Кто такие Pussy Riot. Порожденные Пусси: что случилось с участниками скандального панк-молебна Pussy riot участницы

Официальной датой рождения группы Pussy Riot считается 7 ноября 2011 года, когда в интернете был опубликован первый их клип. За короткое время участницы группы (состав и численность их постоянно менялись) успели выступить с короткими и крайне энергичными песнями в московском метро, на крыше троллейбуса, крыше здания напротив спецприемника №1 и даже на Лобном месте на Красной площади. На Красную площадь, к слову, вышли восемь девушек, все они были задержаны , две из них были привлечены к административной ответственности.

Акция, которую участницы группы назвали панк-молебном, состояла из двух частей. Первую часть Pussy Riot провели 19 февраля в Елоховском соборе во время, когда служба в нем не велась и прихожан было немного. Участницы группы сначала выступали бесшумно, но, как только попытались исполнить строчки из своей песни, были выведены из храма охранниками.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот эпизод не получил широкого освещения в СМИ, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова».

Вторая часть панк-молебна прошла 21 февраля в храме . Участницы в ярких платьях, с закрытыми балаклавами лицами поднялись на амвон (возвышение перед алтарной преградой или иконостасом) храма, где попытались исполнить песню «Богородица, а прогони» с хореографическим сопровождением, однако меньше чем через минуту их выгнали оттуда охранники.

Реакция на панк-молебен

Сказать, что произошедшее вызвало огромнейший резонанс, — ничего не сказать.

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в день выступления назвал акцию «законным безобразием» во время Масленицы — времени «скоморошества и перевертышей» и заявил, что на месте ключаря храма он бы «накормил их блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения».

Правда, миролюбивую позицию резко осудил ученый совет академии, после чего сам протодиакон объяснил свои высказывания попыткой вступить в пастырский диалог и желанием «снизить градус кипения».

В свою очередь, тогдашний председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества заявил, что действия группы по отношению к православным святыням — кощунство (к слову, участники панк-группы обогатили русский язык термином «кощунницы»). По мнению Чаплина, их поступок разжег «рознь между верующими и неверующими», а «нам, православным христианам, был брошен вызов хамский, наглый и агрессивный».

Что касается патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то он публично высказался по поводу акции лишь 24 марта 2012 года, назвав их поступок глумлением, которое может ложиться «кому-то на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка». Он также добавил, что «каждого верующего человека (поступок Pussy Riot) не может не уязвлять».

Полярно разделились и мнения коллег Pussy Riot по музыкальной сцене. Лидер группы ДДТ сказал, что девушек надо простить, а наказывать их — «не по-православному»: «Могли бы и перед храмом все это спеть. Как человеку верующему, мне это не понравилось. Но я их простил как христианин за это хулиганство. И всем предлагаю простить, и нашей дать пример».

В то же время певица разразилась гневным сообщением на своем сайте, заявив, что участницы «панк группы Пуси Хрюси», «козы» и «дряни», оскорбили ее «как верующюю христианку до глубины души» (орфография и пунктуация авторские), причем до такой степени, что Ваенгу «аж трясет».

«А вы знаете почему эти козы не пошли в мичеть или в синагогу(? особенно в мичеть??????? Да потому что если бы они туда влезли то они бы до суда не «дошли» им бы братья мусульмане враз показали «христианское прощение»(((((((((((кишка тонка в мичеть нос сунуть».

Отметим, что представители мусульманского духовенства впоследствии высказались о действиях Pussy Riot осуждающе, однако в ситуации, если бы те действительно попробовали провести акцию в мечети, вызвали бы полицию.

В чем обвинили участниц группы

Через пять дней после панк-молебна, 26 февраля 2012 года, участницы акции были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве. 3 марта были арестованы и Мария Алехина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич. Еще две участницы акции так и остались неузнанными.

Потерпевшими по уголовному делу о «панк-молебне» Pussy Riot в храме Христа Спасителя были признаны ранее проходившие свидетелями охранники храма — сотрудники частного охранного предприятия «Колокол-А» Белоглазов, Шилин и другие (всего восемь человек), свечница храма Любовь Сокологорская и один прихожанин, член организации «Народный собор» .

«После этой акции подняли на уши весь недавно созданный Центр по противодействию экстремизму МВД РФ, где я тогда служил, уголовный розыск московской полиции, людей из и даже работников патрульно-постовой службы полиции. Задача была одна: найти какие только возможно способы уличить Толоконникову и двух ее подружек в правонарушениях», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования дела в отношении Толоконниковой.

По его словам, статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти любо вражды» охватывала тогда сравнительно небольшой круг преступных деяний, и к тому, что совершили участницы Pussy Riot, ее применить было нельзя. А статьи «Оскорбление чувств верующих» в российском Уголовном кодексе еще не было. «В итоге было решено привлечь их к уголовной ответственности за хулиганство.

При этом большинство старых оперов МУРа были против того, чтобы девушкам дали реальный срок лишения свободы. Они не исключали, что достаточно будет крупного штрафа и публичных извинений участниц этой, так сказать, группы.

Но победило служебное рвение сотрудников СК и молодых работников центра «Э», — добавил он.

До вынесения приговора суда девушек содержали под стражей. Все арестованные были обвинены в хулиганстве по мотивам религиозной вражды. По данным следствия, Толоконникова, Самуцевич и Алехина готовились к акции заранее и тщательно все планировали. «Распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви», — говорилось в обвинении.

Кроме этого, следствие отдельно отметило, что некоторые детали одежды Pussy Riot, в частности балаклавы и «короткие платья, оголяющие определенные части тела», «увеличивают опасность совершенного деяния и придают ему вид злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

Согласно обвинительному заключению, перед визитом в главную церковь страны активистки сделали все возможное, чтобы оповестить о своем мероприятии как можно больше людей, а сам визит должен был «спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле».

В показаниях свидетелей действия участниц Pussy Riot в храме описаны так: «Прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам». Охранники, ключарь и прихожане сообщили, что активистки «хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали», «их поведение, мягко сказать, было неподобающее, а фактически нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые правила поведения в храме» и что панк-молебен их всех задел и оскорбил.

Акция в храме вызвала у потерпевших одни и те же чувства — негодование, раздражение и обиду. Отдельно все они в унисон отметили «сильную душевную боль», потому что инцидент произошел на последней неделе перед постом. Заявлениям активисток, сообщавших, что они хорошо относятся к православию, потерпевшие не верят. Они посчитали, что слова «срань Господня» — это хула на Иисуса Христа, а тот факт, что активистки крестились и кланялись, восприняли как пародию на действия православных верующих.

«Они высмеивают высокую роль матери — рождение детей — и призывают к бесцельному протесту, войне всех против всех». Кроме этого, свидетели, проходящие по делу, сочли, что во время панк-молебна активистки умудрились «поглумиться над православными традициями» и «использовали подмену понятий».

Последняя экспертиза по делу Pussy Riot охарактеризовала танцы участниц как «развязные», «вульгарные», «развратные», «неуместно откровенно сексуализированные», «сексуально распущенные», в том числе из-за исполнения акции в ХХС, непристойной одежды и «высокого поднимания ног выше пояса».

Приговор Pussy Riot

17 августа 2012 года все арестованные были приговорены по статье «Хулиганство» (ч. 2 ст. 213 УК РФ) к двум годам лишения свободы в . Впрочем, 10 октября 2012 года изменил наказание Самуцевич на условное и освободил ее в зале суда. Решение объяснялось тем, что она практически не участвовала в самом панк-молебне, поскольку была задержана охраной на амвоне сразу после начала акции.

Во время процесса над участницами Pussy Riot в их поддержку или против их действий успели высказаться, кажется, все, включая первых лиц государства и мировых звезд шоу-бизнеса, в том числе или . 23 апреля 2012 года председатель назвала панк-молебен в храме Христа Спасителя «возмутительным» и «безнравственным» поступком, добавив, что девушек можно и отпустить. 26 апреля 2012 года премьер-министр Дмитрий заявил, что, как «воцерковленный человек», он считает, что участницы Pussy Riot получили то, на что рассчитывали, — популярность. Он же 12 сентября заявил о том, что наказание осужденным должно быть условным.

Что касается реакции президента РФ Владимира Путина, то 7 марта 2012 года, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, он назвал акцию «отвратительной». 2 августа 2012 года, до вынесения приговора, Путин предположил, что если бы девушки «поехали бы на Кавказ, зашли и осквернили какую-либо святыню мусульман, то мы даже не успели бы взять их под охрану». Однако он добавил, что «строго судить участниц за это не надо», и выразил надежду, что «они сами сделают какие-то выводы». 7 октября 2012 года (за несколько дней до кассации в Мосгорсуде) Путин заметил, что не оказывал воздействия на судебную систему и не добивался осуждения девушек:

«Вопреки моим ожиданиям дело стали раскручивать и докатили до суда, а суд залепил им двушечку… Я здесь ни при чем. Они этого хотели, они это получили».

Чем занялись участницы после тюрьмы

23 декабря 2013 года, за два месяца до окончания срока заключения (в марте 2014-го), Надежда Толоконникова и Мария Алехина вышли на свободу по амнистии, принятой к 20-летию российской Конституции.

После освобождения Надежда Толоконникова вместе с Марией создала движение в защиту заключенных «Зона права». Обе девушки участвовали в акциях протеста в поддержку узников так называемого «болотного дела». Как вспоминает корреспондент «Газеты.Ru», на приговоре 12 фигурантам этого дела их попытался задержать ОМОН перед зданием Замоскворецкого суда Москвы, но в итоге толпа окружила участниц панк-группы, и в автозак удалось запихнуть только Алехину.

«Через относительно недолгое время у Алехиной возник конфликт с Толоконниковой, это очень разные и сильные люди, которым нелегко вместе. В любом случае, проект Pussy Riot сейчас жив и в его рамках иногда проводятся определенные акции», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкой знакомый с Алехиной и Толоконниковой.

По его словам, обе девушки смогли извлечь материальную выгоду из своего положения. «Надежда вместе со своим мужем Верзиловым активно выступали на Западе, где у них есть неплохие завязки и сейчас.

В настоящее время в США разворачивается активная кампания леворадикалов против Трампа и его действий. Насколько я знаю, Толоконникова планирует принять в ней участие», — сообщил собеседник «Газеты.Ru».

Он добавил, что Алехина ориентирована в большей степени на внутренний рынок, в том числе и потому, что не очень хорошо владеет английским языком, но тем не менее выступает в России с панк-концертами. Обе девушки также активно сотрудничают с онлайн-СМИ «Медиазона».

Феминистский панк-рок коллектива Pussy Riot стал известен общественности в 2011 году. Творческая деятельность группы заключается в несанкционированных акциях в местах, не предназначенных для подобных мероприятий, во время которых участницы закрывают лица цветными балаклавами. Название можно трактовать по-разному: начиная от «восстания кошечек» до вульгарного и непечатного словосочетания.

Состав

Изначально проект не подразумевает постоянного состава. Известно, что участие в нем анонимно принимают творческие девушки: художницы, журналистки, актрисы, волонтеры, поэтессы. Личности большинства участниц засекречены, девушки выступают и общаются со СМИ, используя псевдонимы «Балаклава», «Кот», «Манько», «Серафима», «Шумахер», «Шляпа» и другие.

По словам представительниц группы, они нередко обмениваются творческими именами. Одной из идей коллектива является то, что выступать с ними могут и другие участницы, поддерживающие взгляды движения. Имена троих девушек из Pussy Riot стали известны после акции «Богородица, Путина прогони!». Ими оказались , Екатерина Самуцевич и Мария Алехина.

Музыка

Коллектив считает себя представителями «третьей волны феминизма». В текстах критикуют диктатуру, выступают за отставку действующего президента и борются за права женщин. Слова и музыку для песен они сочиняют сами. После каждой выпущенной композиции проводят акцию, где вживую исполняют песню и снимают на камеру. Полученное видео используют при монтаже клипа.

Одной из первых песен группы стала «Освободи брусчатку», которую написали в преддверии выборов в Госдуму в 2011 году. Исполняли девушки композицию в столичном общественном транспорте, захватывая крыши троллейбусов и станции метро.

В следующем году 8 участниц коллектива Pussy Riot презентовали песню «Бунт в России - Путин засс*л» на Лобном месте Красной площади. Для привлечения внимания девушки использовали цветные дымовые шашки. Исполнительниц песни задержали, двоих оштрафовали.


После скандального панк-молебна участницы группы выпустили еще несколько песен. Во время оглашения приговора с балкона дома, расположенного напротив Хамовнического суда, где слушалось дело, одна из участниц коллектива в поддержку Самуцевич, Толоконниковой и Алехиной представила песню «Путин зажигает костры революции». В этот же день композицию опубликовали на сайте The Guardian.


Pussy Riot в храме Христа Спасителя

В 2014 году Pussy Riot провели акцию в Сочи во время Олимпиады, которую назвали «Путин научит тебя любить родину». МОК назвал выступление «постыдным и неуместным» и напомнил, что Олимпийские игры – не место для политических действий.

Одна из последних песен коллектива – «Чайка», клип на которую вышел в 2016 году. Сатирическое видео посвящено «российской государственной мафии»: Толоконникова изображает генпрокурора РФ .

Скандалы

Еще до создания группы одна из будущих лидеров Pussy Riot приняла участие в перфомансе арт-группы «Война». Мероприятие проходило 29 февраля 2008 года: в музее несколько молодых семей одновременно занялись сексом и сняли процесс на видео. Участвовала там и Толоконникова с мужем Верзиловым, оба на тот момент – студенты философского факультета МГУ. Девушка была на 9 месяце беременности, через несколько дней родила дочь Геру.


Оргия была приурочена к мартовским выборам президента в стране. Секс-перфомансом участники хотели продемонстрировать, что многие граждане страны против нового президента , практически назначенного .

«Изобразили, как могли и как умели», - скажет потом Надежда.

В 2010 году еще одна из членов арт-группы «Война», в будущем участница Pussy Riot, в супермаркете Санкт-Петербурга провела акцию, атрибутом которой стала замороженная курица. Девушка на глазах покупателей сняла белье, поместила лоток под платье, а на улице устроила импровизированные роды.


Главный скандал, связанный с коллективом, произошел после акции «Богородица, Путина прогони!». В феврале 2012 года Pussy Riot сняли два коротких эпизода: площадками стали храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове. На основании записей сделали монтаж клипа – он-то и стал материалом для уголовного дела.

За выступление в церкви, а также за другие ролики Pussy Riot признали причастной к экстремизму и приговорили лидеров к заключению. Толоконникова и Алехина провели в колонии около года, Самуцевич отделалась условным наказанием.

Pussy Riot сейчас

Еще в 2013 году, после освобождения из тюрьмы, Алехина и Толоконникова на пресс-конференции в Москве заявили:

«Мы не Pussy Riot в данный момент».

Оказавшись на свободе, девушки создали движение в защиту прав заключенных «Зона права». Но Мария и Надежда – обе сильные личности, которые не смогли долго работать вместе. Между девушками произошел конфликт, и они не сотрудничают. Источник сообщает, что сам проект жив, но уже не так активен. Биография главных участниц коллектива сложилась по-разному.


Алехина живет в России, иногда выступает по стране с панк-концертами, проводит акции. В 2017 году девушка презентовала свою книгу «Riot Days», в которой описала скандальный рок-молебен, а также рассказала о тяжелой тюремной доле женщин. В марте 2018 Мария Алехина и Ольга Борисова, еще одна из участниц коллектива, были задержаны за пересечение границы с Украиной при посещении Крыма.

16 апреля 2018 года Марию вновь задержали, на этот раз - на Лубянской площади за нарушения общественного порядка. Девушка организовала акцию против блокировки «Телеграма». Телеканал "Дождь" в «Твиттере» опубликовал видео с акции, где участники запускали бумажные разноцветные самолетики.


Надежда Толоконникова же вместе с мужем Петром Верзиловым выступали сначала на Западе, теперь – в Америке. В октябре 2016 года создана официальная на страничке в Instargam коллектива Pussy Riot, на первом фото изображена предположительно Толоконникова в желтой балаклаве. Подпись к посту гласит – «Пусси возвращаются».

Судя по афишам и информации из «Инстаграма» , в мае 2018 года группа Pussy Riot даст в Бруклине сольный концерт, стоимость билетов начинается от $60. Также примет участие в трехдневном музыкальном фестивале Bostong Calling, гостями которого станут и The Killers.

Клипы

  • 2013 - «Богородица, Путина прогони!»
  • 2013 - «Как в красной тюрьме»
  • 2014 - «Путин научит тебя любить родину»
  • 2016 - «Make America Great Again»
  • 2016 - «Organs»
  • 2016 - «Чайка»

Пятеро участниц панк‑группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, надели маски, вбежали на солею (возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом) и амвон (место в храме, с которого читаются библейские тексты), вход на которые запрещен, подошли к алтарю и провели "панк-молебен" — включив звукоусиливающую аппаратуру, стали выкрикивать оскорбления в адрес священнослужителей и верующих. Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. Задержать девушек не удалось.

Екатерина Самуцевич также неоднократно вела судебные разбирательства со своими бывшими адвокатами. В 2014 году Гагаринский суд столицы отклонил ее иск о защите чести и достоинства к бывшему защитнику Николаю Полозову на 3 миллиона рублей. Самуцевич в иске требовала опровергнуть материалы о Pussy Riot, которые были размещены в блоге со ссылкой на американский новостной сайт The Daily Beast, а также несколько высказываний в соцсетях. Кроме того, Самуцевич неоднократно обращалась в Адвокатскую палату Москвы с заявлениями о лишении своих бывших защитников адвокатского статуса, .

Защита участниц панк-группы Pussy Riot обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Защита участниц панк-группы в своей жалобе просит признать правительство России виновным в нарушении свободы выражения мнения, права на свободу и личную неприкосновенность, запрещения пыток и права на справедливое судебное разбирательство (статьи 10, 5, 3 и 6 Европейской конвенции). Участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова в рамках своей жалобы в ЕСПЧ : по 120 тысяч за моральный ущерб и 10 тысяч за судебные расходы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Media playback is unsupported on your device

Пять лет приговору Pussy Riot: что теперь говорят в Москве и Лондоне?

Пять лет назад суд приговорил к двум годам колонии трех девушек за видеоролик с танцами в церкви. С этого уголовного дела в России начался поворот к клерикализации общества, говорят правозащитники и акционисты.

Съемки видеоролика "Богородица, Путина прогони!" в феврале 2012 года длились совсем недолго: четыре девушки в разноцветных балаклавах запрыгнули на амвон Храма Христа Спасителя и почти беззвучно отсняли нужные кадры. Видеоролик был раскритикован Русской православной церковью.

17 августа трое из участниц съемок, Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатирина Самуцевич, получили по два года колонии по статье "хулиганство". Имя четвертой участницы молебна так и не установили.

Сами участницы "панк-молебна" уже вышли на свободу, встретились с Мадонной и Хиллари Клинтон и даже снялись в эпизоде сериала "Карточный домик". А сам процесс привел к введению статьи "Оскорбление чувств верующих" в Уголовном кодексе и поднял дискуссию о взаимоотношениях церкви и государства.

Правообладатель иллюстрации DMITRY GOLUBOVICH/TASS Image caption Алехина и Толоконникова на акции в поддержку фигурантов "Болотного дела" в феврале 2014 года

Русская служба Би-би-си спросила у общественных деятелей, какое влияние процесс оказал на современную Россию.

Надежда Толоконникова

Приговор Pussy Riot невозможно отделить от других уголовных процессов последних лет - "Болотное дело" (сейчас - спустя пять лет - идет процесс анархиста Дмитрия Бученкова, которого натурально на площади 6 мая 2012 года не было), дело "Гринпис", дело о перекрашенной звезде на Котельнической набережной, [видеоблогер Руслан] Соколовский, [активист Ильдар] Дадин, [режиссер Олег] Сенцов. Все это репрессивные меры, направленные на подавление активности граждан.

Правообладатель иллюстрации ITAR-TASS/ Mitya Aleshkovsky

Эти дела - приметы третьего президентского срока Путина и его растущих опасений потерять власть, и, следственно, собственную безопасность. Pussy Riot были одними из первых, но я бы не сказала, что наше дело стоит в стороне от других политических дел этих лет.

Как это все действует на общество? Теперь люди пять раз подумают, прежде чем выходить на митинг или акцию. Что совершенно не означает, что протестных настроений нет. Это означает, что если они все-таки выйдут после лет вынужденной самоцензуры, то уйдут нескоро. Не уйдут, не добившись перемен. Потому что понимают цену выхода на протест. Она высока.

Петр Верзилов, участник Pussy Riot , издатель "Медиазоны"

Приговор Pussy Riot начал новую эпоху путинского правления, в которой мы до сих пор живем. Для общества это был беспрецедентный шаг, когда такой жестокий приговор был назначен за политическое символическое действие. До этого с ареста Михаила Ходорковского в 2003 года вообще не было настолько громких приговоров, и власть не стремилась сажать кого-то в тюрьму за политические выступления.

Правообладатель иллюстрации KRASILNIKOV STANISLAV/TASS Image caption Самуцевич, Алехина и Толоконникова на кассации по делу Pussy Riot

Кроме того, до этого дела у общества не было интереса к правозащитной деятельности. После того как возник интерес к политике, начались митинги, политические дела и аресты, появился и спрос на правозащиту.

Приговор Pussy Riot начал новую эпоху путинского правления, в которой мы до сих пор живем Петр Верзилов, продюсер Pussy Riot

Мы и сами отреагировали на это. После того как девушки вышли из тюрьмы в конце 2012 года, мы основали правозащитную организацию "Зона права", которая занимается помощью заключенным, а также "Медиазону".

Церковь после приговора Pussy Riot стала слабее, потому что потеряла большое количество либерально настроенных людей, которые относились к ней с симпатией. А так и до приговора и после него РПЦ была несамостоятельной организацией, которая полностью зависит от власти.

Марат Гельман, галерист:

Лично для меня этот приговор поменял многое. У меня были разные деловые договоренности с губернаторами, но когда посадили девушек и я вступился за них, все мои романы с властью закончились. Потом я понял, что это было к лучшему - комфортная среда очень опасна для искусства.

Правообладатель иллюстрации ANTON PODGAIKO/TASS Image caption Православные активисты у здания Мосгорсуда во время рассмотрения кассации на приговор Pussy Riot

Первое, что удалось сделать Pussy Riot для искусства, - провести противопоставление "искусство - политика", "Путин - Pussy Riot". Путин серый, а они - цветные. Путин мужчина, они - женщины. Путин старый, они - молодые. Путин свободный, они - в тюрьме. Они сумели нарисовать портрет Путина, но от противного - из себя. Они собрали идеального "анти-Путина" во всем. Например, говорят, что Навальный - "анти-Путин", но кто-то видит у них похожие черты. А им удалось создать абсолютно анти-путинский образ.

Во-вторых, они нам всем напомнили, что если в России искусство находится не в авангарде общества, то оно вообще не нужно. Это во Франции искусство может быть украшением, декоративным элементом.

Pussy Riot подвели черту под определенным этапом российского акционизма. Они подвели черту под театральщиной, которая ушла уже из плоскости искусства.

Ярослав Нилов, депутат от ЛДПР , со автор инициативы об ответственности за оскорбление чувств верующих

Прошло не только пять лет с приговора Pussy Riot, но и пять лет с момента того, как начал разрабатываться законопроект об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Сегодня - это сдерживающая норма в уголовном кодексе, которая нужна для того, чтобы охладить горячие головы - речь даже не о Pussy Riot, а о всех тех, кто пытается нарушать общественные нормы и оскорблять. Она применяется крайне редко, да и слава богу.

Правообладатель иллюстрации PA images Image caption К настоящему моменту панк-группа Pussy Riot фактически распалась: Толоконникова и Алехина занимаются собственными проектами

Напрмиер, после принятия закона ситуация, которая произошла с журналом Charlie Hebdo, в России стала бы невозможной - журнал просто не разрешили бы распространять. При этом хочу сказать, что в деле "Матильды" [фильм режиссера Алексея Учителя, против которого выступает депутат Наталья Поклонская] и речи не идет об оскорблении чувств верующих.

  • Чаплин, Быков и Алехина - о приговоре блогеру Соколовскому
  • "Отрицает существование Иисуса": 10 цитат из приговора Соколовскому

Акция Pussy Riot для меня очевидное хулиганство. Они понимали, на что они шли. Слава богу, что именно так все закончилось, а не хуже. В нашей парадигме такие вещи, как акция Pussy Riot, опасны, недопустимы и их нельзя совершать.

Я не наблюдаю тренда на клерикализацию, о котором все говорят. Не могу сказать, что Русская православная церковь сильно усилила позиции. Многие люди мыслят, к сожалению, опосредованно, пока ситуация их не касается. Есть такая пословица: "Феминизм - до первого хорошего мужа, капитализм - до первого частного капитала, атеизм - до первой серьезной тряски в самолете".

Можно сколько угодно рассуждать, что есть свобода творчества и что вмешательство и диктат церкви недопустимы. Но для меня неприемлемо, когда творчеством прикрывается кощунство в провокационных целях. Мусульмане бы такого вообще не позволили, а православные теперь противостоят этому с помощью закона.

Павел Чиков, глава правозащитной ассоциации "Агора":

После дела Pussy Riot началась новая многолетняя волна политических репрессий и подавления гражданских свобод в России. Также это дело повлекло за собой резкое увеличение политического влияния Русской православной церкви на внутреннюю политику и политические решения.

Это дело открыло растущий тренд на политическое преследование за оскорбление чувств верующих. Благодаря этому делу появилась новая уголовная статья в 2013 году.

  • В РПЦ раскритиковали сбор подписей за запрет "Матильды"

Дело Pussy Riot состоит из двух частей: до приговора и в тюрьме. Надежда и Мария вернули в российскую общественно-политическую жизнь тюрьму как явление. Они были первыми, кто, оказавшись в тюрьме, стал активно протестовать и информировать общество о происходящих там порядках. Например, был скандал, который разразился после публикации письма Толоконниковой из колонии [с рассказом о нарушении прав]. А потом это стало трендом: "болотники" и другие политические активисты стали писать про тюрьму. Тюрьма вернулась в фокус общественно-политического внимания.

Александр Невзоров, публицист:

К сожалению, дело Pussy Riot стало первым случаем, когда православные почувствовали вкус крови на своих клыках. Вкус этот им понравился. Они поняли, что пока нет цивилизованных рамок, есть возможность продавливать свою идеологию с помощью полицейщины, кодекса, прокуратуры, законов.

Правообладатель иллюстрации PA Wire/Press Association Images Image caption Толоконникова и Алехина после выхода из колонии записали несколько музикальных клипов, снялись в сериале "Карточный домик" и выступили вместе с художником Бенкси

Это очень опасное оружие, потому что православие, как и все религии, отличается жесткостью и нетерпимостью. Сейчас в России фактически образовалось две категории граждан. Права и чувства одних охраняются законом, а над правами и чувствами других можно изгаляться сколько угодно.

России фактически образовалось две категории граждан. Права и чувства одних охраняются законом, а над правами и чувствами других можно изгаляться сколько угодно. Александр Невзоров, публицист

Девочки эти, к сожалению, весь тот огромный человеческий потенциал, весь тот авторитет мучениц, который у них был на тот момент, растратили впустую на шпильки, помады, не сумев его реализовать.

Все это будет продолжаться до тех пор, пока русские будут думать, что попы - это очень плохо, а вера и бог - это очень хорошо. Это все равно как думать, что подмышечные чумные бубоны - это хорошо, а вот чума - это прекрасно. Пока нет жесткого четкого понимания, что на самом деле порождает этих химер и проявления религиозности, они не могут уйти.

Pussy Riot известны как феминистская панк-группа, взбудоражившая мировое сообщество в 2012 году. Их выступления несут нелегальный характер и проходят в нетрадиционных местах. Так, известными стали акции в метро, на крыше троллейбуса, в следственном изоляторе и даже в Храме Христа Спасителя и на Красной площади. Pussy Riot не имеет четких фронтменов, солистки выступают под псевдонимами, которыми часто меняются. На людях участницы появляются исключительно в закрывающих лица балаклавах, ярких разноцветных платьях и колготках.

Группа Pussy Riot родилась в 2011 году. По словам ее участниц, после «арабской весны» они поняли, что России не хватает сексуального и политического раскрепощения. Они решили внести в общество дерзость, феминистский хлыст и потребовать женщину-президента. В политическом плане интересы группы вращаются вокруг феминизма, борьбы с правоохранительными органами, децентрализации органов власти и «антипутинизма».

Представительницы Pussy Riot причисляют себя к «третьей волне феминизма», они имеют довольно четкое философское мировоззрение, с критикой относятся к диктатуре и пропагандируют свободу мышления. Группа активно выступает за гендерную свободу и призывает к отказу от общепринятого противопоставления гетеро- и гомосексуальности.

Взгляды Pussy Riot неоднократно конкретизировались участницами. Так, они яро протестовали против фальсификаций на выборах 2011 года, выступали за отставку Владимира Путина. Его они причисляют к символу патриархальных взглядов, приводя в пример слова о задачах женщины в обществе (деторождении и пассивном служении мужчинам). Pussy Riot отстаивают идеи освобождения политзаключенных, отказа от ограничений абортов и пропаганды гомосексуализма.

Группа выражается творчески. В первую очередь, девушки исполняют свои собственные песни. Выступления представляют собой нелегальные акции с живым исполнением под электрогитару, снимаются на видео и активно распространяются в интернете.

Одним из самых скандальных выступлений, за которым последовало наказание, стал панк-молебен в Храме Христа Спасителя
«Богородица, Путина прогони», исполненный 21 февраля 2012 года. После него задержали трех представительниц движения - Н. Толоконникову, М. Алехину и Е. Самуцевич, которые в ходе следствия не подтвердили свою причастность к Pussy Riot. Следствие продолжается под пристальным вниманием иностранных средств массовой информации и при активной поддержке Pussy Riot жителями Франции, Финляндии, Польши и других стран, которые проводят митинги в защиту девушек возле российских посольств.