Хочу учиться! Или вечное стремление к знаниям. Гносеология - принципы и основные направления современной гносеологии Стремление к знаниям и совершенствование

Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...

Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.

Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.

Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.

Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?

Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.

Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.

К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.

Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.

Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока. Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым. Д. Аддисон

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом. Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают. Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. П. Бошен

Источник истинного знания - в фактах! П. Буаст

Образование - клад, труд - ключ к нему. П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон

Знание есть сила, сила есть знание. Ф. Бэкон

Знание и могущество - одно и то же. Ф. Бэкон

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда. П. Валери

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения. Л. Вовенарг

Дух подвластен тому же закону, что и тело - невозможности существования без постоянного питания. Л. Вовенарг

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. Л. Вовенарг

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь. П. Гассенди

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. К. Геббель

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Г. Гегель

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций

Всезнайство уму не научит. Гераклит

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте

Опыт - вот учитель жизни вечной. И. Гёте

Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте

Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте

Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого - не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим. М. Горький

Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький

Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Знание - спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. В. Гюго

Истинное лекарство от всех страданий - это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо

После хлеба самое важное для народа - школа. Ж. Дантон

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт

Многие многознайки не имеют ума. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер

Образование - лицо разума. Кабус

Социализм - это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин

Ложная ученость хуже невежества. Невежество - это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость - это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту

Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль

Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан

Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила! В. И. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт

Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание - сила! Сила - знание! В. Либкнехт

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением. Н. И. Лобачевский

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. Д. Локк

Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко

Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников

Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье

Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев

Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев

Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев

Круглое невежество - не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон

Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев

К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан

Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек - это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин

Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин

Знания - броня от всех бед. А. Рудаки

Талант и знанья - яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки

Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.

ВВЕДЕНИЕ

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Потребность в знаниях - одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

2) когда мышление рассматривает познавательную ситуа¬цию несколько отстранение, стремится не столько изменить ее, сколько зафиксировать и описать включенные в нее эле-менты, не рассматривая при этом себя в качестве такового.

Первый тип познавательного отношения зарождается в более ранней философии досо-кратиков (Парменид, Гераклит) и зна¬менует эпоху слитности бытия и мышления, когда мыш-ление как бы растворено в бытии и вы¬ступает именно как мышление-бытие, непосредствен-ная откры¬тость бытия мышлению.

Второй тип познавательного отношения представлен линией, идущей от Платона и Аристо¬теля, через Р.Декарта, вплоть до Г. Гегеля и Э. Гуссерля. Здесь мышление уже не слито с бы¬тием, а отделяется от него, пре¬вращаясь в абсолютный субъект, противостоящий миру сущего как универсальному объекту.

Именно вторая модель отношения познающего к позна¬ваемому становится наиболее привычной (классической) для европейской метафизики.

Классическая традиция исходит из признания одной-единственной истины, представ-ляющей подлинное знание, противопоставленное неподлинному мнению. Познаватель¬ная деятельность осуществляется здесь от имени некого надличностного субъекта согласно стро-гим логическим за¬конам, которые, будучи однажды установлены, остаются вечными и неизменными. Каждый отдельный мыслитель выступает здесь как очередной представитель этого универ¬сального субъекта, а само познание понимается как проник¬новение сознания к глубинной сущности вещей. Тем самым формируется представление о двуслойности бытия, в кото¬ром под внешней «поверхностью» мельтешащих явлений скрывается глубинный - «мир сущего», который выступает основанием и причиной всего происходящего на «поверх-ности». Именно этот «мир сущего» и становится действи¬тельным объектом, на который направлена познавательная активность субъекта, стремящегося прорваться сквозь об-манчивую видимость явлений к скрытой сути бытия.

Гносеологические установки Галилея и Декарта предельно резко обо¬значили это про-тивопоставление субъекта объекту в новоевропейской философии.

С одной стороны, физи¬ка Галилея демонстрирует и обосновывает радикаль¬ное от-личие научной кар¬тины мира от мира обыден¬ных представлений.

С другой стороны, утверждая суб¬станциальный характер как протяжен¬ности, так и мышления, Декарт про¬водит столь же резкую черту между идеями, составляющими содержа-ние нашего сознания, и внешним миром.

Вследствие этого разделения основанием для дискуссий о возможностях и путях по-знания, начиная с Декарта и вплоть до конца XIX века, становится столь жесткое требование выбора между материализмом и идеализмом, что в нем начинают видеть основной вопрос всякой философии вообще.

В понимании сути субъектно-объектных отношений материализм ориентирован в первую очередь на объект, идеализм - на активность субъекта, а в совокупности их кон-фронтация воспроизводит классическую теоретико-познавательную дилемму: является ли наше знание «отраже¬нием» реальности или нашей субъективной «конструкцией». Вопрос форматируется так: можем ли мы на основании познавательных образов заключать о суще-ствовании и даже свойствах внешнего мира, скрытого за нашими идеями, или мы познаем только наши собственные идеи?

> Материализм исходит из того, что существует неза¬висимый от человеческого созна-ния (и свободный от вся¬кой субъективности вообще) объективный мир, непосред¬ственно «данный» нам в формах чувственного опыта. Идеи нашего сознания представляют собой от-ражение этого мира, возникающее как результат воздействия объектов на органы чувственно-го восприятия. Активная роль в по¬знавательном отношении принадлежит объекту, тогда как субъективной стороне приписываются преимущественно рецептивные функции.

> Идеализм, напротив, исходит из того, что не суще¬ствует никакой совершенно неза-висимой от сознания дей¬ствительности. Человеческое познание в конечном итоге есть вос-произведение в индивидуальном сознании образов и идей, уже имеющихся в содержании не-кого надчелове¬ческого, «мирового сознания» (Бога, Абсолютного Духа и др.). Поэтому, стро-го говоря, нет никакой чистой объек¬тивности, в которой так или иначе не были бы представ-лены субъективные моменты. Активная роль принадлежит здесь субъекту, который формиру-ет образ внешнего мира в соответствии с внутренне присущими ему познавательны¬ми спо-собностями. Этот образ и выступает как единственно доступный человеческому сознанию объект.

> Агностицизм - третья, промежуточная позиция - представляет собой попытку компромисса между крайно¬стями идеализма и материализма. Согласно данной точке зрения существует независимый от сознания мир «вещей в себе», но он недоступен человеческому познанию, которое касается только явлений, т.е. внешних форм обнаружения этого мира.

Общей основой для всех трех позиций является картези¬анский тезис о том, что фунда-ментальное заключение о бы¬тии мы можем сделать только исходя из самодостоверности акта собственного мышления. Или, иными словами, достоверность человеческого знания в конеч-ном итоге опирает¬ся на познание человеком самого себя и своих собственных идей. Если да-же и имеется существующая сама по себе «объективная реальность», то она доступна нам не прямо, а только косвенно, через посредство каузального умозаклю¬чения, издавна известного как онтологический аргумент: раз есть мысль (а она безусловно и самоочевидно есть), то ей непременно должно что-то соответствовать, ведь что-то же породило ее и сделало такой, ка-кова она есть. Про¬блема, таким образом, сводится к тому, чтобы определить, что же пред-ставляет собой это «нечто», которое порождает и «оформляет» наше знание.

> Материалисты предполагают, что таким порожда¬ющим фактором является «мате-рия» как объективная ре¬альность, воздействующая на наши органы чувств и воз¬буждающая в них ощущения, составляющие отправную точку для начала интеллектуального процесса, в свою очередь , порождающего теоретическое знание. Познание понимается при этом как спе-цифический род деятельно¬сти, самым тесным образом связанной с деятельностью предметно-преобразовательной. Деятельность "выступает как опосредующее звено, которое одновремен-но и соединя¬ет, и разделяет субъект и объект.

В процессе познавательной деятельности субъект «пере¬водит» реальный предмет в знание, идею, субъектив¬ную цель.

В процессе практической деятель¬ности субъект, напротив, мате¬риализует (опредмечи-вает) то, что первоначально было чисто субъек¬тивной целью, знанием, проектом.

Для материалиста ведущей стороной познавательного отношения является объект: субъект вторичен по отноше¬нию к объекту, но в то же время оба они существуют само-стоятельно, независимо друг от друга.

Идеалисты, напротив, исходят из приоритетности субъекта: он первичен по отно-шению к объекту, но связь между ними более плотная, чем простое сосуществование. Образуя стороны устойчивого отношения, субъект и объект взаимно предполагают друг друга, немыслимы вне этого от¬ношения; подобно двум полюсам магнита они не существу¬ют обособленно друг от друга.

В самом этом направлении можно выделить две линии:

Объективный идеализм. Он опирается на признание логической природы реальности , познание которой есть воспроизведение в индивидуальном сознании некого раци¬онального проекта, предшествовавшего бытию предметно¬го мира и составляющего его истинную сущ-ность (Платон, Г. Гегель). При этом мышление начинает воспринимать мир как построенный и живущий по законам самого мышления, или, иными словами, полагает в качестве предмета позна¬ния не жизненный, а именно мыслимый мир. В результате то, что не может быть пред-ставлено в форме мысли, «про¬скальзывает» сквозь логические ячейки «категориальной сет-ки» и не попадает в сферу познания. Мышление начи¬нает мыслить не бытие, а самого себя в виде некой субстан¬циализированной сущности - объективированного субъек¬та (Бог, Мировой Дух и др.);

Субъективный идеализм, основной тезис которого «Esse est percipi» означает «Суще-ствовать - значит быть воспринятым». Таким образом, вне субъекта бессмыс¬ленно толковать о бытии; сама мысль о реальности, су¬ществующей независимо от ее чувственного восприятия, внутренне противоречива. С точки зрения представителей данного направления познание всегда опосредовано впе¬чатлениями и идеями, которые принадлежат не внешнему миру, а внутреннему миру субъекта. В таком случае оста¬ется неясным, как идеи и образы, целиком относящиеся к внутреннему (психическому) миру человека, могут быть источником достоверного знания о мире, находящемся за пределами сознания.

Указанные трудности приводят к мысли о пересмотре самих фундамен¬тальных основ новоевропейской гносеологической традиции. Возникает стремление восстановить досокра-товскую модель познавательного отно¬шения. Мартин Хайдеггер предлагает уйти от традици-онного противопо¬ставления субъекта и объекта и вернуться к парменидовской непосредствен¬ности, нерасчлененности бытия и мышления, чтобы перейти от «мышления о бытии» к «мышлению бытия».

Экзистенциально-феноменологическая философия не разделяет бытие на противопо-ставленные друг другу субъект и объект, поэтому в новой традиции, когда речь идет о субъ-екте, имеется в виду, скорее, субъективность, которая пони¬мается как неотъемлемая принад-лежность всякого события, происходящего в мире. Субъективность не имеет субстанци-ального характера и не противопоставлена остальному миру, поэтому субъект экзистенциаль-но-феноменологической фи¬лософии - это не человек, не человеческое тело, душа или чело-веческое сообщество, но это и не чистая абстракция, по¬добная трансцендентальному субъекту классической фило¬софии. Субъект не рассматривается здесь как некая само¬стоятельная сущ-ность, составляющая какую-то, пусть даже очень специфическую, часть мира, поскольку мир и жизнь суть одно: «Я» - это и есть мой мир.

Усилия классической гносеологии были направлены на то, чтобы одновременно уви-деть обе стороны познава¬тельного отношения: и познаваемый объект, и познающе¬го субъек-та. Философы, мыслящие в русле классической традиции, пытались взглянуть на это отноше-ние как бы со стороны, с позиции беспристрастного свидетеля, чтобы зафиксировать совпадение или несовпадение объекта и его субъективного образа. Но где в мире может быть обнару¬жен такой «третий глаз», который мог бы одновременно видеть и наблюдаемое, и наблюдателя? Мы видим глазом, но при этом мы не видим самого глаза; ели же мы начнем рассматривать глаз, мы ничего не увидим им. Подобно тому как глаз не принадлежит к совокупности видимого, субъек¬тивность не принадлежит к миру. Она представляет, скорее, границу мира, а не его часть. Эта граница проходит между объективной и субъективной сторонами непосредственного бытия, разделяя их как «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» (Ж.-П. Сартр).

Отношение этих сторон несимметрично. «Бытие-для-себя» (сознание) лишено какой бы то ни было сущностной предопределенности, абсолютно пусто, «прозрачно», а по¬тому совершенно открыто как для внешнего мира, так и для самого себя. Оно представляет собой «разрыв» в «бытии-в-себе», абсолютное ничто, которое, будучи лишено соб¬ственного содер-жания, постоянно нуждается в наполне¬нии. Именно благодаря своей абсолютной «прозрачности» сознание выпадает из сферы действия всех каузальных за¬висимостей и может рассматриваться как абсолютная сво¬бода. Сознание - это не просто пустота, наполняемая из¬вне, а особого рода бытие - центр свободной, деятельной субъективности.

Все, проникающее в сознание извне, со стороны «бытия в-себе», не определяет содер-жательные аспекты деятельно¬сти самого сознания, а служит для него лишь своеобразным по-водом, опорной точкой, отталкиваясь от которой созна¬ние разворачивает свою собственную свободную актив¬ность. Поскольку же содержание этой активности ничем не задано ни извне, ни изнутри, она выражается прежде всего в чистой негации - отрицании зависимости субъек-та от всех обстоятельств мира внешнего, а равным образом и внутреннего. Согласно Сартру, существо свободы со¬знания (субъекта) составляет именно отрицание какой бы то ни было предопределенности. Так формируется новая концепция субъективности, существенно отличающаяся от традиционной.

9.2. Субъект познания (основные концепции)

Под субъектом в самом широком смысле понимается носитель сознания, включая ин-теллект, волю, ценностные ориентации, способность к целенаправленной деятельности. Субъект - вовсе не обязательно физическое лицо. Суще¬ствуют разные «модели» субъекта: от отдельного человека до «универсального субъекта», выступающего в виде коллек¬тивного бессознательного, Абсолютного Духа или Бога.

С самого возникновения философии и на Западе, и на Востоке говорится о наличии в человеческом созна¬нии несводимых друг к другу познавательных способно¬стей (чувствен-ность, рассудок, разум, память, воображение, интуиция и др.). Задача теории познания состо-яла в том, чтобы раскрыть суть этих способностей и понять меха¬низм взаимосвязи. Таким об-разом, основной темой теории познания становится исследование не столько логики по-строения теоретического знания, сколько логики «функци¬онирования» интеллекта, осуществляющего познаватель¬ную деятельность, - логика теории выступает здесь как про-изводная от структуры и функций познающего субъек¬та. Признание субъекта в качестве центра познавательной активности предполагает, что все познаваемое составляет периферию сферы познания и обретает смысл только че¬рез отнесенность к этому центру. С данной точки зрения познать предмет - значит определить его по отношению к субъекту в качестве цели, обстоятельства, средства, ору¬дия, знака и др.

Ислам всячески приветствует приобретение знаний.

Коран подчеркивает значение знаний во многих аятах, например, Бог говорит:

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 58:11)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит о вознаграждении за стремление к знанию следующими словами:

«Кто встанет на путь, желая обрести знание, тому Аллах облегчит путь в Рай» (Муслим)

«Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина» (Ат-Тирмизи)

«Что же касается превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими светилами» (Абу Дауд).

Цель обретения знания в совершенствовании поклонения и выполнении того, что угодно Богу, и оставлении того, что может разгневать Его. Кроме того, знание приближает к Богу.

Но новый мусульманин должен соблюдать умеренность во всем, что он делает. Приобретение знаний - это одна из первых задач, к которым должен перейти новый мусульманин после того, как он принял ислам.

Приоритеты и источники

Есть определенный минимум знаний, которым должен обладать каждый мусульманин, мужчина или женщина, чтобы надлежащим образом исповедовать свою религию. К этому относится знание основных правил молитвы, поста, выплаты закята и совершения паломничества.

Знания можно приобретать из разных источников. Иногда новые мусульмане получают знания из чтения книг, прослушивания аудиозаписей религиозного содержания, чтения статей в Интернете. Во всех этих источниках нет ничего плохого. Проблема заключается в том, какое содержание предлагают эти источники. Некоторые из них затрагивают отдельные детали вопросов религии. Например, вы можете наткнуться на статью о том, куда класть руку во время молитвы после произнесения такбира аль-ихрам (слов «Аллаху акбар» в начале молитвы). Мы не считаем эти вопросы неважными - мы пытаемся сказать, что следует определить приоритеты, потому что нельзя выучить все в один день.

Знание не ограничивается шариатскими науками, такими как хадисоведение, фикх, тафсир и т.д. Ислам учит, что эти науки имеют приоритетное значение, но другие области тоже важны.

Если вас интересует медицина или инженерное дело, пожалуйста, изучайте их. Не всем обязательно быть специалистами по шариату. Нам также нужны мусульманские врачи и инженеры. Ваш профессионализм и высокие моральные качества как врачей и инженеров делают вас хорошим примером мусульман для людей других вероисповеданий. Именно так ислам широко распространился в разных странах мира.

Полезные советы в поиске знаний

Будьте терпеливы.

Имам аль-Зухри говорит: «Тот, кто хочет приобрести знания одним махом, забудет все одним махом. Знание приобретается по прошествии многих дней и ночей».

Найдите хорошего учителя.

Постарайтесь встречаться с ним как можно чаще. Задавайте ему как можно больше вопросов. Возможно, это будет ваш личный учитель или большое заведение с хорошей репутацией образовательного центра.

Многие новые мусульмане отправляются в Египет, чтобы поступить в университет аль-Азхар, другие едут в Сирию, Йемен, Марокко. Сейчас на Западе тоже существует множество институтов, где исламские науки преподают учителя, получившие образование в таких знаменитых исламских университетах как аль-Азхар и аль-Кайраван.

Усвоив основы, постарайтесь сосредоточиться на том, чтобы развить вашу духовность. Старайтесь сделать сердце более чутким. Читайте классические книги, которые смягчают душу.

Чтобы правильно совершать молитву, учите арабский. Изучая арабский язык, в первую очередь обратитесь к азам, например, возьмите для изучения суру «Фатиха» или какую-либо другую короткую суру, учитесь произносить арабские слова и предложения, такие как «сами’Аллаху лиман хамидах» и другие.

Шаг за шагом узнавайте, что допустимо, а что недопустимо в повседневной жизни.

Читайте жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) из оригинальных источников. Для начала хорошо выбрать «Запечатанный нектар».

Читайте о сподвижниках Пророка, узнавайте, как они строили свою жизнь в соответствии с Кораном и сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Мечеть - хорошее место для поиска знаний. Старайтесь бывать в мечети, познакомьтесь с имамом, делитесь с ним вашими проблемами, задавайте вопросы.

Не связывайте себя с человеком или группой, которые имеют непонятные идеалы и идеологию. Следуйте главному руслу ислама и всегда помните, что исповедовать ислам - легко.

Дополняйте знания действиями

От знаний переходите к практике. Не ищите знаний просто ради знаний, приобретайте знания для того, чтобы применять их в вашей жизни. В Судный день каждому придется ответить за свои знания и то, что он сделал с ними.

Имам Али сказал:

«Завершение веры это приобретение знаний и их применение».

Получив существенные знания, делитесь ими с другими. Начните с вашей семьи, потом соседей, потом расширьте этот круг до общины. Будьте активным членом общины, идите на контакт и сотрудничество.

Помните, что, сколько бы вы ни узнали, еще больше вы не знаете. Один ранний мусульманский ученый сказал: «Кто называет себя ученым, на самом деле ничего не знает».

Как вести себя тому, кто ищет знаний

Абдулла ибн аль-Мубарак сказал: «Тридцать лет я учился поведению, и двадцать лет я приобретал знания».

В заключение приведем стих Корана, в котором Бог завещал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а значит, всем мусульманам, просить Его увеличить свои знания:

«…и говори: “Господи! Приумножь мои знания”» (Коран, 20:11

Мохсен Хареди (Mohsen Haredy)

Поддерживайте стремление своих сотрудников к получению новых знаний, направляйте их на повышение квалификации, семинары и прочие образовательные кампании, потому что их знания – это потенциал вашей компании.

Толкование закона

Только своевременное получение новых знаний, новой информации может считаться движущей силой, способной позволить компании подняться на более высокий уровень. Если сотрудники охотно повышают свой образовательный уровень, это свидетельствует об их деловых способностях и готовности способствовать укреплению престижа своего предприятия или компании. Каким бы образованным и квалифицированным ни был человек, он всегда может узнать еще больше, если совершенствует имеющиеся у него знания и приобретает новые. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что только высококвалифицированный и образованный сотрудник способен самым лучшим образом справиться с возложенными на него профессиональными обязанностями.

Именно поэтому задачей руководителя является создание благоприятных условий для своих подчиненных, чтобы они смогли должным образом повысить свою квалификацию. Разумеется, начальник должен направлять своих сотрудников на семинары, конференции и выставки, где они смогут ознакомиться с новыми методиками и перенять опыт других организаций. Без подобного обмена опытом сотрудники лишаются возможности получать достоверную необходимую информацию. Соответственно, дела компании совсем не идут лучше, так как застой губителен для любого творческого и интеллектуального процесса, а любое дело можно рассматривать как непрерывный процесс, требующий немалых умственных усилий.

Не следует забывать, что прогресс не стоит на месте, что постоянно появляются новые методики и совершаются открытия во всех отраслях науки и техники. Своевременная информация о новшествах способна совершить переворот в любой области. Но получить подобную информацию далеко не так-то просто, для этого нужно постоянно следить за новейшими разработками, читать специальную литературу, в то время как на стажировке или на специальном семинаре людям создаются оптимальные условия для овладения необходимой информацией.

Нельзя забывать и о том, что зарубежные стажировки способны повысить престиж компании и взять на вооружение интересную информацию, полученную сотрудником за рубежом. К тому же стимул получения зарубежной стажировки заставит работников трудиться намного лучше, чтобы оказаться достойным подобной чести. Сотрудник, абсолютно не заинтересованный в том, чтобы повысить свое образование, не может рассчитывать на успешную карьеру, потому что всегда найдутся более достойные коллеги, которые смогут работать гораздо лучше и плодотворнее, так как обладают необходимым образовательным и интеллектуальным багажом.

Стремление к новым знаниям – это качество целеустремленного человека, который способен работать, не жалея сил и времени. И руководитель, обладающий достаточным опытом и умением разбираться в людях, непременно сможет распознать такого работника, чтобы при необходимости именно ему поручать наиболее трудные и ответственные задания. Личностные качества такого подчиненного будут гарантией того, что с любым, даже самым трудным заданием он справится весьма успешно.

Образ

Человек, стремящийся к знаниям, подобен яркому факелу, освещающему все вокруг. Свет от огня заставляет тьму убираться прочь, делает возможным для других людей увидеть настоящий путь, по которому нужно идти.

Доказательства закона

Стремление человека к знаниям – это великолепное качество, которое способно привести к самым лучшим результатам. Только всесторонне образованный и грамотный субъект в состоянии не только самым лучшим образом выполнять свои непосредственные обязанности, но и может сделать какое-то открытие или разработать новую методику, что обязательно позволит усовершенствовать процесс работы. Стремление к получению новой информации обязательно расширит кругозор сотрудников и сделает их более ценными работниками, значительно повышающими престиж своей компании. Стремление к знанию никогда не оказывается бесполезным, даже если результат усилий становится полной неожиданностью. Именно таким образом и совершаются многие открытия. То есть их авторы даже не предполагали, что смогут достигнуть подобного успеха.

Например, раскапывая лагерь древнеримских легионеров, археологи нашли какие-то сухие черные шарики. Сначала они не могли понять, что это. Но потом один ученый увидел точно такие же шарики в своем супе. «Да это же черный перец!»– воскликнул он. Таким образом было доказано, что Древний Рим вел торговлю с Индией, именно оттуда вывозился черный перец.

В 1811 году французский химик Куртуа ставил опыт. У него был приготовлен настой из золы морских водорослей, а рядом с этим сосудом стоял другой, где находилась смесь серной кислоты с железом. На плече у исследователя сидел его любимый кот. Совершенно неожиданно для своего владельца кот спрыгнул, при этом опрокинув сосуды. Содержимое этих сосудов смешалось, появился фиолетовый дым, а на столе – кристаллы с сильным и едким запахом. Таким образом был открыт йод.

Если человек стремится к знаниям, сама судьба относится к нему благосклонно, предоставляя возможность найти что-то новое. Например, в 1934 году совершенно неожиданно для себя студентка-геолог Вера Флерова обнаружила на Северном Кавказе крупное месторождение молибденовых руд. Такое открытие было очень важным для отечественной промышленности редких металлов. Вскоре на этом месте, то есть в ущелье реки Баксан, строился крупный молибденовый рудник. К сожалению, сама Вера погибла в 1936 году, она переходила через реку, и под ней обрушился подвесной мост. Останься в живых, она, несомненно, смогла бы совершить немало открытий, способных принести огромную пользу стране.

Все открытия, совершенные в то или иное время, принесли поистине замечательные результаты, сделав возможным достижения в различных отраслях науки и промышленности. И потому стремление сотрудников к знаниям неизбежно приведет к совершенствованию необходимых навыков.

В начале 50-х годов прошлого века английский археолог Джеймс Мелаарт проводил раскопки в Турции на Анатолийском плоскогорье. Но ученому не везло, так как находок было немного. В связи с этим Мелаарт решил покинуть Анатолийское плоскогорье. Но спустя несколько лет он именно в этом месте совершил открытие, которое было названо специалистами настоящей сенсацией.

В 1958 году Мелаарт снова вернулся в Турцию для того, чтобы вместе с коллегами проводить раскопки восточного холма горы Чатал-Хююка. И оказалось, что именно на этом месте когда-то находилось поселение древних скотоводов и земледельцев. С помощью самого подробного исследования ученые выяснили, что поселение существовало в 6500-5700 гг. до н.э., то есть в неолитическую эпоху. То есть прошло уже более восьми с половиной тысячелетий, а это очень много, соответственно, ученые проявили огромный интерес к такому памятнику древности.

В связи с этим на данном месте стали производиться постоянные работы. И в процессе поисков исследователи нашли хорошо сохранившиеся предметы обихода и хижины древних поселенцев. Огромную ценность представляли произведения искусства: барельефы, настенные цветные фрески, керамические изделия, статуэтки. И вместе с тем археологи обнаружили предметы, которые совершили настоящий переворот в современных представлениях людей об умении древних мастеров. Это были маленькие медные вещицы, которые были обнаружены на самых нижних, то есть, соответственно, самых древних горизонтах раскопок. Там находились украшения для женской одежды, бусинки, трубочки и другие предметы, на вид они были совершенно невзрачными, позеленевшими и окислившимися. Но вместе с тем это были древнейшие на тот момент металлические изделия, которые когда-либо были найдены.

Исследования вызвали глубочайший интерес, сначала возникло предположение, что медь, из которой древние мастера изготавливали подобные предметы, была самородного происхождения. Но дальнейшие поиски опровергли подобную гипотезу, так как в результате раскопок обнаружили кусок медеплавильного шлака. Находка натолкнула на мысль, что древние мастера не только умели обрабатывать медь, но и добывать ее из руды.

Разумеется, подобное открытие произвело переворот в науке. И несмотря на то что вскоре в верховьях реки Тигр археологи нашли остатки древнего поселения, где была обнаружена медь и медная руда, причем найденное поселение было на пять веков старше поселения, найденного на Чатал-Хююке, открытие, сделанное на Анатолийском плоскогорье, навсегда вошло в историю археологической науки.

Авторитетное мнение

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или иных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

Любое, даже самое громкое деяние нельзя назвать великим, если оно не было следствием великого замысла.

Франсуа де Ларошфуко

То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

Знание есть сила, сила есть знание.

Обратная сторона закона

В некоторых ситуациях стремление сотрудников к повышению своего образовательного уровня может привести к не самым лучшим результатам. Потому что повышение квалификации, безусловно, дело весьма достойное, но оно требует много времени и сил, иначе результат не окажется столь успешным. Соответственно, сотрудник вынужден будет жертвовать своей работой ради повышения интеллектуального и образовательного уровня. Подобная ситуация может навредить компании, ведь если один сотрудник пренебрегает своими обязанностями ради повышения квалификации – это уже определенная проблема, его работу должен будет выполнять кто-нибудь другой, тем самым нарушается естественный порядок вещей на рабочем месте.

К тому же другие сотрудники, вооруженные примером своего коллеги, могут также решить повысить свой образовательный уровень. Но если несколько человек оставят свои рабочие места ради повышения квалификации, то что будет с компанией? И в этом случае может сложиться конфликтная ситуация, потому что руководитель, если можно так выразиться, не будет иметь морального права отказать кому-то из сотрудников, которые будут намерены повысить свою квалификацию или посетить семинар или конференцию. Последние будут мотивировать свои намерения тем, что другие уже получили такое разрешение.

В некоторых случаях сотрудники могут пытаться получить разрешение руководителя на посещение конференции, семинара только ради того, чтобы некоторое время не присутствовать на работе. Таким способом могут пользоваться как недостаточно ответственные люди, так и вполне добросовестные сотрудники, которые просто не могут остаться в стороне от своих коллег, вооруженные их примером. К тому же далеко не все знания являются по-настоящему полезными и способными принести пользу компании. Среди всего изобилия разнообразной информации нужно уметь распознавать наиболее важную, ту, которая сможет принести реальную пользу в той или иной сфере деятельности. Так что руководитель должен правильно ориентироваться в ситуации, сложившейся в компании, чтобы не попасть в зависимость от сотрудников, стремящихся решить личные проблемы под видом повышения квалификации или другого способа овладения нужной информацией.

Притча

У одного знатного вельможи вдруг возникло желание сделать своих слуг образованным и грамотными людьми. Тогда он решил освободить их от работы, чтобы они учились и потом смогли совершить что-нибудь значительное, что смогло бы прославить их хозяина на вечные времена. Слуги начали учиться. Через несколько лет вельможа захотел узнать результаты их учения. Некоторые слуги сразу продемонстрировали ему, что они теперь умеют. Они освоили новые ремесла и теперь смогли бы стать по-настоящему незаменимыми людьми в своем государстве.

Но некоторые люди сказали своему повелителю, что прошло еще слишком мало времени, и они еще узнали очень немного. Вельможа согласился с их требованиями и разрешил им продолжать обучение. Но через несколько лет ситуация повторилась, они снова сказали, что еще не успели научиться всему, чему хотели бы. Повелитель снова согласился подождать, хотя был немало удивлен таким положением вещей. На это ему ответили, что на свете существует столько интересного, чему бы они очень хотели научиться. Прошло много лет. Вельможа состарился и умер, так и не узнав, чему научились некоторые из его слуг. Да и многие из них умерли с мыслью о том, что знают слишком мало. Потому что чрезмерное стремление к знаниям не может принести должного результата, человек не сможет узнать все на свете, всему должен быть предел.