Что делать родителям, если учитель придирается к ребенку? Как найти общий язык с учителем, преподавателем.

Иногда учителя бывают чрезмерно требовательны к детям и почем зря ругают и третируют их. Если ваш ребенок оказался в этой ситуации, ему можно помочь, прочитав один из заговоров , о которых я расскажу в этой статье. Кстати говоря, эти заговоры не только восстанавливают нормальное отношение учителей к детям, но и делают учебу более легкой.

Заговор на хорошее отношение учителя

Этот заговор гарантировано избавит вашего ребенка от предвзятого отношения к нему со стороны учителя. Вы сразу заметите действие заговора - ребенок станет более спокойным и будет получать хорошие оценки.

Для проведения заговора возьмите сырое куриное яйцо и когда ребенок спит, подойдите к нему, поставьте яйцо ему на лоб и тихо скажите:

"Как яйцо вперед курицы появилось, так и ученик важнее учителя. Заткни рот учителю сына моего (имя учителя) яйцами тухлыми, чтобы он сына моего напрасно не тревожил. Аминь".

После этого яйцо надо с утра пожарить сыну (сделать яичницу). Через три дня учителя как подменят - он станет относиться к вашему ребенку по-человечески.

Заговор, чтобы учителя не ругали

Этот заговор ребенок может сделать самостоятельно. С утра, когда он заходит в школу и переступает школьный порог, ему про себя надо трижды сказать:

"Пришел учиться, а не придирки случать. Пусть учителя ко мне добры будут и справедливы. Аминь".

И учеба у него пройдет мирно, без конфликта с учителями.

Заговор на легкую учебу

Этот заговор делается ночью, пока ребенок спит. Сварите три куриных яйца. Зажгите свечу церковную, положите яйца перед свечой и скажите семь раз:

"Как яйцо началом было, так и учеба пусть началом послужит. Да будет она простой, ясной да успешной. А добрые ангелы пусть помогают сыну моему, рабу Божьему (имя сына) учиться легко и с интересом. Аминь".

Заговор на рост хороших оценок

Для этого заговора нужна луковица. Заговор может делать сам ребенок. Луковицу нужно поставить в банку с водой, чтобы она была в воде 1/4 своей частью (где корни). И надо сказать заговор на луковицу:

"Как лук растет, так и оценки хорошие расти у меня будут. Как у лука перышко за перышком пойдет, так и у меня пятерка за пятеркой пойдет. Как луг вырастет молодой и зеленый, так и я отличником стану. Аминь".

И лук надо на подоконник поставить, чтобы он расти начал. Необходимо периодически менять воду и следить за луком. Как лук вырастет максимально (и расти перестанет), нужно заговорить другую луковицу, а этот выросший зеленый лук ребенку надо съесть самому.

Если же вашему ребенку нужно сдавать выпускные экзамены, могу посоветовать еще одну статью -

Выслушайте ребенка

Для начала поговорите с ребенком. Не нужно на скорую руку выяснять, в чем состоят обвинения, а после этого отправляться на борьбу за справедливость. Не поддавайтесь минутному порыву хорошенько отплатить любому, кто посмел обидеть чадо. Разберитесь, действительно ли имеют место придирки или недовольство учителя обоснованно.

Лучше всего выслушать примеры конкретных ситуаций, о которых школьник должен рассказать с учетом всех обстоятельств. Как он себя вел, что делал, когда учитель высказал замечания. Как вели себя одноклассники, как ребенок отвечал учителю.

Кроме словесных обвинений нужно постараться найти доказательства предвзятого отношения учителя. Возможно, в тетради ученика найдутся задания, которые были оценены явно ниже, чем следовало.

Очень может быть, что в некоторых ситуациях ребенок сам провоцировал агрессию учителя. Стоит отметить, что преподаватель не имеет права оскорблять или заниматься рукоприкладством ни при каких обстоятельствах . Но лучше, если родители раз и навсегда объяснят школьнику, что выводить из себя учителя нельзя.

Если ребенок признается, что его поведение было далеко от приличного, лучше убедить его больше так не делать и извиниться перед учителем. Если же, по словам школьника, дисциплину и правила хорошего тона он не нарушал, самое время поговорить с учителем.

Разговор с преподавателем

Заранее выясните у ребенка имя и отчество будущего собеседника. Разговор по телефону или по дороге в школу не даст нужного результата. Нужно идти в школу лично, заранее нужно договориться на определенное время и день.

Перед встречей подготовьте свои вопросы. Лучше, если они будут записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Если выяснение отношений сильно нервирует, всегда хорошо иметь под рукой записку, которая не даст забыть важное.

Явившись на встречу, не начинайте разговор с упреков и тем более с угроз. Самое простое начало разговора: «Я хотел бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка на Ваших уроках». Если у учителя есть претензии, он их сам выскажет. Не нужно воспламеняться жаждой мести, когда учитель будет объяснять свою позицию. Выслушайте все, после чего спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь предложения, которые изменят ситуацию.

Если преподаватель не идет на контакт, не опускайтесь до оскорблений или открытой вражды. Вежливо попрощайтесь и уходите. Это вовсе не поражение. Теперь пора обратиться к сторонним наблюдателям.

Третья сторона конфликта

В качестве независимого судьи можно привлечь классного руководителя. Спросите его об учителе. Бывают педагоги, которые никогда никого не хвалят и не поощряют, говорят жестко. Это часть методики, которую применяют многие учителя с богатым опытом. Тогда ребенка нужно будет научить не только не хамить, но и спокойно относиться к происходящему. В конце концов, тройка по одному из предметов никого еще не убивала. В том случае, если ребенок оказался единственным объектом недовольства, нужно попросить классного руководителя помочь разобраться в ситуации, повлиять на коллегу. Нелишним будет обратиться к школьному психологу, чтобы он оценил происходящее с точки зрения психологического здоровья школьника. Совместное влияние родителя, классного руководителя и психолога может повернуть ситуацию в мирное русло.

А как быть, если классный руководитель и есть тот самый вечно придирающийся учитель?

В этом случае имеет смысл поговорить со школьным завучем либо с директором учебного заведения. Если окажется, что учитель действительно придирается к ребенку совершенно неоправданно, высшее руководство может повлиять на подчиненного, помочь в разрешении конфликта.

Распространенные ошибки родителей

  • Самая основная ошибка – бросаться в бой без выяснения обстоятельств. Так делают несдержанные люди, для которых сама конфликтная ситуация интереснее, чем способ ее разрешения. На первых порах родители знают о проблеме только со слов ребенка. Имеет смысл узнать позицию противоположной стороны.
  • Не нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, не соблюдая правил приличия и уважения по отношению к учителю. Да, школьник имеет полное право защищать себя, но делать это нужно сдержанно и без оскорблений.
  • Не нужно из создавшейся ситуации делать достояние общественности. Пересказав проблему родителям одноклассников, можно не заметить «доброжелателей», которые передадут учителю ваши слова в исковерканной форме. Потом и это придется расхлебывать. Одноклассникам ребенка тоже ни к чему знать о том, что родители школьника принимают меры. Это породит массу сплетен и слухов, которые так любят приукрашивать дети.
  • Иногда родители считают, что их ребенка все должны любить. Такого не было и не будет никогда. Одни люди нравятся, другие раздражают, третьи выводят из себя.
  • Ребенок, хотя он уже и школьник, еще не умеет достаточно грамотно и тактично решать спорные вопросы со взрослыми. Не стоит от него ожидать самостоятельного разрешения проблемы. Дождетесь либо усугубления конфликта, либо серьезной депрессии и нервного срыва у школьника.
  • Распространенный страх – добиться еще большего озлобления со стороны учителя, если пытаться разрешить спор. Ничего этого не произойдет, если родитель действует спокойно, грамотно, аккуратно, но решительно. Если не оскорблять и не устраивать истерик, ни у кого не будет повода отыграться на ребенке.
  • Разбираться в проблеме нужно дотошно, не делая скороспелых выводов. Если ребенку суждено еще учиться в этой школе, ни к чему устраивать сцены, едва разобравшись в проблеме.

В результате

Тактичное и вежливое общение даст нужный эффект. Конфликт с учителем можно решить собственными силами, не привлекая других людей. Чаще всего в таких ситуациях учителя идут навстречу.

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер/Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

Конфликт с учителем

Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.

Ребенок в школе

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

В некоторых случаях переход в другой класс или школу – это не поражение, а возможность разом избавиться от целого клубка проблем.

У многих учеников возникают конфликты с учителями. В большинстве случаев это происходит по вине школьников, но часто – по вине самих педагогов. Одна такая ситуация способна отбить интерес к конкретному предмету навсегда.

Почему придираются учителя и как правильно поступать детям? Первое правило – не молчать об этом, а обязательно поговорить с родителями или даже со школьным психологом.

Среди причин придирок педагога самыми распространенными являются личная неприязнь и желание получить выгоду. Большинство родителей, детей которых обижают на уроках, пытаются задобрить учителей подарками или деньгами . Это в корне неправильно, ведь такими действиями они создают плохую традицию и сами поощряют педагогов к такому поведению. Проблемы с учителями чаще всего возникают у «новеньких», которым пришлось сменить школу и место жительства, например, из-за работы родителей.

Как понять, что поведение учителя, особенно классного руководителя, не соответствует педагогической этике? Педагог, который поставил цель несправедливо придираться , делает следующее:

  • вторгается в личное пространство ученика, публично высмеивает его недостатки, обсуждает его семейные дела, состояние здоровья или другие проблемы;
  • сравнивает детей между собой, возвышая «любимчиков» и унижая других;
  • поощряет подростков доносить друг на друга;
  • угрожает наказать за малейшие провинности;
  • занижает оценки и пытается «завалить» ученика.

Конечно, можно купить педагогу такой желанный подарок или угостить его ужином в ресторане, но ведь это не избавит от всех неприятных ситуаций в будущем. Нужно не откупаться от проблем, а решать их. Родители не смогут всю жизнь быть рядом и приходить на помощь, когда это нужно. Есть несколько путей решения подобного недоразумения :

  • Перевестись в другую школу . Иногда это единственный выход. Не нужно стесняться или бояться, а четко и твердо заявить родителям о своих намерениях.
  • Добиваться справедливости через прессу , обращаться к директору или в отдел образования (при условии, если учитель отрыто требует деньги или же учиться стало невыносимо). Таким образом можно объединиться с другими жертвами плохого отношения педагога и добиться его наказания.
  • Приспособиться к ситуации , то есть игнорировать придирки учителя или делать вид, что согласился. Возможно, если педагог поймет, что на его критику нет реакции, он потеряет смысл придираться и отстанет.

Некоторые учителя обижают, как говорится, из благих намерений. Иными словами, критикуют – значит, видят потенциал . Это также неверный подход к ученику, особенно если он уже подросток и эмоционально нестабилен. В этом случае стоит попытаться разобраться с педагогом самостоятельно.

После урока нужно подойти и уточнить , какие у него есть пожелания относительно учебного процесса конкретного школьника. Надо показать, что вы готовы услышать учителя, что для вас важно его мнение. Есть вероятность, что он действительно желает детям добра и хочет, чтобы лучшие из них развивались максимально.

Если вы сделали такой вывод, не надо идти на конфронтацию, отвечать грубостью и выражать недовольство. Пообещайте учителю, что будете стараться изо всех сил и что цените его заботу.

Если педагог будет продолжать цепляться и портить настроение, нужно научиться не обращать внимания на критиканство, а учитывать только конструктивные замечания.

Как правильно подготовиться к уроку? Надо сразу осознать, что школу придумали вовсе не для того, чтобы издеваться над детьми, а чтобы воспитать из них умных цивилизованных людей. Можно выбрать класс или гимназию с соответственным уклоном, чтобы отдавать больше сил тем предметам, которые нравятся. Но бывает, что даже любимые дисциплины «не лезут в голову» из-за конфликтов с учителем. Возможно, вместо того, чтобы спорить с ним, лучше просто внимательно его послушать, чтобы лучше понять материал. Внимание на уроке – это уже половина домашнего задания.

Если вы хотите что-то выяснить прямо на руке (что касается его темы), следует заранее продумать вопросы и возможные аргументы, если вас не удовлетворит ответ педагога. Можно записать их и подглядывать в шпаргалку, так вы покажете свою заинтересованность. Говорить надо спокойно, без колкостей и плохих слов. Если учитель кричит или выражается бестактно, это не значит, что надо брать из него пример.

Нужно обязательно записывать на уроке то, что рекомендует учитель. Это может быть сокращенный вариант или даже небольшие заметки. Никакому педагогу не понравится, если на его уроках будут мечтательно смотреть в окно или переписываться с друзьями в телефоне. Он сочтет это за проявление неуважения и точно не похвалит.

Все знают, что некрасиво смеяться и разговаривать с другими учениками во время урока. Но если это ремарки по теме, то они допустимы. Учитель всегда видит, когда школьникам интересно то, о чем он рассказывает, а когда нет. Педагоги любят активных учеников, поэтому не стесняйтесь задавать интересные наводящее вопросы. Но все-таки старайтесь поменьше спорить , ведь школа – это храм знаний, а не студия для дискуссий и шоу.

Если учителю не понравилось ваше поведение, вежливо извинитесь и постарайтесь не допустить, чтобы он вызвал отца или мать в школу. Но если он все-таки хочет встретиться с родителями, не надо идти с ними, это только усугубит конфликт.

Если педагог сделал запись в дневнике, например, «Смеялся на уроке», или «Жевал жвачку», это еще не повод делать из него заклятого врага. Посмотрите на такие замечания с юмором, а впредь ведите себя культурно.

Нередки ситуации, когда учителя специально плохо подают материал и ставят плохие оценки, а затем предлагают индивидуальные услуги за оплату. Соглашаться на это не стоит, ведь таким образом вы только закрепляете эту вредную практику. Нужно все хорошо проанализировать и выяснить для себя, нужен ли вам репетитор или вы в состоянии освоить дисциплину сами.

Больше занимайтесь дома, ищите дополнительную литературу, прибегайте к помощи интернета. Если вы уверенны в своих знаниях, но вам несправедливо занижают оценки, можно обратиться в департамент образования или другие органы . Учителям не нужна шумиха и волокита и после попыток защитить свои права они могут сменить свое отношение на более адекватное.

Итак, чтобы разрешить конфликт с педагогом, нужно придерживаться следующих правил :

  • выяснить причину придирок;
  • попытаться загладить ситуацию спокойным мирным путем;
  • быть культурным и уравновешенным, не вестись на провокации;
  • не врать родителям, что все хорошо, или, наоборот, преувеличивать вину учителя в свою пользу;
  • если все перешло в открытую вражду, перейти в другую школу.

При попытке заладить конфликт покажите, что вы хотите не ссориться , а найти общий язык. Не перебивайте педагога, дайте ему высказать суть своих требований. Возможно, в корне он прав, но выбрал к ученику неправильный подход. Поделитесь своим видением учебного процесса, но в ненавязчивой форме. Можно похвалить педагога, но не подлизываться!

Подростковый возраст – это период формирования личности и мировоззрения. Учитель должен понять, что он общается уже не с ребенком, а с взрослым человеком, который имеет собственное достоинство.

Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников.

Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! - нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник:

Вот, посмотрите.

На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!»

Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок.

Может, нам в другой класс перейти или в другую школу?

Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти.

Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента.

Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо».

Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит?

Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания.

«Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания.

«Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание.

Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком.


Чем вы можете ему помочь?

1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка.

Ключевые моменты:

Не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка;

Выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому;

Объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека;

Не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону.

2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем.

Ключевые моменты:

Не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет;

Не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику);

Не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности;

Не обещайте того, чего выполнить не сможете;

Не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости).

В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…»

Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)».

Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения.

Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно.


Переходить ли в другой класс или школу?

Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений.

Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся.

Берегите друг друга!