Федеральный бюджет на год проект. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации

Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.

Проект госбюджета на 2017-2019 годы был опубликован в октябре

Проект документа был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие , сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста. Рассмотрим подробнее, что же было заложено в новом бюджете России, чтобы узнать правительственные приоритеты.

Инновации в Государственном бюджете России

На сегодняшний день российский бюджет еще не прошел стадию окончательного утверждения. Но основные инновации и цифры, характеризующие данный законопроект, уже вполне можно проанализировать. Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

  • правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;
  • отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Доходная часть бюджета РФ в 2017 году

Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и , то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.

Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля – в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению – в 2019 году эта доля составит 15%.


На доходную часть государственного бюджета влияет шаткая позиция рубля

Главной целью правительства глава Минфина Антон Силуанов назвал обеспечение доходов без дополнительного налогового реформирования и . Вполне возможно, что налоговая сфера претерпит реформы в пользу облегчения фискального бремени для бизнеса - прежде всего, это может коснуться налогов, взимаемых с предпринимателей. Другие эксперты поясняют правительственный оптимизм совсем другими причинами.

Так, например, Людмила Пронина, занимающая должность профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, говорит о том, что минфиновский прогнозный рост доходной части вполне реалистичен. Но она поясняет вероятность его исполнения доходами от налогообложения на , которые Минфин заложил в размере 300 миллиардов рублей на 2017 год, и по 200 миллиардов в 2018 и 2019 годах. Второй причиной она называет возможное повышение .

Расходная часть бюджета России

Финансирование расходных статей было предложено в размере 16,181 триллионов рублей в 2017 году. Стоит сказать, что на следующие два года данный показатель был озвучен в несколько меньшей сумме. Так, в 2018 году расходы составят 15,978 триллионов, а в 2019 – 15,964 триллиона рублей. Согласно словам Антона Силуанова, сокращение расходной части бюджета является единственным путем для обеспечения бюджетной консолидации.

Напомним, что расходы в бюджете РФ делятся на две части: открытую и закрытую. Первая из них в 2017 году запланирована в размере 13,31 триллиона рублей, т.е. 18% всех расходов будут засекречены. Это меньше показателей 2016 года, когда уровень «скрытых» расходов превысил 22%. Причем корректировался бюджет-2016 в этом аспекте просто на глазах. Представители Минфина пояснили это некими планами, которые предусматривают досрочный расчет по кредитным обязательствам оборонных предприятий.


Самые большие ассигнования получит оборонная сфера России

Если рассматривать функциональные направления расходов постатейно, то можно сделать следующие выводы:

  • на нужды социальной политики запланировано пустить 5,08 триллионов рублей в 2017 году, 4,962 – в 2018 и 5,054 – в 2019. Правительство в данном случае демонстрирует склонность к сокращению , поясняя свои действия необходимостью экономить средства;
  • национальная экономика получит ассигнования а размерах 2,3 триллионов рублей в 2017 году. В 2018 ей будет выделено 2,246 трлн, а в 2019 – 2,054 триллиона рублей, то есть за три ближайших года финансирование национальной экономики сократится с 14,2% всех расходов до 12,9%. Довольно странно то, что при политике урезания расходов на данную статью правительственные финансисты прогнозируют стране скорый . Не совсем понятно, какие причины данный рост могут спровоцировать – в условиях санкций и инвестиционной блокады на иностранные инвестиции рассчитывать нельзя, а местные предприниматели не могут позволить себе брать банковские кредиты из-за непомерных процентов;
  • нужды национальной обороны будут профинансированы в размере 950 миллиардов рублей. Указанная цифра является открытой частью бюджетных расходов на данную статью. С учетом закрытых статей, которые составляют валовую часть оборонных расходов, отрасль получит 2,84 триллиона рублей ассигнований. В 2018 ассигнования составят 2,72, а в 2019 – 2,856 триллионов. За три года финансирование увеличится с 17,6% до 17,9% всей расходной части бюджета, что свидетельствует о высокой степени «милитаризации» данного документа. Эксперты подчеркивают, что единственное спасение для бюджета страны – это проведение структурных реформ, касающихся производства, и сокращение военных расходов. Тем не менее, эта рекомендация экспертов уже который год остается без внимания правительства;
  • растут расходы на национальную безопасность и . Силовые ведомства получат 1,968 триллионов рублей в 2017 году, 1,995 – в 2018 и 2,007 – в 2019. Доля этих расходов в бюджете, таким образом, возрастет с 12,2 до 12,6%;
  • расходы, на этом фоне выглядят не так весомо. Министерство образования может рассчитывать лишь на 568 миллиардов за 2017 год. В следующие два года эта цифра возрастет незначительно и оставит 589 и 586 миллиардов соответственно;
  • сфера здоровья также не вызывает у правительства особых опасений: в 2017 году на нее планируется выделить 377 миллиардов рублей, а в 2018 и 2019 годах – по 394 и 369 миллиардов рублей соответственно.

Медики и педагоги вряд ли могут надеяться на государственную поддержку

Анализ срытых расходов позволил сделать следующие выводы:

  • государственные расходы на так называемые «другие вопросы» возрастут в следующем году до 10% всей расходной части бюджета и составят 1,62 триллиона рублей, что превышает соответствующий показатель 2016 года;
  • подраздел, озаглавленный как «другие вопросы», с завидной регулярностью появляется в дюжине направлений, из которых стоит отметить 500 миллиардов рублей, запланированных на «отдельные субсидии» для компаний и организаций и «отдельные межбюджетные трансферты», выделяемые для региональных бюджетов;
  • 150 «тайных» миллиардов рублей будут выделены в рамках статьи «Национальная безопасность и правоохранительные органы»;
  • статьи, включающие «другие вопросы» и «скрытые расходы», в совокупности составляют около 24% всей расходной части российского бюджета.

О дефиците бюджета

Бюджет на три ближайших года запланирован как дефицитный. В 2017 году этот показатель будет исчисляться 2,74 триллионами рублей (3,2% от уровня ВВП). Причем правительство еще не приняло документ, но уже рассматривает возможные поправки к данной цифре – недавно Минфин предложил увеличить бюджетный дефицит до суммы в 3,03 триллиона рублей. По некоторым прогнозам экономистов данный показатель может достигнуть 3,26 триллионов, вплотную придвинувшись к отметке в 3,9% от уровня ВВП.

Такое значение станет самым крупным разрывом за последние шесть лет. Правительственные эксперты в один голос заявляют, что бюджетный дефицит вполне ожидаем и всему виной западные санкции, но они уверены, что все проблемы могут быть преодолены благодаря нахождению дополнительных источников дохода. Прежде всего, финансисты надеются на некие новые военные контракты, способные урегулировать бюджетный дефицит. При этом стоит привести слова, высказанные по данному поводу Владимиром Путиным.

Президент обмолвился, что принимать трехлетний бюджет в текущих экономических условиях, может, и рано, однако он поддерживает здоровый оптимизм государственных финансистов. При этом, если сравнить доходы и расходы, становится ясно, что в сравнении с бюджетом 2016 года доход, запланированный на 2019 год, должен увеличиться практически на 1,4 триллиона рублей, а расход – сократиться на 670 миллиардов в национальной валюте.


В 2017 году дефицит бюджета может составить рекордные 3,9% от ВВП

Стоит также учесть и высокую расходную базу текущего года. На финишной прямой, на которую уже вышел бюджет-2016, Министерство финансов решило повысить статьи расходов с 16,1 триллиона рублей до 16,4 триллионов. Если учесть еще и тот факт, что в сводной бюджетной росписи ожидаются изменения, которые не будут проведены через законодательные поправки, то итог может достичь суммы в 16,63 триллиона рублей.

В будущее финансисты смотрят оптимистичнее, предполагая, что уже в 2018 году страна может выйти на показатель дефицита, равный 2,2% ВВП, а до конца 2019 года сократит его до 1,2%. При этом эксперты аналитического агентства Fitch говорят, что Россия до сих пор не преодолела сырьевую зависимость, а нестабильные нефтяные котировки, которые пока что имеют характерный тренд к снижению, могут больно ударить по наполняемости бюджета.

Госдолг Российской Федерации

Как уже было сказано, государственные финансисты планируют повысить уровень заимствований, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Предположительно, в основном это будут внутренние займы, которые составят:

  • 1,88 триллионов рублей в 2017 году, что в два раза выше заимствований 2016 года;
  • в 2018 году внутренние облигации госзайма должны будут дать еще 1,6 триллионов рублей;
  • в 2019 году - 1,7 триллиона в национальной валюте.

Кроме этого, стоит учесть, что в 2017 году подойдет срок погашения облигаций, суммарная стоимость которых составляет 829 миллиардов рублей. Возможно, сумма размещенных облигаций федерального займа составит 1,9 триллиона рублей. При этом Антон Силуанов отметил, что получать займы от внутренних инвесторов нужно с долей осторожности, чтобы они не потребовали от правительства краткосрочных облигаций по высоким ставкам.

Стоит отметить, что изменение источников финансирования дефицита не случайно. В 2017 году из Резервного фонда планируют взять 1,15 триллиона, а это значит, что данный источник будет полностью исчерпан. Поговаривают, что при необходимости правительство обратится к деньгам из Фонда национального благосостояния. Согласно планам Минфина, данный источник должен будет дать 660 млрд. р. в 2017 году и 1,14 трлн. – в 2018. Что касается возможного пополнения данных фондов, то оно не запланировано до 1.02.2020 года.


Ради уменьшения дефицита бюджета будет подниматься объем заимствований

Планка заимствований на внешних рынках резко опускается. Из внешних источников планируют привлечь не более 7 миллиардов долларов США в 2017 году, а в последующие два – еще по 3 миллиарда долларов, что отвечает уровню докризисных лет. Комментируя этот факт, Антон Силуанов отметил, что страна могла бы провести год и без внешнего заимствования, но правительству следует поддержать уровень ликвидности своих евробондов.

В 2017 году главное финансовое учреждение страны просто проведет рефинансирование по истекающим долгам. Согласно плану, в 2017 году Россия должна будет выкупить ценных бумаг на 7,3 млрд. у.е. Сразу отметим: многие эксперты считают, что главный финансист России лукавит. От внешних займов страна откажется не потому, что они ей не нужны, а вследствие продолжающегося действия санкций, которые касаются в том числе сферы кредитования.

Объем совокупного долга РФ к началу 2020 возрастет, достигнув отметки в 16,6 трлн. р. (16,8% ВВП), что превышает уровень 2016 года на 1,8%. В ближайшие три года общий объем госдолга сохранится на безопасном уровне. Хотя некоторых экономистов пугает сопоставление цифр внешнего государственного долга, который исчисляется 55 миллиардами долларов США, суммой внутренней задолженности (почти 9 миллиардов рублей) и суммой денежных резервов, оцениваемых в 5,5 миллиардов рублей.

Бюджетный вопрос и Чечня

Запланированный бюджет, направленный на экономию средств, уже вызвал недовольство в некоторых регионах. Напомним, что после того как проект был опубликован, недовольство сокращением финансирования Чечни через социальную сеть Instagram высказал Рамзан Кадыров, занимающий пост главы данной республики. Кремль отреагировал на это заявление при помощи Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента РФ.

В своем заявлении Песков отметил, что экономика страны характеризуется сложностями, которые имеют отношение не только к федерации в целом, но касаются и её отдельных регионов. Президентский спикер акцентировал внимание на том, что глава страны предвидел возникновение дискуссионных моментов, но прения стоит перенести в нижнюю палату Думы. Правительство не может руководствоваться недовольством отдельных федеративных субъектов - оно учитывает интересы всей страны, несмотря на критику из регионов.


Рамзан Кадыров высказал неудовольствие скудным финансированием Чечни

Не так давно Кадыров высказался, что если в предыдущие периоды власти республики Чечня учитывали политику тотальной экономии бюджета, то сегодня он вынужден высказать критику в адрес бюджетного проекта. Кадыров напомнил, что республика давно не получает средств в рамках федеральной целевой программы, касающейся восстановления экономической и социальной сферы Чечни. Сокращение чеченского бюджета не даст республиканской экономике развиваться и негативно скажется на социальных обязательствах.

Тем не менее, нельзя обойти вниманием тот факт, что за годы руководства Рамзана Кадырова Чечня получила из федеративного бюджета субсидирования и дотирования на сумму 540 млрд. р., замыкая тройку российских дотационных лидеров (первые два места занимают Дагестан и Якутия). Бюджет Чечни и так на 80-87% формируется за счет отчислений из общероссийского бюджета. Причем, согласно словам Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института соцполитики, значительную часть поступающих средств Грозный распределяет совершенно непрозрачным образом.

Однако при весьма солидном объеме дотаций республика все равно умудряется занимать среди субъектов РФ 4 место по показателю уровня безработицы. Более того, 53% всего незанятого населения составляют мужчины, пребывающие в трудоспособном возрасте. При этом уровень денежных доходов населения республики стабильно возрастает, однако большая их часть скромно записывается под статьей не «зарплата», а «другие доходы».

Выводы и прогнозы

В целом, бюджет можно смело назвать консервативным. По крайней мере, никаких кардинальных мер по решению он точно не предусматривает, так что, по сути, Россия будет и дальше проедать оставшиеся резервы. Государственные финансисты говорят, что бюджет на 2017-2019 годы еще будет корректироваться, причем проделывать это придется ежегодно. Обострения внешних рисков для экономики страны специалисты не прогнозируют, но говорят о возможности обострения внутренних рисков.


Во многом состоятельность бюджета РФ зависит от нефтяного рынка

Виной всему уже упомянутые цены на нефть. Кроме того, Россию ждут выборы президента, а это, по словам Минфина, не дает возможности заранее спланировать расходы. Хотя немного непонятно, почему расходы на выборы нельзя просчитать и заложить в будущий бюджет заблаговременно. Тем не менее, россиян уверяют в том, что все будет хорошо: инфляционные ожидания понизятся практически в 3 раза при росте ВВП на 2,4% уже к концу 2018 года. Впрочем, и эти заявления вызывают у экономистов известную долю скепсиса.

Одним из наиболее важных и ожидаемых россиянами финансовых документов в нашей стране без преувеличения можно назвать федеральный бюджет. Он содержит основную информацию о планируемых денежных потоках в России: доходные составляющие, ожидаемые расходы. Бюджет отражает в цифрах все мероприятия, программы и выплаты, запланированные нашим Правительством.

Формирование и исполнение документа регламентировано законодательно. Так, на будущий финансовый год он подписан и открытая информация из него уже доступна. О том, какой принят бюджет России на 2017 год в цифрах – читайте в статье ниже.

Структура планируемого госбюджета

Что же представляет собою этот документ? Он составляется Правительством РФ на основании прогноза социально-экономического развития, который содержит в себе предполагаемые параметры влияющих на доходы страны показателей. Из них формируются ожидаемые статьи доходов. Затем доходная часть распределяется на необходимые нужды страны.

Составленный документ направляется в Государственную Думу на рассмотрение. Одобрить его должны в трех чтениях, после внесения возможных поправок. На сегодняшний день принят бюджет России на 2017 год в части прогноза развития и доходов.

Прогнозируемые величины

На какие цифры ориентируется руководство страны в ближайшем будущем? Базовый сценарий, являющийся основой бюджета, содержит прогнозируемые величины:

  • Цена на нефть: 40$;
  • Курс доллара (в среднем за год): 67,5-71 рублей;
  • Валовой внутренний продукт: 86,8 трлн. рублей (рост 0,6%);
  • Инфляция (рост потребительских цен): 4%.

Доходы

Бюджетные поступления в будущем году составят 13,42 трлн. рублей. Соответствующий бюджет России на 2017 год в долларах составит порядка 200 млн. Это соответствует доходам бюджета 2016 года практически полностью. Доходная часть бюджета состоит из следующих основных поступлений:

Нефтегазовый сектор (5029 млрд. руб.):

  • Таможенные пошлины.

Прочие (8408 млрд. руб.):

  • Акцизы (алкоголь, топливо, табачная продукция);
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Таможенные пошлины;
  • Прочее.

Для сравнения приведем соотношение в 2012 году: 50,2% - доходы от нефтегазового сектора и 49,8% - все остальные. Сейчас же доходы от нефтепромышленности меньше остальных на треть. Данное распределение не требует комментариев и сразу отвечает на один из популярных вопросов – насколько сильно Россия зависима от нефти.

Расходы

Согласно бюджету, расходы ожидаются в размере 16,18 трлн. рублей. Это на 425 млрд. руб. меньше предыдущего года, но на 2,75 трлн. больше доходов.

Расходная часть бюджета страны вызывает куда больше разногласий у депутатов. После первого чтения было внесено порядка 500 поправок, 3 из 4 партий оказались против предлагаемого документа. Рассмотрим статьи расходов принимаемого бюджета.

  • Общегосударственные вопросы: 1170 млрд. руб. (+72 млрд. к прошлому году);
  • Национальная оборона: 2840 млрд. руб. (- 1000 млрд. руб.);
  • Национальная безопасность: 1968 млрд. руб. (+25 млрд. руб.);
  • Экономика: 2292 млрд. руб. (+124 млрд. руб.);
  • ЖКХ: 30 млрд. руб. (-30 млрд. руб.);
  • Охрана окружающей среды: 76 млрд. руб. (+11 млрд. руб.);
  • Образование: 568 млрд. руб. (+10 млрд. руб.);
  • Культура и кино: 94 млрд. руб. (+2 млрд. руб.);
  • Медицина и здравоохранение: 377 млрд. руб. (-89 млрд. руб.);
  • Социальная политика: 5080 млрд. руб. (+450 млрд. руб.);
  • Спорт: 86 млрд. руб. (+20 млрд. руб.);
  • Средства массовой информации: 74 млрд. руб. (-2 млрд. руб.);
  • Госдолг: 729 млрд. руб.(+89 млрд. руб.).

После второго чтения часть расходов была перераспределена. Как можно видеть, в будущем году возрастут вложения в экономику. Планируется направить значительные средства на поддержку малого и среднего бизнеса, а также субсидировать регионы. Бюджет МВД России на 2017 год также планово увеличен. Добавлены средства на реконструкцию спортивных учреждений, дополнительные субсидии ждут региональные СМИ.

Военный бюджет России на 2017 год (раздел Национальная оборона) будет снижен, и составит 73% от прошлогоднего. В 2 раза урежут расходы на ЖКХ.

Однако не все расходы государственной казны доступны: 18% из них не являются открытыми данными и засекречены.

Дефицит

Дефицит бюджета России на 2017 год все же имеет место, несмотря на планируемый рост экономики и значительно сниженные (на 425 млрд. руб.) расходы. Его величина весьма значительна – 2,75 трлн. руб., что составляет пятую долю доходной части или 3,16% ВВП.

Согласно проекту на последующие 2018-2019 года его размер будет постепенно снижаться, однако за эти три года полностью избавиться от дефицита денежных средств в казне не получится, даже в условиях строжайшей экономии.

Если проанализировать динамику финансовых поступлений в государственный бюджет, то можно увидеть: дефицит обусловлен сокращением доходности нефтегазового сектора. В настоящее время перед правительством стоит цель не только сокращать дефицит бюджета, но и снизить нефтяную зависимость, переориентировав экономику на новую инвестиционную модель развития.

Откуда разница?

Дефицит бюджетных средств в Российской Федерации имеет место уже не первый год, и все предыдущее время он компенсировался из Резервного Фонда. Оставшийся там на сегодняшний день 1,15 трлн. рублей будет израсходован уже в первые несколько месяцев, однако даже этих денег не хватит на финансирование необходимых расходов.

Каким же образом будут изыскиваться средства на оставшиеся почти 2 трлн. рублей? Последние новости о бюджете России на 2017 год озвучивают решение частично воспользоваться Фондом национального благосостояния. Почти 67- млрд. рублей будет использовано на актуальные нужды. Также будет осуществлено размещение облигаций займа на внутреннем рынке на сумму около 2 трлн. рублей. Такое решение было предложено Министерством Финансов, и, судя по всему, достойных альтернатив у него нет.

Среди прочих возможностей сокращения дефицита следует назвать внесение поправок в Налоговый Кодекс, в результате чего увеличившаяся налоговая нагрузка частично поможет в сложившейся ситуации. Так, возрастет налог на добычу полезных ископаемых на нефтепродукты и газ, повысятся акцизы на топливо - дизель и бензин пятого класса. Вино, табачные изделия и электронные сигареты также будут облагаться повышенными ставками.

Заключение

Кризис 2014 года показал все несовершенства существующей сейчас в России экономической модели. Значительная зависимость от доходов лишь одного сектора экономики, отсутствие должных денежных запасов и прочие моменты, касающиеся политической направленности, требуют пересмотра и перестроения в соответствии с потребностями времени.

Однако тот политический курс, которой был выбран Правительством для стабилизации ситуации в стране, показал себя как достаточно эффективный. Экономика показывает рост, зарубежные аналитики раз от раза улучшают собственные прогнозы относительно социально-экономического развития России. Поэтому есть основания полагать, что запланированное устранение дефицита бюджета за 3 года должно осуществиться.

Сложная экономическая ситуация в России заставляет задумываться наперед о том, какая жизнь ожидает в будущем нас, простых граждан. Будущее обычных людей напрямую зависит от того, какой политики собираются придерживаться власть имущие в наступающем периоде. Сегодня мы узнаем о том, каков будет бюджет России в 2017 году.

Особенности федерального бюджета РФ на 2017 год

Как известно, бюджет РФ разрабатывается сразу на 3 года вперёд, потому уже сейчас можно говорить о том, какими будут бюджетные показатели России в 2017-2019 годах. Однако, цифры в этом бюджете, со временем, под воздействием различных факторов и обстоятельств могут быть изменены, в т.ч на изменение различных бюджетных показателей очень существенно может повлиять — мировая политика и экономика.

Следует отметить, что федеральный бюджет на 2017-2019 г ., принят Госдумой — 9 декабря 2016г. и подписан президентом РФ — 20 декабря. Бюджет страны рассчитывается из множества факторов. Далеко не последнее влияние на него оказывает курс доллара, общая политическая обстановка на внешней арене и пр. Кроме того, большое влияние на экономику страны оказывают введенные санкции и ответные меры на них. Принятый Федеральный закон о бюджете вступит в силу с 01 января 2017 года.

Бюджет России 2017 в цифрах

Доходы — составляют 13488 миллиарда рублей.

Расходы – 16241 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета – 2753 миллиарда рублей. Планируется уменьшить дефицит бюджета за предстоящие 3 года до 1.1 млрд рублей. Аналитики рассчитывают, что в 2017 г. уровень бюджетного дефицита уменьшится на 15%. Однако все в один голос утверждают, что сокращение это может произойти только за счет уменьшения расходов государства, в том числе, и на нужды населения.

Таблица доходов и расходов бюджета РФ на 2017 год

    Приложение 1. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 3. Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2017 год Приложение 4. Нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 5. Нормативы распределения возврата сумм акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации, на 2017 год Приложение 6. Предельные объемы налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, производимую на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 7. Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета Приложение 9. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2017 год Приложение 9.1. Изменение ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2017 год, предусмотренной приложением 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 9.2. Изменение ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2017 год, предусмотренной приложением 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 12. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 15.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2017 год, предусмотренного приложением 15 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 15.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2017 год, предусмотренного приложением 15 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 19.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2017 год, предусмотренного приложением 19 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 19.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2017 год, предусмотренного приложением 19 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 25. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2017 год Приложение 25.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2017 год, предусмотренного приложением 25 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 25.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2017 год, предусмотренного приложением 25 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 28. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 31. Распределение бюджетных ассигнований на 2017 год по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы Приложение 32. Распределение бюджетных ассигнований на плановый период 2018 и 2019 годов по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы Приложение 33. Распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на 2017 год Приложение 33.1. Изменение распределения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на 2017 год, предусмотренного приложением 33 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 33.2. Изменение распределения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на 2017 год, предусмотренного приложением 33 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Приложение 35. Распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 41. Распределение дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2017 год Приложение 42. Распределение дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, бюджетам субъектов Российской Федерации на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 44. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 45. Программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 46. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 47. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Приложение 50. Распределение субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в 2017 году

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(с приложениями 1 - 15)

С изменениями и дополнениями от:

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Принят федеральный бюджет на 2017-2019 гг.

Так, ожидается рост доходов с 13 368,6 млрд руб. в 2016 г. до 13 487,6 млрд руб. в 2017 (+0,9%), до 14 028,5 млрд руб. (+4%) в 2018 и до 14 844,8 млрд руб. (+5,8%) в 2019. Расходы на 2017 г. запланированы в сумме 16 240,8 млрд руб., на 2018 - 16 039,7 млрд руб., на 2019 - 15 987 млрд руб. Таким образом, дефицит бюджета в 2017 г. предусмотрен на уровне 3,2% ВВП, в 2018 - 2,2%, в 2019 - 1,2%.

Бюджет сформирован исходя из объема ВВП 86,806 трлн руб. в 2017 г., 92,296 трлн руб. в 2018, 98,86 трлн руб. в 2019, а также годового уровня инфляции, не превышающей 4%, и среднегодовой цены на нефть в 40 долл. США за баррель. Предполагается, что курс рубля будет колебаться в интервале 67,571,1 руб. за 1 долл. США.

Основным источником финансирования дефицита бюджета будут выступать государственные внутренние заимствования. Их объем может вырасти примерно в 3 раза по сравнению с 2016 г. (до 1,05 трлн руб. в год). Кроме того, уже в 2017 г. на эти цели будет полностью израсходован Резервный фонд (1,2 трлн руб.). Из ФНБ в 2017 г. направят 659,6 млрд руб., в 2018 - 1,1 трлн руб. и 136,9 млрд руб. - в 2019.

В 2017 г. рост ВВП ускорится до 0,6%, в 2018 - до 1,7%, а в 2019 - до 2,1%.

В 2017-2019 гг. прогнозируется рост объема госдолга. По итогам 2017 г. он составит 13 972,2 млрд руб., в 2018 - 15 177,1 млрд руб. и в 2019 - 16 651,9 млрд руб. В целом размер госдолга сохранится на безопасном уровне менее 20% ВВП.

Наибольшей статьей расходов в будущем году станет социальная политика. На нее заложено 5,1 трлн руб. На национальную экономику - более 2,1 трлн руб.

Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" по сравнению с 2016 г. сократятся на сумму более 1 трлн руб. Доля в общем объеме расходов по этому разделу в 2017 г. по сравнению с 2016 г. уменьшится с 23,7% до 17,5%. В 2018 и 2019 гг. доли составят 17% и 17,6% соответственно.

Сумма материнского (семейного) капитала в 2017 г. достигнет 453 026 руб., а размер взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих - 260 141 руб.

До 200 млрд руб. увеличена кредитная поддержка регионов. В 2017 г. они также получат отдельный вид дотаций - на обеспечение сбалансированности бюджетов. В частности, Крыму дополнительно направят 18,65 млрд руб., Севастополю - 5,16 млрд, Чечне - 16,4 млрд.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (с приложениями 1 - 15)


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.


Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 декабря 2016 г., в "Российской газете" от 23 декабря 2016 г. N 292 (без Приложений), в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 52 (часть I, II, III, IV, V) ст. 7464


История рассмотрения и принятия Федерального закона



Сбалансировал бюджет на 2017-2019 годы, уменьшив бюджетные расходы на 6, 9, 11% соответственно.

Основные усилия представленной бюджетной политики сосредоточатся на сокращении дефицита: в 2017 году он составит 2,7 трлн руб. (3,2%), в 2018 году — 1,98 трлн руб. (2,2%), в 2019-м — 1,13 трлн руб. (1,2%).

Приоритеты подешевели

В результате все приоритеты правительства — старые и новые, которые готовятся по аналогии с национальными проектами предвыборной кампании президента 2012 года, финансируются очень скромно.

На 2017 год Минфин заложил на эти цели всего 30 млрд руб. На всю трехлетку в бюджете учтены расходы на эти приоритеты не более 75 млрд руб., следует из материалов ведомства.

Отметим, что это не совсем то, чего ожидали в Белом доме.

В среду Дмитрий Медведев сообщил, что расходы по приоритетным проектам на следующий год «измеряются в пределах до 150 млрд руб.». Премьер-министр также сообщил, что по девяти из одиннадцати приоритетных проектов есть определенность с целевыми показателями.

Из проекта бюджета Минфина следует, что определенность есть только по семи проектам. Двух проектов в перечне расходов на 2017 год нет вообще. А по трем проектам («Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные и качественные дороги» и «Комплексное развитие моногородов») на следующий год финансирование не предусмотрено.

Еще в июне в Минфине говорили о том, что в пользу приоритетных проектов может быть перераспределено до 1% всех расходов бюджета уровня 2016 года. Тогда речь действительно шла о сумме порядка 160 млрд руб. Проект бюджета оставляет президенту и премьер-министру выбор по распределению на приоритетные проекты предусмотренных для них резервов. Резервирование осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» и составит в 2017 году 127 млрд руб., в 2018 году — 128,1 млрд руб. и в 2019-м — 131,5 млрд руб.

Эти деньги можно направить на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов по решениям президента и правительства», говорится в документах Минфина. Но при принятии решений руководителям страны предстоит учитывать и то, что Минфин эти резервы предусмотрел в том числе и на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Поэтому приоритетные проекты, скорее всего, правительству предстоит наполнить уже включенными в обычные статьи бюджета расходами на давно запланированные цели.

Безусловные расходы

Другие возможности изыскивать средства в бюджете Минфином не предусмотрены. Дело в том, что

еще одна особенность нынешнего бюджета — полное отсутствие условно утвержденных расходов.

До 2016 года у правительства было право оставлять в бюджете нераспределенными не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета на следующий год и не менее 5% общего объема расходов бюджета на второй год планового периода. Эти средства распределялись при участии Госдумы весной, во время правки бюджета. В 2015 году таким образом было распределено до 400 млрд руб.

Эта практика Минфином была отменена для бюджета на 2016 год вместе с отменой «бюджетного правила». На 2017 год Минфин потребовал сохранить ограничение, внеся в законопроект с соответствующими поправками в Бюджетный кодекс. На 2018-2019 годы условно утвержденные расходы пока тоже не определены.

Объяснение, которое приводится в материалах Минфина, лаконичное: «Учитывая существенное ухудшение экономической динамики, в том числе ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках, поступление дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 году не прогнозируется и положения Бюджетного кодекса о «бюджетном правиле» приостановлены».

Скромные возможности бюджетополучателей

Предложенная конструкция бюджета отразила разные возможности главных распорядителей бюджетных средств отстоять свои расходы. Так, получатели гособоронзаказа не смогли серьезно увеличить расходы, по аналогии с 2016 годом, когда в их пользу были перераспределены более 600 млрд руб. социальных и инвестиционных расходов бюджета.

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2016 годом сократятся на сумму более 1 трлн руб. Доля в общем объеме расходов по этому разделу в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшится с 23,7 до 17,6%. В 2018 и 2019 годах доли составят 17,1 и 17,9% соответственно.

Из гражданских бюджетополучателей явно проиграли лоббисты с Дальнего Востока. Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года. Более 20% финансирования потеряли шесть госпрограмм, среди которых «Развитие здравоохранения» (-25%), «Содействие занятости населения» (-29,4%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» (-30,3%), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (-27,2%).

Также 22,8% финансирования лишилась госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». Потери по основной инвестиционной программе бюджета могли оказаться более серьезными. Но в эту программу оказались включены дотации на санацию в размере 150 млрд руб. на 2017 год. При этом предполагается увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе.

Увеличиваются расходы по девяти госпрограммам. Так, существенная прибавка в 67,8% к уровню расходов 2016 года предусмотрена по программе социально-экономического развития Калининградской области.

Также более чем на 20% увеличены расходы по программам «Развитие физической культуры и спорта» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Рост расходов по последней программе связан с увеличением затрат на администрирование налоговой системы, ростом расходов по внешнему долгу и другими обязательствами правительства в валюте.

Кто заплатит за такой бюджет?

Основных источников финансирования дефицита бюджета всего два. Это резервные фонды и займы. Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. ФНБ закончится к 2019 году.

Кроме того, Минфин намерен нарастить в следующую трехлетку объем заимствований на внутреннем рынке примерно в три раза по сравнению с 2016 годом, до 1,05 трлн руб. в год (внешние займы могут достичь $7 млрд, в 2018-2019 гг. по $3 млрд). В целом объем государственного долга сохранится на безопасном уровне — менее 20% ВВП, считают в финансовом ведомстве.

По словам министра финансов Антона Силуанова, в текущем году финансирование дефицита бюджета осуществлялось на две трети за счет средств Резервного фонда, на одну треть за счет внутренних заимствований и приватизации. В следующем году больших поступлений от приватизации не ожидается и, чтобы не тратить остатки резервов, будет существенно увеличен объем внутренних заимствований.

По мнению финансового ведомства и ЦБ, этот объем размещений не сильно повлияет на финансовые рынки и возможности банковского сектора по кредитованию населения и бизнеса.

«Видим, что сейчас такая ситуация возможна, рынок имеет достаточно большой объем ликвидности. Здесь тоже главное не перегнуть палку с тем, чтобы инвесторы не требовали высоких ставок и коротких бумаг. Поэтому мы будем очень аккуратно осуществлять внутренние заимствования», — сказал в среду Силуанов, выступая на форуме «Россия зовет!».

Сейчас Минфин финансирует дефицит бюджета за счет средств Резервного фонда, продавая валюту Банку России.

В этом году он уже продал свыше $17 млрд за 1,17 трлн руб. И вероятнее всего продаст ее еще не менее чем на 1 трлн руб. На 1 октября в фонде оставалось 2,038 трлн руб., или $32,26 млрд. Кроме того, население и компании демонстрируют склонность к увеличению сбережений, а объемы кредитования растут незначительно. В результате всех этих факторов в банковской системе образуется так называемый структурный профицит ликвидности. Он, по ожиданиям , сохранится весь следующий год.

ЦБ для того, чтобы излишек денег не оказывал понижающего давления на ставки в экономике и не стимулировал тем самым рост кредитования и потребления (регулятор полагает, что это помешает ему добиться снижения инфляции до 4% к концу 2017 года), уже начал проводить операции по абсорбированию ликвидности. Это депозитные аукционы и размещение облигаций Банка России.

Рост заимствований в следующем году Минфин и ЦБ рассматривают как инструмент того же самого абсорбирования ликвидности.

Отметим, что в первой же главе проекта бюджета, посвященной основным параметрам, по-прежнему учтена нормативная величина роста резервов с 6 трлн руб. в следующем году до 6,9 трлн руб. в 2019 году.

Наоборот, разделы, посвященные источникам финансирования дефицита, показывают, что Резервный фонд в 2017 году будет использован в размере 1,2 трлн руб. полностью. Из ФНБ в 2017 году будет потрачено 659,6 млрд руб., в 2018 году — 1,1 трлн руб. и 136,9 млрд руб. — в 2019 году. После этого в нем останутся средства, не связанные с обязательствами правительства потратить их на инфраструктурные проекты. Противоречие бюджетных статей в Минфине объясняют вовремя не внесенными правками в Бюджетный кодекс и предлагают верить той части, где указаны источники финансированию дефицита.

Также в проекте бюджета Минфина конфликт с о бюджетном влиянии на экономический рост сохраняется. Минфин настаивает на том, что в 2017 году ВВП вырастет на 0,6%, в 2018 году — на 1,7%, а в 2019-м — на 2,1%. Минэкономразвития накануне внесло в правительство макроэкономический прогноз, в котором базовый (бюджетный) сценарий предусматривает рост ВВП в 2017 году на 0,2%, в 2018-м — 0,9%, в 2019 году — 1,2%.

Окончательное решение по всем спорным вопросам бюджета правительство примет на заседании в четверг, 13 октября.