сейсмологической обстановкой, климатических особенностей, наличия материалов, средств и возможностей. Раньше чтобы построить панельный дом уходили года, но с нашей современной техникой и новыми технологиями дома возводят за несколько месяцев. Панельные дома имеют плохую теплоизоляцию, чем кирпичные и деревянные.

Название дома

Строительный материал

Способ соединения

Время построения

деревянный

выемка- паз

краткосрочное

панельный

долгосрочное

кирпичный

долгосрочное

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Второй этап (проверка домашнего задания) - проводился в форме теста, что помогло обучающимся вспомнить секреты некоторых вещей и активизировать свои знания.

Постановка учебной задачи проходила в форме прослушивания стихотворения (Путешествие по дому), проблемного вопроса(Как построить новый дом?) проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить и темы урока.

На следующем этапе (открытие нового знания) - проводилась работа по смыслу пословицы (мозгового штурма),вопроса « Легко ли построить дом? шло обсуждение проекта его решения.

Задача данного этапа. Воспроизведение своими словами виды домов, различия домов, история домов. Во время первичного усвоения новых предметных и метапредметных знаний проходила групповая работа (с самопроверкой странички учебника) Проверка уровня сформированности знаний по изученному разделу проводилась в форме игры: « Кто работает на стройке?», также проектной работы- дом из бумаги, отличие городского дома от сельского,с самопроверкой- защита проектов по эталону и самооценкой. Была использована презентация (Болдыревой Вероники), о папе — строители.

Для определения уровня знаний у обучающихся было предложено творческое задание- нарисовать свой дом, вспоминая любимые уголки своего дома.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по окружающему миру "Как построить дом" 2 класс»

«Как построить новый дом?» Урок окружающего мира во 2 классе


Назови отрасль экономики, в которой глина превращается в вазу.

а) Промышленность б) сельское хозяйство в) торговля

2. Из чего сделаны ножницы, ложка, кастрюля?

3. Найди материал, который не получают от растений.

а) бумага б) ткань в) железо

4. Из чего сделаны шкаф, стол, карандаш?

а) металл б) глина в) древесина

5. Найди материал, из которого не делают кухонную посуду.

а) бумага б) стекло в) алюминий

6. Найди материал, из которого сделана тетрадь.

а) пластмасса б) древесина в) металл

7. Из чего сделаны шарф, шапка, варежки?

а) бумага б) шерсть в) глина

Промышленность

Древесина

Древесина


Приглашаем в путешествие

Мы входим в дом,

А в доме том,

Тепло, вода и свет.

Красив, уютен, прочен дом,

А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведен-

И дом, и весь квартал,

Но кто построил этот дом?

И как он домом стал?



Прочитай старинную пословицу.

Дом построить – не шапку на голову надеть.












шифер

кирпичи

бетонные плиты

доски

Строительные

материалы

песок

брёвна

цемент





Кто построил этот дом?

бульдозерист

экскаваторщик

паркетчик

крановщик

каменщик

кровельщик



Какие материалы нужны для строительства городского дома?

Бетонные


Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

Бюджетное общеобразовательноу учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Слудновская начальная школа»

во 2 классе на тему «Строительство. Как построить дом»

Педагог: Епифановская Светлана Михайловна

Тип урока: открытие нового знания

Цель для учителя: познакомить учащихся с понятием «строительство».

Цель для обучающихся : познакомиться с многообразием строительных профессий;

расширить представления детей о различных жилищах людей, строительных материалах, строительных машинах.

Задачи для учителя : формировать умение различать строительные профессии и строительные машины, познакомить с различными видами строительных материалов.

Задачи для обучающихся, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: работать с текстом, развивать познавательную активность учащихся с помощью приёмов и стратегий технологии РКМЧП (таблица ЗХУ, кластер, синквейн)

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения : формирование представление о технологии строительства городских и сельских домов, используемых материалах, видах строительной техники.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные (Е.Я.Голант,

Д.О.Лоркипанидзе, Е.И.Перовская); поисковые, игровые, групповая работа (приложение 1). Технология развития критического мышления (Стил, Мередит, Темпл, Уолтер). Приёмы ТРКМ: составление кластера, « бортовой журна»: знаю- хочу узнать - узнал (приложение 3), написание синквейна(приложение 4), фишбоун, пометки на полях,

Оборудование и технические средства обучения:

Учебник, рабочая тетрадь.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 2 класс».

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку

Рабочие материалы для обучающихся:

тесты, КЛАСТЕР -экономика, фишбоун, синквейн, «бортовой журнал», технологическая карта урока.

Планируемый результат: а) познакомились с отраслью экономики - строительством.

б) дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Критерии оценки результата урока: самооценка и взаимооценка каждого этапа по установленным критериям в «технологической карте» (приложение 2).

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивирова-ние к уч. деят.

3мин

1)Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

2) Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

Добрый день, дорогие гости.

Начинаем урок окружающего мира.

Первой сядет умница, а теперь умники.

2. Эмоциональный настрой.
- Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания.

- Чтобы урок получился интересным, какими должны быть ученики?

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. (Слайды 2 - 9.)

Тест «Из чего что сделано»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные.

Выполняют графический диктант.

Самооценка в технологической карте

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности

II.Актуализация знаний. 2мин.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

ТКМЧП- кластер

Игровая ситуация.

Практический.

На прошлых уроках мы познакомились с понятием ЭКОНОМИКА. Вспомним - что такое ЭКОНОМИКА? Составим кластер. Назовите отрасли экономики.

Учитель даёт наводящие вопросы:

Эта отрасль производит овощи, мясо, молоко;

Эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили;

Эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей.

Эта отрасль экономики не отгадана.

Вы хотите узнать какая это отрасль?

Эта отрасль строит дома, в которых мы будем жить.

Составляют кластер

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Строительство

Предметные умения:

Вспоминают отрасли экономики

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

5мин.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Вызов

Фронтальная

словесная

беседа

ТКМЧП- фишбоун, бортовой журнал

Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён -
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

Предположите по открытому слову «строительство» построить тему урока. Ответить на вопрос: «Как построить новый дом? (Слайд 11.)

Итак , тема урока …..

- Цель урока. …

Вызов. Постановка учебных задач.

Что знаете о том, как построить новый дом.

Бортовой журнал.

Заполним графу «Знаю» в таблице бортового журнала.

Отметьте свой уровень знаний + - ?

Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в парах.

Заполним графу «Хочу узнать».

Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи.

Назовите источники информации. Где будем искать ответы на вопросы?

В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

Определим в какой форме будет проходить урок. Слайд 12

Прочтите старинную пословицу.

Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? Дом построить - не шапку надеть.

Слайд 13

Как построить дом?

Научиться строить дома.

Задачи:(фишбоун)

1. Какие используют строительные материалы.

2. Какие машины помогают строить.

3. Кто работает на стройке.

Собирают из рассыпанных букв - «деловая игра»

Высказывают предположение, что дом построить нелегко.

Самооценка в технологической карте урока

Предметные:

вспоминают известные сведения о строительстве,

понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов через технологию РКМЧП;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 15 мин

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

Осмысление

Физкультминутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Коллективная.

Групповая.

Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

Что же может быть строительным материалом? Из чего строили и строят дома?

Внимательно посмотрите на экран…… Отгадывание ребуса. (Слайд 14.)

- Как назывался дом в старину? (изба)

Экскурсия к русской избе. (Слайд 15.)

а) ЦОР

б) Работа на доске (стрелки - указатели). Восстановить части русской избы.

Видеостроительство дома. (Слайд 16.)

Включается музыка.

Посмотрите видеоролик. Запомните этапы строительства.

Скажите в реальной жизни мы можем так построить дом?

Определим, что надо для строительства дома стройматериалы, рабочие - строители, машины

Работа в группах (бригадах). (Слайд 17.)

(Работают под музыку)

а) Деление на 2 бригады «Строителей» и «Водителей» . Выбор бригадиров.

«Строители » - подбирают строительные материалы и их назначение (Стр. 113 рассмотреть иллюстрации. Карточки)

«Водители » -Подобрать к названию строительных машин - их применение.

Откроите учебники на стр. 114 - прочитайте текст в 4-х, с карандашом в руках. Сделайте на полях необходимые пометки. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

б) Указания к выполнению.

На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.

в) Проверка

Отдохнём

Самооценка в технологической карте этапа осмысление.

Строим дом.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.

Отвечают на вопросы учителя.

У чебник стр. 112-113

Используются разные строительные материалы,

Техника.

Работают в группе. 1- Подобрать к названию строительных материалов их назначение.

2 - Подобрать к названию строительных машин - их применение

Самооценка работы в бортовом журнале.

Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.

Предметные:

Познакомиться со строительными материалами и машинами, профессиями.

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления

V. Закрепление знаний и способов действий. 8мин.

Цель: закрепить навыки правильного письма

Коллективная.

Фронтальная.

1 Игра «Кто работает на стройке?» — закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании. Слайд 21.

Расчищает строительную площадку бульдозером — буль-дозерист; бетонирует фундамент — бетонщик; кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик; поднимает грузы подъемным краном — крановщик; кроет крышу — кровельщик; белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур; делает рамы, двери — плотник; подвозит строительный материал на тракторе — тракторист; подвозит строительные материалы на самосвале — шофер; сваривает металлические конструкции — электросварщик; роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик .

- Назовите профессии людей, занятых на строительстве домов.

- Чем строительство городского дома отличается от сельского ?

Восстановите этапы постройки дома. (Слайд 22.)

Самооценка в технологической карте этапа закрепление

Самооценка в бортовом журнале. 3 задача выполнена

Дети составляют план: 1.Сделать эскиз дома. 2. Подготовить план дома. 3.Подготовить площадку для постройки. 4.Выбрать строительные материалы. 5.Начать строительство (фундамент - кладка стен - крыша). 6.Отделочные работы.

Предметные умения:

знакомятся с профессиями на стройке.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в группе.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 мин.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

ТКМЧП- синквейн

Подведём итог нашего урока.

- Систематизируем знания в виде синквейна

Тема урока - дом

Какие они бывают - городской и сельский

Что знаете про дом - красив, уютен, прочен

Кто строит для человека -

человек - Великий Строитель

Что такое дом? жилище

Каковы были наши учебные задачи?

Дом. Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Вспомните свой дом. Предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства, воспоминания и мысли и помогли построить дом, в котором хорошо живётся.

Читают четверостишие.

У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное - в доме должно быть добро.

Составляют синквейн.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Самооценка в технологической карте этапа рефлексия.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание. 2 мин.

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

1.Тетрадь стр.72 задания1-3

2. Рассказ «Как строили мой дом»

Дополнительное: Можно ли построить дом «вверх тормашками»?

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Приложение 1. Группа(бригада) "Строители"

Задание: 1. Рассмотри иллюстрации в учебнике на стр.113

2. Соедини стрелками 1 столбик с 3 столбиком.

Строительные материалы

Назначение

Кирпич

Для кладки стен. Красный- для изготовления фундамента, белый- для стен.

Песок, цемент, гипс

Для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.

Лесоматериалы - круглый лес, строительные бревна, доски, бруски

Для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.

Щебень - мелкоизмельченный камень

Для изготовления смеси при постройке фундамента дома.

Бетонные плиты

Для покрытия крыш домов.

Шифер, металлическая черепица, листовое железо

Для потолочного перекрытия, стен

Стекло, металлы, пластмасса

Для окон, внутренней отделки.

Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы. (Подойти к доске и показать свой строительный материал.)

Группа (бригада) «Водители»

Задание:1. Рассмотреть иллюстрации и прочитать текст в учебнике стр. 114-115

2. Соедините стрелками 1 и 3 столбики.

Машины

Применение

Бульдозер

Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

Экскаватор

Каждой машине - груз по ее силам.

Машины-автопогрузчики

Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.

Башенные краны

Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

Самосвалы

Для перевозки строительных материалов

Бетономешалка

Применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.

Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке

Приложение 2

Технологическая карта урока окружающий мир

Ф.И___________________________________

Этап урока

Самооценка

Проверка домашнего задания .

Тест «Из чего что сделано»

___________________________

Вызов .

Тема, цель, задачи

Осмысление.

Новый материал. Работа в группе

КРИТЕРИИ

Знаю

+ - ?

Хочу узнать

+ - ?

Узнал

+ - ?

1. Я знаю строительные материалы

2. Я знаю, какие машины помогают строить

3. Я знаю профессии строителей

4.Я умею работать в паре

Я все задания Я затруднился Я допустил

выполнил не более ошибки

без ошибок двух раз удовлетво-

отлично хорошо рительно

Приложение 4

СИНКВЕЙН

ДОМ

ГОРОДСКОЙ и СЕЛЬСКИЙ

КРАСИВ, УЮТЕН, ПРОЧЕН

ЧЕЛОВЕК - ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬ

Тема урока : «Как построить новый дом?»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с профессией «строитель»;
  • расширить представления детей о разных жилищах, строительных материалах и строительных машинах;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом;
  • совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация (Приложение 1 ), видеомагнитофон, видеофильм, карточки-задания для групповой работы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания

Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.

– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Расскажите:

  • как глина превращается в разные изделия;
  • как рождается книга;
  • как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы совершим с вами очередное путешествие. (Приложение 1 . Слайд 2.)

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

– Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?»).

3. Актуализация знаний детей

– А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей)

Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

– А что же было стройматериалом? Из чего строили дома? (Приложение 1 . Слайды 3-11.)

4. Знакомство с новым материалом

– Дома бывают разные. В домах люди живут, в домах работают. Издавна они строились по обычаю предков. На Руси, например, человек начинал с того, что тщательно выбирал место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение.
Ещё в те времена считали, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл».
Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками.
Самые высокие, красивые места отводились для церквей и храмов. Строили их из камня, украшали каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола возводили, используя специальные подъёмные устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы такой подъёмник работал, использовали лошадей. И взмывали ввысь купола соборов и церквей.

5. Работа с учебником

– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы.

– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем текст «На стройке». (Чтение текста.)

– Какие машины облегчают труд строителей? (Ответы детей. Приложение 1 . Слайд 12.)

– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? (Ответы детей. Приложение 1 . Слайд 13.)

– В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести.

6. Физкультминутка

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –
Приглашаем маляра ! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

7. Продолжение работы над новой темой

– На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. (Слайд 14.)

– А теперь посмотрите видеофильм «Кто построил этот дом?» (Просмотр видеофильма.)

8. Закрепление изученного

Работа проводится в группах.

– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на две группы. Вы теперь строительные бригады. Первая бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ, дополняя предложения словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка.

Бригада 1.

Городской дом

Бригада 2.

Сельский дом

Представление результатов работы бригад. Проверка, оценивание работ. (Приложение 1 . Слайды 14-15.)

– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.

9. Итог урока

– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание

– Выполнить задания № 1-3 на странице 41 тетради.

Использованная литература:

1. Зубков Б.В. От колеса до робота. – «Малыш», 1988.
2. Ярославцева А. Что нам стоит дом построить. – «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.
3. «Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
4. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб. «Азбука», 1998.
5. Ефимовский Е. Мудрые науки – без назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб.: ТИТ «Комета», 1994.