Требуемые профессиональные качества специалиста по охране труда. Инженер по охране труда как объект исследования

Процесс трудоустройства происходит в несколько этапов. Это поиск вакансий, составление и отправка резюме, прохождение собеседования, выполнение тестового задания и получение предложения о работе.

Разберем все по порядку.

Займитесь поиском вакансий

О поиске вакансий специалиста по ОТ мы подробно написали здесь:

Правильно составьте свое резюме

  • Составляйте одно резюме на одну должность. Резюме должно быть написано исключительно для той должности, на которую вы претендуете. Если вы претендуете на должность специалиста по ОТ, не надо писать о том, что вы не прочь поработать инженером-технологом по той лишь причине, что у вас есть такой навык.
  • Резюме должно быть правильно отформатировано. По возможности, оно должно помещаться на один лист формата А4. Быть кратким, «без воды». Главные на ваш взгляд фрагменты должны быть выделены жирным цветом или курсивом. Шрифт должен быть хорошо читаемым, а списки должны быть маркированными.

Надо понимать, что помимо Вашего резюме работодатель просматривает еще несколько десятков, сотен или тысяч. Обычно на первичный осмотр, чтобы отсеять ненужные, у него уходит от 10 секунд до 1 минуты. У вас есть только 15 секунд, чтобы произвести впечатление. Большие блоки текста не будут читать.

  • В резюме специалиста по охране труда должна присутствовать уникальная информация , которая выгодно выделит вас в профессиональном плане по отношению к другим возможным претендентам на должность. Например, вы работали начальником службы ОТ на самом крупном металлургическом заводе России. Либо, вы написали диссертацию на тему охраны труда. Либо, на предприятии, где вы раньше работали, вам удалось сэкономить значительную сумму и прочее.
  • В Вашем резюме должны несколько раз повторяться слова, относящиеся к должности, на которую вы претендуете. (резюме специалист по охране труда, безопасность труда и проч.). Это делается для того, чтобы работодатели, которые ищут резюме специалиста по охране труда в Интернете, могли найти именно ваше резюме по этим ключевым словам.
  • Сопроводительное письмо – обязательно! В нем вы должны написать, почему вы хотите работать именно в данной компании и чем вы могли бы быть ей полезным. Для этого необходимо изучить компанию, ее деятельность, команду и проч. Как минимум, нужно посетить сайт компании.

Когда работодателю необходимо срочно обработать 100 резюме, отобрав лишь 10 из них для более глубокого анализа, некоторые из них читают только сопроводительные письма кандидатов.

На что обращает внимание работодатель, при прочтении резюме?

  • Желаемый оклад. Работодатель соотносит свои денежные возможности с желанием претендента на работу.
  • Должность, на которую вы претендуете. Должна полностью соответствовать потребности работодателя.
  • Последнее место работы. Это важнейшая информация, на которую обращают внимание всегда без исключений! Работодателю надо удостоверится в том, соответствует ли ваш предыдущий опыт работы занимаемой должности.
  • Стаж работы. Работодатель хочет определить, сколько лет вы проработали в области охраны труда, может ли он вас взять к себе, или придется обучать вас необходимым навыкам. Чем больше ваш опыт работы, тем лучше.
  • Пробелы в работе. В этом случае у вас могут спросить следующее: Ваш карьерой рост менялся не в лучшую сторону, почему? У вас был период, когда вы вообще не работали, почему? Вы часто меняли работу, почему? Вы работаете на предприятии всего 3 месяца и одновременно ищите работу, почему?
  • Место жительства и возможность переезда. Без комментариев.
  • Образование. На образование не обращают большого внимание, но только не в случае со специалистом по ОТ. Согласно законодательству, специалист по охране труда должен иметь высшее образование по профилю своей деятельности. Что делать, если нет образования по профилю? Необходимо , чтобы получить диплом «Техносферная безопасность».

Образец резюме специалиста по охране труда

Образец резюме специалиста по охране труда смотрите ниже.

Резюме отослано. Что происходит дальше?

  • Первый вариант развития событий: вам не позвонили. Итак, вы отослали резюме. Если долгое время (более недели) не получили ответа, возможно стоит самому позвонить в компанию и уточнить, дошло ли до них ваше резюме. Или зайти в организацию, и попытаться поговорить с руководителем направления по поводу трудоустройства.

Что касается отдела кадров… Несмотря на то, что отдел активно участвует в процессе набора персонала, окончательное решение принимает высшее руководство в компании вместе с непосредственным вашим будущим начальником. К ним то и стремитесь попасть для беседы. Кто руководитель у специалиста по охране труда в крупной компании? Это начальник службы охраны труда. А в мелкой – как правило, директор предприятия.

  • Второй вариант: вам позвонили, чтобы познакомиться и лучше узнать, стоит ли вас приглашать в фирму для собеседования. Будьте готовы ответить на часто встречающиеся вопросы: «Почему хотите у нас работать и кем вы себя видите через пять лет?» А также полностью рассказать о себе. При этом можно использовать как шпаргалку заранее написанную презентацию (читайте о ней ниже).
  • Третий вариант: вам позвонили, чтобы сразу пригласить в компанию для индивидуального собеседования , либо для участия в конкурсе. Отлично! Только заранее подготовьтесь.

Подготовка к собеседованию

Необходимо выполнить следующее:

Узнайте, как можно больше о компании – чтобы ответить на часто задаваемый вопрос: «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?» Также, в процессе поиска данной информации вы можете определить для себя, стоить ли работать в данной организации.

— зайдите на сайт компании;

— Позвоните по телефону в компанию, узнайте, каковы условия труда, попросите совет, как устроится на работу.

Подготовьте само-презентацию.

Составьте небольшую презентацию о себе продолжительностью не более 5 минут.

Эта презентация должна содержать общую информацию о себе, образование, профессиональные знания, опыт и достижения.

Будьте готовы ответить на часто встречающиеся вопросы: «Почему хотите у нас работать и кем вы себя видите через пять лет?»

Собеседование

Обычно у работодателя уже имеется портрет кандидата на определенную должность. Допустим, нужен человек определенного возраста, имеющий такую-то квалификацию по профилю деятельности, которому он готов платить примерно такой-то оклад и проч. Поэтому, во время собеседования разумнее самому спросить, какого идеального человека ищет фирма. И если вы докажите, что наиболее подходите под этот профиль, то считай – работа ваша!

По возможности, говорите о себе честно, не приукрашивая. Обычно ваши недоговоренности или обман вскрывают опытные рекрутеры в компании.

Не стоит преувеличивать собственные заслуги. Правда всегда всплывает на поверхность.

Кстати, вопрос об окладе желательно выяснить заранее и никогда не обсуждать его вначале собеседования. Отгадайте сами, почему.

Компетентностная модель специалиста по охране труда
для агропромышленного комплекса
в системе профессиональной подготовки


В статье рассмотрены основные подходы к разработке компетентностной модели специалиста по охране труда для агропромышленного комплекса. Акцентировано внимание на необходимость фундаментализации и профессионализации обучения как на важнейшие условия формирования компетентностной модели. Предложена структурная композиция рассматриваемой модели.


Введение


Для осуществления любой профессиональной деятельности человек должен обладать целым рядом профессионально важных качеств, необходимых для труда (умение принимать решения, анализировать ситуации, быть организованным, коммуникабельным, инициативным, компетентным и т.д.). Деятельность специалиста по охране труда обладает интегративным качеством, т.е. качеством, задаваемым объектом профессиональной деятельности. Этот объект, в свою очередь, двусторонен: с одной стороны - это человек во всем разнообразии его субъективности, с другой - это система управления безопасностью труда.
Следовательно, профессиональная деятельность специалиста по охране труда предполагает следующие виды - производственный и управленческий, для успешного осуществления которых будущий специалист должен обладать необходимыми профессиональными и социально-психологическими качествами (сенсорными, перцептивными, психомоторными свойствами, наблюдательностью, двигательной, образной и словесно-логической памятью, техническим мышлением, пространственным соображением и др.). Формирование перечисленных качеств происходит при проектировании компетентностной модели специалиста по охране труда.


Основная часть


Особенности сельскохозяйственного производства, а также высокий уровень травматизма на объектах агропромышленного комплекса определяют значимость деятельности специалиста по охране труда, предъявляют требования к его профессиональной подготовленности, компетентности по вопросам безопасности труда. В свою очередь, анализ формирования и развития профессиональных качеств специалистов по охране труда показывает, что недостаточно изучены принципы отбора и содержания специализированного обучения, требует уточнения компетентностная модель с учетом современных социально-экономических, экологических и производственных условий.
Основными критериальными подходами для разработки такой модели должны быть :
- теоретическая готовность к изучению профессии и нравственная зрелость в актуализации профессиональных знаний;
- профессиональная компетентность в межпрофессиональном диалоге и готовность к саморегуляции профессиональных действий;
- профессиональная компетентность в преобразовательной деятельности личности.
Под компетентностью понимается социально-профессиональная жизнедеятельность, основывающаяся на знаниях человека. Основанием данного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности, склонности и способность личности к социально-профессиональной деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, включающие в свой состав знания и умения человека, которые определяют его возможности в успешном овладении технической стороной деятельности и выражают готовность к овладению ее определенными видами.
Способность и готовность, составляющие качества субъекта, взаимосвязаны. Вместе с тем способность не отождествляется с готовностью к профессиональной деятельности.
Понятие «компетенция» предполагает: наличие реальной специфической ситуации, в которой скрытая ранее потенциальная компетенция личности может быть востребованной и стать актуальной; общую готовность субъекта к самостоятельной успешной деятельности; определяющую роль знаний, умений и навыков, опыта, ценностей и склонностей, приобретенных в процессе обучения . Основой определения содержания понятия «компетенция» является готовность, выраженная в мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.
Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть готов, какова должна быть степень его подготовленности. Поэтому при проектировании обучения особое значение приобретают фундаментализация и профессионализация обучения.
Фундаментализация обучения по охране труда предусматривает отбор наиболее значимого и устойчивого содержания, которым можно руководствоваться в практической деятельности. Речь идет о знании основных принципов, закономерностей, которые позволяют правильно оценить возможность применения вновь приобретаемых знаний. Например, при изучении дисциплины «Производственная безопасность» (специальность 1-74 06 07 «Управление охраной труда в сельском хозяйстве») ведущей линией будет не перечисление и характеристики конкретных машин, механизмов или процессов, а выявление наиболее значимых свойств механизмов, принципов работы машин и механизмов, обеспечения их безопасной эксплуатации.
На этапе профессионализации надо ориентироваться на такие важные качества, как социально-профессиональная компетентность, потребность в самосовершенствовании, профессиональная доминантность и социальная ответственность, прогностические способности, профессиональная надежность и гражданский гуманизм, профессиональный интеллект и индивидуальный стиль деятельности.
Для этого потребуются профессионализация образования, уточнение, т.е.:
- определение ведущей цели каждого предмета, его места в системе формирования инженерно-технических знаний при подготовке инженера по охране труда в агроинженерных вузах;
- выявление наиболее значимых профессиональных задач, решаемых на основе инженерно-технических знаний, получаемых по каждому предмету;
- определение с учетом этого целесообразной структуры учебной дисциплины, удельного веса каждой ее части;
- разработка практических знаний и занятий, направленных на формирование инженерно-технических знаний.
Профессионализм любого специалиста следует рассматривать как интегрированный показатель его личностно-деятельностной сущности, выделяя при этом три составляющих компонента :
- знания как основание, базис профессионализма в целом, характеризующий его личностную и деятельностную сущность;
- общение как умение и готовность использовать знания в условиях принятия решений или анализа ситуации;
- самосовершенствование как стратегическое умение в профессиональном становлении и развитии, которое достигается посредством самообразования, а также в процессе общения с коллегами и проявляется как умение видеть достоинства и недостатки собственной деятельности, оперативно устранять через самообразование и саморазвитие.

Существенным звеном модели в становлении самосознания квалифицированного специалиста и в целом зрелой личности выступают психолого-педагогические знания. Достойное выполнение профессионального долга требует от специалиста знания особенностей своей внутренней жизни, понимания своих чувств, поступков, мыслей; умения устанавливать качественные отношения с другими людьми. Кроме того, необходимым для современного образованного человека становится знание закономерностей обучения и воспитания, их умелое применение в профессиональной жизни . Психологический аспект проектирования такого специалиста предусматривает организацию мотивации обучения, стимулирование и учет эмоционального фактора в профессиональной деятельности, формирование интеллектуального интереса к будущей профессии. Из множества форм, методов и средств формирования познавательной потребности наиболее эффективными являются создание и разрешение проблемных ситуаций, а также связь излагаемого материала с практикой. Немаловажное значение имеет формирование содержания обучения специалистов по охране труда, которое включает системный анализ производства, техники и технологии, организации труда, отбор номенклатуры циклов предметов, определение состава, содержания и объема предметов.
При таком подходе к реализации процесса обучения и будет формироваться компетентностная модель специалиста по охране труда. Структурными компонентами рассматриваемой модели являются: когнитивно-оценочный (система глубоких теоретических знаний, уровень познавательной сферы личности, система обновления знаний по безопасности производства и безопасности труда на протяжении всей трудовой жизни), мотивационно-ценностный (система ценностей и мотивов личности; соотношение знаний для решения проблемы эффективности и надежности профессиональной деятельности), социально-культурный (система отношений к общественно значимым целям), профессионально-личностный (уровень профессионального соответствия специалиста по охране труда, его потребности в непрерывном совершенствовании знаний, применение их в профессиональной деятельности).
Перечисленные компоненты находятся в тесной взаимосвязи: когнитивно-оценочный побуждает к обновлению специальных знаний, умений, навыков, умению самостоятельно принимать решения. Мотивационно-ценностный развивает сознательное побуждение к усвоению специальных знаний, умение решать производственные задачи нестандартными методами.
Социально-культурный компонент включает нравственные нормы поведения (честность, порядочность, критичность, целеустремленность, индивидуальность, творчество). Профессионально-личностный выражает степень образованности специалиста, его потребности в постоянном обновлении знаний.
Обобщенными компетенциями в рассматриваемой модели специалиста по охране труда являются :
1. Ориентация на достижение (измеряет исполнение, усовершенствует результаты, ставит трудные цели, вводит новое).
2. Воздействие и оказание влияния (использует прямое убеждение, факты и цифры, демонстрирует заботу о профессиональной репутации).
3. Концептуальное мышление (распознает ключевые действия, скрытые проблемы, создает связки и модели).
4. Аналитическое мышление (предвидит препятствия, систематически разбивает проблемы на составные части, делает логические выводы, видит последствия, скрытый смысл).
5. Инициатива (настаивает на решении проблем, обращается к проблемам до того, как его попросят об этом).
6. Уверенность в себе (выражает уверенность в собственных суждениях, ищет трудностей и независимости).
7. Межличностное понимание (понимает отношения, интересы, потребности других).
8. Забота о порядке (стремится к ясности ролей и информации; проверяет качество работы или информации, ведет записи).
9. Поиск информации (контактирует со многими различными источниками, читает журналы и пр.).
10. Командная работа и сотрудничество (коллективное обсуждение, добивается вклада каждого).
11. Экспертиза (расширяет и пользуется техническими знаниями; наслаждается технической работой; делится профессиональными знаниями).


Выводы


В заключение необходимо отметить, что для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, так как существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимании целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды, формировании у будущих специалистов необходимых компетенций, особого вида культуры, учитывающих специфику деятельности человека в условиях достижения пределов роста, культуры безопасности жизнедеятельности. Оптимальным решением данного вопроса является построение компетентностной модели специалиста по охране труда, которая позволяет определить профессионально-личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности.


Литература


1. Вавилова Л.Н. Педагогическая технология повышения эффективности обучения специалистов по охране труда // Геоинформационные технологии в решении региональных проблем: Сб. науч. тр. Всероссийск. науч.-практ. конф. М. - Тула, 2002. С. 71 - 72.
2. Попов А.В., Третьяк Л.Н. Формирование и самооценка профессиональной компетенции студентов технических специальностей // Методология и технологии нормирования и оценки качества результатов образования на основе компетентностного подхода: Материалы XI симпозиума "Квалиметрия и образование: методология, методика, практика". М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 54 - 60.
3. ОСРБ 1-74 06 07-2007: Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-74 06 07 Управление охраной труда в сельском хозяйстве. Минск: Минобр., 2007. 35 с.
4. Мисун Л.В., Шабека Л.С., Макар А.Н. Совершенствование подготовки специалистов по охране труда для агропромышленного комплекса // Агропанорама. 2009. N 6. С. 42 - 44.
5. Мисун Л.В. К вопросу системного непрерывного образования студентов вуза по охране труда // Современные проблемы образования и воспитания в сельскохозяйственных учебных заведениях: Материалы Междун. научно-практ. конф. Горки: БГСХА, 2000. С. 47 - 48.
6. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе // Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.
Авторы:
Л.В. Мисун, д. т. н., профессор,
А.Н. Макар, аспирантка БГАТУ

Сегодня мы затронем тему, информации по которой и так, казалось бы, везде предостаточно. Но, тем не менее, данная тема не становится от этого менее актуальной в условиях сегодняшнего дня, когда количество подходящих кандидатов на рынке в десятки, а то и сотни раз превышает количество открытых вакансий.

Помните

Резюме – это Ваша визитная карточка и то, каким образом оно составлено – это более половины успеха. Основной Вашей задачей при поиске новой работы будет составить резюме таким образом, чтобы оно стало конкурентоспособным или как любят говорить рекрутеры «продающимся».

Два главных принципа составления резюме

В первую очередь, хотелось бы остановиться на базовых принципах составления резюме: краткость и структурированность. Резюме должно умещаться не более чем в 2 страницы даже при очень богатом опыте работы и иметь четкую структуру – информация не должна располагаться хаотично. Придерживаться этого правила не составит труда, если вы публикуете свое резюме на сайтах по поиску работы. Вся информация там уже заранее разбита на смысловые блоки, а Вам остается только заполнить пустые графы. Также практически любой такой сайт позволяет выгрузить готовое резюме в нужном формате (например, http://hh.ru, http://www.superjob.ru).

Обязательная информация для любого резюме

В резюме должна всегда присутствовать следующая информация:

  1. Фамилия, Имя, Отчество, возраст;
  2. Желаемая должность и зарплата;
  3. Контактная информация (телефон, по которому вы всегда доступны и актуальный элеткронный адрес);
  4. Опыт работы;
  5. Образование основное и дополнительное;
  6. Ключевые навыки, личные качества;
  7. Рекомендации коллег и руководителей с предыдущих мест работы.

Как описать опыт работы специалисту по охране труда?

«Опыт работы» – раздел резюме, который наиболее тщательно изучается эйчарами и работодателями. Поэтому очень важно изложить информацию таким образом, чтобы о Вас сложилось верное мнение, как о профессионале в сфере охраны труда.

В первую очередь укажите даты работы в организации, обозначив количество отработанных месяцев (лет), направление деятельности организации. Если вы работали в крупных организациях, также укажите количество работников организации (хотя бы примерно), демонстрируя свое умение работать с крупными структурами.

При перечислении своих должностных обязанностей не забывайте, пожалуйста, о краткости изложения. Не нужно полностью копировать свою должностную инструкцию, выделите основные направления Вашей работы и то, что покажется Вам наиболее важным.

Для специалиста по охране труда стандартно наличие в резюме следующих направлений работы (они указываются существительными в именительном падеже):

  1. Разработка и ведение локальной нормативной документации по охране труда;
  2. Проведение инструктажей, организация необходимых видов обучения для производственного персонала;
  3. Расследование и учет несчастных случаев в соответствии с законодательством РФ;
  4. Организация выдачи средств индивидуальной защиты, специальной одежды, обуви работникам;
  5. Организация медицинских осмотров (предварительных/периодических, предрейсовых);
  6. Взаимодействие и представление интересов компании в государственных надзорных и контролирующих органах.

Не стоит включать в резюме то, чем вы не занимались. Правдивость – это тоже залог успеха. Подловить Вас на вранье на собеседовании опытному эйчару будет не так уж и сложно.

Не менее важным в разделе «Опыт работы» является указание на результаты и достижения. Именно они помогут выделить Ваше резюме среди других однотипных. Отсутствие в резюме результатов и достижений – основная ошибка кандидатов, резюме которых остаются незамеченными. Для специалиста по охране труда наиболее выигрышными достижениями будут: создание системы охраны труда на предприятии «с нуля», успешное прохождение аудитов, проверок, опыт проведение специальной оценки условий труда с минимальными затратами (в том числе за счет средств ФСС). Укажите то, что позволит отметить вашу результативность. Например, если в связи с организацией службы охраны труда количество несчастных случаев на производстве сократилось — обязательно это укажите! Также стоит отметить отсутсвие или снижение количества предписаний со стороны проверяющих органов, если это имело место. При этом важно конкретизировать, с какими именно проверяющими органами вам довелось иметь дело. Работодателю важно не то, что в ваши обязанности входило, а то, чего вы реально достигли. Не поленитесь и проведите подсчеты. Специалисты, подбирающие персонал, и руководители оценят наличие в резюме реальных показателей, цифр, процентов, что существенно повысит Ваши шансы на приглашение на интервью.

Давайте посмотрим на примеры, которые можно использовать:

  1. Успешное прохождение проверок со стороны ГИТ, Ростехнадзора;
  2. Сокращение количества случаев производственного травматизма по сравнению с предыдущими периодами;
  3. Сокращение расходов компании на проведение специальной оценки условий труда за счет привлечения средств ФСС.

Нормативная база в сфере охраны труда регулярно обновляется, поэтому важно отразить ваше умение работать в подобных условиях. Перечисление проведенных мероприятий по адаптации к свежим нормам законодательства будет достоинством любого резюме.

В дополнение к перечисленному, если у Вас есть опыт работы в области экологии, пожарной безопасности, промышленной безопасности обязательно не забудьте это отметить. Нередки случаи, когда работодатель ищет именно такого универсального специалиста, и это станет вашим ключевым преимуществом.

Места работы располагайте по стандартному правилу – в обратном хронологическом порядке, то есть от последнего к первому. Если обязанности на нескольких местах идентичны, то для краткости резюме вы можете это указать (каким образом – показано в нашем примере резюме, которое вы найдете в конце статьи).

Что указать в разделе «Дополнительное образование»?

Раздел «Дополнительное образование» является не менее важным для специалистов по охране труда. Укажите в нем все аттестации и виды обучения, которые Вы когда-либо проходили. Наличие информации такого рода подтвердит уровень вашей квалификации.

Что стоит указывать в разделе «Ключевые навыки»?

Для начала, не путайте навыки и личные качества. Навык – это то, что относится к вашей квалификации как специалиста. Например: умение работать с технической документацией; знание и практическое применение нормативных актов по охране труда; владение информацией о требованиях и особенностях планирования офисных, производственных помещений и так далее. Не забудьте указать уровень владение иностранными языками и уровень владения ПК, опыт работы с информационно-правовыми системами, системами проектирования и черчения. В личных же качествах постарайтесь указать именно те, которые помогают Вам в работе: ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, коммуникабельность, способность к обработке большого объема информации и работы в условиях многозадачности.

Как впечатлить потенциального работодателя?

Если Вы можете похвастаться наличием портфолио (доклады на конференциях, статьи на профессиональные темы) – не стоит скромничать, обязательно делайте ссылки на эти материалы. Работодатель оценит их по достоинству.

Вот, пожалуй, и все. И, пожалуйста, не забывайте проверять свое резюме на соответствие нормам русского языка, это не менее важно, чем все то, о чем написано выше.

Используйте наш для создания собственного уникального резюме.

"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", 2011, N 8

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассмотрены основные подходы к разработке компетентностной модели специалиста по охране труда для агропромышленного комплекса. Акцентировано внимание на необходимость фундаментализации и профессионализации обучения как на важнейшие условия формирования компетентностной модели. Предложена структурная композиция рассматриваемой модели.

Введение

Для осуществления любой профессиональной деятельности человек должен обладать целым рядом профессионально важных качеств, необходимых для труда (умение принимать решения, анализировать ситуации, быть организованным, коммуникабельным, инициативным, компетентным и т. д.). Деятельность специалиста по охране труда обладает интегративным качеством, т. е. качеством, задаваемым объектом профессиональной деятельности. Этот объект, в свою очередь, двусторонен: с одной стороны - это человек во всем разнообразии его субъективности, с другой - это система управления безопасностью труда.

Следовательно, профессиональная деятельность специалиста по охране труда предполагает следующие виды - производственный и управленческий, для успешного осуществления которых будущий специалист должен обладать необходимыми профессиональными и социально-психологическими качествами (сенсорными, перцептивными, психомоторными свойствами, наблюдательностью, двигательной, образной и словесно-логической памятью, техническим мышлением, пространственным соображением и др.). Формирование перечисленных качеств происходит при проектировании компетентностной модели специалиста по охране труда.

Основная часть

Особенности сельскохозяйственного производства, а также высокий уровень травматизма на объектах агропромышленного комплекса определяют значимость деятельности специалиста по охране труда, предъявляют требования к его профессиональной подготовленности, компетентности по вопросам безопасности труда. В свою очередь, анализ формирования и развития профессиональных качеств специалистов по охране труда показывает, что недостаточно изучены принципы отбора и содержания специализированного обучения, требует уточнения компетентностная модель с учетом современных социально-экономических, экологических и производственных условий.

Основными критериальными подходами для разработки такой модели должны быть :

Теоретическая готовность к изучению профессии и нравственная зрелость в актуализации профессиональных знаний;

Профессиональная компетентность в межпрофессиональном диалоге и готовность к саморегуляции профессиональных действий;

Профессиональная компетентность в преобразовательной деятельности личности.

Под компетентностью понимается социально-профессиональная жизнедеятельность, основывающаяся на знаниях человека. Основанием данного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности, склонности и способность личности к социально-профессиональной деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, включающие в свой состав знания и умения человека, которые определяют его возможности в успешном овладении технической стороной деятельности и выражают готовность к овладению ее определенными видами.

Способность и готовность, составляющие качества субъекта, взаимосвязаны. Вместе с тем способность не отождествляется с готовностью к профессиональной деятельности.

Понятие "компетенция" предполагает: наличие реальной специфической ситуации, в которой скрытая ранее потенциальная компетенция личности может быть востребованной и стать актуальной; общую готовность субъекта к самостоятельной успешной деятельности; определяющую роль знаний, умений и навыков, опыта, ценностей и склонностей, приобретенных в процессе обучения . Основой определения содержания понятия "компетенция" является готовность, выраженная в мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.

Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть готов, какова должна быть степень его подготовленности. Поэтому при проектировании обучения особое значение приобретают фундаментализация и профессионализация обучения.

Фундаментализация обучения по охране труда предусматривает отбор наиболее значимого и устойчивого содержания, которым можно руководствоваться в практической деятельности. Речь идет о знании основных принципов, закономерностей, которые позволяют правильно оценить возможность применения вновь приобретаемых знаний. Например, при изучении дисциплины "Производственная безопасность" (специальность 1-74 06 07 "Управление охраной труда в сельском хозяйстве") ведущей линией будет не перечисление и характеристики конкретных машин, механизмов или процессов, а выявление наиболее значимых свойств механизмов, принципов работы машин и механизмов, обеспечения их безопасной эксплуатации.

На этапе профессионализации надо ориентироваться на такие важные качества, как социально-профессиональная компетентность, потребность в самосовершенствовании, профессиональная доминантность и социальная ответственность, прогностические способности, профессиональная надежность и гражданский гуманизм, профессиональный интеллект и индивидуальный стиль деятельности.

Для этого потребуются профессионализация образования, уточнение, т. е.:

Определение ведущей цели каждого предмета, его места в системе формирования инженерно-технических знаний при подготовке инженера по охране труда в агроинженерных вузах;

Выявление наиболее значимых профессиональных задач, решаемых на основе инженерно-технических знаний, получаемых по каждому предмету;

Определение с учетом этого целесообразной структуры учебной дисциплины, удельного веса каждой ее части;

Разработка практических знаний и занятий, направленных на формирование инженерно-технических знаний.

Профессионализм любого специалиста следует рассматривать как интегрированный показатель его личностно-деятельностной сущности, выделяя при этом три составляющих компонента :

Знания как основание, базис профессионализма в целом, характеризующий его личностную и деятельностную сущность;

Общение как умение и готовность использовать знания в условиях принятия решений или анализа ситуации;

Самосовершенствование как стратегическое умение в профессиональном становлении и развитии, которое достигается посредством самообразования, а также в процессе общения с коллегами и проявляется как умение видеть достоинства и недостатки собственной деятельности, оперативно устранять через самообразование и саморазвитие.

Существенным звеном модели в становлении самосознания квалифицированного специалиста и в целом зрелой личности выступают психолого-педагогические знания. Достойное выполнение профессионального долга требует от специалиста знания особенностей своей внутренней жизни, понимания своих чувств, поступков, мыслей; умения устанавливать качественные отношения с другими людьми. Кроме того, необходимым для современного образованного человека становится знание закономерностей обучения и воспитания, их умелое применение в профессиональной жизни . Психологический аспект проектирования такого специалиста предусматривает организацию мотивации обучения, стимулирование и учет эмоционального фактора в профессиональной деятельности, формирование интеллектуального интереса к будущей профессии. Из множества форм, методов и средств формирования познавательной потребности наиболее эффективными являются создание и разрешение проблемных ситуаций, а также связь излагаемого материала с практикой. Немаловажное значение имеет формирование содержания обучения специалистов по охране труда, которое включает системный анализ производства, техники и технологии, организации труда, отбор номенклатуры циклов предметов, определение состава, содержания и объема предметов.

При таком подходе к реализации процесса обучения и будет формироваться компетентностная модель специалиста по охране труда. Структурными компонентами рассматриваемой модели являются: когнитивно-оценочный (система глубоких теоретических знаний, уровень познавательной сферы личности, система обновления знаний по безопасности производства и безопасности труда на протяжении всей трудовой жизни), мотивационно-ценностный (система ценностей и мотивов личности; соотношение знаний для решения проблемы эффективности и надежности профессиональной деятельности), социально-культурный (система отношений к общественно значимым целям), профессионально-личностный (уровень профессионального соответствия специалиста по охране труда, его потребности в непрерывном совершенствовании знаний, применение их в профессиональной деятельности).

Перечисленные компоненты находятся в тесной взаимосвязи: когнитивно-оценочный побуждает к обновлению специальных знаний, умений, навыков, умению самостоятельно принимать решения. Мотивационно-ценностный развивает сознательное побуждение к усвоению специальных знаний, умение решать производственные задачи нестандартными методами.

Социально-культурный компонент включает нравственные нормы поведения (честность, порядочность, критичность, целеустремленность, индивидуальность, творчество). Профессионально-личностный выражает степень образованности специалиста, его потребности в постоянном обновлении знаний.

Обобщенными компетенциями в рассматриваемой модели специалиста по охране труда являются :

1. Ориентация на достижение (измеряет исполнение, усовершенствует результаты, ставит трудные цели, вводит новое).

2. Воздействие и оказание влияния (использует прямое убеждение, факты и цифры, демонстрирует заботу о профессиональной репутации).

3. Концептуальное мышление (распознает ключевые действия, скрытые проблемы, создает связки и модели).

4. Аналитическое мышление (предвидит препятствия, систематически разбивает проблемы на составные части, делает логические выводы, видит последствия, скрытый смысл).

5. Инициатива (настаивает на решении проблем, обращается к проблемам до того, как его попросят об этом).

6. Уверенность в себе (выражает уверенность в собственных суждениях, ищет трудностей и независимости).

7. Межличностное понимание (понимает отношения, интересы, потребности других).

8. Забота о порядке (стремится к ясности ролей и информации; проверяет качество работы или информации, ведет записи).

9. Поиск информации (контактирует со многими различными источниками, читает журналы и пр.).

10. Командная работа и сотрудничество (коллективное обсуждение, добивается вклада каждого).

11. Экспертиза (расширяет и пользуется техническими знаниями; наслаждается технической работой; делится профессиональными знаниями).

В заключение необходимо отметить, что для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, так как существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимании целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды, формировании у будущих специалистов необходимых компетенций, особого вида культуры, учитывающих специфику деятельности человека в условиях достижения пределов роста, культуры безопасности жизнедеятельности. Оптимальным решением данного вопроса является построение компетентностной модели специалиста по охране труда, которая позволяет определить профессионально-личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Литература

1. Вавилова Л. Н. Педагогическая технология повышения эффективности обучения специалистов по охране труда // Геоинформационные технологии в решении региональных проблем: Сб. науч. тр. Всероссийск. науч.-практ. конф. М. - Тула, 2002. С. 71 - 72.

2. Попов А. В., Третьяк Л. Н. Формирование и самооценка профессиональной компетенции студентов технических специальностей // Методология и технологии нормирования и оценки качества результатов образования на основе компетентностного подхода: Материалы XI симпозиума "Квалиметрия и образование: методология, методика, практика". М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 54 - 60.

3. ОСРБ 1-74 06 07-2007: Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-74 06 07 Управление охраной труда в сельском хозяйстве. Минск: Минобр., 2007. 35 с.

4. Мисун Л. В., Шабека Л. С., Макар А. Н. Совершенствование подготовки специалистов по охране труда для агропромышленного комплекса // Агропанорама. 2009. N 6. С. 42 - 44.

5. Мисун Л. В. К вопросу системного непрерывного образования студентов вуза по охране труда // Современные проблемы образования и воспитания в сельскохозяйственных учебных заведениях: Материалы Междун. научно-практ. конф. Горки: БГСХА, 2000. С. 47 - 48.

6. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе // Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.

Л. В.Мисун

профессор

А. Н.Макар

Аспирантка

Подписано в печать

Требования к инженеру по охране труда Согласно статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации (редакция 2006 г.) (далее - Кодекс, ТК РФ) - в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В нормативных правовых актах отсутствует расшифровка данного термина. В «Российской энциклопедии по охране труда»* термин специалист по охране труда разъясняется следующим образом: это «работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда.

На должность специалиста по охране труда, как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, - не менее 5 лет).

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда». Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник* (приложение 1) либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по договору (приложение 2). Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Профессиональные и личностные качества специалистов службы охраны труда оказывают влияние на уровень охраны труда и организацию безопасного производства работ, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Инженер (специалист) по охране труда должен:

Иметь широкий диапазон знаний в области физики, химии, токсикологии, медицины, статистики, психологии и физиологии труда, эстетики, эргономики, трудового законодательства;

Хорошо разбираться в технологии и экономике производства, свойствах изготавливаемой продукции;

Знать правила техники безопасности, правила дорожной безопасности и пожарной безопасности;

Быть профессионально подготовленным, информированным и иметь практический опыт или стаж работы; - обладать высокой личной ответственностью, дисциплинированностью, работоспособностью;

Уметь отстаивать свое мнение и противостоять мнению большинства, если он уверен в своей правоте;

Обладать широтой и аналитичностью мышления, самокритичностью, хорошей памятью, эмоциональной устойчивостью и т. д.;

Уметь эффективно выстраивать взаимодействие с отделами и службами в организации, органами власти и работодателем;

Сохранять объективность при оценке обоснованности требований инспектирующих органов, а также условий труда на рабочих местах и поведения нарушителей.

Работа инженера по охране труда представлена в терминах, характеризующих его профессиональное поведение, а не через требования к объему знаний, умений и навыков, стажу работы или образованию. Для разработки Модели компетенций было определено, что под должностью инженера по охране труда понимается штатный работник, интегрированный в работоспособную систему управления охраной труда, ориентированный на достижение реальных (в противовес формальным) результатов.

Цель его деятельности - обеспечение безопасности труда работников и последовательное улучшение условий и охраны труда в организации. Он должен иметь минимально необходимый опыт или стаж работы. Модель компетенций содержит девять базовых характеристик, которые обязан исполнять инженер по охране труда. Условно их можно определить так:

«Контроль», «Достижение», «Обучение», «Забота о работниках», «Техническая экспертиза», «Учет ошибок», «Сотрудничество», «Самоконтроль», «Воздействие и оказание влияния».

В них приведены поведенческие индикаторы и примеры, которые помогают понять, как каждая из указанных компетенций проявляется в профессиональной деятельности.

«Контроль» заключается в обнаружении нарушений требований охраны труда и принятии мер по их устранению. Для проведения контроля инженер по охране труда должен располагать достаточным объемом знаний, быть принципиальным и объективным.

«Достижение» проявляется в тех случаях, когда деятельность инженера по охране труда направлена на улучшение результатов работы, поиск оптимальных решений или когда он проявляет инициативу,

«Обучение» связывается с проведением профилактической работы, направленной на формирование безопасного поведения работников, основанного на знаниях, умениях и навыках безопасной работы, а также формированием в организации позитивного отношения к охране труда.

«Забота о работниках» состоит в том, что инженер по охране труда, взаимодействуя с персоналом организации, выделяет проблемные места в работе и принимает возможные меры к улучшению условий и охраны труда. Эта компетенция отражает, насколько специалист восприимчив по отношению к другим людям.

Ее важной особенностью является то, что здесь проявляется «любовь к своему делу, своей профессии». Успехи в решении вопросов, связанных с помощью работникам, - главный результат его работы, что является сильным мотивирующим фактором. Поведенческие индикаторы: как реагирует на жалобы, замечания работников и какие действия предпринимает в результате.

Инженер по охране труда, обладающий компетенцией «Техническая экспертиза», владеет необходимым в работе объемом знаний, а также имеет высокую мотивацию на расширение, использование и распространение этих знаний на других, проводит консультирование работодателя и работников организации по вопросам охраны труда, взаимодействует с коллегами по обмену профессиональным опытом.

Учет ошибок» называется также «опытностью», т. е. инженер по охране труда обладает профессиональным опытом, знанием нюансов своего дела. Проявляется при оценке результатов собственной работы и состоит в разработке мер по недопущению ошибок в дальнейшем. Специалист, обладающий данной компетенцией, анализирует причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также предлагает конкретные меры профилактики. «Сотрудничество».

Суть компетенции в следующем: задача инженера по охране труда - обеспечить безопасность работников. Одному здесь не справиться. Поэтому часто необходимо обращаться к руководителю, специалистам структурных подразделений организации, профсоюзным инспекторам труда, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, внешним экспертам.

«Самоконтроль» состоит в способности инженера по охране труда управлять своим эмоциональным состоянием при встрече с сопротивлением или враждебностью окружающих и при работе в стрессовых ситуациях.

«Воздействие (оказание влияния)» можно определить как «целевое убеждение». Данная компетенция состоит в намерении убедить, уговорить, повлиять на окружающих, чтобы заставить их поддержать планы, предлагаемые инженером по охране труда. Поведенческим критерием может служить умение добиваться, чтобы выслушали и услышали.

Все компетенции взаимосвязаны, но ключевыми являются: «Контроль», «Достижение», «Обучение», «Забота о работниках» и «Техническая экспертиза». Тем не менее для инженера по охране труда важно обладать компетенциями «Учет ошибок» и «Самоконтроль», отражающими его личную эффективность, а также коммуникативными компетенциями «Сотрудничество» и «Воздействие (оказание влияния)».

Каждая компетенция имеет свои предпосылки проявления. Так, «Техническая экспертиза», «Учет ошибок» и «Сотрудничество» в большей степени связаны с опытом работы в конкретной организации и в целом с опытом работы по охране труда.

«Достижение» и «Забота о работниках» в большей степени отражают направленность человека, его ценности и мотивы. Уровень проявления компетенции «Самоконтроль» определяется в значительной мере свойствами нервной системы, особенностями характера и мотивацией специалиста.