Транспортный комплекс в современной мировой экономике. Особенности мировой транспортной системы

>> Мировая транспортная система

Глава 7

География мирового транспорта

§ 1. Мировая транспортная система

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Транспорт составляет основу географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой приближается к 50 млн км (рис. 47). Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют 200 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам - свыше 800 млн автомобилей, по морским трассам - более 80 тыс. судов, а по воздушным трассам - более 20 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 1,5 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 100 млрд т грузов и более триллиона пассажиров. Да и на самом транспорте занято не менее 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Мексики).

Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому транспорту (почти 2/3). Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении существуют большие различия.

В мировой транспортной системе можно выделить две главные подсистемы - развитых и развивающихся стран.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии.

В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России - одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Транспорт с древнейших времен является одним из важных факторов экономического развития. Его часто называют кровеносной системой мирового хозяйства. Без транспортных перевозок невозможно было бы международное и внутригосударственное разделение труда. Собственные транспортные системы имеют все страны мира, а густота и качество транспортных путей служат показателями уровня развития хозяйства этих стран.

Транспортная система - это взаимодополняющее сочетание различных видов транспорта и транспортных коммуникаций на определенной территории. В настоящее время наибольшую роль в пассажирских и грузовых перевозках играют следующие виды транспорта: наземный (автомобильный и железнодорожный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный), подземный (трубопроводный) и др. О значении разных видов транспорта в определенной мере можно судить по протяженности его транспортных путей (табл. 5.34).

Абсолютным лидером по протяженности транспортных путей является автомобильный транспорт. Это обусловлено удобством его использования, маневренностью в передвижении «от двери к двери», доступностью и значительными скоростями. Морской транспорт по протяженности путей занимает второе место в силу огромной площади Мирового океана и резкой активизации в последние два-три десятилетия морских межконтинентальных перевозок. Роль остальных видов транспорта по сравнению с ними более скромна.

Таблица 5.34

Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.

Для характеристики работы различных видов транспорта наиболее широко используются четыре показателя: объем перевозимых грузов (измеряется в тоннах), грузооборот (тонно-километры), объем перевозимых пассажиров (количество пассажиров) и пасса- жирооборот (пассажиро-километры). Главными из них являются грузо- и пассажирооборот, поскольку они учитывают не только количество перевезенных грузов или пассажиров, но и дальность этих перевозок. Более 3/5 суммарного мирового грузооборота обеспечивает морской транспорт, 4/5 пассажирооборота - автомобильный (табл. 5.35).

Таблица 5.35

Доля различных видов транспорта в структуре мирового грузо- и пассажирооборота, 2014 г.

В силу технологических особенностей отдельных видов транспорта, характера преобладающих грузов и природных особенностей различных регионов мира в каждом из них ведущим, как правило, является какой-то один вид транспорта. Например, в подавляющем большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах (прежде всего, странах Латинской Америки) основным видом транспорта является автомобильный. Решающую роль здесь сыграла демократическая традиция, обусловившая автомобилизацию как проявление независимости и свободы. В России, Китае и Индии приоритетом исконно пользуется железная дорога, а в странах Юго-Западной Азии в силу из чрезвычайного богатства запасами нефти и природного газа - трубопроводный транспорт. В Японии, Индонезии, на Филиппинах и в Чили даже во внутренних перевозках ведущие позиции занимает морской транспорт, а в Нидерландах - речной.

Наиболее развита транспортная система в Северной Америке, на которую приходится около 30% общей протяженности транспортных коммуникаций и ведущая роль в грузообороте. Высоки плотность коммуникаций и объемы грузооборота на транспорте в Европе и Японии. Напротив, на обширных пространствах Африки все еще велика роль гужевого транспорта. На огромных территориях тундровой, таежной, пустынной зон и высокогорий современные системы наземного транспорта вообще отсутствуют.

Автомобильный транспорт начал использоваться позже водного и железнодорожного, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Автомобильный транспорт занимает 1-е место в мире по перевозкам пассажиров. Он наиболее удобен при грузоперевозках на расстояния до нескольких сотен километров. Автомобильный транспорт эффективно используется при подвозе грузов к магистральным видам транспорта, во внутригородских перевозках. Он играет важную роль в перевозке скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки грузов.

По общей протяженности автомобильных дорог мировое лидерство прочно удерживают США, Индия, Бразилия, Китай, Япония (табл. 5.36). По протяженности сети автомобильных дорог с твердым покрытием лидером остаются США, за ними следуют Япония, Франция, Германия и другие развитые страны. Так происходит потому, что в большинстве развивающихся стран все еще преобладают грунтовые дороги. По протяженности скоростных дорог высшего класса - «хайвей» или «автобан» - выделяются США и Германия. По плотности автодорог с твердым покрытием (км дорог на 1000 кв. км территории) выделяются Япония и страны Европы: Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Германия.

Таблица 5.36

Протяженность и плотность сети автомобильных дорог в странах мира,

2014 г.

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Северная Америка

Бразилия

Латинская Америка

Европа, Азия

Северная Америка

Австралия

Австралия

Германия

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Великобритания

Индонезия

Латинская Америка

Пакистан

Аргентина

Латинская Америка

Мир в целом

В начале XXI в. количество легковых автомобилей почти в 2,5 раза превышало количество грузовых. Крупнейшим автопарком обладают США (табл. 5.37). Быстро растет парк автомобилей в Китае: сейчас эта страна занимает второе место по количеству легковых автомобилей, а в конце XX в. она даже не входила в первую десятку. В пятерку лидеров по многочисленному автомобильному парку входят также Япония, Германия, Россия.

В обеспеченности автомобилями на 1000 человек традиционно лидируют экономически развитые страны, среди которых США, Австралия и небольшие по территории страны Европы (табл. 5.38). Уровень автомобилизации в России постоянно растет, но пока уступает ведущей по автомобилизации десятке стран, составляя 317 автомобилей на 1000 жителей.

Таблица 5.37

Крупнейшие автомобильные парки мира в 2014 г.

Таблица 5.38

Количество индивидуальных легковых автомобилей на 1000 человек населения в странах мира в 2014 г.

Железнодорожный транспорт играет большую роль в развитии мировой экономики, а его интенсивный рост прочно ассоциируется с началом промышленной революции. Этот вид транспорта специализируется на перевозке массовых грузов на большое расстояние (уголь, железная руда, цемент, лес, зерно и т.п.). Он активно участвует в перевозке пассажиров: пригородные электропоезда, поезда дальнего следования, метрополитен). Использование железнодорожного транспорта наиболее эффективно там, где сформировался масштабный грузо- и пассажиропоток.

В настоящее время наиболее протяженными железнодорожными сетями обладают, в первую очередь, крупные по территории страны - США, Россия, Китай и Индия (табл. 5.39). При этом около 30 стран мира вообще не имеют железных дорог. Максимальные значения плотности железных дорог наблюдаются в Бельгии и Швейцарии (свыше 200 км/1000 км 2), а также в Германии и некоторых других европейских странах. Для мировой сети железных дорог характерно несколько типов колеи. В европейских странах, США, Японии и ряде развивающихся стран распространена колея шириной 1435 мм, в России, Финляндии и Монголии - 1520 мм, в большинстве развивающихся стран - 1676, 1067, 1000 и 762 мм. Иногда несколько типов колеи встречаются в одной стране. Это сильно снижает эффективность эксплуатации железнодорожной сети не только на международном, но и на межрегиональном уровне.

Таблица 5.39

Протяженность сети железных дорог общего пользования в странах мира в 2014 г.

Протяженность сети, тыс. км

Плотность, км/1000 кв. км

Северная Америка

Европа, Азия

Германия

Северная Америка

Австралия

Австралия

Аргентина

Латинская Америка

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Мир в целом

Наиболее интенсивно эксплуатируемые железные дороги, как правило, делают двухпутными и переводят на электрическую тягу. Дело в том, что двухпутная магистраль способна пропустить в 5 раз больше поездов, чем однопутная. По протяженности электрифицированных железных дорог в мире в настоящее время лидируют Россия, Германия, Франция, Индия и Китай (табл. 5.40). Доля электрифицированных дорог, как правило, наиболее велика в странах с горным рельефом, поскольку электровоз способен лучше ехать вверх и вниз по склону. В России она составляет 47%, в США - 1%, а в Австралии и Канаде их вообще нет. Низкая доля электрифицированных железных дорог в США обусловлена традицией начала XX в., когда нефтяные компании в стремлении сбыть как можно больше нефтепродуктов жестко лоббировали развитие тепловозной тяги.

Таблица 5.40

Место стран мира по протяженности электрифицированных железных дорог и доля электрифицированных железных дорог в странах мира

в 2014 г.

Протяженность

Германия

Люксембург

Швейцария

Нидерланды

Болгария

Норвегия

По показателю грузооборота железнодорожного транспорта мировыми лидерами являются США, Китай и Россия. Для них характерна значительная диспропорция в развитии отдельных регионов. По показателю пассажирооборота выделяются Индия, Япония и Китай. Железнодорожные перевозки в этих странах традиционно очень дешевы и удобны, а поэтому популярны (табл. 5.41).

Значительный вклад в пассажирооборот железнодорожного транспорта вносит метрополитен. Первая линия метро появилась в 1863 г. в Лондоне (Великобритания). Лондонское метро и сегодня является самым разветвленным в мире. В 1868 г. началось сооружение метро в Нью-Йорке, в 1896 г. - в Будапеште, в 1900 г. - в Париже, в 1901 г. - в Бостоне, в 1902 г. - в Берлине и Мехико, в 1907 г. - в Филадельфии. В настоящее время наиболее протяженной системой метрополитена обладает Нью-Йорк (более 450 км и свыше 500 станций). Первые проекты строительства метрополитена в столице Российской империи Санкт-Петербурге появились на рубеже XIX-XX вв., однако первое метро в России было сооружено в Москве лишь в 1935 г. Сейчас метрополитены имеют семь российских городов.

Таблица 5.4 7

Работа железнодорожного транспорта в странах мира в 2014 г.

Грузооборот, млрд т/км

Пассажирооборот, млрд пасс./км

Северная Америка

Европа, Азия

Германия

Среди последних тенденций развития мирового железнодорожного транспорта: сокращение протяженности железных дорог в экономически развитых странах и рост - в развивающихся; создание скоростных магистралей для пассажирских и почтовых перевозок. Сравнительно разветвленная сеть такого рода трасс уже сооружена в Японии, Франции, Германии, США и Испании. В Японии - «Синкансен» («Новая линия»), во Франции - «ТЖВ», в Германии - «Интер Континентал» и «Интер Сити». Рекорд скорости поездов на них уже превысил 500 км/ч.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки нефти и газа от мест добычи к портам или непосредственно к потребителям. Развитие трубопроводного транспорта началось в 1863 г., когда в штате Пенсильвания (США) был сооружен первый в мире нефтепровод. В конце XIX - начале XX вв. нефтепроводы появились уже во всех странах, где начали добывать нефть. Быстрый рост общей протяженности мировой сети нефтепроводов произошел в 1950-е гг., когда основным видом топлива в мире стала нефть. Именно в это время страны, обладающие крупными запасами нефти, быстро увеличили ее добычу, другие же, такими запасами не обладающие, стали предъявлять на нее повышенный спрос. Эпоха интенсивного строительства газопроводов наступила несколько позже, только в 80-е гг. XX в. В настоящее время наиболее протяженными сетями нефте- и газопроводов обладают как крупнейшие страны-добытчики, так и крупнейшие страны - потребители углеводородного сырья (табл. 5.42).

Таблица 5.42

Протяженность магистральных нефте- и газопроводов в странах мира

в 2014 г.

Нефтепроводы, тыс. км

Газопроводы, тыс. км

Трубопроводы всего, тыс. км

Северная

Германия

Северная

Латинская

Аргентина

Латинская

Великобритания

Мир в целом

Морской транспорт по праву считается одним из древнейших. Он стал важнейшей частью мировой транспортной системы свыше 500 лет назад в эпоху Великих географических открытий. С тех пор наличие морского флота (военного и гражданского) считалось одним из главных символов могущества страны. Так, XV-XVII вв. вошли в историю как время господства португальского и испанского флотов, первая половина XVIII в. - голландского, вторая половина XVII в. и весь XIX в. - английского флота. В начале XX в. бурный прогресс пережили американский, германский и японский флоты. Закономерность здесь была такова - чем больше была роль страны в мировой экономике, тем более мощным морским флотом она обладала. В последующие десятилетия ситуация кардинально изменилась. Значительная часть судов, принадлежащих крупнейшим судоходным компаниям развитых стран, была перерегистрирована в странах, как правило, среднего и низкого уровней развития. Так возникли понятия «беглый тоннаж» и «страна дешевого флага». Регистрация судов в этих странах позволяет не только избежать высоких налогов, но и существенно сэкономить на эксплуатационных расходах, прежде всего, за счет найма более дешевой и не столь квалифицированной рабочей силы. Итак, в настоящее время официально наиболее крупными морскими флотами обладают такие страны, как Панама, Либерия, Маршалловы острова, Гонконг (табл. 5.43). Реально же суда, которые ходят под «удобными флагами» Панамы или Либерии, обслуживают в основном развитые страны, прежде всего США, Японию, Германию, Великобританию и др.

Таблица 5.43

Крупнейшие морские торговые флоты мира в 2014 г.

1 Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно. В дедвейт входит масса полезного груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр.), экипажа и др.

Грузоподъемность (дедвейт), млн т

В том числе собственного флота

Средний тоннаж судна, т

Сингапур

Багамские

Норвегия

Великобритания

Мир в целом

Роль морского транспорта в перевозке пассажиров к настоящему времени сильно снизилась. Если в начале XX в. пассажирские лайнеры, курсирующие между Старым и Новым Светом, перевозили ежегодно до 3 млн пассажиров, то к началу XXI в. эти перевозки сократились в сотни раз. Причиной является низкая скорость передвижения, не успевающая за высокими темпами жизни. С другой стороны, потребности туристской индустрии вызвали необходимость в развлекательных туристских лайнерах.

В грузовых перевозках, в отличие от пассажирских, морской транспорт сохраняет лидирующие позиции. Преимущества морского транспорта: большая грузоподъемность, позволяющая перевозить значительные партии груза, высокая пропускная способность, сравнительно низкая себестоимость. Среди недостатков: потребность в оборудованных портах, низкая скорость передвижения, зависимость от природных условий.

В 2015 г. мировой морской торговый флот насчитывал более 72 тыс. судов общей вместимостью (тоннажом) 1729,3 млн т. Мировой океан превратился в пространство, по которому проходят миллионы транспортных путей и постоянно курсируют суда разного назначения. Сухогрузы перевозят из стран-экспортеров в страны- импортеры продовольствие (зерно, чай, кофе и др.), сырье для промышленного производства (уголь, руда, фосфориты и др.). Танкеры перевозят почти половину всей транспортируемой в мире нефти. К сожалению, безаварийной работы танкерного флота добиться пока невозможно, и при крупных авариях происходят масштабные разливы нефти.

В настоящее время быстро растет объем контейнерных перевозок грузов, которые становятся основной формой в морской транспортировке товаров. Морские контейнеры для перевозки грузов выгодны по ряду причин: они хорошо сохраняют груз, товар один раз загружается в контейнер у отправителя и выгружается у получателя на складе, требуется меньше затрат на тару для товара и процесс загрузки и разгрузки ускоряется. Особенно активно используется контейнерная перевозка в торговле между США, государствами ЕС и Японией.

Для характеристики работы мирового морского транспорта большую роль играет территориальная структура его перевозок. Районом наиболее интенсивных морских перевозок, как правило, является регион, обладающий наиболее высоким уровнем экономического развития. Так, с I тыс. до н.э. центром мировых морских перевозок являлось Средиземное море, в Средние века (XII- XV вв.) - Балтийское, Северное и Средиземное моря. Именно в этот период на торговле со странами Северной и Восточной Европы расцвели города-порты Ганзейского Союза (Бремен, Гамбург, Любек, Гданьск, Рига и др.), а на торговле с арабами - Венеция, Генуя и Дубровник. В эпоху Великих географических открытий главный центр мировых морских перевозок переместился в Атлантический океан. На некоторое время в крупнейшие морские порты мира превратились Лиссабон, Севилья, а затем и Кадис. Несколько позднее их вытеснили Антверпен и Амстердам. Во второй половине XVIII в. пальму первенства захватил Лондон, а в начале XX в. - Нью-Йорк. В 1970-е гг. в связи с бурным экономическим развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) основной узел морских перевозок начал постепенно смещаться из Атлантического океана в Тихий. За сравнительно короткое время стремительно увеличили свои грузообороты морские порты Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая и Тайваня.

В настоящее время в водах Атлантического океана осуществляется около половины морских перевозок. На побережье этого океана расположены 2/3 всех морских портов. Главные направления морского судоходства: североатлантическое (крупнейшее в мире) - между Европой и Северной Америкой; южноатлантическое, связывающее Европу с Южной Америкой; западноатлантическое, соединяющее Европу с Африкой.

Второе место занимает Тихий океан, на который приходится 1/3 мировых перевозок. Здесь характерны самые высокие темпы роста грузооборота. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Австралии, США и Канады. Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США, Китаем и Японией. Именно здесь находятся порты, входящие в первую пятерку крупнейших портов мира: Шанхай, Сингапур, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Циндао (табл. 5.44).

Таблица 5.44

Крупнейшие порты мира в 2014 г.

Страна и город

Общий грузооборот, млн т

Порт Шанхая

КНР, Шанхай

Порт Сингапура

Сингапур, Сингапур

Порт Тяньцзиня

КНР, Тяньцзинь

Порт Гуанчжоу

КНР, Гуанчжоу

Порт Циндао

КНР, Циндао

Порт Роттердама

Нидерланды, Роттердам

Порт Нинбо

КНР, Циндао

Порт Порт-Хедленда

Австралия, Хедленд

Порт Даляня

КНР, Далянь

Порт Пусана

Республика Корея, Пусан

Порт Усть-Луга

Россия, Усть-Луга

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.

Наиболее напряженные океанические трассы проходят через проливы: Ла-Манш (более 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Зунд, Ормузский, Малаккский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский и др. Интенсивное судоходство осуществляется через морские каналы: Суэцкий (Египет), Панамский (Панама).

Внутренний водный {речной и озерный) транспорт продолжает использоваться во многих регионах мира. Это один из древнейших видов транспорта. Судоходство по многим рекам и озерам осуществлялось еще в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии и Древнем Китае. В настоящее время больше всего грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам перевозится в странах Северной Америки (США и Канада) и Европы (Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция и др.). Там же находятся и наиболее интенсивно используемые для судоходства реки: Миссисипи с притоками и Святого Лаврентия в Северной Америке; Рейн, Шельда, Маас, Эльба, Дунай, Одер, Висла, Сена, Луара, Гаронна и Рона в Европе. Среди других стран мира сравнительно высокоразвитым внутренним водным транспортом обладают, пожалуй, лишь Россия и Китай.

В некоторых регионах традиционно большую роль играют международные речные системы, такие, например, как Рейн и Дунай в Европе, Святого Лаврентия в Северной Америке, Парана в Латинской Америке. Самые крупные в мире судоходные каналы сооружены и эксплуатируются в США (Береговой и Эри-канал), Китае (Великий Китайский), Германии (Рейн-Майн-Дунай, Среднегерманский, Дортмунд-Эмс и др.), Франции (Центральный, Бургундский, Восточный, Марна-Рейн, Рона-Рейн, Южный и др.) и России (Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, имени Москвы и Волго-Донской).

Среди озер по объему перевозимых грузов мировое лидерство прочно удерживает система Великих Американских озер. Она же одновременно является и крупнейшей международной озерной системой.

Самым крупным речным портом мира является Дуйсбург (Германия), который называют «западными воротами Рура». К числу крупнейших речных портов могут быть отнесены также Кельн (Германия), Мемфис, Сент-Луис, Миннеаполис, Луисвилл и Цинциннати (США).

Авиационный транспорт начал развиваться сравнительно недавно, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Авиация в XX в. стала одним из главных символов научно- технического прогресса. Важнейшей ее функцией стала перевозка пассажиров. Авиационный транспорт незаменим в быстрой перевозке небольших и средних по величине грузов, скоропортящихся товаров, в экстренной доставке документов, продукции и т.п. Скорость современных авиалайнеров достигает 1000 км/ч.

Сеть регулярных международных авиалиний имеет общую длину свыше 10 млн км, большая часть их проходит над Атлантикой. В мире насчитывается несколько тысяч аэропортов, более тысячи из них - международные. Крупнейшие аэропорты мира по пассажироперевозкам находятся в Лондоне, Франкфурте-на- Майне, Париже (Европа); Нью-Йорке, Чикаго, Далласе, Атланте (США); Токио, Сингапуре, Сянгане (Гонконг), Дубае (Азия); Йоханнесбурге (Африка). Все они обслуживают десятки миллионов пассажиров в год. Среди авиакомпаний мира самые крупные - американские (Southwest Airlines, American Airlines, Delta Air Lines) и европейские (Lufthansa, Air France).

Внутренние национальные сети авиаперевозок наиболее развиты в странах с относительно большой площадью территории. На втором месте по авиаперевозкам (международным и внутренним) после США находится Китай. Важную роль играет авиационный транспорт в России. Наша страна на втором месте в мире по общей протяженности авиалиний.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какова роль транспорта в развитии мирового хозяйства?
  • 2. Назовите страны с густой транспортной сетью. Какую роль в их экономическом развитии играет транспорт?
  • 3. Какие преимущества имеет автомобильный транспорт по сравнению с железнодорожным?
  • 4. Каковы особенности развития железнодорожного транспорта в начале XXI в.?
  • 5. Укажите порты, лидирующие по грузообороту. Чем можно объяснить их лидерство?
  • 6. В каких странах мира получил развитие трубопроводный транспорт? Почему?
  • 7. Перечислите города - крупнейшие аэропорты мира. Покажите их на карте.
  • 8. Покажите на карте реки, которые служат международными водными транспортными артериями.

ВВЕДЕНИЕ


Тенденции развития транспортной системы в мировой экономике является на сегодня одной из наиболее важных и актуальных тем.

Как известно, мировая транспортная система принадлежит к числу тех ключевых секторов мировой экономики, которые оказывают огромное влияние на динамику экономических процессов, развитие международной кооперации и специализации, интернационализацию экономики. Мировая транспортная система в современном мире играет очень важную роль в осуществлении мирохозяйственных связей. Таким образом, транспорт является важнейшим компонентом мировой экономики, связывающим воедино все остальные её элементы.

Специализация стран, их системное и динамичное развитие не представляется возможным без развития транспортной системы. Во многом именно развитие данного фактора оказывает непосредственное влияние на размещение производительных сил.

При размещении практически любого производства непременно принимается во внимание потребность в перевозках, пропускная способность транспортных путей и много других факторов. Важную роль транспортная система играет и в решении самых насущных социально-экономических вопросов. Несомненным преимуществом той или иной территории является наличие развитой транспортной сети, поскольку она это является весьма значительным преимуществом для интеграционного эффекта и эффективного размещения производственных сил.

Целью данной работы является изучение роли и места транспортной системы в мировой экономике, а также выявление основных тенденций её развития.

Основные задачи данной работы:

рассмотреть основы развития транспортной инфраструктуры;

выявить сущность мировой транспортной системы, а также основные задачи;

рассмотреть экономическую роль и социальное значение транспорта;

рассмотреть перспективы развития мировой транспортной инфраструктуры.


1. Транспортный комплекс мировой экономики


Транспорт является отраслью, осуществляющей передвижение пассажиров и грузов. Для эффективного и динамичного развития мировой экономики, учитывая огромные пространства между континентами, промышленными центрами и размещенными на них ресурсами, необходима хорошо отлаженная работа транспортной системы.

Транспорт является третьей по своим масштабам ведущей отраслью материального производства. Транспортная система лежит в основе международного разделения труда, оказывает непосредственное влияние на размещение производительных сил, способствует развитию международной кооперации и специализации, а также развитию интеграционных процессов в мировом масштабе.

Всего существуют пять наиболее основных компонентов современной мировой транспортной системы:

сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный;

водный (речной и морской);

воздушный.

В своей совокупности вышеперечисленные компоненты образуют целостный комплекс единой транспортной системы мира.

Мировая транспортная система является, таким образом, совокупностью всех путей сообщения, транспортных средств и транспортных предприятий мировой экономики.

Что касается, железнодорожного транспорта, то даже в наши дни его роль остается весьма значительной, в особенности, если речь идет о перевозке массовых грузов. Так, более 50% от общей протяженности железных дорог приходится на 10 наиболее крупных и экономически развитых стран, таких как, в частности: США, Китай, Япония, Индия, Россия, Канада. Если учитывать густоту железных дорог, то тут безупречным лидером будет выступать Европейский Союз.

На исходе XX в., вначале в Японии, а затем и в Европе активно развивалась система скоростных железных дорог, которая позволяла перемещаться со скоростью 300 и более км/ч. Подобные железные дороги являются теперь довольно серьёзным конкурентами авиалиний.

Значительна в современном мире роль метрополитенов и пригородных железных дорог. Электрифицированные железные дороги являются гораздо более экологичными, нежели автомобильный транспорт.

Железнодорожному транспорту принадлежит второе место (после морского) по грузообороту и также второе место (после автомобильного) по пассажирообороту. По протяженности мировой сети железных дорог (которая составляет 657 382 км - 2013 г.) данный вид транспорта уступает автомобильному. Страна-лидер по протяжности сети железных дорог - США (224 792 км, по данным за 2013 г.). Протяжённость сети железных дорог России в 2013г. составила 87 157 км.

Основная функция железнодорожного транспорта заключается в перевозке массовых сельскохозяйственных и промышленных грузов (таких как, к примеру, зерно, сталь, алюминий, уголь и др.) на значительные расстояния. Специфической чертой данного вида транспорта является регулярность его движения, вне зависимости от погодных условий, а также времени года.

Весьма значительны различия в степени развития железнодорожного сообщения (густота сети, протяженность, уровень электрификации железных дорог и пр.) по странам мира и регионам. В целом же в мире в последние десятилетия наблюдается тенденция к сокращению протяженности сети железных дорог. Особенно ярко выражена данная тенденция среди развитых стран. Строительство новых железных дорог осуществляется, в основном, только в отдельных, главным образом, развивающихся странах.

Как и раньше, железные дороги - самый высокорентабельный вид транспорта для перевозок на дальние расстояния вагонных партий грузов навалом.

Автомобильный транспорт, который зародился на заре XX в., среди видов сухопутного транспорта вскоре стал ведущим. Протяженность сети автомобильных дорог из года в год растет и составила в 2013 г. 64 285 000 км, при этом, почти половина из них приходится на наиболее развитые и крупные страны мира, в частности США, Индию, Японию, Китай, Россию.

В наши дни автомобильный транспорт является наиболее распространённым из всех видов транспорта. Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах проиллюстрирована на рис. 1.


Рис. 1 - Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах (тыс. км.)


Неоспоримыми преимуществами автомобильного транспорта являются скорость, гибкость, маневренность. В наши дни грузовые автомобили доставляют практически все виды грузов.

С другой стороны, как показывают исследования, львиная доля (около 63%) экологического ущерба Земле непосредственно связана с автомобильным транспортом. Наносится экологический ущерб обществу и окружающей среде при утилизации и эксплуатации автомобилей, масел, покрышек, топлива, строительства дорог и иных важных объектов транспортной инфраструктуры. К примеры, окислы серы и азота, которые выбрасываются в атмосферу во время сгорания бензина, служат причиной кислотных дождей.

Воздушный транспорт является наиболее быстрым и в то же время наиболее дорогим видом транспорта. Основная сфера применения данного вида транспорта включает пассажирские перевозки на расстояниях превышающих тысячи км. При помощи воздушного транспорта также осуществляются и грузовые перевозки, однако доля их весьма низка. Большей частью посредством авиатранспорта осуществляются перевозки скоропортящихся продуктов, особо ценных грузов, а также почты.

Водный транспорт появился раньше всех остальных. Данный вид транспорта является самым дешёвым после трубопроводного. Объемы грузоперевозок посредством водного транспорта ныне охватывают около 60-67% всего мирового грузооборота. В основном по внутренним водным путям перевозятся массовые грузы, такие как, к примеру, строительные материалы, руду, уголь, -лес. В последние десятилетия роль водного транспорта в пассажирских перевозках в значительной мере шла на спад. Причиной этому является, главным образом, низкие скорости. В качестве исключений можно назвать, разве что скоростные суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Кроме того, все ещё значительна роль круизных лайнеров и паромов.

Трубопроводный транспорт - наиболее специфичный, поскольку с его помощью транспортируются специфические виды товаров: нефтепродукты и газ. Обслуживание данного вида транспорта не требует значительного персонала. Трубы прокладываются как на земле, так и под землёй, а также на эстакадах, а приводят в движение груз насосные станции.

Создание широкой сети трубопроводов дало возможность успешно перемещать нефтепродукты и природный газ на значительные расстояния. При этом, отсутствует необходимость промежуточных процессов перегрузки, что характерно для других видов транспорта. Таким образом, важной особенностью трубопроводного транспорта является непрерывность его функционирования.

Следующим неоспоримым достоинством трубопроводного транспорта можно назвать возможность прокладки его магистралей в условиях самого различного разного рельефа местности, в том числе, через значительные водные пространства, а также в условиях вечной мерзлоты. Кроме того, данный вид транспорта способен эффективно работать при любых погодно-климатических условиях, а потери при транспортировке являются минимальными. Трубопроводный транспорт превышает 11 % от всего объема мирового грузооборота.

Напоследок отметим, что сама по себе транспортная система, какая бы она развитая ни была, не является достаточным условием для развития экономической системы в целом. С другой стороны, неразвитость транспортной инфраструктуры следует рассматривать в качестве сдерживающего фактора развития для экономической системы.


2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия


Резкий рост международной мобильности населения в последние десятилетия стал возможен благодаря углублению и интенсификации внешнеторговых, научных, туристических, социальных, культурных и иных связей. Далеко не последнюю роль в данном процессе сыграло развитие транспорта и его инфраструктуры.

Для регулирования транспортной сферы, на мировом уровне заключено огромное число самых различных международных соглашений по отдельным видам транспорта. Данные соглашения получили название "транспортные конвенции".

Лидером пассажирских перевозок является легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования. Его доля в системе мирового транспорта возросла в последние годы с 56,8 до 61,0%. К уровню железнодорожного приблизился воздушный транспорт, который в недалекой перспективе может его даже превысить.

Лидирующее положение в международных пассажирских перевозках сохраняется за воздушным транспортом, который обладает явными преимуществами перед иными видами транспорта по критерию скорости перевозки.

Традиционно, в промышленно развитых странах финансирование транспортного комплекса выступает в качестве одного из наиболее приоритетных направлений государственной экономической политики.

Огромное влияние на инвестиционные процессы в транспортной сфере оказывает научно-технический прогресс. В современных условиях инвестиции, в большинстве своем, направляются на обеспечение интенсивного, а не экстенсивного развития транспортной сферы. В частности, они направляются на стимулирование роста техническое усовершенствование транспортных средств и путей сообщения, широкое распространение прогрессивных технологий, которые обеспечивают рост производительности труда работников транспортной сферы, а также повышение качества предоставляемых услуг.

Городской транспорт, как правило, субсидируется большей частью государством, а также местными и региональными органами власти. Однако, в различных странах, роль государства различна. Так, в некоторых странах субсидии государства покрывают практически все затраты на функционирование городского транспорта (Голландия, Бельгия), в других же они удельный вес государственной поддержки отрасли минимизирован (Великобритания, Канада, Дания).

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой, будет и в дальнейшем продолжаться научно-технический прогресс в транспортной отрасли. Сама структура сети путей сообщения должна претерпеть серьезные изменения. Протяженность нерентабельных участков и железнодорожных линий будет сокращаться. В то же время, во многих странах планируется создание целого ряда новых, главным образом высокоскоростных, линий. Также будут повсеместно протекать и в дальнейшем работы по электрификации сети железных дорог.

Что касается автомобильных дорог, то их протяженность с твердым покрытием будет непрестанно увеличиваться. Значительное внимание также будет уделяться дальнейшему совершенствованию уже существующей сети.

Помимо всего прочего, должно увеличиться общее количество аэропортов (большей частью грузовых), а также густота и протяженность сети внутренних авиалиний. Что касается трубопроводов, то их протяженность также возрастет, благодаря росту спроса стран Азиатско-Тихоокеанского региона на энергоносители.

Весьма значительные изменения должны произойти также в парке транспортных средств. Общая численность всех транспортных средств будет неуклонно возрастать. Помимо этого, будет увеличиваться удельный вес транспортных средств обладающих прогрессивными видами тяги. Будет повышаться доля специализированного подвижного состава, его удельная мощность и грузоподъемность.

Потребности мировой экономики в дальнейшем развитии высокотехнологичных схем перевозки грузов с гарантированным соблюдением строго ритмичных поставок, совершенствовании транспортных процессов продолжают оказывать значительное влияние на развитие транспортной сферы в большинстве стран мира. Таким образом, долговременные тенденции развития мирового транспорта, как и прежде, направлены на расширение мировой сети транспортных коммуникаций, повышение их загрузки, а также на дальнейшее совершенствование синхронности работы различных видов транспорта.

Конечно же, наиболее динамично, успешно и эффективно прогресс в транспортной сфере протекает в развитых странах. Так, к примеру, в Соединенных Штатах Америки в течении нескольких десятков лет грузооборот на внутренних перевозках возрос более чем вдвое превысив 5000 млрд. т-км. Достаточно впечатляющий рост наблюдается в сферах автомобильного и воздушного транспорта. Аналогичные тенденции имманентна и для развитых стран Европейского союза.


Согласованное и опережающее развитие транспортной системы России как фактор российской экономики


Наряду с энергетикой, связью, минерально-сырьевой базой и другими аффилированными отраслями российской экономики транспорт обеспечивает важные условия жизнедеятельности государства и общества. Он является инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических, военных и других целей. Чтобы выполнять эти функции, транспорт должен быть согласован с основной экономической парадигмой, опережая общее экономическое развитие.

На сегодня Россия располагает всеми современными видами транспорта, транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны.


Рис. 2 - Удельный вес различных видов транспорта в экономике России


Транспортный комплекс России выступает системообразующим фактором экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. По удельному весу в структуре ВВП транспортной отрасли принадлежит четвертое место.

Однако следует признать, что транспорт и транспортный машиностроительный комплекс в частности остро нуждается в существенном совершенствовании и преобразовании. Рост аварийности и травматизма, повышение транспортных издержек, недопустимо высокий износ технических средств, ухудшающееся состояние окружающей среды вследствие негативного воздействия выхлопных газов убеждают в том, что транспорт России находится в кризисном состоянии. Решение этих проблем является одной из приоритетных задач российского государства.

Транспорт является одной из базовых инфраструктурных отраслей национального хозяйства страны. Степень его развития и эффективность работы оказывают непосредственное влияние на взаимодействие всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, конкурентоспособность продукции отечественного производства. Уровень развития транспорта влияет на качество жизни населения, миграцию трудовых ресурсов.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры создает предпосылки для преодоления существующих барьеров экономического роста, выравнивания экономического развития отдельных регионов, оказывает стимулирующее воздействие на повышение предпринимательской активности и конкуренции на рынке, приток инвестиций и квалифицированных кадров.

В этой связи создание нормативной правовой базы транспортной деятельности, отвечающей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства.

Острой проблемой сегодня является проблема финансирования путей сообщения, в первую очередь железнодорожных и автомобильных.

В целом применительно к современным российским условиям ускоренные государственные вложения в транспортную инфраструктуру, особенно железнодорожную, являются настоятельной необходимостью для достижения долговременного экономического роста.

Рассматривая проблемы финансирования путей сообщения, нельзя оставить за рамками вопрос финансирования трубопроводных транспортных мегапроектов. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Одной из угроз развитию согласованной, опережающей и обеспечивающей общее социально-экономическое развитие страны транспортной системы России является физический и моральный износ основных фондов.

В результате нарушения воспроизводственных процессов в течение последних 10-15 лет наблюдается устойчивая тенденция физического старения инфраструктуры и парка транспортных средств. Все большая доля их эксплуатируется за пределами установленного срока службы. Это влечет снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.

Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта. Следствием этого является высокий уровень издержек, транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта на окружающую среду.

Проблема износа основных фондов тесно связана с транспортной безопасностью. Развитие транспорта является первоочередной и приоритетной задачей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На планете ежегодно неестественной смертью заканчивается жизнь миллионов людей, причем транспортный фактор в этих потерях занимает далеко не последнее место.

Транспортный комплекс России по- прежнему остается одним из самых значительных факторов, загрязняющих окружающую среду по сравнению с другими отраслями экономики. Его воздействие многообразно и проявляется прежде всего в загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, воздействии шума, вибраций на здоровье населения, в отчуждении значительных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры.

Здесь важной задачей государства в области автомобильного транспорта является обновление парка. Стимулом к этому является ужесточение международных экологических требований к выбросам транспортных средств. Повышение требований к техническому состоянию автомобильного парка (Евро-3, Евро-4) вынуждает собственников предприятий транспорта проводить модернизацию основных фондов, что непосредственно влияет на инноватизацию российской экономики.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодня транспортная политика в Российской Федерации остро нуждается в глубокой и всесторонней модернизации. В условиях коренного реформирования экономики России нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта как обеспечивающего сегмента российской экономики и его роль в экономических и социальных процессах.

транспорт социальный экономический российский


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современной мировой экономике транспортная система выступает в качестве важного инструмента и источника интеграционных процессов:

транспорт участвует в процессе развития структурировании рыночной экономики;

транспортная инфраструктура формирует экономическое пространство;

в значительной мере транспортная система способствует развитию мировой торговли;

способствует глобализации инновационного производства, а также ускорению и развитию НТП;

стимулирует участие фирм в мировом рынке благодаря расширению возможностей доступа к основным рынкам товаров и услуг;

стимулирует рост занятости населения, создавая все новые рабочие места (к примеру, в одной лишь авиационной индустрии обеспечивается создание более 30 млн. рабочих мест);

развитие транспорта повышает конкурентоспособность фирм и продуктов на рынках товаров и услуг в различных уголках планеты;

стимулирует внедрение инновационных технологий;

способствует расширению инвестиций в различные регионы и страны, а также диверсификации экономик стран и всего мирового хозяйства в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. - М.: ТЕИС, 2012. - 216 с.

.Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2012. - 512 с.

Мировая транспортная система — совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств во всем мире.

  • весь транспорт, который осуществляет пассажиро- и грузоперевозки;
  • протяженность всех путей сообщения — автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных маршрутов, воздушные коридоры, а также трубопроводы;
  • компании и люди, задействованные в перевозках, а также все технические средства, необходимые для обслуживания существующей системы и ее развития.

Мировая транспортная система — это огромная структура. Чтобы ощутить ее масштаб, достаточно назвать лишь несколько цифр. Так, протяженность всех путей сообщения (без учета морских перевозок) составляет почти 50 миллионов километров. Количество человек, работающих в этой сфере — около 100 миллионов, что больше, чем население Германии, Великобритании, Франции и Италии. Ежегодно перевозится 100 миллиардов тонн грузов и более триллиона (!) пассажиров.

Распределение ролей в мировой транспортной системе

Распределение путей сообщения крайне неравномерно. Если взять суммарную длину в 50 миллионов километров, то она будет состоять из следующих пунктов:

  • автомобильные дороги — 32 млн км;
  • воздушные пути — 10 млн км;
  • трубопроводы — 1,9 млн км;
  • железные дороги — 1,3 млн км;
  • внутренние водные пути — 0,6 млн км.

Как видно, лучше всего развиты автомобильные дороги, и это неудивительно, если учесть, что машины сейчас являются самым популярным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Следует отметить то, что 80 процентов пассажиропотока связано именно с автомобилями. Причем, востребованность в них растет с каждым годом, а потому и первую строчку рейтинга машины вряд ли уступят в обозримом будущем. Большинство автомобильных дорог построено в развитых странах мира. Среди лидеров здесь Россия, США, Китай, Индия и Бразилия.

Поезда, а вместе с ними и железные дороги еще несколько десятилетий назад считались, чуть ли, не вершиной прогресса и самым лучшим транспортом. Но сейчас их популярность стремительно падает, и они вытесняются на задворки мировой транспортной системы. Хотя и по-прежнему востребованы, все-таки 1,5 миллиона километров нельзя просто взять и выкинуть за ненадобностью. Проблема в том, что железные дороги очень неравномерно распределены по планете. Большая часть инфраструктуры сосредоточена в развитых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада и Германия. Но есть немало государств, где местные жители поезда в глаза не видели.

Интересно, что по востребованности, а следовательно и по протяженности железные дороги уже уступают даже трубопроводам. Этот элемент мировой транспортной системы активизировался с развитием нефтяной и газовой отраслей. Это транспортировка углеводородного сырья посредством трубопроводов сейчас составляет более 10 процентов всех грузоперевозок.

И еще один не самый очевидный факт. Если лидерами в перевозке пассажиров являются автомобили, то больше всего грузов путешествует по морям, океанам, реками и озерам. Морскому транспорту принадлежит почти 2/3 отрасли. Самый главный бассейн для грузоперевозок — Атлантический океан. Именно по нему чаще всего идут товары с одного континента на другой. Альтернативой кораблям могли бы стать самолеты, но они берут на борт гораздо меньше грузов, да и их рейсы обходятся дороже. Среди внутренних маршрутов для водного транспорта стоит выделить Амазонку, Миссисипи, Енисей и Обь, а также рукотворные каналы, такие как Беломорско-Балтийский или Суэцкий. Соответственно и лидерами в этом сегменте транспортной системы являются США, Китай, Россия, Нидерланды и Франция.

Единая Транспортная Система

Определение высоты сооружения.

Геодезические разбивочные работы.

Генеральный план.

Геодезическая разбивочная основа для строительства.

Состоит из двух частей:

а)разбивочная сеть строительной площадки готовится в период инженерных изысканий,

б) внешняя разбивочная сеть здания.

Разбивочная основа подразделяется на плановую и высотную. Все работы выполняются на основе генерального плана и стройгенплана. При проектировании разбивочной основы учитывают:

а) расположение объектов,

б) геологические процессы,

в) места проложения инженерных сетей.

Разбивочная строительная сеть может быть в виде красных линий застройки и строительной сетки.

Красной линией называют границу квартала с улицей, за которую на уровне земли не должны выступать в сторону улицы никакие части здания.

Пункты геодезической разбивочной сети закрепляются на местности специальными центрами.

Генплан представляет собой технический документ размещения на топографическом плане существующих и намеченных для строительства зданий и сооружений. Генплан создается на основе топографических планов масштаба1:500, 1:1 000, 1:2 000. На генплане кроме постоянных зданий и сооружений наносятся все вспомогательные и временные сооружения. На генплане должны быть нанесены ситуация, рельеф, красные линии застройки.

Цель этих работ заключается в перенесении проектов зданий с плана на местность (в натуру). Разбивка сооружений и зданий выполняется как в плане, так и по высоте. При разбивке различают два этапа:

а) вынос в натуру главных (основных) осей сооружения. Для определения общего расположения здания на местности,

б) детальная разбивка для возведения здания.

Главные оси выносят при строительстве зданий и сооружений сложной конфигурации. Главные оси представляют собой две взаимно перпендикулярные линии.

Основными осями называют линии, определяющие внешний контур здания. Главные и основные оси разбивают на местности, используя пункты плановой разбивочной сети.

h 1 = d tgν 1

h 2 = d tgν 2

d = l Cosν

H = h 1 +h 2 = d (tgν 1 + tgν 2)

ν 1 и ν 2 -- углы наклона

Измеряем расстояние l , а затем рассчитываем горизонтальное проложение d .

Качество мировой транспортной системы в целом и качество транспортных систем отдельных государств принято оценивать следующими интегральными показателями:

Транспортоемкость;

Транспортная подвижность населения;

Соотношение грузовых и пассажирских перевозок;

Соотношение видов транспорта при перевозке различных видов грузов и пассажиров.



В мировой транспортной системе определяющее значение имеют морской, ж/д, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта, которые обеспечивают международный грузооборот.

Речной транспорт в большинстве случаев имеет внутригосударственное значение. В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки массовых грузов на дальние расстояния. Морской транспорт обеспечивает перевозки более 80% объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозку грузов в международных морских сообщениях до 150 млрд.долларов ежегодно, что составляет около 10% стоимости мирового экспорта.

Ж/д, речной и автомобильный транспорт широко используются в основном во внутригосударственных перевозках и внутриконтинентальной внешней торговле. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Морской транспорт

Морской транспорт – важная составляющая часть мировой транспортной системы. Морские суда транспортируют главным образом наливные, навальные, насыпные, грузы на расстояния от 8 до 10 тысяч километров. Последнее десятилетие стремительно растут контейнерные перевозки. Общий тоннаж мирового торгового флота превышает 800 млн.тонн. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль здесь играют страны первой десятки, и основными из них являются: Либерия, Панама, Япония.

Наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Либерии, объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, Германии, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах и зарплате.

В мире насчитывается более 2,5 тысяч контейнеровозов общей грузоподъемностью 50 млн.тонн. И на эти суда приходится 10% мирового тоннажа.

В собственности 30-ти ведущих судоходных компаний мира более 960 судов.

Общее число морских портов на всех океанах и морях превышает 2700.

Бóльшая часть перевозок осуществляется по Атлантическому океану.

В настоящее время в мире сформировались три центра экономического развития: Западная Европа, Восточная Азия, Северная Америка.

На побережьях азиатского континента от Японии до Сингапура расположены важнейшие центры мирового промышленного производства, там же находятся более 100 морских портов, 40 из них перерабатывают 50% всех объемов мировой торговли.

Китай является лидером в данном регионе по объемам производства и торговли. Гонконг – самый крупный контейнерный порт мира. Крупнейшие европейские порты: Гамбург, Роттердам обрабатывают на много меньше грузов. Контейнерные потоки проходят между портами Европы, Азии и США на тех направлениях, где сконцентрирована мировая торговля.

1 – Азия и Дальний Восток – Тихоокеанское побережье США и Канады;

2 – Азия – западное и северное побережья Европы;

3 – Азия – Средиземноморье;

4 – Азия – Атлантическое побережье Северной Америки;

5 – Азия – Индия, Пакистан, Бангладеш;

6 – Восточная Азия – Северо-Восточная Азия;

7 – Восточная Азия – Юго-Восточная Азия;

8 – Дальний Восток – Средний Восток;

9 – Европа – Средиземноморье;

10 – Европа – Атлантическое побережье Северной Америки.

По этим 10 направлениям перевозится более 70% всех контейнерных грузов. Всего же в мире существует 175 морских направлений, более мелких, по которым движутся контейнеры.

Железнодорожный транспорт

Несмотря на снижение его доли в перевозках, он остается важнейшим видом сухопутного транспорта. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1300 тыс.км. Размещение железных дорог отличается большой неравномерностью. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половинный общей длины железных дорог приходится на США, РФ, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, Германию, Бразилию.

По густоте ж/д сети выделяются страны Европы. 22,2% всех мировых ж/д находятся на территории США, в РФ – 8,3%, в Китае – 5,6%.

По железным дорогам России перевозится около 20% мирового грузооборота и 15% пассажирооборота. По числу электрифицированных ж/д первенство принадлежит России. На территории РФ функционируют около 4000 ж/д станций.

Автомобильный транспорт

Его универсальность заключается в возможности перевозить грузы или пассажиров от двери до двери. Протяженность мировых автодорог постоянно растет и уже превышает 24 млн.км.

Примерно половина автодорог приходится на США, Индию, РФ, Китай. Самого высокого уровня автомобилизации достигли США, где на 1000 жителей приходится 600 автомобилей. Этим видом транспорта выполняются внутриконтинентальные перевозки больших объемов.

Воздушный транспорт

Это самый динамичный вид транспорта. Сеть регулярных авиалиний опоясывает весь земной шар. Ее опорными точками являются 5000 аэропортов, крупнейшие из которых пропускают десятки млн.пассажиров ежедневно. В межконтинентальном пассажирском сообщении воздушный транспорт вышел на 1 место в мире, почти полностью вытеснив морской. Самые главные воздушные державы мира: США, РФ, Япония, Великобритания, Франция, Канада и Германия.

В последние годы развиваются грузовые перевозки воздушным транспортом через специальные терминалы. Это снижает себестоимость перевозки грузов более чем в 2 раза по сравнению с перевозками грузов на пассажирских самолетах, что раньше использовалось часто.

Трубопроводный транспорт

В страны Западной Европы по трубопроводам из России поступают нефть и газ. Благодаря территориальному разрыву и быстрому росту добычи нефти и газа получил развитие трубопроводный транспорт.

Международные транспортные коридоры (МТК)

Для повышения эффективности внешней торговли и транзитных связей международные организации и заинтересованные Европейские и Азиатские страны приступили к формированию единой системы МТК.

В мировой транспортной системе насчитывается более 300 транспортных узлов.

Мировой транспортной системе присущи следующие тенденции развития:

Углубление специализации транспортного процесса по грузам и направления доставки, поскольку опережающими темпами растет спрос на узкоспециализированные транспортные средства, новые виды упаковок, специализированные терминалы;

Слияние транспортных и экспедиционно-распределительных центров, создание крупных международных транспортно-распределительных центров в узлах, обеспечивающих стыковку морского, воздушного и сухопутного видов транспорта, имеющих надежные каналы связи;

Повышение надежности перевозок, в том числе путем создания дублирующих транспортных коммуникаций мирового значения, МТК, в том числе по территории РФ, позволяющих обходить нестабильные «горячие точки» на Ближнем Востоке, в Центральной Америке и Центральной Азии;

Рост специализированных контейнерных перевозок.