Философы учащие людей счастливой жизни.

Ф. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как он живет. Но большинству людей, особенно в юном возрасте, такие рассуждения покажутся чересчур суровыми, чересчур пессимистичными. Как это нет счастья, когда каждый день приносит столько радости? А сколько таких радостей, сколько счастья нас ожидает впереди!

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия - что еще надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. "Но ведь я перед тобой, - возмутился Крез, - самый счастливый, потому что я самый богатый". Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого. Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье - иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы - власть быстро развращает и опустошает человека.

Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Мудрецы считали, что единственно возможный вид счастья - это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся в настоящем, - утверждал Б. Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит. Мы так легкомысленны, считал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственно существующего в действительности. Это потому, что настоящее обычно ранит нас. Мы его прячем с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает. Мы пытаемся удержать его в будущем и предполагаем распоряжаться такими вещами, которые отнюдь не в нашей власти, в том времени, до которого мы вовсе не обязательно доживем.

"Пусть каждый, - призывал он, - разберется в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нем научиться получше управлять будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью. Таким образом, мы вообще никогда не живем, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но никогда не добиваемся его, и это неизбежно" .

1 Паскаль Б. Мысли. С. 90.

Пока человек не нашел ничего святого в своей жизни, не почувствовал глубину, волнующую красоту настоящего мгновения, его жизнь поверхностна. Он может жениться, иметь детей, хороший дом и деньги, может быть умным и удачливым. Но его жизнь будет лишена того аромата мудрости и спокойствия, без которого все похоже на тень.

  • Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Лев Николаевич Толстой
  • Счастье достается тому, кто много трудится. Леонардо да Винчи
  • Личное счастье невозможно без счастья других. Николай Гаврилович Чернышевский
  • Счастье и наслаждение не более, как фата-моргана, видимая только издали и исчезающая при приближении; что страдание и боль имеют, напротив, реальность, непосредственно сами себя заявляют и не нуждаются в иллюзиях и ожиданиях. Артур Шопенгауэр
  • Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера. Г. Гегель
  • В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым... Иммануил Кант
  • У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым. Альбер Камю
  • Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Иммануил Кант
  • Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально не могут жить друг без друга. Николай Гаврилович Чернышевский
  • Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Артур Шопенгауэр
  • К вещам доступ труден, даже к самым легким, вроде грамматики, а мнения усваиваются легко и просто, и их одних с избытком хватает для достижения счастья. Эразм Роттердамский
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л. Толстой
  • Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье в твоих руках. Жан Жак Руссо
  • Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед. Александр Иванович Герцен
  • Какое счастье - дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко. К. Маркс
  • Кому выпадет счастье опередить других в каком-нибудь изобретении или привилегии, может иной раз нажить несметные богатства, как это было с первым, кто стал добывать сахар на Канарских островах. Фрэнсис Бэкон
  • Красота - это обещание счастья. Фридрих Ницше
  • Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то, конечно, этот кто-нибудь - дурак. Жан Жак Руссо
  • Как может настоящее счастье проистекать из богатства, если для приобретения богатства приходится претерпеть страдания? Фома Аквинский
  • Подобно тому как хорошо прожитый день приносит счастливый сон, так и хорошо прожитая жизнь влечет за собой счастливую смерть. Леонардо да Винчи

Многие современные философы и психологи не согласны с такой точкой зрения. Они считают, что утверждение своей собственной жизни, своего счастья, своего развития., свободы основано Hd способности любить, т.е. на заботе, уважении, ответственное ти и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь к другим., то он любит и себя. Если же он способен любить только других, то не способен любить вообще. Любовь неисчерпаема в своих проявлениях. Мы только прикоснулись к этой теме, рассказали, как проявляется эрос в различных культурах, сколь многолик он. Любовь - это и соединение двух человеческих созданий, сохраняющих, однако, свою уникальность. Парадоксально, но двое, сливаясь воедино и растворяясь друг в друге, тем не менее остаются индивидуальными существами. И, любя безоговорочно, не проявляют равнодушия ко всему мирозданию, иначе их чувство было бы не любовью, а всего лишь привязанностью, своеобразной формой эгоизма. Любовь - чувство, присущее в полной мере только человеку, в разных его проявлениях обнаруживается вся самобытность и уникальность человека как земного существа. Ведь каждый человек это целый мир со своей гаммой чувств и страстей, он вписывается в предназначенный ему отрезок времени, эмоционально и личностно определяя и само время, и суть чувства, его всеобъемлющую духовную активность. Счастье - чувство предельяо20 удовольствия от достижения цели, обретения предмета. Понимание счастья различно в и иных культурах. «Что же я люблю и что же ненавижу? Я люблю счастье и ненавижу несчастье», читаем мы у Мо-цзы. Демокрит учил: «Счастье - это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость». «Счастье» категория нравственная. Как писал И. Кант, высшее благо в счастье, его надо искать не только в том, что может доставить природа, «но и в том, что составляет высшее требование, т.е. условие, при котором разум только и может признать за существами в мире право на счастье, а именно в нравственно законообразном поведении их»1. Однако счастье трудно достижимо. Не случайно А. Шопенгауэр спрашивал: «Есть ли в мире счастье?» и отвечал: «Нет» Правда, не потому, что счастье найти невозможно. Шопенгауэр мыслил так: если цель, которую ставит человек, не достигнута, если желание не осуществлено, то человек несчастен. Но если они достигнуты, то человек пресыщается, наступает неизбежное разочарование и неумолимо возникает вопрос: а что же дальше? Любопытно, что 3. Фрейд связывал проблему счастья с обретением смысла жизни. Он писал о том, что если бы жизнь не имела никакого смысла, то она потеряла бы всякую ценность. По его мнению, жизненная цель человека просто определяется счастьем, программой наслаждения. «То, что понимается иод счастьем, - писал он, - в строгом смысле слова проистекает скорее из внезапного удовлетворения потребности, достигшей высокой напряженности, и по своей природе возможно лишь как эпизодическое явление»47 48 Следовательно, делает вывод Фрейд, мы можем интенсивно наслаждаться только контрастом. Возможности счастья ограничены. Значительно менее трудно испытать несчастье. Страдания угрожают нам с разных сторон. Со стороны тела, судьба которого упадок и разложение. Со стороны внешнего мира, который может обрушить на нас могущественные и неодолимые силы разрушения. Со стороны других людей они не всегда дружелюбны и участливы. К мыслям Фрейда можно добавить: человек и сам способен стать источником собственного несчастья. Неограниченное удовлетворение всех возможностей рисует- ся нам как самый заманчивый образ жизни. Но ведь за каж- дым мигом наслаждения прячется горечь. Поэтому в философии родилось такое представление: чтобы защитить себЛ от страдании, надо пренебрегать счастьем.. Именно так рассуждали буддисты, а в европейской философии А. Шопен?, гауэр. Фрейд же считал, что для некоторых людей счастье, напротив, сопряжено с. необузданным удовлетворением неукро* гуенных Человеческих порывов. Добавим: счастье обеспечивав ется встречей человека с прекрасным. И все-таки быть счастливым весьма трудно... Понимание счастья различно в разных культурах. Оно пе тождественно материальным благам. Когда был проведен опрос среди народов мира, то оказалось, что чувство счастья, более распространено в тех странах, где невысокий уровень потребления. И напротив, так называемые развитые народы демонстрировали печаль, меланхолию и неудовлетворенность своим положением. Счастье каждый толкует по-своему. Мальчик из кинофильма «Доживем до понедельника» пишет в сочинении одну-един- ственную фразу: «Счастье - это когда тебя1 понимают».

Еще по теме Счастье:

  1. РАЗДЕЛ VIII О том, что составляет счастье индивидов; об основе, на которой следует воздвигнуть здание национального счастья, состоящего необходимым образом из счастья всех частных лиц