Переход россии на инновационный путь развития. К вопросу формирования приоритетов при переходе отечественной экономики на инновационный путь развития Федеральное агентство по образованию

Для России, как и для любой страны мира, нет иного пути развития, как дальнейшая интеграция в мировую экономическую систему. Процессы глобализации объективны, они определены ходом развития нашей цивилизации. Но для российской экономики важнейшее значение имеет роль, которую она будет играть в международной системе экономических отношений: сырьевого придатка или высокотехнологичной страны с инновационно ориентированной экономикой.

Между тем, топтание на месте в проведении рыночных реформ порождает у населения психологическую усталость, недоверие к наиболее эффективной экономической системе – рынку на основе динамично развивающейся конкуренции за счет частного предпринимательства (доля малого бизнеса в ВВП должна достигать 70%), расширения ассортимента, количества и качества товаров и услуг при увеличении доходов основной части работающего населения.

Для того чтобы экономика государства перешла на инновационный путь развития, необходимо обозначить цель и выработать реальный механизм ее достижения:

1) разработать и осуществить схемы кардинального повышения доходов населения, чтобы сформировать нормальный для функционирования рыночных отношений покупательский спрос. Именно спрос, сформированный основной массой населения России, не только позволит решить острейшую жилищную проблему, но и послужит локомотивом перехода на инновационный путь развития;

2) активизировать государственное регулирование в строительной отрасли с помощью рыночных инструментов:льготного налогообложения предприятий;

развития конкуренции, в том числе и путем организации унитарных предприятий (особенно в секторах строительного комплекса с высокой степенью монополизации) с последующим их акционированием; уменьшением при необходимости импортных пошлин на материалы и изделия; своевременной разработки генпланов развития городов и выделения опережающими спрос темпами участков под застройку; организации строительно-сберегательных касс;создания альтернативных доходных инструментов для сохранения финансовых капиталов (выпуск государственных ценных бумаги др.); способствования переходу строительной отрасли на инновационный путь развития;

3) осуществить государственное финансирование создания социально-культурной и транспортно-сетевой инфраструктуры при строительстве домов в новых районах, в частности строительства школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений, прокладки дорог, водо-, газои энергоснабжения, что приобретает особую значимость в условиях экономического кризиса, так как позволяет значительно влиять на уровень безработицы в стране;

4) учесть, что базовыми факторами перехода на инновационный путь развития являются:


кардинальное усовершенствование системы грантов на проведение научных исследований (они должны быть более чем привлекательными своими суммами, а также доступными – вплоть до заявительной формы для получения их учеными);

способствование образованию инновационных компаний малого бизнеса; для чего необходимо освободить фирмы (или физических лиц), занимающиеся разработкой инновационных технологий, от налогообложения и необходимости сдачи налоговой отчетности на 5 лет (оставить только годовую декларацию физических лиц с соответствующей уплатой налога на доходы. Сам процесс учреждения новой фирмы, если в ее название входит имя самого ученого, не обязателен; в крайнем случае достаточно предусмотреть регистрацию в Торгово-промышленной палате РФ на соответствующем сайте;

прекращение поддержки государством неэффективных производств (поставка дешевых энергоносителей, протекционизм в конкуренции с западными товарами и т.п.);

предоставление реальной возможности предприятиям ускоренного начисления износа их основных фондов с соответствующим формированием амортизационных фондов;

уменьшение облагаемой базы налога на прибыль в размере затрат предприятия на инновации;

осуществление инноваций в различных секторах экономики мощным потоком, способным повлиять на конъюнктуру рынка;

5) ускорить процесс интеграции российской экономики в систему международных экономических отношений через комплекс мероприятий: вступление в ВТО, внедрение международных институциональных стандартов и др.

В работе автор рассматривает основные факторы, тормозящие освоение технологических инноваций и переход России к инновационному направлению развития экономики, перечислены причины низкой инновационной активности организаций промышленности России, предложены меры, стимулирующие и обеспечивающие переход к инновационной экономике.

Ключевые слова: инновационное развитие, технологические инновации, финансовые институты, инвестиции.

Финансовый и экономический кризис наглядно показал, что устойчивые темпы экономического роста в России в долгосрочном периоде могут быть обеспечены только за счет построения инновационной экономики, основанной на современных и постоянно обновляемых технологиях. Для обеспечения национальной безопасности и реализации новых конкурентных возможностей России на мировых рынках в послекризисный период, который будет характеризоваться структурной перестройкой мирового хозяйства, необходимо ускорение темпов использования новейших научно-технических решений, развитие высокотехнологичных наукоемких производств и повышение эффективности инновационных процессов. Основой инновационного развития экономики является активизация инновационной деятельности по созданию и широкому использованию новых производств, продуктов, услуг, технологических процессов, являющихся главными факторами качественного роста объемов производства, инвестиций, внешнеторгового оборота, занятости населения .

Ускоренное инновационное и высокотехнологическое развитие отечественной экономики является для России важнейшим приоритетом.

Для перехода к инновационному сценарию развития страны России предстоит в среднесрочной и долгосрочной перспективе одновременно решать задачи резкого сокращения существующего разрыва в уровне технологического развития экономики в целом, и создания условий для обеспечения опережающего прорывного развития в тех секторах, которые определяют ее будущую специализацию в мировом хозяйстве.

Долгосрочные конкурентные преимущества могут быть созданы только за счет значительных инвестиций в обновление основных фондов в базовых отраслях и создания новых секторов промышленности, производящих высокотехнологичную продукцию, основанную на технологических инновациях и достижениях современной науки.

Для перехода страны к инновационному экономическому развитию по социально ориентированному типу необходимо создание дополнительных стимулов к инновациям и преодоление сложившейся в российском государстве системы невосприимчивости к инновациям .

В настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукции оценивается в 0,3% (доля США -- 36%, Японии -- 30%, Германии -- 17%, Китая -- 6%).

За последние 12 лет в организациях промышленности не произошло снижения материальных и энергозатрат, а также уменьшения уровня загрязнения окружающей среды.

Движение к инновационной экономике в России такими медленными темпами не позволяет выйти на передовые технологические рубежи, ведет к росту зависимости от импорта технологий, к снижению востребованности собственного научно-технического потенциала, росту барьеров между наукой и производством, оттоку высококвалифицированных специалистов из России, бесконтрольной утечке российских результатов интеллектуальной деятельности за пределы страны.

Среди факторов, тормозящих освоение технологических инноваций, необходимо выделить, прежде всего, экономические факторы: высокие ставки по кредитам коммерческих банков и недоступность средств в целом для инновационных организаций, необходимость финансовой поддержки со стороны государства, недостаток собственных денежных средств, высокую стоимость нововведений, длительные сроки окупаемости нововведений.

На втором месте отмечаются производственные и другие факторы, к которым относятся: низкий инновационный потенциал организаций, невосприимчивость организаций к нововведениям, недостаток квалифицированного персонала. При этом следует отметить, что многие организации промышленности не обладают информацией об отечественных и иностранных технологиях, поскольку в условиях экономического кризиса произошло снижение уровня развития отраслевой науки .

Весомыми причинами низкой инновационной активности организаций промышленности России также являются:

отсутствие значимых стимулов для осуществления инновационной деятельности;

старение технологической и исследовательской базы, что объективно сдерживает процесс отработки новых технологий, повышает их стоимость и увеличивает сроки их выхода на рынок;

недостаточный объем долгосрочных заемных ресурсов, который предоставляет отечественный частный финансовый сектор (доля кредитов сроком свыше 3-х лет составляет всего лишь 15% в совокупном объеме средств, выданных предприятиям российскими банками), что способствует перераспределению ограниченных ресурсов в пользу экспортно-сырьевого сектора в ущерб инвестиционным возможностям других секторов (40% инвестиционных кредитов сконцентрированы в топливно-добывающих производствах);

сырьевая направленность экономики, несбалансированность структуры производства, износ производственных мощностей;

высокий удельный вес энергетических и транспортных затрат в себестоимости продукции.

Для перехода к инновационной экономике в России необходим высокий уровень привлечения инвестиций. Решение этой задачи только с использованием прямого бюджетного финансирования невозможно, в том числе в силу ограниченности государственных ресурсов. Вместе с тем привлечение внебюджетных инвестиций осложняется высокими рисками и долгосрочностью реализации крупных инновационных проектов, позволяющих существенно повлиять на переход к инновационной экономике .

По опыту многих стран, финансовые институты развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Внешэкономбанк», Государственная корпорация «Российские технологии» и «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания» и др.) должны повысить эффективность использования государственных ресурсов, выступить катализаторами привлечения частных инвестиций в приоритетные сектора и отрасли экономики, способствовать улучшению институциональной среды, ускорению создания и использования инноваций. Однако до настоящего времени созданные институты развития не начали функционировать в полной мере и не оказали существенного влияния на решение задачи перехода от добывающе-сырьевой экономики России к инновационной экономике. Реализовать через созданные финансовые институты развития новые проекты довольно трудно. Эти институты обладают труднопреодолимыми преградами (по тематике проектов и механизмам их отбора, по объемам финансирования, по длительности проведения экспертизы и др. показателям) .

Привлекаемые бюджетные инвестиции в инновационную сферу не приносят ожидаемой отдачи. Привлечение в эту сферу средств частных инвесторов тормозится, эффективные механизмы государственно-частного партнерства не отработаны. Привлечение к процессу освоения новых технологий частно-государственного капитала сдерживается, так как частные инвесторы не видят заинтересованности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в реализации инновационных проектов.

При выборе поступающих в финансовые институты развития инновационных проектов необходимо учитывать результаты анализа стратегических вызовов предстоящего десятилетия и следующие из этого анализа приоритетные жизненно важные интересы России, связанные с парированием этих вызовов:

необходимость неотложных мер по резкому повышению конкурентоспособности экономики и, в первую очередь, инновационной составляющей в приоритетных направлениях макротехнологий;

обеспечение связности, в том числе транспортной, и доступности перемещения населения страны как важнейшего фактора обеспечения стабильности и целостности страны;

обеспечение безопасности (в том числе экологической) жизнедеятельности населения, кардинального улучшения среды обитания, обеспечения здоровья нации и т.д.;

создание благоприятного инновационного климата в приоритетных макроэкономических нишах, в которых потенциально возможен возврат на мировой уровень развития (новые виды топлива, ядерные технологии, информационные технологии, суперкомпьютеры, медицинское оборудование, сверхсовременные средства диагностики, медикаменты для лечения вирусных, сердечнососудистых, онкологических и неврологических заболеваний, энергетическое машиностроение, атомная и водородная энергетика, перспективные транспортные системы, авиастроение, космос) .

Для обеспечения перехода к инновационному развитию экономики страны Правительством Российской Федерации выработан ряд рекомендаций по использованию в этих целях потенциала оборонно-промышленного комплекса. Однако реализация этих мер затягивается. В целях недопущения распыления ресурсов на проведение крупномасштабных научных исследований необходима концентрация ресурсов на направлениях, обеспечивающих реализацию особо важных для нашей страны приоритетов развития. При этом в основе научно-технической политики, направленной на обеспечение технологического лидерства, должен лежать ограниченный перечень стратегических приоритетов. Выбор приоритетов развития инновационной деятельности должен осуществляться с учетом Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Критических технологий РФ, определенных в Указах Президента РФ.

Учитывая, что в высокотехнологичном секторе отечественного машиностроения эксплуатируется до 80% морально устаревшего и физически изношенного технологического оборудования, коэффициент обновления парка оборудования составляет не более 1% (при необходимом уровне 12-15%), средний возраст более половины парка превышает 20 лет (то есть скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует стопроцентному физическому износу оборудования), импорт станкостроительной продукции в 2008 году составил 87% (что может привести к абсолютной импортной зависимости отечественного машиностроения), действенным инструментом инновационного развития экономики могла бы стать федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2010-2012 годы, направленная на обеспечение технологического развития отечественной промышленности .

Сложившаяся в стране система управления инновационным развитием отечественной экономики является излишне многозвенной и слишком инерционной. Отсутствуют четкая персональная ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за реализацию принятых решений. Необходимо уточнить персональную ответственность должностных лиц государства за реализацию в установленные сроки принимаемых решений по инновационному развитию экономики, а также федеральных органов исполнительной власти.

Для активизации инновационных процессов с учетом приоритетов социально-экономического развития России необходимы разработка и реализация дополнительных конкретных мер, в числе которых должны быть в первую очередь сформированы экономические, организационные, налоговые и правовые меры, позволяющие сделать инновационную сферу более привлекательной, чем добывающе-сырьевая. К числу таких мер могут быть отнесены следующие:

Создать специальные государственные фонды поддержки инновационной деятельности. Фонды поддержки инновационной деятельности должны финансироваться из средств федерального бюджета (примерно на 70%), а также из региональных бюджетов, средств государственных корпораций и бюджетов сырьевых компаний. Финансирование фондов должно осуществляться также посредством перечисления в них средств предприятий, которые будут исключаться из налогооблагаемой базы на величину, пропорциональную перечисленным средствам;

ввести программы предоставления льготных займов, в том числе обеспечить участникам инновационного процесса возможность получения кредитов коммерческих банков на льготных условиях под гарантию государства. Для этого необходимо создать государственный фонд, средства которого будут идти на оплату процентов по этим кредитам. Такая мера позволит, с одной стороны, развиваться организациям, участвующим в инновационном процессе, а с другой, развиваться самому сектору банковского кредитования инновационного процесса;

обеспечить привлечение страховых компаний к страхованию кредитов, выдаваемых участникам инновационного процесса, а также к страхованию инновационных проектов;

обеспечить развитие существующих и создание новых организаций, являющихся необходимыми элементами инновационной инфраструктуры.

Основными задачами таких организаций должны быть:

изучение потребности в технологических разработках, что позволит повысить эффективность действий разработчиков;

выбор оптимальных источников финансирования проектов;

организация работы с потенциальными инвесторами, включая оформление необходимых документов;

содействие патентованию в России и иностранных государствах отечественных изобретений в научно-технической сфере;

содействие защите прав на отечественную интеллектуальную собственность;

предоставить в законодательном порядке налоговые льготы организациям, занятым в сфере инновационной деятельности. К числу специальных налоговых льгот, которые необходимо использовать с целью стимулирования инновационной деятельности, можно отнести:

скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое высокотехнологичное оборудование;

скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях;

налогообложение прибыли по пониженным ставкам малых и средних предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции.

Рассмотрим возможные результаты предлагаемых мер на примере Орловской области, при современном уровне развития рыночных отношений в которой взаимодействие инновационной и научно-технической сфер при наличии благоприятных организационно-правовых и финансово-экономических факторов способно дать мощный импульс роста промышленного производства и мобилизовать инвестиционный потенциал. Переход на инновационный путь развития экономики является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона на ближайшую перспективу.

инновационный экономика россия

Таблица 1 - Число инновационно-активных организаций по видам инновационной деятельности в Орловской области за 2000-2009гг.

Показатели

Число инновационно-активных организаций (всего по орловской области)

по видам инновационной деятельности:

исследования и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи)

производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи)

приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями

приобретение новых технологий:

из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей

приобретение программных средств

другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи)

обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями

маркетинговые исследования

прочие технологические инновации

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод о том, что за последние 10 лет в целом по Орловской области число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в той или и иной мере увеличилось на 18%. Наиболее активно орловские предприятия используют новое инновационное оборудование, машины и программное обеспечение, а также проводят исследования и разработку новых товаров и услуг. Предлагаемые меры по стимулированию инновационной деятельности значительно облегчат предприятиям области переход к инновационному пути развития.

В Орловской области созданы хорошие предпосылки для развития инновационной деятельности. Это обусловлено наличием значительного научно-технического и кадрового потенциала, а также -- развитой нормативной правовой базы, включающей областные законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области», «О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области» и др.

Основным условием ускорения процессов по внедрению наукоемкой продукции и передовых технологий является наличие развитой инновационной инфраструктуры, в создании и развитии элементов которой наибольших успехов достигли Орловский государственный технический университет, Орловская торгово-промышленная палата, ФГУ «Орловский ЦСМ» и другие предприятия и организации области.

Важнейшим результатом предлагаемых мер в целом по стране станет вклад в прирост валового внутреннего продукта за счет увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики, основанной на инновациях. К тому же, как показывает мировой опыт, появление на рынке инновационной продукции стимулирует рост спроса.

Таким образом, формирование приоритетов как в области целей, так и инструментов обеспечения перехода отечественной экономики на инновационный путь развития лимитируется не столько ограниченностью ресурсной базы, сколько сложившейся производственной структурой, в том числе системой отношений как между хозяйствующими субъектами и предпринимательским сектором и государством.

Литература

  • 1. Внешнеэкономическая деятельность / под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. - М., 2008 - 247с.
  • 2. География инновационной сферы мирового хозяйства./ Под ред. Н.С. Мироненко. - М.: «Пресс-Соло», 2008 - 178с.
  • 3. Карлинская Е.В., Катанский В.Б., Управление инновациями в России: знание и выгоды применения- М.: ООО «ИннИТ», 2010 г., - 34 с.
  • 4. Международные экономические отношения / под общ. ред. проф. В. Е. Рыбалкина. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - 354с.
  • 5. Источник www.rusventure.ru

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в четырех направлениях.
Первое направление - обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора. Это должно происходить по следующим позициям: обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов; формирование современной транспортной инфраструктуры, использование транзитного потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры; производство и экспорт экологически чистых продуктов, им- портозамещение на внутренних рынках продукции животноводства.
Второе направление - формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках: нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, ракетно-космические технологии, программное обеспечение.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний» путем: улучшения условий предпринимательской деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата; создания механизмов обеспечения инновационной активности компаний; формирования и развития национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов; развития производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие.
Четвертое направление - формирование конкурентоспособного человеческого капитала прежде всего посредством обеспечения: доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры; высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышения доступности жилья; улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.
При переходе на инновационный тип развития в России необходимо внимательное изучение опыта других стран, чтобы более эффективно распределить имеющиеся ресурсы. В развитых странах высокотехнологический комплекс определяет экономический рост и «тянет» за собой всю остальную экономику, заставляя ее адаптироваться к высоким технологиям.
Переход на траекторию устойчивого развития таких стран, как США, Япония, стран Европейского Союза, ряда стран Юго-Восточной Азии был достигнут на основе расширения инновационных процессов в реальном секторе экономики. Государственная инновационная политика той или иной страны представляет собой композицию мер различной направленности и имеет существенную национальную специфику (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Основные направления государственной инновационной политики в мире1

1 См.: Зверев А.В. Формирование национальной инновационной системы: мировой опыт и российские перспективы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2009. С. 26.

Окончание табл. 6.2


Направление
инновационной
политики

Специфика

Страны

Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны

Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций

США, Финляндия

Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала

Израиль, Финляндия

Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу

Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль

Стимулирование инновационной инициативы научного сектора

Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания

Интеграция в международные инновационные сети

Комплексная интеграция

Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай

Технологическая специализация

Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия

Налаживание внутренних инновационных сетей

Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере

США, Норвегия, Ирландия

Стимулирование инициативы национальных регионов

Франция, Германия, Финляндия

Формирование национальной инновационной системы

Реструктуризация госсектора науки

Болгария, Польша, Литва

Инициирование интеграции науки и образования

Латвия, Эстония, Чехия

Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу

Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили

Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий

Чехия, Румыния, Чили, Турция

В мире инновационная активность стимулируется различными льготами и преференциями, которые являются совершенно необходимыми при освоении наукоемкой продукции. Они действуют гибко, избирательно в виде отсрочек, налоговых кредитов, ускоренной амортизации (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Налоговые льготы на НИОКР в развитыгх странах1

Исследование мирового опыта показывает, что:
а) ключевым фактором повышения конкурентоспособности страны, развития ее в направлении к эффективной национальной инновационной системе (НИС) является государственная инновационная политика, нацеленная на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов (в том числе и на уровне регионов) и являющаяся связующим звеном между академической наукой и производством;
б) принципиально важным при формировании инновационной политики является выбор главного вектора ее движения.
Мировая практика позволяет выделить две основные модели государственной инновационной политики: модель инновационной политики, ориентированная на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью модели является поощрение развития инновационных направлений, имеющих приоритетное значение для страны; модель инновационной политики, ориентированная на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики - освоение новых технологий, расширение технологических возможностей отраслей и сфер экономики. Чаще всего это касается совершенствования инновационной инфраструктуры, системы образования и профессиональной подготовки.
В зависимости от проводимой инновационной политики страны мира разделяются на три группы. Страны, ориентированные на лидерство в науке, в реализации крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии инновационного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в военной сфере (США, Великобритания, Франция); Страны, ориентированные на создание благоприятной инновационной среды, с возможностью оптимизации всей экономики (Германия, Швеция, Швейцария); Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Формирование НИС происходит индивидуально для каждой страны и определяется сложившимися в ней социально-экономическими отношениями, национальными ее особенностями. Так, в Финляндии был сделан упор на диверсификацию экономики; во Франции - на создание мелких технологических фирм; в США - на поддержку реструктуризации национальной экономики. Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность в других странах.
Анализ опыта развития инновационных процессов в развитых и развивающихся странах позволяет выявить ключевые закономерности в создании и развитии НИС в этих странах: рост интеграции науки, образования, производства и рынка, что ведет к увеличению объемов и интенсивности внутренних взаимосвязей и взаимодействия между элементами НИС; целью НИС объявляется обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов страны; своей высокой эффективностью НИС ряда стран обязаны различным факторам, среди которых наиболее значимым является сформировавшаяся инфраструктура НИС; инновационное развитие страны не обязательно основано на собственной научно-технической и инновационной базе, на первоначальных этапах становления НИС возможно приобретение, копирование и «ассимиляция» зарубежных разработок (пример Китая и Японии); значительное усиление инновационной ориентированности инвестиций; увеличение роли регионов и отдельных территориальных межрегиональных комплексов в развитии НИС.

В состав дисциплин изучаемых по многим направлениям и специальностям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования введены предметы "Экономика инноваций и инновационный анализ", "Экономика инновационной деятельности", и "Управление инновационными проектами".

Актуальность изучения этих предметов определяется тем, что ведущим фактором развития человечества является инновационная деятельность, благодаря которой осуществляется экономический рост и повышение качества жизни населения.

Тема 1. Инновационный путь развития экономики

1.1 Принципы разработки инновационной политики России в период стабилизации экономики

Начав социально-политические и индустриально- экономические преобразования, страна стала перед выбором наиболее перспективных направлений государственной политики, определяющих новые контуры общества. В научных исследованиях рассматриваются множество вариантов развития, среди которых выделяют два: продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства, чреватой распадом федеративного государства; активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии а также интеграции страны в мировое хозяйство.

Вместе с тем возможен и инновационный путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной и других сфер. При этом стержнем может стать государственный протекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социально-ориентированный технологический прорыв.

Для страны в целом инновационная стратегия – это наиболее значимые цели технологического развития, определяющие направление приоритетного финансирования, создание интеллектуальной и информационной структуры для проектирования, поощрение менеджмента, позволяющее максимально использовать человеческие ресурсы, обновление законодательной базы инновационной сферы, прежде всего в области налогообложения, а также реструктуризация научной сферы с выделением инновационного сектора, занятого поиском наиболее эффективных завершенных исследовательских проектов, которые могут реализоваться в действенные проекты.

Сложность разработки такой стратегии заключается в том, что инновационная сфера по своей сути многомерна (она включает элементы различных уровней и срезов многоукладной экономики) и является управляющей системой по отношению к технологии. Так как в инновационную деятельность вовлечены представители не только различных специальностей, но и различных органов государственного управления, то поиск успешных решений требует координации их усилий.

Можно выделить следующие принципы формирования стратегий развития инновационной сферы, которые были использованы в России:

Стратегия "наращивания" - используется собственный научно-технический и производственно-технологический потенциал с привлечением зарубежного опыта. При рациональном использовании результатов фундаментальной и прикладной науки для повышения производственного потенциала расширяется выпуск новой конкурентоспособной продукции, обрабатываются высокие технологии, которые используются в производстве и социальной сфере.

Стратегия "заимствования" - используя инновационный потенциал собственной страны, осваивается выпуск наукоемкой продукции, производящейся в развитых индустриальных странах. Далее наращивается производство продукции на основе развития научно-технического и промышленного потенциала, в результате чего появляется возможность самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу – от создания до реализации инновационной продукции.

Стратегия "переноса" - используются зарубежные научно-технические и производственно-технологические достижения в экономике страны, путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии для освоения производства продукции новых поколений, пользующихся спросом за рубежом. В последующем в стране развивается собственный научно-технический и промышленный потенциал, обеспечивается воссоздание всего цикла - от фундаментальных исследований и разработок до производства и реализации конкурентоспособной продукции на рынках страны и за рубежом.

Общим моментом для всех указанных стратегий является активизация инновационной деятельности и достижение новых экономических рубежей. Разница в стратегиях определяется исходными (финансовыми и материально-техническими) возможностями государства и соотношением достигаемых рубежей.

Рекомендовать для широкого использования стратегию "переноса" применительно к условиям России достаточно сложно из за ограниченных ресурсов, неудовлетворительного состояния отечественной материально-технической базы производства. В реальном секторе экономики может быть частично использована стратегия "заимствования", поскольку не утрачен научно-технический потенциал страны.

Рациональное сочетание государственного сектора с предпринимательским в отдельных случаях позволит эффективно использовать основные элементы стратегии "заимствования", активизировать инновационную деятельность, нарастить объемы производства наукоемкой конкурентоспособной продукции. Такие же условия и ограничения характерны для стратегии "наращивания". Ее можно успешно применять в отдельных отраслях промышленности реального сектора экономики и военно-промышленного комплекса.

Стратегия государственной инновационной политики России должна строится по разному применительно к группам отраслей реального сектора экономики и к группам промышленных производств, т.е. максимально использовать конкурентные преимущества. Приоритетом выбранной стратегии государственной инновационной политики должны пользоваться высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых государство может совместно участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть рисков.

Для выработки инновационной стратегии, учитывающей нынешнее состояние российской экономики, необходимо создать:

Инновационную систему, накапливающую и анализирующую опыт инноваций (мониторинг) в различных отраслях экономики;

Постоянно действующую межотраслевую рабочую группу по выработке и формированию ее концепции.

Межотраслевой интеллектуальный центр, анализирующий состояние инновационного процесса в России и в промышленно развитых странах мира с целью разработки тактики и стратегии разрешения инновационных ситуаций.

Постоянно действующий в инновационной сфере "мозговой" центр поможет ускорить поиск принципа структуризации науки, усилить инновационную активность на стыке "наука-производство" в новых экономических условиях, что не только внесет научные акценты в научную среду, но и создаст новые источники (в том числе и внебюджетные) для финансирования научных исследований.

Децентрализация инвестиционного процесса, отвечающая экономическим преобразованиям (приватизация государственного сектора, развитие частного капитала, возникновение венчурных фирм различных форм собственности) приведет к многообразию форм финансирования инновационных проектов в этой связи приобретает значение не только выработка четкой стратегии структурной перестройки, ее нацеленность на эффективное производство, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного регулирования притока частного и общественного капитала для финансирования инновационной деятельности.

1.2 Концепция государственной инновационной политики РФ

Исходные предпосылки при разработке концепции таковы: инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем (имея 10% от общей численности ученых в мире, Россия производит менее 1% наукоемкой продукции на мировом рынке); разработку и освоение инноваций осуществляют только около 10% промышленных предприятий (для сравнения в США около 30%); в расчете на один рубль затрат инновационно активные предприятия обеспечивают объемы выпуска продукции в 7 раз больше, чем при производстве по традиционным технологиям.

Анализ уровня инновационной активности показывает, что только пять отраслей имеют значения данного показателя, превышающие среднюю по промышленности величину: медицинская промышленность (17,8%), химическая и нефтяная (17,3%), черная металлургия (10,5%), машиностроение и металлообработка (7,9%), топливная промышленность (5,3%). В большинстве отраслей значения данного показателя невысокие. В микробиологической промышленности инновационная активность соответствует среднему по промышленности значению (5,0%). Самый низкий ее уровень в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов (по2%), а также в электронике, легкой, стекольной, и фарфоро-фаянсовой промышленности (по 2,1%).

Структура затрат на инновации носит специфичный характер. Наибольшую долю в затратах российских предприятий на инновации составляло приобретение машин и оборудования (48,1%), в то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 2,4% всех средств, затрачиваемых на инновации; на приобретение прав на патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели – 0,5%.

В общем объеме затрат предприятий на нововведения собственные средства составляют 74%. Доля иностранных инвестиций не превышает 10%, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации – 4,4%;внебюджетных фондов – 3,4%; прочих затрат (частных инвестиций заемных средств и т.д.) –8,2%.

Обобщающим показателем результатов инновационной деятельности служит доля инновационной продукции в общем ее объеме. Заметим, что в 2001 году этот показатель снизился и составил 2,3% (в 2000 г. – 3,5%).

Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время сохраняется низкой доля России в общем объеме торговли наукоемкой гражданской продукцией, которая оценивается в 0,3-0,5% (для сравнения доля Китая – 6%).

Драматична ситуация в тех областях, где по разным причинам российские разработки значительно отстают от мирового уровня. В первую очередь это относится к информационным и телекоммуникационным технологиям, отдельным направления машиностроения и биотехнологии. Открытие Российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

В этих условиях предприятия сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет технически более простой и дешевой. Снижаются объемы производства продукции пятого технологического уровня, ядром которой являются электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение.

Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом уровне. Это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные отрасли военно-промышленного комплекса. Россия находится среди мировых лидеров в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, химии, физики, медицины, в прикладных разработках лазерной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники, средств связи и телекоммуникаций, программных продуктов для ЭВМ.

В стране сохранен значительный научно-технологический потенциал, который в совокупности с высокотехнологичными производствами оборонных и гражданских отраслей промышленности позволяют формировать и реализовывать национальную технологическую стратегию в ходе структурной перестройки промышленности

В целях обеспечения государственного регулирования инновационных процессов в 1998г. были утверждены Концепция инновационной политики РФ на 2000 - 2005 годы и план действия ее реализации. План охватывал вопросы законодательного и нормативно правового обеспечения инновационной деятельности, меры по повышению ее активности и развитию ее инфраструктуры, разработку содействующих этому экономических и финансовых механизмов.

В соответствии с Концепцией и планом ее реализации был разработан проект федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", предусматривавший правовые нормы, направленные на стимулирование инновационной деятельности и развитие наукоемких производств. В частности, были определены формы государственной поддержки, включая финансирование инноваций, размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности, предоставление льгот ее субъектам.

Для осуществления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и реализации государственных научно –технической и инновационной политики образована правительственная Комиссия по научно-инновационной политике. В целях создания условий для повышения конкурентоспособности российской промышленности на основе наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики принято постановление правительства Российской федерации "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий".В 1999 году правительством РФ принято решение о создании учреждения высшего профессионального образования – Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

Правительственной комиссией по научно-инновационной политике одобрены основные направления внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования" в научно-технической сфере на 2000-2005 гг. и принято решение об учреждении Венчурного инновационного фонда. В тоже время остались не решенными вопросы укрепления инновационного потенциала на региональном уровне. Необходима разработка четкого механизма взаимодействия органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для согласования общенациональных и региональных интересов в области инновационного развития.

В тоже время остались нерешенными вопросы укрепления инновационного потенциала на региональном уровне. Необходима разработка четкого механизма взаимодействия органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации с целью согласования общенациональных и региональных интересов в области инновационного развития.

Необходима правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивая соблюдения государственных интересов в инновационном развитии, расширение возможностей государства по управлению находящимися в государственной собственности предприятиями.

1.3 Цели и методы формирования государственной инновационной политики на период до 2010 года

Основными целями государственной инновационной политики до 2010 года являются повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе промышленного производства на стадию устойчивого экономического роста.

Для достижения поставленных целей необходимо решение главных задач инновационной политики:

Выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях промышленности критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

Координация действия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к проблемам инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

Концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной сферы и обеспечение единства государственных научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса промышленного производства на научно-технические достижения, привлечение свободного капитала к финансированию проектов технологического перевооружения промышленности;

Сохранение и развитие производственно-технологического потенциала, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

Поддержка ведущих ученых, научных коллективов, педагогических школ, способных обеспечить высокий уровень образования для эффективного ведения инновационной деятельности;

Создание в России развитой системы международной сертификации, на международные и национальные стандарты России;

Использование в реальном секторе экономики инновационных технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции и автоматизацию управления сложными технологическими процессами.

Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы следующие преимущества экономики России:

Природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база;

Технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности;

Резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;

Научно-технический потенциал, большое количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры;

Система высшего образования мирового уровня.

1.4 Особенности разработки инновационных программ и проектов

Реализация различного рода федеральных целевых программ и инновационных проектов ориентированна на осуществление основных направлений структурной перестройки, реализацию инновационной политики России, и в частности:

Решение проблем, имеющих большую социальную значимость, включая необходимость повышения экономической и экологической безопасности;

Поддержку эффективных и конкурентоспособных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств(реструктуризация экономики);

Содействие развитию инфраструктуры российской экономики, необходимой для реализации структурных преобразований;

Обеспечение эффективного и экономного использования всех видов ресурсов, сохранение ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

Ускорение адаптации предприятий и научных организаций к рыночным условиям;

Реализация инновационных программ осуществляется, как правило, в два этапа. Первый этап – создание экономических и финансовых предпосылок для инвестирования всего комплекса научно-исследовательских, проектно-конструкторских и последующих работ по созданию программной продукции, включая реализацию системы последующих программных мероприятий. Привлеченные дополнительные ресурсы, кроме бюджетных ассигнований, сосредотачиваются на финансировании и поддержке не только научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, но и создании быстроокупаемых проектов("точек роста"), приоритетность которых определяется включением в состав системы программных мероприятий эффективных и надежных "сопутствующих" производств.

Второй этап – активная реализация системы программных мероприятий (создание и доводка программной продукции). Основной акцент государственной поддержки на этом этапе смещается на реализацию научно-технического потенциала. При этом учитывается, что при входе на внешний рынок неизбежна острая конкуренция, поэтому влияние возможных иностранных инвестиций в реализацию определенных мероприятий программы будет обставляться политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов.

Как правило, ежегодные инвестиции за счет средств государственного бюджета на реализацию, утвержденной правительством РФ федеральной целевой программы (ФЦП), выделяются не полностью. Очевидно, что запрашиваемые (расчетные) инвестиции должны подтверждаться убедительными технико-экономическими расчетами, что, в свою очередь должно быть подкреплено расчетами их окупаемости и возможным получением значительного социально-экономического эффекта от реализации целевой программы.

В этом разделе целевой программы обычно помещают результаты разработки так называемого головного бизнес-плана (его резюме), сопровождая их соответствующими комментариями. В число показателей эффективности, которые обязательно следует отметить при разработке и представлении головного бизнес-плана в федеральный бюджет входят:

Технико-экономическая и социально-экономическая эффективность программы в целом, подпрограмм и отдельных групп системы мероприятий (желательно);

Расчеты, подтверждающие предотвращение негативных экономических последствий от реализации программы;

Величина предотвращенного экономического ущерба в связи со своевременной реализацией данной ФЦП, в том числе благодаря снятию с производства не конкурентоспособной продукции;

Величина всех видов доходов(прибыли, валютной выручки и д.р.) при реализации федеральной целевой программы.

Федеральные целевые программы можно разделить на три группы.

Первая группа направлена на создание надежного стратегического задела прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, экспериментальных моделей, а также резервного массива новейших технологий.

Вторая группа связана с обеспечением внедрения научных разработок нового поколения, переход к инновационному типу воспроизводства, преодолением негативных тенденций в развитии инновационной деятельности, обновлением производственного потенциала и достижением, на этой основе более высоких темпов экономического роста, необходимых для решения актуальных экономических задач.

В третью группу входят ФЦП, использующие традиционные технологии, хорошо зарекомендовавшие себя с точки зрения надежности и обеспечивающие эффективность производства.

Федеральные целевые программы на 2010-й и последующие годы формируются для решения крупных научно-технических, производственных, экономических и социальных проблем, выявляемых в ходе разработки долгосрочного и среднесрочного государственных прогнозов социально-экономического развития РФ. Это позволяет теснейшим образом увязать федеральные целевые программы с решение ключевых задач развития страны.

Федеральные целевые инновационные программы, обеспечивающие переход экономики на более высокий технологический уклад производства, должны формироваться в составе ФЦП для их финансирования из бюджетных и внебюджетных источников. Базой для этих программ должны быть приоритеты государственной инновационной политики.

С учетом того, что в научно-технической и инновационной сферах существует достаточное количество разработок, готовых к освоению в производстве, программный метод вывода экономики на инновационный путь развития должен сочетаться с реализацией отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации. Наибольший эффект такие проекты могут дать в некапиталоемких отраслях экономики с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной эффективностью и быстрой сменяемостью продукции. Очагом инновационного оживления станут, прежде всего, производство потребительского сектора экономики: пищевая, легкая и медицинская промышленность, лесной комплекс, выпуск бытовой техники.

Бюджетные средства на завершение "задельных" научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для их реализации в производстве должны выделяться с учетом:

Конкурсной оценки бизнес-плана быстрореализуемых инновационных проектов;

Подтверждения конкретным предприятием (производителем продукции) достаточных объемов вкладываемых собственных средств;

Цен и объемов выпускаемой продукции (в увязке с обоснованными потребностями рынка, определенными в результате маркетинговых исследований);

При этом должен обеспечиваться контроль за налоговыми поступлениями от реализации инновационной продукции, осваиваемой по этим проектам.

Вопросы к экзамену по теме

    Принципы формирования стратегий развития инновационной сферы.

    Исходные предпосылки при разработке концепции государственной инновационной политики.

    Концепция государственной инновационной политики.

    Основные цели государственной инновационной политики.

    Преимущества экономики России используемые для решения задач инновационного развития.

    Главные задачи инновационной политики.

    Направленность ФЦП. Этапы реализации инновационных программ.

    Федеральные целевые программы.

«Единственной реальной альтернативой такому ходу событий (как мы это, собственно, ранее и определяли) является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Но хочу особо подчеркнуть и хочу, чтобы все это поняли: темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня.

Да, такой путь намного сложнее. Он более амбициозен и требует максимальных усилий со стороны государства, бизнеса, всего общества. Но в действительности выбора у нас никакого нет. Какой может быть выбор между шансом на достижение лидерских позиций в экономике и социальном развитии, в обеспечении безопасности страны - и утратой позиций в экономике, в сфере безопасности, а в конечном итоге и потерей суверенитета?

Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. И, уверен, мы сможем сделать это, не жертвуя настоящим ради так называемого светлого будущего, а напротив - день за днём улучшая благополучие людей.

Переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал.

Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. И то, что я сейчас говорю, сказано не в преддверии президентских выборов, это не лозунг предвыборной кампании - это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.

Развитие национальных систем образования становится ключевым поэтому элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. И в России есть всё: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование - от школы до университета - одним из лучших в мире.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими стандартами. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты.

Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

Сегодня - при том что мы занимаем третье место в мире по числу ученых и уже входим в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность, по ее результатам мы далеки от передовых позиций. Это прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку. Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать. […]

Перед нами стоят новые и более сложные, чем раньше, задачи экономической политики. Главная проблема сегодняшней российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.

Реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырёхкратный рост этого показателя за 12 лет.

Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений.

Это прежде всего формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

Это - закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

Это - масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого нам потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причём лучшие технологии - это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии, самые экономичные и экологически чистые.

Важнейшее направление - это развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний» - это авиакосмическая отрасль, судостроение, в сфере энергетики. А также развитие информационных, медицинских и других новейших технологий.

Нам безусловно необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.

Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры - до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете в России должен сложиться один из мировых финансовых центров. […]

Пошаговый план должен быть по всем направлениям сделан!

Россия не раз уже доказывала, что может сделать то, что другим кажется невозможным. В послевоенные годы мы совершили индустриальный рывок и первыми освоили космос. А за последние несколько лет восстановились, уверенно восстановились после хаоса 90-х, после экономической разрухи и ломки всего прежнего уклада жизни. […] Но, повторю, сегодня мы ставим гораздо более амбициозную задачу - достичь качественного изменения жизни, качественного изменения страны, её экономики и социальной сферы.

У России есть трудолюбивые и образованные люди - люди, имеющие стремление быть всегда первыми; в национальном характере наших людей - привычка побеждать, стремление быть свободными и независимыми.

У России есть колоссальные природные ресурсы и богатый научный потенциал. У России есть ясное понимание того, каким образом и за счёт каких ресурсов мы будем решать наши новые масштабные, грандиозные задачи.

И нет ни одной серьёзной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей, ни одной!

Абсолютно уверен в том, что мы добьёмся того, чтобы наша страна и дальше укрепляла свои позиции одного из мировых лидеров, а наши граждане жили достойно».

Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 08 февраля 2008 года Москва, Кремль, в Сб.: Россия 2020. Главные задачи развития страны, М., «Европа», с. 14-15, 18-19 и 29.