Факторы и условия размещения производства. Факторы размещения химической промышленности

Факторы размещения производств - это условие какого либо процесса, в нашем случае размещения предприятий. В отличие от принципов, они выражают объективные процессы (мало зависящие от нашей воли). Среди факторов можно выделить группы:

1. Технико-экономические факторы (связанные с научно-техническим прогрессом (НТП) и научной революции, новыми технологиями, в частности, сбыт газа был обусловлен возможностями прокладки газопровод, но технический прогресс позволил расширить рынки сбыта природного газа за счёт экспорта сжиженного газа (Ближний Восток-Япония, Алжир-Франция).

Технико-экономические факторы размещения предприятий обусловлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства. В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Концентрация производства оказывает влияние на размещение предприятий, которое осуществляется, прежде всего, так, чтобы крупные предприятия имели сопутствующую инфраструктуру. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции.

Для крупных предприятий значительно усложняется выбор мест их размещения, мероприятия по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения предприятия.

  • 2. Сырьевые факторы, которые могут быть выражены через такие показатели к материалоемкость (обеспечение материалами), топливоёмкость, металлоёмкость, энергоёмкость, водоёмкость.
  • 3. Природные факторы. Связанные в том числе с открытием новых месторождений. (Алмазы - пример: Архангельская обл., Липецкая обл. Ювелирные фиолетовые алмазы. Разработка этого месторождения может изменить алмазный рынок) .

К природным относятся экологические факторы - экология всё больше влияет на размещение производства: (КМА, Чернобыль).

  • 5. Социальные факторы размещения. Определяются условиями жизни на данной территории (примеры: не так давно на территории России некоторые территории были объявлены свободной экономической зоной, но социальные факторы были не на высоте. Пример, инфраструктура Ингушетия).
  • 6. Политические факторы (Офшор в Ингушетии-Чечня).
  • 7. Военно-стратегические факторы - размещение, укрепляющее границу .

Факторы размещение более устойчивы чем принципы, хотя и изменяются. Их можно также изучать в спектрах инерционности, когда хозяйство России, обладает огромной инерцией и поддаётся перестройке только через десятилетия.

Можно отметить факторы активизации и ограничения размещения предприятий. Факторы действуют комплексно (например, природные, экологические факторы и связанные с размещением населения, трудовых ресурсов).

Важно также учитывать, что в экономической теории не так много теорий размещения предприятий, которыми можно руководствоваться на практике, и еще меньше таких, которые на практике применялись.

Ниже приводится классификация промышленных отраслей экономики, учитывающая факторы размещения предприятий.

В первую группу такой классификации включаются отрасли, размещаемые в районах высокой концентрации трудовых ресурсов. К ним относятся приборостроение, электротехническая промышленность, ряд отраслей легкой промышленности (текстильная, трикотажная, швейная), фармацевтическая, производство изделий из пластмасс.

Ко второй группе относятся те, которые экономически тяготеют к рынкам сбыта продукции. Это отрасли пищевой промышленности (частично), производство кирпича, железобетонных изделий и другие.

В третью группу входят отрасли, размещаемые преимущественно у источников сырья: добывающая промышленность; отрасли, перерабатывающие многотоннажное сырье (черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность); пищевая, как связанная с переработкой малотранспортабельного сырья (сахарная, консервная), хлопкоочистительная.

К четвертой группе следует отнести отрасли, тяготеющие к районам дешевой электрической энергии: производство алюминия, ферросплавов, цветных металлов и другие.

В пятую группу включаются отрасли, которые тяготеют к источникам топлива: тепловые электростанции, отрасли химической промышленности и другие.

К шестой группе относятся отрасли, которые по своему характеру не имеет ярко выраженной ориентации: ряд отраслей машиностроения и другие.

Отраслевая структура промышленности России характеризуется следующими чертами: во-первых, преобладанием отраслей по добыче и переработке топлива и сырья; во-вторых, низкой долей отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения; в-третьих, высокой долей отраслей ВПК.

Место России в международном разделении труда определяют топливно-энергетический комплекс, металлургия, ВПК.

Размещение промышленности - это пространственная форма развития производства. Факторы развития промышленности представляют собой совокупность условий и факторов, определяющих конкретное место любого производства. К таким факторам относят:

  • 1) природные условия и ресурсы играют определяющую роль в размещении добывающей и топливной промышленности;
  • 2) социально-экономические факторы определяют географию размещения населения и территориальную концентрацию;
  • 3) технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовой продукции. К ним относят: материалоемкость, водоемкость, энергоемкость, трудоемкость, наукоемкость, фондоемкость, капиталоемкость, транспорт, рентабельность;
  • 4) организационно-экономические факторы определяют специфику производства, кооперацию и комбинирование производства;
  • 5) экономико-географическое положение;
  • 6) особенности общественно-исторического развития .

В настоящее время ранжирование основных факторов производства имеет следующий вид: топливно-энергетический фактор, топливно-сырьевой фактор, тяготение к трудовым ресурсам, ориентации на районы потребления готовой продукции, возможность развития кооперирования, тяготение к научным центрам.

Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи.

Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли народного хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура - это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость.

Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко дифференциация выражена в промышленности, где выделяются 11 укрупненных отраслей, 150 простых производств и свыше 300 подотраслей.

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям - зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам. Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов . Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи - совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира.

ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Прежде чем приступать к изучению отдельных отраслей мирового хозяйства (а затем регионов и некоторых стран), необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил.

Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

Старые факторы размещения.

К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

Фактор территории. Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы.

В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории.

Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории, степень ее компактности.

Фактор экономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами.

Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация".

В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами.

Н. Н. Баранский писал, что страна может исправлять, улучшать свое ЭГП. В качестве примеров он приводил сооружение Панамского канала и проведение трансконтинентальных железных дорог в США.

Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям.

Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

Северные районы мира занимают огромную площадь - 20 млн. км 2 , из которых 11 млн. приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов.

Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн. км 2 . Освоение шельфовых районов привело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля "морской нефти" в общемировой ее добыче превысила 1/4, а доля "морского газа" 1/5. Главные районы добычи - Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы.

Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды.

Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции.

Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется - "Дорога к ресурсам".

Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах.

Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства и территориальную структуру хозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно "притягивает" хозяйственную деятельность, а отсутствие их "отталкивает"; в первую очередь это относится к трудоемким отраслям.

В эпоху НТР влияние фактора трудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность, непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов.

Крупнейшие промышленные районы и городские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическим потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрами притяжения дополнительных трудовых ресурсов - как из других стран Европы, так и из внеевропейских стран.

Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США.

В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числе женскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточным производством. Но еще большее значение приобрела ориентация на высококвалифицированные трудовые кадры, на "качество" рабочей силы.

Фактор территориальной концентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана и территориальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях. Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давно сформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др.

Однако чрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеет и ряд отрицательных последствий - прежде всего для качества окружающей среды. Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориального рассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий, мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.

Новые факторы размещения

К ним прежде всего относятся: фактор наукоемкости и экологический фактор.

Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам - большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные "города науки". Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их.

В России главные центры научных исследований - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Франции половина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии - в Токио. А в США - основные научные исследования ведутся в университетах, рассредоточенных по всей стране.

В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характеру технопарки и технополисы , в которых осуществляется вся технологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовой наукоемкой продукции. "Парковый бум" начался в США еще в начале 50-х гг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии, да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках стран мира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затем получила широкое распространение.


По существу, технополисами являются и многие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Пущине, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири - Академгородок под Новосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемых закрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье (Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири (Томск, Красноярск).

Экологический фактор. Этот фактор, существовавший и ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть "грязных" производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется.

Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до и после второй мировой войны считался одним из самых "грязных" в Европе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программа по охране атмосферы под девизом "Чистое небо над Руром", в результате которой многие производства были закрыты или выведены из этого района.

Главный вывод. НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось.

Задачи и тесты по теме "Факторы размещения: старые и новые"

  • Размещение населения - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Заданий: 8 Тестов: 1

Ведущие идеи: современный этап развития мирового хозяйства и международных экономических отношений складывается под влиянием НТР, которая за последнее время стала носить перманентный хараектер; основные тенденции в развитие мирового хозяйства характеризуется дальнейшим углублением международной специализации стран, усложнением международных экономических связей, усилением неравномерности развития отдельных стран и территорий.

Основные понятия: мировое хозяйство (МХ), международные экономические отношения (МЭО); отрасль международной специализации, международное разделение труда (МРТ), международная торговля, торговый баланс, экспорт, импорт; научно-техническая революция (НТР), характерные черты и составные части НТР, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); торгово-экономические блоки (ГАТТ - ВТО), международная специализация производства (МСП), международное кооперирование производства (МПК), транснациональные корпорации (ТНК); открытая экономика, свободные экономические зоны (СЭЗ); географическая "модель" мирового хозяйства, "Север и Юг", "центр" и "перифирия", интеграция; отраслевая структура хозяйства, наукоемкость, новые, старые и новейшие отрасли, "авангардная" тройка, аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства; территориальная структура хозяйства; старопромышленные и депрессивные районы, районы нового освоения, региональная политика развитых и развивающихся стран, "полюса роста", "линии проникновения".

Навыки и умения: уметь давать характеристики НТР, МХ, МЭО, МГРТ, сопровождая их четкими определениями; давать сравнительную характеристику отраслям международной специализации, отраслевой и территориальной структурам хозяйства развитых и развивающихся стран, объяснять различия, определять тенденции, используя статистический, графический и картографический материал.

Основные вопросы. Как размещается хозяйство мира? Какие факторы определяют размещение производства в разных районах?

Общая характеристика размещения мирового хозяйства . Мировое хозяйство по совокупности взаимосвязанных географических и экономических примет и явлений можно разделить на крупные географические регионы (Северная Америка, Европа, Африка и т.д.). В размещении мирового хозяйства выделяется десять основных экономических регионов (рис. 14.1.Пространственная структура мирового хозяйства). Пять регионов образуют группы стран с высокой долей в валовом мировом продукте (Северо-Американский, Западная Европа, Новые индустриальные страны Азии, Содружество Независимых Государств, Страны персидского залива). В качестве отдельных регионов выступают отдельные страны: Китай, Индия, Япония, Бразилия и Мексика.

Ведущее положение в современном мировом хозяйстве занимает Северная Америка и Западная Европа, доля которых в ВВП приблизительно равное (21-22%). На третье место в конце ХХ в. вышел Китай, обогнавший по темпам роста ВВП Японию. Выделяются новые индустриальные страны Азии, страны СНГ, Индия, Бразилия, Мексика и нефтедобывающие страны Персидского залива. Во второй половине ХХ в.в. мировом хозяйстве возрастает роль стран нового Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь сосредоточены огромные трудовые ресурсы и запасы полезных ископаемых, более половины олова, каменного угля, меди, урана, 40% железной руды. Регион занимает выгодное экономико-географическое положение и ориентируется на использование новых технологий.

Факторы размещения производства. Под основными факторами размещения производства (природными и общественными) понимаются природные, экономические и социальные условия, при которых создаются оптимальные возможности для организации производства. Природные факторы – зависимость размещения промышленности от природных условий и ресурсов. Их наличие, или недостаток, отсутствие определяют затраты на производство продукции, величину доходов предприятий. Экономико-географическое положение (ЭГП) – положение данной территории относительно путей сообщения, рынков сбыта, источников сырья и т.д. По степени влияния факторов на развитие хозяйства различают материалоемкие , энергоемкие , трудоемкие и отрасли производства ориентированные на потребителя.

Обеспеченность территории различными видами природных ресурсов (сырьевой) – полезными ископаемыми, лесными, водными и др., а также близость или удаленность от этих ресурсов. Возможности и удобства подвоза сырья, вывоза готовой продукции (потребительский) , а также стоимость их транспортировки (транспортный). Расходы на перевозки сырья и готовой продукции могут быть очень высокими.

Большое значение для организации хозяйства имеет наличие топлива (топливный фактор) и электроэнергии (энергетический ). Отдельные производства требуют большого количества электроэнергии, угля, газа. Это энергоемкие производства (производство алюминия, других цветных металлов).

Наличие спроса и рынков сбыта. Это относится и к малотранспортабельной продукции.

Наличие дешевой рабочей силы (трудовой) , высококвалифицированных и образованных кадров. Наличие дешевой рабочей силы в развивающихся странах вынуждает выносить трудоемкие производства с территории развитых стран, где наблюдается их дефицит, в развивающиеся.

Экологический фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести существенный вред окружающей среде. Отдельные виды производств требуют дорогостоящих очистных сооружений.

Территориальная концентрация производств , наличие (концентрация) хозяйственных объектов и населения в определенных центрах, районах, узлах. Учет этого фактора позволяет налаживать связи с другими предприятиями, экономить на транспортных расходах.

Роль каждого фактора размещения производства оценивается через цены на продукцию. Для установления затрат на производство и ожидаемой прибыли анализируется стоимость сырья, его подвозка, оплата труда рабочих, строительные работы, строительство очистных сооружений.

1. Какие особенности наблюдаются в современном размещении мирового хозяйства? Какие отрасли промышленности тяготеют к источникам сырья? *2. Какие отрасли промышленности относятся к энергоемким? Объясните причины. **3. Покажите на примерах роль экологического фактора в размещении предприятий промышленности и сельского хозяйства?

Факторы размещения – это совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий и развитии хозяйства регионов.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному использованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

Таким образом, различают следующие группы факторов:

§ природные – количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические условия и т.д.

Природную основу развития и размещения промышленности России образуют ресурсы минерального сырья и топлива, водные, рыбные и другие ресурсы животного и растительного происхождения. Учет сырьевого фактора требует глубокого изучения запасов, качества и экономики использования сырьевых, топливных и энергетических ресурсов каждого района. По характеру влияния сырьевого фактора все отрасли промышленности подразделяются на добывающие и обрабатывающие. Характер залегания полезных ископаемых, количество и физико-химические свойства и методы добычи оказывают влияние на размеры горных предприятий, формы организации производства и в конечном итоге определяют экономическую эффективность отраслей добывающей промышленности.

Объем производства отдельных горнодобывающих предприятий, производительность труда, удельные капитальные вложения и себестоимость продукции в значительной степени зависят от глубины залегания полезных ископаемых. Например, средняя глубина разработки угольных месторождении составляет: в Донбассе - 558 м, Кузбассе - 262 м, Карагандинском бассейне - 384 м и Экибазстузском - 90 м и т.д. Если мощность угольных пластов в Донецком бассейне, как правило, не превышает 2,5 м, то в Кузнецком бассейне она достигает 25 м, Канско-Ачинском и Экибастузском - 70-100 м. По сравнению с шахтами Донбасса на разрезах Экибастузского бассейна производительность труда в 18 раз выше, а себестоимость 1 т угля в 12 раз ниже.

В отличие от добывающей промышленности влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающей промышленности зависит от роли в экономике каждой отрасли предметов труда, а также от потребительских свойств продукции.

Например, высокоматериалоемкие отрасли, где удельный расход сырья намного больше единицы (в сахарной промышленности – 5-7 т, в гидролизной промышленности – 5,3-7,6, при выплавке меди из концентратов – 7,5 и т.д.) имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию.

Высокоэнергоемкие отрасли ориентируются на массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы.

Существенный корректив во влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающих отраслей вносят свойства вырабатываемой продукции. Они в основном определяют ее экономическую и технологическую транспортабельность.

На размещение промышленного производства все большее влияние начинает оказывать наличие водных ресурсов. Это объясняется увеличением мощности предприятий и общим ростом водоемкости производства, связанных с развитием металлургической, целлюлозно-бумажной и, особенно, химической промышленности, где вода служит не только вспомогательным материалом, но и одним из важных видов сырья.

Значительное влияние на размещение промышленности оказывает географическая среда, т.е. климатические условия, гидрологический режим рек, рельеф территории. Климатические условия оказывают влияние на размещение промышленных предприятий в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах. В районах с неблагоприятными климатическими условиями будут выше затраты на воспроизводство рабочей силы, капитальные вложения при строительстве предприятий и издержки по их эксплуатации.

§ экологические – степень бережливого использования природных ресурсов и обеспечения здоровых жизненных и трудовых условий для населения;

§ социально-демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры и др.

На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов и плотность потребления. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей промышленности, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства. Чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.



Плотность потребления, которая характеризуется размерами спроса населения на ту или иную продукцию, действует в направлении, противоположном сырьевому и топливно-энергетическому факторам. К районам и центрам потребления тяготеют обычно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения или производят малотранспортабельную и скоропортящуюся продукцию. Роль потребительского фактора часто усиливается фактором трудовых ресурсов, поскольку места сосредоточения населения одновременно не только источники рабочей силы, но и потребители значительного количества промышленной продукции.

§ технические – достигнутый и возможный уровень техники и технологии;

§ технико-экономические – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции и др.;

§ экономические – экономико-географическое и транспортное положение, стоимость капитальных и текущих затрат, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, территориальные экономические связи и т.д.

Определенное влияние на размещение различных отраслей промышленности оказывает транспорт. Например, в отраслях черной металлургии, цементной, кирпичной и других, где доля транспортных издержек составляет 35-50 % стоимости их продукции у потребителя, транспорт имеет решающее значение. Возможность сокращения затрат на транспортировку играет большую роль в повышении экономической эффективности территориальной организации этих отраслей.

В суперфосфатной, мясной, целлюлозно-бумажной и некоторых других отраслях промышленности доля транспортных затрат составляет 10-25 %. Здесь этот фактор имеет значительную, но не решающую роль. В машиностроительной текстильной, кожевенно-обувной и т.п. отраслях промышленности доля транспортных издержек составляет 3-5 % , и здесь этот фактор не играет существенной роли. Однако даже для этих отраслей сокращение транспортных затрат, достигающих значительных размеров, имеет немалое значение.

Из всего многообразия факторов размещения хозяйства одни из них свойственны многим его отраслям, например тяготение к потребителю (и в отраслях производственного комплекса, и в отраслях непроизводственной сферы), другие присущи лишь какой-то одной отрасли или группе отраслей (тяготение к рекреационным ресурсам).

Однако каждая отрасль хозяйства имеет свойственный именно ей набор факторов ее размещения. Причем даже общие с другими отраслями факторы в каждом конкретном случае проявляются с разной силой, и если для одних отраслей какой-либо фактор оказывает решающее воздействие на географию отрасли, то в другой отрасли он имеет второстепенное значение. Таким образом:

§ для каждой отрасли хозяйства характерны свои набор и сочетание факторов ее размещения;

§ сочетание и роль отдельных факторов размещения хозяйства в той или иной стране зависят от отраслевой структуры хозяйства страны или района.

Поскольку отраслевая структура большинства стран мира эволюционирует по пути увеличения доли отраслей непроизводственной сферы и уменьшения доли отраслей производственной сферы, можно констатировать, что возрастание роли потребительского фактора в размещении хозяйства является общемировой тенденцией. Особенно это характерно для развитых в экономическом отношении стран, где сегодня данный фактор уже стал определяющим в размещении их экономического потенциала.

Вместе с тем для развивающихся стран и, к сожалению, в значительной степени для России исключительно велика роль ресурсных, топливно-энергетических и природно-климатических факторов в размещении хозяйственного потенциала, ибо отраслевая структура их хозяйства характеризуется:

§ преобладанием производственной сферы над непроизводственной;

§ преобладанием в отраслевой структуре промышленности нижних ее этажей (топливо-, энерго-, и сырьеемких);

§ как правило, большей долей в ВВП по сравнению с развитыми в экономическом отношении странами сельскохозяйственного производства.

Поскольку для каждой отрасли характерны свой набор и свое сочетание факторов ее размещения, есть смысл рассматривать эти факторы в ракурсе отраслевой их дифференциации. Наиболее сложный набор факторов размещения и их сочетание характерны для промышленности.

В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.


Факторы размещения – конкретные силы, непосредственно действующие на выбор размещения. Можно сказать, что факторы размещения являются элементами условий размещения – более общих составляющих территории, являющихся основой среды (обстановки) размещения.

К условиям размещения относятся природная среда, население (производитель продукции и ее потребитель), материально-техническая и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно исторические условия развития производства.

Различают следующие группы факторов:

Природные , к которым относят количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические характеристики территории. Они играют определяющую роль в размещении добывающей промышленности и топливо-, энерго-, сырье-, водоемких производств.

Социально-экономические , к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.

Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.

Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.

Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7-10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1-3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.

Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1-2% до 15-25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м 3 свежей воды в 3-4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.


Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.

Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на 1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности. При этом особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.

Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой – от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 – к районам и местам потребления готовой продукции.

Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства.

Особенности общественно-исторического развития . К ним относят: характер общественных отношений, особенности современного этапа развития государства, стабильность экономической и политической системы, совершенство законодательной базы и др.

Последние десятилетия ознаменовались заметным изменением роли факторов размещения производительных сил в развитой рыночной среде. Так, процесс сайентификации (синтез науки с производством) обусловили выдвижение на передовые позиции в размещении промышленности потенциальных возможностей налаживания тесных связей по линии кооперирования и тяготения промышленных предприятий к крупнейшим научным центрам. Однако в силу чрезвычайно высокой топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкости российской экономики, специфики отраслевой структуры ее хозяйства и гигантских континентальных пространств новые факторы размещения производительных сил в нашей стране пока еще не приобрели такого большого значения, как в развитых постиндустриальных странах.

Из всего многообразия факторов размещения хозяйства одни из них свойственны многим отраслям производственного комплекса (например, тяготение к потребителю) и непроизводственной сферы, другие присущи лишь какой-то одной отрасли или группе отраслей (тяготение к рекреационным ресурсам).

Однако каждая отрасль хозяйства имеет свойственный именно ей набор факторов ее размещения. Причем даже общие с другими отраслями факторы в каждом конкретном случае проявляются с различной силой, и если для одних отраслей какой-либо фактор оказывает решающее воздействие на размещение отрасли, то в другой отрасли он имеет второстепенное значение.

Таким образом:

– для каждой отрасли хозяйства характерен свой набор и сочетание факторов ее размещения;

– сочетание и роль отдельных факторов размещения хозяйства на определенной территории зависит от отраслевой структуры хозяйства страны или региона.

Вместе с тем для большинства отраслей непроизводственной сферы потребительская ориентация является важнейшим фактором их размещения. И чем выше доля отраслей непроизводственной сферы в хозяйственном комплексе страны или региона, тем большую роль в размещении хозяйства играет тяготение к потребителю. Поскольку отраслевая структура большинства стран мира эволюционирует по пути увеличения доли отраслей непроизводственной сферы и уменьшения производственной сферы, можно констатировать, что возрастание роли потребительского фактора в размещении хозяйства является общемировой тенденцией.