Великие предсказатели: Даниил пророк. Существовал ил на самом деле пророк Даниил? Чудо в пещи огненной

Даниил пророк - последний из четырех великих еврейских пророков, живший в эпоху вавилонского плена, происходил из колена Иудина (Дан. I, 6) и был знатной фамилии (5 ст.), состоял даже, если верить И. Флавию, в родстве с царским домом (Древн. 10, 10, 1). После одного из нашествий на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, бывшего в третий год правления Иоакима, царя иудейского, т. е. около 605-607 г. до P. X:, Даниил, в числе прочих заложников, был отведен в вавилонский плен (I, 1 - 3). Там он, в качестве юноши знатного рода, был взят к царскому дворцу и получил блестящее воспитание в духе тогдашней вавилонской мудрости, не забыл в то же время и своих отеческих преданий. Вместе с Даниилом ту же школу прошли и три его друга, причем все они получили и новые халдейские имена; в частности Дан. был переименован, в Валтасара (6-7 ст.). Все эти подробности первого, раннего периода жизни пророка Даниила подтверждаются, так или иначе, и свидетельством вавилонских памятников. Из них мы, прежде всего, узнаем, что обычай брать ко двору мальчиков из высших аристократических семей покоренных народов и воспитывать их в халдейско-национальном духе был в широком употреблении у дальновидных вавилонских правителей. Аналогичный этому пример имеем мы в одной из надписей Сеннахирима, где говорится о том, как ниневийский царь Саргон взял в свой дворец одного юного халдеянина, дал ему блестящее воспитание и впоследствии сделал даже наместником Вавилона. Что, вообще, вавилонские дворцы, начиная с эпохи Саргонидов (с VII в. до P. X.), служили центрами всей тогдашней образованности, за это говорят современные раскопки их, вскрывшие целый, доселе неведомый мир ученой и учебной литературы той эпохи.

Самое указание Библии на характер школьного обучения в Вавилоне точно также как нельзя лучше выражает сущность халдейской науки, которая состояла, именно, из знакомства с древним суммерийско-аккадийским наречием, на котором были написаны священные гимны ассиро-вавилонян («книги»), и из изучения живого, разговорного языка страны (язык халдейский). Обычай давать иностранцам в случае их возвышения, новые имена настолько хорошо известен нам, как из Библии, так и из свидетельств монументов, что нет надобности это и доказывать: довольно указать только хотя бы на подобный же пример из истории Иосифа (Быт. 41, 45).

Второй период жизни пророка Дан. был временем его постепенного возвышения до роли одного из первых по влиянию царедворцев. Впервые Дан. особенно сильно выдвинулся после того, как напомнил Навуходоносору виденный, но забытый им и сильно его мучивший сон, - а также и дал его истолкование, история чего подробно излагается во второй главе его книги. Различные частности этого повествования точно также подтверждаются свидетельствами клинообразных памятников.

О том, как сильна была вера в сновидения у всей восточной древности, нечего и говорить, так как этот факт общеизвестный. В своих снах древние думали читать волю богов и потому истолкование их естественно перешло в руки жрецов. Библия разделяет этих жрецов на несколько классов, соответственно их специальности: «хартумим», «хакамим», «асафим», «касдим» и «гацрим». Такое деление вполне оправдывается и клинообразной литературой. В магических книгах Ассурбанипаловой библиотеки именем kasdim называются астрономы, а gazrim - предсказатели; hartumim и hakamim - были врачи, a asafim - теософы.

Из числа всех мудрецов священный текст называет одного по имени - Ариоха, выделяя его в качестве «архимагира»; т. е. начальника магов. В евр. подлиннике эта должность обозначена термином - rab-tab-bahayya, что В буквальном переводе значит: «начальник распростертым»». В клинообразных текстах мы не находим еще подобного термина, но встречаемся с его синонимом - rab-daiki что значит «начальник мертвых». Что же касается самого имени этого начальника - Ариох, то оно употребляется довольно, нередко в клинописных документах.

Дальнейшим эпизодом из жизни пророка Даниила, отмеченным в его книге, является отказ Дан. и трех его друзей поклоняться статуе, со всеми его последствиями: ввержением в огненную пещь и чудесным спасением в ней (IV гл.). Рассказ об этом, несмотря на его очевидную чудесность, полон исторической правды в изображении различных деталей. Основываясь отчасти на раскопках, а еще больше на описаниях клинообразных текстов, мы знаем, что колоссальные статуи, подобные изображаемой в данной книге, несомненно существовали у вавилонян; таковы, между прочим, были три статуи, описанные Диодором Сицилийским: они заключали в себе массу золота в 5,850 талантов, весили 143,559 килограммов и стоили 430,677 франков. В Британском музее в настоящее время можно видеть поразительные по своим размерам обломки подобных статуй и по ним судить о колоссальной величине целого. Недаром такой авторитетный ориенталист, как Ленорман, заметил о статуе Навуходоносора, что библейское описание ее весьма достоверно, так как оно носит печать своего времени.

Укоренившееся у нас мнение, что поставленная Навуходоносором статуя была его собственным изображением, составляет плод недоразумения: но крайней мере сама Библия хотя и не называет определенно этой статуи, но достаточно ясно разграничивает царя от воздвигнутой им статуи. Ученые же думают, что это была статуя Бел-Меродаха, патрона царя Навуходоносора.

В клинообразной литературе можно видеть указание и на то самое «поле Деир», где, по замечанию Библии, была воздвигнута эта статуя. В них оно называется равниной «Dura» и указывается по соседству с современными развалинами Вавилона; существующий в настоящее время здесь маленький городок и доселе носит древнее название своей долины.

Поклонение новопоставленной статуе сопровождалось, по Библии, торжественной музыкой на различных инструментах. Черта чисто вавилонская и, именно, этой эпохи. На многих ассиро-вавилонских барельефах из эпохи Ассурбанипала, Сеннахериба и Ассаргадона мы можем видеть изображения подобных музыкантов и всех тех музыкальных инструментов, которые перечисляются в Библии (3, 5). Вообще, опираясь на исследования Ленормана, мы должны сказать, что инструментальная музыка, едва известная при первых ассирийских царях, становится, начиная с VII в. до P. X., главным элементом всех религиозных празднеств в Ассирии и Вавилоне. Точно также вполне отвечают современной им действительности и все те классы должностных лиц, которые были назначены состоять при этой религиозно-патриотической церемонии, как это обстоятельно доказал напр. Pusey в своем ученом комментарии на книгу пророка Даниила и не раз уже упомянутый Ленорман в его специальной монографий.

Что касается того жестокого наказания, которому подвергли Дан. и трех его друзей за преслушание царского повеления, то и оно было совершенно в духе страны и эпохи; для этой цели, по свидетельству известного исследователя вавилонской древности - г. Смита, пользовались огромными плавильными печами, допускавшими возможность самой высокой температуры 4). Но Бог чудесно сохранил Дан. и трех отроков невредимыми; и это так сильно поразило Навуходоносора, что он прославил их Бога, а самих отроков назначил на высокие должности (3, 96-97).

Из событий последующей жизни Дан. обращают на себя внимание еще два, отчасти напоминающие собою два вышеуказанных. Это, во-первых, новое истолкование Дан. сна Навуходоносору, отличающееся от раннего тем, что здесь дано было лишь одно истолкование сна, без его напоминания. На основании последнего сна, Дан. предсказал Навуходоносору страшную болезнь, которая, по повествованию Библии, вскоре его действительно и посетила. В открытых доселе клинописных документах мы не встречаем ясных указаний на ужасную болезнь, постигшую Навуходоносора («ликантропию» на современном медицинском языке); но некоторую глухую ссылку на нее, по-видимому, имеем, - это, именно, в тех вавилонских документах, где преемником Навуходоносора называется Нериглиссор, опущенный в официальных списках ассиро-вавилонских царей. Отыскивая причины такого загадочного пропуска, ученые и полагают, что Нериглиссор был не самостоятельным царем, а лишь временным правителем, именно в течение болезни Навуходоносора. Более ясное указание на последнюю сохранилось у Абидена, который упоминает о том, как Навуходоносор во время одной из своих прогулок, упал с высоты и сделался болен.

Другим эпизодом жизни пророка Даниила, несколько аналогичным с ввержением в огненную печь, было заключение его в львиный ров, по наветам его врагов случившееся в царствование Дария Мидянина (Дан. 6). Все детали этого библейского рассказа стоят в согласии со свидетельствами монументов. Достоверно известно, прежде всего, что такой способ казни, как бросание зверям, действительно, практиковался у вавилонян. На одном из охотничьих барельефов эпохи Ассурбанипала мы имеем даже рисунок подобного львиного загона: он представляет из себя довольно вместительную клетку, на верху которой стоит человек и приподнимает дверцу, а из самой клетки наполовину высунулся уже лев, по-видимому, устремляющийся на несчастную жертву.

Пророк Дан. и на этот раз, как и прежде, был чудесно спасен среди опасности, чем прославил не только Бога но и возвысил себя (23-27). С тех пор положение Дан. окончательно упрочилось и он оставался влиятельным сановником не только при дворе самого Дария, но также и преемника его Кира. Когда Кир, вероятно, не без влияния Дан., возвратил иудеев из плена, то пророк Даниил уже не пошел на родину, отчасти, быть может, по преклонности своих лет, а главное - наверное, потому, что он был еще нужен здесь для тех из числа своих соотечественников, которые, подобно ему, должны были остаться на реках Вавилона.

Пророк Дан. жил очень долго и действовал при целом ряде вавилонских царей: при Навуходоносоре, Валтасаре, Дарии Мидянине и Кире. При них он изрек несколько замечательных пророчеств, относящихся к будущей судьбе языческих царств, а также и к истории мессианского царства («Седьмины Даниловы»).

Пр. Даниил скончался в глубокой старости (свыше 90 лет), в начале полновластного правления Кира, после завоевания им Вавилона (Решение хронологич. затруднений см. в статье «Дарий Мидянин»). О смерти и погребении пр. Дан. сложилось несколько легенд: Вавилон, Экбатана и Сузы оспариваюсь друг у друга место его погребения, каждый указывая гробницу пророка, служащую предметом благоговейного почитания не только у иудейских, но и у мусульманских поклонников.

Делая общее заключение о личности пророка Даниила и его миссии, мы должны сказать, что это была одна из самых крупных ветхозаветных личностей последнего периода. По тому значению, какое имел Дан. в вавилонском плену для своих соотечественников, его справедливо сравниваюсь с Иосифом, а по его миссионерской роли в центре тогдашнего языческого мира его не без основания сближают с новозаветным апостолом языков.

Литература: Knabenbauer «Commentarius in Danielem prophetam». Paris, 1890. Pusey,» Daniel the Prophet». New-York 1886. A. Kamphausen «Das Buch Daniel und die neuste Geschichtsforschung». Leipzig 1892. Vigouroux «La Bible el les decouvertes modernes» t. IV. Lenormant «La divination chez les Chaldeens». Paris, 1875. Hunter «Тhe story of Daniel. His Life and Times». Edinburg 1885».

* Покровский Александр Иванович,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия . Том 4, столб. 896. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.

Книга Даниила содержит как биографию пророка Даниила, так и многие пророчества на будущее.

Даниил писал эту книгу под вдохновением Бога, находясь в Вавилоне, закончил около 536 г. до н.э. Значительная часть книги Даниила написана на арамейском языке.
Изучить пророчество Даниила о последнем времени и найти полезные уроки и советы для себя очень интересно и даже жизненно важно.
Если вы ни разу не читали эту книгу Библии, обязательно прочтите ее. О самом пророке Данииле и книге, названной его именем, можно прочитать и в Википедии, в которую частично занесено то, что написано в Библии.

Если вы не любите читать, есть аудиокнига Даниила, можно послушать онлайн или посмотреть хотя бы фильм о книге Даниила, хотя режиссеры часто могут вносить что-то свое и истина, содержащаяся в пророчествах Даниила, может искажаться. Вы бы какой фильм, а для детей мультфильм о пророке Данииле порекомендовали посмотреть онлайн, который более точно соответствует написанному в Библии?

Да, всем просто необходимо иметь представление об этой пророческой книге.

Пророк Даниил и Апокалипсис

Апокалипсисом принято называть конец света. Это слово чем-то созвучно со словом коллапс. Но на самом деле слово апокалипсис переводится как откровение. Последняя книга Библии именно так и названа - "Откровение" = "Апокалипсис". А книга пророчеств Даниила во многом пересекается с последней книгой Библии Откровение, которую написал Иоанн.

Но мы в этой статье не будем рассматривать пророчества, о них вы можете прочитать лично в Библии, а сосредоточимся на уроках, которые могут извлечь люди, которые хотят служить единственному, истинному, живому Богу. Сначала краткое содержание этой книги, чтобы разогреть ваш интерес, если вы не прочитали еще эту книгу полностью.

Книга Даниила краткое содержание:

В главах с 1 по 6 изложены события из жизни Даниила и трех его друзей.
В главах с 7-12 записаны пророческие сны, видения, предсказания пророка Даниила, которые он получил от Бога.
  • Видения о зверях. Взлет и падения четырех мировых держав.
  • Видение, как Царство Бога заменит все человеческие державы и правительства.
  • Понимание пророчества, что иудеи обязательно вернуться из плена.
  • Ангел открывает важные подробности о Мессии.
  • Пророк Даниил. Мерзость запустения о которой говорил своим ученикам Иисус Христос.
  • Видение о будущем. Значительная часть пророчества посвящена борьбе, противоборству двух царей за господство. Исполнения этого пророчества охватывает и наши дни. Последнее пророчество Даниил. Северный царь.

Каким образом Бог заменит все человеческие державы и правительства, открывает пророчество Даниила, видение об истукане.

Внимайте пророчеству Даниила и урокам, находящимся в этой книге

Книга Даниила 2 глава

2:8,9 – Царь не был во всем доверчивым, проверял полученную информацию - пример для нас, особенно, если она негативная.

4:24 – Иегова всегда заранее дает шанс измениться, исправиться, не игнорируй его.

5:23 – Много богов, много тостов. Много тостов, много вина. Много вина, много тщеславия. Много тщеславия, мало разума.

6:4 – Так христиане должны исполнять свои обязанности на работе и в семье.
6:10 – Даниил, узнав, что нельзя молиться, сразу пошел и помолился. 1 Кор 10:13 – молитва поможет найти выход из сложившейся ситуации.
6:20 – Не верил, что Бог спасет, хотя говорил, что спасет (стих 16).
6:26,27 – Наш пример верности поможет другим захотеть узнать такого Бога, как Иегова.

Книга Даниила 7 глава

7:10 – У Бога много ангелов, но у каждого свое задание, своя роль. У нас в собраниях тоже у каждого своя роль, не должно быть скучно. Если не знаешь, чем заняться, спроси ответственных, кому можно помочь, служи с пожилыми, уделяй время детям.

9:2 – Хорошие духовные привычки.

Книга Даниила 10 глава

10:12 – То, что Бог не сразу отвечает на молитвы, не означает, что он их не слышит.
10:13 – Показывает, насколько важно полагаться на Бога в борьбе с Дьяволом - если ангел не мог с ним справиться, тем более я.
10:13 – Хотя это был ангел, но он счел необходимым объяснить причину своего опоздания. Хороший урок для нас. А в случае Даниила, который ждал помощи, не осуждать, т.к. не знаем всех обстоятельств опаздывающего.
10:18,19 – С усталостью Бог помог справиться через ангела. Сегодня Бог помогает через соверующих и ответственных братьев в собрании - цени, помогай другим, когда видишь, что устали.
10:19 – Когда я здороваюсь с соверующими в собрании, видно ли, что я желаю мира (евр. Шалом - не просто отсутствие войны, когда терпят друг друга, а гораздо больше - истиный мир и единство) по улыбке, выражению глаз, пожатию руки?

Святой пророк Даниил - четвертый библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода из колена Иудина).

Имя «Даниил» в переводе с еврейского означает – Бог мой судья, или судил меня Бог.

Начало царедворской карьеры при дворе Навуходоносора

В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 – 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (Дан. 1:4).


Историческая справка

За 600 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царём иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон.

Навуходоносор II

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, - весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…» (Дан. 1:5).

По истечении 3-х лет перевоспитания юноши должны были предстать перед царем (Дан. 1:5) для испытания. Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного. Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл.

Итак, Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий красивых еврейских юношей для служения при дворце. В числе избранных был и Даниил с тремя своими товарищами – Ананиею, Азариею и Мисаилом. Они были воспитаны при дворе этого царя, но сохранили верность своему Богу (Дан. 1:3-16).

По приказу царя, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Таким образом, имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках (Дан. 1:17), и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов: «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:19-20).

Святой пророк Даниил и три отрока Анания, Азария и Мисаил

Еще в юности Даниил особо прославился при дворе Навуходоносора Божественными дарованиями, в особенности же, он получил от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (Дан.1:17).

Сон царя Навуходоносора и его толкование

Так, Даниил разъяснил царю Навуходоносору необычайный сон, который очень беспокоил царя (Дан. 2:1-49).

Сон Навуходоносора

Во сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов: голова была из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бедра – из меди, ноги – из железа, а стопы – из железа, смешанного с глиной и намазанного ею. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору.

Сон царя Навуходоносора о золотом истукане

Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора - Его вечное Царство (Церковь): «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Даниил истолковывает Навуходоносору его сон

Этот сон и его толкование интересуют и касаются нас сегодня так же, или даже больше, чем Навуходоносора. Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками – следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди – Греческая империя, а ногами – Римская империя. Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах – гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней. Судя по всему, мы живем в днях десяти пальцев, то есть частей Истукана. Камень представляет Божье Царство, которое глина на стопах истукана только имитировала. Камень представляет Божью Избранную Церковь, собранную из иудеев и язычников – из всякого народа и вероисповедания, чтобы составлять Царство Мессии. Вскоре это Царство будет установлено во власти и большой славе, а царства мира сего исчезнут как по мановению. Затем Царство Мессии будет расти, пока не наполнит всю землю и не подчинит все своей власти, а каждый сознательный грешник будет отсечен Второй Смертью.

Чудо в пещи огненной

Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Он решил воздвигнуть себе громадную статую (как Правителя Земли) на поле Деире. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Но трое друзей отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.

Три отрока в пещи огненной - иудейские юноши в вавилонском пленении, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трех иудеев.

Второй сон Навуходоносора

Спустя немного времени Навуходоносор увидел другой сон – он увидел большое и крепкое дерево, достигающее высотой своей до неба и которое было видно до краев всей земли, со множеством плодов, так чтобы можно было бы всем прокормиться от него. Но вот низшел с небес Святый и сказал, чтобы это дерево срубили, обрубили ветви его, стрясли с него листья и разбросали плоды его, но чтобы оставили главный его корень в земле и пусть он с животными обитает в траве, что сердце человеческое отнимется от Него и дастся ему сердце звериное и пройдут над ним семь времен. Сон этот смутил царя, но никто из вавилонских гадателей и чародеев не мог объяснить ему его значения, пока не был призван Даниил, на котором почивал Дух Божий.

Даниил объяснет Навуходоносору, что его сон предрекает ему наказание за его гордость

Святой Даниил объяснил Навуходоносору, что сон этот показывает наказание Навуходоносору за его гордость, что вскоре он потеряет царство, его самого отлучат от людей и обитание его будет с полевыми зверями, будет он кормить себя травою, как вол, и так пройдет семь лет, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Вскоре все в точности и сбылось: Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу (Дан; гл. 4).

Таинственная надпись или последний пир Валтасара

Пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (Дан.6:28).

После Навуходоносора Вавилонским царем стал его сын Валтасар. Однажды он устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец вынес из Иерусалимского храма. Когда были принесены сосуды, взятые из святилища дома Божьего в Иерусалиме, царь, его вельможи и их жены стали пить из них вино и славить своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась таинственную надпись на стене. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов Вавилонских для объяснения написанного. Он обещал сделать третьим властелином в своем царстве того, кто объяснит значение непонятных слов. Но никто из Вавилонских мудрецов не мог объяснить значение написанных на стене слов. Привели Даниила и царь попросил его прочитать и объяснить значение непонятных слов.

Даниил переводит Валтасару таинственную надпись на стене

Даниил сказал Валтасару, что Бог гневается на него за его гордость и за то, что он взял священные сосуды, чтобы пить из них вино, прославляя при этом идолов. Затем он сказал, что написано не стене: "И вот, что начертано: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5:25). Вот - и значение слов: «МЕНЕ» - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «ТЕКЕЛ» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «ПЕРЕС» -разделено царство твое и дано мидиянам и персам. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве". В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: Валтасар был убит, и его царством завладел Дарий Мидянин.

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок Дан. 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Даниил во рву со львами

При персидском царе Дарии святой пророк Даниил за свою честность занял высокое положение. Окружающие возненавидели его за то, что он отказывался брать взятки. Они не знали, как уличить его, разве что в его религии. Они убедили царя Дария, издать указ, гласивший, что если кто-то отдаст поклон любому другому божеству, кроме Дария, будет брошен в львиный ров. Благодаря этому, они выдвинули обвинение против Даниила за неподчинение религиозному эдикту царя. Таким образом, по наветам своих врагов, Даниил был брошен в ров со львами, чтобы львы растерзали его, но Господь затворил уста львов и пророк остался невредим (Дан. гл. 6, гл.14:28-42).

Пророк Даниил во рву со львами

Пророк Аввакум был извещен ангелом о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Утром царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали (Дан. 6:14-24).

Видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли (Дан. глава 7)

Многое Бог приоткрывал пророку Даниилу в видениях, например, видение четырех зверей, олицетворяющих четыре царства (Дан. глава 7).

По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (Дан. 7:8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию. Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.

- «святые Всевышнего» (Дан. 7:18) – Маккавеи их потомки
- В конце – видение вечного Царства Сына (Дан. 7:9-14).

Это же пророчество прообразовательно говорит об антихристе, его гонении против верующих и о продолжительности его власти: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7:25), - итого 3,5 года.

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Видение о «70-ти седминах» (Дан. глава 9)

Немного спустя Даниил получил откровение о «70 седьминах» , в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) (см. Дан. 9). Здесь под седминами разумеется семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев) , имеющих пройти со времени издания указа о построении второго Иерусалимекого храма (в 453 г. до Р.Х.) до явления Христа и совершения Им Нового завета (Дан. 9:23-27). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет.

Но смыслу данного Даниилу архангелом Гавриилом объяснения, со времени указа царя Кира о возвращении иудеев на родину из плена, должно пройти семь седмин до создания храма, после следующих 62-х седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святем.

Между пророчеством Даниила и позднейшей историей – полное соответствие. Именно семь первых седмин вполне соответствуют 49-ти годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города Иерусалима и храма. Следующие 62-е седмины равны 434 годам, которые в соединении с 49-ти годами первых седмин равны 483-м годам, и соответствуют, периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т.е. через три с половиной года после того явления, как действительно и было по сказанию Евангелистов. После этой пол-седмины должна наступить мерзость запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Мф. 24:15). Так действительно и совершилось всё это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.

Видение о большой брани (Дан. главы 10-12)

Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (Дан. 11:2).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (Дан. 11:21-23). Антиох Епифан – злейший враг иудеев, и это видение означает гонения Антиоха на иудеев и конечную погибель его самого. Известный еврейский историк Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31), произнесенного за 408 лет.

Дан. 11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

Дан. 9:27, Дан. 11:31, Дан. 12:11 – «мерзость запустения» - Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

Дан. 12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Могилы пророка Даниила

Пророка Даниил скончался в глубокой старости (имея свыше 90 лет), находясь до старости в плену и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Усыпальница пророка Даниила (Барри, Ирак)

Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке (Ирак) и Самарканде (Узбекистан). Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

Могила пророка Данияра находится в мавзолее Ходжа Дониер в Самарканде

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Книга пророка Даниила

Святой пророк Даниил оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14-ти глав.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений. Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (Дан. 2:19, Дан. 4:11, Дан. 7:1);
- сны и символы разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16- Дан. 8:15);
- через Ангела иногда он получал символические откровения (Дан. 9:24, Дан. 10:11);
- апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);
- грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

1) Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2) Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Святой пророк Даниил - четвертый библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода из колена Иудина).

Имя «Даниил» в переводе с еврейского означает - Бог мой судья, или судил меня Бог.

Начало царедворской карьеры при дворе Навуходоносора

В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 - 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (Дан. 1:4).

Историческая справка

За 600 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царём иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон.

Навуходоносор II

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…» (Дан. 1:5).

По истечении 3-х лет перевоспитания юноши должны были предстать перед царем (Дан. 1:5) для испытания. Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного. Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл.

Итак, Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий красивых еврейских юношей для служения при дворце. В числе избранных был и Даниил с тремя своими товарищами - Ананиею, Азариею и Мисаилом. Они были воспитаны при дворе этого царя, но сохранили верность своему Богу (Дан. 1:3-16).

По приказу царя, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь - помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Таким образом, имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках (Дан. 1:17), и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов: «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:19-20).

Святой пророк Даниил и три отрока Анания, Азария и Мисаил

Еще в юности Даниил особо прославился при дворе Навуходоносора Божественными дарованиями, в особенности же, он получил от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (Дан.1:17).

Сон царя Навуходоносора и его толкование

Так, Даниил разъяснил царю Навуходоносору необычайный сон, который очень беспокоил царя (Дан. 2:1-49).


Сон Навуходоносора

Во сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов: голова была из золота, грудь и руки - из серебра, живот и бедра - из меди, ноги - из железа, а стопы - из железа, смешанного с глиной и намазанного ею. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору.

Сон царя Навуходоносора о золотом истукане

Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство (Церковь) : «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).


Даниил истолковывает Навуходоносору его сон

Этот сон и его толкование интересуют и касаются нас сегодня так же, или даже больше, чем Навуходоносора. Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками - следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди - Греческая империя, а ногами - Римская империя. Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах - гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней. Судя по всему, мы живем в днях десяти пальцев, то есть частей Истукана. Камень представляет Божье Царство, которое глина на стопах истукана только имитировала. Камень представляет Божью Избранную Церковь, собранную из иудеев и язычников - из всякого народа и вероисповедания, чтобы составлять Царство Мессии. Вскоре это Царство будет установлено во власти и большой славе, а царства мира сего исчезнут как по мановению. Затем Царство Мессии будет расти, пока не наполнит всю землю и не подчинит все своей власти, а каждый сознательный грешник будет отсечен Второй Смертью.

Чудо в пещи огненной

Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Он решил воздвигнуть себе громадную статую (как Правителя Земли) на поле Деире. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Но трое друзей отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.


Три отрока в пещи огненной — иудейские юноши в вавилонском пленении, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трех иудеев.

Второй сон Навуходоносора

Спустя немного времени Навуходоносор увидел другой сон - он увидел большое и крепкое дерево, достигающее высотой своей до неба и которое было видно до краев всей земли, со множеством плодов, так чтобы можно было бы всем прокормиться от него. Но вот низшел с небес Святый и сказал, чтобы это дерево срубили, обрубили ветви его, стрясли с него листья и разбросали плоды его, но чтобы оставили главный его корень в земле и пусть он с животными обитает в траве, что сердце человеческое отнимется от Него и дастся ему сердце звериное и пройдут над ним семь времен. Сон этот смутил царя, но никто из вавилонских гадателей и чародеев не мог объяснить ему его значения, пока не был призван Даниил, на котором почивал Дух Божий.


Даниил объяснет Навуходоносору, что его сон предрекает ему наказание за его гордость

Святой Даниил объяснил Навуходоносору, что сон этот показывает наказание Навуходоносору за его гордость, что вскоре он потеряет царство, его самого отлучат от людей и обитание его будет с полевыми зверями, будет он кормить себя травою, как вол, и так пройдет семь лет, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Вскоре все в точности и сбылось: Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу (Дан; гл. 4).

Таинственная надпись или последний пир Валтасара

Пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (Дан.6:28).

После Навуходоносора Вавилонским царем стал его сын Валтасар. Однажды он устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец вынес из Иерусалимского храма. Когда были принесены сосуды, взятые из святилища дома Божьего в Иерусалиме, царь, его вельможи и их жены стали пить из них вино и славить своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась таинственную надпись на стене. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов Вавилонских для объяснения написанного. Он обещал сделать третьим властелином в своем царстве того, кто объяснит значение непонятных слов. Но никто из Вавилонских мудрецов не мог объяснить значение написанных на стене слов. Привели Даниила и царь попросил его прочитать и объяснить значение непонятных слов.

Даниил переводит Валтасару таинственную надпись на стене

Даниил сказал Валтасару, что Бог гневается на него за его гордость и за то, что он взял священные сосуды, чтобы пить из них вино, прославляя при этом идолов. Затем он сказал, что написано не стене: "И вот, что начертано: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5:25). Вот - и значение слов: «МЕНЕ» - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «ТЕКЕЛ» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «ПЕРЕС» -разделено царство твое и дано мидиянам и персам. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве". В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: Валтасар был убит, и его царством завладел Дарий Мидянин.

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок Дан. 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Даниил во рву со львами

При персидском царе Дарии святой пророк Даниил за свою честность занял высокое положение. Окружающие возненавидели его за то, что он отказывался брать взятки. Они не знали, как уличить его, разве что в его религии. Они убедили царя Дария, издать указ, гласивший, что если кто-то отдаст поклон любому другому божеству, кроме Дария, будет брошен в львиный ров. Благодаря этому, они выдвинули обвинение против Даниила за неподчинение религиозному эдикту царя. Таким образом, по наветам своих врагов, Даниил был брошен в ров со львами , чтобы львы растерзали его, но Господь затворил уста львов и пророк остался невредим (Дан. гл. 6, гл.14:28-42).


Пророк Даниил во рву со львами

Был извещен ангелом о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Утром царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали (Дан. 6:14-24).

Видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли (Дан. глава 7)

Многое Бог приоткрывал пророку Даниилу в видениях, например, видение четырех зверей, олицетворяющих четыре царства (Дан. глава 7).

По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (Дан. 7:8) - Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию. Антиох - прообраз антихриста, его гонение - классический прообраз всех последующих гонений.

- «святые Всевышнего» (Дан. 7:18) - Маккавеи их потомки
- В конце - видение вечного Царства Сына (Дан. 7:9-14).

Это же пророчество прообразовательно говорит об антихристе, его гонении против верующих и о продолжительности его власти: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7:25), — итого 3,5 года.

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 - «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Видение о «70-ти седминах» (Дан. глава 9)

Немного спустя Даниил получил откровение о «70 седьминах» , в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) (см. Дан. 9). Здесь под седминами разумеется семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев) , имеющих пройти со времени издания указа о построении второго Иерусалимекого храма (в 453 г. до Р.Х.) до явления Христа и совершения Им Нового завета (Дан. 9:23-27). Следовательно, 70 седьмин - это 490 лет.

Но смыслу данного Даниилу архангелом Гавриилом объяснения, со времени указа царя Кира о возвращении иудеев на родину из плена, должно пройти семь седмин до создания храма, после следующих 62-х седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святем.

Между пророчеством Даниила и позднейшей историей - полное соответствие. Именно семь первых седмин вполне соответствуют 49-ти годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города Иерусалима и храма. Следующие 62-е седмины равны 434 годам, которые в соединении с 49-ти годами первых седмин равны 483-м годам, и соответствуют, периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т.е. через три с половиной года после того явления, как действительно и было по сказанию Евангелистов. После этой пол-седмины должна наступить мерзость запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Мф. 24:15). Так действительно и совершилось всё это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.

Видение о большой брани (Дан. главы 10-12)

Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (Дан. 11:2).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (Дан. 11:21-23). Антиох Епифан - злейший враг иудеев, и это видение означает гонения Антиоха на иудеев и конечную погибель его самого. Известный еврейский историк Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31), произнесенного за 408 лет.

Дан. 11:36-37 - новая тайна грядущего беззакония - это уже не об Антиохе, который почитал богов.

Дан. 9:27, Дан. 11:31, Дан. 12:11 - «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 - Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же - Апокалипсис).

Дан. 12:4,9 - о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Могилы пророка Даниила

Пророка Даниил скончался в глубокой старости (имея свыше 90 лет), находясь до старости в плену и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Усыпальница пророка Даниила (Барри, Ирак)

Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке (Ирак) и Самарканде (Узбекистан). Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.


Могила пророка Данияра находится в мавзолее Ходжа Дониер в Самарканде

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Книга пророка Даниила

Святой пророк Даниил оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14-ти глав.

Книга пророка Даниила - это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений. Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (Дан. 2:19, Дан. 4:11, Дан. 7:1);
- сны и символы разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16- Дан. 8:15);
- через Ангела иногда он получал символические откровения (Дан. 9:24, Дан. 10:11);
- апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);
- грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

По содержанию книгу можно разделить на две основные части:

1) Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2) Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге» (Дан. 12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2-3).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Пророк Даниил ветхозаветный праведник и мудрец является автором канонической «Книги пророка Даниила», в которой запечатлены его видения и богатая событиями судьба. Даниил жил в эпоху вавилонского пленения израильтян, и вместе с тремя другими иудейскими юношами знатного происхождения был доставлен в Вавилон ко двору царя Навуходоносора. Там он, сообразно вавилонским обычаям, получил новое имя - Валтасар (вспомните дарование египетского имени Иосифу, находившемуся в услужении фараона). За то, что пророк Даниил при царском дворе вел очень скромный образ жизни и питался в соответствии с иудейскими предписаниями питания, Яхве наградил его не только мудростью, но умением толковать различные видения и сны. Именно этот дар и сыграл ключевую роль в легендарной биографии пророка.

Подобно Иосифу, который был единственным, кто смог истолковать вещий сон фараона, пророк Даниил рассказывает и поясняет сон, приснившийся вавилонскому правителю Навуходоносору: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, животом и бедрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавший от горы камень разбил ноги истукана, после чего раздробилось и было развеяно ветром все остальное. Пророк Даниил толкует этот сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых - царство Божие - не разрушится вовеки. Пораженный царь поклоняется пророку Даниилу, признает Яхве богом богов и назначает праведника главным начальником над всеми вавилонскими мудрецами. Спустя некоторое время пророк истолковывает еще один вещий сон Навуходоносора, согласно которому царь будет отлучен от людей на семь лет и станет жить со зверями, питаясь травой, пока не постигнет величие Всевышнего.

Еще один эпизод «Книги пророка Даниила» повествует о том, как он разгадал таинственные письмена, появившиеся на стене во время последнего пира вавилонского царя Валтасара. На этом пиршестве гости пили из золотых сосудов, захваченных в иерусалимском храме, и восхваляли вавилонских богов. Надпись «Мене, мене, текел, упарсин» не могли истолковать придворные прорицатели и халдеи, и по совету царицы Валтасар обратился к пророку Даниилу. Пророк Даниил предрек скорую гибель царя и падение Вавилона под натиском персов и мидян (надпись расшифровывалась следующим образом: «мене» - исчислил бог твое царство и положил конец ему; «текел» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «упарсин» - разделено царство твое и дано персам и мидянам (Книга пророка Даниила, 5, 26 - 28). Персидский правитель Дарий, захвативший Вавилон, оставил пророка Даниила при своем дворе, а также пророк застал царствование Кира.

Вторая часть «Книги пророка Даниила» содержит апокалиптические видения и пророчество о приходе мессии: «с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится» (Книга пророка Даниила, 7, 13 - 14). Примите во внимание, что в древнееврейском подлиннике книги пророка Даниила говорится о пришествии «мошиах ханогид» - мессии-богача, причем слово «ногид» можно понимать в переносном смысле - «сильный, богатырь». Эти слова относятся к некоему избраннику, помазаннику, и в них нет упоминания о конкретной личности Христа.

© Святослав Горский