На деревню к кошкину. Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин


Детство и юность

Имя Михаила Ильича Кошкина стоит в ряду выдающихся личностей ХХ века. Вошел он в историю, как создатель легендарного танка Т-34, ставшего не только новым словом в этом виде боевой техники, но и сделавший переворот в мировом танкостроении. Его творческая жизнь на поприще конструктора, а затем главного конструктора исчисляется всего шестью годами, но и за этот относительно короткий период во всей полноте проявились его талант, незаурядные способности, умение быть организатором.

Родился Михаил Ильич 3 декабря 1898 года в небольшой деревне Брынчаги Переславского уезда, нынешней Ярославской области, в многодетной крестьянской семье. Отец его, бедный крестьянин, трагически погиб, когда мальчику было семь лет. Семья не имела ни лошади, ни коровы. Маленький клочок земли не мог ее прокормить, и мать работала батрачкой. С раннего детства Кошкину приходилось помогать ей по хозяйству. Учился он совсем немного – закончил лишь три класса.

В 11 лет, после окончания церковно-приходской школы, Михаил Ильич уехал в Москву на заработки, где приобрел профессию кондитера. Весной 1917 г., уже после Февральской революции, его призвали в армию и отправили на германский фронт, правда, воевать Кошкину пришлось совсем недолго – в августе, после ранения, он оказался в госпитале. Здесь застало его известие об Октябрьской революции, которую он принял сразу и полностью. Во время боев с юнкерами в Москве он сражался на стороне большевиков, а в апреле 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию; что подтверждается Военным билетом, дубликат которого хранится в домашнем архиве Кошкиных. В период службы он был принят в большевистскую партию, стал политработником.

Кошкин был знаком с Блюхером Василием Константиновичем. Командарм отзывался о Кошкине так: «Я был очарован душевностью этого человека. Он был идеалом многих. Бесстрашный боец с врагами советской республики, замечательный большевик, чудесный товарищ и талантливый командующий».

В годы Гражданской войны Михаил Ильич участвовал в обороне Царицына от войск генерала Краснова, потом оказался на севере – воевал против белогвардейских отрядов генерала Миллера и его английских союзников, участвовал в освобождении Архангельска. Весной 1920 г. его командировали на польский фронт, но до места назначения он не доехал, так как заболел тифом.

Годы учебы

После демобилизации в 1921 году Кошкин поступил в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. По тем временам это было очень сильное учебное заведение, дававшее не только политическую, но и общеобразовательную подготовку. В 1924 году, по окончании университета, он получил назначение в Вятку на должность заведующего кондитерской фабрикой. Под его руководством фабрика вскоре из отстающей и нерентабельной превратилась в одно из лучших предприятий в городе.

Организаторские способности Михаила Ильича заметили и в 1925 г. его перевели на работу в промышленный отдел райкома партии. Позже он работал заведующим губернской партшколой и заведующим агитационно-пропагандистским отделом Вятского губкома. Таким образом, почти 10 лет, Кошкин отдал работе партийного функционера. Решительный перелом в его судьбе произошел в годы первой пятилетки, когда в Советском Союзе чрезвычайно остро встал вопрос о создании собственных инженерно-технических кадров. Тогда появилось решение руководства ВКП(б) о направлении в высшие технические заведения страны коммунистов, прошедших школу партийной работы. Кошкин, который давно мечтал стать инженером, засел за учебники – сам прошел весь школьный курс математики, физики и в 1929 году поступил в Ленинградский машиностроительный институт. На доме, где семья Кошкиных жила в этот период помещена мемориальная доска. Учился он прилежно, хотя время было непростым. Денег все эти годы катастрофически не хватало – Кошкин уже был женат и имел двоих детей; всем им приходилось жить на одну его стипендию. Пять лет учебы не только утвердили в нем правильность избранного пути, но и развили созидательность, чувство нового и желание творить. Наконец, в 1934 году, он получил диплом инженера, и с этого момента его жизнь оказалась неразрывно связана с танкостроением.

Из воспоминаний Веры Кошкиной, жены главного конструктора:

«Михаил Ильич очень любил семью, детей. Был жизнерадостный, здоровый. Мало только приходилось бывать с детьми и видеть их. Уезжал на работу рано, они спали. Приезжал поздно, видел их спящими. Только в выходной день все были вместе. Любил футбол, литературу, кино, театр, но не хватало на все времени. Проработал около 4 лет на заводе, не был в отпуску. Очень переутомлялся».

Работа над танком Т-32

Начало самостоятельной конструкторской деятельности Михаила Ильича положила работа над новым танком Т-28. Тогда впервые проявился инженерный талант Кошкина. От рядового конструктора он вырос до заместителя главного конструктора. В 1936 году М. И. Кошкина назначили главным конструктором Харьковского танкового завода. Вскоре ему была поручена работа над совершенно новым танком Т-11. Но Михаил Ильич уже тогда начал понимать, что будущее за танками с мощной броневой защитой. Однако усиление брони сразу увеличивало вес танка, требовало более мощного двигателя и порождало массу новых проблем. Далеко не все из них удалось разрешить в Т-11, но работа над ним помогла Кошкину накопить необходимый опыт. Затем Михаил Ильич создал танк Т-32. Разработанный им танк был снабжен чисто гусеничным движителем. Это позволило значительно сократить вес ходовой части, увеличив толщину брони и калибр орудия. Оставаясь по весу средним танком, машина Кошкина по толщине брони и огневой мощи стояла на уровне тяжелых танков. Вместо привычной для средних типов 45-мм пушки, конструкторы запланировали установить самую мощную из разработанных тогда – 76-миллиметровую.

Летом 1938 года проект нового танка предложили на обсуждение Главного военного совета. Новизна машины многим пришлась не по вкусу. Т-32 подвергли критике. Но Сталин, за которым оставалось последнее решающее слово, не дал запретить проект и приказал изготовить опытные образцы.

Генерал армии А. А. Епишев говорил:

«Хорошо помню, сколько трудностей пришлось испытать, преодолеть, прежде чем появились первые образцы новой боевой машины. И это понятно. Подобного аналога в мировой практике танкостроения не было. Не таким уж богатым был и собственный опыт... Поэтому конструкторам, инженерам, техникам во многом пришлось идти непроторенными тропами, проявляя творческую, техническую и определенную политическую смелость в поиске наиболее оптимальных решений».

В ходе работы над опытными образцами Кошкин решился еще на один эксперимент - сварная башня была заменена цельнолитой, что должно было значительно упростить серийное производство. В 1939 году Т-32 представили Государственной комиссии для ходовых испытаний. Весивший 26, 5 тонн танк показал прекрасную проходимость. Скорость его достигала 55 км/ч. Это произвело впечатление даже на заведомых противников.

Комиссия отметила, что новый танк «отличается надежностью в работе, простотой конструкции и легкостью в управлении». Но многим по-прежнему не нравился чисто гусеничный движитель. Но вскоре начавшаяся финская война заставила комитет обороны в середине декабря 1939 года принять новый танк на вооружение, при этом, как и задумывал изначально Михаил Ильич, предлагалось усилить толщину брони до 45 мм и установить на машине новую 76-мм пушку. В этом варианте танк получил новое наименование Т-34, под которым и вошел в историю.

Рождение «тридцатьчетверки»

Близкий друг Кошкина В. Васильев, который работал под его руководством в группе проектирования, где рождался Т-34, говорил: «Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели – создать принципиально новый, небывалый в мире танк».¹

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

Вера Кошкина отзывалась о муже так:

«Кошкин был из тех, для которых дело прежде всего, которые везде хотят поспеть, берут на себя как можно больше. Во время перегона танков Т-34 на генеральные смотрины в Москву Михаил Кошкин решил ехать вместе с механиками и водителями, хотел воочию увидеть, как поведут себя машины на таком длительном марше. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе».

По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, "Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, логичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив".

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор проделал на своем танке. Он был полон творческих планов. Однако, осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре 1940 года.

Коллеги Кошкина говорили о нем: «Михаил Ильич Кошкин был беспредельно скромным человеком. Он жил для людей и погиб ради жизни на земле. Кошкин умело руководил большим коллективом умных и преданных делу людей, делу всей его жизни. И всегда говорил: «делаем вместе».

Кошкин не дожил до начала войны и поэтому не стал свидетелем колоссальной популярности своего танка. Единственной при жизни ему наградой был: «Орден Красной Звезды», боевой орден еще в мирное время за личный вклад в дело обороноспособности страны.

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка.

«Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И. С. Конев)

Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года.

За годы войны танк Т-34 стал любимцем танкистов.

Вся страна помогала производству «тридцатьчетверок», еще на пяти заводах наладили выпуск «чудо-машин», а на Сталинградском тракторном заводе продолжался выпуск Т-34 даже во вражеском окружении. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Технические характеристики Т-34-76

От множества бронированных машин в период Великой Отечественной войны средний танк отличало то, что, пройдя всю ее от самого первого дня и до Победы, он не устарел морально. Одним из его наиболее важных качеств были почти фантастические ремонтопригодность и восстанавливаемость после боевых повреждений. Эти высокие показатели в значительной степени были заложены в ходе глубокой проработки проекта Т-34 конструкторами и технологами под руководством главного конструктора машины Кошкина по максимальному упрощению систем, агрегатов, узлов и деталей, а также снижению трудоемкости их изготовления. Это позволяло инженерам и техникам из ремонтных батальонов, постоянно следуя за боевыми порядками войск, в полевых условиях проводить на Т-34 полный перечень ремонтно-восстановительных работ, включая и капитальный ремонт.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

Технические характеристики Т-34-76

Тип танка средний
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 30,9
Длина, м 6,62
Ширина, м 3
Высота, м 2,52
Количество пушек/калибр, мм 1/76
Количество пулеметов/калибр, мм 2/7,62 мм
Броня лобовая, мм 45
Броня бортовая, мм 45
Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.
Максимальная скорость 51 км/ч
Запас хода, км 300

Память потомков

Он так и не узнал о своей славе! Все почести М. И. Кошкин заслужил уже потом, когда в боях за Родину прославился его танк, серийного производства которого он добивался в тяжелой и упорной борьбе в то сложное, тяжелое для страны время. Его имя вошло в Большой энциклопедический словарь: «Кошкин Михаил Ильич (1898-1940), советский конструктор. Член КПСС с 1919. Под руководством Кошкина создан средний танк Т-34 – лучший танк периода 2-й мировой войны 1939-45. Государственная премия СССР (1942, посмертно)». В книге «100 великих россиян» есть статья, посвящённая моему прадеду. Его именем была названа улица в Харькове. Раньше она называлась Червонный шлях – Красный путь, короткая и красивая, зеленая аллея – как была прекрасной и короткой его жизнь.

Елизавета Михайловна охарактеризовала жизнь отца так:

«Яркая вспышка молнии – зигзаг, прорезавший все трудности на пути во славу Родины» 2.

Улица Кошкина ведет путь от главной проходной завода, на котором был создан танк Т-34, которому он без остатка отдал свою мечту, свои помыслы, талант, силу ума, силу воли, свою жизнь». Здесь ему поставлен памятник в виде ствола танка, а вокруг – след от Т-34.

Бывшая улица Широкая в городе Переславль-Залесский около стадиона «Славич» получила имя М. И. Кошкина. На насыпном холме у стен древнего Горицкого монастыря установлен танк Т-34. Отсюда ежегодно уже много лет спортсмены Ярославской области проводят традиционный авто-мотокросс, посвященный знаменитому земляку. Стоит на постаменте «тридцатьчетверка» и в городе Ярославле. А на перекрестке Москва – Переславль-Залесский – Архангельск она возвышается над целым мемориальным архитектурным комплексом.

Его имя носит и улица на его родине в п. Брынчаги. В доме, где родился Кошкин местная администрация планирует открыть его музей

В ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне открыт памятник-бюст М. И. Кошкина в Харькове.

Установлены мемориальные доски там, где жил и работал Михаил Ильич: в г. Кирове (Вятка), в Санкт-Петербурге (Ленинград), в Харькове.

Все было, когда его уже не было. А было очень много сказано хорошего о нем в газетах, журналах, потом на телевидении и в газетах.

И какими бы совершенными ни были современные танки, как бы ни мощна была их броня, и каким бы запасом хода они ни располагали, у всех участников войны не угасла любовь и признательность к легендарной «тридцатьчетверке». Эта признательность в благодарной памяти фронтовиков, ветеранов труда, конструкторов. Она в многочисленных постаментах у нас в стране и за рубежом, где в вечном карауле стоит танк Т-34. Как, например, в Волгограде на линии фронта сентября – ноября 1942 г.



115 лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Кошкин - главный конструктор «Т-34». Лучший средний танк Второй мировой знают все, а вот на родине его создателя, увы, разруха и запустение.

Сожгли родную хату

153-й километр Ярославского шоссе, на высоком пьедестале - «Т-34-85». Тут же дорожный указатель: «Брынчаги, родина Кошкина М.И., конструктора танка «Т-34». Налево, и - удивительное совпадение - именно 34 километра. У поворота ветхие домики, окруженные поленницами. А вот местная жительница - замечаю согбенную фигурку в ватнике и сером платке.

Баба Татьяна помнит, как тут появилась «тридцатьчетверка». «Было это при Ельцине. Танк везли в Брынчаги, но бросили здесь, на повороте. То ли машина у них сломалась, а может, лень стало дальше тащить. Повалялся он тут несколько лет, потом все-таки памятником его сделали. Но только после того, как ветераны начали писать в Москву», - поведала старушка. И уточнила, что на родину Михаила Кошкина можно не ехать - «ничего там нет».

В сторону деревни Брынчаги от асфальтированной дороги районного значения идет отличная грунтовка на капитальной насыпи, явно построенная по советской программе «Дороги Нечерноземья». Скромный бюст конструктора, установленный в 1998 году, расположен прямо на въезде в населенный пункт. Никакого дома-музея здесь, действительно, нет.

Место, где находилась изба Кошкиных, мне показали. Запорошенный снегом пустырь. Ничей - «пока никто не прихватизировал». На московские номера машины смотрели с опаской. А узнав, что я из газеты, тут же посоветовали: «Езжай-ка ты отсюда...»

Причина столь негативного отношения местных жителей к СМИ стала понятна на обратном пути. Подвозил человека от деревни Рахманово до Лыченцов, он все и объяснил. «Дом Кошкина еще в начале 80-х стоял, в нем музей хотели сделать. Как раз и дорогу туда провели. СССР развалили, а потом, в 90-е, и избу на дрова растащили. Но это у нас - запретная тема. Год назад в Брынчаги телевидение приезжало, снимало сюжет про Кошкина. Народ и разговорился. Что деревня умирает, начальству дела нет и на память конструктора им наплевать. Вот наши районные власти и разозлились», - вещал мужичок. Однако быстро замолчал и всю оставшуюся дорогу не произнес ни слова. Видимо, понял - ляпнул лишнее.

Сюжет о Брынчагах нашелся в интернете, год назад он действительно пошел в эфир. Очень острый репортаж, честный. Неудивительно, что кому-то настучали по шапке, дабы не трепались. Глава Переславского района Владимир Денисюк с корреспондентом «Культуры» тему памяти Михаила Кошкина обсуждать отказался, отправив к своему заместителю по социальной политике Вере Марковой. Вера Вячеславовна, к сожалению, оказалась неуловимой. В общем, о герое здесь принято вспоминать только в его родной деревне.

Наступала тонкая броня

Именно о герое. Конструктор Кошкин не воевал в Великую Отечественную, но подвиг совершил. А для того, чтобы это осознать, нужно иметь представление о ситуации в советской танковой промышленности 30-х.

Основу парка составляли легкие машины. Лицензионный английский Vickers Mk E после коренной модернизации стал называться «Т-26», американский прототип инженера Кристи довели до серийных «БТ». Полностью отечественный трехбашенный «Т-28» не вписывался в теории Тухачевского и его единомышленников. А они требовали уже не тысячи, а десятки тысяч легких быстроходных машин с противопулевым бронированием, совершенно игнорируя появление противотанковой артиллерии. И заводы их исправно клепали.

Впрочем, не особо и исправно. Читая документы той поры, поражаешься, какой «порядок» творился в цехах и КБ. Это был коктейль из некомпетентности, откровенного разгильдяйства, вредительства и... рвачества. Заводы за каждую единицу продукции получали деньги. А это - премии руководству, машины, квартиры и прочие блага жизни. Не стоит идеализировать сталинскую эпоху, воровали и тогда. «Планом «Спецмаштреста» было задано ХПЗ выпустить в течение I полугодия 1936 года 510 танков. За истекшее полугодие изготовлено и испытано только 425 танков. Автобронетанковым управлением РККА из указанного количества признано годными и принято всего 271 танк... Основной причиной срыва программы танкостроения является недоброкачественность целого ряда решающих узлов танка «БТ-7», - это краткая выдержка из документа, где обозначена ситуация на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ). Стоит ли удивляться, что к концу десятилетия кто-то переквалифицировался в лесоруба, а кого-то и к стенке поставили.

Не обошлось и без шпионажа. «В 1938 году арестовали директора ХПЗ Ивана Бондаренко. Он сразу признался, что еще в 18-м был завербован немцами и регулярно передавал им секретную информацию о состоянии дел в советском танкостроении. Это подтверждается и мемуарами немецкого генерала Гудериана. До 1938 года он знал, сколько машин в день выпускает СССР. После у него таких данных уже не было. И информации о работах по «Т-34» тоже, появление этого танка стало для немцев неожиданностью. Кстати, Бондаренко, которого приговорили к высшей мере наказания, не расстреляли, как об этом часто пишут, он умер в тюрьме в 1941 году», - объяснил заместитель директора по научной работе Музейно-мемориального комплекса «История танка «Т-34», автор многочисленных книг по бронетехнике, полковник запаса Игорь Желтов.

В ходе расследования чекисты выяснили, что войну СССР, в общем-то, встречать не с чем. К тому времени подполковник Шарль де Голль уже опубликовал революционную работу «Профессиональная армия», в которой впервые появилась идея применения крупных механизированных соединений. Его немецкий коллега Хайнц Гудериан воодушевился теорией француза и начал ее всячески развивать. Сперва Panzerwaffe тренировались с фанерными танками, потом - с настоящими. Строились машины с противоснарядным бронированием, рос калибр орудий в башнях. На таком фоне «26-е» и «бэтэшки» с их защитой в 10-15 мм имели мало шансов. А ресурс модернизации этих аппаратов был уже исчерпан.

Из того, что было

Война не за горами - это понимали все. Соответственно, на разработку нового танка с нуля не оставалось ни времени, ни сил, ни средств. Нужно было по-максимуму использовать уже производящиеся узлы и агрегаты. Гениальность Михаила Кошкина как раз в том, что в тяжелейших условиях он сумел скомпоновать «из того, что было» отличную машину. А это - не только талант инженера, но и способности неординарного организатора.

Подвеска по принципу Кристи, траки с гребневым зацеплением, катки с резиновыми бандажами от «БТ-7М», уже испытанный на нем же дизель «В-2». Бронирование с рациональными углами наклона пытались применить и ранее (опытный танк «БТ-«черепаха»), но нарастить толщину стальных листов было уже нельзя - танк бы не поехал. Кошкин решил проблему.

«Т-34» образца 1940 года вышли красивыми и... совершенно «сырыми». «По сути, сначала получилось некое завершение серии «БТ», со всеми вытекающими огрехами. Отсюда и проблемы с эргономикой, приборами наблюдения, трансмиссией, двигателем. В стране не хватало квалифицированных кадров, переосмысление мирового опыта танкостроения и создание новых отечественных образцов шло очень тяжело», - считает историк бронетанковой техники Максим Коломиец.

По итогам знаменитого пробега Харьков-Москва-Харьков в 1940-м список необходимых доработок превышал 400 позиций. Сварная башня типа «пирожок» была тесной и сложной в изготовлении, орудие требовало замены на более мощное, а дизели имели чудовищно малый моторесурс. Михаил Ильич это знал, далеко не все ему было подвластно (например, вооружение и двигателестроение - другая епархия), но делал, что мог.

Задел на будущее

«Т-34» - отличная заготовка для танка», - примерно так немецкие танкисты характеризовали советские машины первых серий в начале войны. И активно их использовали, предварительно модернизировав. Тем же занимались и на советских заводах. Каждая новая версия «тридцатьчетверки» становилась более совершенной. Михаил Кошкин оставил своей команде огромный задел на будущее. Именно он определил те направления, куда стоит двигаться.

Во-первых, технологичность. Если первые «Т-34» обходились в 430 тысяч рублей, то к 1942 году их цена упала до 166 тысяч, а к 45-му - до 130 тысяч. Учитывая то, что в конце войны выпускалась, по сути, уже совершенно другая машина, это поразительный результат.

Во-вторых, повышение эффективности работы экипажа. Улучшили многое - и кардинально. Башня типа «гайка» стала значительно просторнее, вскоре в ней появилась командирская «панорама» и мощная система вентиляции. КПП сделали пятиступенчатой.

Считается, что коренную модернизацию танка - проект «Т-34М», - Михаил Ильич начал незадолго до своей смерти. Но это не так. «Весной 40-го, когда стали работать над «эмкой», Кошкин был уже в больнице. По дороге из Москвы в Харьков танк упал в реку, конструктор попал в ледяную воду и тем основательно подорвал здоровье. Он и до того момента работал на износ, а простуда его окончательно подкосила», - говорит Игорь Желтов.

К июню 1941 года «Т-34М» был готов на 60 процентов. При тех же формах корпуса сильно выросло бронирование, появилась просторная башня и главное - принципиально другая подвеска - торсионная. Она не только обеспечивала комфортную езду, но и высвобождала массу пространства внутри. За счет этого увеличивался запас горючего и боекомплект.

Но на вооружение «Т-34М» не приняли - началась война. Спору нет, отличный аппарат, но ставить его на конвейер без остановки заводов на переоборудование было невозможно. С «эмки» взяли наиболее удачные узлы и начали устанавливать их на серийные танки. Судьба проекта «Т-43» оказалась аналогичной. Его даже приняли на вооружение, а несколько таких машин и повоевать успели. Но промышленность не тянула новый танк. От него позаимствовали башню с погоном увеличенного диаметра и мощной пушкой, все это приспособили на обычную «тридцатьчетверку». Так появился танк Победы - «Т-34-85».

Именно он стоит на Ярославском шоссе, указывая проезжающим то место, где должен быть музей. Великий советский конструктор заслужил, чтобы о нем помнили.

Сущность танка - это огневая мощь, защита и маневренность. В 30-е годы в мировом танкостроении еще не сложилась теория, какому из этих трех качеств должно быть отдано предпочтение.

Конструктор Кошкин

Заслуга Кошкина, как это выяснилось позже, состояла в том, что он нашел их идеальное сочетание. Что это было? Крепкий здравый смысл, как считает английский специалист Орджилл, или смелость инженерной мысли, вспышка таланта и энергии, вызванная грандиозной перетряской революции? Но не только это.

Огромная заслуга Кошкина в том что он смог убедить высшее руководство в лице Сталина в необходимости создания опытного образца.

Окрыленным вернулся Кошкин на завод. В воздухе уже пахло грозой. Два опытных образца «Т-34» не успели испытать, когда в марте 1940 года встал вопрос о показе их в Кремле. Выход нашелся не сразу, было решено отправить танки своим ходом, ну и конечно же главный конструктор занял место внутри танка.

Так ли это было необходимо? Известно, что он был уже нездоров и директор завода Ю. Максарев отговаривал его. Но разве Кошкина отговоришь? Ему хотелось посмотреть танки на переходе, самому показать их членам Военного совета, тем более что судьба машины еще не была решена.

Конечно, он мог ехать в сопровождавшем фургоне, но хотел лично все проверить и довести танк до ума. Проект был одобрен Верховной ставкой.

Оставалось полгода до его смерти и чуть больше года до начала войны. Когда завыли фашистские бомбы, заводы страны уже начали выпуск «Т-34».

Так это случайность, что он умер так рано?

Нет, он сам погубил себя своей одержимостью, сгорел от своей же энергии,- утверждает Малоштанов, - Пожертвовал жизнью, чтобы доказать преимущество «Т-34».

Конструктор Морозов

После похорон Кошкина, КБ возглавил Александр Александрович Морозов. Техник по образованию, которого, приметив среди других, сразу по приезде назначил своим заместителем Кошкин.

Как и Кошкина, мы его мало знаем, фильмов о нем не снимали, не успел он написать воспоминаний, хотя сохранилось несколько больших блокнотов с записями.

А между тем правительство высоко оценило творческую мысль Морозова, дважды присвоив ему звание Героя Социалистического Труда.

Если Кошкин - стратег, то не знавший высшей математики, талантливый самородок из Бежицы. Морозов был, как говорится, конструктором от Бога. Он ловил идеи на лету, в схеме видел конструкцию, в чертеже - действующий механизм.

Обладая исключительной конструкторской интуицией, Морозов, по воспоминаниям Матюхина, быстро ориентировался и возвращал эскизы, требуя простоты, технологичности и экономичности деталей.

Недаром в годы войны «Т-34» (он стоил в 1943 году 100 тысяч рублей) могла купить и подарить фронту даже колхозница.

Особенно ярко проявился талант Морозова в драматические месяцы 1941 года, когда чаша весов колебалась и в ту и в другую сторону. Немецкая бомба уже снесла одну из комнат его квартиры, фашисты были под Харьковом, когда он вылетел на самолете в Москву, а затем на Урал, куда был эвакуирован завод.

Огромные пролеты корпусов были предназначены для изготовления вагонов. Еще не успели распечатать чертежи, а уже по памяти, по записям начали выпускать танки.

Конструктор Кучеренко

Третьим из отмеченных в 1942 году Государственной премией за создание «Т-34» после Кошкина (посмертно) и Морозова назван Н. Кучеренко. Он был заместителем Морозова, связывал КБ с производством, организовал массовый выпуск новых машин.

Именно этот контактный, широкий, добродушный человек обеспечивал творческую обстановку, бесперебойную работу конструкторов, когда эшелоны прибыли на уральский завод. Позже он работал в центральных органах. Ему посвятила свою «Книгу об отце» его дочь, поэтесса Лариса Васильева.

Высокую оценку надежному и простому в управлении «солдатскому танку», как его называли на фронте, дали маршалы Г. Жуков, И. Конев и другие наши полководцы. Нельзя не сказать и об угрюмом признании его качеств немецкими генералами, в том числе и теоретиком танковых войн .

Впервые увидел он русские танки с незнакомым ему силуэтом в первые дни войны у переправы через Березину, где «тридцатьчетверки» подбили несколько фашистских танков и заставили броситься на землю самого теоретика.

А в октябре развернулись ожесточенные танковые бои у Мценска, где его бронированные полчища, рвавшиеся к Туле и Москве, были остановлены бригадой М. Катукова.

Противостояние конструкторских бюро СССР и Германии

Жестокие бои шли не только на фронтах. Далеко в тылу продолжался незримый поединок, столь драматично начавшийся в предвоенные годы между танковыми КБ СССР и Германии.

Известно, что с истерической настойчивостью требовал добиться преимущества в танковом вооружении. Лихорадочно модернизировались старые машины, фирмы «Даймлер» и «Ман» спешно проектировали «пантеры».

Любимец Гитлера профессор Ф. Порше создавал на заводах Круппа своего монстра с устрашающим именем - тигр». При этом знаменитые профессора не погнушались позаимствовать формы у «тридцатьчетверки».

Интересно отметить, что американские конструкторы шли в свою очередь от немецких, и таким образом русская техническая мысль оказала решающее влияние на мировое танкостроение, которое и сейчас основной боевой машиной считает средний танк.

Противостояние Т-34 и немецких танков

Однако вернемся к решающей ставке Гитлера - хорошо бронированным « », « » и « », вооруженным пушкой, поражавшей «Т-34» с более длинной дистанции. Какой же упругой была конструкторская мысль создателей нашего танка, если в ходе войны, не останавливая производства, удалось увеличить башню и установить вместо 76-миллиметровой длинноствольную - 85-миллиметровую пушку, что вернуло «Т-34» их превосходство.

Уже в первый период войны наши еще немногочисленные и разрозненные «тридцатьчетверки» не раз путали карты упоенных победами гитлеровцев, задерживая их продвижение во встречных танковых боях.

Особенно разительно проявилась их сила в боях под Москвой и Сталинградом, в грандиозном сражении на Курской дуге, когда 12 июля навстречу танковой лавине фашистов в районе Прохоровки, ринулись «тридцатьчетверки» армии Ротмистрова.

Полторы тысячи машин, окутанные клубами пыли и дыма, сбились в гигантский клубок, и «Т-34» в упор, с дистанции сто метров, пробивали броню «пантер» и «тигров».

Только в этот день фашисты потеряли четыреста танков и самоходок. «Тридцатьчетверки» вселяли уверенность в наших солдат в наступательных боях на Украине, в Прибалтике и Восточной Прусии.

Именно эти, самые массовые танки нашей армии участвовали в стремительных прорывах и рейдах, преодолевали водные преграды, штурмовали укрепленные районы и первыми врывались в освобождаемые города.

А на заключительном этапе войны наряду с созданными конструкторским бюро Ж. Котина танками прорыва - тяжелыми «ИС» и самоходками - сыграли решающую роль в Висло-Одерской и Берлинской операциях, в спасении Кракова и Праги.

Так наши конструкторы и танковые полководцы в пух и прах развеяли миф о танковой мощи вермахта, посрамили самолюбивую элиту бронетанковых сил фашистской Германии. Но танк «Т-34» - основная ударная сила сухопутных войск - не единственное оружие, сеявшее ужас и смерть среди захватчиков.

35-тысячный «Т-34», выпущенный уральским заводом, был поставлен весной 1945 года на пьедестал. И, представьте себе, много лет спустя, когда потребовалось в связи с инженерными работами переместить его, мемориальный «Т-34» заправили горючим. Взревел дизель, пыхнул выхлоп, и на глазах изумленных людей танк перешел на новое место.

Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор, разработчик боевой техники, создатель легендарного танка Т-34 . Будущий гениальный механик родился в многодетной крестьянской семье в деревне Брынчаги (Ярославская область) 3 декабря 1898 года. Детство Михаила оказалось недолгим – уже в 14 лет ему пришлось уехать в Москву на заработки. В феврале 1917 года он был призван в армию и стал рядовым в армии Керенского. Вскоре получил ранение и вернулся с Западного фронта в Москву.

Октябрьская революция серьезно повлияла на судьбу Михаила Ильича. Он пошел служить добровольцем в железнодорожные войска и был зачислен в экипаж бронепоезда. Возможно, именно тогда в нём проснулся интерес к военной технике, который через много лет воплотится в главное дело его жизни – танк Т-34.

Учеба и поездка в Вятку

В 1921 году Кошкина после очередного ранения отправляют на учебу в Коммунистический университет. По окончании университетского курса он отправился в Вятку, где стал помощником директора кондитерской фабрики. Это может показаться удивительным, но Кошкин был профессиональным кондитером: с 14 лет он работал на московских фабриках учеником, а затем и мастером.

Довольно быстро фабрика, на которую он был назначен, стала одним из лучших предприятий Вятки. В местном музейном фонде можно найти любопытный документ – протокол заседания заводского комитета, где указана просьба коллектива задержать Кошкина на должности, чтобы он успел подготовить себе хорошего преемника.

Сам же Михаил Ильич мечтал о серьезном техническом образовании. Страна нуждалась в квалифицированных инженерных кадрах. Днём он «поднимал на ноги» кондитерскую фабрику, а ночами сидел за книгами, готовясь к поступлению в технический университет.

Техническое призвание берет верх

В 30-летнем возрасте он осуществляет свою мечту и становится студентом Ленинградского технологического института. Учился студент Кошкин самозабвенно, отдавая науке все свое время. Производственная практика будущего инженера-механика по конструированию тракторов и автомобилей проходила на Горьковском автозаводе. Практикант сразу получил достаточно серьезную должность мастера дефектного отдела. Руководству ГАЗа так понравился молодой специалист, что в Наркомат тяжелой промышленности было направлено прошение вернуть Кошкина на предприятие после окончания университета.

Но судьба распорядилась иначе: преддипломную практику Михаил Ильич проходил на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, занимавшемся проектированием танков. Здесь часто бывал 1-й секретарь Ленинградского обкома С.М. Киров, и он обратил внимание на необыкновенную одаренность молодого конструктора.

После окончания практики Кошкина по ходатайству руководства ГАЗа должны были отправить на автомобильный завод. Но проектирование танков, с которым он близко познакомился на ленинградском заводе, так запало в душу инженеру, что он решился идти на прием к Кирову и просить его предоставить возможность заниматься делом, близким сердцу.

После беседы с первым секретарем Ленинградского обкома Кошкин уже мог не беспокоиться о своей судьбе. Ему предоставляется возможность вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Михаил Ильич принимает активное участие в разработке быстроходного Т-29 и среднего танка Т-111. Работу Кошкина отмечают на самом высоком уровне – он получает орден Красной Звезды на вклад в танкостроение.

Харьковский период

В 1936 году Кошкина отправляют руководить конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода. Этот период жизни станет для инженера и изобретателя самым ярким и драматичным.

Встречали нового начальника настороженно – неизвестный человек, к тому же сам нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе наделил его широкими полномочиями. Но Михаил Ильич быстро завоевал доверие коллектива своим простым, человечным отношением к коллегам и высочайшим профессионализмом и конструкторским талантом. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установили дизельный двигатель. Для мирового танкостроения это было настоящим прорывом.

В том же 1936 году в Испании начинается республиканская война. Советский союз помогает Испанской республике, отправляя своих специалистов и военную технику. В Москву начинают поступать отчеты с фотографиями сожженных и развороченных снарядами танков БТ и Т-26. Становится ясно, что немецкая противотанковая артиллерия, поставляемая генералу Франко, легко справляется с броней советских машин.

Трудная задача и противостояние с военными чинами

В 1937 году перед конструкторским бюро, возглавляемым Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Представители автобронетанкового управления РККА видели его более совершенным, чем БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного подхода. Но саботировать приказ он не мог, поэтому работа над проектом началась, поэтому Михаил Ильич на свой страх и риск создает параллельную конструкторскую группу, которая занялась разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).

Суть танка заключается в трех свойствах:

  1. Огневая мощь
  2. Защита
  3. Подвижность и маневренность.

В 30-е годы XX века среди конструкторов не было единства, какой из этих параметров считать основным. Кошкин решил эту проблему, положив в основу концепции нового танка все три свойства, причем все они рассматривались в качестве одинаково важных.

Кошкин поставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажей проходила в кратчайшие сроки.

Но это было потом, а в 1938 году проект гусеничного танка встретил неодобрение и серьезное сопротивление высокопоставленных чинов Советской армии. Как ни удивительно, даже генерал-полковник Павлов, командующий танковыми подразделениями в Испании, поддержал проект колесно-гусеничного танка А-20, хотя собственными глазами видел, что происходит с такими машинами в современном бою.

Большое мужество создателю танка Т-34 пришлось продемонстрировать и на главном военном совете РККА. Заместитель Наркома обороны Г. Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но Кошкин не только проигнорировал этот запрет , но и пронес на заседание совета макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Однако маршал Кулик резко оборвал выступление Кошкина, назвав гусеницы «калошами». Совет постановил — делать А-20. Но конструктора неожиданно поддержал сам Сталин. В результате Кошкину была предоставлена свобода действий, окончательное решение надлежало принять после сравнительных испытаний.

Триумф изобретателя

Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. По обеим моделям вынесли положительный вердикт, но на войсковых испытаниях А-32 оказался на голову выше колесно-гусеничной модели. Все преграды, в том числе водная, преодолены блестяще, что вызывает аплодисменты присутствующих. 19 декабря 1934 года танк получает имя Т-34 и принимается на вооружение.

Но на этом история не заканчивается. В марте 1940 года организуется еще один показ военной техники. На этот раз смотр производится в Москве. Но маршал Кулик запрещает везти Т-34 на показ, мотивируя свое решение тем, что танки не имеют официально установленного запаса хода. Кошкин принимает решение отправиться на Т-34 из Харькова в Москву своим ходом.

Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Вместе с механиками они испытали машину в суровых условиях. Показ в Москве стал решающим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34.

Героический труд великого конструктора

Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По возвращению в Харьков Кошкин был срочно госпитализирован с сильной простудой. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал трудиться на износ, дорабатывая Т-34. К сожалению, его болезнь обострилась, не помогла даже операция по удалению легкого, проведенная вызванным из Москвы хирургом. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но при этом всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

После окончания Второй мировой войны Уинстона Черчилля спросили, какое оружие было решающим в только что отшумевших военных действиях. Он ответил: «Английская линейная пушка, немецкий самолет “Мессершмитт” и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».

Не только Черчилль такой непонятливый. «Тридцатьчетверку» разбирали по винтикам и изучали под микроскопом специально обученные люди — лучшие конструкторы Германии, Англии, США... И благоговейно застывали в тупике: посмотреть можно — понять и повторить нельзя. И впрямь — ну как простому смертному скопировать загадочный механизм, рожденный иной цивилизацией? Да никак. Хоть расшибись — все равно какой-нибудь «Шерман» получается или, прости господи, «Тигр».

Потому что есть танк. А есть — русский танк.

Чтобы сделать Т-34, надо было родиться в нужное время в нужной стране.

Михаил Кошкин так и поступил.

Техника и жизнь

Увлечение техникой в начале ХХ века было повальным. Придумав и подчинив себе громадные железные конструкции с моторчиками, человек сам заворожился их мощью, а заодно — и неизвестными доселе возможностями своего разума.

В России после 1917 года восхищение техникой усугубилось революционным энтузиазмом: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Советские инженеры довоенного периода независимо от любви к Ленину и Сталину были одержимы идеями завоевания земли и неба. А неуёмное любопытство первопроходцев в свою очередь оказалось очень кстати вырастающей из пепла империи.

Молодая Советская Республика должна была ездить по дорогам, пахать на полях и воевать на фронтах. Ну и — согласно нормативам того сурового времени, неподвластного современному суду, в технику вкладывали не только деньги, не только труд и идею, но и человеческую жизнь. Конструкторов самолетов и танков боготворили, но ровно до той минуты, пока механизм не давал хоть какой-либо сбой.

Они должны были успеть повсюду. У страны тогда не было такой роскоши, как расстановка приоритетов: что, мол, важнее — трактора для невиданной реформы сельского хозяйства или танки для того, чтобы это сельское хозяйство кому-нибудь пригодилось. Приоритетом оказалось и то, и другое... И третье... И пятое... И десятое...

В общем, раздолье для порыва научно-технической фантазии.

Но наш герой сегодня — Кошкин. Поэтому наш приоритет — русский танк. Которого еще нет.

Американский вклад

В ходе Гражданской войны на вооружении Красной Армии появились трофейные английские и французские танки, захваченные у войск Врангеля, Деникина, Юденича. К 1920 году насчитывалось более ста таких трофеев.

Опытное танкостроение в Советской России было начато на пяти заводах — в Москве, Ленинграде, Горьком и Харькове. В 1930 году за рубежом были закуплены образцы современных танков: легкие «Виккерс-6т» (Англия) и быстроходные колесно-гусеничные «Кристи» (США).

За второй — отдельное спасибо братскому американскому народу, сговорчивому Конгрессу и лично Уолтеру Кристи за то, что без проволочек продали Советскому Союзу пару «тракторов». Сам-то танк был так себе — к реальным боевым действиям непригодный. Но от одной абсурдной фантазии американского коллеги у наших инженеров аж дыхание сперло. Есть подозрение, что Кристи и сам не понял, что он наделал.

А что он наделал? А он просто — то ли с перепугу, то ли из невинной шалости, то ли потому что гений, — засунул мотор танку в... Ну, в общем, как у «Запорожца». Дяденьки из военного ведомства США — точно ничего не поняли. А с советскими конструкторами случился экстаз. Коллективный.

Такая компоновка одним махом решала все проблемы, над которыми ломало голову тогдашнее прогрессивное мировое танкостроение: силуэт машины прижимается к земле, расход материалов (следовательно, и веса) на «обязательную программу» становится минимальным, движок убирается с линии неприятельского огня — «от греха подальше». А из сэкономленных ресурсов можно и броню навесить любой надобной толщины, и пушчонку помощнее на башню примостить.

В общем, чтобы не вдаваться в технические подробности...

Именно с этого момента в историю человечества стал неумолимо вкатываться русский танк — чтобы остаться в ней навсегда.

Испанская гастроль

А надо сказать, что танк — оружие наступательное.

Советские танки БТ (быстроходный танк), выросшие из моделек Кристи, — юркие, можно сказать, изящные, — были рассчитаны на цивилизованные европейские дороги. Впрочем, советские военные прогнозы дальше Европы и не простирались.

В 1936 году «бэтэшки» и Т-26 исходили пыльные дороги Пиренейского полуострова. Об этом Константин Симонов написал пьесу «Парень из нашего города», безумно популярную вкупе с одноименным кинофильмом 1942 года. Главный герой, танкист Сергей Луконин, вдохновенно говорит о том, что танки могут всё — плавать, прыгать.

Действительно, прыжки военных машин через реки и рвы производили впечатление, особенно на смотрах. Только в бою прыгающие танки зачастую оказывались на дне рек и рвов, а горели они, как свечки — из-за бензинового двигателя, становясь могилой для боевого состава.

В это время Харьковский паровозостроительный завод серийно выпускал колесно-гусеничные БТ. Танк имел возможность снимать-надевать гусеницы, как «калоши», на колесный ход. Понятно, что процесс «переобувания» танка был крайне неудобен. Но необходим с точки зрения тактики грядущих боевых действий — все на тех же гладких и комфортных европейских автострадах. Основным направлением разработки было увеличение скорости.

На испытаниях, где увлекались красивыми «прыжками» танков, происходил сбой за сбоем, и Сталин на одном из совещаний негромко проронил: «Не многовато ли поломок в коробках скоростей?..».

Главный конструктор харьковского завода Афанасий Фирсов был арестован по обвинению во вредительстве, директор завода И. П. Бондаренко — арестован и вскоре расстрелян. После Фирсова КБ Харьковского завода принял Михаил Ильич Кошкин. И больше посадить он никого не дал.

Дорога на Харьков

Михаил Кошкин родился в 1898 году в деревне Брынчаги Ярославской губернии, мальчишкой после смерти отца пошел работать… Воевал в гражданскую. Работая в Совпартшколе г. Вятки (Киров), он встретил Веру Катаеву, они поженились. Вера Николаевна поехала с ним в Ленинград, где Михаил Ильич учился в Индустриальном институте. У них была комната в общежитии, маленькая дочь Лиза, потом родилась Тамара.По вечерам Михаил зубрил английский, Вера смеялась. Брат Веры Николаевны работал на Ленфильме, и семья Кошкиных пересмотрела все киноновинки, зачастую на закрытых ночных просмотрах.

В 1934 году в Ленинграде Кошкин познакомился с Кировым и не мог не поддаться обаянию этого человека. Киров тоже заприметил молодого партийца, который не занимался пустой идеологической болтовней, а истово пропагандировал передовые технические идеи. Обратил внимание на Кошкина и Сталин, ещё когда читал курс лекций по ленинизму для будущих партийных руководителей в Коммунистическом университете им. Свердлова. Память у красного императора была отменная.

В том, что Кошкина направили в Харьков на место репрессированного Фирсова после убийства ленинградского лидера Сергея Кирова, была, наверное, какая-то интрига. Но Михаил Ильич не знал об этом. Вера Николаевна не хотела ехать в Харьков. В Ленинграде были родственники, культурная жизнь. Но жёны не выбирают — и она уехала с мужем.

Квартира Кошкиных была на улице Пушкинской, в заводском доме. Завод обеспечивал семью. В комнатах стояла мебель, сделанная в цехах, специальный отдел выдавал отрезы тканей. Рядом было ателье, где известный харьковский портной обшивал заводчан.

В пальто от этого портного Вера Николаевна и девочки уезжали в эвакуацию в Нижний Тагил. Первым эшелоном, заказанным заводом. Но Михаила Ильича тогда уже не было в живых.

Ещё в Ленинграде Кошкин защитил диплом по бронированным машинам и мечтал создать танк нового поколения, над которым уже начал работать в Ленинграде. За танк Т-46-5 (существовал только в экспериментальных образцах) его с группой конструкторов наградили орденом Красной Звезды.

Т-46 был гусеничным танком, но от колёсно-гусеничных машин никто отказываться не хотел. Производственные циклы были налажены, танки опробованы в боях и при всех недостатках считались вполне удовлетворительным вооружением. Тяжёлую промышленность, тем более военную, вообще трудно сдвинуть с «насиженного» места... Но именно этого и добивался Кошкин.

Он думал только об одном: создать новый танк. Быстроходный и манёвренный, с непробиваемой броней, с дизельным, безопасным для огня, двигателем, с дальнобойной пушкой и вездеходными гусеницами. Но политические интриги и производственная неповоротливость делали эту задачу практически нерешаемой, просто невозможной.

Завод, Кремль, завод

Михаил Ильич пропадал на заводе. У него был удивительный характер. В те годы в моде были суровые руководители — а он улыбался, никогда не повышал голос, записывал в блокнот замечание каждого и повторял: «Думаем все! Думаем вместе!».

Блестящий конструктор, самородок, даже не имевший высшего образования, Александр Морозов стал его опорой в технических вопросах. Подключился к работе и талантливый конструктор Николай Кучеренко, который раньше был заместителем арестованного Фирсова. В выходной ездили семьями гулять в парк Горького. Иногда всем КБ — на футбольные матчи (Кошкин был заядлый болельщик). Но в будни работали по 18 часов. Прийти на завод чужаком, но объединить и возглавить коллектив норовистых талантов: инженеров, конструкторов, водителей, рабочих; делать свою идею общей, заразить всех своим бешеным «трудоголизмом» — для этого нужно было обладать совершенно особыми душевными и интеллектуальными качествами.

После Испании группа Кошкина сначала работает над БТ-7— новым колёсно-гусеничным танком. Его оснащают дизельным двигателем. Но Михаил Ильич считает рутинные работы над «бэтэшками» бесперспективными. Красивые прыжки колёсных танков впечатляют руководство, и пробить гусеничный ход практически невозможно. Кошкина раздражает увлечение чисто внешней стороной вопроса. Хотя его танк, по задумке, мог бы такое…

Название танка он придумал давно. Кошкин не мог забыть 1934 год, встречу с Кировым. С этого началась его бронетанковая биография. Значит — «Т-34».

4 мая 1938 года в Москве состоялось заседание Комитета Обороны, на которое были приглашены и танкисты, вернувшиеся из Испании. Вел заседание Вячеслав Молотов, тогда — председатель Совета Народных комиссаров и Комитета Обороны СССР. Присутствовали Сталин и Ворошилов. Экспертами выступали танкисты, герои Испании Д. Павлов и А. Ветров. Между ними возникает спор, но каждый косится на реакцию Сталина: что ему нравится— гусеницы или колеса? Гусеничный бесколёсный танк презрительно называют «калошами без ботинок». И неизвестно, куда бы двинулось дальше советское танкостроение, если бы Сталин не любил неожиданные повороты. Он предлагает работать над двумя танками одновременно, чем фактически легализует инициативу Кошкина.

Через три месяца на заседании в присутствии Блюхера и Буденного снова критикуют гусеничный вариант, и снова Сталин говорит: «Не мешайте конструкторам работать. Мы посмотрим оба танка. И пусть победит сильнейший»

К марту 1940 две опытных машины Т-34 были готовы. Их устанавливают на платформы, и специальным поездом они должны ехать на смотрины в столицу.

Но их полевые испытания — количество пройденных километров — не соответствовали норме. Времени на наверчивание кругов по полигону не остается. Кошкин использует все свои связи в Москве, но получает ответ от лица, близкого к наркому обороны: «Миша, даже не проси. Пока не пройден нужный километраж, Т-34 не существует в природе…»

Танкопрбег-1940

И тут происходит то, что заставляет некоторых исследователей приписывать Михаилу Ильичу и авантюризм, и склонность к «партизанщине». Почему-то думают, что он бравировал, когда совершал поступок, стоивший ему, в результате, жизни. Нет, Кошкин оставался мягким человеком, руководителем несталинского типа. Он просто был, как сегодня бы сказали, креативщик. А креативщик никогда не оставит свое детище.

Михаил Кошкин, спокойно улыбаясь, говорит, что Т-34 получит необходимый пробег и вовремя. Танки пойдут своим ходом из Харькова в Москву. Вместе с ним, главным конструктором.

Его убеждают, что танки увязнут в снегу, что их «рассекретят» по пути, что возможны неожиданные поломки. И — главное, что ему, Кошкину, уже измученному затяжной простудой, ехать в танке нельзя!

Кошкин по-прежнему спокоен: идти будем просёлками и лесом — у Т-34 великолепная проходимость, в случае поломки — ремонт произведем на месте. В головном танке поеду сам.

Вера Николаевна знает, что уговаривать его бесполезно, хотя и много лет спустя подтверждает: он был уже болен, это было смертельно опасно… Во время танкопробега Михаил Кошкин был уже отцом троих дочерей — в 1939 родилась Татьяна. Она уже не успеет запомнить папу.

Танковый кортеж вышел из ворот завода тёмным мартовским утром, прошел по пустым улицам Харькова, выехал из города.

Т-34 не был комфортабельным танком. Немцы обивали изнутри свои «Тигры» мягким покрытием, а англичане и американцы удивлялись, как можно воевать в машине, если в ней нельзя приготовить кофе с бутербродами. В русском танке сильно трясло и било об стенки, там было холодно, водители и сам Михаил Ильич были в ватных штанах, валенках, полушубках. Кошкина знобит, его бьет кашель.

Наездив половину положенных по правилам испытаний километров, две «тридцатьчетверки» въезжают в Кремль. Как в кино, по команде Кошкина они «разбегаются»: один — к Спасским, другой к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, танки круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из кремлевской брусчатки.

Триумфально прозвучали слова Сталина: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!»

Дано «добро» на серийный выпуск, а вечером Кошкин вместе с высшим руководством приглашен в Большой театр. Он так кашляет, что соседи по партеру недовольно косятся на него. Михаил Ильич уходит в первом антракте, а в гостиницу ему приносят письмо от наркома с настоятельной рекомендацией ехать в Харьков поездом и немедленно заняться своим здоровьем.

На следующее утро Кошкин снова в башне танка выезжает из Москвы. Дойдя до Харькова, они как раз наберут полный километраж.

На обратном пути при переправе через Северский Донец один из танков опрокидывается в воду. После купания в ледяной воде Кошкин приезжает в Харьков совершенно больным, однако еще несколько дней не выходит из КБ и цехов: нужно поставить производство.

Эта история стала основой книги Я.Резника «Сотворение брони» (1988). Режиссер В.Семаков снял фильм «Главный конструктор» (1980) с Борисом Невзоровым в роли Михаила Кошкина. Повесть В.Вишнякова «Конструкторы» (часть 1, «Свой подвиг совершив») тоже посвящена этому подвигу (1989). И все эти произведения — с трагическим концом.

Главное дело жизни. И последнее

Т-34 пошли в серию, Морозов сменяет Кошкина на посту главного конструктора. А самого Михаила Ильича оперирует светило харьковской медицины. В сентябре 1940 он долечивается в санатории. Ходит гулять с маленькой Танюшей. Его раздражают отдыхающие, бесцельно забивающие часами «козла». Жене говорит: «Вера, выйду на работу, буду делать новую машину. Такую сконструирую, что всем чертям будет тошно!».

После недолгого улучшения Михаил Ильич тихо скончался в своей палате. Урна с его прахом погибла под бомбами вместе со всем колумбарием. Могилы Кошкина нет. Впервые лично о нем написали только через 40 лет.

А Красная Армия к началу Великой Отечественной войны получила практически идеальный танк. Простой, надежный, стремительный и манёвренный, с неплохой пушкой, ремонтопригодный, технологичный, с огромным ресурсом для модернизации, наконец, дешёвый.

Гитлер узнал о существовании Т-34 только на третий день после нападения на СССР. Он приказал повернуть победно шедшую на Москву танковую армию Гейнца Гудериана: «Харьков важнее, чем Москва». Однако 40 эшелонов с оборудованием и танкостроителями уже собрались в эвакуацию с Украины на Урал.

«Русские танки Т-34 показали нашим привыкшим к победам танкистам своё превосходство в вооружении, броне и манёвренности. Танк Т-34 произвел сенсацию», — писал немецкий генерал Э. Шнайдер. Сам Гудериан признавал, что поразить русскую «тридцатьчетвёрку» — огромное искусство.

А в эксплуатации Т-34 был просто подарком фронтовым механикам: подбитые машины проходили ремонт прямо на поле и опять возвращались в бой. Кстати, в фильмах о Великой Отечественной показывают ненастоящие Т-34. Они почти все были в боях. Редкие раритеты сегодня на музейном рынке стоят сотни тысяч долларов.

Нужное — подчеркнуть

Кошкин, Морозов, Кучеренко, Фирсов… Кто был главным в создании победоносного танка Т-34? Были ли эти великие конструкторы равны в таланте, был ли равным их вклад в «русское чудо»?

Если бы Михаил Кошкин не умер так рано, возможно, они проработали бы бок о бок с Кучеренко и Морозовым долгие годы. Наверное, они не делили бы славу и никто не задумывался бы над тем, кто на самом деле главный конструктор. Они разделили бы Сталинскую премию за Т-34, которую получили втроем в 1942 году. Но Кошкин получил эту премию уже посмертно.

Если бы Афанасий Фирсов не был арестован, он стал бы соавтором, а возможно, и родоначальником проекта Т-34. У Фирсова было дореволюционное техническое образование, его приглашали работать в Швейцарию, но он остался в России. Уже в 1935 году он разработал основы принципиально нового танка на гусеничном ходу с мощной броней.

Н. Кучеренко и М. Таршинов были заместителями Фирсова Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Александр Морозов стал руководителем КБ после смерти Кошкина. Великий танкостроитель, разработчик танков нового поколения, он всегда говорил, что основы Т-34 заложил и разработал Михаил Кошкин. Однако ни разу за послевоенные годы он не навестил семью Михаила Ильича, хотя жил с ними в одном дворе.

Николай Кучеренко после войны уехал работать в Москву. Его дочь, известная писательница и поэт Лариса Васильева (Кучеренко), создала в Подмосковье свой музей Т-34. Она говорит: «Было бы неправильным считать, что Кошкин — единственный создатель танка Т-34, но и было бы неправильным так не считать». Сам Николай Кучеренко считал, что Т-34 делала в те годы вся страна.

Василий Вишняков, писатель и журналист, был первым, кто написал: «Никто не сомневается, что при создании такой машины весь коллектив соратников, в том числе А. Морозов, Н. Кучеренко, М. Таршинов и работники других служб завода трудились героически. Удивляет, что именно создатель и вдохновитель этой конструкции, отдавший жизнь за ее производство, уже после ее разработки не награжден даже медалью»

«Если сейчас выйти на улицу и спросить: кто такой Кошкин? — вряд ли кто ответит. Но с другой стороны, недавно студенты факультета журналистики в России не смогли ответить, как зовут президента Путина…» — говорит директор музея харьковского завода им. Малышева (бывший ХПЗ) Анна Быстриченко. Память течет вместе с историей по спирали, но чаще перегорает. Спираль приходится чинить, память — восстанавливать.