Мир в 19 веке основные тенденции развития. Основные тенденции мирового развития в XIX в

Как уже отмечалось выше, Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчет Нового времени. Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. - последняя треть XVIII в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия XVIII в., и Великая Французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период - период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй.

Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870 году. Остановимся подробнее на характеристике данного периода. Следует подчеркнуть, что первая половина девятнадцатого столетия развивается под знаком так называемой "двойной революции" - Французской и английской промышленной. "Двойная революция" привела к установлению нового, индустриального общества. Перемены, вызванные ею, коснулись всех сторон жизни общества. "Век капитализма", как часто именуют XIХ век, в сельском хозяйстве предполагает, что земля преращается в товар, а часть сельскохозяйственного населения превращается в свободных наемных рабочих.

Наиболее радикальных способ решения аграрного вопроса в Европе демонстрировала Англия, где в середине XIX в. крестьянства как такового уже не существовало. Примерно 4 тыс. собственников владели 4/7 всех обрабатываемых земель, на которых работало около 1/4 фермеров капиталистического типа. На противоположном полюсе находилась Пруссия, в которой феодальные земельные собственники освободили крестьян от зависимости и, одновременно, от земли. Что касается "феодальных пережитков", то с 1789 по 1848 г. они практически исчезли в Западной Европе, в период революционного кризиса 1848-1849 гг. - в Центральной и несколько дольше сохранились в Восточной Европе.

Аграрное общество было разрушено в "век капитализма", но этот процесс продолжался на протяжении всего XIX в. Новая техника, новые методы хозяйствования проникали в аграрный сектор гораздо медленнее, чем в промышленность.

Тем не менее, движение к индустриальному обществу происходило неуклонно, и в 70-х годах XIX в. оно уже утвердилось. Определенную роль здесь сыграла промышленная революция. К 30-м годам она завершилась в Англии, в 70-х гг. - во Франции, в Германии и Австрии. В передовых державах продукция промышленности стала превосходить по объему продукцию сельского хозяйства. В Англии это произошло уже к началу 20-х гг., в Германии - к 1865 г., в США - к 1869 г., во Франции - к 1885 г.

Но главное состоит в том, что промышленная революция обеспечивает прорыв к обеспечению быстрого экономического прогресса при одновременном изменении общественных отношений и структурной перестройки экономики. Вступая в индустриальную эпоху, Европа переживает настоящий демографический взрыв. С 1800 по 1850 гг. население Великобритании увеличилось почти втрое; в Норвегии, в Швеции и Голландии - вдвое. XIX век вошел в историю как век пара, железных дорог и пароходов. С 1840 г. до конца столетия сеть железных дорог увеличилась с 8 тыс. до 790 тыс. км, т.е. в 99 раз. Отмеченные сдвиги способствовали резкому росту торговли и миграции населения.

Значительные изменения претерпела социальная структура. Сформировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства. Возник промышленный рабочий класс (пролетариат), основным источником существования которого была заработная плата, являвшаяся, в сущности, стоимостью его рабочей силы. Выросла численность так называемого среднего класса, имевшего стабильные, хотя и небольшие доходы от различных видов предпринимательской, коммерческой, интеллектуальной деятельности. Что касается политических процессов, то, как уже отмечалось, Французская революция конца XVIII века завершилась военной диктатурой Наполеона. Революция умерла в империи, но империя в сущности закрепила важнейшие ее достижения. Наполеоновские войны (1797 - 1815 гг.), составившие целую эпоху европейской истории, изменили не только территориальную карту Европы, но и политический строй государств континента. Низвергались династии, устанавливались новые границы - и вместе с этим ломались устоявшиеся отношения и структуры традиционного общества.

Падение Наполеона и военное поражение империи положило начало периоду Реставрации. Ее дух определялся решениями Венского конгресса (1814-1815 гг.), в основу которых были положены принципы легитимизма (от лат. - закон) и монархизма. Старые династии возвращались к власти. Поддержание общеевропейского порядка гарантировалось в рамках Священного союза, заключенного по инициативе Александра I.

Но следует отметить, что торжество реакции, отступление от всего, что принесла с собой Французская революция, оказалось непрочным. "Ничего не понявшие и ничему не научившиеся" не могли не примириться с новыми реальностями. Обратный ход оказался невозможным. К 1830 г., после июльской революции во Франции, свергшей Бурбонов и установившей конституционно-монархический режим Луи-Филлипа Орлеанского, "короля буржуазии", как его называли, политика реставрации потерпела крах. Наступил период крупных конституционных изменений в европейской истории XIX в. Следующий мощный общеевропейский кризис разразился в 1848-1849 гг., когда восстаниями и революционным движением были охвачены Париж, Берлин, Вена, Будапешт, Рим. Решающее значение сыграло здесь то обстоятельство, что социальное напряжение, различного рода радикальные течения, в том числе социалистического толка, нашли в этой обстановке достаточно активный отклик. Уже в первой половине столетия обозначились три тенденции в развитии общественного движения: умеренно-либеральная (носителем которой были высшие и средние классы и либерально-настроенная аристократия), радикально-демократическая (средняя, мелкая буржуазия и интеллектуалы) и социалистическая (пролетариат и интеллектуалы). Однако в центре всех событий века находилась все же буржуазия, и по мере того, как она отвоевывала все больше прав, укрепляя свое положение, она демонстрировала склонность к компромиссу - как с аристократией, так и с "низшими" классами. Важнейшим фактором европейской государственности стало оформление национальной идеологии и национальных движений. Их сущность определялась признанием законности стремления каждой нации к самостоятельному развитию и суверенитету, воплощающегося в борьбе за создание независимого национального государства. На протяжении десятилетий шла борьба за объединение Германии и Италии. Образование в 1871 г. Германской империи и провозглашение Итальянского королевства в 1870 г. завершили эти процессы. Имена главных героев объединения - О. Фон Бисмарке, Б. Кавура, Дж. Гарибальди - хорошо известны. Кроме того, усилилось движение народов, входивших в состав многонациональных империй и не имевших собственной государственности. Речь идет о поляках, чехах, венграх, южнославянских народах, населявших Российскую, Австрийскую, Османскую империи. К концу ХIХ века борьба за национальное самоопределение реальных результатов не дала (за исключением Румынии, Сербии, Болгарии, вышедших из состава Османской империи и создавших независимые государства).

Особая ситуация возникла в XIX в. в США. Давняя затяжная борьба за отмену рабства вылилась в гражданскую войну 1861-1865 гг. Южные штаты, экономика которых базировалась на плантационном рабстве, заявили о выходе из федерального государства и создании так называемой Конфедерации Юга. Четырехлетняя война, совпавшая с годами президентства Авраама Линкольна, завершилась победой Севера и торжеством единства страны. Рабство было отменено. Начался период радикальных экономических преобразований южных штатов, известный под названием Реконструкции. Следует подчеркнуть, что национальные интересы, особенно во второй половине XIX века, будут определять весь ход развития международных отношений, разрушая старые и создавая новые союзы.

19 век - это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Это век формирования ядра государств, находящихся в настоящее время на передовых позициях мира и во многом определяющих судьбы всей планеты. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость североамериканских колоний, промышленного переворота, начавшегося в Англии в 18 в., и Великой французской революции 1789-1794 гг.

Важнейшими признаками новой цивилизации явились:

В области науки и техники - внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание двигателя внутреннего сгорания, развитие сети железных дорог, развитие океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета;

В военной сфере - рост военной техники (огнестрельного оружия, бездымного пороха, дальнобойной артиллерии, создание бронированных кораблей);

В социальной - свершение буржуазных революций в ряде стран Европы. Америки и Японии, формирование основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата);

В духовной - резкое ослабление влияния традиционных религий, нарастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий;

В формах правления - образование республик и конституционных монархий;

В международных отношениях - полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний.

В 19 в. произошли важные события: образование нового национального государства-Итальянского королевства (I860), война Пруссии с Австрией за гегемонию в Германии (1866). Франко-прусская война и образование единой Германской империи (1870-1871).

Начало правления Александра I

Вскоре после прихода Александра I к власти для подготов­ки реформ создается Негласный комитет из его друзей и бли­жайших соратников - В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А Чарторыйского. В 1803 г. издан «Указ о вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий указ не имел. Были проведены реформы системы государствен­ного управления. В целях укрепления государственного ап­парата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, ком­мерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была также проведена реформа Сената. Однако в 1805 г. Не­гласный комитет был распущен.

Вскоре Александр I заинтересовался другим человеком, М.М. Сперанским , который поразил воображение императора новизной своих воззрений и незаурядным способом мышле­ния. В 1809 г. Александр I поручил ему разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения вла­стей - законодательной, исполнительной и судебной. Пла­нировалось создать представительный орган - Государствен­ную думу, которая должна была давать заключения по пред­ставленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Государствен­ном совете, члены которого назначались императором.

Все население России предполагалось разделить на три со­словия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, го­сударственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного цен­за. Гражданские права, по проекту, предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных. Однако проекты Сперанского сочли слишком радикальны­ми. В итоге в 1812 г. Сперанский был отправлен в ссылку. Единственное, что было сделано - в 1810 г. создан Государ­ственный совет.

В 1814-1825 гг. во внутренней политике усилились кон­сервативные тенденции. При этом предпринимались попыт­ки возвращения к курсу либеральных реформ: была завершена крестьянская реформа в Прибалтике, в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли; в 1815 г. Польше предоставлена конституция, предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в соста­ве России. В 1818 г. началась работа по подготовке проекта Конституции. Предполагалось введение в России конститу­ционной монархии и учреждение парламента. Однако эта ра­бота не была доведена до конца. Во внутренней политике начи­нает преобладать консерватизм. В армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов чего стали вол­нения 1820 г. в Семеновском полку. Усилилась цензура, пре­следовавшая свободную мысль.

В первое десятилетие правления Александр обещал глубо­кие преобразования и в определенной степени усовершенство­вал систему государственного управления, способствовал рас­пространению просвещения. Впервые начался очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены кре­постничества. Но последнее десятилетие царствования Алек­сандра стал временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Не были решены главные воп­росы: отмена крепостного права и принятие конституции. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализа­ции части дворянской интеллигенции и породил «дворянскую ре­волюционность».

Как уже отмечалось выше, Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчет Нового времени. Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. - последняя треть XVIII в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия XVIII в., и Великая Французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период - период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй.

Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870 году. Остановимся подробнее на характеристике данного периода. Следует подчеркнуть, что первая половина девятнадцатого столетия развивается под знаком так называемой "двойной революции" - Французской и английской промышленной. "Двойная революция" привела к установлению нового, индустриального общества. Перемены, вызванные ею, коснулись всех сторон жизни общества. "Век капитализма", как часто именуют XIХ век, в сельском хозяйстве предполагает, что земля преращается в товар, а часть сельскохозяйственного населения превращается в свободных наемных рабочих.
Наиболее радикальных способ решения аграрного вопроса в Европе демонстрировала Англия, где в середине XIX в. крестьянства как такового уже не существовало. Примерно 4 тыс. собственников владели 4/7 всех обрабатываемых земель, на которых работало около 1/4 фермеров капиталистического типа. На противоположном полюсе находилась Пруссия, в которой феодальные земельные собственники освободили крестьян от зависимости и, одновременно, от земли. Что касается "феодальных пережитков", то с 1789 по 1848 г. они практически исчезли в Западной Европе, в период революционного кризиса 1848-1849 гг. - в Центральной и несколько дольше сохранились в Восточной Европе.
Аграрное общество было разрушено в "век капитализма", но этот процесс продолжался на протяжении всего XIX в. Новая техника, новые методы хозяйствования проникали в аграрный сектор гораздо медленнее, чем в промышленность.
Тем не менее, движение к индустриальному обществу происходило неуклонно, и в 70-х годах XIX в. оно уже утвердилось. Определенную роль здесь сыграла промышленная революция. К 30-м годам она завершилась в Англии, в 70-х гг. - во Франции, в Германии и Австрии. В передовых державах продукция промышленности стала превосходить по объему продукцию сельского хозяйства. В Англии это произошло уже к началу 20-х гг., в Германии - к 1865 г., в США - к 1869 г., во Франции - к 1885 г.
Но главное состоит в том, что промышленная революция обеспечивает прорыв к обеспечению быстрого экономического прогресса при одновременном изменении общественных отношений и структурной перестройки экономики. Вступая в индустриальную эпоху, Европа переживает настоящий демографический взрыв. С 1800 по 1850 гг. население Великобритании увеличилось почти втрое; в Норвегии, в Швеции и Голландии - вдвое. XIX век вошел в историю как век пара, железных дорог и пароходов. С 1840 г. до конца столетия сеть железных дорог увеличилась с 8 тыс. до 790 тыс. км, т.е. в 99 раз. Отмеченные сдвиги способствовали резкому росту торговли и миграции населения.
Значительные изменения претерпела социальная структура. Сформировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства. Возник промышленный рабочий класс (пролетариат), основным источником существования которого была заработная плата, являвшаяся, в сущности, стоимостью его рабочей силы. Выросла численность так называемого среднего класса, имевшего стабильные, хотя и небольшие доходы от различных видов предпринимательской, коммерческой, интеллектуальной деятельности. Что касается политических процессов, то, как уже отмечалось, Французская революция конца XVIII века завершилась военной диктатурой Наполеона. Революция умерла в империи, но империя в сущности закрепила важнейшие ее достижения. Наполеоновские войны (1797 - 1815 гг.), составившие целую эпоху европейской истории, изменили не только территориальную карту Европы, но и политический строй государств континента. Низвергались династии, устанавливались новые границы - и вместе с этим ломались устоявшиеся отношения и структуры традиционного общества.
Падение Наполеона и военное поражение империи положило начало периоду Реставрации. Ее дух определялся решениями Венского конгресса (1814-1815 гг.), в основу которых были положены принципы легитимизма (от лат. - закон) и монархизма. Старые династии возвращались к власти. Поддержание общеевропейского порядка гарантировалось в рамках Священного союза, заключенного по инициативе Александра I.
Но следует отметить, что торжество реакции, отступление от всего, что принесла с собой Французская революция, оказалось непрочным. "Ничего не понявшие и ничему не научившиеся" не могли не примириться с новыми реальностями. Обратный ход оказался невозможным. К 1830 г., после июльской революции во Франции, свергшей Бурбонов и установившей конституционно-монархический режим Луи-Филлипа Орлеанского, "короля буржуазии", как его называли, политика реставрации потерпела крах. Наступил период крупных конституционных изменений в европейской истории XIX в. Следующий мощный общеевропейский кризис разразился в 1848-1849 гг., когда восстаниями и революционным движением были охвачены Париж, Берлин, Вена, Будапешт, Рим. Решающее значение сыграло здесь то обстоятельство, что социальное напряжение, различного рода радикальные течения, в том числе социалистического толка, нашли в этой обстановке достаточно активный отклик. Уже в первой половине столетия обозначились три тенденции в развитии общественного движения: умеренно-либеральная (носителем которой были высшие и средние классы и либерально-настроенная аристократия), радикально-демократическая (средняя, мелкая буржуазия и интеллектуалы) и социалистическая (пролетариат и интеллектуалы). Однако в центре всех событий века находилась все же буржуазия, и по мере того, как она отвоевывала все больше прав, укрепляя свое положение, она демонстрировала склонность к компромиссу - как с аристократией, так и с "низшими" классами. Важнейшим фактором европейской государственности стало оформление национальной идеологии и национальных движений. Их сущность определялась признанием законности стремления каждой нации к самостоятельному развитию и суверенитету, воплощающегося в борьбе за создание независимого национального государства. На протяжении десятилетий шла борьба за объединение Германии и Италии. Образование в 1871 г. Германской империи и провозглашение Итальянского королевства в 1870 г. завершили эти процессы. Имена главных героев объединения - О. Фон Бисмарке, Б. Кавура, Дж. Гарибальди - хорошо известны. Кроме того, усилилось движение народов, входивших в состав многонациональных империй и не имевших собственной государственности. Речь идет о поляках, чехах, венграх, южнославянских народах, населявших Российскую, Австрийскую, Османскую империи. К концу ХIХ века борьба за национальное самоопределение реальных результатов не дала (за исключением Румынии, Сербии, Болгарии, вышедших из состава Османской империи и создавших независимые государства).
Особая ситуация возникла в XIX в. в США. Давняя затяжная борьба за отмену рабства вылилась в гражданскую войну 1861-1865 гг. Южные штаты, экономика которых базировалась на плантационном рабстве, заявили о выходе из федерального государства и создании так называемой Конфедерации Юга. Четырехлетняя война, совпавшая с годами президентства Авраама Линкольна, завершилась победой Севера и торжеством единства страны. Рабство было отменено. Начался период радикальных экономических преобразований южных штатов, известный под названием Реконструкции. Следует подчеркнуть, что национальные интересы, особенно во второй половине XIX века, будут определять весь ход развития международных отношений, разрушая старые и создавая новые союзы.

19 век – это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Это век формирования ядра государств, находящихся в настоящее время на передовых позициях мира и во многом определяющих судьбы всей планеты. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость североамериканских колоний, промышленного переворота, начавшегося в Англии в 18 в., и Великой французской революции 1789-1794 гг.

Важнейшими признаками новой цивилизации явились:

В области науки и техники – внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание двигателя внутреннего сгорания, развитие сети железных дорог, развитие океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета;

В военной сфере – рост военной техники (огнестрельного оружия, бездымного пороха, дальнобойной артиллерии, создание бронированных кораблей);

В социальной – свершение буржуазных революций в ряде стран Европы, Америки и Японии, формирование основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата);

В духовной – резкое ослабление влияния традиционных религий, нарастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий;

В формах правления – образование республик и конституционных монархий;

В международных отношениях – полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний.

В 19 в. произошли важные события: образование нового национального государства – Итальянского королевства (1860), война Пруссии с Австрией за гегемонию в Германии (1866), Франко-прусская война и образование единой Германской империи (1870-1871).

Самодержавие

1) Либеральными настроениями был проникнут Александр 1 император.

Прежде всего, он возвращает на службу несколько тысяч отставленных Пав­лом I военных и чиновников.

Вокруг Александра I посте­пенно складывается кружок единомышленников, получив­ший название Негласного комитета. В него входят В.П.Ко­чубей, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов и др.

Близко по своим взгля­дам к Негласному комитету стоял и Сперанский, привле­ченный к законодательной деятельности Александром I в 1808 г. Результатом его упорных занятий становится об­ширное «Введение к уложению государственных законов», которое уже в октябре 1809 г. лежит на столе императора.

Но в результате предложенных Сперанским радикальных реформ, которые не поддерживало окружение царя, и Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне: в результате всего этого Александр в 1812 году отправляет Сперанского в отставку.

Отечественная война 1812(кутузов, оставление Москвы, поражение Наполеона, возвышение Александра на мировой арене)

В мае 1815 Александр I объявил о даровании конституции Царству Польскому,

В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России.

В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок.

2)Николай I Павлович, брат Александра 1, ставший императором в 1825 г., находился у власти 30 лет (до 1855 г.).

30-летняя эпоха Николая 1, отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия.

В годы правления Николая I были сделаны следующие крупные политические шаги:

Создана собственная его императорского величества канцелярия;

Проведена кодификация законодательства;

Проведена реформа образования;

Усовершенствовано помещичье землевладение;

Введена цензура.

2. Собственная его императорского величества канцелярия - мощная бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из нескольких отделений, наиболее важными из которых были и III отделения:

Отделение руководило работой по кодификации законодательства;

Отделение стало органом политического надзора и сыска. Фактически III отделение стало "государством в государстве", стоящим над всеми иными органами - Сенатом, Государственным советом, министрами.

Россия официально стала полицейским государством. Созданная при Николае I в 1826 г. политическая полиция стала одним из ведущих государственных органов на протяжении столетия и просуществовала до 1917 г.

3. II отделение собственной его императорского величества канцелярии в течение почти 10 лет провело работу по кодификации всего законодательства России. Данной работой руководил вьшедший из тени известный при Александре I реформатор М.М. Сперанский. Результатом работ отделения и М.М. Сперанского стал выход в 1833 г. 15 томов "Свода законов Российской Империи"

План

Россия в первой половине ХIX в.

Лекция 5.1. Тенденция развития всемирной истории в ХIX в.

Кризис самодержавия в России

Тема 5. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.

В Европе и Северной Америке XIX век - это век утверждения индустриальной цивилизации. Ее отсчет ведется с промышленного переворота. Промышленный переворот - явление технико-экономического характера, связанное с переходом мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к производству фабричному, в основе которого - машины . Промышленный переворот стал, во-первых, качественным скачком в развитии производительных сил, во-вторых, он резко изменил все общественные отношения.

Критерием, определяющим начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы (в Англии - 80-е гг. XVIII в., во Франции - конец XVIII в., в Германских государствах - 20 − 50-е гг. XIX в.). Колыбелью промышленной революции стала Западная Европа. Именно там сформировались предпосылки промышленного переворота: мануфактура как фундамент для использования машин; кадры рабочих; развитие естественных наук и технические изобретения; первоначальное накопление капитала; аграрный переворот.

Англия стала лидером в промышленном перевороте, потому что все необходимые для этого предпосылки там сочетались наиболее благоприятным образом. Однако в каждой стране имелись свои особенности этого процесса.

Во Франции индустриализация проходила более медленно, чем в Англии, так как преобладание мелких крестьянских хозяйств ограничивало емкость ее внутреннего рынка. Франция совершила буржуазную революцию на сто лет позже, чем Англия.

Три обстоятельства определили особенность промышленного переворота в Германии: первое - страна до 1870 г. была раздробленной; второе - объединение страны осуществлялось сверху; третье - промышленный переворот происходил задолго до буржуазной революции и потому неравномерно, в этом процессе велика была роль государства.

Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, можно проследить его определенную последовательность.

1. В Англии, как и в других странах Европы и США, промышленный переворот и последующая индустриализация начались в легкой промышленности.

2. Новые методы организации производства в легкой промышленности постепенно стали внедряться и в других отраслях.

3. Появились особые отрасли промышленности - машиностроение и станкостроение.


4. Массовое распространение машин и фабричного производства привело к окончательной победе над ремеслом.

Промышленный переворот в Англии завершился к началу 60-х гг. XIX в., во Франции и США - к началу 70-х гг., в Германии и Австро-Венгрии - к концу 80-х гг. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в.

Промышленный переворот имел важные последствия. Принципиально изменились техника, технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, электротехническая и др. Началось развитие технических наук как отдельной отрасли знания. Техническая база обеспечивала быстрое внедрение научных открытий. Индустриализация вызвала резкий рост производительности труда, объема выпускаемой продукции, валового национального дохода. Ускорились темпы урбанизации. Изменились размещение производительных сил, социальная структура общества. Если к началу XIX в. в городах мира проживало 3 % населения, то в 1900 г. - 13,6 %. В ведущих странах рабочие составляли более 50 % населения, а в Англии - 70 %. Повысился удельный вес и политическое влияние промышленников.

В результате роста промышленного производства изменились характер и структура потребления, повысился уровень жизни населения. Серьезные изменения произошли и в духовной жизни. В европейском обществе утверждались либеральные идеи, способствовавшие демократизации политической и общественной жизни.

Формирование национальных буржуазных государств . В Европе образовались огромные империи (Австрийская, Оттоманская, Российская). Развитие капитализма оказало влияние на национально-государственное устройство Европы. Имея экономическое могущество, национальная буржуазия стремилась к обретению самостоятельной государственности, политическому единовластию. Она решала эту задачу в ходе второй (20−30-е гг. XIX в. в Сицилии, Бельгии, Франции и др.), третьей (1848−1849 гг. - в большинстве стран Европы) и четвертой (50-е, 70-е гг. - Италия, Франция и др.) революционных волн.

Процесс создания самостоятельных буржуазных национальных государств включает ряд периодов.

Первый (XVIII - первая половина XIX вв.) сопровождался борьбой за национальное освобождение. Импульсом к развертыванию освободительных движений стала Великая французская революция. Греция получила независимость в результате национально-освободительной борьбы (1821) и русско-турецкой войны (1825-1829). Бельгия, находившаяся в составе Австрийской империи, обрела независимость в результате восстания 1830 г.

Второй период создания независимых национальных государств (середина XIX - начало XX в.) характеризовался обострением национального вопроса в полиэтнических государствах. 1848-1849 гг. - время революций в Венгрии, Чехии и развития освободительного движения славянских народов. Австрия в 1867 г. была вынуждена принять программу национального устройства. В результате этого Австрийская империя была переименована в Австро-Венгрию; определены границы между двумя ее частями; Австрия и Венгрия создали свои законодательные органы. Этот союз не обеспечивал равных прав другим славянским народам в составе Австро-Венгрии. С середины XIX в. обострился Балканский кризис. Это был и вопрос о судьбе славянских народов Балкан, которые входили в состав Австро-Венгерской и Оттоманской империй. Решающую роль в его решении сыграла Россия. Так, Черногория и Сербия стали независимыми в ходе русско-турецкой войны 1877-1879 гг. Молдавия и Валахия объединились в единое государство Румынию. В 1878 г. Болгария была освобождена от турецкого ига и в 1908 г. обрела независимость. Однако народы Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии оставались под чужеземным игом.

В 1870−1871 гг. завершился процесс объединения ранее раздробленных государств. В Германии этот процесс шел «сверху», в Италии - «снизу», путем национально-освободительной войны против Австрийского государства.

В 1905 г. в результате референдума произошло отделение Норвегии от Швеции. В начале XX в. процесс образования национальных буржуазных государств в Европе был в основном завершен; национальный вопрос все больше трансформировался в национально-политический.

Борьба за демократизацию политической системы. Создание новой буржуазной государственности включало в себя установление новых форм политической власти, демократического государственного устройства. В ходе английской и французской буржуазных революций, войны за независимость в США были выдвинуты важнейшие демократические принципы: право человека на свободу и равноправие, суверенитет народа, идея правового демократического государства, опирающегося на разделение властей, и др. Острота политической борьбы в ходе революций и после их завершения объяснялась не только сопротивлением феодальных классов. Крупная буржуазия, борясь за власть, не стремилась делиться ею, расширять демократические права участников революции. В Италии, Пруссии, Австро-Венгрии установились различные формы буржуазно-помещичьей конституционной монархии. Чтобы окончательно установить республиканскую форму правления, во Франции произошли три революции, было принято больше 10 конституций. В стране сложилась специфическая форма господства крупных слоев буржуазии (бонапартизм - реакция на революцию 1848 г.). Характерные черты бонапартизма - опора на армию, полицейско-бюрократическую машину, сохранение парламента.

В Германии бонапартизм прослеживался в политике ее канцлера. В Англии - стране классического парламентаризма− шла политическая борьба за демократизацию избирательных законов. В ходе острых политических боев и революций утвердилась система парламентаризма, расширились демократические права.

Политические партии и общественные движения . Образование буржуазных государств сопровождалось созданием новых политических партий, развитием общественных движений. Почти повсеместно в системе политических партий были представлены три крыла: консервативное, радикально-демократическое и либеральное. Консервативные партии были реакцией на Великую французскую революцию. Первоначально они стремились восстановить монархию, вступив в союз с церковью и армией (Франция, Германия, Италия). По мере развития капитализма партии превращались в консервативно-реформистские, буржуазно-аристократические. Либеральные партии отстаивали конституционализм, демократические права, частную собственность.

В 30−40-е гг. на арену политической борьбы вышел рабочий класс. Рабочее движение возникло в результате политического и экономического бесправия пролетариата. Оно было представлено в следующих формах: «чартизм» (Англия), забастовки, митинги, демонстрации, профсоюзное движение и др. Борьба носила в основном экономический характер.

Теоретические и идейные основы рабочего движения были разнообразны и пестры. В 30−40-е гг. было сильно влияние «чартизма», утопического рабочего коммунизма (Э. Кабе, Т. Дезами - во Франции, В. Вейтлинг - в Германии) и утопического социализма (Т. Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс сделали попытку научного обоснования социализма. Главной идеей «Манифеста Коммунистической партии» (1848) стало революционное уничтожение капитализма и частной собственности. В «Манифесте» обосновывалась миссия пролетариата как могильщика капитализма. Наряду с марксизмом развивались и другие социалистические течения: прудонизм, бланкизм, лассальянство.

Возникновение социалистических учений, формирование международных социалистических организаций (Первого (1864) и Второго (1889) Интернационалов), образование социалистических партий (в конце XIX в. они действовали в 21 стране и насчитывали более 300 тыс. чел.), особенно влиятельных в Германии и Франции, стало важным фактором эволюции рабочего движения.

Появление партий и движений оказало влияние на формирование политических систем буржуазных государств и содействовало развитию демократических начал в жизни индустриального общества.

Итак, конец XVIII − первая половина XIX вв. в Европе и Северной Америке - это период утверждения индустриальной цивилизации, формирования национальных буржуазных государств, политических партий и общественных движений, борьбы за демократизацию политической системы.

2. Эволюция системы государственного управления Российской империи

XIX столетие - завершающий этап тысячелетней истории России, последний век самодержавного управления на началах абсолютизма, который достиг своего апогея. Самодержавие олицетворяло и выражало интересы дворянской империи. Это определяло его консервативную природу, обусловленную стремлением уберечь Россию от государственно-управленческих новаций Запада (конституции, разделения властей, парламента, правового устройства управления). Однако сложившаяся историческая ситуация усиливала необходимость радикальной реорганизации системы управления.

В России в первой половине XIX в. шел поиск путей совершенствования государственного управления. Столкнулись традиционалистская и модернистская концепции отношения к судьбе управления.

Сторонники традиционализма исходили из самобытности российского государственного устройства, стремились сохранить основу самодержавного управления - абсолютизм, допускали как вынужденные отдельные административные изменения, но с сохранением незыблемости строя.

Сторонники модернизации России предлагали осуществить либерализацию власти и управления на конституционных началах, учредить выборные представительные органы, обеспечить многосословность в управлении.

Как изменялось состояние государственного управления, насколько адекватным оно было потребностям и возможностям исторической ситуации первой половины XIX века?

Для россиян XIX век начался с дворцового переворота, гибели Павла I и прихода на престол Александра I (1801-1825). По своим взглядам он был умеренным либералом. Была восстановлена упраздненная Павлом I традиция рассмотрения крупных вопросов внутренней и внешней политики, проектов преобразований в кругу доверенных государственных мужей.

Первоначально такие вопросы обсуждались «Негласным комитетом» (1797-1803), состоящим из друзей Александра I (В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского). Постепенно деятельность этого комитета сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной бюрократии. В 1801-1809 гг. действовал «Совет непременный», учрежденный как законосовещательный орган при императоре, в составе 12 сановников, назначенных Александром I.

Заметным явлением в поисках эффективного механизма управления стало стремление императора опереться на силу закона, его верховенство. Закладывалась тенденция единства закона и управления, упорядочения законодательства, придания самодержавному управлению законной формы.

Усилению законности в управлении должна была способствовать реформа Сената . К началу XIX в. Сенат имел громоздкую структуру, слабо действующий аппарат. Указ «О правах и обязанностях Сената» (8.09.1802) объявил Сенат хранителем законов. Сенат был восстановлен в своих правах верховного органа империи. Он являлся высшим административным, судебным и контролирующим органом. Его власть была ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора. Сенату были подчинены высшие, центральные органы управления, судебная система.

Являя собой высший орган суда и надзор, Сенат должен был утверждать законность во всех исполнительных структурах управления. Реформа Сената, изменение его функций на протяжении первой половины XIX в. были направлены на усиление самодержавного управления. Не был реализован проект разделения Сената на Правительствующий и Судебный (М.М. Сперанский, 1811). Роль Сената в управлении ограничивали Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, а также создаваемые по важным государственным вопросам чрезвычайные органы. Постепенно Сенат превратился в высшее судебное учреждение.

Наиболее значительным изменениям подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям времени. «Непременный совет» осознавал потребность в более гибком исполнительном управлении. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления.

Министерской системе управления присущи такие основные черты, как единоначалие, персональная ответственность, исполнительность, строгая ведомственная подчиненность по вертикали, четкие рамки отраслевого управления, конкретность функций и др.

Принципиальная основа нового устройства управления отражена в манифесте «Об учреждении министерств» (8.09.1802).

Во-первых , в нем подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I.

Во-вторых , учреждение министерств мотивировано необходимостью приведения всех частей государственного управления в прочное и намерению императора соответствующее устройство.

В-третьих , государственными делами должны были управлять восемь министерств.

В-четвертых , каждое министерство, согласно манифесту, ведало определенной частью государственных дел, а все вместе они должны обеспечивать единство управления.

В-пятых , министры назначаются императором, представляют через Сенат ежегодные письменные отчеты.

В-шестых , Сенату надлежало рассматривать деятельность министров, представлять доклады императору.

Возвеличивание императорской власти, усиление роли законности, реорганизация Сената, создание министерств составили первый период административных реформ Александра I . Второй период связан с деятельностью М.М. Сперанского. С 1807 г. он являлся статс-секретарем и ближайшим советником Александра I.

М.М. Сперанский помог императору усилить контроль над высокопоставленными государственными служащими, которые претендовали на чиновно-бюрократическую самостоятельность (Указ 3.04.1809). Нашумевшим оказался и подготовленный им втайне Указ «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские советники» (6.08.1809). Он стимулировал получение высшего образования представителями широких дворянских кругов и продвижение их по чинной иерархической лестнице.

Разрабатывая план государственных преобразований, М.М. Сперанский надеялся на радикально-эволюционный путь развития России с помощью преобразования всех составных частей и уровней управления. Предлагалось следующее.

2. Создать при монархе Государственный совет как особое высшее законосовещательное учреждение (рис. 1).

3. Сочетать с верховенством монарха разделение ветвей власти. Составить управление из трех вертикалей учреждений - законодательных, исполнительных, судебных, имеющих выборный характер.

Законодательная вертикаль : а) волостная дума - из всех земельных собственников волости и депутатов от государственных крестьян (по одному от 500 душ), выбирающая волостное управление и депутатов в уездную думу на 3 года; б) уездная дума , выбирающая уездное правление и депутатов в губернскую думу; в) губернская дума , выбирающая губернское правление и депутатов Государственной думы; г) Государственная дума в составе депутатов всех сословий − стоит во главе вертикали.

Исполнительная вертикаль : а) вершина исполнительной власти - министры , назначаемые монархом; б) губернатор - в губернии, назначаемый монархом, и при нем губернское правление; в) вице-губернатор , назначаемый сверху, и при нем областное правление; г) уездный начальник с канцелярией − глава администрации, назначаемый сверху; д) волостной начальник - глава администрации, назначаемый сверху.

Судебная вертикаль с высшей судебной инстанцией - Сенатом , губернскими, окружными, уездными, волостными судами, при выборности судей .

Государственный совет призван был объединять деятельность трех управленческих вертикалей и тем самым обеспечивать законность и единство государственного управления при верховной власти монарха, представлять ему на утверждение все рассмотренные Государственной думой и Государственным советом проекты.

4. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав. Политические права предоставляются тем, кто имеет недвижимую собственность. Таким образом, возможность влиять на систему власти появилась не только у аристократии, но и у средних слоев общества.

5. Провозглашалась идея правового государства: правит закон, а не люди.

М.М. Сперанский намеревался обеспечить эффективность государственного управления через сочетание монархического и выборного представительства сословий в государственном управлении, разделение и взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной вертикалей власти, разумное законодательство. Планы М.М. Сперанского вызвали сопротивление консерваторов, да и Александр I охладел к либеральным идеям. Однако по плану М.М. Сперанского был создан Государственный совет (1.01.1810) - высший законодательный орган при императоре. Члены Госсовета и председатель назначались императором. Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии ; комиссии составления законов; государственную канцелярию с госсекретарем. Первым госсекретарем был М.М. Сперанский. Однако Госсовет не стал единственным органом законотворчества. Многие законопроекты утверждались царем, минуя Госсовет, по докладам председателя Комитета министров, председателей различных советов и комитетов. Идея введения в России законного правопорядка на практике приходила в противоречие с укоренившимся традиционным произволом российского абсолютизма.

В 1811 г. получило силу закона подготовленное М.М. Сперанским «Общее учреждение министерств», завершившее реформу, начатую в 1802 г. Были четко определены структура и функции министерств, регламентировались их взаимоотношения с другими органами власти, усилен исполнительный характер отраслевого управления.

В 1812 г. учрежден Комитет министров с особой властью по всем делам государственного управления на время отсутствия императора в столице. В состав Комитета входили представители департаментов Госсовета, министры, чины министерских управляющих структур. Председатель Государственного совета стал одновременно и председателем Комитета министров. Комитет имел характер совещания монарха с доверенными высокопоставленными чиновниками по вопросам согласования действий нескольких министерств.

Административные реформы 1801−1812 гг. повлияли на состояние высшего и центрального управления, способствовали проявлению ведомственно-линейного принципа, централизации управления. Оформилась исполнительная власть, появился зародыш будущей законодательной власти. Хотя вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей.

Послевоенная волна либерализма обернулась дарованной Александром I конституцией Царству Польскому. Этот факт рассматривался как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект российской конституции был разработан Н.Н. Новосильцевым и П.А Вяземским (1820) и предусматривал федеративное устройство государства, создание парламента, разделение административной власти и суда. Однако проект не был обнародован.

К началу 20-х годов XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и ограничивается некоторым подновлением существующей системы. Курс правительства становится, по одним определениям, «консервативным», по другим - «реакционным».

Крах государственного либерализма привел к противопоставлению правительству радикального крыла дворянской оппозиции. В качестве альтернативы самодержавию идеологи декабристов П. Пестель и Н. Муравьев выдвинули проекты конституций России, в которых использовали некоторые идеи М. Сперанского.

Николай I, сменив Александра I на престоле, сурово расправился с носителями идей радикального изменения правления и управления обществом, объявил преступной идею конституции, всесословного представительства во власти, сосредоточил все рычаги управления в своих руках, придал государственному управлению ярко выраженный политический характер.

В качестве главной задачи Николай I поставил сохранение самодержавия. Была усилена личная роль монарха в государственном управлении. Он сосредоточил в своих руках через высшие и центральные органы распорядительные и исполнительные функции, установил мелочную опеку над органами местного управления. Ключевым органом в государственной структуре стала Собственная е.и.в. канцелярия , которая возглавила законодательство и всю систему управления. Здесь и в специальных комитетах разрабатывались законопроекты. Роль Государственного совета была принижена. Законы принимались и помимо него.

В 1826−1842 гг. была изменена структура канцелярии, создано
6 постоянных и несколько временных отделений по сферам государственной жизни, через которые император непосредственно управлял государственным аппаратом. Фактически он стоял над всей системой управления. Это создавало параллелизм в работе высшего и центрального управления, принижало значение и ответственность последнего.

Первое отделение Собственной е.и.в. канцелярии готовило проекты указов, контролировало исполнение «высочайших повелений», управляло кадрами чиновной бюрократии.

Второе отделение обобщало, кодифицировало законодательство.

Третье отделение вело политический сыск, следствие, жандармерию, негласный контроль над всем государственным аппаратом, являлось органом внесудебной расправы.

Четвертое отделение являлось канцелярией императрицы с попечительскими функциями над благотворительными и учебными заведениями.

Пятое отделение было создано специально для реформирования управления государством (1836). Оно упорядочило крестьянское самоуправление (на рубеже 30 − 40-х гг.).

Шестое отделение разрабатывало административные реформы для Кавказа.

Собственная е.и.в. канцелярия стала орудием абсолютистского управления.

При Николае I была проведена уникальная систематизация законов. Второе отделение Собственной е.и.в. канцелярии при участии М.М. Сперанского проработало более 30 тыс. документов. В 1832 году завершена публикация свода законов Российской империи. В отдельные тома были объединены законы о высшем, центральном и местном управлении. Родилась система российского права, составившая основу государственного управления.

Реорганизованное в первой половине XIX в. центральное управление просуществовало с небольшими изменениям вплоть до 1917 г.

Министерства

Рис.2. Высшее и центральное управление в первой половине XIX в.

Таким образом, в первой половине XIX в. совершенствовалось государственное управление, произошла замена коллежской системы министерской, формировался ведомственно-линейный принцип, связывающий всю вертикаль отраслевого управления, изменилось высшее и центральное управление при усилении императорского влияния. В силу факторов объективного и субъективного характера императорско-абсолютистское управление обретало кризисные черты, что вызывало потребность нового этапа перестройки всей системы государственной власти и управления.