Можно ли сидеть во время богослужения. Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько


В повседневной жизни редко кто из женщин задумывается о том, какую позу принять и как выполнить то или иное действие. А ведь от положения тела во многом зависит наше здоровье. Беременным женщинам следует особенно внимательно относиться к выбору удобной позы. Расположение тела в пространстве определяет не только самочувствие будущей мамы в этот сложный период, но и косвенно влияет на рост и развитие плода на всем протяжении беременности.

О положении сидя во время беременности

Специалисты утверждают: длительное сохранение сидячего положения не пойдет на пользу беременной женщине и ее малышу. В положении сидя постоянно работают только одни группы мышц, тогда как другие находятся в расслабленном состоянии. Именно поэтому беременным женщинам не рекомендуется сидячая работа, при которой требуется длительное время сохранять неподвижное положение.

Негативные последствия длительной сидячей работы:

  • снижается активность мышц спины;
  • усиливается давление на межпозвоночные диски в поясничной области;
  • нарушается кровоснабжение органов малого таза и нижних конечностей;
  • замедляется ток крови через плаценту к плоду;
  • повышается риск развития отеков нижних конечностей.
  • Длительное сохранение сидячего положения провоцирует обострение остеохондроза и развитие межпозвоночной грыжи. Со временем появляются боли в поясничной области, дискомфорт в нижних конечностях. За счет нарушения кровотока возможны перепады артериального давления, головные боли, головокружения. Все это существенно ухудшает состояние будущей мамы и мешает нормальному течению беременности.

    Сидячая работа – фактор риска развития варикозного расширения вен нижних конечностей и малого таза. Вероятность развития подобных осложнений повышается во второй половине беременности. Возникающий застой крови в органах малого таза приводит к появлению геморроидальных узлов, сосудистых звездочек и расширенных вен на ногах. Значительно повышается риск развития тромбозов в патологически измененных венах.

    Серьезные проблемы возникают во второй половине беременности на сроке после 24 недель. При длительном нахождении в положении сидя усиливается давление растущей матки на органы малого таза и позвоночник. Нарушается кровоток в полости таза, ухудшается снабжение плода кислородом и питательными веществами. Постоянная сидячая работа в III триместре – фактор риска развития плацентарной недостаточности и других осложнений беременности.

    Выбор позы

    Удобные положения сидя для беременных женщин:

    • Вариант №1 . Сидя на стуле, упритесь спиной в опору. Следите за тем, чтобы ваша спина плотно прилегала к спинке стула. Шея и плечи в этот момент должны находиться на одной оси с позвоночником. Ноги должны стоять ровно с опорой на носки и пятки.
    • Вариант №2 . Сядьте на сиденье, не прикасаясь спиной к его спинке. Устройтесь так, чтобы ягодицы полностью лежали на сиденье. Расслабьтесь: в ногах и ягодицах не должно быть напряжения.
    • Вариант №3 . Сядьте, скрестив ноги (по-турецки). Устройтесь так, чтобы вес тела приходился на седалищные кости. Следите за осанкой: спина должна быть прямая, голова и шея – на одной оси с позвоночником. Поза подойдет для сидения на полу, диване или другой широкой ровной поверхности.

    Предложенные позы считаются наиболее физиологичными. Они не препятствуют нормальному току крови в органах малого таза, способствуют равномерному распределению нагрузки на мышцы и связки, помогают сохранить осанку и полноценно отдохнуть. Такие позы не мешают нормальному течению беременности и развитию плода.

    Важные аспекты

    Выбирая удобное положение сидя, необходимо учитывать следующие моменты:

    1. В положении сидя на стуле ноги должны полностью доставать до пола, упираться в поверхность носком и пяткой. Не следует скрещивать ноги, подгибать их под себя или запрокидывать одну ногу на другую.
    2. Сиденье для будущей мамы должно быть в меру жестким, не проваливающимся под ее весом.
    3. Для удобства можно положить под поясничную область валик или подушку. На помощь будущей маме придут специальные подушки для беременных, призванные снять нагрузку с позвоночника.
    4. В положении по-турецки следует внимательно следить за своим самочувствием и ощущением в ногах. С непривычки от такой позы затекают ноги, появляются неприятные ощущения в виде ползания мурашек, онемения.
    5. Время от времени следует менять позу, вставать, ходить по комнате.
    6. Удобное расположение рук – залог комфорта. Руки должны быть расслабленными. В положении сидя на стуле руки можно сложить перед собой на коленях, положить на стол или подлокотники.

    Что нельзя делать

    • закидывать ногу на ногу;
    • скрещивать ноги;
    • сидеть с опорой только на носки;
    • сутулиться;
    • выгибать спину назад;
    • делать упор на правый или левый бок;
    • длительное время находиться в позе по-турецки (сидя на ягодицах со скрещенными ногами);
    • сидеть, подогнув ноги под себя;
    • сидеть на корточках.

    Меры безопасности

    Беременным женщинам не рекомендуется длительное время находиться в неподвижном положении. Каждые 30-45 минут необходимо делать перерыв: вставать, менять позу. На сроке после 30 недель перерыв потребуется каждые 15-20 минут или по мере необходимости.

    При смене позы следует сделать простую гимнастику:

    • Походите босиком по полу.
    • Быстро сжимайте и разжимайте пальцы ног.
    • Попробуйте захватить пальцами ног мелкий предмет с пола.
    • Сделайте несколько медленных круговых движений ступнями.
    • Перекатывайтесь с пятки на носок и обратно, пока не спадет напряжение с ног.

    Не лишним будет провести разминку и для других групп мышц:

    • Сделайте несколько вращательных движений головой и плечами.
    • Разомните кисти рук.
    • Осторожно потянитесь вверх всем телом.
    • Проведите 30-60 секунд, вытянув руки вперед и расслабив спину.

    Эти несложные упражнения помогут нормализовать кровоток в полости малого таза, привести в порядок мышцы и связки и снять нагрузку с позвоночника.

    В положении сидя важно прислушиваться к собственным ощущениям. Стоит вам занять неудобную позу, в которой нарушается кровоток в органах малого таза – и малыш тут же даст о себе знать активными шевелениями. Излишняя двигательная активность плода – повод сменить позу, встать, пройтись или сделать простую гимнастику. Как только вам удастся занять удобную позу, малыш успокоится. Следите за своим самочувствием – это лучший способ найти подходящую именно вам позу во время беременности.

    Как нужно одеваться в церковь? Нужно ли креститься перед входом в храм и как вести себя и на службе? Можно ли сидеть в церкви? Обязательно ли креститься, делать поклоны или вставать на колени? Рассказываем просто и понятно о том, как правильно вести себя в православном храме.

    Какие правила существуют в Церкви?

    Вообще, как таковых правил, как надо вести себя в церкви, гораздо меньше, чем принято считать. Возможно, оно вообще есть только одно - запрещается заходить в алтарь, если на это нет благословения настоятеля храма. Всё остальное: одежда, как внешне проявлять свою молитву и так далее - это в сложившиеся годами традиции и установления, либо же само собой разумеющиеся вещи, которые ни к чему нарушать - тем более специально.

    Не бойтесь нарушить этих правил по незнанию. Но и осознанно бросать вызов устоям - тоже неправильно. Мы собрали для вас ответы на несколько вопросов, которые чаще всего задают те, кто или в первый раз идет в храм или только знакомится с христианской церковной жизнью.

    Итак: как правильно вести себя в храме.

    Как нужно одеваться в церковь

    О том, как можно или нельзя одеваться в церковь, существует много мнений и домыслов. На деле все проще.

    Одежда отражает если и не наше отношение к жизни, то по крайней мере наше настроение на данный момент.

    В церковных книгах нигде не прописан регламент на одежду. Но в православной христианской Церкви все-таки сложилось представление о том, как должен выглядеть христианин, который идет в храм. Подразумевается, что он идет в храм с радостью - поскольку там его ждет встреча с Богом и Причастие. Иногда идет с печалью. Но всегда - с желанием хотя бы на миг отбросить суетное и бренное мира сего и погрузиться в мир духовный.

    Поэтому очевидно, что в храме было бы странно появиться в вечернем платье - которое, если и подходит, то для романтического ужина, когда нужно понравиться человеку напротив.

    Нигде в церковных документах нет запрета на шорты для мужчин, но мы понимаем, что шорты - это одежда, которая подходит для мест, где люди раскованны, расслаблены, не имеют каких-то строгих обязательств к окружающим - на пляже, на отдыхе, на прогулке в жару. Атмосфера и цель посещения храма подразумевает обратное состояние духа, именно поэтому странно прийти в церковь на службу в сланцах и шортах.

    По большому счету, когда мы одеваемся для того, чтобы пойти в церковь, мы должны заботиться о том, чтобы выглядеть красиво, аккуратно и не вызывающе - чтобы не смутить своим видом других верующих. Или монахов, которые проходят много испытаний, а потому вид девушки в короткой юбке или с открытыми руками может быть для них серьезным искушением.

    Но не должно быть и пренебрежения к одежде, поскольку запущенный внешний вид - это такой же вызов обществу, как одежда «не по случаю».

    Обязательно ли надевать платок в церковь?

    Головной убор для женщины - это укоренившаяся традиция в России, и ее лучше не нарушать. Тем более, что она ведет свои корни от апостольских времен (апостол Павел говорил, что для замужней женщины платок - символ ее покорности мужу).

    Если у вас нет с собой платка или любого головного убора - попросите в храме за свечным ящиком. Как правило, они там есть - бесплатные.

    Также в некоторых храмах - особенно в монастырских, - женщин, если они пришли в джинсах или штанах, просят повязывать вокруг пояса большой платок - чтобы получилась юбка.

    Хотя есть приходы, в которых к головным уборам, наоборот, относятся либерально. В московском много прихожан-женщин стоят на службе без платков - там так принято.

    Можно ли надевать в храм яркую одежду?

    Конечно! Христианство - это религия радости в пребывании с Богом, радости от жизни, и наша яркая одежда может замечательно свидетельствовать о Христе.

    Единственное, когда яркая одежда может быть не совсем уместна - в Великий Пост, особенно последние дни перед Пасхой - на Страстной седмице.

    Можно ли надевать красивое платье?

    Конечно! Если только по красотой не подразумевать его открытость и откровенность. Женщины издавна старались одеться в Церковь красиво - как на праздник, потому что Литургия и Причастие - что это, если не праздник для души?

    В общем, отвечая на вопрос «как нужно одеваться в церковь»: одевайтесь так, чтобы ни себя и никого из окружающих не смутить, но одевайтесь аккуратно и красиво, чтобы никто не подумал, что храм и христианство это место неопрятных людей. У живущего в миру опрятность внешняя показывает, что он опрятен внутренне. А ведь именно внутренняя опрятность - одна из главных целей христианина.

    Креститься перед храмом - это обязательно?

    Нет, креститься перед входом в храм - такого правила нет. Но это принято делать.

    Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

    Можно ли сидеть в церкви?

    В храме можно сидеть. И даже нужно, если вы плохо себя чувствуете или уже ни о чем другом, как о «посидеть», думать не можете.

    Русской христианской традиции, действительно, свойственно делать акцент на том, что хорошо бы всю службу выстоять на ногах. Это идея подвига - того небольшого подвига, который доступен каждому христианину. Поэтому скамеек или сидушек в православных храмах на Руси всегда было мало: только вдоль стен, да и о то - не в каждом храме.

    Однако подвиг должен браться под силу. Поэтому никаких установлений в Церкви относительно того - нужно стоять всю службу или нет - не имеется. Есть силы - прекрасно. Нет сил - ничего страшного. Во время некоторых частей вечернего богослужения даже полагается сидеть - например, во время чтения кафисм (псалтири).

    А в Болгарии в большинстве храмов сидеть, едва ли, не принято. И в православной Греции в некоторых храмах скамеек много и располагаются они не только у стен, но и в центре придела. Как здесь:

    Нет никакого смысла превращать богослужение в спорт для самого себя. Особенно - когда это касается длинных праздничных богослужений, которые в монастырских храмах могут идти по три часа и больше. Поэтому часто можно видеть, как прихожане приносят на многочасовые богослужения складные стульчики.

    В общем, сидеть в храме или не сидеть - это нужно решать по ситуации и исходя из собственных сил.

    Обязательно ли вставать на колени или делать поклоны?

    В том, что касается внешних проявлений молитвы у человека - такого понятия, как «обязательно», нет. Человек молится так, как ему удобно.

    Хотя, наверное, странно если православный христианин, придя в храм, за всю службу ни разу не осенил себя крестным знамением - потому что крестное знамение для христианина это и символ, и глубокий смысл, и поддержка.

    Но если вы только начинаете ходить в храм, только знакомитесь с христианской традицией - не бойтесь вести себя так, как вам спокойно. Крестное знамение - это внешне проявление, но главное все же - что происходит у человека внутри.

    С поклонами дело обстоят точно также. Преклонение колен - это символ глубокого сокрушения или глубочайшего трепета перед святым или Господом. Для кого-то - это неотъемлемая часть их молитвы. Кто-то их не делает. Иными словами, одно лишь число поклонов не делает христианина лучше или хуже.

    Хотя, по мере погружения в традицию и духовную жизнь, нужда в поклонах - в том числе земных и коленопреклоненных - становится вполне естественной.

    При этом, в Церкви есть периоды, когда вставать на колени в храме нельзя - это воскресные дни, и дни крупных Церковных Праздников, а также 50 дней после Пасхи. Всё по той же причине: преклонение колен - это символ глубокого покаяния, а Праздник - это время не скорби, но соборной радости.

    Ну и в завершение: еще раз - основные правила, как принято себя вести в храме и что в церкви делать не принято или нельзя.

    Как правильно вести себя в храме:

    • В храме нельзя разговаривать вслух - особенно во время богослужений. Считается, что любые праздные разговоры вообще неуместны в церкви. Если вам нужно приобрести что-то у свечного ящика - делайте это тихо и спокойно, говорить вполне можно приглушенным голосом.
    • Нельзя пользоваться мобильным телефоном. Обязательно выключайте звук перед входом, а лучше выключайте сам телефон. Зачем он нужен в храме?
    • Влюбленным или супругам - нельзя держаться за руки или как-либо проявлять свои чувства. Это даже в общественных местах не всегда уместно, а уж в храме.
    • Нельзя есть или пить. Очень хочется перекусить именно прямо сейчас - выйдите на улицу.
    • Мужчинам в храме нельзя быть в шортах , сандалях или сланцах на босую ногу.
    • Женщинам нужно стараться не приходить в храм в вызывающих и открытых платьях. По крайней мере, в мужских монастырях и не идти в таком виде на исповедь. Желательно всегда быть с покрытой головой.
    • Нельзя заносить в храм самокаты или велосипеды , а также перемещаться на роликах. Перемещаться по церкви на роликах - это было бы по меньшей мере странно, да?
    • Нельзя заходить в алтарь или подниматься по ступеням к нему - это место только для священнослужителей или для тех, кому настоятель храма на это благословил. И это, наверное, единственное действительно настоящее правило.

    Этот и другие посты читайте в нашей группе во

    По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

    1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

    «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

    2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

    Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

    «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

    3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

    Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе» .

    4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.

    Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».

    5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

    6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.

    В книге «Псальтирь» сказано в «кратком изъявлении»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра «.

    В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

    7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно. И уже тем более православный храм - не место для мобильных игр, вроде Pokemon Go.

    8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

    9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.

    10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

    Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» .

    Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».

    12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не проходите между священником и алтарной частью.

    13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

    Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

    14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.

    15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

    Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

    16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор - сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.

    Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».

    17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

    18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.

    Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».

    19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» - древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.

    20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

    21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

    22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.

    23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

    24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

    25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.

    Многим прихожанам православной церкви известны церковные приметы и суеверия, однако большинство неверно их трактует. Какие же каноны поведения в храме имеют под собой смысловую основу, а какие — нет? И что по-поводу суеверий думает сама церковь?

    В церкви нельзя разговаривать

    Считается, что если прихожанин будет говорить в церкви, то навлечет на себя скорби. Очень часто это правило воспринимается буквально, и люди, заходя в храм, бояться много говорить, чтобы не накликать на себя беду.

    Такое правило не имеет ничего общего с церковным уставом. В храме Божьем разрешено говорить, если, конечно, речь не идет о пустых разговорах, которые отвлекают от молитвы остальных прихожан.

    Нельзя спрашивать в церкви время

    Спросить, сколько времени, значит, укоротить себе жизнь. По другой версии, в церкви нельзя спрашивать о времени, так как на небесах понятия времени не существует, и своим вопросом прихожанин может разгневать Бога.

    Почему беременным нельзя ходить в церковь

    Эта церковная примета достаточно распространенная. Некоторые прихожане считают, что женщину во время беременности можно легко сглазить, а порча чаще всего наводится, как ни странно, именно в храмах. По другой версии, беременным нельзя ходить в церковь потому, что в своем положении ей сложно отстоять всю службу.

    В любом случае, церковь не запрещает ходить беременным в храмы, а наоборот, поощряет.

    Нельзя скрещивать руки за спиной

    По словам священнослужителей, это старинное суеверие не имеет под собой никакой основы. Те, кто в это верят, считают, что бесы начинают крутиться возле человека со скрещенными руками. Такая поза как бы создает карусель для нечистой силы.

    Священнослужители таким сказочкам только улыбаются. Они уверены в том, что то, как вы стоите в церкви не имеет никакого значения - это сугубо этический момент, который отражает вашу покорность и преданность Богу.

    Нельзя сидеть в храме.

    В отличие от позы, следующий вопрос оказался более категоричным. Сидеть в храме святые отцы не рекомендуют. По религиозным канонам подобные привилегии имеют только больные или очень уставшие люди.

    Можно ли ходить в церковь во время месячных?

    Существует версия, что женщина во время менструального цикла считается «нечистой», то есть в такие дни путь в церковь должен быть запрещен. По другой версии, кровь, «нечистота» женщины, привлекает бесов. Есть еще одна версия — менструальная кровь является проявлением сексуальности, что считается в церкви недопустимым.

    А вот, что по этому поводу говорят церковные правила:

    Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

    Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

    • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
    • для женщин во время месячных выделений.

    Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько.

    Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

    Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

    По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

    На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

    Отсюда и вывод - наверное, не стоит доверять всем суевериям и приметам, связанным с посещением церкви.

    Не стоит забывать, что все приметы придумали мы сами. Обрядность, придуманная людьми, и вера — вещи совершенно разные.

    При посещении церкви достаточно соблюдать самые простые правила:

    В какой одежде считается приличным зайти в церковь?

    Даже если вы неверующий и решили зайти сюда из простого любопытства, помните, что неуместно посещать церковь в туалете ярких расцветок. Верующие пришли сюда помолиться, и ничто не должно их отвлекать от этого действа. Женщины надевают платье темных тонов и лишь к святому причастию — белое. Нельзя заходить в церковь в шортах, женщинам — в брюках. Это может закончиться тем, что прислужник выведет вас на улицу.

    Как вести себя в церкви и, в частности, во время службы?

    В церковь входят медленным шагом, осенив себя крестным знамением. Стоят скромно и молча. Если возникает необходимость что-нибудь сказать, делают это тихо и коротко. Желательно приходить к началу службы. Опоздавшие входят незаметно. Нежелательно входить в церковь во время главных молитв: чтения Евангелия, пения «Отче наш» и т. д.

    Можно ли уйти во время богослужения?

    Только очень тихо. Нежелательно уходить во время главных моментов литургии. Верхом неприличия считается уход из церкви во время проповеди.

    Когда целуют крест?

    Принимая благословение. Сначала целуют крест, затем руку священнослужителя.

    Нужен ли головной убор в церкви?

    Считается приличным, когда женщина входит в церковь с покрытой головой, а мужчина без головного убора.

    Как вести себя в иноверной церкви?

    Прежде чем туда заходить, чтобы посмотреть богослужение или осмотреть храм, неплохо бы узнать о главных особенностях исповедания, чтобы не допустить бестактности и не нарушить тех или иных правил. Нельзя делать замечания и комментировать тот или иной обряд, спрашивать о значении той или иной молитвы. Зайдя в чужой храм, нужно с уважением относиться к иной религии и тем, кто ее исповедует.

    Следует знать, что в церкви вас никто не подвергнет наказанию, главное с каким сердцем и душой вы туда заходите и что чувствуете, стоя в молитве!

    Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время Богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

    «Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»

    Архиепископ Викентий:
    - В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

    Я не хожу в храм, т.к. в огромном скоплении народа мне очень тяжело сосредоточится на молитве. Особенно тяжело перед исповедью. Свободного времени дома почти нет, и приходя в храм, я надеюсь лишний раз остановиться и подумать о своей жизни, настроиться на нужный лад. Но в нашем храме так устроено, что скамеечки для пожилых и немощных людей стоят как раз вдоль "пути" к исповеди. И очень часто бабушки достаточно громко обсуждают свои болезни, неустроенность, новости и т.д. Все это очень раздражает. Я не могу от этого спрятаться (уши-то нам Господь дал именно для этого – слышать). Что делать, подскажите?

    Священник Михаил Немнонов:
    - Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч человек, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы находимся в более комфортных условиях.
    А Вам легко сосредоточиться на молитве там, где нет большого скопления народа? Например дома, утром и вечером? Так это Господь виноват, что мы не можем молиться - Он послал нам бабушек и тесные храмы, и еще уши дал?
    Духовная жизнь - это труд, а не отдых. Ее красота открывается тем, кто желает, что называется, "ударить палец о палец". А утешение в ней получают те, кто не утешения ищет.
    Давайте вместо того, чтобы искать, что мы можем получить в Церкви, будем думать о том, что мы можем сделать , находясь в Церкви. Тогда и теснота, и уши, и бабушки нам не помешают.

    В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

    иерей Олег Давыденков, доктор богословия:
    Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

    Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

    Иеромонах Алексий:
    - Касательно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень- это не причина того, чтобы не понуждать себя к молитве стоя.

    КАК ПОБОРОТЬ УСТАЛОСТЬ

    Попросите своими словами у Господа укрепить вашу немощь и вы убедитесь в Его милости.
    А еще самый простой способ есть - посмотреть на Распятие, висящего на Кресте Христа. И устыдиться своей слабости.
    Если Вы впервые на богослужении и регулярно не участвуете в Таинствах Исповеди и Причастия, то сильная усталость, недостаток воздуха и тяжело переносимый запах фимиама при каждении относятся больше к духовной, чем физической сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искренней исповеди и Причастия, как правило, гнетущие чувства исчезают.
    Существует и чисто психологическая сторона утомляемости у новоначальных: не зная состава и длительности службы, не имея навыка в понимании церковно-славянского языка молиться значительно сложнее. Вообще, утомление обратно пропорционально активности Вашей богослужебной жизни. Чем чаще Вы молитесь в храме, тем естественнее будет длиться служба.

    И помните: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.