Учитель придирается к подростку: что делать? Что делать родителям, если учитель придирается к ребенку.

Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников.

Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! - нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник:

Вот, посмотрите.

На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!»

Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок.

Может, нам в другой класс перейти или в другую школу?

Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти.

Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента.

Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо».

Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит?

Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания.

«Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания.

«Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание.

Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком.


Чем вы можете ему помочь?

1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка.

Ключевые моменты:

Не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка;

Выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому;

Объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека;

Не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону.

2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем.

Ключевые моменты:

Не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет;

Не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику);

Не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности;

Не обещайте того, чего выполнить не сможете;

Не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости).

В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…»

Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)».

Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения.

Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно.


Переходить ли в другой класс или школу?

Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений.

Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся.

Берегите друг друга!

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер/Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

Конфликт с учителем

Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.

Ребенок в школе

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

В некоторых случаях переход в другой класс или школу – это не поражение, а возможность разом избавиться от целого клубка проблем.

| 27.01.2015

Ситуация конфликта «учитель – ученик» неприятная сама по себе, совсем не простая, но, бывает, что и проблема надумана. В этой статье мы разберемся с придирками учителя, а точнее, что ребенок может посчитать придирками.

Материалы по теме:

К сожалению, бывает так, что ребенок не желает ходить в школу по причине плохих взаимоотношений с классным руководителем или другими учителями. У детей довольно развито чувство справедливости, а придирки - несправедливы и оттого особенно обидны. Хотя «придирка» вполне может быть нормальной частью процесса обучения. Но ребенок это не всегда понимает. Проблема во взаимопонимании между учителем и учеником приводит к снижению школьной мотивации. Ребенок может не просто начать хуже учиться, но и прогуливать уроки.

Конечно, хочется обратить внимание родителей на то, что сами по себе жалобы ребенка на учителя не всегда являются показателем того, что педагог к нему придирается. Порой за придирки принимаются вполне справедливые требования выучить заданное, писать аккуратнее, не болтать с одноклассниками на уроках.

Признаки конфликта

Можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем на ранней стадии по ряду признаков:

  1. Ребенок пренебрегает учебой или каким-то одним предметом, отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно.
  2. Ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

Разговор - первым делом

Для начала нужно понять ситуацию, действительно ли педагог придирается, или его требования справедливы. Или даже наоборот, ребенок пытается что-то скрыть и обмануть родителя.

В первую очередь родителям следует уточнить подробности и обстоятельства происходящего недопонимания: почему возникла эта ситуация, а также обсудить варианты решения проблемы.

Дети не всегда рассказывают родителям, что происходит в школе. Если вы видите, что ребенок после уроков расстроен, подавлен или агрессивен, а в тетради за хорошо выполненное задание стоят неудовлетворительные оценки, то есть все основания попытаться разобраться в том, что происходит.

Кстати, поговорив с ребенком, вы узнаете намного больше, чем о его отношениях с учителями. Может оказаться, что , или у него .

  1. Расспросите ребенка. Очень важно понять, является ли конфликт длительным. Бывает так, что плохо выполненная контрольная работа или отказ от участия во внешкольном мероприятии могут послужить началом трудностей.
  2. Не идите на поводу у эмоций. Конечно, каждый родитель готов защищать своего ребенка. Постарайтесь отделить эмоциональное от рационального.
  3. Займите объективную позицию. Согласитесь, что в любом конфликте виноватыми могут оказаться обе стороны. Будьте доброжелательны и уверенно скажите ребенку: «Я понимаю, ты расстроен и обижен. Я готов помочь разобраться и найти справедливое решение. Только, пожалуйста, расскажи все, как было». Дети боятся, что их будут ругать и накажут, что они станут «плохими» и их будут меньше любить. А во избежание - лгут и фантазируют. Дети - те еще врушки, все без исключения. Помните, ребенок не всегда хочет говорить правду, и будет пытаться обойти острые углы, придумав 1000 отговорок, одна из которых: «Ко мне придираются!». Не ругайтесь, но постарайтесь разобраться. Более того, это может стать сигналом тревоги. Особенно если «придираются» все учителя сразу.

Совет ученику . Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Это поможет найти решение, которое устраивает обе стороны.

Что считать придиркой учителя?

Требования к выполнению домашнего задания, изучению материалов, соблюдению школьных правил и т.д. никак нельзя считать придирками. Таков школьный порядок и процесс обучения. Да, кто-то из учителей может быть излишне строго подходить к, например, внешнему виду учеников или школьному распорядку. Многие педагоги очень любят свой предмет, и считают его самым главным. У многих есть любимчики. Однако, профессионал понимает, что дети есть дети, они могут быть непослушными, непоседливыми и неусидчивыми, и у каждого свои способности и интересы, и много чего еще. А вот ставить низкие отметки и одёргивать ученика из-за личной неприязни к нему или его родителю - это уже вопрос совсем другой.

Заниженные оценки

Может случиться, что ребенок, знающий предмет, стесняется, смущается, боится, не уверен и т.д., поэтому его ответ на уроке вышел скомканным, за что и получит оценку ниже, чем рассчитывал. Учитель не увидел знаний, потому что ученик их не показал из-за внутреннего трепета. А ученику-то обидно, ведь учил.

Если ситуация такая, то тут речь не о придирках, а о том, что ребенок не умеет показывать свои знания. В мире взрослых это называется самопрезентацией, и этот навык существенно поможет в будущей . Нужно помочь ребенку этот навык получить. Потренируйте ребенка отвечать на вопросы и показывать свои знания. Ответ всегда звучит убедительнее, если он озвучен бодро и уверенно, без дрожи в голосе. Знание ответа - половина дела, вторая половина - чувство уверенности и правоты.

Совет ученику . Если ты ответил не вопрос недостаточно, но знаешь предмет, спроси у учителя, что именно тому не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Если же ты чувствуешь, что не можешь сходу ответить на вопрос учителя во время урока, стесняешься, потренируйся дома читать учебник и отвечать вслух.

Конфликтная «пустяковина»

Постоянные конфликты на пустом месте, придирки, и даже оскорбительные высказывания из-за ерунды. Может быть на самом деле, или ребенок воспринимает общение с учителем именно так. Многие учителя готовы к диалогу, поэтому важно тут первым делом - спросить учителя: «Что, Марь Иванна, Вы имели ввиду, назвав меня / моего ребенка так-то и так-то?». Да, учитель может сказать что-то резкое, зацепившись за какую-то деталь, и примерив ее к своим стереотипам. Все люди разные, и об одних и тех же вещах они думают и воспринимают их по-разному. Хороший учитель признает свою ошибку и исправит неверное мнение.

Может, учителю показалось, что ребенок не делает ничего на уроке, что-то рисовал, а на самом деле ученик выполнил задание и ему было нечем заняться, а сказать: «Я - всё» постеснялся. Бывает, учителя, встречаясь через многие годы после выпускного с бывшими учениками, говорят: «А вот он был таким разгильдяем, а вон какой толк вышел». А ребенок-то и был любознательным, и учился, но был очень стеснительным и тихим.

Совет ученику . Не стесняйся и не бойся выяснить с учителем, что ему не нравится. Обидки могут привести к тому, что учитель будет несправедлив и получит превратное мнение о тебе. Можно подойти к учителю после урока и поговорить о том, что ты делаешь не так и как следует делать.

Свое мнение

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на своем мнение. Нередко учителя придираются к ученикам, которые решают проблему не так, как все. А у ученика может быть своя точка зрения, в соответствии с которой ребенок будет искать новые способы решения задачи. Но из-за того, что мнение ученика отличается от предложенного учителем, последний заранее считает твой ответ неверным. Еще и от одноклассников может прилететь издевательское: «А ты самый умный, что ль?». Если умный, то что в этом плохого? Дураком быть хуже.

Выход из ситуации - объяснить учителю свою точку зрения, и доказать, может даже и на классной доске, что твой способ решения задачи тоже верен. Если в процессе ученик ошибется, учитель подскажет, и они вместе придут к пониманию проблемы.

Совет ученику . Не стесняйся разговаривать с учителем. Да она или она старше, и может выглядеть сурово, но если ты чувствуешь несправедливость, свое мнение нужно объяснить и постоять за себя и свое мнение.

Излишняя мнительность

Бывает ощущение, что учитель уделяет половину урока обсуждению твоей ошибки, внимательнее слушает твой ответ у доски? От такого внимание становится не по себе. Но, может, твой рассказ у доски привлек внимание учителя, потому, что ему приятно слушать, а ученик просто не очень уверен в себе. Или допустил ошибку, которую важно объяснить всем в классе. Работа учителя - учить, доносить знания, а не наблюдать за одним единственным учеником.

Часто ощущение пристального внимания вместе с суждением бывает тогда, когда ученик не достаточно уверен в своем ответе и в себе самом, и ему кажется, что вот сейчас он ошибется, или уже ошибся и не заметил, и над ним начнут смеяться и / или ругать. Поэтому и восприятие учительского внимания у ребенка соответствующее.

Однако, если в разговоре с ребенком вы заметили заниженную самооценку последнего, постарайтесь разобраться, почему ребенок это произошло и решите проблему как можно скорее, чтобы чадо не обросло комплексами.

Совет ученику . Не бойся ошибиться. Все время от времени делают ошибки, и в этом нет ничего страшного. Если же тебе справедливо указали на ошибку, у тебя есть замечательная возможность исправить ее, не нужно на это обижаться.

«Домашка»

Ребенок сделал домашнее задание, а его разнесли в пух и прах и поставили плохие оценки? А как ученик это задание сделал? Может статья, что на коленке за 5 минут до урока. Так что формально «домашка» сделана, а по суть - нет.

Совет ученику . Д елай домашнее задание дома, заранее, вдумчиво, и проверяй. Готовь не только письменные упражнения, но и устные ответы. Если чего-то не понимаешь - обратись к другу или учителю за разъяснениями, к родителям за помощью, поищи ответ в интернете. Будь уверен в своих знаниях - тогда и на самом уроке ты будешь чувствовать себя куда увереннее.

Не сошлись характерами

Есть несколько распространенных моментов, которые присуши многим школьным конфликтам. И все они связаны с человеческим фактором, с конфликтом личностей, темпераментов и стереотипов.

Авторитарные педагоги обычно недолюбливают творческих, раскрепощенных детей. Если такой ребенок высказывает собственное мнение, преподаватель усмат--ривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу своим способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Темпераментные учителя могут ждать бурной реакции на свой предмет, но со стороны спокойного ребенка ее не находят, т.к. ученик не достаточно ярко выражает свой интерес.

Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии именно к этим деталям.

Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с педагогом, вмешаться необходимо. Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов, но чтобы помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось.