Николай Дик. Похождение петровской галеры

Россия – огромное государство две трети границ которого омывается морями и океанами. С древних времен Русичи умели ходить по морям, но единой школы и традиций не было долгое время. Первыми деревянными судами были челны-однодревки, первый из них был найден в конце девятнадцатого века и возраст его был более 4000 лет. Подобные челны, выполненные из цельного ствола дерева были популярны у славян. В Х веке появились насады, борта этих челнов наращивались обшивкой, что делало их гораздо вместительнее.

Славянский флот – Русская ладья

В тоже время появились наборные ладьи, это небольшие суда применялись для торговли, но неплохо зарекомендовали себя и в военных походах. При длине 20 метров, ладьи брали на борт до 15 тонн груза, через пороги Днепра корабли приходилось буквально переносить это не позволяло делать их длиннее. Но эти маленьким суденышкам с десятком весел и одним прямым парусом успешно бороздили по Черному морю во всех направлениях. У славян было много разнообразных судов, все они имели небольшие размеры, для более удобного перетаскивания по суше между руслами рек.

Лишь в XII веке с освоением балтийских вод начали появляться относительно крупные суда. Именно поморские кечи стали основой концепции ВМФ, были и плоскодонные суда, бравшие на борт до двухсот тонн, при длине корпуса 25 метров, а ширине 8 метров. Звавшиеся «заморскими» ладьи могли проходить до 300 км за сутки.

Российский боевой флот начался с указа Петра Великого в октябре 1696 года. Сильный флот нужен для организации выхода в море, необходимого для развития торговли и усиления государства. До окончания Крымской войны в 1856 году, флот был деревянный, гребным или парусным. Это были годы борьбы за моря, за право присутствовать на них, регулярно приходилось доказывать состоятельность и силу. А делать это нелегко, ведь опыт морских держав намного больше и не на десяток лет, а на несколько веков.

В скором времени Россия создала сильный флот и развила собственное судостроение, конечно это не нравилось соседям которые всячески хотели выдавить русских с моря. Постоянные войны, порой ведущиеся на нескольких фронтах, не сломили, а наоборот закалили, позволили воспитать выдающихся моряков и флотоводцев, создать высококлассную школу. Большинство побед было одержано над превосходящим по численности и уровнем вооружения противником. Русские корабли не только обеспечивали безопасность своих границ, но и являлись миротворцами, гарантирующими стабильность в Европе.

Первые русские Боевые галеры

Относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.

Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.

Боевое крещение

После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за , который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 , к весне был готов новый поход.

В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.

Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.

Галерный флот при Петре I

Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

  • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
  • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
  • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

Описание корпуса

У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

Вооружение и тактика ведения боя

В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Парусный флот российской империи с 18 по 20 век

Активное развитие Балтийского флота отмечено в первые десятилетия восемнадцатого века. Был создан большой парусный флот, за это время были созданы базы в Санкт-Петербурге, Выборге, Кронштадте, Ревеле, Гельсингфорсе.

К середине века в составе состояли суда с двадцати четырех российских верфей Воронежа, Переяславля, Астрахани и прочих городов. Флот имел сто тридцать кораблей и триста девяносто шесть гребных судов:

  • Девять фрегатов;
  • Пять бандер;
  • Тридцать шесть линкоров;
  • Три шнявы;
  • Семьдесят семь различных вспомогательных судов;
  • Двести пятьдесят три галеры;
  • 143 бригантины.

Информации о большинстве судов почти не сохранилось, но были и корабли, чьи имена оставили свой след в истории. Так первый в своем роде российский линейный корабль «Полтава», построенный в Петербурге в 1712 году, он имел на борту 54 пушки и не пропустил ни одного сражения за все время северной войны. В 1780 году был спущен на воду линейный корабль «Победоносец», это был лучший корабль своего времени, вооруженный сорока восьмью орудиями разного калибра.

К началу девятнадцатого века стал третьим по величине в мире. В 1841 был спущен на воду 120 пушечный гигант « » . Это был пик расцвета, после которого последовал упадок, тому было несколько причин. Первопричиной было устаревание парусного флота, ему на замену пришли паровые двигатели и шестидесятым годам девятнадцатого века пароходы вытеснили парусные судна из военного дела. Стоит отметить, что петровский флот не смог дожить до наших времен, продолжительность жизни первых судов редко превышала один десяток лет. Потому что в жажде перенять опыт строительства судов на европейский манер, Петр забыл узнать, как стоит готовить древесину, галеры и прочие суда из-за спешки строились из сырой неправильно обработанной древесины.

Корабль «Двенадцать апостолов» модель

Несмотря на трудности, русские моряки демонстрировали отвагу и доблесть позволявшие одерживать превосходство на море. К 1861 году был спущен на воду первый броненосец, ставший символом индустриального развития государства. На протяжении всего царствования Николая второго флот обновлялся, при этом в результате нехватки собственных судов, несмотря на стремительное развитие промышленности, приходилось даже заказывать суда из Дании, Германии, Франции и Германии.

После поражения в Русско-японской войне мировое влияние на море серьезно пошатнулось, и Россия скатилась до шестого места по вооружению флота. В это же время на вооружении появляются подводные лодки, за последние десять лет до революции император тратил колоссальные суммы на перевооружение армии, бюджет морского флота был пятым в мире.

Революция и гражданская война положили конец всему царскому флоту, все, что не погибло в боях, было захвачено либо разграблено, лишь единицы судов уцелели.

ГАЛЕРЫ

Виктор Сергеевич Шитарев ,
капитан дальнего плавания

Свою "родословную" этот тип парусно-гребного судна ведёт от судов античной древности из стран Средиземноморья. Его развитие продолжалось до начала ХIХ в. "Звёздный час" галер наступил в сражении при Лепанто 7 октября 1571 г., когда 200 христианских галер сошлись в бою с 273 турецкими. Тогда христианский флот под командованием Жуана Австрийского наголову разбил противника и освободил восточное Средиземноморье от турецкого владычества. Галеры были военными судами и являлись основной ударной силой флотов некоторых прибрежных государств. Например, в 1700 г. Венеция имела около 200 галер и галеасов; в 1800 г. средиземноморский флот Франции насчитывал в своём составе 40 таких судов. В XVIII в. предпочтение отдавалось 30-баночным галерам длиной 60 м.

Первая в России 16-баночная галера была построена в 60-х годах XVII в. голландским мастером Д. Бутлером для охраны торгового судоходства на Волге. В эпоху Петра I строительство галерного флота приобрело широкий размах, в то время как в европейских государствах интерес к этому типу военных судов уже начал угасать. Пётр I, с присущей ему прозорливостью, по достоинству оценил положительные качества галер - малая осадка, способность ходить на вёслах независимо от направления ветра, неплохая вооружённость делали их незаменимыми на мелководье в устьях Дона и других рек, в Азовском море и на других театрах боевых действий. Подкупала и простота конструкции, что было особенно ценно на первых порах создания могучего Флота Российского.

Начиная подготовку ко второму Азовскому походу, Пётр I уделил большое внимание строительству галерного флота. Образцом для русских корабельных мастеров послужила заказанная в Голландии 16-баночная галера "Адмирал Лефорт". Её доставили в разобранном виде в 1694 г. в Москву и собрали к весне 1696 г. в подмосковном селе Преображенское. (Судно имело длину - 38,1 м; ширину - 9,1 м; осадку - 1,8 м). Там же наладили производство деталей галер, которые затем направлялись в Воронеж. Дело спорилось и уже к апрелю 1696 г. Азовский флот располагал соединением галер в количестве 23 вымпелов, каждая из которых была вооружена тремя пушками калибром 3...5 фунтов. Галерой "Принципиум" командовал сам Пётр Алексеевич. При осаде Азова в июне 1696 г. галерный флот проявил себя весьма положительно. Центром строительства галерного флота России становится Воронеж.

Там в 1697 г. было заложено сразу 17 галер. Значительно усовершенствованные русскими мастерами они были мощнее своей голландской предшественницы. Для сравнения приведу их измерения: длина 41,7…53 м; ширина 5,5…7,3 м; глубина интрюма 1,8… 2,7 м. Строились преимущественно 20- и 24-баночные галеры, вооружённые 21 - 27 пушками, из них три 6 - 12-фунтового калибра; остальные - фальконеты. Идеальным театром боевых действий для галерного флота оказалась и Балтика - шхеры, мелководье и пр. Значение галер в Северной войне весьма высоко. Совершив ледовый поход к Выборгу в 1710 г., галерный флот принял активное участие в осаде крепости, чем немало способствовал успеху русской армии.

День славы русского галерного флота наступил 27 июля 1714 г., когда 99 галер под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина одержали первую и убедительную победу над шведским флотом в Гангутском сражении. Воспользовавшись штилевой погодой (на виду у шведской эскадры), отряд из 23 скампавей под командованием шаутбенахта Петра Михайлова обошёл Гангутский полуостров и оказался в Рилакс-фиорде. После трёхчасового боя русские разгромили отряд кораблей шаутбенахта Эреншильда, взяв в плен 18-пушечный фрегат "Элефант", шесть галер и три шхер-бота. Галеры успешно использовались в качестве десантных судов, принимали участие во всех десантных операциях русского флота в период 1714 - 1720 гг.

Ещё одна блестящая победа русского галерного флота была одержана под командованием князя М.М. Голицина 27 июля 1720 г. у острова Гренгам. Со стороны России в бою участвовала 61 галера, они вынудили шведский флот уйти на стеснённую морскую акваторию и там навязали ему свою тактику ведения морского боя. Четыре шведских фрегата были взяты на абордаж и спустили флаги. На борту галер в сражении принимали участие 10714 моряков, по шведским судам было произведено 23970 пушечных выстрелов, были взяты богатые трофеи, в том числе 104 орудия, которыми были вооружены шведские фрегаты.

Строительство галер для Балтийского флота началось в феврале 1703 г. на Олонецкой верфи, что на берегу реки Свирь, в Лодейном Поле. Очень много внимания становлению Балтийского флота уделял губернатор Ингерманландии, корабельный подмастерье, Александр Данилович Меншиков, который с топором в руках постигал азы кораблестроения на голландских и английских верфях вместе с Петром Михайловым. И, если Петру I за успехи в обучении судостроительным наукам был вручён патент "корабельного мастера", то Александр Данилович, в отличие от своих товарищей, обучавшихся вместе с Петром I, которые также получили патенты "корабельных мастеров", попросил вручить ему патент "корабельного подмастерья", поскольку посчитал, что сын царского конюха, которым он являлся, не достоин патента, выданного Государю. Однако, человек он был весьма незаурядный и его авторитет среди корабельных мастеров, как отечественных, так и иностранных, был чрезвычайно высок. И надо сказать, что во всех отношениях А.Д. Меншиков находил наиболее рациональные, правильные решения.

Сам же Пётр Алексеевич судостроение в Лодейном Поле не выпускал из своего поля зрения. Строительство галер было налажено и в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, где впоследствии возникло новое Адмиралтейство. Класс галер, как боевых единиц флота, чёткого разделения по типам не имел, но кое-какое деление всё же существовало. Например, нам известно, что 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи мастер Яков Кол заложил тринадцать 10 - 12 баночных полугалер. Все они были одномачтовыми длиной 17,4 м, шириной 3,1 м с постицами - вынесенными за борт брусьями, крепившимися на специальных кницах - бакалярах, со штыревыми уключинами для вёсел - шкармами.

Банки - сиденья для гребцов - на русских галерах ставились не перпендикулярно к борту, а под углом 81…82 градуса с наклоном в корму, по системе "скалоччио". У каждой банки делали "ступени", чтобы гребцы могли упираться в них ногами. В России гребцами на галерном флоте служили солдаты пехотных полков, вольнонаёмные из числа "работных людей", встречались среди них и каторжане, которых приковывали за левую ногу к ступеням. Кроме гребцов на каждой галере, в зависимости от её размеров, было 24 - 40 матросов, 9 - 14 офицеров и унтер-офицеров и 125 - 150 человек морской пехоты - абордажно-десантная команда. Таким образом, состав экипажа галеры насчитывал от 150 до 500 человек.

Среди галерных мастеров славились Юрий Русинов и Николай Муц, греки по национальности. С появлением галер словарь русских моряков обогатился новыми терминами. Например, выступавший вперёд от форштевня надводный таран назывался шпирон; надстройка, закрывающая носовые орудия, - рамбат; лёгкий навес на корме галеры - тендалет. От рамбата до тендалета в диаметральной плоскости судна проходил помост (между банками гребцов), называвшийся куршея, а располагавшиеся на нём пушки назывались куршейными. Под куршеей располагались различные рундуки. Фок-мачту называли тринкет; грот-мачту - майстра; а бизань-мачту - мезана.

Упоминая о полугалерах, нельзя не сказать ещё об одном типе этих судов. Это, конечно же, шебека, получившая признание пиратов Северной Африки, так как обладала хорошей скоростью хода под парусами. На Средиземном море ей не было равных. Шебека имела длину по палубе 25…35 м и развитую парусность латинского типа. На всех трёх мачтах ставились треугольные паруса, но при благоприятном ветре судно могло нести и прямые паруса. Один из алжирских капитанов шебеки сказал, что его матросы выполняют работу трёх экипажей судна с прямым парусным вооружением. При лёгком фордевинде, на фок- и грот-мачтах ставили реи с широкими прямыми парусами. При ходе в галфвинд и бейдевинд прямые паруса убирали вместе с реями, а на их место ставили длинные латинские рю с треугольными парусами. Если же ветер усиливался до штормового, то убирали длинные рю с большими парусами, а на их место ставили короткие рю, которые несли маленькие треугольные паруса.

Основную массу галерного флота России составляли средние галеры, их называли скампавеями, они были 18-баночными (имели по 18 банок). Немногочисленными были большие галеры, строившиеся по "французскому маниру", которые, как правило, использовались в качестве флагманов. Например, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин держал свой флаг на 21-баночной галере "Наталья", построенной на Олонецкой верфи Николаем Муцем в 1708 г. Её длина по палубе составляла 53,3 м; ширина 7,6 м; глубина интрюма 2,6 м; осадка 1,2 м. Галера была вооружена одной 24-фунтовой куршейной и двумя 12-фунтовыми погонными пушками, ещё имелось 12 "басов на вертлюгах" (здесь речь идёт о 12 фальконетах). Каждое весло длиной 12 м и массой 80 кг "двигали" 5 человек.

Князь М.М. Голицын держал свой флаг на 22-баночной и 15-пушечной галере "Фивра", построенной в 1713 - 1714 гг. известным корабельным мастером Юрием Антоновичем Русиновым, а чем закончился Гренгамский бой, мы уже знаем. Эта галера имела длину 45 м, ширину 7,7 м. На банках длиной 2,4 м размещалось по 5 гребцов, которые гребли вёслами длиной по 12 м и массой около 80 кг. На "Фивре" имелись одна 18-фунтовая, две 12-фунтовых и двенадцать 3-фунтовых пушек (басов). Галера прослужила до 1723 г., после чего была исключена из списков флота и разобрана.

Крупнейшей галерой петровской эпохи считается 25-баночная трёхмачтовая "Двина", построенная итальянским корабельным мастером Франческо Дипонти по "венецианскому маниру" в Санкт-Петербурге в 1721 г. Её длина составляла около 48,5 м, ширина с постицами - 9,6 м, вёсла имели длину 13,2 м и массу около 94 кг; каждым веслом гребли 6 человек. Вооружение "Двины" состояло из одной 24-фунтовой, двух 12-фунтовых пушек и двенадцати 3-фунтовых басов.

В Северной войне принимали участие и так называемые "конные галеры". Это были чисто десантные суда, бравшие на борт 25 - 40 лошадей с всадниками. Они имели длину до 42 м, ширину до 10 м и осадку до 1,4 м. Их вооружение состояло из двух 6-фунтовых и двух 3-фунтовых пушек. Последней в России была построена 21-баночная конная галера в 1722 г. мастером Франческо Дипонти; которая брала на борт 40 лошадей. Последняя 10-баночная галера для Балтийского ВМФ была спущена на воду в Санкт-Петербурге в 1789 г., а для Черноморского Флота - в Таврове в 1790 г.

Но галеры в России строили не только для военного флота. Например, в 1767 г. костромские корабелы построили в Твери 11-баночную галеру "Тверь" для путешествия Государыни Императрицы Екатерины II по Волге. Это было прекрасное во всех отношениях судно, недаром Екатерина II утвердила герб города Костромы с изображением на нём галеры "Тверь". Вот что писал о судне датский посланник в России Ассебург: "…Нет недостатка ни в одном из трёх удобств, которые можно было бы иметь только в столице. На галере Её Величества, называемой "Тверь", находится полное помещение с комнатой вроде залы, где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками ".

Это путешествие Екатерина II предприняла для ознакомления с юго-восточными провинциями России. Флотилия из десяти судов во главе с "Тверью" отбыла вниз по Волге-реке 2 мая 1767 г. В её состав входили три галеры типа "Тверь" (для размещения царской свиты), но их отделка была поскромнее. Царская галера имела длину 39 м, ширину корпуса 5,75 м, ширину с постицами 7,65 м, высоту надводного борта в носовой части 1 м, у кормовой надстройки - 1,9 м, возвышение кормы над основной плоскостью составляло 7 м. Судно было построено из местных пород древесины и богато украшено резьбой с позолотой. Четырёхметровый шпирон ажурной конструкции органично сочетался с форштевнем. Корпус имел небольшой развал бортов, палуба была изготовлена из особо качественных сосновых досок.

Корпус галеры "Тверь" собрали столь добротно, что при осмотре через 150 лет после постройки лишь в некоторых досках обнаружили незначительные трещинки от рассыхания. Пазы и стыки досок обшивки корпуса и палубы были пригнаны так тщательно, что даже не требовали конопатки, обшивка только окрашивалась в тёмно-зелёный цвет. Даже традиционная осмолка не требовалась. Детали корпуса скреплялись железными болтами и длинными гвоздями (гвозди-шпили). Кормовая надстройка, считая от транца, имела длину 15 м и ширину 5,3 м (у транца), которая увеличивалась по направлению к носу до 6 м. В надстройке размещались покой и приёмные апартаменты - просторные и светлые помещения, отделанные с особой пышностью, а также восемь кают; все помещения отводились для Екатерины II. Всего в надстройке имелось 34 окна с рамами и оконными переплётами (которые можно было опускать в специальные пазы), а также четыре двери, по одной на каждый борт, и две, снесённые к бортам, - в носовой переборке. У транца на палубе надстройки находились флагшток и гнездо для фонаря (гакобортного фонаря).

На палубе - от носа к корме имелось три прохода шириной 1,1 м.; один в диаметральной плоскости и два по бортам. Между ними находились два кокпита длиной 12 м и с углублением по отношению к главной палубе 0,5 м. Здесь находились банки для гребцов. На палубе носовой надстройки располагались фундаменты для восьми пушек, предназначавшихся для салюта. В трюме размещались каюты для царской свиты, освещавшиеся восемью прямоугольными окнами.

1 июля 1767 г. царская фамилия прибыла в Казань, затем завершив официальную часть, направилась в Симбирск, откуда Екатерина II уехала в Москву сухопутным путём. После отбытия императрицы четыре царские галеры возвратились в Казань, где их поставили на хранение в местном адмиралтействе. В 1804 г. из Санкт-Петербурга пришёл указ, который предписывал три галеры разобрать "за ветхостью", а галеру "Тверь" хранить, "не переменяя того вида, который она имела ". Когда же Казанское адмиралтейство упразднили, "Тверь" передали на хранение Морскому министерству, потом Управлению государственных имуществ, затем - в начале 60-х годов Х1Х века - в Казанское городское общественное управление.

В 1888 г. на окраине Адмиралтейской слободы построили специальный павильон - эллинг, в котором и поставили галеру "Тверь". В 1918 г. она перешла в ведение музейного отдела Наркомпроса, а потом - Татарского республиканского краеведческого музея. Вот что писал известный казанский искусствовед П.Е Корнилов в своей монографии о галере: "… изучающему искусство и, в частности, деревянную резьбу, на галере "Тверь" есть небезынтересный материал. Декоративная обработка приковывает внимание. Сюжеты резьбы - мифологические сцены, олицетворяющие водную стихию… В этой резьбе любопытен национальный момент… Декорные украшения галеры, вне всякого сомнения, являются примером высокого мастерства русских резчиков по дереву ".

Сегодня с огромным сожалением приходится констатировать, что этот бесценный памятник русского кораблестроительного искусства нами безвозвратно утрачен. В конце 1960-х годов пожар уничтожил и павильон, и галеру…

Средиземноморская галера XVI века

Галера - низкобортное гребное судно с палубой, в основном, не по всей длине, с удлиненным корпусом (отношение длины к ширине у купеческих галер около 5:1, у военных - около 8:1), с хорошими ходовыми качествами под веслами. Скорость хода галеры под веслами доходила до 8 узлов. Галера имела парусное вооружение, применявшееся в небоевой обстановке. Во время боя галера приводилась в движение только веслами. Для несения парусов на галере устанавливалось от одной до трех мачт. Паруса латинского типа крепились к реям, длина которых иногда достигала длины корпуса. Главная мачта проходила сквозь палубу и прочно крепилась к килю и корпусному набору. Носовая и кормовая мачты крепились только к палубе. Кормовая мачта чаще всего использовалась для несения флага.

Палуба галеры имела форму свода, и под ней в трюме размещались провизия, вода и снабжение для ближнего плавания. Выше палубы по середине корпуса с носа до кормы шел помост - куршея . По сторонам куршеи с каждого борта располагались скамейки (банки) шириной 0,3-0,5 метра. В большинстве случаев на каждое весло приходилось от 3 до 5 гребцов. Ногами гребцы упирались в специальный брус. Валки весел наполняли свинцом для уравновешивания. К валкам крепились скобы по числу гребцов. Длина весел доходила до 12-15 метров, из которых 9-11 метров выступали за борт.

Корпус галеры имел развал борта у палубы для использования длинных весел без увеличения ширины судна. Борт имел выступ, образуемый рядом поставленных по длине корпуса кронштейнов, которые соединялись продольной доской. По краю этого выступа шел продольный брус (постис), на котором крепились уключины весел. В кормовой оконечности на петлях ахтерштевня навешивался руль.

Галеры получили широкое распространение на Средиземном море, где частая безветренная погода в летние месяцы затрудняла плавание судов, оснащенных одними парусами. В Атлантическом океане галеры встречались редко. Они мало подходили для использования на огромном морском пространстве в условиях, когда сильное волнение и неблагоприятная погода являются скорее правилом, чем исключением.

Купеческие галеры , используемые в древние века для перевозки ценных грузов, имели глубокий, округлый корпус. Более легкие военные галеры были плоскодонными, с длинным и узким корпусом. В бою они применялись для быстрого (со скоростью до 7-8 узлов) броска на короткое расстояние, чтобы протаранить вражеский корабль или подойти вплотную к нему. В морских сражениях на Средиземном море примерно с 850 года до н.э. и до XVI века галеры были наиболее часто используемыми военными кораблями. Последний раз их использовали во время русско-шведской войны 1809 года.

Начальник гребцов (комит) находился на корме рядом с капитаном. Два его помощника (подкомита), вооруженные бичами, размещались один в середине куршеи, другой в носовой части. Начало хода комит, после команды капитана, объявлял свистком, что немедленно повторялось подкомитами. Гребцы, носившие общее название шиурма, должны были одновременно браться за весло, так как запаздывающий, помимо удара бичом, получал еще удар веслом от сидящего сзади гребца.

Гребля - трудное дело. От равномерного движения весел зависит скорость хода судна. Поэтому на галерах имелись музыканты, задававшие ритм работы.

Галеры Древних веков (до 500 год н.э.)

Минойцы и морские люди использовали галеры без палубы с округлыми корпусами. Греческие и римские галеры - прямые, с угловатыми концами и высоко поднятым носом - первоначально появились на севере, у моряков Эгейского моря.

Воины-ы а - такие как Одиссей и Менелай - плавали в легких галерах без палубы, которые были сравнительно низкими и узкими. Самая малая галера, примерно 50 футов длиной, имела 20 весел (по 10 на каждой стороне).

Пентеконтер - галера, которую чаще всего использовали для перевозки войск, имела 50 весел, ее длина достигала 125 футов. Такие галеры оснащали единственным прямоугольным парусом, наклоненным к рею, на мачте посредине корабля, которую можно было поднимать или опускать.

Примерно к 700 году наибольшее распространение получили два различных типа галер. Купеческие галеры - длиной около 150 футов - были глубокими и сравнительно широкими, с округлым корпусом. В противоположность этому, военные галеры были низкими и узкими - длина их примерно в 10 раз превышала ширину - имели малую осадку и плоское дно. Из транспортного средства они превратились в торпеду, управляемую людьми, которая пробивала корпус вражеского корабля.

В отличие от военных моряков, пираты стремились захватить, а не потопить свою добычу. Они быстро подплывали к кораблю и зацеплялись за его борт. Для этого они использовали специальные галеры, уже и быстрее купеческих, но вместительнее военных и с более высокими мореходными качествами.

Чтобы выдержать удар при пробивании корпуса корабля, военные галеры строили из прочных материалов, размещая палубу примерно на два фута выше гребцов, вдоль планшира. Такая приподнятая палуба привела к появлению у греков и финикийцев дирем , галер с двумя уровнями или рядами гребцов. Вскоре гребцов верхнего ряда стали размещать вдоль планшира, а гребцы нижнего ряда работали веслами через отверстия в корпусе галеры. Весла двух рядов располагали в шахматном порядке, так что каждая верхняя пара весел находилась между двумя нижними. При этом поднятую палубу можно было использовать как удобный участок для боевых действий.

В 600-х годах н.э. кораблестроители сделали следующий логический шаг и сконструировали трирему (триеру) , то есть галеру с третьим рядом гребцов. Трирема, отличавшаяся высокой маневренностью и способностью быстро развивать высокую скорость для тарана вражеского корабля, имела очень изящную, стреловидную форму и крайне мало свободного пространства. Поликрат Самосский , занимавшийся пиратством в пределах Эгейских островов, в 525 году создал первую флотилию трирем. Но купцы и морские разбойники, ходившие в дальние рейсы, предпочитали пользоваться более просторными пентеконтерами.

В 323 - 31 годы до н.э. строили очень крупные галеры, называемые полиремами . Ряды гребцов в таких галерах располагали разными способами. Большое количество гребцов на супергалерах позволяло значительно расширить палубу и размещать на ней больше воинов и катапульт. При этом опытных гребцов использовали лишь на концевых веслах; от прочих требовалась простая физическая сила.

Предназначенные для сражений с другими кораблями на ограниченном участке боевых действий, триремы и супергалеры были непригодны для плавания в открытом море. Они требовали крупных затрат на управление и, кроме того, практически не имели места для хранения воды и продуктов питания. Из-за малой осадки, плоского дна и значительной тяжести гребцов и воинов такие галеры всегда отличались неустойчивостью и часто опрокидывались. Древние военные корабли, как правило, не отходили далеко от берега и не вели боевых действий в зимние месяцы.

Эти недостатки военных галер делали открытое море неконтролируемым «ничейным» пространством. Самое удивительное, что пиратам, которые случайно встречались с военной галерой, почти всегда удавалось спастись (Тимоклес был, по-видимому, единственным пиратом, захваченным в открытом море). Такие пираты, как Никандр , легко уходили от греческих и римских военных кораблей. А если они решали вступить в бой, то группа небольших пиратских кораблей буквально со всех сторон набрасывалась на относительно неповоротливые и тяжелые военные галеры.

Лишь остров Родос имел специальный антипиратский флот, в котором тяжелые галеры были заменены более быстроходными тримиолами . Римляне продолжали использовать военные корабли, непригодные для уничтожения пиратов в открытом море, поэтому в борьбе с пиратами им приходилось посылать армии для нападения на пиратские убежища Лигурии, Иллирии, Крита и Киликии. С пиратством в древние века удалось покончить лишь тогда, когда Гней Помпей собрал значительные силы, одновременно атаковал их на всем побережье Средиземного моря.

Морской флот Римской империи, созданный в 31 году до н.э., предназначался для связи и перевозок. В нем не было тяжелых военных кораблей, лишь триремы и либурны , построенные на основе конструкции пиратских судов. Но такой флот мог противодействовать пиратству лишь до тех пор, пока римские армии контролировали побережье и уничтожали возникающие убежища пиратов. После 250 года н.э., когда римские сухопутные силы стали гораздо слабее, пираты Черного моря легко прогнали римский флот в Эгейское море.

Галеры Средних веков (500 - 1500 гг.)

До XIII века товары начали перевозить на первых парусниках с округлым корпусом. В качестве военных кораблей галеры продолжали использовать лишь государства, достаточно богатые, чтобы укомплектовывать их большим количеством гребцов. В Х веке византийский флот имел много быстроходных дромонов с двумя 25-весельными рядами, по одному человеку на каждую пару весел. Самые крупные дромоны имели длину около 130 футов, а ширину примерно 18 футов. Флотилии арабских пиратов, таких как Лев Триполийский , также имели галеры, но их конструкция неизвестна.

Примерно в 1250-е годы Венеция и другие итальянские города-государства стали строить «большие галеры» для торговых и военных целей. Скамьи для гребцов в этих галерах размещались на одном уровне, на каждой скамье сидели три гребца. В зависимости от конкретной конструкции галеры, либо каждый из них греб собственным веслом, либо все трое гребли одним веслом. Аналогичные галеры стали строить во Франции, Испании и Оттоманской империи, позднее, в XVI веке, они превратились в военные галеры.

Византийские флотилии состояли главным образом из легких и быстроходных кораблей для связи и шпионажа за противником. Они назывались галеа и приводились в движение, одним рядом весел. Галеры также использовались христианскими и мусульманскими пиратами, которые устанавливали на них треугольный парус, как на галеотах берберских ов. Быстроходные весельные суда использовали и рыцари острова Родос, хотя для военных целей они включали в состав своего флота одну или более «больших галер».

Галеры нового времени (1500 - 1800 гг.)

В XVI веке Оттоманская и Испанская империи строили большие флотилии галер. К флоту Испании, кроме того, часто присоединялись менее крупные эскадры Венеции и других дружественных итальянских городов. Империи Средиземного моря начали перестраивать свои военно-морские силы. Это было связано и с изменением военной тактики, вследствие появления пороховой артиллерии . На галерах нового времени размещали тяжелые пушки, а также поворотные орудия на платформах в носовой части корабля. Теперь с помощью галер пытались не протаранить корабль противника, а нанести ему серьезные повреждения, затем подойти ближе и взять на абордаж.

Военные галеры предназначались для уничтожения вражеских кораблей, транспортировки войск и бомбардировки укрепленных пунктов. Они имели одну палубу и один ряд весел с 21-27 скамьями и, по крайней мере, тремя гребцами на скамье. Венецианские военные галеры были быстроходными и обычно имели длину 140 футов, ширину 17 футов, а высоту 5 футов. Испанская и оттоманская империи имели более крупные и прочные галеры с большим количеством гребцов. Кроме гребцов, на галерах находилось 30-40 моряков, солдат и канониров.

Вооружение галер постепенно совершенствовалось и увеличивалось. Если в XV веке артиллерийские орудия устанавливались только на баке, то в XVI веке их стали размещать также на корме и по бортам. На баке галер большей частью ставили 50-фунтовую пушку (19 см), по сторонам от нее - по две кулеврины, а рядом по одному 3-фунтовому (6 см) фальконету . На кормовой платформе помещался фалькон, а на самой корме 12-фунтовая (11 см) сакра. На рострах устанавливался на козлах пассаволянт, а по бортам - по одному 30-фунтовому (16 см) камнемету, по одной сакре и по два аспика.

Вопреки расхожему мнению, галера была очень дорогим судном и не могла использоваться очень часто, берберские корсары и христианские пираты имели в своих флотилиях несколько галер. У мальтийских рыцарей было 3-5 галер, у рыцарей ордена Святого Стефана - 3 или меньше. Алжир, крупнейшее берберское государство, редко имел более шести галер одномоментно. Их использовали только для обороны и наиболее масштабных операций. Христианские и мусульманские пираты обычно плавали на легких, быстроходных судах, приводимых в движение веслами и парусами.

Галеры составляли основу испанских флотилий в экспедициях против Алжира и Туниса, но оказались крайне неэффективными в борьбе с пиратами. Любой галиот, бригантина или тартана Северной Африки могла без труда обогнать испанскую галеру. Венецианские галеры в Адриатическом море иногда догоняли, но редко побеждали пиратов. Оттоманские галеры были также бессильны против действий христианских морских разбойников.

К началу XVII века товары перевозили главным образом английские и голландские корабли, отгонявшие берберские галиоты бортовыми пушками. Моряки северных стран ходили в Средиземное море и как пираты. Некоторые из них помогли североафриканским странам построить крупные парусники. С этого времени во флотилиях берберских государств появились военные суда с парусами. Но они по-прежнему больше полагались на галиоты и аналогичные корабли, которые вполне подходили для захвата купеческих судов, осуществлявших прибрежные перевозки товаров.

Гребная команда галеры состояла из трех разрядов людей: каторжники, невольники и добровольцы. Первых, приговоренных по суду за какие-нибудь преступления, держали постоянно прикованными за ногу и никогда не спускали на берег. Невольников набирали из турок, мавров и негров, купленных или взятых в плен. Им, как и каторжникам, брили голову, но оставляли клок волос на темени. Невольников также держали прикованными. Добровольцы состояли из освобожденных каторжников или из искателей приключений. Они получали жалование. Их брили, но оставляли усы. На ночь их приковывали, а днем они свободно ходили с колодкой на ноге. У весел они сидели вместе с прочими. Очень часто каторжникам и невольникам надевали на шею закрепленный на тесьме кляп, которым до начала боя затыкали рот, чтобы получивший рану гребец не кричал. Если судно тонуло, то все прикованные гребцы погибали вместе с ним.

При комплектации гребцов старались набирать людей разных национальностей с тем, чтобы им сложнее было договориться между собой и поднять восстание. Однако бывало и так: в 1621 году эскадра турецких галер готовилась выйти из Стамбула в Средиземное море. Команды пополнили гребцами из числа военнопленных и, очевидно, по недосмотру на одну из самых быстроходных галер «Летающий лебедь» попала большая группа славян. Первую остановку эскадра сделала в порту Митилини на острове Лесбос. Пока пополняли запасы воды и продовольствия, начался шторм и командующий эскадрой Касим-бей решил переждать непогоду. При этом он с частью янычар перебрался на берег. На борту «Летающего лебедя» осталось 220 гребцов и 80 солдат. В целях безопасности (по старому морскому правилу - корабли во время шторма бойтесь берегов) галеру поставили на рейде на якорях. Еще в Стамбуле у невольников возникла мысль о захвате корабля, и они стали готовиться. Соблюдая большую осторожность, подпилили цепи кандалов и ожидали только удобного случая. Стоянка на рейде, вдали от других галер, давала надежду на успех. Восстание возглавил поляк Марек Якимовский . Оружием восставшим служили разбитые кандалы. Неожиданность способствовала успеху - часть янычар сложила оружие, часть бросилась в воду в надежде доплыть до берега. Гребцы немедленно обрубили якоря и дружно налегли на весла. В погоню были посланы три галеры, но жажда свободы удесятерила силы бывших рабов, и турецкий флот потерял одну из лучших галер. Мятежное судно пришло вначале на остров Родос, а затем в Мессину и Палермо. Дальнейшая судьба гребцов неизвестна, а галера перешла в собственность неаполитанского вице-короля.

Галерные фрегаты (весельные фрегаты)

Европейский (часто - английский) корабль с ровной палубой, приводимый в движение в основном с помощью парусов, но снабженный бортовыми отверстиями для весел, позволяющими повышать скорость в случае необходимости. Его можно назвать также «фрегатом со встроенной галерой». Галера имела такую же оснастку, как и фрегат, но ее палуба находилась на одном уровне по всей длине корабля. У типичного фрегата ют и бак располагались на четыре-пять ступеней выше главной палубы.

Несколько купеческих галер, торговавших с Северной Америкой и Западной Африкой, были захвачены пиратами. В 1696 году Уильям Кидд на «Приключении» подошел к Мадагаскару и встретился с британским военным кораблем. Корабль Кидда спасся, уйдя на веслах в безветренный вечер.

На рубеже XVIII-XIX веков в русском Балтийском флоте числился 21 весельный фрегат.

Келес - небольшая быстроходная галера с прямым носом, одним рядом скамей для гребцов и, по крайней мере, одним парусом. Активно использовался пиратами на средиземноморье в IV-I веках до н.э. Несмотря на весьма небольшой трюм, греческие пираты часто пользовались келесом, отдавая ему предпочтение из-за быстроходности. Часто келес импользовался для срочной перевозки товаров (часто скоропортящихся или особо ценных).

Русские галеры

Первая в России галера была построена и спущена на воду в Астрахани в 1670 году. Весной 1696 году на Преображенской верфи была собрана двухмачтовая 16-баночная («банка» - сидение для гребцов) галера «Адмирал Лефорт» из деталей, доставленных в Россию из Голландии. По более поздней русской классификации «Адмирал Лефорт» относится к классу полугалер . По ее чертежам на Воронежской верфи к апрелю 1696 года было построено 23 однотипные галеры. А с 1697 года там же было начато строительство еще семнадцати 20-24-баночных галер.

Первая галера для Балтийского флота была заложена на Олонецкой верфи 29 июля 1703 года в присутствии Петра Первого .

Благодаря достаточно крупным размерам и хорошей мореходности некоторые галеры выполняли даже роль флагманских судов. Всего за петровский период в России было построено более 260 галер.

Артиллерийское вооружение русских галер значительно менялось со временем. Первоначально оно состояло из трех 6-фунтовых орудий на носу и 16 басов.

Постройка галер в России прекратилась в 90-х годах XVIII века. Последняя галера для Черноморского флота была построена в Таврове в 1790 году, для Балтийского - в 1796 году в Санкт-Петербурге.

Скампавея (полугалера) - быстроходная легкая военно-гребная галера XVIII в. В русском флоте петровского времени использовалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта и абордажного боя в шхерах, а также для буксировки парусных кораблей в штиль.

Конструкция

В переводе с итальянского «скампавея» - «убегающая от опасности», «неуловимая». Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30-40 % венецианскую галеру.
Скампавеи имели длину 36,6 - 39,6 м, ширину 4,8 - 5,5 м и небольшую осадку. Эти суда были одно- и двухмачтовыми, с косыми парусами, имели до 18 пар весел и могли вместить до 150 человек. Их вооружение составляли три-шесть 12-фунтовых пушек и 16-20 басов (1-2-фунтовые фальконеты).
Так как судно было не очень большое, то 18 весел позволяли передвигаться по тем временам с большой скоростью. Это обеспечивало возможность отрыва от догоняющего более мощного судна противника, а также для быстрейшего захвата противника, пересекшего границу государства. Если ветер был попутным, использовали треугольные паруса на двух мачтах.

Боевое применение

В России скампавеи были построены и использовались только во времена правления императора Петра I с 1700 по 1725 г.
Первая русская скампавея была построена для Балтийского флота на Олонецкой верфи в 1703 г. Всего в 1-й четверти ХVIII в. было построено около 300 скампавей. Русские скампавеи были лучше приспособлены для действий в шхерах Финского залива, чем большие шведские корабли, что сыграло определенную роль в победе России над Швецией в Северной войне 1700- 1721 гг.

27 июля (7 августа) 1714 года русский флот в составе 99 галер и полугалер под командованием генерал-адмирала графа Ф.М.Апраксина (авангардом командовал Петр I) одержал первую крупную морскую победу над шведами в Гангутском сражении, а 27 июля (7 августа) 1720 года 66 гребных судов под командованием генерала М.М.Голицына одержали не менее славную победу у острова Гренгам.

И. ИВАНОВ

Совершенствовалось русское кораблестроение. Фрегат «Михаил Архангел» по своим мореходным и боевым качествам превосходил своих предшественников.


Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот.

Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался тем, что вначале он состоял, в основном, из гребных судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтийском море.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 000 человек.

Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть - морские солдаты-абордажники. Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вицеадмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин - подпоручик (унтер-лейтенаит). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтерофицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпа, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.


Уже первые морские баталии прославили русский флот. Взятие шведских судов «Астрилъд» и «Гедан» 7 мая 1703 года.
С картины Блинова.


Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был корабль «Выборг», построенный в 1710 году при личном участии и под руководством Петра.


Прославленная петровская галера.


Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр.

Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей.

Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными - это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя.

Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1718 году.


Фрегат «Иван-город» (1705 г.)


Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 29 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.


Фрегат «Петербург» (1704 г.)


80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными бешканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом.

74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота.

Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче.

Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.


Модель трехдечного корабля «Святой Андрей» (1721 г.)






Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в Петербурге под руководством корабель­ного мастера Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры.

Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых мы рассказывали, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры - шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки.

Прамы - плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра - строились для защиты Кронштадта.

Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра.

Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение - одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны - легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями.

Бригантины - легкие суда, назначались для ближней разведки и посыльной службы.


Не о богатстве крепостника думал русский крестьянин, возводя на кормах кораблей Петра замысловатую вязь искусных украшений. Тогда поднимали паруса не только эти корабли - «Предистинация» и фрегат «Думкарт» - поднимала паруса Россия. Кто из корабелов-патриотов мог не сочувствовать этой великой идее обновления родной земли - идее выхода ее в море!..


Брандеры - суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно уже совершенно старые непригодные суда.

Флейты или пинки, шмаки, шкуты - были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена они включались даже в военный флот.

Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями.

Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки.

Полу галеры водружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам.