Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике. Вырезаем панно с дубом - Урок резьбы по дереву

Представленные уроки резьбы по дереву познакомят начинающих с этим ремеслом, чтобы своими руками вы смогли создавать предметы из природного материала.

История возникновения ремесла и виды

Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.

Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию - послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.

В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.

Типы резьбы условно разделяют на:

  • сквозную;
  • глухую;
  • домовую;
  • скульптурную;
  • резьбу бензопилой.


Вот чем они отличаются:
  1. Сквозную резьбу подразделяют на накладную и сквозную. Сюда относится прорезная резьба, когда сквозные участки прорезают резцами и стамесками; и профильная резьба, где такие участки выпиливают лобзиком или пилой. Если эти виды резьбы выполняются с использованием рельефного орнамента, то такую называют ажурной.
  2. Если в обработанном дереве нет ни единого сквозного отверстия, такая резьба называется глухой.
  3. Домовой резьбой украшены фасады строений.
  4. Скульптурная - одна из самых сложных видов резьбы, требует большого мастерства. В этой технике выполняются фигурки животных, скульптуры людей.
  5. При помощи резьбы бензопилой выполняют глобальные работы. Такая требует силы, поэтому больше подходит для мужчин, тогда как остальными видами резьбы с успехом овладевают и женщины.

Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок

Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента - хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.


Когда вы научитесь ими выполнять несложные элементы, захотите совершенствоваться, тогда сможете инструменты по дереву купить, например, такой набор.


Инструментов может быть и еще больше, но такое количество нужно лишь профессиональным резчикам, выполняющим сложные работы.


Посмотрите, какие виды выемок вы сможете сделать полукруглыми резаками разного размера, остроугольными.


А вот какой комплект инструментов должен быть у краснодеревщика, чтобы производить следующие виды работ по дереву:
  • резьбу;
  • отпиливание;
  • колку и обтесывание;
  • строгание;
  • точение;
  • долбление.

  1. Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т. д.
  2. Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
  3. Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло - разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
  4. Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.
На рисунке представлены: топоры (а - это плотницкий, б - столярный, в - резчицкий); г - колун; д - е – тесла (д - для выборки углубления, е - используется для создания скульптур).


Самые популярные инструменты для резьбы - стамески. Обычно они состоят из:
  • стальных стержней;
  • режущих лезвий;
  • хвостовика.
Ознакомьтесь с тем, для чего предназначены некоторые виды стамесок:
  • Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
  • С круглыми лезвиями - для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
  • При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
  • Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
  • Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
  • Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.
Это основные инструменты для резьбы, но есть еще и специальные. Например, для объемного резания используются ложечные резцы. Для крупных изделий часто применяют резец, выполненный в форме буквы «Т».

Резьба по дереву: эскизы и мастер классы

После того, как вы узнали много полезного, обзавелись необходимым, давай попробуем вырезать цветок. Для его изготовления необходимо следующее:

  • плоская деревянная заготовка;
  • карандаш;
  • прозрачная бумага;
  • v-образная стамеска-уголок;
  • узкая и широкая полукруглые стамески.

Если у вас пока еще нет v-образной стамески-уголка, то для данного узора можете использовать острый нож.


Приложите лист бумаги к экрану, перерисуйте схему.


Затем перенесите ее на деревянную заготовку. Начните с подрезки по контуру центрального круга, затем, срежьте к центру от внешнего круга, пользуясь большой полукруглой стамеской.


Сделайте разметку лепестков цветка.


Используя v-образную стамеску-уголок, прорежьте лепестки по контуру.


Этим же инструментом удалите излишки дерева между лепестками («треугольники»).


Возьмите в руку следующий инструмент по дереву - полукруглую стамеску, чтобы вырезать внешний контур лепестка. При этом он станет похож на верхнюю часть сердечка.


Большой полукруглой стамеской сделайте надрезы внутри контура лепестка.


Малой полукруглой стамеской произведите два реза на этот контур от центра цветка.


Чтобы увеличить площадь среза, так же срежь еще раз.


Разверните стамеску и закруглите центр цветка.


Теперь нужно взять следующий инструмент для резьбы - v-образную стамеску и сделать в центре цветка вот такие надрезы.


Все, можно полюбоваться результатом работы.


Если вы хотите вырезать лису, вам пригодятся следующие эскизы.


Если вы хотите сделать бабочек, вам также поможет резьба по дереву эскизы прилагаются.


Если вы хотите сделать форму для печатного печенья с изображением Снегурочки, тогда приготовьте:
  • досточку из бука;
  • линейку;
  • электролобзик;
  • простой карандаш;
  • линейку;
  • наждачную бумагу;
  • ластик;
  • льняное масло.


На дощечке нарисуйте прямоугольник. Выпилите его.


Если у вас нет электрического лобзика, то можно выпилить заготовку пилой или обычным ручным лобзиком.


Сделайте поверхность срезов ровной при помощи наждачной бумаги. Если в хозяйстве имеется шлифовальная машина, применяйте ее для данной процедуры. Перенесите на заготовку рисунок, используя простой карандаш.


При помощи полукруглой стамески делаем углубление на месте лица, затем снова наносим сюда его контуры.


Продолжается резьба по дереву эскизы помогут вам вырезать черты лица правильно. На этом этапе делаем и накидку на голове Снегурочки. Обратите внимание, что она находится на уровне выше лица.


Опираясь на эскиз, вырезаем другие элементы заготовки.


Теперь нужно стереть карандаш ластиком-резинкой, затем самой мелкой шкуркой. Если сразу это сделать шкуркой, то часть грифеля вотрется в дерево.

Налейте льняное масло в емкость, погрузите в него нашу деревянную форму на час. Если вы выполняете большую работу, тогда пропитайте ее маслом при помощи тампона или беличьей кисти и оставьте сохнуть 3–4 дня.


Всё, можно раскатывать тесто, нарезать его прямоугольниками, наносить рисунок при помощи деревянной заготовки и выпекать.


Чтобы печенье не подгорело в некоторых местах, вырезать из дерева штамп нужно так, чтобы на нем не было слишком выдающихся элементов.

Как вырезать табличку для бани?

Для нее возьмите:

  • доску (в данном случае использовался приступок из дерева хвойной породы);
  • треугольную линейку;
  • простой карандаш;
  • пилу;
  • мебельный лак в баллончике;
  • морилку;
  • кисточку;
  • наждачную бумагу.
Визуально разделить доску на 3 части, сделайте пропилы.


Чтобы нарисовать буквы, скачайте понравившиеся из интернета, затем перерисуйте их на древесину. Можете использовать данный образец.


Справа и слева на табличке нарисуйте дубовые листики.


Далее начинается сама резьба. Для начинающих такие задания прекрасно подходят, ведь они не требуют длительных тренировок и много инструментов. Здесь использовались 3 вида резцов: косячок-резец и стамески «татьянка». Косячком-резцом по намеченным контурам делайте по рисунку надрезы, стамеской подрезайте под контур, чтобы выделить рисунок над фоном.


Далее, резную поверхность ошкуривают наждачной бумагой № 180 и № 220. Вверху и внизу таблички нарисуйте облака, вырежьте их косячком-резцом и стамеской, после чего ошкурите.
Такое мыло станет приятным презентом для знакомых. Ведь ручная работа очень ценится. Для того чтобы сделать розу из мыла, понадобится немногое, а именно:
  • кусок мыла;
  • резец;
  • кисточка.
Определите на мыле центр, именно здесь при помощи резца сделайте сердцевину, для этого наклоняйте его под углом в 45°, выполните 6 граней. Затем, поставьте резец перпендикулярно куску мыла, прорежьте по кругу, чтобы удалить лишнее и обозначить сердцевину.


Затем нужно вырезать второй и последующие лепестки. При этом двигайтесь слева направо по кругу.


Вот как должна выглядеть работа после того, как вы сделаете первый круг.


Второй и последующие выполняйте в шахматном порядке по отношению к предыдущим.


Вот как декорировать мыло своими руками, объединив карвинг и резьбу по дереву.

В завершение, вам предлагаются 3 сюжета. Из первого вы узнаете подробно про резьбу по дереву, про инструменты для начинающих.

После просмотра второго, вы сможете вырезать ложку с красивой резной ручкой.

Из третьего вы узнаете, как вырезать очаровательную розу из дерева.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

January 13th, 2017

Как то я вам рассказывал, и мы с вами разбирались . А вот еще одна их сфера применения.

Художественная резьба по листьям — именно этим уже несколько лет занимаются китайские мастера компании «Longal Craft Co., Ltd.». Они выполняют необычные и уникальные произведения, выполненные на осенних опавших листьях, а точнее занимаются резьбой на сухих листьях.

Поверхность листа как холст для художника, но перед началом работы он требует определенной обработки. Все листья, а это в основном кленовые, по утверждению владельцев компании собраны в экологически чистых районах.

Листья выбирают для дальнейшей работы только симметричной формы, целые, без изъяна и повреждений, красивые и яркие, разных цветов и оттенков.

Затем их подвергают обработке, опуская в кипящую воду, для уничтожения всех микробов и придания листу эластичности и мягкости, затем просушивают, убрав лишнюю влагу.

И вот тут и начинается самое загадочное действо — это резьба по листу, тонкости которой компанией не разглашаются и держатся в секрете.

При ближайшем рассмотрении видно, что резьба по листьям производится только верхнего слоя листа, оставляя целым сам каркас состоящий из «сеточки» жилок листа.

Таким образом создается необыкновенное, невесомое изображение, которое как бы держится на тонкой и прозрачной сетке удерживаемой хрупким стебельком листа.

Надо отдать должное терпению и умению мастеров, ведь необходимо не только точно передать всю художественную ценность изображения, но и при работе сохранить целостность самого каркаса листа. Работа на самом деле очень тонкая и ювелирная.

Кстати, компания принимает заказы от частных лиц и берется изготовить любое изображение заказчика, а затем доставить готовое произведение в целостности и сохранности по любому указанному адресу в мире.

Впервые новое направление искусства резьбы по листьям продемонстрировал Хуанг Тай Шанг. Было это в 1994-ом, и тогда же его занесли в книгу рекордов Гиннеса.

Работа в этом направлении очень ювелирная, ведь листья нигде не прорезаны насквозь. При создании картинки срезается только часть поверхности листа. В итоге остаётся очень тонкий, почти невидимый глазу полупрозрачный слой.

Работа по созданию резных листьев проходит в несколько этапов:

листья без дефектов отбирают только осенью

листья сушат на солнце в течение десяти месяцев

затем опускают их в кипящую воду на несколько часов, для того чтобы сделать более мягкими и убить бактерии

когда конечное изображение готово, листья ещё раз сушат

Сначала может показаться, что художники используют листья обычного клена. Однако, используется другое дерево - платан.

Вырезать рисунок на тонком листике очень сложно. Спасет здесь китайских умельцев давняя традиция вырезания на бумаге, и соответствующий опыт. Но даже и большой опыт не спасает те 60% работ, которые рвутся в процессе производства






























Подход Лоренцо Дюрана к данному виду творчества считается оригинальным, так как автор в качестве инструмента использует тонкий нож или скальпель, вместо привычных ножниц.

Данное направление ручной работы сам автор называет naturayarte. Чтобы заниматься подобным искусством, необходимо быть предельно осторожным и внимательным. Достаточно одного вздрагивания руки, дабы в одно мгновение уничтожить кропотливые плоды деятельности. Такая утонченная, филигранная работа может в среднем занимать от одной недели до трех месяцев. Представьте теперь, чего может стоить «случайный промах»?

Сама идея такой резьбы не нова. Лоренцо рассказывает, что он тщательно изучал kirigami (китайская техника резьбы по бумаге, корни которой уходят в глубину веков) и scherenschnitte (швейцарская и немецкая техника резания бумаги, которой свойственны сокращенные симметрические мотивы).

По словам Дюрана, резьба по бумаге имеет больше восточный характер, в западном мире о ней практически не знали... В конечном итоге, происки привели художника к мысли — «А почему бы не попробовать резьбу на листьях деревьев?» Думаю, можно смело отметить, что эксперимент удался на славу и даже больше того, привел Лоренцо к новому роду деятельности.

С самого детства Lorenzo Duran увлекался искусством. Его интересовали скульптура и живопись. Он не боялся прислушиваться к своим внутренним ощущениям, искать музу, ставить эксперименты. Ему хотелось, чтобы искусство вошло в его жизнь и как хобби, и как работа одновременно. Но жизнь такова, что нередко у неё свои планы на тот счет, как распорядиться человеческой судьбой. Лоренцо приходилось пробовать свои силы в различных профессиях, чтобы зарабатывать на жизнь. Однако он не бросал действенным образом вынашивать заветную мечту, принимая участия в тематических конкурсных состязаниях.

В один из тех прекрасных солнечных дней, которые не проходят бесследно, Лоренцо был удивлен как обычная гусеница, ни в чем себе не отказывая, прожорливо поедает листик дерева. Вроде бы ничего особенного не происходило, но креативное мышление художника и склонность различать детали взяли верх над обыденностью ситуации, сделав выбор в пользу интересной затеи с будущими причудливыми узорами на листве деревьев.

Таким образом, гусеница стала неким флюгером для дальнейшей реализации художника в его новой нише. Впервые Лоренцо приступил к работе над резьбой по листьям в 2008 году. На сегодняшний день его работы уже нашли своего зрителя, они оцениваются по достоинству как частными лицами, так и коллекционерами с разных уголков земли.

Цены на творения Лоренцо Сильвы варьируются в зависимости от сложности дизайна и вида листа. Самый дорогой лист, проданный мастером, обошелся покупателю в 2400 фунтов стерлингов. Продажи осуществляются через персональный блог испанского художника.

Лоренцо Дюран Мануэль Сильва считает, что природа являет собой вдохновенный источник для творчества. По словам художника, из дерева, металла, минерального стекла и тому подобного можно создавать практически любую форму искусства. Любитель природы Lorenzo Duran считает, что судьба предоставила ему возможность выразить любовь к окружающей среде посредством её же плодов — природных материалов.
Лоренцо всю работу свёл к следующим этапам:


  • Сбор листьев

  • Мытье

  • Сушка

  • Пресс

  • Резьба по листьям

В принципе тоже самое, как и у китайских мастеров и любителей.

Пока листья находятся под прессом (любопытно, что в роли пресса выступает «20 000 лье под водой» Жюля Верна, и это не случайное совпадение, а любимая книга Лоренцо) художник, не теряя времени, создает набросок будущего узора, после чего накладывает полученный рисунок на лист и приступает к завершающему этапу вырезания по принципу трафарета.
Вырезание происходит при помощи небольшого ножика. В самом конце с помощью лупы наносятся окончательные штрихи, делающие из наброска полностью законченное произведение. Это самая ответственная и сложная часть работы, поскольку материал очень хрупкий. Испортить оный — все равно что пустить насмарку недели кропотливого труда.

Сочетая дерево и стекло, можно создавать уникальные и привлекательные изделия, такие, как делает американская художница Мери-Анна Стефенсон. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению резного панно-картины. Этот урок резьбы по дереву будет интересен как новичкам в резьбе по дереву, так и мастерам своего дела. Мастер-класс переведен специально для сайта «Татьянка.ру - сообщество хендмейкеров».
Заготовка - доска березы 28 х 28 х 0,6 см. Она была специально подобрана для этого проекта моим любимым мастером Делом Крафтом, владельцем Del’s Woodcraft , находящимся в Колорадо. Он поставляет моей компании Heartwood Art доски, щиты для выполнения резных работ.

Около месяца ушло на создание рисунка. При этом он должен быть составлен с учетом физико-механических свойств древесины. Как вы знаете, древесина поступает из цилиндрического источника. Пока она находится в виде цельной доски, она остается довольно прямой. Но когда большие площади материала удалены, она может деформироваться, изогнуться. По задумке, изделие должно сохранить форму, иначе все будет испорчено. Именно поэтому заготовка должна быть выбрана вручную. Мой друг Дел Крафт буквально «читает» дерево по волокнам и может выбрать самую лучшую заготовку, которая не только не испортит проект, но даже поможет в его реализации. Рисунок должен быть наложен на заготовку с учетом направления волокон, поэтому прикладываем рисунок чистой стороной к заготовке до начала выполнения резьбы, чтобы удостовериться, что каждый элемент будет расположен согласно строению древесины.
Затем вырезаем шаблон лобзиком и дорабатываем вручную дерево спереди и сзади доски. Сзади просто сглаживаем края прорезей, чтобы при взгляде спереди ветки и ствол казались действительно округлой формы. Спереди не просто скругляем края, а формируем более сложный рельеф, что придаст дереву основную форму. Если сделано хорошо, рельеф будет отбрасывать тени, появится глубина и эффект движения.
На данном этапе основная форма готова, можно переходить к детализации.

Первая резная деталь, которую я добавлю, – внешний круг, который создает иллюзию витиеватой рамки или каймы и акцентирует внимание на форме дерева. Эту раму вырезаю первой потому, что выполнение резьбы требует постоянных поворотов заготовки, чтобы можно было работать в нужном направлении с волокнами древесины.
Также на этом фото лучше виден рельеф веток. Заметьте, что с маленьких веток удалено немного материала, иначе они станут слабыми и хрупкими. Большая часть материала еще будет срезана на этапе вырезания коры.
Вы могли также заметить, что только несколько ветвей пересекаются. Их очень трудно прорезать, а еще сложнее вырезать. Они расположены с учетом строения древесины, а также из соображений наилучшего дизайна. Это тонкий баланс между функцией и формой.

Прежде чем вырезать кору, сделаем более глубокую деталь – дупло на стволе, которое, кстати, является порталом древесного духа. Прорезаем не слишком глубоко. Специальный метод поднутрения используется для создания теней и дает иллюзию большей глубины, чем есть на самом деле. Это требует точного использования резцов для резьбы по дереву и большого терпения. Необходимо много мелких срезов, чтобы вырезать эту деталь и углубить линии.

Корни обработаны по тому же принципу, что и портал древесного духа. Специальная техника поднутрения помогает создать тени, которые отличают один корень от другого без создания широкой прорези между ними. В результате создается три разных уровня резьбы, причем из доски толщиной всего 6 мм. На этапе отделки нужно, чтобы в щелях между корнями собиралось большее количество пропитки, благодаря чему тени станут еще заметнее и глубже.

Прежде чем приступить к вырезанию деталей на самом дереве, области за пределами круга нужно гладко отшлифовать. Само дерево не может быть отшлифовано, иначе это ослабило бы все детали. Наличие гладких и грубых поверхностей на одном и том же куске поможет дать отчетливость областям. Во время заключительного процесса масло глубже проникнет в грубую поверхность, чем в гладкую. Из-за этого каждая область будет немного другого цвета, который поможет отличить главную часть вырезания от его окружения.

Пора вырезать кору. Для этого потребуются мелкие полукруглые резцы, стамески для резьбы по дереву. Возможно, вы заметили несколько заусенцев по краям срезов. Полукруглая стамеска должна быть острой, как бритва, чтобы свести к минимуму их образование. Кожаный ремень для правки нужно держать под рукой на протяжении этой стадии, и полукруглую стамеску нужно затачивать после каждых двадцати резов. Прорезает инструмент древесину или же разрывает ее – две больших разницы.
На фото показаны мелкие резцы для резьбы, которые я использую (карандаш - для представления об их размере).

На фото не видно, но перед вырезанием коры на ветках дупло было дополнительно оформлено с помощью маленькой полукруглой стамески (лучше использовать для этих целей бормашину). Края «портала» должны быть срезаны так, чтобы они выглядели слегка пообтрепавшимися под воздействием природы. Стамеской также сделан вертикальный надрез вокруг внешней стороны дупла. Эта неглубокая прорезь не позволит полукруглой стамеске прорезать дупло во время вырезания коры.
На фото на нижней ветке вы можете видеть результат выполнения резьбы поперек волокон. Древесина здесь не срезается - почти разрывается, образуются заусенцы. Закончив вырезание коры, такие области, как эта, нужно сгладить все недостатки бормашиной с насадкой-иглой. Этот инструмент также подойдет для сглаживания области вокруг дупла.

Вырезаем кору на маленьких ветках. Нужно, чтобы направление коры совпадало с направлением ветки. При этом срезаем полукруглой стамеской, избегая по возможности срезов поперек волокон. При вырезании коры важно делать некоторые срезы заходящими за край, что усилит иллюзию полноты и округлости веток.
Эти маленькие ветки – самые хрупкие элементы работы, особенно те, что не полностью закреплены, как, например, ветка внизу справа. Чтобы избежать слишком большого давления на эти элементы во время резьбы, полукруглая стамеска должна быть острой, как бритва.

Продолжаем детализацию коры. Присмотревшись, вы найдете едва различимые детали, такие как сучки (например в нижнем правом углу), трещины. Последние формируются по тому же принципу, что и корни. Также можно слегка понизить рельеф некоторых веток, благодаря чему они будут растущими позади.
Способность создавать едва различимые тени является особенностью рельефной резьбы. Мозг интерпретирует тени как углубление и воспримет иллюзию большей глубины там, где ее на самом деле нет.

Теперь, когда кора вырезана, нужно перейти к отделке. Сначала сделаем рамку, которая позволит пропитать панно со всех сторон. Размер вырезаемой доски 28 х 28 см, между ней и рамкой должен быть зазор 1,5 мм. Поэтому внутренняя размер рамки 30,5 х 30,5 см. Сделана она из сосновой доски 1 х 3. Винторезы вкручены посередине всех сторон рамки с лицевой стороны, но не привинчены полностью. Это позволит закрепить панно внутри рамки на весу.

Степлер наполнен 1-сантиметровыми скобами. Включен режим, позволяющий крепить проводку – между скобой и деревом остается достаточно пространства для проволоки, с помощью которой можно будет прикрепить панно к рамке. Прикрепляем по одной скобе со всех торцов панно (скобы должны быть примерно посередине торца, как и винторезы на рамке).

Так как большая часть дерева была удалена при резьбе, работа стала слишком непрочной, из-за чего нельзя вставлять скобы, когда она находится в вертикальном положении. Изделие должно быть положено плашмя и прочно зафиксировано на верстаке. Нужно работать аккуратно и точно – так, чтобы давление степлером было достаточным для закрепления скобы в изделии, но недостаточным для его раскалывания.

Отделка выполняется датским маслом. Требуется нанести несколько тонких слоев. Необработанная древесина впитывает первые два слоя, которые могут быть нанесены в один и тот же день. После этого каждому слою нужно дать по меньшей мере день, чтобы впитаться, прежде чем будет нанесен следующий слой.

На фото первые этапы пропитки маслом. Эта пропитка делает насыщеннее и интереснее игру теней, созданных при формировании рельефа веток и коры. Также это придает такую же иллюзию глубины корням и помогает выделить каждый из них. На фото древесина была только что промаслена и потому немного блестит. Этот блеск станет более матовым, как только масло впитается в древесину.
На этом фото видно, как панно подвешено на раме для пропитки. Здесь изделие пропитано уже несколькими слоями масла - отметьте насыщенный медово-коричневый цвет, который приобрела древесина березы.

Такое крепление панно позволяет пропитывать его маслом со всех сторон одновременно. Это также позволяет резной работе высохнуть должным образом перед нанесением следующего слоя.

Теперь, когда резная работа пропитана, пришло время сделать настоящую рамку для панно. Планки рамки были вырезаны из грецкого ореха по размеру панно, внутри сделаны два одинаковых углубления глубиной 3 мм. Они будут надежно удерживать на месте и резную работу, и лист окрашенного стекла, который будет находиться позади панно.

Расположение этих углублений нужно тщательно продумать. Во-первых, перед началом первого углубления должна быть нетронутая полоса, которая станет внешней видимой рамкой, обрамляющей резную работу. Во-вторых, полоса должна быть отавлена и с другого края планки – после второго углубления, чтобы можно было закрепить настенный крючок уже за стеклом (как правило, такие вешалки для резных панно со стеклом не нужны клиентам, но, тем не менее, должны быть). В-третьих, достаточно места нужно оставить между углублениями, чтобы можно было прочно скрепить все части. Это место также обеспечивает достаточное расстояние между резной работой и стеклом, чтобы создать иллюзию большей глубины, позволяя дереву бросать тени на стекло.
Теперь нужно окрасить части рамки. Для этого я использую несколько вешалок. С обоих концов планок степлером ставлю скобы, которые позволят зафиксировать планки на вешалке. Сначала крепим на вешалку слева, которая прочно фиксирует планку и позволяет окрасить ее со всех сторон. После этого подвешиваем ее за верх к вешалке справа и оставляем высыхать.
Теперь панно покрываем тонким слоем прозрачного лака (не снимаем с рамки для пропитки). Лак необходим, иначе масло будет испаряться, древесина потускнеет и станет хрупкой. Лак также придает немного блеска резной работе, ловя свет на самых высоких точках, давая иллюзию даже большей глубины во впадинах коры.

Пришло время для завершающей сборки. После проверки всех частей на соответствие сверлят отверстия более низкой части рамы и в обоих опорах, чтобы можно было скрепить их маленькими винтиками. Резиновая лента используется для того, чтобы помочь скрепить все части рамы вместе (при этом окрашенное стекло уже установлено позади панно). Резиновая лента также помогает удержать вместе полную сборку, пока части рамы склеиваются друг с другом в углах с помощью древесного клея, нанесенного изнутри.

После приклеивания специальные прямоугольные металлические элементы помещены с внешней стороны каждого угла – они фиксируют изделие и одновременно удерживают ремень. Оранжевый ремень медленно затягивается, параллельно проверяется положение всех элементов изделия. Как только ремень закреплен так туго, как это нужно, изделие в таком виде оставляется на ночь, чтобы древесный клей полностью высох. Следующий шаг после проклейки – нужно вставить крошечные винтики в углы. Предварительная сборка изделия и склеивание рамки позволяет почти готовому панно не терять формы квадрата, не перекашиваться во время вкручивания винтиков.