Программы обучения рабочих на производстве. Обучение персонала на производстве: как организовать эффективную подготовку рабочих


Всем привет! Предлагаю вашему вниманию исчерпывающий материал на тему: . Данным материалом поделился со мной мой уважаемый знакомый, коллега — Шумик Владимир Яковлевич. Рекомендую абсолютно всем подписчикам и посетителям ознакомится с опубликованной статьей и бесплатными дополнительными материалами к ней. Стажировка по охране труда раскрыта дальше, чем вы можете себе представить. Большое от души Владимиру Яковлевичу!

Предлагаю читателям сайта сайт высказать замечания по этой статье, особенно, критические. Это необходимо для того, чтобы собрать все лучшее по данной теме и предложить Министерству труда разработать самостоятельный документ на эту тему. С уважением, Владимир Яковлевич.

Стажировка по охране труда

Одной из форм обучения работников практическим безопасным приемам выполнения работы является стажировка работника на его рабочем месте. В действующем на сегодняшний день Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда у работников организаций, утверждённом постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (далее Порядок) про стажировку говорится всего лишь в одном пункте 2.2.2., а именно: Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте…

И всё. Ни раскрыт сам термин «стажировка». Ни описан порядок проведения её. Ни приведены образцы стажировочного листа, программ стажировок, приказов (распоряжений) о назначении стажировки. Одним словом, ничего.

А тем временем тысячи и тысячи инженеров по охране труда страны выходят на сайты по охране труда в интернете, пишут и звонят в редакции журналов по охране труда, задают друг другу вопросы, чтобы разобраться в проведении стажировок в своих организациях. Наверное, более безграмотного документа, как этот Порядок, а вернее сказать Беспорядок, среди документов по охране труда, не найти.

Наверное, в годы правления Сталина И. В., разработчиков таких нормативных правовых актов приставили бы к стенке за саботаж в масштабах всего государства. И правильно бы сделали. А в настоящее время, конечно, в правом государстве, таких разработчиков дисквалифицировали бы на всю оставшуюся жизнь и на «пушечный выстрел» не допускали бы до разработки нормативных правовых актов.

А сейчас давайте рассмотрим Проект новой редакции Порядка, разработанный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. в редакции от 14 ноября 2012 г., в части, касающейся проведения стажировки. Данный Проект так и не расставил все точки над И. Давайте убедимся в этом.

1. Рассмотрим название раздела, в котором говорится про стажировку «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ». Зачем заниматься терминологической чехардой? Коль в этом разделе речь идет о стажировке, то и название этого раздела должно быть таким «Стажировка» или «Стажировка по охране труда».

2. Рассмотрим п.44 этого раздела «Для всех поступающих на работу лиц, а также работников, переводимых на другую работу, работодатель (уполномоченное им лицо) после проведения вводного инструктажа проводит первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам выполнения работ (за исключением работников, освобожденных от первичного инструктажа).

Про инструктажи сказано в отдельном разделе этого Проекта «Инструктаж по охране труда». Поэтому этого пункта в этом разделе вообще не должно быть. К тому же:
— из этого пункта следует, что вводный инструктаж проводится и с работниками, переведенными на другую работу в организации, что не соответствует действительности;
— словосочетание «…проводит первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам выполнения работ…» составлено безграмотно. Инструктаж по охране труда и есть обучение безопасным методам и приемам выполнения работ или одна из форм этого обучения. Читая данный пункт, складывается впечатление, что инструктаж по охране труда это одно, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ - это что-то другое. К тому же, зачем такая детализация: «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ». Почему не дано определение, что такое «безопасный метод выполнения работ» и «безопасный прием выполнения работ» и чем они отличаются между собой? К тому же, в дальнейшем ни в одном нормативном правовом акте не упоминается ни про «безопасные методы выполнения работ», ни про «безопасные приемы выполнения работ», ни в одном нормативном правовом акте они не перечислены и не требуется их составления.

3. Рассмотрим первую часть п.45 «Для лиц, поступающих на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводится стажировка непосредственно на рабочем месте под руководством работника, прошедшего обучение по охране труда , на которого приказом работодателя (уполномоченного им лица) возложены обязанности по проведению стажировки».

Учитывая, что работ на которых отсутствуют опасные и(или) вредные условия труда вообще нет, то данное уточнение в данном предложении неуместно.

Почему при введении нового понятия «стажировка» не дается его толкование? Неужели толкование понятия «стажировка» необходимо искать в энциклопедиях и толковых словарях? И какой термин необходимо вводить в обращение «стажировка» или «стажировка по охране труда»?

Учитывая, что руководителем стажировки может быть и рабочий, а поскольку не все рабочие проходят обучение по охране труда, то требование, что работник (руководитель стажировки) обязан пройти обучение по охране труда не правомочно.

Вместо слова «работник» необходимо указать «руководитель стажировки». А поскольку у работника появляется новый статус «руководитель стажировки», то у него появляются новые права, обязанности и, и, разумеется, ответственность, которые должны быть сформулированы в локальном нормативном акте - Должностной инструкции руководителя стажировки. Точно также и со стажером. Для него должна быть разработана Рабочая инструкция стажера, в которой должны быть оговорены его обязанности, права и, разумеется, его ответственность во время прохождения стажировки.

4. Рассмотрим вторую часть п.45 «Продолжительность стажировки устанавливается работодателем (уполномоченным им лицом) исходя из характера выполняемых работ, но не менее двух и не более четырнадцати смен»

Необходимо помнить, что продолжительность стажировки устанавливается не только работодателем (уполномоченным им лицом), но и нормативными правовыми актами.

Вместо словосочетания «… характера выполняемых работ…» предлагается использовать словосочетание «… сложности (опасности) выполняемых работ…»

Зачем ограничивать срок проведения стажировки? Руководителю организации и его специалистам лучше знать, на сколько смен организовать стажировку для своих работников. Здесь должен срабатывать принцип «чем больше, тем лучше».

5. Рассмотрим первую часть п.46 «Руководитель стажировки назначается работодателем (уполномоченным им лицом) из числа бригадиров, мастеров, инструкторов и квалифицированных рабочих, имеющих практический опыт работы по данной профессии».

Из словосочетания «…практический опыт работы…» исключить слово практический, так как непрактического (теоретического) опыта работы не существует. Опыт работы и есть опыт работы.

Каким образом определять практический опыт работы по данной профессии?

А что для специалистов стажировка не проводится? И кто для них будет руководителем стажировки?
6. Рассмотрим вторую часть п.46 «К одному руководителю стажировки не может быть прикреплено для прохождения стажировки более двух работников одновременно».

Каких работников? Одной или разных профессий? Ведь руководитель стажировки не может проводить стажировку одновременно для двух рабочих, специалистов разных профессий, специальностей.

7. Рассмотрим п. 47. «Прохождение стажировки оформляется записью в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте в соответствии с пунктом
41 Порядка: информация о стажировке на рабочем месте (с выделением отдельных граф «Количество смен (с… по…), «Стажировку прошел (подпись рабочего)», «Знания проверил, экзамен принял, допуск к работе произвел (подпись лица, проводившего стажировку, дата)»;

Строку из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте «информация о стажировке на рабочем месте (с выделением отдельных граф «Количество смен (с… по ….), «стажировку прошел (подпись работника)», «Знания проверил, экзамен принял, допуск к работе произвел (подпись лица проводившего стажировку, дата)» предлагается исключить как составленную безграмотно, так как:

— журнал имеет конкретное название «Журнал регистрации инструктажей по охране труда» и про стажировку здесь ни слова;
— проведение стажировки - это отдельное самостоятельное обучающее мероприятие по охране труда, а поэтому все, что касается прохождения стажировки должно быть отражено в отдельном самостоятельном документе, например, в Листе стажировочном по охране труда;
— руководитель стажировки проверяет у работника не только и не столько знания, как практические навыки. В данном случае предлагается изложить предложение в следующем виде: «Знания и практические навыки проверил...»;
— поскольку стажировку проходят не только рабочие, но и специалисты, то предложение «Стажировку прошел (подпись рабочего)» предлагается заменить на «Стажировку прошел (подпись стажера)»;
— руководитель стажировки (тем более рабочий) не может проводить (принимать) экзамены у другого рабочего, тем более единолично. Экзамены принимаются комиссионно. В состав комиссии должны входить только должностные лица. Для проведения экзаменов составляются экзаменационные билеты (тесты), протоколы комиссии по проведению экзамена, определяется регламент работы комиссии (порядок принятия решений о прохождении работника экзамена (путем голосования, простым или квалифицированным большинством голосов и т.п., определяются критерии прохождения и непрохождения стажировки, оценки знаний проверяющего (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично и т.п или прошел/не прошел.). Но об этом в Порядке ни слова.
— поскольку руководителем стажировки может быть рабочий пусть и с более высокой квалификацией, чем рабочий, который проходит стажировку, то руководитель стажировки (как предлагается в Порядке) не может допускать другого рабочего к самостоятельной работе. Право допускать рабочего к самостоятельной работе имеет только руководитель структурного подразделения, в которое принят на работу работник после проведения с ним обучающих мероприятий по охране труда, а именно: инструктажа по охране труда; инструктажа по пожарной безопасности; прохождения пожарно-технического минимума; инструктажа по электробезопасности и присвоения группы по электробезопасности, инструктажа по безопасности (для рабочих эксплуатирующих оборудование, поднадзорное Ростехнадзору); инструктажа по безопасности дорожного движения (для рабочих, эксплуатирующих автотранспорт), стажировки по охране труда, дублирование, обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда, инструктажа по охране окружающей среды, издав соответствующее распоряжение по своему структурному подразделению;
— словосочетание «допуск к работе произвел» стилистически безграмотное. Вместо него предлагается использовать следующее словосочетание «к самостоятельной работе допустил»;
— после слова «смен» предлагается добавить слово «рабочих дней», так как не во всех организациях рабочее время работников исчисляется в сменах.

8. Рассмотрим п. 48 «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте завершается экзаменом, который проводится лицом, осуществляющим соответствующее обучение, в форме проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасного выполнения работ».

«Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте…». Что это такое? Масло масляное. Какая-то чухня. Ведь стажировка и есть один из видов обучения безопасным методам и приемам выполнения работ. Неужели разработчики данного Проекта не понимают этого?

«Обучение… со стажировкой… завершается экзаменом…». Не обучение со стажировкой, а обучающие мероприятия по охране труда, которые проводились с работником (вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране туда на рабочем месте, вводный противопожарный инструктаж, первичный на рабочем месте инструктаж по охране труда, первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, пожарно-технический минимум, инструктаж по электробезопасности и присвоение соответствующей группы по электробезопасности, первичный на рабочем месте инструктаж по безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте по безопасности дорожного движения, обучение по охране труда, стажировка по охране труда, дублирование, первичный инструктаж по охране окружающей среды) завершается экзаменом. Но это совсем другая история. И об этом необходимо говорить в отдельном разделе Проекта под названием «Экзамен по охране труда».

А чем тогда завершается сама стажировка? Так и не понятно. Что считается прохождением стажером стажировки? Разработчики Проекта, наверное, и сами не знают?

«… в форме проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасного выполнения работ». Из этого, однозначно, следует, что вместо термина «стажировка» в Проекте необходимо использовать термин «стажировка по охране труда», так как под термином «стажировка» можно понимать и профессиональную подготовку (переподготовку) молодых специалистов, работников, студентов (например, прохождение стажировки студентами, молодыми врачами в других учреждениях образования, здравоохранения своего государства, других стран);

9. Рассмотрим первую часть п. 49 «При положительных результатах экзамена работодатель (уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске работника к самостоятельной работе».

Что необходимо понимать под «положительным результатом экзамена»? А что необходимо понимать под «отрицательным результатом экзамена»? А что необходимо издавать при отрицательном результате экзамена? Что необходимо делать с работником при отрицательном результате экзамена?

10. Рассмотрим вторую часть п. 49 «При неудовлетворительных результатах экзамена работник должен сдать экзамен повторно в сроки, установленные работодателем (уполномоченным им лицом)».

Данное предложение построено стилистически безграмотно. Если в первой части данного пункта говорится об «неудовлетворительных результатах», то во втором части этого пункта говорится уже не об «отрицательных результатах», а об «неудовлетворительных результатах». Где логика. Что необходимо понимать, в этом случае, под «неудовлетворительными результатами экзамена»?

«… работник должен сдать экзамен повторно…». Работник никому и ничего в данной ситуации, не должен. Наниматель, в данной ситуации, имеет право (но не обязан) предложить стажеру пройти повторно экзамен. А что с работником в этом случае нельзя расторгнуть трудовой договор по результатам первичного испытания, ведь уровень профессиональной подготовки работника можно определить и по результатам первичной сдачи экзамена. А, что, в этой ситуации работник, осознав серьезность отношения нанимателя к организации экзамена, не может сам расторгнуть трудовой договор по своей инициативе? А что будет, если работник и повторно не пройдет экзамен? Об этом разработчик Проекта умалчивает или просто сам не знает?

Данный пункт предлагается сформулировать следующим образом: «При неудовлетворительных результатах экзамена (стажировки):

а) наниматель имеет право (но не обязан) предложить работнику повторно пройти экзамен в сроки, установленные им (уполномоченным им лицом);
б) работник имеет право расторгнуть трудовой договор по личной инициативе;
в) с работником может быть расторгнут трудовой договор по соглашению сторон;
г) с работником может быть расторгнут трудовой договор по инициативе нанимателя, в связи с неудовлетворительными результатами испытания стажера.

В случае повторного непрохождения экзамена (стажировки):
а) работник имеет право расторгнуть трудовой договор по личной инициативе;
б) с работником может быть расторгнут трудовой договор по соглашению сторон;
в) с работником может быть расторгнут трудовой договор по инициативе нанимателя, в связи с неудовлетворительными результатами испытания стажера.

1. Министерству труда РФ разработать самостоятельный нормативный правовой акт - Правила проведения стажировок по охране труда в организациях, в которых методично расписать порядок проведения стажировок по охране труда и упомянуть обо всех локальных нормативных актах (приказы, распоряжения, списки, должностную инструкцию руководителя стажировки, должностную (рабочую) инструкцию стажера, журналы, стажировочный лист, типовые программы стажировки и т.п.), которые должны издаваться, составляться, заполняться, вестись в связи с проведением стажировок по охране труда в организациях и привести образцы написания, составления, заполнения, ведения этих актов;

2. дать в этих Правилах определения всем терминам, упоминающимся в этих Правилах, в том числе «стажировка по охране труда», «руководитель стажировки», «стажер», «стажировочный лист», «безопасный прием выполнения работы», «безопасный метод выполнения работы»;

3. Министерствам, входящим в состав Правительства Российской Федерации:

3.1. на основании вышеуказанных Правил разработать Правила проведения стажировок по охране труда для работников, которые должны проходить стажировку по охране труда, на предприятиях, в организациях и учреждениях своего Министерства, а также сквозных профессий и должностей, отразив в них свою специфику проведения стажировок по охране труда;

3.2. на основании Правил проведения стажировок по охране труда на предприятиях, в организациях и учреждениях в своем Министерстве обязать предприятия, организации, учреждения, входящие в состав своего Министерства разработать Положения (Стандарты предприятий) о проведении стажировок по охране труда на конкретном предприятии, в организации и учреждении своего Министерства;

3.3. разработать все типовые локальные акты (приказы, распоряжения, списки, перечни, должностную инструкцию руководителя стажировки, должностную (рабочую) инструкцию стажера, стажировочный лист, типовые программы стажировки и т.п.) для всех профессий, должностей, которые имеются в их Министерстве и работники которых обязаны проходить стажировку по охране труда, которые необходимы при проведении стажировок по охране труда. Привести образцы написания, составления, заполнения, ведения этих актов;

3.4. определить перечень профессий и должностей, которые должны проходить стажировки по охране труда в своем Министерстве;

3.5. выложить вышеуказанные акты на сайте своего Министерства в свободном доступе или с использованием кода.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

  1. Положение о проведении стажировок по охране труда
  2. Должностная инструкция руководителя стажировки
  3. Рабочая инструкция стажера
  4. Перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку по охране труда
  5. Перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по охране труда
  6. Продолжительность стажировки по охране труда для рабочих
  7. Продолжительность стажировки по охране труда для специалистов
  8. Программа стажировки по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
  9. Лист стажировочный по охране труда
  10. Приказ о приеме на работу слесаря по ремонту автомобилей
  11. Приказ о проведении стажировки слесарю по ремонту автомобилей
  12. Распоряжение о проведении стажировки для слесаря по ремонту автомобилей
  13. Распоряжение об освобождении от прохождения стажировки слесаря по ремонту автомобилей
  14. Приказ о расторжении трудового договора со слесарем по ремонту автомобилей

СКАЧАТЬ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ

На этом всё.

Продолжение следует...

Как организовать обучение на производстве? Существуют ли стандартные программы производственного обучения? С чего начать обучение, как контролировать процесс? Разбираемся вместе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой обучение на производстве;
  • Из чего состоит программа обучения на производстве;
  • Как осуществляется организация профессионального обучения на производстве.

Обучение на производстве: в чем особенности?

Обучение персонала на предприятии, как правило, характерно для компаний промышленной сферы. Оно направлено на профессиональную подготовку рабочего персонала. Предполагается, что в ходе индивидуального, бригадного, курсового обучение на производственной базе (например, в цеху) происходит овладение необходимыми навыками и знаниями по конкретной профессии.

Когда же у работодателя возникает необходимость повышать квалификацию рабочих и организовывать обучение на производстве?

  1. При появлении тенденции к снижению среднего разряда работников или отставания разряда работников от разряда выполняемых работ. Следовательно, нужно регулярно анализировать соответствие квалификации работников технологическим изменениям в производственном процессе.
  2. При увеличении количества случаев брака по вине работников. Ситуация требует анализа причин и принятия соответствующего решения. Например, необходима организация профессионального обучения на производстве, если квалификация рабочих низкая, а оборудование высокотехнологичное, требующее специальных знаний.

Обучение персонала на производстве: как организовать?

В каком виде организуется профессиональное обучение на производстве? Организация обучения на производстве может быть в таких формах:

Производственно-технические курсы

Внешне похоже на традиционное обучение персонала на предприятии посредством курсов с лекциями в аудитории. Но есть и отличие. Присутствует большое количество практических занятий по освоению оборудования. Практикой занимаются на специальных тренажерах (если они есть) и в цехах на производстве под руководством мастера производственного обучения. Программа обучения на производстве основывается на профессиональных стандартах (опять же, если таковые есть), существующих образовательных стандартах. А может также включать вариативную часть (то есть обучение производственного персонала специфике того оборудования, которое есть только на данном производстве). Курсы могут быть организованы, например, на базе учебно-производственного комбината, прикрепленного к данному предприятию и имеющего лицензию на подготовку кадров соответствующего профиля. По окончании обучения – итоговая аттестация с присвоением квалификации, разряда и выдачей соответствующих документов государственного образца.

Курсы по обучению вторым и совмещаемым профессиям

Такие образовательные программы позволяют проводить ротацию кадров. Рассмотрим ситуацию: оборудование устаревает, вводится новое, требуется сократить количество рабочих, обслуживающих данное оборудование. Некоторых работников можно переобучить более актуальным профессиям, сохранив рабочие места. Те, кто не может или не хочет осваивать новое – при условии соблюдения трудового законодательства – могут быть переведены в другие подразделения на иную работу или сокращены.

Программа обучения на производстве и требования к ней такие же, как при организации производственно-технических курсов. По окончании обучения – итоговая аттестация с присвоением квалификации, разряда и выдачей соответствующих документов. Например, удостоверения государственного образца, если у учебно-производственного комбината, который реализует такие программы, есть лицензия на ведение образовательной деятельности.

Курсы по изучению новых изделий, оборудования, технологии

Программа разрабатывается экспертами (мастерами), кадровыми работниками. Курсы направлены на формирование у рабочих навыков, необходимых для эксплуатации нового оборудования и тому подобное. При этом учитывается сложившийся на предприятии опыт работы и стандарты производства. Программа обучения на производстве произвольная, разрабатывается на усмотрение работодателя, исходя из актуальных потребностей персонала (в навыках, знаниях). Особых требований к программам для данных курсов нет. По окончании обучения, как правило, не выдаются документы об образовании. Но возможно оформление сертификата (в произвольной форме).

Школы по изучению передовых методов работы

Профессиональное обучение рабочих на производстве в данном случае заключается в следующем. Наиболее опытные рабочие и мастера делятся своими приемами эффективной работы, методами организации рабочего времени. Обучение происходит в форме:

  • общения на производственные темы с разбором сложных случаев, организуется в аудитории;
  • практической деятельности в цеху, с демонстрацией приемов работы и тому подобное.

В том или ином случае при организации подготовки сотрудников потребуется программа обучения персонала на предприятии. О ней – в следующем параграфе.

Обучение персонала на предприятии: как составить программу

Несколько рекомендаций на тему, как составить программу обучения и что она должна содержать. Итак, если речь идет об образовательном учреждении среднего профессионального образования (техникумы, профтехучилища, учебно-производственные комбинаты), то весь учебный процесс регламентируется и контролируется Министерством образования и науки России. Соответственно, содержание программы обучения определяется федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Как разрабатывается содержание вариативных программ обучения на производстве (например, если речь идет о курсах по изучению новых изделий и технологий)? Для этого нам предстоит ответить на вопросы:

  • чему будем учить (составляем перечень конкретных технологий, подлежащих усвоению, называем требуемые профессиональные навыки и тому подобное);
  • зачем будем учить (с какой целью организуем учебный процесс: определяем результаты обучения; например, снижение количества случаев брака путем глубокого овладения технологией работы);
  • как будем учить (определяем методы обучения (наблюдение за действиями мастера, практическая деятельность); составляем тематическое планирование (темы, даты занятий), количество часов на теорию и практику, перечень необходимого оборудования и тому подобное).

Инструктажи на рабочем месте и стажировка на рабочем месте для многих работодателей процедуры схожие. Именно потому к стажировкам в организациях относятся не достаточно серьезно. На самом деле обе процедуры необходимы, чтобы научить сотрудника выполнять свои обязанности безопасно. И обе проводят до начала работы. В этом их схожесть. Но есть и существенные отличия. Так инструктаж с сотрудниками чаще всего занимает несколько часов. А стажировка - несколько рабочих смен. Инструктаж – это короткий теоретический курс о безопасном выполнении работы с демонстрацией практических примеров. А во время стажировки сотрудник выполняет положенные обязанности под присмотром наставника, учится на практике выполнять предстоящую работу, изучает производственно-технологические процессы.

Для кого стажировка на рабочем месте является обязательной процедурой?

Обязательной стажировка на рабочем месте по-прежнему осталась для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда. Эта обязанность закреплена за работодателем в статье 225 Трудового кодекса и п. 11.4 ГОСТа 12.0.004-2015, который вступает в силу уже 1 марта 2017 года. Например, электротехнический персонал, горняки, металлурги, работники нефтеперерабатывающей отрасли, шахтеры и т.д.

Когда нужно проводить стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку на рабочем месте для руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала нужно проводить:

При их поступлении на работу;
- при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности или выполняемой работы;
- для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) постоянного работника;
- для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Стажировку проводили при переводе на другую работу или при смене типа оборудования или переходе на управление другой техникой (марка машины, крана и т. п.).

Сроки проведения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года продолжительность стажировки определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник. Он учитывает уровень образования сотрудника, его квалификацию, опыт работы и другие важные факторы.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, которые имеют необходимую квалификацию и опыт, срок стажировки должен составлять от 3 до 19 рабочих смен.

Если работник рабочих профессий не имеет опыта работы и соответствующей квалификации, то срок стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, должен составлять от 1 до 6 месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяет работодатель. В зависимости от образования, подготовкой и опыта работы - от 2 недель до одного месяца.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90, который действует на данный момент, стажировку на рабочем месте проводят в течение первых 2–14 смен после первичного инструктажа.

Ее продолжительность зависит от характера работы и квалификации работника.

В документе нет разделения по срокам для руководителей, специалистов или сотрудников рабочих профессий.

Действующий ГОСТ разрешает руководству по согласованию со службой по охране труда и профсоюзом предприятия освобождать от стажировки работника, стаж работы по специальности которых составляет не менее 3 лет, если он переходит из одного цеха в другой, а характер его работы и тип оборудования не меняется.

В новом документе этого пункта нет!

Вопрос от работодателя: Нужно ли проводить стажировку на рабочем месте с сотрудниками турфирмы, которые работают в офисе?

Ответ: Нет, не нужно. Стажировку на рабочем месте после первичного инструктажа должны обязательно проходить только сотрудники, которые будут заняты на работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 225 ТКРФ). Офисные работники к этой категории не относятся.

Кто проводит стажировку на рабочем месте?

С 1 марта 2017 года стажировку для рабочих может проводить руководитель работ, инструктор производственного обучения или другой опытный рабочий, прошедший обучение как инструктор по охране труда и имеющий большой практический опыт.

Что касается поступающих на работу руководителей и специалистов, то с ними стажировку могут проводить вышестоящий или иной руководитель, которого своим решением назначит работодатель.

РАНЕЕ: Для проведения стажировки работодатель назначал своим приказом руководителя стажировки из числа руководящих сотрудников или специалистов.

Вопрос от работодателя: Нужно ли нам проводить стажировку на рабочем месте с сотрудником, если он переходит из одного отдела в другой?

Ответ: Вам нужно проводить стажировку с сотрудником, но только если условия труда на новом рабочем месте являются вредными или опасными (ст. 225 ТК РФ). Если то не так, то можете спокойно переводить сотрудника в другое структурное подразделение без проведения стажировки.

Как проходит стажировка на рабочем месте?

ГОСТ 12.0.004-2015, который вступает в силу с 1 марта 2017 года, прописывает для работодателя четкий регламент проведения стажировки.

В нем указано, что руководитель стажировки должен:

Составить программы стажировки и отразить в них конкретные задачи и сроки выполнения с учетом образования сотрудника, подготовки и опыта работы стажирующегося;
- Ознакомить стажирующегося сотрудника со всеми работниками подразделения и условиями труда.

Во время стажировки новый сотрудник должен узнать правила внутреннего трудового распорядка, основные функции подразделении и все положенные требованиями охраны труда при выполнении работы.

В процессе стажировки ознакомить стажирующегося с пакетом документов, необходимых для работы.

В него должна обязательно входить должностная инструкция работника, положение о подразделении, внутренние нормативы и регламенты, локальные нормативные акты по охране труда и безопасности производства.

На протяжении всего срока стажировки, руководитель должен внимательно наблюдать за работой стажирующегося, контролировать и, если необходимо, корректировка его действия. После того как время стажировки окончено, руководитель должен в произвольной форме оформить отзыв о прохождении стажировки. Итоги стажировки подводит специально созданная комиссия работодателя.

Для работников рабочих профессий – квалификационная комиссия, а для руководителей и специалистов - аттестационная комиссия. Она проводит квалификационный экзамен. Форму работодатель выбирает сам. Задача членов комиссии - оценить уровень теоретической и практической подготовки стажирующегося, уровень его знаний требований охраны труда и оформить соответствующий протокол.

Внимание! В ГОСТ 12.0.004-2015 нет четких указаний на состав и численность комиссии. Рекомендуем привлекать для того не менее трех человек, рабочий стаж и опыт которых позволит выполнить возложенную на них задачу. Если члены комиссии решили, что сотрудник успешно прошел стажировку, руководитель подразделения или организации издает распоряжение о допуске стажирующегося к самостоятельной работе. Если итоги стажировки отрицательные, сотрудника нельзя допускать к самостоятельной работе. Он должен в течение одного месяца пройти повторную стажировку, после чего еще раз пройти проверку знаний требований охраны труда.

Если сотрудник повторно не смог пройти стажировку на рабочем месте и получил от комиссии неудовлетворительную оценку, организатор обучения имеет право рассмотреть вопрос о его соответствии занимаемой профессии или должности.

Какую ответственность понесет работодатель, если не проведет стажировку на рабочем месте?

Стажировка на рабочем месте – это один из видов обучения сотрудника безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда. Если работодатель допускает сотрудника к работе без проведения с ним положенной по закону стажировки, инспектор ГИТ во время проверки может наложить штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ): на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 рублей, юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей за каждого необученного сотрудника.

По каким правилам следует проводить стажировку рабочих по охране труда? О ее программе и порядке проведения подробно рассказываем в этом материале.

Правовое регулирование

Трудовой кодекс РФ только один раз упоминает стажировку на рабочем месте по охране труда в статье 216.

В то же время вопросы стажировки по охране труда с 2017 года регламентирует пункт 9 ГОСТа 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Он введен в действие приказом Росстандарта от 09 июня 2016 года № 600-ст. Официально начал действовать с 01 марта 2017 года.

По закону издавать приказ о стажировках по охране труда и проводить их руководитель подразделения не обязан. Он сам определяет:

  • необходимость их проведения;
  • содержание;
  • срок стажировки.

Эти параметры зависят от образования, квалификации, опыта работы и т. п. конкретного рабочего.

Цели

Согласно этому документу, обучение и стажировка по охране труда подразумевают обучение безопасности труда в виде стажировки конкретного специалиста на рабочем месте.

В целом любая программа стажировки по охране труда должна быть нацелена:

  • на получение навыков и умений для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций и обязанностей по занимаемой позиции;
  • практическое освоение современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Рассматриваемая стажировка и проверка знаний по охране труда может проводиться не только в отношении специалистов, работников и младшего обслуживающего персонала, но и руководителей.

Несколько иной порядок проведения стажировки по охране труда должен быть в отношении руководящих должностей и специалистов. Дело в том, что в данном случае основная цель ограничена только практическим освоением ими современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Читайте также Виды систем безопасности работ на высоте

В последнем случае проведение и организация стажировок по охране труда ложится на плечи:

  • вышестоящего начальника;
  • либо иного руководителя стажировки, которого своим решением назначает организатор обучения.

Кто и когда проходит

Действующий порядок стажировки по охране труда говорит, что её проводят:

  • при поступлении на работу нового сотрудника;
  • при переводе на другое место в рамках предприятия с изменением должности и/или исполняемой трудовой функции;
  • для подготовки к возможному замещению постоянного сотрудника на время отсутствия по причине болезни, отдыха, командировки.

Это основной контингент тех, кто проходит стажировку по охране труда. При этом ГОСТ 12.0.004-2015 чётко не определяет тех лиц, кто должен проходить стажировку по охране труда.

Кто проводит

По общему правилу обязанность проведения стажировки по охране труда – то есть обучения с целью освоения безопасных методов и приемов выполнения работ – лежит:

  • на руководителе соответствующих работ;
  • инструкторе производственного обучения;
  • рабочем с большим опытом.

При этом важно, что любой руководитель стажировки по охране труда должен:

  • пройти соответствующее обучение как инструктор по охране труда;
  • иметь хороший практический опыт;
  • владеть необходимыми качествами для организации и проведения стажировки по вопросам охраны труда.

Сроки

Законом определён ориентировочный срок стажировки по охране труда. Он составляет:

Срок стажировки
Вид персонала Продолжительность
Рабочие профессии и младший обслуживающий персонал, которые имеют соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной работы квалификацию Сроки определяет положение по стажировке по охране труда.

Длительность: от 3-х до 19 рабочих смен.

Рабочие профессии без опыта и соответствующей квалификации, для которых проводят профессиональное обучение Сроки определяет утверждённый на предприятии образец программы стажировки по охране труда.

Длительность: от 1 до 6 месяцев.

Руководство и специалисты Срок стажировки определяет решение работодателя.

От 2-х недель до 1 месяца с учётом их:

· образования;
· подготовки;
· трудового опыта.