Древние цивилизации Первые художники Земли. План работы Предмет МХК

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее... мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.



Дорифор - «Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. А «Афродита Книдская» - одна из самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции - стала образцом красоты женской . Чтобы полюбоваться Афродитой, древние греки приезжали из других городов и, увидев, как она прекрасна, заказывали безвестным скульпторам сделать точно такую же копию, чтобы поставить Афродиту на городской площади или же во внутреннем дворике своего богатого жилища.


Дискобол - утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск , создан был Мироном около V века до н. э. - это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон - скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон - это был жрец, который предупреждал жителей города Трои - троянцев - о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон - это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.


До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы - головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.




Древнегреческая живопись до нас практически не дошла , однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре - белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.




Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.


Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика - колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.

Альтамира - обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют Сикстинской капеллой первобытного искусства.
Навсегда вошло в историю имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры. Дон Марселино де Саутуола был адвакатом по профессии и исследователем и археологом по призванию.Вход в пещеру оказался засыпанным в древности, а найден был в 1868 году местным охотником Модесто Кубилласом Пересом. Вскоре о существовании пещеры уже знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. О красоте и тайнах пещеры поползли слухи. Такой любитель древностей, как Саутуола, конечно, не мог остаться равнодушным. Отыскав вход в пещеру, он зажёг свечу и, ощупывая стены, начал пробираться по узкому проходу в самую её глубину. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминавшего жилище древнего человека.
В пещеру Саутуола впервые попал в 1875 году. Здесь он нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя. Пещера притягивала и завораживала.
Возвратившись в ноябре 1879 года в Альтамиру, он начал раскопки в пещере и обнаружил новые орудия из камня, кости и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой на раскопки девятилетнюю дочь Марию. Ей было немного страшно,но потом девочка освоилась и забралась в самую глубь. Всё было так интересно и таинственно!С потолка свисали огромные сосульки -сталактиты, отбрасывая в неровном свете свечи таинственные и причудливые тени. Марии все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись. Поэтому неудивительно, что именно девочка неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Вдруг девочка увидела быков. Мария уронила свечу и с громким криком бросилась к отцу.Ее возглас: «Папа, быки!!!» вошел в историю археологии. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков размером в полтора-два метра. "Откуда тут взяться быкам?"-успокаивал её отец. Но, когда археолог взглянул на рисунки, то сам пришёл в сильное волнение. Перед отцом и дочерью открылись удивительные рисунки древнего человека. Первобытные художники изображали в своих работах мамонтов, бизонов, лошадей, пещерных львов. Для этих картин характерна простота исполнения и удивительная точность, с которой первобытные художники рисовали зверей. Впервые увидев рисунки, средневековые учёные засомневались в их подлинности. Лишь спустя годы подобные рисунки были обнаружены в пещерах Франции и на Урале. Среди рисунков были изображения вымерших животных, что доказывало - их рисовал первобытный человек!Знаменитая на весь мир пещера Шульган-Таш (Капова) расположена на Южном Урале в труднодоступных лесных местах, там, где Азия встречается с Европой. Она находится на правом берегу реки Агидели. Пещера влечет к себе людей сейчас так же, как и в древности. В кромешной тьме подземных залов, на неровных стенах древний человек нарисовал здесь свои первые картины.
За четырнадцать тысяч лет, отделяющих нас от того времени, пещера надежно спрятала произведения древних художников под слоем натеков, дожидаясь того часа, когда, найденные вновь, они будут по достоинству оценены далекими потомками.

Они вошли, измученные бурей,
Устроились в пещере на ночлег...
Рукой он стёр со щёк её замёрзших,
Холодный иней, а с ресниц снял снег.

Устали очень, шли на лыжах* долго
И проверяли, есть ли дичь в силках?
Несли добычу и нехитрую поклажу
В своих заплечных кожаных мешках.

Мужчина оглянулся на подругу,
Она смотрела грустно и светло...
Он, пожалев её, сказал: Родная!
С ночлегом нам сегодня повезло.

Развёл костёр из веток сыроватых.
Огонь чуть разгорелся, но чадил.
Постель устроил из еловых лапок,
А сверху шкуру зверя положил.

Как спутница устроилась уютно,
Калачиком свернувшись в тишине.
И крепко так, по-детски, вмиг заснула,
О чём-то всхлипнув жалобно во сне.

Как много днём тем с ними приключилось!
Проваливались в снег, но дальше шли.
Во мраке рысь коварная напала...
Мужчина спас их в чёрной той ночИ.

Он посмотрел тревожно на подругу -
Устала, стали чётче тени век.
Она спала так сладко, безмятежно.
Прекрасный здесь нашли они ночлег!

Мрак был вокруг безмерный, бесконечный...
За стЕнами пещеры мир не спал.
О чём-то ухали лесные совы,
Полярный волк протяжно завывал...

Мир первобытный был живым и близким.
Здесь ухо надо всем держать вострО!
В костёр мужчина веточек подбросил,
Огонь горел так ярко и тепло!

Укрыл мужчина ласково подружку.
Как волосы рассыпались! НежнЫ!
Подумал: Сделаю подарок милой,
Зверей я нарисую ей в ночи.

Одна из стен пещеры очень гладка.
Художник линию вмиг начертил.
И понял - сможет рисовать свободно,
В руках так ловко уголь заскользил.

Вот волк! Они вчера сбежали от зверя
Лютого на лыжах по прудУ...
Вот нерпа, что от них нырнула,
Проделав лунку резво в тонком льду.

Художник рисовал всё, как в угаре.
И древний мир предстал тут как живой.
Когда проснётся утром тем подруга,
То восхищённо вскрикнет: Друг ты мой!

И улыбнётся нежно, окрылённо...
Мужчина рисовал, чертил, творил...
Когда устал, то замер, поражённый -
Мир первобытный на стене в тот миг ожИл.

Прошли года... Прошли тысячелетья.
Наш современник в том краю бродил.
Устроился заночевать в пещере
И спальный свой мешок он расстелил.

Зажёг фонарик... Осветив всё ярко.
Дрожащий лучик по стене скользил...
И человек вдруг вскрикнул от восторга.
Тот луч рисунок древний нам открыл...

* В тридцатых годах 20 века были найдены петроглифы - высеченные изображения на каменной основе - с изображениями лыжников и лыжных следов в Карелии в местечке Залавруга. В Беломорье найдено изображение лыжника, которому около 4 тысяч лет.

Фото из интернета - Рисунки древнего человека.

Рецензии

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны. Они ничего не знали и не умели. Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!! Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых, много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона, передать не только правильно строение, пропорции, но и донести до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!.. Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта, не было учебников и книг, чтобы научиться многому. Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов учились сами и учили других. Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды, не особо вглядываясь, каковы они внешне. Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее. Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее. У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел делать эту работу качественнее, удобнее, красивее. Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного искусства.

Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке. Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы. Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали на стенах пещер сцены охоты, отдыха. Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.

Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя, пронзенного стрелой, то охота будет удачной. Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания) на потолке, выполненный с удивительным мастерством, со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо, с каким правдоподобием изображены бегущие животные, какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой, соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам. Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду, другие предметы быта.

Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье). В Месопотамии возникли первые государства на Земле. Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу. В городах Месопотамии строили храмы с башнями. Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат. Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей: быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Такие изображения, например,украшали городские ворота Иштар в Вавилоне. В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины или высеченные из камня фигурки людей, животных. Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи, а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее, они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .


Открытие древней наскальной росписи в пещере Гибралтара, которая, как считают ученые, была сделана неандертальцами около 39 000 лет назад, стало настоящей сенсацией в научном мире. Если открытие окажется правдой, то историю придётся переписывать, ведь получается, что неандертальцы были вовсе не примитивно-глупыми дикарями, как принято считать сегодня. В нашем обзоре десятка уникальных наскальных рисунков, которые были найдены в разное время и произвели настоящий фурор в мире науки.

1. Скала белого шамана


Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду


Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием - в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове


Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо


В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль


Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка


Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура


В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос


"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 - 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко


Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.