Советская подмостовая авиация. Валентин Привалов

4 июня 1965 года, город Новосибирск. В этот день в городе стояла жаркая погода, к полудню на городском пляже на берегу Оби было не протолкнуться.

Внезапно мирный отдых разморённых жарой горожан был прерван рёвом приближающегося самолёта. Боевой реактивный истребитель МиГ-17, появившийся словно из ниоткуда, резко снижал высоту. Выровнявшись буквально над самой поверхностью воды, он пошёл прямо к Коммунальному мосту. Люди на мосту и на набережной оцепенели, ожидая развязки.

Истребитель нырнул в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны, резко пошёл вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста, и исчез из виду так же быстро, как появился.

Кто-то облегчённо выдохнул, кто-то зааплодировал, а отдыхавшие на пляже военные стали торопливо собираться, спеша доложить о происшествии.

Этого случая нет в Книге рекордов Гиннесса, он никогда не был зафиксирован как официальный рекорд. Тем не менее, происшедшее не имеет аналогов в истории мировой авиации — никому больше не удавалось пролететь под мостом на боевом реактивном истребителе!

Заболевший небом

Он родился в деревне Пятница на берегу Истринского водохранилища в 60 км от Москвы. Когда началась война, мальчику было шесть лет. Однажды Валя увидел два советских истребителя И-16, которые пролетели над его домом буквально над крышами. Как он рассказывал потом, до этого момента он не видел вблизи не только самолётов, но даже паровоза.

Тот день перевернул жизнь Вали — он решил стать лётчиком. Путь к мечте начался в 10 классе, когда Валентин стал заниматься в аэроклубе.

В 1953 году его отправили на Украину, в город Сумы. Там велась подготовка лётного состава. Закончив учёбу, Валентин поступил в Армавирское училище. В возрасте 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. Когда в армии началось так называемое «хрущёвское сокращение», молодого офицера оставили в авиации, но отправили служить сначала в Семипалатинск, а затем в город Канск Красноярского края.

Из морской авиации Валентин перешёл в «сухопутную», но тяги к полётам не потерял. Привалов принадлежал к той категории лётчиков-энтузиастов, которые «болеют небом» всю жизнь. Таким был Пётр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, таким был и Валерий Чкалов .

Пилоты подобного склада всегда пытаются найти что-то новое, сделать то, чего до них никто не делал.

Превзойти Чкалова

Легенда о Чкалове немыслима без его знаменитого пролёта под мостом, который часто именуют «авиахулиганство». Конечно, элемент хулиганства в этом присутствовал. Однако виртуозные манёвры на малых высотах, прозванные «чкаловскими», спасли жизни тысяч советских лётчиков, в годы войны ставивших гитлеровцев в тупик именно такими нетривиальными приёмами пилотирования.

Лётчик 712-го гвардейского авиационного полка Валентин Привалов полагал, что на реактивных боевых истребителях вполне можно летать так, как летал Чкалов. Главное — в совершенстве владеть своей техникой.

Лётчики 712-го гвардейского авиаполка обслуживали учения зенитных ракетных войск, имитируя действия «вероятного противника». Для этого они из Канска перелетали на новосибирский аэродром Толмачёво, с которого и осуществляли вылеты на учения. В перерывах между полётами пилоты отдыхали на берегу Оби, между мостами — Коммунальным и Железнодорожным.

Вот тогда-то у Привалова и появилась идея пролететь под Коммунальным мостом, доказав, что реактивная техника в хороших руках не уступит в маневренности своим «предшественникам».

Понятно, что командование никогда и ни при каких обстоятельствах не дало бы Привалову «добро» на «эксперимент», потому он решил действовать на свой страх и риск.

Вид на Коммунальной мост через реку Обь в Новосибирске. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Полёт всей жизни

Четвёрка летчиков 712-го полка летала с 30-40-минутными интервалами. Маршрут МиГа лётчика Привалова был таким: Толмачёво — Барнаул — Камень-на-Оби — Толмачёво.

4 июня 1965 года Валентин Привалов, выполнив задание в зоне полётов, возвращался на аэродром в условиях облачности. Получив команду на снижение, лётчик вынырнул из облаков и увидел перед собой Коммунальный мост. И тогда он решил, что это судьба, и направил истребитель в его сторону.

На самом деле задача, которую поставил перед собой Валентин Привалов, была архисложной. Скорость истребителя на подходе к мосту составляла 700 км в час, и попасть необходимо было в створ арки моста высотой в 30 метров и шириной в 120 метров. Одно неверное движение штурвала — и ошибка станет фатальной. А по мосту ходят люди, ездят грузовики, автобусы, на набережной полно людей.

Мало того, от Коммунального моста до Железнодорожного всего 950 метров, или 5 секунд полёта. Чтобы избежать столкновения с ним, необходимо «свечой» уйти вверх, выдержав тяжелейшие перегрузки.

Дополнительной сложностью являлось и то, что полёт проходил над водной поверхностью, но как раз это обстоятельство Привалова беспокоило меньше всего. Он ведь начинал в морской авиации и тонкости полёта над водной гладью знал в совершенстве.

Сам Валентин Привалов рассказывал, что был абсолютно уверен в себе, в своей подготовке и в своей боевой машине. Заметил он только неожиданный эффект — по всем законам физики, «окошко» моста, через которое пилоту предстояло пролететь, при приближении к цели должно было увеличиваться, а оно, наоборот, визуально уменьшалось.

Тем не менее, МиГ-17 уверенно пронёсся под мостом, тут же устремился ввысь, после чего вновь взял курс на аэродром.

ЧП союзного масштаба

Валентин Привалов вспоминал, что всё прошло столь быстро, легко и гладко, что он даже поверил в то, что его манёвр никто не заметил.

На следующий день лётчики прибыли в штаб дивизии, где, на первый взгляд, всё было тихо и спокойно. Собственно, трое сослуживцев Привалова и не знали, что есть повод для беспокойства. На самом же деле в военных инстанциях бушевал невиданный скандал. Военные, ставшие свидетелями полёта Привалова, доложили командованию, которое немедленно собрало специальную комиссию по расследованию ЧП. В Новосибирске ходили невероятные слухи о происшедшем — они говорили, будто лётчик пролетел под мостом на спор, другие уверяли, будто он таким образом решил покорить сердце любимой, стоявшей на мосту.

О ЧП доложили на самый верх, лично министру обороны СССР маршалу Родиону Малиновскому .

Всех четверых лётчиков на всякий случай арестовали, а Привалова готовились исключить из партии и отдать под трибунал.

Между тем, нашлись и те, кто встал на защиту Привалова, — поддержал лётчика первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев . Дело в том, что в Новосибирске работал авиазавод, на котором строили самолёты Су, и глава обкома, для которого авиапроизводство было одним из важнейших дел, ценил классных пилотов, отчаянных сорвиголов.

Разнос за «чкаловщину» на заводе Чкалова

Привалова отвезли « на ковёр» к находившемуся в Новосибирске маршалу авиации Евгению Савицкому , выдающемуся асу, дважды Герою Советского Союза. Савицкий, отец космонавта Светланы Савицкой , пилотировал самые современные военные самолёты вплоть до своего 70-летия и тоже ценил классных лётчиков. Но как начальник потворствовать авиахулиганству не мог, поэтому устроил Привалову знатную выволочку за «чкаловщину» с использованием всего богатства великого и могучего русского языка.

Пикантный момент — разнос происходил на Новосибирском авиазаводе, носившем имя... Валерия Чкалова.

Когда Савицкий закончил, сопровождающие маршала офицеры шепнули Привалову: расправы не будет, его оставят в авиации.

После этого Привалову было приказано, оставив самолёт и взяв с собой парашют, поездом отбыть из Новосибирска к постоянному месту службы в Канск.

«Приговор» министра

Спустя неделю после возвращения в Канск из Москвы пришла телеграмма, в которой содержался «приговор», вынесенный министром обороны Родионом Малиновским: «Лётчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске — отправить в отпуск, если был — дать 10 суток отдыха при части».

В итоге самое серьёзное наказание Валентин Привалов понёс по партийной линии — строгий выговор с занесением в учётную карточку. А по службе наказали командира полка и начальника политотдела, которым объявили выговор.

Лётчик Валентин Привалов продолжил службу в авиации, дослужившись до звания подполковника и должности заместителя командира полка. Может быть, дослужился бы и до генеральских погон, но в 42 года подвело здоровье — из-за сердечно-сосудистого заболевания его отстранили от полётов. Можно было остаться в армии на должности, не связанной с полётами, но прирождённый лётчик предпочёл уйти в отставку.

Ещё четверть века Валентин Привалов проработал в диспетчерской службе гражданской авиации, где был удостоен почётного знака «Отличник воздушного транспорта».

В 1965 году не было ни мобильных телефонов, ни видеокамер, потому невероятный полёт Валентина Привалова никто не запечатлел. Он существует в Интернете лишь в виде фотоколлажей.

За прошедшие полвека никому в мире не удалось повторить то, что сделал советский лётчик. Может, это и к лучшему. Чтобы сделать то, что сделал Валентин Привалов, мало быть хорошим пилотом, нужно быть рождённым летать.

Валерий Чкалов на истребителе Fokker D.XI пролетел под Троицким мостом Петербурга, мотивация поступка - женщина. Так ли это, доподлинно неизвестно. Доподлинно известно, что в 1941 году на съемках фильма Михаила Калатозова “Валерий Чкалов”, для нужной киношникам картинки, летчику Евгению Борисенко, пришлось шесть раз повторить этот трюк. Выполнял он его на самолете–амфибии Ш–2, размах крыльев которого больше чем у истребителя Чкалова, поэтому пролет было сделать сложнее, чем самому герою.

Во время войны Герой Советского Союза летчик Николай Андреевич Рожнов после отработки штурмовиком по передовой стал возвращаться домой, ему на хвост сели пять Ме–109, одного он сбил, уходя от остальных, на бреющем полете пролетел под железнодорожным мостом, ушел, воевал до победы.

Газета «Правда» напечатала про него статью: «Подвиг летчика Рожнова». Вдохновила его на этот маневр, дерзкая выходка Чкалова.

4 июня 1965 года военный летчик–ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в канском гарнизоне, совершил полет под мостом в метре от воды на реактивном истребителе МИГ–17.

Рассказ очевидца: "И вот, когда мы находились где–то на середине моста, случилось то, что нельзя было представить в самом жутком сне. Внезапно из–под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове, боясь утраты казенного имущества. Чуть позже мы ощутили запах керосина.

К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место "эффект испорченного телефона". Вместо истребителя МиГ–17 уже фигурировал пассажирский Ту–104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях".

Летное происшествие имело широкий резонанс не только в СССР, но и за рубежом. После этого полета летчика арестовали, хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Р. Я. Малиновский, приказал вновь допустить В. Привалова к полетам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов на подмосковной Кубинке.

Совершил этот поступок тридцатилетний капитан Привалов не на спор и не из–за женщины. Причина была другая. Он хотел показать, что есть еще в Вооруженных Силах летчики с большой буквы, что непродуманная лихая "рубка" родной армии во время хрущевской оттепели не искоренила чкаловских традиций и пилотской лихости. Кроме того, это был и своеобразный протест против холуйского подавления новаторства, инициативы и "затирания" боевых летчиков.

Вот такая фотография и история ходит по интернету уже не один год. Не задумывались ли вы над тем, реальная ли она? Может быть как многое то, что пишут в интернете это фейк? Давайте попробуем разобраться …

В книге рекордов Гиннесса мы не найдём ни упоминания новосибирского Коммунального моста, ни фамилии Привалов – это неудивительно, ведь о случае, произошедшем 3 июня (по некоторым источникам – 4 июня) 1965 года, советская пресса не писала.
Слухи облетели всю страну, и даже просочились за границу, обрастая уже какими-то совершенно нелепыми подробностями, но так как не было официального сообщения – не произошло и официального признания. Более того – единственный в мировой истории пролёт реактивного истребителя под мостом не зафиксировала и бортовая аппаратура, кино-фотодокументы тоже вам не получиться обнаружить.

Давайте посмотрим, как описывают это художественно:

Как вспоминают очевидцы, день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Тишина, спокойствие и благость - лето в советском Новосибирске.

Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. На набережной начали встревоженно оглядываться: что шумит?

И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Да это же самолет! Настоящий боевой истребитель! - воскликнул кто-то на набережной.

Толпа замолкла в ужасе: истребитель летел низко над волнами прямо к Коммунальному мосту. Вода под самолетом кипела белыми бурунами - то ли от невероятной скорости машины, то ли от ударов реактивной струи из сопла. Казалось, что над водой летит серебристая лодка, а за ней тянется белый след (его называют кильватерным).

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…

Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл дурниной, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.

Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост. С него начиналась городская история, от него зависит судьба страны, и как раз сейчас по нему идет товарняк с лесом!

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

Кликабельно 2500 рх

Итак, 4 июня 1965 года я в компании друзей направлялся на городской пляж. Тогда с левого берега на правый ходил трамвай 6-го маршрута. Вот на нем-то мы и добирались к месту отдыха. Трамваи ходили не очень часто и потому были битком набиты пассажирами. День 4 июня не был исключением, и не всем удалось выйти на остановке «Пляж». Таким образом, я переехал на правый берег и оттуда, не дожидаясь обратного трамвая, вынужден был пойти по мосту на левый берег Оби. Кроме меня в том же направлении шли еще несколько человек. Первым шагал мужчина атлетического сложения, за ним следовал я, а за мной — ефрейтор внутренних войск в парадной форме. Расстегнув китель и сдвинув фуражку на затылок, служивый мерным шагом двигался к песчаному берегу.

И вот, когда мы находились где-то на середине моста, случилось то, что нельзя было представить в самом жутком сне. Внезапно из-под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове, боясь утраты казенного имущества. Чуть позже мы ощутили запах керосина.

К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место «эффект испорченного телефона». Вместо истребителя МиГ-17 уже фигурировал пассажирский Ту-104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях. Но тут были явные нестыковки, так как в те годы завод выпускал уже Су-15, а испытания новых самолетов производились далеко за городом. Местные СМИ ничего не сообщили об инциденте, а любопытные граждане через 2-3 дня из передач заокеанского вражеского радио узнали некоторые подробности. А вот маоистский рупор из Пекина пролет под Коммунальным мостом объявил началом отработки советскими летчиками новой тактики уничтожения мостов и переправ. Не где-нибудь на полигоне, а в центре крупного города!

Конечно, главным событием стал полет, но МиГ-17 — не ракета, а значит, был и пилот. О нем тогда ходило немало слухов. Народная молва сообщала, что отчаянный пролет под мостом — результат спора. Говорили также, что летчик пошел на сверхриск из-за недоступной красавицы.

Аргумент капитана Привалова

Слухи слухами, а все было совсем не так. 4 июня 1965 года тридцатилетний капитан Валентин Васильевич Привалов совершил свой полет под мостом не на спор и не из-за женщины. Причина была другая. Он хотел показать, что есть еще в Вооруженных Силах летчики с большой буквы, что непродуманная лихая «рубка» родной армии во время хрущевской оттепели не искоренила чкаловских традиций и пилотской лихости. Кроме того, это был и своеобразный протест против холуйского подавления новаторства, инициативы и «затирания» боевых летчиков.

Пик «рубки» и сокращения Валентин Васильевич пережил во время службы в морской авиации, в 691-м истребительном авиаполку Краснознаменного Балтийского флота в городе Мамоново Калининградской области. Самый запад СССР, полеты над морем, черная морская форма, и вдруг — перевод в глубь Сибири, смена флотской формы на общеармейскую… Служба в гвардейском Черниговском истребительном авиаполку в г. Канске Красноярского края была намного прозаичнее и, кроме того, Сибирь — не Прибалтика.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех МиГ-17. В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей, а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, и «покорил» Коммунальный мост.

Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Каманов (новосибирец, который встречался и беседовал с Валентином Приваловым), Коммунальный мост летчик приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!».

После одной из тренировок Привалов собирался вернуться на аэродром. Но, пролетая над Обью, решил исполнить данное себе обещание.

На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час. Страшно было - до потемнения в глазах. Еще бы - на такой скорости попасть в узкое «окно» мостовой арки (30 метров в высоту и 120 в ширину) казалось просто невозможным. Даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту машины на целые метры.

Но самое страшное оказалось впереди. Сразу за Коммунальным мостом - всего через 950 метров - уже железнодорожный мост, важнейшая транспортная артерия России. У Привалова было ровно пять секунд до столкновения. И за это время он успел круто изменить курс и, испытывая дикие перегрузки, ввинтиться в небо.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, ждал «сюрприз». Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому.

Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.,

Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

Сейчас трудно сказать, почему министр обороны принял в отношении Привалова неожиданное решение. Может быть, понял маршал, что подобные пилоты в случае войны будут очень полезны родной авиации, а может, произошло что-то еще, но капитана Привалова приказано было не наказывать, а отправить в отпуск, а если уже был, то предоставить десятисуточный отдых при части! После этого экс-коммуниста быстро вернули в ряды ленинской партии, вскоре изменился и калибр звезд на погонах отчаянного пилота. Стал он командиром эскадрильи и даже заместителем командира полка, но не сразу.

Не забыли о чкаловском последователе и в столице — в начале 70-х майор, а потом и подполковник Привалов продолжил службу в учебном авиаполку в п. Саваслейка Горьковской области. Вскоре учебный полк стал 148-м центром боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО. Лишь в 1977 году сердечно-сосудистое заболевание вынудило Валентина Васильевича покинуть летную службу. Оставаться в рядах армии он не мог и не хотел без любимой работы — пришлось уйти в отставку, хотя имелся вариант дослужить какое-то время на тыловой должности. В конце 80-х он перенес операцию по вживлению электростимулятора сердечной мышцы. В настоящее время Валентин Васильевич Привалов проживает в Москве.

Не каждому дано

Было бы неверно утверждать, что никто больше не пытался пролететь чкаловским маршрутом под мостом. Несмотря на запреты такие попытки в советской авиации имели место. Об одной из них уже можно рассказать. В конце 80-х годов в бомбардировочный авиаполк, дислоцированный возле города Комсомольск-на-Амуре, с запада был переведен старший лейтенант К. Вполне приличный летчик с достойной по тем временам биографией. Уже тогда полеты стали праздником для авиаторов — то керосина нет, то еще чего. В общем, тосковали летчики по небу.

Весной 1988 года упомянутый старший лейтенант следовал в отпуск из Хабаровска в Днепропетровск. Промежуточная посадка в Толмачево затянулась на несколько часов. Для иногороднего человека сидеть в аэропорту и не увидеть столицу Сибири просто недопустимо, поэтому дальневосточный летчик совершил экскурсию на такси. При проезде по Коммунальному мосту таксист рассказал, что, когда он был еще пацаном, пролетевший под фермами моста «МиГ» смыл его брюки в Обь. До этого летчик слышал всякие байки, но тут рассказывал «потерпевший». Сразу возникло желание повторить чкаловский трюк, но не в Новосибирске, а на Дальнем Востоке.

Целью был избран железнодорожный мост у поселка Пивань Хабаровского края. Средством — родной Су-24. На совершение трюка старлей уговорил и друга, капитана Р., ведь экипаж самолета должен был состоять из двух человек. Больше месяца друзья рисовали схемы, высчитывали параметры, углы захода и прочее. Не поленились съездить к Пиваньскому мосту, но осмотреться на месте помешали моряки из подразделения внутренних войск, охранявшие важный объект.

Покорение моста решили совместить с полетом на полигон в районе Хабаровска. За сутки до предполагаемого полета нашлись «добрые» люди, доложили куда надо и даже приложили копии схем и расчетов при пролете моста, целых четыре варианта в зависимости от скорости ветра и прочих факторов. В итоге вместо аэродрома пилоты оказались в особом отделе авиадивизии, где после ряда профилактических мероприятий отказались от рискованного мероприятия. В начале 90-х годов старлей, не получив очередной звезды, подался в военную авиацию независимой Украины и даже дослужился до полковника, а капитан, уволившись в запас, организовал частную фирму.

Прошли годы, Коммунальный мост больше никто не покорил. Не появилась и памятная табличка, рассказывающая о событиях июня 1965 года.

Виктор МИНИН, специально для «Г-С»
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала полковникам в отставке Л.А. Агафонову (Новосибирск), Г.Ф. Селиванову (Москва), Ю.П. Макарову (Н. Новгород)

Да, стати, настоящее ли фото? Конечно нет, вот и тут написано, что это коллаж (смотрите правый нижний угол центрального фото):

Да и в интернете вы легко найдете 100500 причин того, что именно это фото — монтаж.

КСТАТИ

«Мост самоубийц» или «мост - ангел-хранитель»?

Увы, но в последние годы за символом Новосибирска закрепилась дурная слава. Дескать, превратился он в «мост самоубийц». Сколько всего было случаев, когда горожане пытались, прыгнув с него, свести счеты с жизнью, не считал никто. Мы попытались это сделать и выяснили, что все известные случаи заканчивались… счастливо.

Как говорят рабочие, обслуживающие мост, активнее всего самоубийцы прыгают в период с десяти вечера до часу ночи.

  • Летом 2001 года на середине моста остановилась машина. Из нее вышел человек и, сделав несколько шагов к парапету, прыгнул в воду. Спасатели с городского пляжа заметили несчастного и вытащили его из воды. А натерпевшийся страху мужчина решил прыжок не повторять.
  • Чуть позже - зимой с моста на лед прыгнул другой человек. Рассказывают, что он здорово повредил кости, но, слава небесам, выжил.
  • На День города-2002 с моста прыгнула отчаявшаяся тридцатилетняя женщина, но уже в воде передумала сводить счеты с жизнью и сама выплыла на правый берег реки.
  • Случай, который произошел осенью 2002-го, и по сей день считается уникальным. Тогда с Коммунального моста в Обь, спасаясь от несчастной любви, прыгнул двадцатилетний парень. Вода не смягчила его падения - молодой человек ударился о дно. Позже, когда его спасли и доставили в больницу, врачи долго удивлялись: юноша упал с высоты 12-этажного дома (учитывая падение, которое он продолжил под водой) и отделался только парой синяков.

А вот как действительно реактивные самолеты летают над водой.

15 декабря 1938 года на Ходынском поле в Москве разбился легендарный Валерий Чкалов . При заходе на посадку у истребителя И-180, который он испытывал, заглох мотор. Чкалов в последний момент отвернул от крыши жилого барака, и врезался в металлическую высоковольтную опору. От удара пилота выбросило из кабины вместе со штурвалом. Чкалов жил еще два часа. Последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».

Страна запомнила Чкалова героем, прежде всего, благодаря перелету через Северный полюс в Америку. 18 июня 1937 года тяжело нагруженный АНТ-25 с экипажем из командира Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова поднялся с Щелковского аэродрома и взял курс на север. Перелет был полон трудностей. Когда самолет проходил Полюс недоступности, запасы кислорода почти иссякали. У Чкалова пошла носом кровь. Вдруг раздался хлопок, и стекло кабины покрылось слепой ледяной коркой — лопнула трубка системы охлаждения. Пока Байдуков, высунув руку в форточку, скалывал лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду и мочу, которую собирали для анализов. 20 июня, после 63 часов изматывающего полета АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в Ванкувере. Героический экипаж встречали тысячи американцев, президент США Франклин Рузвельт организовал прием в честь советских летчиков. Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации.

Но в историю авиации Валерий Чкалов вошел еще и как летчик, совершивший ряд «подвигов» на грани фола. Он отсидел на гауптвахте 10 суток за полет вниз головой, еще 10 суток — за эксперимент с мертвыми петлями (заключил пари, что непрерывно прокрутит 50 петель, а сделал 250). Плюс 5 суток за пролет боком между двумя растущими рядом деревьями. Но дольше всего — 15 суток — за пролет под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде.

Мы составили подборку случаев в отечественной авиации, которые также можно назвать «подвигами» на грани фола.

Полет под мостом на реактивном истребителе

3 июня 1965 года военный летчик, капитан Валентин Привалов совершил единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете. Дело было под Новосибирском. После тренировочного полета Привалов вышел из плотной облачности прямо на Коммунальный мост через Обь. Сбросив скорость, МиГ-17 заскользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам моста и круто ушел вверх. Для справки: размер арки моста — приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 — 9,6 метра.

Вот как описывает этот случай очевидец, майор авиации в отставке Анатолий Рыбьяков : «С третьего разворота он снизился, и прошел под мостом. Скорость — где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг — грохот, и самолет взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь».

Удивительно, что Привалову этот поступок сошел с рук. Его практически сразу арестовали, но вскоре пришла министра обороны СССР, маршала Родиона Малиновского : «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». После этого Привалова повысили в звании, и он сделал карьеру — стал командиром эскадрильи, а потом и заместителем командира полка.

Посадка Ту-124 на Неву

21 августа 1963 года пассажирский Ту-124 под командой Виктора Мостового совершал обычный рейс Таллин-Москва. Маршрут включал промежуточную посадку в Ленинграде для дозаправки. На подлете к Северной столице обнаружилось, что одна из стоек шасси заклинила и не выпускается.

Замначальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Сиротин приказал экипажу совершить аварийную посадку на грунтовую полосу за городом по отработанной технологии — «на брюхо». Туда подогнали пожарные машины и кареты «скорой». Самолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми.

А затем вышло следующее. «Борт» панически сообщил, что горючее выработано полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует. Это значило, что машина может рухнуть прямо на дома. К счастью, внизу оказалась Нева, и Ту-124 сел на воду между Большеохтинским и Финляндским мостами. Это один из редчайших случаев в истории мировой авиации, когда от посадки на воду самолет не разрушился.

Капитан катера, который плыл по Неве, подпер крыло Ту-124 и начал толкать самолет к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Авиационное начальство поначалу оценило «подвиг» Мостового как разгильдяйство, и отчислило его из авиаотряда. Но на борту были иностранцы, в прессе поднялся шум — и Мостового снова допустили к полетам, и даже наградили орденом.

Как самолет взлетел без пилота

Этот анекдотичный случай произошел в поселке Ново-Шульба, что в ста километрах северо-восточнее Семипалатинска, в середине 1960-х. Он описан в книге заслуженного пилота СССР Турыскали Мадигожина «Экстремальные полеты».

Зимой в поселок добраться было практически невозможно, поэтому власти Семипалатинска организовали местную авиалинию. Работали на ней По-2 и Як-12. В тот день пилоты развезли всех пассажиров на трех По-2, но осталось еще трое — полная загрузка для Як-12, — которым нужно было в Ново-Шульбу. Николай Ульянов — в тот день он был дежурным командиром — решил отвезти их сам.

Но обнаружилось, что в системе запуска двигателя Як-12 нет воздуха, давление недостаточное. Завести мотор на базе в Семипалатинске — не проблема, но как быть в Ново-Шульбе? Выход получался один: по прилету не глушить двигатель, и командиру оставаться в самолете.

На том и порешили. В Ново-Шульбе Ульянов высадил пассажиров, но оказалось, что в поселковом аэропорту женщина ждет рейса в город. Сидя в кабине работающего Як-12, Ульянов ждал пассажирку, как вдруг увидел заходящий на посадку По-2. По явному занижению глиссады снижения он понял, что летчик По-2 (на линии работали молодые пилоты) не видит посадочный знак «Т», который «Як» запорошил при посадке. Ульянов выпрыгнул из кабины и побежал к знаку, чтобы очистить его от снега.

А в это время к Як-12 уже шла пассажирка — крупная дама в зимней одежде. Она не стала мерзнуть возле самолета, а полезла в кабину по обледенелому трапу. На ступеньках дама поскользнулась, рухнула плашмя на пилотское кресло и рванула на себя сектор газа.

Самолет взревел — это разогретый двигатель сразу вышел на взлетный режим. Тормоза не удержали машину на рыхлом снегу, и самолет стал стремительно разгоняться. Ульянов в этот момент находился от «Яка» метрах в сорока. Поняв, что происходит, он со всех ног бросился к самолету. Одним рывком Ульянов выдернул из кабины незадачливую пассажирку, благо ноги ее торчали прямо из двери. Неуправляемый Як-12 разогнался, легко оторвался от земли, набрал высоту 60 метров, и отвесно рухнул вниз.

ЧП расследовала ведомственная комиссия, но грубого нарушения инструкций, а также преступной халатности не обнаружила. Тем не менее, многие требовали наказать летчика, дело разбиралось в горкоме партии. В итоге Ульянов уволился из авиации по собственному желанию.

Из Перми в Москву — в отсеке для шасси

Зимой 2007-го работники столичного аэродрома «Внуково» нашли на взлетной полосе обмороженного паренька. Им оказался 14-летний Андрей Щербаков из села Частые Пермского края. Как оказалось, он убежал из дома, и в аэропорту Перми забрался в отсек шасси Ту-154. Получалось, что подросток проделал 1300 километров до Москвы на высоте 10 тысяч метров, в негерметичном отсеке, да еще при температуре за бортом минус 50 градусов. В это никто не верил. Парня доставили в больницу, где ему ампутировали несколько обмороженных пальцев на руках.

Тем временем прокуратура провела проверку ЧП, и пришла к выводу, что Щербаков не врет. Как заявил замруководителя Свердловского межрайонного следственного отдела прокуратуры Перми на транспорте Александр Кузнецов , «среди самолетной копоти и пыли внутри гондолы мы увидели и сфотографировали следы ботинок и рук мальчика — именно в том месте, которое он указал». За халатность поплатились несколько работников аэропорта Перми, а к Щербакову в родном селе намертво приклеилась кличка «космонавт».