Со скольких и до скольких работает церковь православная? Добавить свою цену в базу Комментарий. Храм в честь преподобной евфросинии великой княгини московской в котловке

Тропарь
глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети, с высоты востока. / Господи, слава Тебе.

Кондак
глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча младо, Превечный Бог.

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

В ночь с 6 на 7 января 2018 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве череду рождественских богослужений ― великое повечерие, утреню и Божественную литургию святителя Василия Великого.

Рождественское Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Первый» и «Россия 1». Прямая трансляция с сурдопереводом из Храма Христа Спасителя осуществлялась в эфире и на сайте телеканала «Спас». Также прямая трансляция Патриаршего богослужения была доступна на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

Телетрансляция была организована Информационным агентством Русской Православной Церкви. Комментировал трансляцию сотрудник Московской Патриархии Н.И. Державин.

Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл в прямом эфире поздравил телезрителей с праздником.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Егорьевский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин) ; архимандрит Марк (Давлетов) , избранный и нареченный во епископа Воркутинского и Усинского; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

В храме присутствовали председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой С.В. Медведевой.

Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и Детский хор Государственного академического Большого театра России (художественный руководитель Ю.И. Молчанова).

За Литургией после сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении.

Долгие ли службы в православных храмах?

В Рождественский Сочельник все ждут восхода звезды, ничего не едят, готовят 12 ритуальных кушаний, читают или слушают молитвы.

Выходной день, по календарю приходится на 7 января, а звезду, возвещающую приход в мир Спасителя, все ищут на небе вечером 6-го. В этом есть какой-то странный парадокс и некоторое неудобство.

Как быть, если хочется привести на праздничную службу ребёнка?

Когда ходят в церковь (на Рождество или какой-либо другой светлый праздник), то замечают, что все службы, хоть и долгие, но очень красивые и торжественные. Людей в храмах много, бывает душно, а ведь пойти хочется всей семьёй, с детьми. Если взрослый человек может сделать над собой усилие и принести Господу хотя бы такую жертву, то детям это не по силам. Да и нужно ли, чтобы у них от соблюдения православных традиций остались неприятные ощущения? Хорошие родители хотят, чтобы христианские праздники и посещение храмов для их детей стали самыми приятными днями. А если малышам приходится часами простаивать на ногах в толчее и густом скоплении народа?

Во время службы не принято ходить, разговаривать и заниматься посторонними делами. Нужно стоять, опустив голову и слушать церковные тексты. Кроме того, к посещению храма следует особым образом готовиться. Очень важно все правильно планировать и приучать детей к посещению церкви в большой праздник. Если вы видите, что ребёнок не выдерживает, тихонько выйдите с ним на улицу. Пусть не воспринимает посещение храма как неприятную обязанность. Он не настолько грешен, чтобы приносить такую тяжёлую жертву, которая и взрослым-то не всем по силам.

Главное, чтобы дети понимали, с какой целью и к Кому они приходят, когда идут в храм.

Посещение храмов невоцерковленными христианами

Невоцерковленные люди, когда ходят в церковь на Рождество, относятся к этому событию особенно трепетно. Многие даже отказывают себе в участии в христианском празднике, если накануне осквернили себя или предписывает запрет на посещение Обители Святого Духа. Многих останавливает страх осуждения за то, что они не знают текста молитв или не умеют правильно себя вести в церкви. Это ведь целая наука. А в большой праздник храмы заполняются самыми разными людьми, и можно не опасаться, что самые ревностные и фанатичные верующие их прогонят или осудят. Ни для кого ведь не секрет, что в обычные дни, когда в церкви мало людей, такое бывает.

Как узнать расписание богослужений

Если невоцерковленный человек спросит в храме: «Когда ходят в церковь на Рождество - 6 или 7 января?», - ему могут и не дать определённого ответа. Ведь те, кто служит в храме, в этот день присутствуют на всех службах. У них в это время других забот особенно много. Ведь надо и за свечным ящиком расторопно поворачиваться, и чистоту в Доме Божием поддерживать, да и других, чаще всего добровольных, обязанностей полно. Те люди, которые трудятся в храме, за свою работу зарплату не получают. Соответственно, требовать от них прихожане ничего не могут. Так что, если вам попадётся толковый и свободный человек, трудящийся в храме и таким способом приносящий свою жертву Богу, считайте, что вам повезло.

Если прийти в Храм накануне и поинтересоваться заранее о порядке богослужений, спросить, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7, то вам, опять-таки, могут не ответить, ведь обычно расписание появляется не более чем за несколько дней до праздника, а начинаются службы во всех храмах не одновременно.

В постсоветские времена действующих церквей было мало, и трудностей с тем, чтобы поучаствовать в праздничных службах было значительно больше, чем теперь, когда храмов, больших и малых, а также часовень стало так много, что не нужно ехать через весь город, чтобы отстоять праздничную обедню.

Что влияет на продолжительность службы?

От чего зависит начало торжественной службы? Например, от такого фактора, как таинство исповеди. Перед праздничными службами, дабы прихожане приступили к ним очищенными, священники проводят исповедь. Сколько людей будет в ней участвовать, и как долго будут каяться, предсказать невозможно. На продолжительность и время начала очередной службы влияет и количество причастников. Обычно, когда на Рождество ходят в церковь, стараются в этот день и исповедаться, и причаститься. Чтобы праздник принёс радость от приобщения к великому таинству, мир душе и благополучие семье, нужно готовиться к нему заранее.

Чтобы понять, когда на Рождество ходят в церковь, нужно узнать, какие службы в это время проводятся. Причём узнать это раз и навсегда невозможно, потому что праздник этот переходящий, и случиться он может в любой из дней недели.

Цвета Рождественских одеяний

В годовом круге самых главных христианских праздников существует определённая система и иерархия. Все они делятся на Господние, то есть более всего относящиеся к Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные его Пречистой Матери. Господние являются наиглавнейшими.

Сшитые из жёлтой парчи, украшенные золотой вышивкой и тесьмой, вызывают ассоциацию с властью и могуществом и символизируют Бога. Православные, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7 января, отмечают, что праздничное облачение священников окрашено в цвета Девы Марии, символизирующие чистоту и непорочность - белый и голубой. Хотя этот праздник Господний. Он является вторым по значимости. Первый - Пасха. Воскресенье Христово - главный праздник, а Рождество - самый большой по количеству дней, в течение которых проходят праздничные службы.

Самый длинный праздник

К великим праздникам церковь и весь православный народ готовятся задолго, принося жертву постами, очищая душу покаянием и молитвами. Радостное событие также не заканчивается в один день. После самых значительных дат отменяются посты, обязательные по средам и пятницам, разрешаются увеселительные мероприятия. Не случайно на это время всегда планируются свадьбы.

По количеству дней, когда чествуют великое событие, двунадесятые праздники также различаются. Рождество Иисуса Христа - самый длинный из всех. Каждое празднование делится на три этапа - предпраздненство, попраздненство и отдание. Всё вместе продолжается в течение почти двух недель.

Предпразднование Рождества длится пять дней. В церковь на Рождество ходят и в преддверии Великого события, и 6 числа, и 7-го, и всю следующую неделю. Попраздненство длится от одного дня до восьми, в зависимости от близости к постам или следующему празднику, и заканчивается отданием.

Это самая торжественная служба. На ней вспоминаются все самые значительные обстоятельства отмечаемого события.

Когда лучше ходить в храм - до или после восхода Вифлеемской звезды?

Ходят ли в церковь на Рождество после появления на небе звезды, возвестившей рождение Младенца Христа? Этот вопрос не имеет смысла. Конечно же ходят. Посещение храмов в дни Рождества - это как посещение близкой родственницы в роддоме, благополучно произведшей или собирающейся произвести на свет ребёнка. Если позволительно провести такую параллель.

Приход каждого из нас в храм - выражение благодарность Создателю за то, что в этот день Он подарил всем нам, всему человечеству, во спасение нас от смерти в геенне огненной Своего Единородного Сына. А на вопрос о том, ходят ли в церковь на Рождество до звезды, и если ходят, то в чём смысл посещения храма до рождения Богомладенца, можно ответить следующее.

Готовясь к любому празднику, мы выбираем себе нарядную одежду, делаем красивую причёску и т. д. Ожидая прихода на землю непорочного дитя (будущей жертвы за наши грехи), мы стараемся максимально очиститься от своих прегрешений, надеясь, что чем менее порочными мы будем, чем чище душой, тем меньше страданий испытает Спаситель в Своём земном воплощении.

Таким образом, вопрос "когда ходят в церковь на Рождество: 6 или 7-го" не может считаться существенным.

Господь сильнее, добрее и умнее, чем мы думаем

Безусловно, этот день окутан множеством тайн, суеверий и примет. В этом проявляется наша духовная незрелость. Господь видит душу каждого из нас в отдельности. И Он видит, пришли ли мы в храм для встречи и общения с Ним, или потому, что кто-то сказал, будто бы в этот день все желания посетивших церковь непременно исполняются. А может быть, это и в самом деле правда? Ведь милосердие Божие так велико!

Когда ходят в церковь на Рождество 6 января утром, то ничего не едят и не пьют до исповеди. Получив отпущение грехов и благословение ко Причастию, прихожане участвуют в великой вечерне и литургии святого Василия Великого. До причащения ничего в рот нельзя брать, даже воду. Если не причащаться в этот день, то до восхода первой звезды на небе разрешается пить только воду.

Напоследок заметим, что многие предписания оглашаются священником, окормляющим храм, по окончании проповеди. Нужно только внимательно слушать.

Рождество Христово в Русской православной церкви всегда встречают 7 января по новому стилю. История и смысл праздника, традиция ночного богослужения, иконография и тропарь праздника.

7 января 2018 года. Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Событию предшествует , который заканчивается Сочельником.

Праздник Рождества Христова стал отмечаться достаточно поздно – только в III веке. Это произошло потому, что в Иудее было не принято как-то специально отмечать день рождения человека, особо чтились только события, прославляющие Бога. Именно поэтому первоначально отмечались Рождество и Крещение Спасителя в один день. И только при развитии гностицизма, появилась необходимость конкретизировать само событие Рождения Спасителя от Пресвятой Девы.

Место, где по преданию родился Христос, можно увидеть и сейчас. Над пещерой Рождества Христова была выстроена базилика, где у восточной стены крипты в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами место, где Христос появился на свет.

О том, что в мир придет Миссия – Спаситель мира, давно существовали пророчества, которые позже были записаны в библейских текстах.

Именно в исполнении пророчеств, шли волхвы за звездой, точно рассчитав момент ее появления на небосклоне. Они несли рожденному Царю золото, ладан и смирну. Часть людей, подобно волхвам, приходят ко Христу через разум.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

А простым пастухам было наитие – им явился ангел и повелел идти в определенное место. Именно там, в пещере, где содержали скот, в яслях, из которых кормили ягнят и встретил их новорожденный Царь Иудейский. И сейчас многие люди приходят ко Христу, обретя веру в сердце своем.

Событие это стало настолько значимым, что от времени рождения Спасителя стали вести счет летоисчислению. Таким образом, мы всегда можем знать, сколько лет назад родился Христос. Он родился ровно столько лет назад, какой год сейчас по календарю.

Рождество Христово – один из немногих праздников, служба которого часто совершается ночью. Это не обязательно, поэтому в каком храме будет ночное богослужение, а где утреннее, нужно узнавать заранее.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

Если есть намерение посетить ночное богослужение и причаститься, то необходимо дополнительно узнать о времени, когда будет проводиться исповедь в храме. Особо надо обратить внимание на время последнего приема пищи. Он должен быть не позднее, чем в 19-20 часов вечера, хотя многие не вкушают и после однократной трапезы Сочельника.

Рождественская ночная служба достаточно длинная, так как на ней читаются пророчества о рождении Мессии, на утрене исполняется канон «Христос раждается…», на литургии поются праздничные антифоны. Длина службы зависит от нескольких факторов, которые определяются в каждом храме настоятелем, поэтому время служб Сочельника и Рождества лучше уточнять заранее.

Рождество Христово - особенности богослужения, история и икона праздника

На каноничной иконе Рождества Христова изображается все событие праздника. На ней можно увидеть шествующих за звездою волхвов с дарами, пастухов, славящих Господа ангелов и обязательно Звезду. Конечно, центральное место на иконах отведено Святому Семейству – Деве Марии, Праведному Иосифу и самому Богомладенцу.

Тропарь Рождества Христова исполняется на 1 глас.

Кондак Рождества Христова исполняется на 3 глас. Это хвалебная песнь, где можно услышать описание всего события праздника.

Часто в храмах исполняется Кондак Рождества Дмитрия Бортнянского.