Налогообложение сверхприбыли. Налог на сверхприбыль

Источники ТАСС, помощник президента РФ Андрей Белоусов выдвинул идею изъятия сверхдоходов в размере около 0,5 трлн руб. ежегодно у предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение обосновывается тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что такое сверхприбыль и о международном опыте применения налога на сверхприбыль корпораций.

Налог

Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax) - дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств. При этом его ставки могут достигать 80-100%.

Применение

Впервые такой налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годы для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%. Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.

Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годы его ставка составляла 80%, в Великобритании - 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годы в США ставка налога на сверхприбыль достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).

В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Ставка налога для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.

В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной сфере, ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны). Изъятые 5 млрд фунтов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.

В конце ХХ в. в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в Европейском союзе в настоящее время распространено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В частности, в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) эта мера действует с 2008-2009 годы для компаний гидро- и атомной энергетики.

В 2001-2013 годы схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики. Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсов. Фактически такие меры в ЕС направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.

В Норвегии (с 1975 года) действует специальный налог для нефтяных компаний со ставкой в 50%, который они выплачивают помимо общего налога на прибыль в 25% (до 2017 года 28%). Таким образом, реальная ставка налога для компаний нефтяного сектора составляет 75%.

Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) - он распространяется на компании, занимающихся добычей природных ископаемых (в их числе "Актобемунайгаз", "Мангистаумунайгаз", "Казгермунай").

В России понятие сверхприбыли в налоговом кодексе отсутствует.

Разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущность налога - ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.


Смотреть значение Налог На Сверхприбыль в других словарях

Налог — налога, м. Государственный сбор, взимаемый с населения. Взимать налог. Обложить налогом. Прямые налоги. Косвенные налоги. Подоходный налог. Сельскохозяйственный налог.
Толковый словарь Ушакова

Сверхприбыль — сверхприбыли, мн. и, сверхприбылей-сверхприбылей, ж. (экон.). В капиталистическом обществе - прибыль, значительно превосходящая среднюю норму прибыли.
Толковый словарь Ушакова

Налог М. — 1. Установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
Толковый словарь Ефремовой

Сверхприбыль Ж. — 1. Прибыль, значительно превосходящая среднюю норму.
Толковый словарь Ефремовой

Налог — -а; м. Устанавливаемый государством обязательный сбор, взимаемый с граждан и предприятий. Подоходный н.
◁ Нало́говый, -ая, -ое. Н-ая система. Н-ые платежи. Н-ое обложение.........
Толковый словарь Кузнецова

Сверхприбыль — -и; ж. Экон. Прибыль, значительно превосходящая среднюю норму прибыли.
Толковый словарь Кузнецова

Автомобильный Налог — - сбор с владельцев автотранспортных средств, взимаемый в виде местного налога и используемый на содержание и улучшение дорог.
Юридический словарь

Акциз, Акцизный Налог — (фр. accise, от лат. accidere - обрезать) Вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления и услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги.
Юридический словарь

Биржевой Налог — - налог на биржевой оборот. Объектом обложения является оборот ценных бумаг на фондовой бирже.
Юридический словарь

Возвратная Пошлина (налог) — - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза........
Юридический словарь

Гербовый Налог — - налог на документы, оформляющие различного рода сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче........
Юридический словарь

Глобальный Подоходньш Налог — - налог. взимаемый с совокупного дохода налогоплательщика вне зависимости от источников получения дохода.
Юридический словарь

Деловой Налог — - налог, поступления которого делятся между органами разных уровней.
Юридический словарь

Земельный Налог — - в РФ один из целевых реальных налогов; установлен Законом РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и........
Юридический словарь

Квартирный Налог — - налог, взимаемый местными органами власти с квартиронанимателей. Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.
Юридический словарь

Маргинальньш Налог — - приращение, увеличение подоходного налога, налог с дополнительного дохода, превышающего определенный уровень.
Юридический словарь

Налог — - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового........
Юридический словарь

Налог Биржевой — - налог на биржевой оборот. Объект обложения - оборот ценных бумаг на фондовой бирже.
Юридический словарь

Налог Квартирный — - налог, взимаемый местными органами власти с квартиронанимателей.
Юридический словарь

Налог На Движение Имущества — - налог, взимаемый при купле-продаже недвижимости.
Юридический словарь

Налог На Добавленную Стоимость — - один из видов федеральных налогов в РФ. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой........
Юридический словарь

Налог На Добавленную Стоимость, Ндс — (англ. value added tax, VAT) - один из видов федеральных налогов в РФ, взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности........
Юридический словарь

Налог На Доходы От Денежных Капиталов — - вид налога, которым могут облагаться дивиденды и проценты, получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши по займам.
Юридический словарь

Налог На Доходы Физических Лиц, Подоходный Налог С Физических Лиц — - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых........
Юридический словарь

Налог На Имущество Организаций — - один из видов налогов субъектов РФ. Относится к реальным налогам. Уплачивается всеми организациями, обладающими имуществом на территории РФ, континентальном шельфе........
Юридический словарь

Налог На Имущество Предприятий — - один из налогов субъектов Российской Федерации. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, за-, пасы и затраты, находящиеся на балансе........
Юридический словарь

Налог На Личное Состояние — - налог на собственность физических лиц, распространяющий свое действие на отдельные виды частной собственности граждан (дома, строения, транспортные средства).
Юридический словарь

Налог На Нераспределенную Прибыль — - налог, который налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций-налогоплательщиков,........
Юридический словарь

Налог На Операции С Ценными Бумагами — - в РФ один из федеральных налогов, установленный РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12 декабря 1991 г. Плательщики налога - юридические и физические лица, осуществляющие........
Юридический словарь

Налог На Потребление — - налог, который взимается во многих странах мира, но имеет свои особенности. Так, в Японии И. на П. устанавливается в размере 3 % на все импортируемые товары. В США он устанавливается........
Юридический словарь

Депутаты Госдумы разработали законопроект, вводящий специальный налог солидарности для тех, чьи доходы превышают 12 миллионов рублей в год. По словам разработчиков документа, полученные средства пойдут на развитие новых российских регионов – Крыма и Севастополя .

ПО ТЕМЕ

В настоящее время законопроект проходит последние юридические экспертизы и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. "Новые субъекты Российской Федерации – Крым и Севастополь – были десятилетиями недофинансированы , и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет. Поэтому нужно комплексное решение проблемы – не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех", – рассказал "Известиям" автор законопроекта – член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов.

Рабочий вариант законопроекта предусматривает поправку в статью 244 Налогового кодекса. Она предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 миллионов рублей . По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые попадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ составили 2,5 триллиона рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300–500 миллиардов рублей в год . Согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за 5 лет должны составить порядка 790 миллиардов рублей. При этом, согласно законопроекту, право распоряжаться средствами, собранными в рамках налога солидарности передается непосредственно Министерству развития Крыма и города Севастополя.

Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыры в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в настоящее время рассматривается предложение повысить НДФЛ на 1–2% для всего работающего населения, а также введение налога с продаж в размере до 5%. "Предложенная нами мера затронет минимальное число лиц, в то время как повышение НДФЛ для всех в первую очередь ударит по наименее обеспеченным слоям населения . Логичнее воспользоваться мировым опытом и повышенные ставки налога применять к наиболее обеспеченным гражданам", – уверен Крутов.

Налогообложение на стадии утверждения тоталитарного режима (1927 - 1940 гг.)

Состояние налоговой системы

С конца 20 - х годов проявляется четко выраженная ориентация построения налоговой системы, соответствующей формирующемуся тоталитарному режиму. Прослеживается различный налоговый режим для субъектов, основанных на различных формах собственности. Возникают новые налоговые рычаги, усилившие перераспределительный крен в пользу государства.

С 1923 - 30 гг. был проведен ряд законодательных реформ, изменивших механизм и направленность промыслового налога. Все плательщики промыслового налога разделялись на две группы, уплачивающие налог:

В твердых ставках;

В процентном отношении к обороту.

По твердым ставкам облагались промыслы (кустарный, ремесленный, лесной и т. д.), разделенный на 4 разряда.

В процентном отношении облагались налогом к обороту все остальные предприятия в централизованном и общем порядке.

Налог с оборота

В конце 30 - х годов возникает налог, ставший основой советской налоговой системы и просуществовавший до 1992 г. Налогом с оборота облагались обороты хозяйственных предприятий и организаций по продаже ими товаров. Причем оборот по каждому данному товару облагался только один раз, независимо от количества звеньев его обращения.

К товарным оборотам относились только обороты по продаже товаров. Обороты по исполнению работ и оказанию услуг облагались налогом с нетоварных операций.

Плательщиком налога считалось каждое отдельное предприятие, имеющее бухгалтерский учет и собственный расчетный счет в кредитном учреждении. Ставки налога определялись в зависимости от категории плательщика, характера предмета обложения и особенностей исчисления объекта.

Подоходный налог

Подоходный налог применялся в двух формах: подоходный налог с юридических и физических лиц. Подоходный налог с государственных предприятий и кооперативных организаций применялся по отношению к государственным и коммунальным предприятиям, действующим на началах коммерческого расчета, кооперативным организациям, акционерным обществам.

Подоходный налог с рабочих, служащих и другого населения, не занятого сельским хозяйством. Этому налогу подлежали все физические лица, в том числе и иностранцы, а также частные юридические лица. Подоходный налог взимался со всех доходов годовыми суммами - окладами или месячными окладами, в зависимости от категории плательщика.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль выступал как дополнительный к подоходному налогу с частных физических и юридических лиц. Налогу подлежали:

1. физические и частные юридические лица, получающие доходы от участия в торговых предприятиях;

2. физические лица, получающие доходы от посреднических, маклерских, кредитных операций без содержания контор.

Облагаемой сверхприбылью признавалась сумма, составляющая разницу между доходом, обложенным подоходным налогом, и нормальным доходом, исчисляемым из процентов нормальной доходности от оборотов предприятий, установленных для взимания промналога.

Военный налог взимался мирное время с лиц, зачисленных в тыловое ополчение. Военкоматы ежегодно после призывов сообщали списки лиц, зачисленных в тыловое ополчение, местным окрфинотделам, которые сообщали их налоговым инспекторам в зависимости от обложения этих лиц подоходным налогом или сельхозналогом.

Налог с наследств и дарений регулировался тремя актами:

По наследуемому имуществу, открывшемуся за время с 1 января 1923 г. до 1 марта 1926 г - Декрет ВЦИК от 1922 г. о наследственных пошлинах;

По имуществу, открывшемуся с 1 марта 1926 по 1 октября 1929 г. - Законом от 29 января 1926 г.;

В отношении наследств, открывшихся с 1 октября 1929 г. - Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г.

В состав наследуемого имущества входило как наличное имущество, так и находящееся в долгу или споре. Налог исчислялся со стоимости всего переходящего к наследникам имущества и уплачивался наследниками пропорционально доле каждого в наследуемом имуществе.

Широкое распространение получила система акцизов. Правда, в условиях относительной внешней изоляции основной упор делался на внутренние акцизы.

Самообложение

Самообложение допускалось только в сельской местности на устройство и содержание учреждений культурно - просветительных, здравоохранения, социального обеспечения и учреждений, имеющих целью поднятие сельского хозяйства. На нужды дорожного строительства самообложение было возможно только в случае, если данное население не было привлечено к трудовому участию в дорожном строительстве.

Самообложение осуществлялось в денежной и натуральной форме и в виде трудового участия. Условия самообложения выносились на обсуждение схода по инициативе самого сельсовета, который разрабатывал сметы и механизм применения.

Регулирование налоговой системы во время Великой Отечественной войны

Особенности налогового регулирования

С 1941 г. многие налоговые механизмы стали действовать в усеченном виде или попросту исчезли. Причиной явилось как сокращение плательщиков, так и исчезновение объекта обложения. Многие налоги, в основе которых лежало обложение доходов в условиях карточной системы, подчас натурального распределения необходимого минимума продуктов, оказались ненужными.

Однако и период 1941 - 1945 гг. характеризовался изменениями налоговых механизмов. С 1 октября 1941 г. установлен налог на одиноких и бездетных граждан.

Сноска. Глава 46 в редакции Закона РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 347. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса. 2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе: 1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование; 4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль; 5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование; 6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование: 1) указанных в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса; 2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых; 3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей. Сноска. Статья 347-1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 348. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

Статья 348-1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 настоящего Кодекса. 2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Статья 348-2. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.

Статья 348-3. Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.

Статья 348-4. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма: Примечание РЦПИ! В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие с 01.01.2015). 1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса; 2) следующих расходов в пределах: фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов; по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах; понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов; расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса; 3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса. 2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде. Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах. 3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи. 4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 348-5. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням. 2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь: 1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование; 2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; для уровня 7: в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль; 3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровня 1: если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня; если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится; для уровней 2-7: если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня; если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится. Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период; 4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса; 5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Ставка (в %)

меньшее или равное 25 процентам

не устанав- ливается

от 25 процентов до 30 процентов включительно

от 30 процентов до 40 процентов включительно

от 40 процентов до 50 процентов включительно

от 50 процентов до 60 процентов включительно

от 60 процентов до 70 процентов включительно

свыше 70 процентов

в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса

Статья 352. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. 2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до конца календарного года. 3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование. 4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до конца этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 353. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 354. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.