состав слова. Культура письменной речи

Замени выражение одним словом.

Маленький гриб-___________________________________________________

Тот, кто любит собирать грибы-_______________________________________

Часть гриба под землёй-_____________________________________________

Измени по образцу.

Большая Маленькая

Доска досточка

Коза ________________

Стрела _________________

Стена _________________

Разобрать по составу.

Берёза, берёзка, берёзонька, берёзовые, березняк.

Осина, осиновый, осинка, осинник.

Среди букв, расположенных в случайном порядке, найди слова и подчеркни их.

ШКПИТЗЦФЛАГДЦАОПТИЦАЩКЕТИШАРЖДЩУКАМИ

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё ,ю,я.

1.Обведи в кружочек приставки, рядом с которыми может «поселиться» Ъ.

ИЗ, РАЗ, ПРИ, У, ВЫ, ПЕРЕ, ПРЕД, ЗА, НА, В, ВО, С, СО, ДО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, О, ОБ, ОБО, ОТ, О.

2.Подчеркни слова с разделительным твёрдым знаком.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Распредели слова в две колонки, вставляя буквы.

Ш…ёт, п…ёт, об…явление, вороб…и, с…ёмка, ноч…ю, раз…езд, под…ём.

Разделительный ь знак Разделительный ъ знак

_____________________ ________________________

______________________ ________________________

______________________ _________________________

_______________________ _________________________

4.Найди ошибку и исправь её.

Въехал, въюга, въбежал, пъёт, съел, подъвязка.

Подчеркни всегда строчную (маленькую) букву.

б, ц, ъ, я, о.

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Имя существительное- часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.

Допиши слово, обозначающее предмет.

Рыжая хитрая______________________________

Косой трусливый___________________________

Серый колючий____________________________

Маленькая быстрая_________________________

Выпиши слова на нужную строку.

Брат, солнце, ягода, заяц, девочка, язык, кот, книга, сестра, окно.

Одушевлённые сущ._________________________________________________



Неодушевлённые сущ._______________________________________________

3.К выражениям подбери подходящие по смыслу слова, соедини их линией.

В школе я покупатель

В магазине я пешеход

На улице я ученик

В транспорте я пассажир

4.Зачеркни «лишнее» слово.

Куст, дерево, цветок, красивый, роза.

Диван, стул, мягкий, стол.

5.* Какие слова любит ворона? Например: КАРнавал

КАР___________ КАР___________ КАР_____________

Собственные и нарицательные имена существительные.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц- это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой (заглавной) буквы.

Обведи имена собственные.

Корова, собака, Полкан, коза, Зина, Аскар, река, Иванов, Балхаш.

Дополни предложения.

Меня зовут_____________________________________________________

Моя фамилия____________________________________________________

Мою маму зовут_________________________________________________

Моего брата (сестру) зовут________________________________________

Мою учительницу зовут___________________________________________

– Приставка обозначается значком . Выделите приставку в данных словах.

– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки .)

– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова .)

– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов .)

– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .

2. Работа над упражнением 145.

На доске записаны слова.

Делать, сделать, приделать.

Написать, писать, списать.

Бег, забег, разбег.

Отвёз, вывез, вёз.

– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.

3. Знакомство с суффиксом.

– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка .)

– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник .)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:

малинка – малинник

– Выделите в словах известные вам составные части.

– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня .)

– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком ^.

– Выделите суффиксы в словах.

– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.

– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком ^.

4. Работа над упражнением 147.

5. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт .

– Спишите слова. Разберите их по составу.

V. Итог урока.

– Как образуются родственные слова?

– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.

Урок 46. Закрепление знаний о суффиксах
и приставках как значимых частях слова

Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?



– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: сон, мак, мёд .

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м . В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’] .)

мб мв мг мд...

– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки .)

IV. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка .

Порядок разбора слов по составу:

1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.

2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.

3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.

4. Найди суффикс. Он стоит после корня.

Морфемика - это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова.

Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).

Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-), существуют и иноязычные (контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-).

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; гонылый, гонящий; водяной, водянистый).

Постфикс - это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -сь и -ся.

Особое место в русском языке занимает морфема -ть (ти), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие - как окончание.

Тест

1. Укажите ряды, в которых все слова имеют окончание.

    а) заяц, солнцем, верхом (скакать)
    б) белым, касается, подошли
    в) увидел, справа, второй
    г) заточил, (о) переезде, дважды

2. Укажите ряды, в которых все слова имеют нулевое окончание.

    а) овощ, плащ, речь
    б) Ростов, вперед, настежь
    в) рассказ, полночь, вишь
    г) плеть, (с) плеч, вскачь

3. Укажите, в каких рядах все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

    а) поражение, забияка, заведенный
    б) загашенный, инициатива, кавалерия
    в) застелил, остановка, разгрузка
    г) осязание, племенной, заговорщик

4. Укажите, в каких рядах все слова имеют несколько суффиксов.

    а) попадание, заболевание, породниться
    б) бахрома, встрепенуться, изыскание
    в) капитуляция, лотерея, официальный
    г) поведение, рассредоточенный, скомканный

5. Укажите, в каких рядах все слова имеют 2 приставки.

    а) поодаль, безудержный, неодаренный
    б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый
    в) понемногу, несдержанный, нездешний
    г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный

6. Укажите, какое из данных слов не является однокоренным.

    а) пригорелый
    б) гореть
    в) горный
    г) угарный (газ)

7. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слов.

    а) план-ир-ов-а-ть
    б) кастрюл-я
    в) магнет-изм
    г) от-тир-а-ть

8. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме: «корень + окончание».

    а) порода
    б) жуткий
    в) забота
    г) касторка

9. Укажите слова, в которых основа равна корню.

    а) помидор
    б) архаизм
    в) анализ
    г) барометр

Ключи к тестам

СОСТАВ СЛОВА

Слово состоит из значимых частей – морфем. Морфема – неделимая и регулярно воспроизводимая единица грамматической структуры слова, соотносимая с соответствующим элементом его лексико-грамматического значения.

В русском языке четыре вида морфем. Главная из них – корень , выражающий общее лексическое значение целого ряда слов, которые называются родственными (или однокоренными). В родственных словах корень может меняться (тогда он называется вариантным, или чередующимся, а правильный выбор варианта определяется орфографическими правилами):

умирать – умереть – умру – мор

Следует помнить, что в одном слове может быть несколько корней: земл етряс ение, пар оход , лес оповал

Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями:

заня ть – наня ть – сня ть – переня ть
птенец – пташк а – птиц а – птич ник

Значимой частью слова является приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

город – при город
муж – за муж
добрый – пре добрый
держать – за держать

Значимой частью слова является суффикс – морфема, которая стоит после корня и тоже обычно служит для образования новых слов. Суффикс, присоединяясь к основе слова, как и приставка, изменяет лексическое значение слова:

малина – малинник («место, где растет малина»)
серый – сероват ый («немного, слегка серый»)
стол – столов ый («относящийся к столу»)
глупый – глупость («глупый поступок, глупые слова»)

Иногда суффикс стоит после окончания и в научном обиходе он называется постфиксом . В основу слова он входит, если образует новое слово. В этом случае мы имеем дело с так называемой «разорванной» основой.

просматривать – просматриваться
какой – какой-нибудь

Соединительная гласная (о,е) – морфема, которая служит для образования новых слов способом сложения. Она стоит между корнями сложного слова и входит в основу слова.

железно дорожный
лесо степь
древне русский
пеше ход

Окончание – изменяемая (значимая) часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание не входит в основу слова. С помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова, то есть лексическое значение слова не меняется.

города (мн.ч., им. пад.) – городом (ед.ч., тв. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.)
пишете (мн.ч., наст. вр., 2 л.) – пишет (ед.ч., наст. вр., 3 л.) – пишу (ед.ч., наст. вр., 1 л.)

Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием , которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Нулевые окончания обнаруживаются в формах следующих частей речи:

имя существительное

1) 1-е скл., род. пад., мн. ч.
(берёз, туч)
2) 1-е скл., вин. пад., мн. ч., жен. р.,
(одушевл. девочек, сестер)
3) 2-е скл., им-вин. пад., ед. ч., муж. р.,
(неодушевл. дом, профилакторий )
4) 2-е скл., род. пад., мн. ч.
(ботинок, стихотворений)

5) 3-е скл., им-вин. пад., ед. ч.
(дуэль, мышь)
6) род. пад., мн. ч., сущ. на -мя
(времён, имён )

имя прилагательное

1) кратк. форма мужского рода
(умен, слаб)
2) им-вин. пад., ед. ч., мужского рода притяжательных прилагательных
(шакалий, птичий, папин, зятев )

имя числительное

1) им-вин. пад. некоторых количественных числительных
(сорок, двадцать шесть )

1) муж. род, ед. ч., прош. время
(читал, умылся )
2) 2-е лицо ед. ч., повелит. наклонение
(пиши, стой )

причастие
1) краткая форма мужского рода
(распределен, вымыт )