Лингвистический энциклопедический словарь. Индоарийские народы Отрывок, характеризующий Индоарийские языки

Распространение современных индоарийских и дардских языков Центральная и восточно-центральная зоны Северная зона Северо-западная зона Восточная зона Южная зона Островные

Индоари́йские языки (индийские) - группа родственных языков, входящих (вместе с иранскими языками и близкородственными дардскими языками) в индоиранские языки , одну из ветвей индоевропейских языков . Распространены в Южной Азии: северная и центральная Индия , Пакистан , Бангладеш , Шри-Ланка , Мальдивская Республика , Непал ; за пределами этого региона - цыганские языки , домари и парья (Таджикистан). Общее число говорящих около - 1 миллиарда чел. (оценка, 2007).

Индоиранские (арийские) языки
Нуристанские
Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды · Авеста

Классификация

До сих пор не существует общепринятой классификации новоиндийских языков. Первые попытки были предприняты в 1880-х гг. немецким лингвистом А. Ф. Р. Хёрнле. Наиболее известными были классификация англо-ирландского лингвиста Дж. А. Грирсона и индийского лингвиста С. К. Чаттерджи (1926).

В основе первой классификации Грирсона (1920-е годы), впоследствии отвергнутой большинством учёных, лежит различение «внешних» (периферийных) языков и «внутренних» (которые должны были соответствать ранней и поздней волнам миграции ариев в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делились на северо-западные (лахнда, синдхи), южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгальский, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членились на 2 подгруппы: центральную (западный хинди, панджаби, гуджарати, бхили, кхандеши, раджастхани) и пахари (непальский , центральный пахари, западный пахари). В состав промежуточной подгруппы (Mediate) входит восточный хинди . В издании 1931 года был представлен значительно переработанный вариант этой классификации, в основном за счёт переноса всех языков, кроме западного хинди, из центральной в промежуточную группу. При этом в Ethnologue 2005 по-прежнему принята самая старая классификация Грирсона 1920-х гг.

Позднее свои варианты классификации были предложены Тёрнером (1960), Катре (1965), Нигамом (1972), Кардоной (1974).

Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви. Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.

Островная (сингальская) подветвь Материковая подветвь Центральная группа минимальный состав В разных классификациях может также включать восточный панджаби , восточный хинди , фиджийский хинди , бихари , всю западную и северную группы . Восточная группа

  • Ассамо-бенгальская подгруппа
    • раджбанси
    • бишнуприя (бишнуприя-манипури)
  • Бихарский язык (бихари): майтхили , магахи , бходжпури , садри, ангика
  • Халби (халеби)
  • Восточный хинди - промежуточный между восточной и центральной группами
Северо-западная группа
  • «Панджабская зона»
    • восточный панджаби (пенджаби) - близок хинди
    • лахнда (западный панджаби, ленди): сараики , хиндко , кхетрани
    • гуджури (годжри)
    • западный пахари
Западная группа
  • кхандеши
  • ахирани
  • паври
  • раджастхани - близок хинди
Юго-западная группа Северная группа (пахари) Западный пахари относится к северо-западной группе
  • центральный пахари: кумауни и гархвали
  • непальский язык (восточный пахари)
Цыганская группа
  • ломаврен (язык цыган Армении боша)
парья - в Гиссарской долине Таджикистана

В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди ».

Периодизация

Древнеиндийские языки

Древнейший период развития индоарийских языков представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях (эпическим (3-2 вв. до н. э.), эпиграфическим (первые века н. э.), классическим санскритом (расцвет в 4-5 вв. н. э.)).

Отдельные индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с XV века до н. э. в т. н. митаннийском арийском несколькими десятками глосс в хурритских документах из Северного Двуречья (царство Митанни). Ряд исследователей относят к вымершим индоарийским языкам также касситский (с точки зрения Л. С. Клейна, он мог быть тождественен митаннийскому арийскому). Кроме того, существует ряд гипотез, согласно которым к индоарийским языкам относились говоры некоторых народов северного Причерноморья эпохи античности, в частности, диалекты тавров и меотов.

Среднеиндийские языки

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

Ареальные связи

Литература

  • Елизаренкова Т. Я. Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков. М., 1974.
  • Зограф Г. А. Морфологический строй новых индоарийских языков. М., 1976.
  • Зограф Г. А. Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала, М.. 1960.
  • Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999.
  • Чаттерджи С. К. Введение в индоарийское языкознание. М., 1977.
  • Языки Азии и Африки. Т. 1: Индоарийские языки. М., 1976.
  • Языки мира : Индоарийские языки древнего и среднего периодов. М., 2004.
  • Bailey T. G. Studies in North Indian languages. L., 1938.
  • Beames, John. A comparative grammar of the modern Aryan languages of India: to wit, Hindi, Panjabi, Sindhi, Gujarati, Marathi, Oriya, and Bangali. V. 1-3. London: Trübner, 1872-1879.
  • Bloch J. Indo-Aryan from the Vedas to modern times. P., 1965.
  • Cardona, George. The Indo-Aryan Languages // Encyclopedia Britannica, 15. 1974.
  • Chatterji, Suniti Kumar: The Origin and Development of Bengali Language. Calcutta, 1926.
  • Deshpande, Madhav. Sociolinguistic attitudes in India: An historical reconstruction. Ann Arbor: Karoma Publishers, 1979. ISBN 0-89720-007-1 , ISBN 0-89720-008-X (pbk).
  • Erdosy, George. The Indo-Aryans of ancient South Asia: Language, material culture and ethnicity. Berlin: Walter de Gruyter, 1995. ISBN 3-11-014447-6 .
  • Grierson, George A. Linguistic survey of India (LSI). Vol. I-XI. Calcutta, 1903-28. Reprint Delhi 1968.
  • Grierson, George A. On the Modern Indo-Aryan Vernaculars. Delhi, 1931-33.
  • Hoernle R. A comparative grammar of the Gaudian languages. L., 1880.
  • Jain, Dhanesh; Cardona, George. The Indo-Aryan languages. London: Routledge, 2003. ISBN 0-7007-1130-9 .
  • Katre, S. M.: Some Problems of Historical Linguistics in Indo-Aryan. Poona 1965.
  • Kobayashi, Masato; Cardona, George. Historical phonology of old Indo-Aryan consonants. Tokyo: Research Institute for Languages and Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 2004. ISBN 4-87297-894-3 .
  • Masica, Colin P. The Indo-Aryan languages. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. ISBN 0-521-23420-4 .
  • Misra, Satya Swarup. The Old-Indo-Aryan, a historical & comparative grammar (Vols. 1-2). Varanasi: Ashutosh Prakashan Sansthan, 1991-1993.
  • Nigam, R.C.: Language Handbook on Mother Tongue in Census. New Delhi 1972.
  • Sen, Sukumar. Syntactic studies of Indo-Aryan languages. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Foreign Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 1995.
  • Turner, R.L.: Some Problems of Sound Change of Indo-Aryan. Poona 1960.
  • Vacek, Jaroslav. The sibilants in Old Indo-Aryan: A contribution to the history of a linguistic area. Prague: Charles University, 1976.
  • Roland Bielmeier: Sprachkontakte nördlich und südlich des Kaukasus in: Roland Bielmeier, Reinhard Stempel (Hrsg.) Indogermanica et Caucasica: Festschrift für Karl Horst Schmidt zum 65. Geburtstag Berlin/New York 1994, S. 427-446.
  • Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье: Реконструкция реликтов языка. Этимологический словарь. М., 1999.

Словари

  • Turner R. L. A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1962-69.

Представлена в России всего одним народом - цы­ганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочис­ленные этнографические группы, а цыганский язык имеет несколько диалектов. Самая крупная группа- рус­ская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северо­западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жиз­ни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за по­следние полвека более чем утроилась, несмотря на ги­бель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас прожива­ет в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая - через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропей­ской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканско­го влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рас­сеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесору­бами. Большинство цыган кочевали, но те из них, кото­рые регулярно посещали крестьянские рынки и праздни­ки, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой вклю­чить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, об­разованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с пред­ставителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицин­ской помощью и держат свои вклады в банках. Но боль­шинство цыган многие десятилетия упорно сопротивля­ются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их об­раз жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни нача­лась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григо­рий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для вы­ступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оста­вались наиболее популярными исполнителями в дворян­ских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в на­родной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собствен­ную культуру- выпускать журналы и школьные учеб­ники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение дей­ствовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х го­дов публикации на цыганском языке не появлялись.

Тюркская группа

Около 90% тюркских народов бывшего СССР при­надлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских на­родов не были затронуты исламом только гагаузы и чу­ваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, жи­вущие в Азии. Общих физических особенностей у тюр­ков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских пере­селенцев, и сейчас их этнические районы не имеют чет­ких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влия­ние персидской культуры, а киргизы - длительное воз­действие монголов. Некоторые кочевые тюркские наро­ды понесли значительные потери в период коллективи­зации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обыч­но в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), од­нако дисперсно проживают во всех регионах Европей­ской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и ас­траханских татар. Татарский литературный язык сфор­мировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Сверд­ловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского на­селения, а в самой Башкирии этот титульный народ со­ставляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских язы­ков. В Чувашии численность титульного населения со­ставляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области- 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире бо­лее 9 млн. чел.) делились на три территориальных коче­вых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), За­падный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербай­джане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюмен­ской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;

большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гага­узский язык относится к огузской ветви тюркских язы­ков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Рес­публики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев- 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-вос­точной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное на­селение Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.

чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность- 70,8 тыс. чел. Существуют этно­графические группы северных и южных алтайцев. Ал­тайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диа­лекты. Большая часть верующих алтайцев- православ­ные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении пе­реписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык род­ным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтай­ского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., при­чем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представ­ления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Ве­рующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное на­селение Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Уз­бекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Сред­ней Азии они составляют преимущественно сельское на­селение. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут так­же в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Ка­бардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казах­стане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской рав­нины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Даге­стана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставро­польского края. Живут также в Турции, Румынии и неко­торых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногай­цы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеров­ской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

Представлена в России всего одним народом - цыганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочисленные этнографические группы, а цыганский язык име ет несколько диалектов. Самая крупная группа - русская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать довари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в "северо- западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за последние полвека более чем утроилась, несмотря на гибель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас проживает в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в ХУ-ХУ1 вв., вторая - через Германию и Польшу в ХУ1-ХУП вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканского влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рассеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах (женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесорубами. Большинство цыган кочевали, но те из них, которые регулярно посещали крестьянские рынки и праздники, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой включить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, образованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с представителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицинской помощью и держат свои вклады в банках. Но большинство цыган многие десятилетия упорно сопротивляются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их образ жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни началась в конце XVIII в., когда фаворит Екатерины II Григорий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для выступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оставались наиболее популярными исполнителями в дворянских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в народной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собственную культуру- выпускать журналы и школьные учебники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение действовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х годов публикации на цыганском языке не появлялись.

Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . - 432 с.. 2000 {original}

Еще по теме Индоарийская группа:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе

На юге острова), Мальдивской Республике (мальдивский), Непале (непали); за преде­ла­ми этого региона - цыганский и парья (диалект на территории СССР в Гиссарской долине Таджикистана). Общее число говорящих 770 млн. чел. На западе и северо-западе И. (и.) я. граничат с иранскими (белуджский , пушту) и дардскими языками, на севере и северо-востоке - с тибетскими и гималайскими , на востоке - с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге - с драви­дий­ски­ми (телугу , каннада). В Индии в массив И. (и.) я. вкраплены языковые островки других лингви­сти­че­ских групп (мунда , мон-кхмер, дравидийские и другие).

Древнейший период развития И. (и.) я. представлен ведийским языком (языком культа, функцио­ни­ро­вав­шим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях (эпическим - 3-2 вв. до н. э., эпиграфическим - первые века н. э., классическим санскритом - расцвет 4-5 вв. н. э.). Отдельные индоарийские слова, принад­ле­жа­щие диалекту, отлич­но­му от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвиде­тель­ство­ва­ны начиная с 15 в. до н. э. в так называемом митаннийском арийском в документах из Малой и Передней Азии.

Для древнеиндийского состояния на фонетико -фонологическом уровне характерно наличие классов смычных шумных придыхательных и церебральных фонем (сохранившихся с некоторыми изменениями вплоть до современного состояния), фонологическое противо­по­став­ле­ние простых гласных по долготе​/​краткости в слогах любого типа, допустимость согласного исхода слова наряду с гласным, наличие много­чис­лен­ных сочетаний согласных, особенно сложных, в середине слова. В основе древне­индий­ской морфологии лежит система качественных чередований гласного в корне и в суффиксе. Языку свойствен развитый синтетический строй. Грамматические значения передаются сочетанием много­чис­лен­ных типов основ имени и глагола с той или иной серией окончаний. Имя имеет 8 падежей , 3 числа , глагол - 3 лица , 3 числа, 6-7 времён , 4-6 наклонений , 3 залога . Парадигма глагола представ­ле­на многими десятками личных флективных форм. В словообразовании продуктивны префиксация и суффиксация, причём ряд суффиксов требует опреде­лён­ной ступени чередования корневого гласного. Морфологическая структура слова предель­но ясна. В синтаксисе при преиму­ще­ствен­ном конечном положении глагольного сказуемого и препозитивности опреде­ле­ния порядок слов свободный.

Среднеиндийский период развития И. (и.) я. представлен многочисленными языками и диалек­та­ми , бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме к середине 1‑го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к середине 1‑го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам). Для средне­индий­ско­го состояния по сравнению с древнеиндийским на фонетико-фонологическом уровне характерны резкие ограни­че­ния на сочетания согласных, отсутствие консонантного исхода слова, изменение интервокальных смычных, появление назализованных гласных фонем, усиление ритми­че­ских законо­мер­но­стей в слове (гласные противопоставляются по долготе/краткости только в открытых слогах). В результате этих фонетических изменений утрачивается ясность морфемной структуры слова, исчеза­ет система качественных морфонологических чередований гласных и ослабе­ва­ет разли­чи­тель­ная сила флексии . В морфологии проявляются тенденции к унификации типов склонения , к смешению именного и местоименного склонения, к сильному упрощению падежной парадигмы и развитию системы послелогообразных служебных слов , к исчезновению целого ряда глагольных категорий и сужению сферы употребления личных форм (начиная с пракритов в функции личных форм глагола в прошедшем времени употребляются только причастия). В синтаксисе появля­ет­ся ряд дополнительных ограни­че­ний, приведших к большей стандартизации структуры предло­же­ния .

Новоиндийский период в развитии И. (и.) я. начинается после 10 в. Он представлен прибли­зи­тель­но двумя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отлича­ю­щих­ся друг от друга. Классификация современных И. (и.) я. предложена в 80‑х гг. 19 в. А. Ф. Р. Хёрнле и лингвистически разработана в 20‑х гг. 20 в. Дж. А. Грирсоном. В её основе лежит различение «внешних» (периферийных) языков, обладающих рядом общих черт, и «внутренних», где соответ­ству­ю­щие черты отсутствуют (предполагается, что это деление отражает соответственно раннюю и позднюю волну миграции арийских племен в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делятся на северо-западные [лахнда (ленди), синдхи], южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгали, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членятся на 2 подгруппы: централь­ную (западный хинди, панджаби, гуджарати, бхили, кхандеши, раджастхани) и пахари (восточный пахари - непали, централь­ный пахари, западный пахари). В состав промежуточной подгруппы входит восточный хинди. Индий­ские лингвисты чаще следуют классификации С. К. Чаттерджи, отказав­ше­го­ся от различения «внешних» и «внутренних» языков и подчеркнувшего сходство языков, занимающих смежные ареалы. По этой классификации, не противоречащей, по сути дела, грирсоновской, выде­ля­ют­ся северная, западная, централь­ная, восточная и южная подгруппы. Особое место занимает цыганский язык, обнару­жи­ва­ю­щий ряд общих черт с языками северо-западной Индии и Пакистана. И. (и.) я. за предела­ми Индии (цыганский язык в разных странах, диалект парья в Таджикистане, сингальский язык на Шри-Ланке, мальдивский язык в Мальдивской Республике) обнару­жи­ва­ют значительное влияние иноязыч­ных систем.

Современные И. (и.) я. объединяются рядом общих особенностей, которые в известной степени объясняются дальнейшим развитием тенденций, свойственных пракритам, и наличием межъязыко­вых контактов , приводящих к образованию различных языковых союзов. Фонологические системы этих языков насчитывают от 30 до 50 и более фонем (число фонем постепенно уменьшается в языковых ареалах с северо-запада на юго-восток). В целом для общеиндийской фонологической модели характерно наличие согласных придыхательного и церебрального рядов. Наиболее распространённая модель консонантизма включает 5 четырехугольников: k-g, kh-gh; c-j, ch-jh; ṭ-ḍ, ṭh-ḍh; t-d, th-dh; p-b, ph-bh (хинди, ория, бенгали, непали, маратхи и синдхи - в последних двух языках общая модель представлена в разросшемся виде: в маратхи за счёт аффрикат, в синдхи за счёт имплозивных). В панджаби это не четырёх-, а трёхчленное противопоставление (k-g-kh и т. д., как в дардских), в сингальском и мальдивском - двоичное (k-g и т. д., как в тамильском), в ассамском модель та же четырёхчленная, но нет квадратов церебральных и палатальных. Оппозиция придыхательности у звонких согласных трактуется в ряде современных И. (и.) я. на грани ингерентной и просодической (в панджаби, ленди, диалектах западного пахари и восточного бенгали это просодическая оппозиция тонов). В большинстве языков (кроме маратхи, сингальского и мальдивского) для гласных фонологична оппозиция назальности, противо­по­став­ле­ние по долготе​/​краткости не фонологично (кроме сингаль­ско­го и мальдив­ско­го). Для современных И. (и.) я. в целом характерно отсутствие начального сочетания согласных фонем.

В области морфологии современные И. (и.) я. представляют разные стадии после­до­ва­тель­ных процес­сов: утрата старой флексии - выработка аналитических форм - создание на их базе новой агглютинативной флексии или новой синтетической флексии, выражающей меньший круг значений, чем старая флексия. На основании типологического изучения морфологического строя современных И. (и.) я. Г. А. Зограф делит их на 2 типа: «западный» и «восточный». В «западном» типе грамма­ти­че­ские значения передаются флективными и аналитическими показателями, причём вторые наращи­ва­ют­ся на первые, образуя двухъ- и трёхъярусные системы формантов (у имён - косвенная основа + послелоги, первичные и производные; у глагола - сочетание причастий или отглагольных имен с вспомо­га­тель­ны­ми глаголами, первичными и вторичными). В «восточном» типе эти значения переда­ют­ся преиму­ще­ствен­но агглютинативными показателями, на которые могут наращиваться аналити­че­ские, например у имён - основа (= прямому падежу) + [аффикс опреде­лён­но­сти или множе­ствен­но­сти] + аффикс падежа + [послелог]; у глаголов - основа (= корню) + аффикс времени + аффикс лица. В «западном» типе есть грамматическая категория рода , включающая обычно два рода, реже - три (маратхи, гуджарати), в «восточном» такой категории нет. В «западном» типе прилага­тель­ные делятся на 2 подкласса: изменяемые и неизменяемые, в «восточном» они всегда неизменяемы.

В синтаксисе для современных И. (и.) я. характерно фиксированное положение глагола (в конце предложения) и связанных с ним слов, широкое распро­стра­не­ние служебных слов (в «западном» типе - послелоги, в «восточном» типе - особые частицы). Для «западного» типа характерно развитие эргативной или разных вариантов эргативообразной конструкции; «восточному» типу они несвой­ствен­ны.

  • Зограф Г. А., Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала, М., 1960;
  • его же , Морфологический строй новых индоарийских языков, М., 1976;
  • Елизаренкова Т. Я., Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков, М., 1974;
  • Языки Азии и Африки, т. 1, Индоарийские языки, М., 1976;
  • Чаттерджи С. К., Введение в индоарийское языкознание, [пер. с англ.], М., 1977;
  • Beames J., A comparative grammar of the modern Aryan languages of India: to wit, Hindi, Panjabi, Sindhi, Gujarati, Marathi, Oriya and Bangali, v. 1-3, L., 1872-79;
  • Hoernle R., A comparative grammar of the Gaudian languages, L., 1880;
  • Grierson G. A., Linguistic survey of India, v. 1-11, Calcutta, 1903-28;
  • Bailey T. G., Studies in North Indian languages, L., 1938;
  • Bloch J., Indo-Aryan from the Vedas to modern times, P., 1965;
  • Turner R. L., A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1962-69.

Т. Я. Елизаренкова.

Индоарийские языки (индийские) - группа родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку. Входит (вместе с иранскими языками и близкородственными дардскими языками) в индоиранские языки, одну из ветвей индоевропейских языков. Распространены в Южной Азии: северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская Республика, Непал; за пределами этого региона - цыганские языки, домари и парья (Таджикистан). Общее число говорящих около 1 миллиарда чел. (оценка, 2007). Древнеиндийские языки.

Древнеиндийский язык. Индийские языки происходят из диалектов лревнеиндийского языка, имевшего две литературные формы – ведийскую (язык священных «вед») и санскрит (созданный жрецами-брахманами в долине Ганга в первой половине – середине первого тысячелетия до нашей эры). Предки индо-ариев вышли из прародины «Арийского простора» в конце 3 – начале 2 тысячелетия. Родственный индоарийскому язык отражен в собственных именах, теонимах и некоторых лексических заимствованиях в клинописных текстах государства Митанни и хеттов. Индоарийская письменность на слоговом письме брахми возникла в 4-3 веках до н.э.

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

На западе и северо-западе граничат с иранскими (белуджский язык, пушту) и дардскими языками, на севере и северо-востоке - с тибето-бирманскими языками, на востоке - с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге - с дравидийскими языками (телугу, каннада). В Индии в массив индоарийских языков вкраплены языковые островки других лингвистических групп (языков мунда, мон-кхмерских, дравидийские и др.).

  1. Хинди и урду (хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского литературного языка; урду – государственный язык Пакистана (Столица Исламабад), имеет письменность на основе арабского алфавита; хинди (государственный язык Индии (Нью-Дели) – на основе староиндийского письма деванагари.
  2. Бенгали (штат Индии – Западная Бенгалия, Бангладеш (Калькутта))
  3. Панджаби (восточная часть Пакистана, штат Пенджаб Индии)
  4. Лахнда
  5. Синдхи (Пакистан)
  6. Раджастхани (северо-запад Индии)
  7. Гуджарати – ю-з подгруппа
  8. Маратхи – западная подгруппа
  9. Сингальский – островная подгруппа
  10. Непали – Непал (Катманду) – центр.подгруппа
  11. Бихари – инд.штат Бихар – вост.подгруппа
  12. Ория – инд.штат Орисса – вост.подгруппа
  13. Ассамский – инд. Штат Ассам, Бангладеш, Бутан (Тхимпху) – вост. подгруппа
  14. Цыганский –
  15. Кашмири – индийские штаты Джамму и Кашмир, Пакистан – дардская группа
  16. Ведийский - язык древнейших священных книг индийцев – Вед, сложившихся в первой половине второго тысячелетия до н.э.
  17. Санскрит – литературный язык древних индийцев с 3 века до н.э. по 4 век н.э.
  18. Пали – среднеиндийский литературный и культовый язык средневековой эпохи
  19. Пракриты – различные разговорные среднеиндийские наречия

Иранские языки - группа родственных между собой языков в составе арийской ветви индоевропейской семьи языков. Распространены, главным образом, на территории Среднего Востока, Средней Азии и Пакистана.

Иранская группа образовалась согласно общепринятой версии в результате выделения из индоиранской ветви языков на территории поволжья и южного урала в период андроновской культуры. Также существует другая версия образования иранских языков, согласно которой они отделились от основного массива индоиранских языков на территории культуры БМАК. Экспансия ариев в древнюю эпоху происходила на юг и юго-восток. В результате миграций иранские языки распространились к V в до н.э. на значительных территориях от Северного Причерноморья до Восточного Казахстана, Киргизии и, Алтая (Пазырыкская культура), и от гор Загроса, востока Месопотамии и Азербайджана до Гиндукуша.

Важнейшей вехой в развитии иранских языков стало выделение западноиранских языков, распространившихся на запад от Деште-Кевир по Иранскому плато, и противопоставляемых им восточноиранских языков. В произведении персидского поэта Фирдоуси Шахнаме отражается противостояние древних персов и кочевых (также полукочевых) восточноиранских племен прозванных персами туранцами, а их места обитания Тураном.

В II - I вв. до н.э. происходит Великое центральноазиатское переселение народов, в результате которого восточные иранцы заселяют Памир, Синцзян, индийские земли к югу от Гиндукуша, вторгаются в Систан.

В результате экспансии тюркоязычных кочевников с первой половины I тыс. н.э. иранские языки начинают вытесняться тюркскими, сначала в Великой Степи, а с началом II тыс. в Средней Азии, Синцзяне, Азербайджане и ряде областей Ирана. От степного иранского мира остался реликтовый осетинский язык (потомок алано-сарматского языка) в горах Кавказа, а также потомки сакских языков, языки пуштунских племен и памирских народов.

Современное состояние ираноязычного массива в значительной степени определила экспансия западноиранских языков, начавшаяся ещё при Сасанидах, но набравшая полную силу после арабского нашествия:

Распространение персидского языка на всю территорию Ирана, Афганистана и юга Средней Азии и массовое вытеснение на соответствующих территориях местных иранских и иногда неиранских языков, в результате чего образовались современные персидская и таджикская общность.

Экспансия курдов в Верхнюю Месопотамию и на Армянское нагорье.

Миграция полукочевников Горгана на юго-восток и образование белуджского языка.

Фонетика иранских языков разделяет много общих черт с индоарийскими языками в развитии из индоевропейского состояния. Древние иранские языки относятся к флективно-синтетическому типу с развитой системой флективных форм склонения и спряжения и таким образом подобны санскриту, латыни и старославянскому. Особенно это касается авестийского языка и в меньшей степени древнеперсидского. В авестийском наблюдается восемь падежей, три числа, три рода, флективно-синтетические глагольные формы презенса, аориста, имперфекта, перфекта, инъюнктива, конъюнктива, оптатива, императива, имеется развитое словообразование.

1. Персидский – письменность на основе арабского алфавита – Иран(Тегеран), Афганистан (Кабул), Таджикистан (Душанбе) – юго-западная иранская группа.

2. Дари – литературный язык Афганистана

3. Пушту - с 30х годов гос.язык Афганистана – Афганистан, Пакистан – восточноиранская подгруппа

4. Белуджский – Пакистан, Иран, Афганистан, Туркмения (Ашхабад), Оман (Маскат), ОАЭ (Абу-Даби) – северо-западная подгруппа.

5. Таджикский – Таджикистан, Афганистан, Узбекистан (Ташкент) – западноиранская подгруппа.

6. Курдский – Турция (Анкара), Иран, Ирак (Багдад), Сирия (Дамаск), Армения (Ереван), Ливан (Бейрут) – западноиранская подгруппа.

7. Осетинский – Россия (Сев.Осетия), Южная Осетия (Цхинвал) – восточно-иранская подгруппа

8. Татский – Россия (Дагестан), Азербайджан (Баку) – западная подгруппа

9. Талышский – Иран, Азербайджан – северо-западная иранская подгруппа

10. Прикаспийские диалекты

11. Памирские языки – бесписьменные языки Памира.

12. Ягнобский – язык ягнобцев, жителей долины реки Ягноб в Таджикистане.

14. Авестийский

15. Пехлеви

16. Мидийский

17. Парфянский

18. Согдийский

19. Хорезмийский

20. Скифский

21. Бактрийский

22. Сакский

Славянская группа. Славянские языки - группа родственных языков индоевропейской семьи. Распространены на территории Европы и Азии. Общее число говорящих около 400-500 млн человек[источник не указан 101 день]. Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая обнаруживается в структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков и их длительными и интенсивными контактами между собой на уровне литературных языков и диалектов.

Длительное самостоятельное развитие славянских народов в разных этнических, географических и историко-культурных условиях, их контакты с различными этническими группами привели к появлению различий материального, функционального и т Славянские языки в рамках индоевропейской семьи наиболее близки балтийским языкам. Сходство между двумя группами послужило основой для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако многие ученые объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка. Не установлено, на какой территории произошло обособление славянского языкового континуума из индоевропейского/балто-славянского. Можно предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно различным теориям, относятся к территории славянских прародин. Из одного из индоевропейских диалектов (протославянского) сформировался праславянский язык, который является родоначальником всех современных славянских языков. История праславянского языка была более длительной, чем история отдельных славянских языков. В течение длительного времени он развивался как единый диалект с тождественной структурой. Диалектные варианты возникли позже. Процесс перехода праславянского языка в самостоятельные языки наиболее активно проходил во 2-й половине I-го тыс. н. э., в период формирования ранних славянских государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория славянских поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с населением этих территорий, стоящими на разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории славянских языков.

История праславянского языка делится на 3 периода: древнейший - до установления тесного балто-славянского языкового контакта, период балто-славянской общности и период диалектного дробления и начала формирования самостоятельных славянских языков.

Восточная подгруппа

1. Русский

2. Украинский

3. Белорусский

Южная подгруппа

1. Болгарский – Болгария(София)

2. Македонский - Македония (Скопье)

3. Сербохорватский – Сербия (Белград), Хорватия (Загреб)

4. Словенский – Словения (Любляна)

Западная подгруппа

1. Чешский – Чехия (Прага)

2. Словацкий - Словакия (Братислава)

3. Польский – Польша (варшава)

4. Кашубский – диалект польского

5. Лужицкий – Германия

Мертвые: старославянский, полабский, поморский

Балтийская группа. Балтийские языки- языковая группа, представляющая особую ветвь индоевропейской группы языков.

Общая численность говорящих - свыше 4,5 млн человек. Распространение - Латвия, Литва, ранее территории (современных) северо-востока Польши, России (Калининградская область) и северо-запада Белоруссии; ещё ранее (до VII-IX, местами XII вв.) вплоть до верховья Волги, бассейна Оки, среднего Днепра и Припяти.

По одной из теорий, балтийские языки представляют собой не генетическое образование, а результат ранней конвергенции[источник не указан 374 дня]. Группа включает 2 живых языка (латышский и литовский; иногда выделяется отдельно латгальский язык, официально считающийся наречием латышского); засвидетельствованный в памятниках прусский язык, вымерший в XVII в.; как минимум 5 языков, известных лишь по топонимике и ономастике (куршский, ятвяжский, галиндский/голядский, земгальский и селонский).

1. Литовский – Литва (Вильнюс)

2. Латышский – Латвия (Рига)

3. Латгальский – Латвия

Мертвые: Прусский, Ятвяжский, Куржский и др.

Германская группа. Историю развития германских языков принято делить на 3 периода:

· древний (от возникновения письменности до XI века) - становление отдельных языков;

· средний (XII-XV вв.) - развитие письменности на германских языках и расширение их социальных функций;

· новый (с XVI в. до настоящего времени) - формирование и нормализация национальных языков.

В реконструируемом прагерманском языке ряд исследователей выделяет пласт лексики, не имеющей индоевропейской этимологии - так называемый догерманский субстрат. В частности, это большинство сильных глаголов, парадигму спряжения которых также невозможно объяснить из протоиндоевропейского языка. Смещение согласных по сравнению с протоиндоевропейским языком - т.наз. «закон Гримма» - сторонники гипотезы также объясняют влиянием субстрата.

Развитие германских языков от древности до наших дней связано с многочисленными миграциями их носителей. Германские диалекты древнейшей поры делились на 2 основные группы: скандинавскую (северную) и континентальную (южную). Во II-I веках до н. э. часть племен из Скандинавии переселились на южное побережье Балтийского моря и образовали восточно-германскую группу, противостоящую западногерманской (ранее южной) группе. Восточно-германское племя готов, продвигаясь к югу, проникло на территорию Римской империи вплоть до Пиренейского п-ова, где смешалось с местным населением (V-VIII вв.).

Внутри западногерманского ареала в I веке н. э. выделялись 3 группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V-VI вв., части ингвеонских племен (англы, саксы, юты) на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка Сложное взаимодействие западногерманских диалектов на континенте создало предпосылки для формирования древнефризского, древнесаксонского, древненижнефранкского и древневерхненемецкого языков. Скандинавские диалекты после их обособления в V в. от континентальной группы разделились на восточную и западную подгруппы, на базе первой позднее образуются шведский, датский и старогутнийский языки, на базе второй - норвежский, а также островные языки - исландский, фарерский и норн.

Формирование национальных литературных языков завершилось в Англии в XVI-XVII вв., в скандинавских странах в XVI веке, в Германии в XVIII веке Распространение английского языка за пределы Англии привело к созданию его вариантов в США, Канаде, Австралии. Немецкий язык в Австрии представлен его австрийским вариантом.

Северогерманская подгруппа.

1. Датский – Дания (Копенгаген), сев.Германия

2. Шведский – Швеция (Стокгольм), Финляндия (Хельсинки) – конт.подгруппа

3. Норвежский – Норвегия (Осло) – континентальная подгруппа

4. Исландский – Исландия (Рейкьявик), Дания

5. Фарерский – Дания

Западногерманская подгруппа

1. Английский – Великобритания, США, Индия, Австралия (Канберра), Канада (Оттава), Ирландия (Дублин), Новая Зеландия (Веллингтон)

2. Нидерландский – Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Суринам (Парамарибо), Аруба

3. Фризский – Нидерланды, Дания, Германия

4. Немецкий –нижненемецкий и верхненемецкий – Германия, Австрия (Вена), Швейцария (Берн), Лихтенштейн (Вадуц), Бельгия, Италия, Люксембург

5. Идиш – Израиль (Иерусалим)

Восточногерманская подгруппа

1. Готский – Вестготский и Остготский

2. Бургундский, вандальский, гепидский, герульский

Романская группа. Романские языки (лат. Roma «Рим») - группа языков и диалектов, входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку - латыни. Название романский происходит от латинского слова romanus (римский). Наука, изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т. д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика). Народы, говорящие на них, также называются романскими. Романские языки развились в результате дивергентного (центробежного) развития устной традиции разных географических диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга в результате разнообразных демографических, исторических и географических процессов. Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы - г. Рима - регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название античная романизация в период 3 в. до н. э. - 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат, Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизиться в лексическом и семантическом плане уже в новое время.

  1. Французский – Франция (Париж), Канада, Бельгия (Брюссель), Швейцария, Ливан (Бейрут), Люксембург, Монако, Марокко (Рабат).
  2. Провансальский – Франция, Италия, Испания, Монако
  3. Итальянский –Италия, Сан-Марино, Ватикан, Швейцария
  4. Сардинский – Сардиния (Греция)
  5. Испанский – Испания, Аргентина (Буэнос-Айрес), Куба (Гавана), Мексика (Мехико), Чили (Сантьяго), Гондурас (Тегусигальпа)
  6. Галисийский – Испания, Португалия (Лиссабон)
  7. Каталанский – Испания, Франция, Италия, Андорра (Андорра-ла-Велья)
  8. Португальский – Португалия, Бразилия (Бразилиа), Ангола (Луанда), Мозамбик (Мапуту)
  9. Румынский – Румыния (Бухарест), Молдавия (Кишинев)
  10. Молдавский – Молдавия
  11. Македоно-румынский – Греция, Албания (Тирана), Македония (Скопье), Румыния, Болгарский
  12. Ретороманский – Швейцария
  13. Креольские языки – скрещенные романские с местными языками

Италийские:

1. Латинский

2. Средневековая вульгарная латынь

3. Оскские, умбрские, сабельские

Кельтская группа. Кельтские языки - одна из западных групп индоевропейской семьи, близкая, в частности, к италийским и германским языкам. Тем не менее кельтские языки, по всей видимости, не образовывали специфического единства с другими группами, как иногда считалось ранее (в частности, скорее всего, неверна гипотеза кельто-италийского единства, отстаиваемая А. Мейе).

Распространение кельтских языков, как и кельтских народностей, в Европе связывается с распространением гальштаттской (VI-V вв. до н. э.), а затем латенской (2-я половина I тысячелетия до н. э.) археологических культур. Прародина кельтов локализуется, вероятно, в Центральной Европе, между Рейном и Дунаем, однако расселились они очень широко: в 1-й половине I тысячелетия до н. э. они проникли на Британские острова, примерно в VII в. до н. э. - в Галлию, в VI в. до н. э. - на Иберийский полуостров, в V в. до н. э. они распространяются на юг, переходят Альпы и приходят в Северную Италию, наконец, к III в. до н. э. они доходят до Греции и Малой Азии. О древних стадиях развития кельтских языков нам известно сравнительно немного: памятники той эпохи весьма скудны и не всегда легко поддаются интерпретации; тем не менее данные кельтских языков (в особенности древнеирландского) играют важную роль в реконструкции индоевропейского праязыка.

Гойдельская подгруппа

  1. Ирландский – Ирландия
  2. Шотландский – Шотландия (Эдинбург)
  3. Мэнский – мертвый – язык острова Мэн (в Ирландском море)

Бриттская подгруппа

1. Бретонский – Бретань (Франция)

2. Валлийский – Уэльс (Кардифф)

3. Корнский – мертвый – на Корнуолле – полуострове ю-з Англии

Галльская подгруппа

1. Галльский – вымер с эпохи образования французского языка; был распространен в Галлии, Северной Италии, на Балканах и в Малой Азии

Греческая группа. Греческая группа - в настоящее время это одна из самых своеобразных и относительно малочисленных языковых групп (семей) в составе индоевропейских языков. При этом греческая группа - одна из самых древних и хорошо изученных ещё со времён античности. В настоящее время главным представителем группы с полным набором языковых функций является греческий язык Греции и Кипра, имеющий долгую и сложную историю. Наличие единственного полноправного представителя в наши дни сближает греческую группу с албанской и армянской, которые также фактически представлены одним языком каждая.

При этом ранее существовали другие греческие языки и крайне обособленные диалекты, которые либо вымерли, либо находятся на грани исчезновения в результате ассимиляции.

1. новогреческий – Греция (Афины), Кипр (Никосия)

2. древнегреческий

3. среднегреческий, или византийский

Албанская группа.

Албанский язык (алб. Gjuha shqipe) - язык албанцев, коренного населения собственно Албании и части населения Греции, Македонии, Косова, Черногории, Нижней Италии и Сицилии. Число говорящих- около 6 млн человек.

Самоназвание языка - «шкип» - происходит от местного слова «шипе» или «шкипе», что собственно означает «каменистая почва» или «скала». Т. е. самоназвание языка можно перевести как «горский». Слово «шкип» также можно истолковать как «понятный» (язык).

Армянская группа.

Армянский язык - индоевропейский язык, обычно выделяемый в отдельную группу, реже совмещаемый с греческим и фригийским языками. Среди индоевропейских языков является одним из древнеписьменных. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405-406 гг. н. э. (см. Армянская письменность). Общее число говорящих по всему миру - около 6,4 млн человек. В течение своей долгой истории армянский язык контактировал со многими языками. Будучи ветвью индоевропейского языка, армянский в дальнейшем соприкасался с разными индоевропейскими и неиндоевропейскими языками - как живыми, так и ныне мёртвыми, переняв у них и донеся до наших дней многое из того, чего не могли сохранить прямые письменные свидетельства. С армянским языком в разное время соприкасались хеттский и иероглифический лувийский, хурритский и урартский, аккадский, арамейский и сирийский, парфянский и персидский, грузинский и занский, греческий и латинский. Для истории этих языков и их носителей данные армянского языка во многих случаях имеют первостепенное значение. Особенно важны эти данные для урартологов, иранистов, картвелистов, которые черпают многие факты истории изучаемых ими языков из армянского.

Хетто-лувийская группа. Анатолийские языки - ветвь индоевропейских языков (известны также под названием «хетто-лувийские языки»). По данным глоттохронологии, довольно рано обособились от прочих индоевропейских языков. Все языки этой группы являются мёртвыми. Их носители обитали во II-I тыс. до н. э. на территории Малой Азии (Хеттское царство и возникшие на его территории малые государства), позднее были покорены и ассимилированы персами и/или греками.

Древнейшие памятники анатолийских языков - хеттская клинопись и лувийская иероглифика (имелись также краткие надписи на палайском языке, наиболее архаичном из анатолийских). Трудами чешского лингвиста Фридриха (Бедржиха) Грозного данные языки были опознаны как индоевропейские, что способствовало их дешифровке.

Более поздние надписи на лидийском, ликийском, сидетском, карийском и др. языках выполнены малоазийскими алфавитами (частично дешифрованы в XX в.).

1. Хеттский

2. Луувийский

3. Палайский

4. Карийский

5. Лидийский

6. Ликийская

Тохарская группа. Тохарские языки - группа индоевропейских языков, состоящая из мёртвых «тохарского А» («восточно-тохарский») и «тохарского Б» («западно-тохарский»). На них говорили на территории современного Синьцзяна. Дошедшие до нас памятники (первые из них обнаружил в начале XX века венгерский путешественник Аурель Стейн) относятся к VI-VIII векам. Самоназвание носителей неизвестно, «тохарами» их называют условно: греки называли их Τοχάριοι, а тюрки - toxri.

  1. Тохарский А – в Китайском Туркестане
  2. Тохарский В - там же

53. Основные семьи языков: индоевропейские, афразийские, финно-угорские, тюркские, китайско-тибетские языки.

Индоевропейские языки. Первой языковой семьей, установленной посредством сравнительно-исторического метода, была так называемая «индоевропейская». После открытия санскрита многие европейские ученые – датские, немецкие, итальянские, французские, русские – занялись изучением подробностей родства различных внешне сходных друг с другом языков Европы и Азии тем методом, который был предложен Уильямом Джоунзом. Немецкие специалисты назвали эту большую группировку языков «индогерманской» и нередко продолжают называть ее так и по сей день (в других странах этот термин не используется).

Отдельные языковые группы, или ветви, включавшиеся в индоевропейскую семью с самого начала, – это индийская , или индоарийская; иранская ; греческая , представленная диалектами одного лишь греческого языка (в истории которого различаются древнегреческий и новогреческий периоды); италийская , в состав которой входил латинский язык, многочисленные потомки которого образуют современную романскую группу; кельтская ; германская ; балтийская ; славянская ; а также изолированные индоевропейские языки – армянский и албанский . Между этими группами имеются общепризнанные сближения, позволяющие говорить о таких группировках, как балто-славянские и индо-иранские языки.

В конце 19 – начале 20 в. были открыты и дешифрованы надписи на языках хетто-лувийской , или анатолийской группы, в том числе на хеттском языке, пролившие свет на наиболее ранний этап истории индоевропейских языков (памятники 18–13 в. до н.э.). Привлечение материалов хеттского и других хетто-лувийских языков стимулировало существенный пересмотр систематизирующих утверждений о структуре индоевропейского праязыка, и некоторые ученые даже стали использовать термин «индо-хеттский» для обозначения стадии, предшествовавшей отделению хетто-лувийской ветви, а термин «индоевропейский» предлагают сохранить за одним или несколькими более поздними этапами.

К числу индоевропейских относят также тохарскую группу, включающую два мертвых языка, на которых говорили в Синьцзяне в 5–8 вв. н.э. (тексты на этих языках были найдены в конце 19 в.); иллирийскую группу (два мертвых языка, собственно иллирийский и мессапский); ряд других изолированных мертвых языков, распространенных в I тыс. до н.э. на Балканах, – фригийский , фракийский , венетский и древнемакедонский (последний находился под сильным греческим влиянием); пеласгский язык догреческого населения Древней Греции. Вне всякого сомнения, существовали и другие индоевропейские языки, а возможно, и группы языков, исчезнувшие без следа.

По общему числу входящих в нее языков индоевропейская семья уступает многим другим языковым семьям, однако по географической распространенности и числу говорящих не имеет себе равных (даже без учета тех сотен миллионов человек практически по всему свету, которые пользуются английским, французским, испанским, португальским, русским, хинди, в меньшей степени немецким и новоперсидским как вторыми).

Афразийские языки. Семитская языковая семья была признана давно, сходство между еврейским и арабским было замечено уже в Средневековье. Сравнительное изучение семитских языков началось в 19 в., а археологические находки 20 в. внесли в него много существенных новых сведений. Установление родства между семитской семьей и некоторыми языками северо-восточной Африки привело к постулированию семито-хамитской макросемьи; этот термин и поныне является весьма употребительным. Более детальное изучение африканских членов этой группы привело к отказу от представления о каком-то особом «хамитском» языковом единстве, противопоставляемом семитскому, в связи с чем и было предложено общепринятое ныне среди специалистов название «афразийские» (или «афроазиатские») языки. Значительная степень расхождения афразийских языков и очень раннее предполагаемое время их расхождения делают эту группировку классическим примером макросемьи. В ее состав входят пять или, по другим классификациям, шесть ветвей; помимо семитской , это египетская ветвь, состоящая из древнеегипетского языка и наследовавшего ему коптского, ныне культового языка коптской церкви; кушитская ветвь (наиболее известные языки – сомали и оромо); ранее включавшаяся в состав кушитских языков омотская ветвь (ряд языков на юго-западе Эфиопии, наиболее крупные – воламо и каффа); чадская ветвь (наиболее значительный язык – хауса); и берберо-ливийская ветвь, называемая также берберо-ливийско-гуанчской, поскольку в нее, по современным представлениям, помимо многочисленных языков и/или диалектов кочевников Северной Африки, входили также языки истребленных европейцами аборигенов Канарских островов. По числу входящих в нее языков (более 300) афразийская семья относится к числу крупнейших; число говорящих на афразийских языках превосходит 250 млн. человек (в основном за счет арабского языка, хауса и амхарского; достаточно крупными являются также языки оромо, сомали и иврит). Языки арабский, древнеегипетский, возрожденный в виде иврита древнееврейский, геэз, а также мертвые аккадский, финикийский и арамейский языки и ряд других семитских языков играют в настоящее время или сыграли в истории выдающуюся культурную роль.

Сино-тибетские языки. К этой языковой семье, называемой также китайско-тибетской, относится крупнейший в мире по числу говорящих на нем как на родном китайский язык, который вместе с дунганским образует в ее составе отдельную ветвь; прочие языки, числом примерно от 200 до 300 или более, объединяются в тибето-бирманскую ветвь, внутреннее устройство которой трактуется различными исследователями по-разному. С наибольшей уверенностью в ее составе выделяются группы лоло-бирманская (крупнейший язык – бирманский ), бодо-гаро, куки-чин (крупнейший язык – мейтхей , или манипури на востоке Индии), тибетская (крупнейший язык – тибетский , раздробленный на сильно различающиеся диалекты), гурунг и несколько групп так называемых «гималайских» языков (крупнейший – невари в Непале). Общая численность говорящих на языках тибето-бирманской ветви – свыше 60 млн. человек, на китайском – более 1 млрд., и за его счет сино-тибетская семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Китайский, тибетский и бирманский языки имеют долгие письменные традиции (со второй половины II тыс. до н.э., 6 в. н.э. и 12 в. н.э. соответственно) и большое культурное значение, однако большинство сино-тибетских языков остаются бесписьменными. По многочисленным памятникам, обнаруженным и дешифрованным в 20 в., известен мертвый тангутский язык государства Си-Ся (10–13 вв.); имеются памятники мертвого языка пью (6–12 вв., Бирма).

Сино-тибетским языкам присуща такая структурная характеристика, как использование тоновых (высотных) различий для различения обычно односложных морфем; отсутствует или почти отсутствует словоизменение или вообще какое-либо использование аффиксов; синтаксис опирается на фразовую фонологию и порядок слов. Некоторые из китайских и тибето-бирманских языков подверглись широкомасштабному изучению, однако реконструкция, аналогичная той, которая была сделана для индоевропейских языков, осуществлена пока лишь в малой степени.

Довольно долго с сино-тибетскими языками, конкретно с китайским, сближали также тайские языки и языки мяо-яо, объединяя их в особую синитическую ветвь, противопоставленную тибето-бирманской. В настоящее время у этой гипотезы практически не осталось сторонников.

Тюркские языки входят в алтайскую языковую семью. Тюркские языки: около 30 языков, а с мертвыми языками и локальными разновидностями, статус которых как языков не всегда бесспорен, – более 50; крупнейшие – турецкий, азербайджанский, узбекский, казахский, уйгурский, татарский; общее число говорящих на тюркских языках составляет около 120 млн. человек. Центром тюркского ареала является Центральная Азия, откуда они в ходе исторических миграций распространились также, с одной стороны, на южную Россию, Кавказ и Малую Азию, а с другой – на северо-восток, на восточную Сибирь вплоть до Якутии. Сравнительно-историческое изучение алтайских языков началось еще в 19 в. Тем не менее общепризнанной реконструкции алтайского праязыка не существует, одна из причин – интенсивные контакты алтайских языков и многочисленные взаимные заимствования, затрудняющие применение стандартных компаративистских методов.

Уральские языки. Эта макросемья состоит из двух семей – финно-угорской и самодийской . Финно-угорская семья, к которой принадлежат, в частности, финский, эстонский, ижорский, карельский, вепсский, водский, ливский, саамский (прибалтийско-финская ветвь) и венгерский (угорская ветвь, в которую входят также хантыйский и мансийский языки) языки, была в общих чертах описана в конце 19 в.; тогда же была осуществлена реконструкция праязыка; в финно-угорскую семью входят также волжская (мордовские(эрзянский и мокшанский) и марийские(горные и луговые наречия) языки) и пермская (удмуртский, коми-пермяцкий и коми-зырянский языки) ветви. Позднее было установлено родство с финно-угорскими распространенных на севере Евразии самодийских языков. Число уральских языков – более 20, если считать саамский единым языком, и порядка 40, если признавать существование отдельных саамских языков, а также учитывать мертвые языки, известные в основном лишь по названиям. Общая численность народов, говорящих на уральских языках, – около 25 млн. человек (из них больше половины – носители венгерского языка и свыше 20% – финского). Малые прибалтийско-финские языки (кроме вепсского) находятся на грани вымирания, а водский, возможно, уже исчез; вымирают и три из четырех самодийских языков (кроме ненецкого).

54. Типология, морфологическая классификация языков: флексия и агглютинация.

Типология – лингвистическая дисциплина, которая классифицирует языки по внешним грамматическим признакам. Типологи 20 века: Сепир, Успенский, Поливанов, Храковский.

Романтики впервые поставили вопрос о «типе языка». Их мысль была такова: «дух народа» может проявляться в мифах, в искусстве, в литературе и в языке. Отсюда естественный вывод, что через язык можно познать «дух народа».

Фридрих Шлегель. Все языки можно разделить на два типа флективные и аффиксирующие. Язык рождается и остается в том же типе.

Август-Вильгельм Шлегель. Определил 3 типа: флективный, аффиксирующий и аморфный. Флективные языки: синтетические и аналитические.

Вильгельм фон Гумбольдт. Доказал, что китайский язык не аморфный, а изолирующий. Кроме отмеченных братьями Шлегелями трех типов языков, Гумбольдт описал четвертый тип; наиболее принятый термин для этого типа – инкорпорирующий (предложение строится как сложное слово, т.е. неоформленные корни-слова агглютинируются в одно общее целое, которое будет и словом, и предложением – чукотское –ты-атакаа-нмы-ркын «я жирных оленей убиваю»).

Август Шлейхер. Указывает три типа языков в двух возможностях: синтетической и аналитической. Изолирующие, агглютинирующие, флективные. Изолирующие – архаические, агглютинирующие – переходные, флективные синтетические – эпоха расцвета, флективные – аналитические – эпоха упадка.

Особо стоит морфологическая классификация Фортунатова. Он исходным пунктом берет строение формы слова и соотношения его морфологических частей. Четыре типа языков.

Формы отдельных слов образуются при посредстве такого выделения в словах основы и аффикса, при которых основа или вовсе не представляет так называемой флексии (внутренняя флексия), или она не составляет необходимой принадлежности форм слов и служит для образования форм, отдельных от тех, которые образуются аффиксами. Агглютинативные языки.

Семитские языки – основы слов сами имеют необходимые формы, образуемые флексией основ, хотя отношение между основой и аффиксом в семитских языках такое же, как и в языках агглютинативных. Флективно-агглютативные.

Индоевропейские языки – существует флексия основ при образовании тех самых форм слов, которые образуются аффиксами, вследствие чего части слов в формах слов представляют здесь по значению такую связь между собой в формах слов, какой они не имеют в двух выше названных типах. Флективные языки.

Китайский, сиамский и др – не существует форм отдельных слов. Эти языки в морфологической классификации называются языками корневыми. Корень – не часть слова, а само слово.

Сравнение фузия и агглютинация:

· Корень может изменяться в фонемном составе/корень не меняется в своем составе

· Аффиксы не однозначны/однозначны

· Аффиксы нестандартны/стандартны

· Аффиксы присоединяются к основе, которая без данных аффиксов обычно не употребляется/аффиксы присоединяются к тому, что, помимо данного аффикса, составляет отдельное самостоятельное слово

· Соединение аффиксов с корнями и основами имеет характер тесного сплетения или сплава/ механического прикрепления

55. Морфологическая классификация языков: синтетизм и аналитизм.

Август-Вильгельм Шлегель показал во флективных языках две возможности грамматического строя: синтетическую и аналитическую.

Синтетические способы – способы, выражающие грамматику внутри слова (внутренняя флексия, аффиксация, повторы, сложения, ударение, суплетивизм).

Аналитические способы – способы, выражающие грамматику вне слова (служебные слова, порядок слов, интонация).

При синтетической тенденции грамматики грамматическое значение синтезируется, соединяется с лексическими значениями в пределах слова, что при единстве слова является прочным показателем целого. При аналитической тенденции грамматические значения отделяются от выражения лексических значений.

Слово синтетических языков самостоятельно, полноценно как лексически, так и грамматически и требует прежде всего морфологического анализа, из чего синтаксические его свойства происходят сами собой.

Слово аналитических языков выражает одно лексическое значение и, будучи вынуто из предложения, ограничивается только своими номинативными возможностями, грамматическую же характеристику оно приобретает лишь в составе предложения.

Синтетические языки: латинский, русский, санскрит, древнегреческий, готский, старославянский, литовский, немецкий.

Аналитические: английский, романские, датский, новогреческий, новоперсидский, новоиндийские, болгарский.

56. Типология: универсалии.

Универса́лия в лингвистике - одно из важнейших понятий типологии, свойство, присущее всем или подавляющему большинству естественных языков. Разработка теории универсалий часто связывается с именем Джозефа Гринберга, хотя сходные идеи выдвигались в языкознании задолго до него.

Классификация универсалий производится по нескольким основаниям.

· Противопоставляются абсолютные универсалии (свойственные всем известным языкам, например: всякий естественный язык имеет гласные и согласные) и статистические универсалии (тенденции). Пример статистической универсалии: почти все языки имеют носовые согласные (однако в некоторых языках Западной Африки носовые согласные являются не отдельными фонемами, а аллофонами оральных смычных в контексте носовых согласных). К статистическим универсалиям примыкают так называемые фреквенталии - явления, встречающиеся в языках мира достаточно часто (с вероятностью, превышающей случайную).

· Абсолютным универсалиям противопоставляются также импликативные (сложные), то есть такие, которые утверждают связь между двумя классами явлений. К примеру, если в языке есть двойственное число, в нём есть и множественное число. Частным случаем импликативных универсалий являются иерархии, которые можно представить как множество «двучленных» импликативных универсалий. Такова, например, иерархия Кинэна-Комри (иерархия доступности именных групп, регулирующая, среди прочего, доступность аргументов для релятивизации:

Субъект > Прямой объект > Непрямой объект > Косвенный объект > Обладаемое > Объект сравнения

Согласно Кинэну и Комри, множество элементов, доступных для релятивизации некоторым способом, покрывает непрерывный отрезок этой иерархии.

Другие примеры иерархии - иерархия Сильверстейна (иерархия одушевленности), иерархия типов аргументов, доступных для рефлексивизации

Импликативные универсалии могут быть как односторонними (X > Y), так и двусторонними (X <=> Y). К примеру, порядок слов SOV обычно связан с наличием в языке послелогов, и наоборот, большинство послеложных языков имеют порядок слов SOV.

· Противопоставляются также дедуктивные (обязательные для всех языков) и индуктивные (общие для всех известных языков) универсалии.

Универсалии выделяются на всех уровнях языка. Так, в фонологии известно некоторое число абсолютных универсалий (касающихся часто набора сегментов), ряд универсальных свойств выделяется и в морфологии. Наибольшее распространение изучение универсалий получило в синтаксисе и семантике.

Исследование синтаксических универсалий связано в первую очередь с именем Джозефа Гринберга, который выделил ряд существенных свойств, связанных с порядком слов. Кроме того, существование универсалий в рамках многих лингвистических теорий рассматривается как подтверждение существования универсальной грамматики, исследованием универсалий занималась теория принципов и параметров.

В рамках семантических исследований теория универсалий привела, в частности, к созданию различных направлений, основанных на понятии универсального семантического метаязыка, в первую очередь в рамках работ Анны Вежбицкой.

Изучением универсалий лингвистика занимается также в рамках диахронических исследований. Так, например, известно, что исторический переход → возможен, а обратный - нет. Выявлено множество универсальных свойств, связанных с историческим развитием семантики морфологических категорий (в частности, в рамках метода семантических карт).

В рамках порождающей грамматики существование универсалий часто рассматривается как доказательство существования особой универсальной грамматики, однако функциональные направления связывают их скорее с общими особенностями человеческого когнитивного аппарата. Так, например, в известной работе Дж. Хокинса показана связь так называемого «параметра ветвления» и особенностей человеческого восприятия.