Горловская церковь воскресенье. Апостольская преемственность (взгляд баптиста)

Доклад на IX Собеседовании представителей Русской Православ-ной Церкви и Евангелической Церкви Германии.

I. Сакраментальная сторона жизни Церкви весьма широка. Она включает в себя все священнодействия, совершаемые в Церкви, как утвержденной "на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф. 2, 20)- Ибо каждое церковное священнодействие, таинственно приобщая естество тварное и, прежде всего человека, благодати Духа Святого, является, в своей мере и степени (I Кор. 15,41), таинством, дарованном апостольской Церковью всем верующим для их освящения, исцеления, обожения. Достаточно для примера упомянуть чин освящения воды, или постриг монашеский, в которых благодать Божия действует на верующих с не оставляющей сомнения очевидностью. Не потому ли у древних церковных писателей не редко встречаем в перечислении таинств те священнодействия, которые впоследствии хотя и перестали именоваться таинствами, чтобы выделить этим наименованием из среды всех семь первостепенных, но остались в Церкви с тем же смыслом, значением, а многие и употреблением до сего дня, каковые были им присущи в древней Церкви. Признание этого факта имеет жизненно важное значение для христианина, ибо наполняет его веру более глубоким содержанием и тем самым способствует большему его освящению Духом Святым. Однако это признание требует в качестве непременного условия принятия в первую очередь священства и пастырства как особого, отличного от "царственного священства" (I Петр. 2, 9) всех христиан богоустановленного служения, посредством которого происходит освящение всех верных этими многоразличными дарами благодати Божией. Ибо если апостольская" преемственность, взятая в полном объеме своего выражения, обнимает собой существо всей жизни Церкви во всех ее сторонах и проявлениях: в учении веры и нравственности, в духовной и сакраментальной жизни, в каноническом устройстве, - то, в конечном счете, концентрируется она именно в особом служении священства и пастырства как средоточии и выразителе учения, власти и священнодействия в Церкви. По этой причине приобретает особую значимость вопрос о характере и формах передачи апостольской благодати священства и пастырства от первых учеников Христовых к бесконечному ряду их преемников. 2. Священное Писание определенно говорит о богоучрежденном характере апостольства (Мр. 3, 13-14; 6,7; Лк. 6,13; 10,1; Ин. 15,16; Деян, 20,28; I Кор."15, 9-Ю; Гал.1,1 и др.) и других видов служения "для созидания Тела Христова" (Еф. 4,11; ср.1 Кор. 12, 28). Оно указывает и формы поставления на священнослужение в Церкви: избрание и хиротония (напр., Деян. I, 16-26:14,23; 2 Тим. 1,6; Тит. 1,5). Особое значение при этом придается рукоположению, всюду упоминаемому при поставлении пастырей на служение. Но как понимать эти указания Священного Писания: как преходящие факты, имевшие место в первые христианских общинах, или как вечное установление Божие в Церкви? Не касаясь сейчас экзегезы соответствующих мест Писания, уже, увы, не могущих ответить современным, далеко отошедшим друг от друга в понимании Писания христианам разных конфессий, обратимся к Священному Преданию Церкви. Что говорят древнейшие отцы, жившие непосредственно в послеапостольское время, о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для священства и пастырства, о богоустановленности этого служения в Церкви? Приведем их свидетельства. Св. Климент Римский: "Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога... Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих". Он же: "И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, подучивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви... И немалый будет на нас грех, если не укоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства". Итак, по св. Клименту, апостолы сами ставили епископов и установили "закон" преемства в этих поставлениях на будущее. Св. Игнатий Богоносец в своих посланиях пишет о епископском служении как установленном Самим Господом Иисусом Христом и, отсюда, о величии этого служения. Обращаясь к церкви Филадельфийской, например, он пишет: "Приветствую ее кровию Иисуса Христа, которая есть вечная и непрестающая радость для верующих, особенно если они находятся в единении с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим. Я узнал, что епископ ваш не сам собою и не через людей принял это служение обществу верующих, не из тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа". "Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа".4 Отсюда и естественный вывод: "Ибо, которые суть Божий и Иисус-Хри¬стовы, те с епископом".5 Замечательна просьба св. Игнатия к филадельфийцам принять участие в избрании и поставлении епископа в Антиохии: "Блажен, о Иисусе Христе, кто удостоится такого служения, - пишет он о будущем епископе, - а вы будете за то прославлены. Если вы хотите, то это не невозможно для вас ради имени Божия, так как ближайшие церкви уже послали епископов, а некоторые - пресвитеров и диаконов". Поскольку мученическая кончина св. Игнатия относится к 107 году, следовательно, в это время преемство в поставлении епископов было само собой разумеющейся нормой в жизни Церкви. У св. Иринея Лионского мы узнаем, что апостолы поставили, например, первого епископа Римского Лина, и далее он последовательно перечисляет его преемников до своего времени включительно: "... ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранилась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде. И Поликарп... апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии". Св. Ириней даже пишет: "Все, желающие видеть истину могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас...". Св. Ириней, пользуясь еще апостольской терминологией, не делает иногда различия между понятиями "пресвитер" и "епископ", однако в то же время очень четко высказывается о наличии постоянной апостольской преемственности в Церкви. Так он призывает: "Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца подучили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников..." Очень важным представляется следующее свидетельство Климента Александрийского. Рассказывая о последних годах жизни апостола Иоанна Богослова, Климент пишет: "Когда по смерти тирана он возвратился, с острова Патмос в Ефес, предпринял он путешествие по соседним местностям для привлечения (ко Христу) язычников, поставления епископов, введения порядка в церквах, поставления в клир одного или нескольких, назнаменованных Духом Святым". Как справедливо замечает В. Экземплярский, "из этого места несомненно, что по воззрениям Климента во времена апостольские не признавалось права за самими обществами верующих поставлять себе членов клира". Таковое право принадлежало только апостолам и, как свидетельствуют другие отцы, непосредственно поставленным ими и их преемниками епископам (пресвитерам). Из древнейшего периода Церкви можно привести еще несколько отеческих свидетельств, подтверждающих данную мысль. Тертуллиан: "Пусть выдадут, - говорит он о еретиках, - архивы Церквей своих, объявят порядок своих епископов, так от самого начала преемственно продолжавшийся, чтобы первый епископ имел основателем или предшественником кого-нибудь из апостолов или апостольских мужей. Таким образом ведут счет Церкви апостольские..". Св. Ипполит Римский: "Во епископа да поставляется избранный всем народом, и когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят В молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, - "вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех, возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится, говоря так... Св. Киприан Карфагенский: "Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вовне. Если она у Новациана, то не была у Корнелия..., который наследовал епископу Фабиану по законному посвящению... Новациан... не принадлежит к Церкви; и тот, кто презревши евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епископом; не может никаким образом иметь Церковь и обладать ею не посвященный в Церкви". "Или, каким образом может "считаться пастырем тот, кто при существовании пастыря, управляющего в Церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним...?" "Господь наш... определяя достоинство епископа и управление Своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: "Аз тебе глаголю..." (Мф. 16, 18-19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов (vices ерiscoporum ordinatio) и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие". "Поэтому тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас и почти во всех странах: для правильного поставления все ближайшие епископы должны собираться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа... Мы знаем, что так поступлено и у вас при поставлении нашего товарища Сабина; ему было дано епископство и на него были возложены руки, вместо Василида, с согласия всего братства и по определению епископов, как тех, кои при том присутствовали, так и тех, кои о нем писали к вам. И этого поставления, правильно совершенного, не может уничтожить то обстоятельство..." и т.д. Представляется важным и следующее замечание св. Киприана, что, например, в Риме Корнелий "поставлен во епископа многими нашими товарищами" точнее, "шестнадцатью соепископами". Еще более четко мысль об апостольской преемственности рукоположении выражена у современника и единомышленника св. Киприана епископа Фирмилиана: "... власть отпускать грехи дарована апостолам..., а затем епископам, которые наследовали их по преемству посвящения". Авторитетным голосом древнецерковного учения являются т.н. Правила святых апостолов, в которых по данному вопросу находим следующее указание: "Епископа да поставляют два или три епископа" (правило I). "Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ" (правило 2). Вывод из совокупного голоса отцов Церкви первых трех столетий по данному вопросу вполне очевиден: а) Священство и пастырство есть служение великое в Церкви, и оно не людьми установлено, но исходит от Бога Отца и Господа Иисуса Христа и совершается через особое действие Духа Святого. б) Епископ (предстоятель местной Церкви) получает благодать и власть в Церкви по прямому преемству рукоположении, идущих непосредственно от самих апостолов. Таково "Божественное предание" и "закон" посвящений в древней Церкви эпохи первых трех веков. 3. Но если сам факт апостольской преемственности в поставлении священнослужителей в древней Церкви не вызывает сомнений (один из совместных тезисов Третьего Собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, например, гласит: "Посвящение с апостольских времен совершается через преемственное рукоположение с призыванием Святого Духа", это, тем не менее, означает ли он, что преемственность предполагает передачу благодати священства ТОЛЬКО через епископские рукоположения, или же возможны и другие формы как, например, поставление пресвитеров и епископов самой общиной (мирянами-лаиками) или поставление епископа одними пресвитерами? В приведенных выше высказываниях отцов, хотя и говорится лишь о епископах (пресвитерах) как носителях полноты преемственной благодати священства, однако при неоднозначности только что зарождавшейся терминологии у древнейших отцов (как и в Священном Писании) иногда трудно бывает провести различие, между отдельными иерархическими степенями и уяснить их значение в деле сохранения апостольской преемственности священства в Церкви. Эта неоднозначность терминологии и подчас неясность выражений в описании поставлений епископа у древнейших отцов привела некоторых исследователей, в том числе и отдельных русских (напр. проф. А. Покровского, проф. А. Спасского, к неверным выводам. Естественно, что разрешение подобного рода недоумении можно найти лишь в более поздних свидетельствах - отцов 1У-го и последующих веков - эпохи уже окончательно сложившейся терминологии. Поскольку преимущественную значимость имеет соборный голос отцов, в первую очередь укажем на определения Вселенских и Помест¬ных соборов, относящиеся к данному вопросу. Первый Вселенский собор правилом четвертым повелевает "епископа поставляти... всем тоя области епископам", или по крайней мере три, при нужде, должны "совершати рукоположение". Сто пятьдесят отцов Четвертого Вселенского собора в правиле 28, вынося определение о церкви Константинопольской и митрополитах Понта, Асии и Фракии, в частности, постановили: "... каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами". Об избрании на священно служение говорит третье правило Седьмого Вселенского собора: "Всякое избрание во епископа или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно... Ибо имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, якоже святых отец в Никеи определено в правиле". Антиохийский собор 341 г. определил: "Епископ да не поставляется без собора и присутствия митрополита области" (прав. 19). "Да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного" (прав. 23). Лаодикийский собор 343 г.: "Епископов по суду митрополитов и окрестных епископов поставляти на церковное начальство"(прав. 12). Карфагенский собор 419 г.: "Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде три епископа, в каком бы месте не были они, по повелению первенствующего да поставят епископа" (прав. 13). "Да соблюдается древний чин: менее трех епископов, как определено в правилах, да не признаются довольными для поставления епископа" (прав.60). Апостольские постановления: "Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине, то до представит он согласие на то боль¬шего числи епископов" (Книга УШ, гл. 27). Соборные правила, таким образом, решительно утверждают о том, что епископа могут поставлять, то есть хиротонисать, только епископы. Высказывания отдельных отцов этой эпохи по данному вопросу, будучи единодушны и с соборным учением Церкви и между собой, очень многочисленны. Мы приведем здесь поэтому лишь немногие в качестве иллюстрации. Св. Василий Великий относительно практики принятия отпадших от Церкви писал: "Но впрочем, древним, разумею Киприана и нашего Фирмилиана, рассудилось всех их... подвести под одно определение; потому что, хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святого Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали". Обращает на себя внимание здесь та мысль, что Василий Великий как о само собой разумеющемся говорит о рукоположении от отцов через возложение рук, благодаря чему только служитель получает власть священнодействовать, доколе он в Церкви. Святой Иоанн Златоуст в толковании на первое послание к Тимофею (1У.14) пишет: "Не о пресвитерах говорит он (ал. Павел) здесь, а об епископах, потому что не пресвитеры рукополагали епископов". Он же в беседе на слова апостола Павла к Титу "Для того я ос¬тавил тебя в Крите, чтобы ты довершил не доконченное и поставил по всем городам пресвитеров", - говорит: "Там, где была опасность и великое затруднение, он исправлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести или славы, то поручает ученику, именно: рукоположение епископов и все другое..." Он же в беседе на послание к Филиппийцам: "А пресвитеры не могли рукополагать епископов". Отцы поместного собора в Александрии (340 г.), на котором присутствовало "почти сто епископов", в своем Окружном послании писали в защиту святителя Афанасия следующее: "Говорят (ариане), что по кончине епископа Александра, когда некоторые, и то немногие, напомнили об Афанасии, он был рукоположен шестью или семью епископами тайно, в сокровенном месте. Это писали и царям сии люди, не отказывающиеся писать всякую ложь... И что рукополагали его многие из нас, в глазах у всех и при общем всех восклицании, - сему опять мы, рукополагавшие, служим более достоверными свидетелями, нежели те, которых при сем не было и которые говорят ложь". Святой Епифаний Кипрский в своем "Панарии" говорит против севастийского еретика Аэрия: "Он (Аэрий) говорит, что епископ и пресвитер - одно и то же. Как же это возможно? Сан епископский рождает отцов для Церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для Церкви посредством бани пакибытия, а не отцов или учителей. И как можно поставлять пресвитеру, не имеющему права рукоположения? иди как можно назвать пресвитера равным епископу?" Евсений Памфил так сообщает, например, об одном из случаев поставления епископа Иерусалимского в 90-х годах II-го века: "Ког¬да Наркисс удалился в пустыню, и никто не знал, где он находится, тогда епископы сопредельных церквей заблагорассудили рукоположить на его место другого, которому имя было Дий". Все эти свидетельства отцов древней Церкви (а их можно было бы значительно, умножить) с несомненностью свидетельствуют о единой практике поставления епископов в древней Церкви, а, следовательно, и о едином понимании апостольского преемства в совершении таинства священства. Правда, противоречат, на первый взгляд, согласию отцов в данном вопросе следующие слова блаж. Иеронима из Письма к Евангеду: "... апостол ясно учит, что пресвитеры суть те же епископы... выслушай и еще свидетельство, в котором очевиднейшим образом утверждается, что епископ и пресвитер одно и то же... (Тит. I, 5-7)... А что впоследствии избран один и поставлен начальником над остальными, - это сделано для устранения раскола... Ибо в Александрии, со времен евангелиста Марка даже до епископов Иракла и Дионисия, пресвитеры всегда выбирали одного из среды своей и, возведши его на высочайшую степень, называли епископом, - так точно, как войско делает императором, а диаконы из своей среды выбирают такового, который известен игл за человека рачительного, и называют его архидиаконом. Ибо, что делает епископ, исключая рукоположение, чего не делал бы пресвитер?" Однако, в данном случае бл. Иероним не высказывал мысли о поставлении епископа пресвитерами, так как свое сообщение он прямо заключает: "Ибо что делает епископ, исключая рукоположение, чего не делал бы пресвитер?" Архиепископ Лоллий (Юрьевский) (+1935) в своем глубоком научном исследовании вопроса о рукоположениях в древней Церкви в отношении данного свидетельства блаж. Иеронима приходит к следующему выводу: " Как только мы дочитаем слова блаж. Иеронима до этого конца, то сразу же станет понятным, почему он, говоря о правах александрийских пресвитеров древнейшего периода, указывает на то, что эти пресвитеры "выбирали", "возводили на высочайшую степень", "нарекали епископом" своего избранника, действовали подобно войску и диаконам, но не говорит, чтобы они "рукополагали" и действовали подобно епископам прочих Церквей. Иероним в данном случае сам же и поясняет, почему пресвитеры не рукополагали: рукоположение есть исключительная функция епископского сана. Не только в данном отрывке из Иеронима, но и вообще нигде в его творениях мы не встречаем речи о том, чтобы пресвитеры (священни¬ки) имели где-либо и когда-либо право совершать рукоположения и фактически совершали бы эти рукоположения. При чтении приведенного отрывка невольно приходят на память слова св. Иоанна Златоуста: "И пресвитеры получили, учительство и предстоятельство в Церкви, и что говорит (ап. Павел) о епископах, относится и к пресвитерам, ибо одним только рукоположением преимуществуют епископы и этим одним представляются они превосходящими пресвитеров". Архиепископ Лоллий, таким образом, показывает, что данное высказывание блаж. Иеронима нисколько не противоречит ни его (Иеронима) собственным убеждениям, которые он неоднократно выражает в своих трудах, ни, следовательно, и всеобщему согласию древних отцов Церкви в данном вопросе. Выдающийся русский историк прошлого века В.В. Болотов резюмирует свои исследования по вопросу о рукоположениях в древней Церкви в следующих словах: "... мы не знаем ни одного определенного случая, когда бы епископа поставляли пресвитеры". И еще более решительно он пишет о другой возможности: "Наименее оправданным оказывается предполагаемый демократический принцип церковной иерархии: нигде мы не находим подтверждающих его фактов; решительно нет примера, чтобы когда-нибудь община посвятила себе пресвитера или епископа". Обращаясь теперь к ранее поставленному вопросу о законных совершителях рукоположении пастырей Церкви, можно, исходя из уче¬ния отцов эпохи Соборов, констатировать, что постановление священно служителей (и в первую очередь епископов) совершается только епископами; это право епископы имеют в силу преемства их рукоположении, идущих от самих апостолов; благодать священства, даруемая пастырю при рукоположении, может быть отнята лишь по причине его преступления против Церкви, а не по воле людей; епископское посвящение носит особый благодатный характер, отличный от присущей всем христианам благодати "царственного священства"; эта особая благодать священства, в полноте присущая епископу, имеет и другие, низшие степени, в частности, пресвитера и диакона; пресвитеры и диаконы рукополагать не могут. Таковое право имеет только епископ и, следовательно, апостольское преемство рукоположении в Церкви осуществляется лишь через епископа. 4. Отцы Церкви эпохи Соборов не внесли, как видим, ничего принципиально нового в древнецерковное, а точнее, апостольское учение о священстве и пастырстве. Они смотрят на священство, как на служение, получающее особую благодать, и в силу этого особое право на учение, управление и священнодействие в Церкви, только через законную преемственность рукоположении, идущую от самих апостолов и продолжающуюся через епископов. Это же учение содержалось Церковью и в первые три века, и именно его сохраняли, на нем основывались и на него ссылались отцы всех последующих веков. И хотя в историческом развитии жизни Церкви менялись отдель¬ные формы, вводились новые молитвы и составлялись целые чины посвящения пастырей, однако в ней всегда" оставался неизменным сам догматический принцип: апостольская преемственность в рукоположениях осуществляется и сохраняется только через епископа. В этом пункте мы видим полный соnsensus patrum. Тезисы по докладу Основные выводы по вопросу о значении апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви можно выразить в следующих тезисах. 1. Апостольская преемственность во всем объеме своего содержания являет собой полноту основ христианского ведения и жизни в Церкви. Отсюда очевидна ее безусловная значимость для всех христиан и преимущественно для тех, кто призван к особому служению в Церкви-священства и пастырства. 2. В специальном значении апостольская преемственность означает непрерывность рукоположении, идущую от апостолов, в поставлении священнослужителей в Церкви. 3. Эта преемственность идет от апостолов через епископов, которые только, по учению отцов Церкви, имеют право рукополагать епископов, пресвитеров, диаконов и других клириков. То есть епископат, по учению отцов Церкви, является единственно законным преемником апостолов в поставлении священнослужителей в Церкви. 4. Поскольку все таинства богочеловечны, то Божественным установлением в Церкви Дух Святой действует в них через определенный и неизменный в своей сущности человеческий ритуал. Таковым в постав¬лении священнослужителей от начала бытия Церкви является преемственное рукоположение, идущее от апостолов и осуществляемое только через епископов. 5. Пастырство, будучи прямой обязанностью священнослужителей (главным образом, епископов и пресвитеров), естественно сопряжено в силу этого с апостольской преемственностью рукоположений.


Страница сгенерирована за 0.1 секунд!

Сохранила ли апостольское преемство Римо-Католическая церковь?

Διαφύλαξε η Παπική εκκλησία τον ἀποστολικὸ διάδοχο;

Проблема изменения апостольского установления о форме совершения рукоположении в Римо-Католической церкви

Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы.

Свмч. Климент, папа Римский.

С редневековая миниатюра, изображающее рукоположение во епископы папой Римским

Н а протяжении уже длительного времени после начала ведения Богословского диалога Православной Церковью с Римо-Католической никогда не поднимался вопрос о действительности и законности рукоположений в Римо- Католической церкви. В официальных документах, как например последний документ , принятый РПЦ на Архиерейском соборе 2000г. «Об отношении к инославию». Относительно Римо-Католической церкви в нем говорится следующее: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположени й ». То есть признание сохранности в Римо-Католической церкви апостольского преемства рукоположений , по крайней мере для РПЦ становится не только «очевидным фактом», но уже и «основополагающего факта». Хотя таких высказываний мы не найдем в Российской Церкви в XIX столетии. Нужно сказать, что такая официальная фиксация данного мнения в важном документе РПЦ явилась неслучайно. Как это ни ст р анным покажется, но принятое в документ е РПЦ решение о Римо-Католической церкви является откровенным озвучиванием и узаконением Бламандского документа (1993), принятого Смешанной Богословской Комиссией при подписании его далеко не всеми представителями от поместных Православных Церквей. В этом документе (пар. 13) признается сохранение апостольского преемства обеими церквами, запрещается всякое перекрещивание, взаимное обращение ради спасения. Все эти пункты, высказанные в Баламандском документе, имели своей целью создать «новую экклезиологию» (пар. 30) , в духе которой должно быть воспитано новое поколение священнослужителей . То что данные высказывания и решения противоречат учению Древней Церкви, а значит Православной Церкви, мы это увидим далее. Мы лишь упомянем о том, что такое внесение экклезиологического новшества в официальный документ РПЦ является грубым нарушением положения РПЦ, высказанного в том же самом документе о том, что «4.3. Представители Русской Православной Церкви ведут диалоги с инославными на основе верности апостольскому и святоотеческому Преданию Православной Церкви, учению Вселенских и Поместных Соборов. При этом исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере. Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для Православных Церквей до окончательного утверждения их всей Православной Полнотой ». (Диалог с инославием)

В опрос о сохранении Римо-Католической церковью апостольского преемства рукоположений, как восходящего непосредственно к Апостолам, на наш взгляд сегодня требует тщательного научно-богословского пересмотра. Причины для такого пересмотры мы представляем ниже.

Церковь Христова, обладая полнотой божественного откровения, являясь истинным Богочеловеческим телом, в различные исторические моменты своего земного бытия раскрывала догматические вероучительные истины, донося их до сознания человека, как необходимые и спасительные. В ходе тяжелой и многовековой борьбы с еретическими отклонениями в вере, Церковь Христова через своих богоносных и богопросвещенных отцов отстаивала и свою идентичность, отмежевываясь от тех групп, которые искажали богооткровенное христианское учение, заменяя его философскими интерпретациями небогопросвещенного ума. Святые Отцы Церкви вполне ясно засвидетельствовали то, что понятие Церковь и Истина неразрывны. Как невозможно существование Церкви без истины, так иИстины не может быть вне Церкви.

В священных канонах Церковь Христова определила и то где, когда и при каких условиях сохраняется апостольское преемство рукоположений.

В священных канонах и писаниях авторитетных Святых Отцов Церкви указывается на то, что в случае отпадения в ересь епископа, а вместе с ним и даже целой организации прежде бывшей Церковью или, вернее сказать, частью Церкви, теряется действительность рукоположения. Свт. Василий Великий так говорит об этом: «Ибо хотя начало отступления произошло через раскол (речь идет о кафарах и о приеме их в церковь при свмч. Киприане Карфагенском (3 в.) – примеч. наше), но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство ». Далее свт. Василий описывает случае принятия раскольников не через крещение, а через миропомазание или даже в сущем сане («бывших в их обществе, мы прияли на кафедру епископскую» - свт. Василий упоминает о своём поступке в отношении этих же раскольников вопреки церковной акривии). Последнее отступление свт. Василий обосновывает правилом«держаться обычая» в отношении раскольников, которое предполагает некое снисхождение ради того, чтобы «не воспятити спасаемых строгостью отлагательств а».

Н еобходимость священства как благодатного богоустановленного институтадля «домостроительства тайн Божиих» и «рождения чад Божиих» невозможно опровергать, поскольку это является установлением изначальным, с момента основания Церкви Христовой в день Святой Пятидесятницы.

В данном случае мы не ставим перед собой задачи раскрывать на основанииСвященного Писания богоустановленность священства, которое по учению Апостольской Православной Церкви имеет апостольское происхождение и начало, и является наиважнейшим признаком Церкви.

В упомянутом правиле свт. Василия Великого говорится о том насколько власть епископа, как преемника Апостолов, имеет значение для Церкви. Епископ, как преемник Апостолов по власти, наследует эту власть только от епископа , законно сохранившего эту власть. Если епископ теряет эту власть, в результате отпадения в раскол или ересь, то он не в состоянии эту власть передать другим. С отпадением в ересь или раскол епископ теряет наследство, «соучастником которого он стал через хиротонию, наравне со всеми прочими православными епископами».

Учение об апостольском преемстве (ἀποστολικὸς διάδοχος, apostolorum successor ) как фундаментальном принципе и признаке Церкви и действительности священства мы находим у многих древних писателях Церкви: свмч. Климента Римского , Егезиппа, свмч. Иринея, Тертуллиана. Кроме того о епископе, как пр е емнике апостолов мы находим указание в таком наиважнейшем памятнике церковной письменности и истории как Апостольские постановления (не позже IIIв.).

Однако, еще раз подчеркнем: для христианского сознания характерна важная мысль, непреложность которой была всегда и для всех очевидной – вне Церкви не существует апостольского преемства . Вне Церкви, ее спасительных границ находятся расколы и ереси. И поэтому всякая сохранившееся форма священства является лишь безблагодатной формой, лишеной спасительной силы. Всякий епископ, находящийся там не является таковым по божественному праву.

Богословский диалог с инославным, а по сути с еретическим миром пошел по линии икономии, принимая в инославии то, что сохраняло неизменной форму таинств. В качестве чего-то неопровержимого и очевидногоговорилось о сохранении апостольского преемства в Римо-Католической церкви. И в качестве довода или аргумента в пользу высказываемого взгляда приводилось то, что Римо-Католическая церковь рассматривает священство как таинство.

Однако православная сторона, как бы закрывая глаза на святоотеческое учение о неприемлемости священства еретиков, а Римо-Католичская церковь является именно таковой – ересью, принимала священство Римо-Католической церкви. С XIX в Русской Православной Церкви, скорее всего под воздействием влияния инославного мира и давления чиновников, римо-католическое духовенство в случае перехода в Православную Церковь принималось «в сущем сане». Однако почему то никогда не ставился вопрос, который в Древней Церкви был принципиальным, о сохранности формальной стороны совершения таинства рукоположения.

В Древней Церкви рукоположение епископа и священника имела свои узаконенные формы. И первым условием для совершения рукоположения епископа являлось обязательное участие в рукоположение во епископытрех или двух епископов. Это правило письменно зафиксировано в 1 правиле святых Апостолов :

Епископа да поставляют два или три епископа

Е пископская хиротония, совершается святейшим патриархом Алексием II с митрополитами и епископами РПЦ

Это правило имеет огромное значение, поскольку в епископской хиротонии, в образе и форме совершения епископского рукоположения внешним образом раскрывается соборность как принцип устройства и существования Церкви. Кроме того, как подчеркивает епископ Никодим (Милош), «так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти Апостолы, преемниками которых являются епископы».

На соборное рукоположение во епископы указывают и Апостольское постановления:

А рукополагаться повелеваем епископу от трех или, по крайней мере, от двух епископов; поставляться же вамодним епископом не позволяем, ибо свидетельство двоих или троих тверже несомненно.

Там же мы находим описания совершения самого епископского рукоположения:

Первый говорю я, Петр. В епископа рукополагать, как мы в предыдущем все мы вместе постановили, того, кто беспорочен во всем, избран народом как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень (т.е. в воскресный день) с пресвитерством и присутствующими епископами пусть дас т согласие. Старейший же пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого просят они в начальники... Когда настанет молчание, один из первых епископов, есте с другими двумя, став подле жертвенника, между тем как прочие епископы и пресвитеры молятся тайно, а диаконы держат над головою рукополагаемого раскрытие божественные Евангелия, пусть говорит Богу: «Сый Владыко Господи Боже Вседержителю... (далее следует текст молитвы рукоположения)... По окончании этого моления прочие священники говорят: «Аминь», а с ними и весь народ. После молитвы один из епископов пусть дает в руки рукоположенного Жертву...».

То есть процедура епископского поставления состояла из выборов епископа народом, троекратного испрашивания старейшим из епископов о правильности сделанного выбора данного кандидата во епископа, исповедание веры избранным епископом, само рукоположение,которое совершают трое епископов с возложением на голову рукополагаемого Евангелия. Все это совершалось вечером. Согласно тем же Апостольским постановлениям утром рукоположенный епископ произносил после рукоположение поучение, а затем участвовал в Божественной литургии.

По правилам Православной Церкви, которые удерживают обычай Древней Церкви, рукоположение епископа совершается за Божественной литургией двумя и более епископами, а молитву над рукополагаемым читает старший епископ, митрополит или патриарх. При этом за божественной литургией может быть совершена хиротония лишь одного епископа, священника и дьякона.

Свт. Симеон митрополит Солунский в своём известном труде «Разговор и о святых священнодействиях и таинствах церковных» дает интересные и подробные сведения о рукоположении патриарха Константинопольского из не епископов. То есть он описывает само рукоположение первосвятителя Великой Церкви по древнему обычаю , совершаемо му епископом Ираклийским. О том, что это рукоположение совершается собором епископов , он пишет следующее: «Потом рукополагаемый преклоняет колена и полагает лице и голову на божественной трапезе; и рукополагающий возлагает на нее руку, и прочие также прикасаются (к ней)». Кроме того свт. Симеон упоминает, что первенствующий епископ совершает троекратное крестное знамение над рукопологаемым.

При хиротонии епархиального епископа свт. Симеон Солунский называет участвующих при рукоположении епископов«сорукополагающимис первым епископом» (ὡς συγχειροτονούντων τῷ πρῴτῳ ).

Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » (Еф. 3:21). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений . Христос избрал апостолов (Ин. 15:16), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23, 6:6), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8:18). «Не неради о пребывающем в тебе даровании , которое дано тебе… с возложением рук священства » (1Тим. 4:14). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами , которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы .

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
Список апостольской преемственности Александрийской Православной Церкви

4) Константинопольская Поместная Церковь , основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл .
Список апостольской преемственности Константинопольской Православной Церкви

6) Русская Поместная Церковь :
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков:

Годы

Апостол Андрей

Апостол Стахий

38 по 54 гг.

Поликарп

70-84(-86) гг.

Диоген (Диомен)

Епевферий

110-123(-127) гг.

Афинодор (Афиноген)

Олимпий (Алипий)

Пертинакс

Олимпиан

Кириллиан (Кириак)

Кастин (Кистин)

Тит (Трат, Торат)

Дометий (Дометиан)

Патриархи Константинополя:

св. Митрофан

315-325 гг. I Вселенский Собор.

св. Александр

св. Павел

Македоний I

Евдоксий

370 г. изгнан.

св. Григорий Богослов

Нектарий

381-397 гг. II Вселенский Собор.

св. Иоанн I Златоуст

Сисиний I

Несторий

428-431 гг. III Вселенский Собор.

св. Максимиан

св. Прокл

св. Флавиан

св. Анатолий

449-458 гг. IV Вселенский Собор.

св. Геннадий

Македонии II

Тимофей I

Иоанн II Каппадокианин

Епифаний

св. Евтихий

552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.

Иоанн III Схоластик

св. Иоанн IV Постник

св. Фома I

639-641, 654-655 гг.

св. Иоанн V

Константин I

св. Феодор I

676-678, 683-686 гг.

св. Георгий I

678-683 гг. VI Вселенский Собор.

св. Каллиник

св. Герман I

Анастасий

Константин II

св. Павел IV

св. Тарасий

784-806 гг. VII Вселенский Собор.

св. Никифор I

806-815 гг. (+ 828)

Феодот I Касситер

Антоний I

св. Мефодий

842-846 гг. Торжество Православия.

св. Игнатий

846-857, 867-877 гг.

св. Фотий

857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси.

св. Стефан I

св. Антоний II Кавлей

Николай I

895-906, 911-925 гг.

св. Трифон

Феофилакт

Полиевкт

956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги.

Василий I Скамандрин

Антоний III Студит

Николай II Хрисоверг

983-996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата.

Митрополиты Киевские:

св. Михаил I

988-991 гг. Крещение Руси.

Леонтий I

св. Иларион

Георгий II

св. Ефрем II

Никифор I

Климент Смолятич

св. Константин I

Константин II

Никифор II

Дионисий

упомянут в 1205 г.

упомянут в1209-1220 гг.

прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.

Кирилл III

1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.

1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве.

св. Феогност

св. Алексий

1355-1378 гг. Прп. Сергий.

св. Киприан

1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва.

св. Дионисий

св. Фотий

1437-1441 гг. подписал унию и изгнан.

Митрополиты Московские:

св. Иона I

1448-1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви.

Феодосий

Геронтий

1473-1489 гг. Свержение татарского ига.

1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.

св. Макарий

Афанасий

св. Филипп

1566-1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного.

Дионисий

Митрополит и позднее патриарх:

1586-1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г.

1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I.

Патриархи Всероссийские:

свщмч. Гермоген

1606-1612 гг. Смутное время.

Местоблюстители:

Митр. Пафнутий Крутицкий

Митр. Ефрем Казанский

Митр. Филарет (Романов)

1614-1619 гг. в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя.

1632-1666 гг. Начало старообрядческого раскола.

1667-1672 гг. Большой Московский Собор.

митр. Стефан (Яворский)

1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.

Архиепископы:

Иосиф (Волганский)

Платон (Малиновский)

Тимофей (Щербацкий)

Амвросий (Зертис-Каменский)

еп. Самуил Коломенский

Платон (Левшин)

1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит.

Августин (Виноградский)

Митрополиты:

Серафим (Глаголевский)

св. Филарет (Дроздов)

св. Иннокентий (Вениаминов)

Макарий (Булгаков)

Иоанникий (Руднев)

Леонтий (Лебединский)

Сергий (Ляпидевский)

свщмч. Владимир (Богоявленский)

св. Макарий (Невский)

Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.:

св. патр. Тихон (Белавин)

21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 - лето 1922 г. местоблюститель.

св. патр. Тихон

14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.

Патриарх Сергий (Страгородский)

30.08.1943-2(15).05.1944г.

Патриарх Алексий I (Симанский)

31.1.1945-1970 гг.

Патриарх Пимен (Извеков)

Патриарх Алексий II (Ридигер)

Патриарх Кирилл (Гундяев)

2009 г. - по настоящее время

В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9)

О безблагодатности религиозного объединения, созданного в Украине политиками и бесчинниками, рассказывает епископ Шумский Иов.

Владыко, почему Православная Церковь – Апостольская? В силу каких канонов?

– О таком важном свойстве Церкви Христовой, как апостольство, или апостоличность, говорят не только каноны Церкви. О том, что наша Церковь Апостольская, ясно сказано в 9-м члене Символа веры, в котором указаны и другие признаки настоящей Церкви.

Так как термин «апостол» значит «посланник», то «Апостольская» в отношении Церкви, прежде всего, значит «посланная» Церковь, отправленная в этот мир с определенной целью –миссией свидетельства о Христе. Это посланничество Церкви не ограничено временем. Оно завещано общине Христовых последователей до завершения земной истории человечества. Это свойство Церкви основано на вечных словах Христа и Его личном примере: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18) и «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).

Наша важная вероучительная книга «Катехизис» говорит, что Церковь называется Апостольской потому, что утверждена во Вселенной трудами, подвигами, проповедью Евангелия и даже их кровью. Апостолы при помощи благодати Святого Духа взрастили Церковь. Она содержит ту же веру, которую исповедовали апостолы, апостольские предания и традиции. Учение Церкви такое же, как и у апостолов. Народ церковный стремится жить так, как жили во Христе Его апостолы, и этим продолжать дело их благовестия Евангелия. Существенно, что в Церкви со времен апостолов непрерывно сохраняется и продолжается «цепочка» благодатных хиротоний – посвящений в священный сан. Эту важность законного преемства иерархии отмечает первое поколение христиан, живших после апостолов – так называемые Мужи апостольские: священномученики Игнатий Богоносец и Климент Римский.

По свидетельству свт. Климента Римского, «апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве . По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение». Святитель Филарет в «Катехизисе» указал, что Церковь «непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение».

Что подразумевает апостольское преемство?

– Апостольское преемство подразумевает не только непрерывную «цепочку» епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, но и верность церковной иерархии «апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви». С древности сохранение церковной иерархией апостольского преемства рассматривалось как один из признаков истинной Церкви, как об этом написал сщмч. Ириней Лионский: «...Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что́ эти (еретики и отступники от Православия) бредят».

Как по разорванному проводу не проходит электричество, так и у поврежденных гордыней и непослушанием клириков раскольнических сообществ нет той полноты благодати, которая необходима для блаженства и богообщения в радости. Её Бог дарует смиренным и послушным, как сказано в Писании (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Поэтому Церковь всегда соборно и тщательно изучала вопрос о том, в каком достоинстве принимать к себе тех, кто был вне ее, тех, кто ушел из неё и искренне желает вернуться обратно, степень причиненного ими вреда для Церкви, их усердие в покаянии и при возвращении в Церковь ими же соблазненных.

Этот важный признак Истинной Церкви обязывает нас крепко держаться той единственной Церкви Христовой, которая утверждена Духом Святым и трудами святых апостолов.

Можно ли новорожденное религиозное объединение, созданное в Украине политиками и бесчинниками, назвать Апостольской Церковью? Вновь, как и в каждом расколе, цепочка апостольского преемства нарушена. Ее «восстановление», точнее, простое, скорее, туманное, заявление о признании всех раскольнических клириков в сущем сане, а возглавителей в том сане, который они имели до ухода в раскол с Матерью-Церковью, принятое только Синодом Константинополя, сделано с нарушением очень многих канонов.

В ХХ веке все православно-автокефальные только по виду структуры, а по сути раскольнические созданы по гордости для политических целей, предвыборных ходов и, не исключено, коммерции. Видимо, к ним соответственно надо и относиться. Думаю, что Церковь и народ церковный скоро дадут самое точное и справедливое название этому явлению, как это было сделано в отношении организации, появившейся в результате кощунственного собрания в Киевской Софии 1921 года: «Самосвяты!»

Нам же самим во все времена, особенно сегодня, надо быть «апостолами»-посланниками, свидетельствующими о Христе. Таким великим апостолом прошлого века является прп. Силуан Афонский. Он ежедневно со слезами умолял Бога: «Да познают Тебя, Милостивый Господи, Духом Святым все народы земли!». И сколько благодаря его молитве и простым писаниям, примеру подвига стали также святыми, подвижниками и даже мучениками, присоединились к Церкви в покаянии или в крещении. Каждый из нас может указать не только на себя, но и на десятки-сотни знакомых, жизнь которых изменилась в результате знакомства с писаниями старца. А ведь он не путешествовал, всю жизнь пробыл в одном монастыре, нес свое монастырское послушание и чистосердечно молился. И при этом он по обычаю Афона не имел никакого священного сана. В этом и состоит апостолат монашества и мирян: быть святыми, посвященными Богу и зажигать этой святостью сердца других.

Слова рождественского приветствия «Христос рождается, славите!», богогласные народные псальмы-«колядки», которые звучат в дни Святок, также являются продолжением дела апостольской проповеди, ярким свидетельством жизни Апостольской Церкви. И никакая сила тьмы не сможет похитить или закрыть от нас духовный свет Вифлеемской звезды, помешать нам быть с Богом, кроме нашей греховной нераскаянности. Даже Ирод, убивающий в Вифлееме младенцев, которые тут же возродились и начали лучшую жизнь счастливыми святыми первомучениками, со своим властолюбием бессильный против Христа и Его Церкви.

Записала Наталья Горошкова

богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых апостолов посредством таинства Священства . Оно актуализируется в преемстве епископской хиротонии (рукоположения), однако им не ограничивается. А. п. предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний, но и передачу благодатных даров Св. Духа, на к-рых основывается иерархическое служение Церкви. По свидетельству Свящ. Писания, святые апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Св. Духа (Ин 20. 21-23; Мф 28. 19-20; Мк 16. 15-16; Лк 24. 47-49; Деян 1. 8) рукоположили первых епископов (Деян 14. 23; 20. 28; 2 Тим 1. 6 и др.) и заповедали передавать через таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1 Тим 5. 22; Тит 1. 5). Ее преемство от святых апостолов и через них от Самого Христа засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским (Adv. haer. III 3), св. Климентом Римским (1 Клим 46), блж. Иеронимом (Adv. Lucifer.), Тертуллианом (De praescript. haer. 32) и др. А. п. является существенным признаком церковной иерархии. Не связанное подобным образом со святыми апостолами служение не может иметь силы, даже если воспроизводит все его внешние иерархические формы. Тертуллиан говорит об А. п. как об одном из признаков Церкви: «...Пусть покажут (еретики.- Н . Е .) основания своих Церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение» (De praescript. haer. 32).

В католичестве понятие А. п. после Ватиканского II Собора в целом отвечает православному, отличаясь нек-рыми оттенками. В совр. Катехизисе Католической Церкви прямо сказано, что А. п. «есть таинство и передается через таинство Священства» (ККЦ 1087). В католич. богословии А. п. понимается не только как признак, но и как «гарантия» верности апостольскому Преданию (ККЦ 1209). В Декрете об экуменизме II Ватиканского Собора сказано, что Вост. Церкви, «хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же - в силу апостольского преемства - Священством и Евхаристией», поэтому «известное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (Unitatis redintegratio. 15). Декларация «Dominus Iesus», утвержденная папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 г., ограничивая экуменические стремления, выраженные II Ватиканским Собором, подтверждает значениеА. п.как гарантии действия Св. Духа в Церкви: «Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями - апостольской преемственностью и таинством Евхаристии - являются подлинными Поместными Церквами. Кроме того, Церковь Христова пребывает и действует также и в этих Церквах, даже если им не хватает полного общения с Католической Церковью и они не принимают Учения о первоверховной власти, которой, по воле Божией, обладает Епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви. С другой стороны, церковные общины, не сохранившие подлинного епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются Церквами в истинном значении этого слова…» (P. 17). В таком понимании благодаря сохранению А. п. в церковной общине продолжает «пребывать и действовать» Церковь Христова, даже если она не принимает учения о первоверховной власти епископа Рима.

В протестантизме нек-рые авторы рассматривают пасторское служение как «особое духовное положение (сословие)», что позволяет говорить об ординации служителей как о Божием установлении и ставить вопрос о необходимости А. п. Однако большинством протестант. богословов значение А. п. для сохранения и продолжения служения апостолов прямо отрицается. За исключением прокатолически настроенных авторов (Л. Мюнхмайер, В. Лёэ, Т. Клифот, А. Ф. К. Вильмар), общее мнение протестант. богословов сводится к тому, что епископы и пресвитеры являются таковыми не в силу А. п., но благодаря призванию, полученному ими от церковных общин. Такое понимание, фактически отрицающее значение А. п., с необходимостью вытекает из протестант. учения о священстве. М. Лютер пишет: «Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив» (Luther"s Works. St. Louis, 1956. Vol.17. P. 114). В протестант. вероисповедных документах провозглашено, что «в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением» (О власти и первенстве папы. 70 // Книга согласия. Минск, 1998. С. 413-418).

Ист.: 1 Клим; Iren . Adv. haer. III; Сypr . Carth . De eccl. unit.; Tertull . De praescript. haer. 32; Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881; Филарет (Дроздов), митр . Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1911; Определение Святейшего Синода 1722 г. // ПСЗ. Т. 6. № 4009; Определение Святейшего Синода 25 мая 1888 г. // ЦВ. 1888. № 28; Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1996. С. 82-84: О Девятом члене.

Лит.: Haddan A . W . Apostolical Succession in the Church of England. L., 1862; Филарет (Дроздов), митр . О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви // ПО. 1886. Ч. 2. С. 85-94; Gore C . The Ministry of the Christian Church. 1888; Никодим [Милаш], еп . Право. С. 224-229, 280-281; Булгаков А . И . К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. 1898. № 8. С. 534-574 (отд. отт.: К., 1898); он же . Законность и действительность англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви // Там же. 1900. № 8. С. 523-566; 1901. № 2. С. 256-276; № 4. С. 610-628; 1902. № 6. С. 235-269; № 7. С. 376-412; Павлов . Право. С. 514-539; Суворов . Право. С. 197-217, 506-523; Bartmann B . Lehrbuch der Dogmatik. Freiburg i. Br., 1932. T. 2. § 152, 202, 203; Ehrhardt A . The Apostolic Succession in the First Two Centuries of the Church. L., 1953; Ratzinger J ., card . Primat, Episkopat u. successio apostolica // QD. 1961. Vol. 11. P. 37-59; Сергий (Страгородский), митр . [Патриарх] . Значение апостольского преемства в инославии // ЖМП. 1961. № 10. С. 30-45; Telfer W . The Office of a Bishop. L., 1962. P. 107-120; Congar Y . M . J . Composantes et idée de la Succesion Apostolique // Oecumenica: Jb. 1966. Bd. 1. S. 61-80; Афанасьев Н ., прот . Вступление в клир. П., 1968; он же . Церковь Духа Святого. П., 1971. С. 156-176, 264-279; он же . Вступление в Церковь. М., 1993. С. 129-160; Roloff J ., Blum G . G ., Mildenberger F ., Hartman S . S . Apostel / Apostolat / Apostolizität // TRE. Bd. 2/3. S. 430-481 ; Иларион (Троицкий), архиеп . Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997; Мюллер Д . Т . Христианская догматика. Duncanville, 1998. С. 664-684; Флоровский Г . В . О границах Церкви // Избр. богословские статьи. М., 2000. С. 159-170; он же . Проблематика христианского воссоединения // Там же. С. 171-185.