Памятник жертвам политических репрессий франгулян. Позорная " стена скорби"

В День памяти жертв политических репрессий, в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца была установлена "Стена скорби" - первый общенациональный памятник жертвам политических репрессий. Десятилетия стыдливого замалчивания "лагерной темы" и страх говорить "об этом" даже в семье - позади. "Стена скорби" железобетонно меняет баланс сил.

В двух разных концах России - на Колыме и Соловках - в море упираются скалы с выбитыми ломами на них одинаковыми словами: "За нами придут корабли! 1953". И вот в 2017 году за ними пришел последний корабль.

Давайте считать, что "Стена скорби" - это последний корабль, который пришел за теми, кто не смог вернуться в 1953-м, кто погиб", - говорит председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. - Теперь за ними пришел корабль нашей памяти.

"Стена скорби" состоит из символических коридоров-арок, пройдя сквозь которые каждый для себя делит историю на "до" - когда каждый мог стать жертвой "большого террора", и "после" - когда открытая в Москве "Стена скорби" дает внутри человека прорасти пониманию, что травму репрессий необходимо помнить и нести как часть своих корней.

Не делиться на жертв и палачей, не мстить и даже "не все простить и забыть", а сделать историю, какая она есть, частью генетической памяти нации.

Школьники из Ростовской области своим трудом 
заработали на памятник 
75 тысяч рублей

Тяжело, медленно и с болью, но происходит вот что: по данным Фонда Памяти, монумент государству обошелся в 300 миллионов рублей, а сумма добровольных пожертвований от народа достигла 45 282 138,76 рубля. И хотя возведением "Стены" общество признает политику террора и репрессий преступлением, народ своим участием в сборе средств на памятник не просто осмысляет трагедию. Люди в Фонд Памяти несут не только сбережения.

Те, у кого их нет, например, куски бронзы, как пенсионер из Саратовской области Иван Сергеев. Или самый маленький взнос на "Стену" - 50 рублей - внесла пенсионерка из Йошкар-Олы, пожелавшая остаться неизвестной. Она подписалась на реквизитах: "Дочь репрессированного. Простите, сколько могу".

Но самым значимым частным взносом на "Стену скорби" стали деньги, заработанные детьми станицы Кировская Кагальницкого района Ростовской области - 75 тысяч рублей.

Ростовская история меня потрясла, - говорит директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов. - Она для меня пример того, что молодые люди вовсе не хотят "любой ценой" или "побыстрее забыть террор". Они хотят знать свою историю и складывают ее своим посильным трудом. Еще для меня 75 тысяч рублей, заработанные детьми, - это ответ тем, кто хочет на базе лагерей ГУЛАГа создавать туристический кластер с "ароматом" зоны и лагерей. С бараками, где можно жить в "эконом"-варианте, с нарами, где можно спать; с жестяной посудой и "лагерной" едой. Дети из Ростова своим поступком молча убеждают: "аромат зоны ГУЛАГа" или модные ныне квесты на эту тему - дорога в историческое забвение. А то, что сделали ростовские школьники и сотни тысяч жертвователей на "Стену скорби", это и есть тропинка к настоящей живой истории.

Романов признается, что этим людям он доверяет. Они обязательно смогут найти в сейфах памяти и расставить по местам страшные цифры: по данным Фонда Памяти, 20 миллионов человек прошли через систему ГУЛАГа, свыше миллиона расстреляны (цифра не окончательная. - "РГ"), более 6 миллионов стали жертвами депортаций и ссылок.

Прямая речь

Честная история формирует единую нацию

Наталия Солженицына, президент фонда Александра Солженицына:

Судьбы тех, кто прошел ГУЛАГ, не должны оставаться семейными историями. Они должны и теперь станут частью всенародной истории. Мы не можем себе позволить не знать своей недавней истории - это все равно что идти вперед с завязанными глазами, а следовательно, неизбежно спотыкаться. Что с нами и происходит, поскольку в эпоху Большого террора были заложены основы расколотого общества. Расколотым оно останется до тех пор, пока мы не начнем восстанавливать честную историю. Честная история формирует единую нацию. А без единства и духовного целения простое экономическое возрождение невозможно.

Общенациональный памятник жертвам репрессий - шаг к примирению. Потому что примирение невозможно на основе забвения.

"Забвение - это смерть души", - говорили мудрецы. В "Стене скорби" заложена идея памяти. А испытывать или не испытывать вину - зависит от развитости сознания, совести, понимания. И это уже чувство личное, а не коллективное.

Страна у нас все-таки сегодня совсем другая! При всех недостатках нашего бытия возврат на семьдесят лет назад уже невозможен. И, наверное, не следует потомкам хранить волчьи шрамы разъединения, которые оставило то время. Нам нужна честно рассказанная хроника побед и поражений.

Такой историю России XX века можно будет уважать.

Точка зрения

От истории лакированной - к истории подлинной

Владимир Лукин, член Совета Федерации:

Я убежден, что самое главное сегодня соединить разбитую историческую мозаику в нечто целое. Для этого нам надо преодолеть как сталинскую интерпретацию истории, так и апологетику антисоветизма. "Стена скорби" на этом пути снижает тонус ожесточенности дискуссий и приближает нас к пониманию величия события. Чжоу Эньлай, выдающийся китайский деятель, когда его спросили, считает ли он Французскую революцию 1789 года великой, ответил: "Рано судить. Пусть еще сто лет пройдет". Так и мы лишь в начале продирания общества сквозь отлакированную историю к настоящей.

Сколько бы мы ни занимались увековечиванием жертв политических репрессий, все неизбежно у 1789 года упирается в вопрос: "Сколько погибло людей?" Я всегда отвечаю: "Этого мы никогда не узнаем". Дело не только в засекреченности части архивов. И не в том, что когда комиссия Шверника - Шатуновской доложила ХХ съезду КПСС о том, что только с 1934 по 1941 годы было репрессировано 19 миллионов 800 тысяч человек, а из них 7 миллионов 100 тысяч расстреляны, съезд ужаснулся и закрыл эти цифры. И даже не в том, что историки после того, как у Петропавловской крепости Санкт-Петербурга были обнаружены расстрельные ямы, где лежат безымянные жертвы 25 февраля 1917 года, предлагают считать эту дату началом массовых репрессий ХХ века в России. А дело в том Великом и Трагическом целом, которое мы должны собрать из разбитой исторической мозаики.

Акция "РГ"

Интернет-проект "РГ" "Знать, не забыть, осудить. И - простить" собрал аудиторию примирения

Акция по созданию "Стены скорби", - заявил в интервью "РГ" Владимир Каптрян, - это только первый шаг к восстановлению исторической справедливости и поруганной связи времен. И еще восстановления страшного понимания: каждый в то время мог оказаться и героем, и "врагом народа", и палачом. На войне как на войне. На фронте тоже не все были героями. Поэтому мне кажется честным по отношению к жертвам ГУЛАГа и по отношению к самим себе сначала в день установки "Стены скорби" в Москве, а потом в этот день каждый год выходить на улицу на митинг памяти. Как "Бессмертный полк". Пусть это будет "Полк памяти". Я бы в него вступил. ()

Одна из самых позитивных и пассионарных историй - история "антисоветчика" Юрия Найденова-Иванова. Он рассказал, как у троих товарищей - 19-летнего студента Юрия Найденова-Иванова, 20-летних Евгения Петрова и Валентина Булгакова в 1951 году нашли журнал "Америка". Еще Найденов переписывался с друзьями из Одессы. Всех троих обвинили в антисоветской пропаганде и в том, что "хотели переплыть Черное море на лодке". Всем дали десять лет лагерей. Петров попал в шахты Севера, Булгаков - в Сиблаг, Найденов - в шахты казахстанской Караганды. Он рассказал о тайнах выживания в лагерях. И о том, как ему случайно достался "номер жизни", который его спас. ()

Еще одна история - , о том, как жертвы репрессий выигрывали суды даже у НКВД и вселялись в свои квартиры, возвращаясь из лагерей (" "), составили золотой фонд видеоинтервью историй "Мой ГУЛАГ".

Теперь они - Полк исторической памяти. Именно эти истории дали старт большому авторскому документальному проекту и серии художественных фильмов и спектаклей, которые будут сниматься в течение следующих пяти-семи лет. Все это будет делаться под творческим руководством кинорежиссера Павла Лунгина и художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова.

Прямая речь

В каждом из нас есть осколок "Стены"

Арки, прорезающие монумент во всю длину, сделаны так, что каждому приходится пригибаться, чтобы пройти. Пригнувшись, человек глазами упирается в скрижаль: "Помни!" Как неслышная молитва, слово написано на двадцати двух языках - на пятнадцати языках народов бывшего СССР, на пяти языках ООН и на немецком - одном из языков Евросоюза.

"Помни!" приходится нести в себе тридцать пять метров - всю длину монумента. Сквозь нее каждый сможет пройти насквозь и ощутит себя на месте жертвы. Так "Стена" воспроизводит ощущение дамоклова меча. Только так, с пониманием того, что в каждом из нас есть осколок "Стены", можно идти дальше. Но непонятно, когда мы можем выпрямить спину. Непонятно, сколько времени потребуется, чтобы тот осколок вышел. Чтобы он вышел, надо лично осознать явление ГУЛАГа и сделать его частью генетической памяти нации.

Я бы хотел, чтобы каждый кусок "Стены скорби" передавал состояние трагедии. Да, ее фигуры безлики. Такими их сделала "коса смерти". Слишком многочисленными и часто безымянными были и остаются жертвы террора 30-50-х годов. Их искореженные судьбы и вычеркнутые из жизни лица и есть символ трагедии.

Вслед за режиссером Глебом Панфиловым, экранизирующим повесть Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", поиском материала об эпохе лагерей занялся режиссер Павел Лунгин. Сегодня он рассказывает РГ, почему каждому из нас придется пройти сквозь чистилище памяти.

Павел Семенович, решили, о чем будет фильм?

Павел Лунгин: Когда я думаю, как делать кино, ищу гуманистические опоры. Я из того поколения, которое еще верит в людей и не готово уйти в тотальную постмодернистскую трагедию. Да, можно снять кино и о Норильском 1953 года восстании Горлага, и о Кенгирском 1954 года восстании политзэков. Только в Норильске, по данным архивов, бастовали до 16 000 человек. Но это излет системы лагерей, а их суть кристаллизовалась внутри человека раньше. Он не мог ей не сопротивляться изнутри. Как? Вот об этом я и хочу снять фильм. Но я еще не нашел истории противостояния. Чем больше читаю, тем чаще появляются мысли: "Кто я такой? Откуда во мне столько дерзости, чтобы касаться темы, переполненной кровью и муками?" Иногда просто застываю в ужасе. Охота навсегда забыть ГУЛАГ и не знать о нем. Это инстинктивный страх перед масштабом трагедии. Я тоже боюсь - хватит сил показать глубину явления? Облагораживать ГУЛАГ - преступление, но и лишать людей надежды - преступление.

А в моем фильме обязательно будет веселый ГУЛАГ. 
И женский взгляд на лагерь

У вас нет сценария, но ведь есть Солженицын, есть Шаламов, есть "Обитель" Захара Прилепина...

Павел Лунгин: ...Захар Прилепин написал очень сильный роман про Соловки. Его талант писателя вне идеологии, что дает роману такие характеры, что ого-го... Я бы с удовольствием его экранизировал. Но, по-моему, авторских прав уже нет. Хотя и у Прилепина, как и у Солженицына и Шаламова, ГУЛАГ безнадежен. А в моем фильме обязательно будет веселый ГУЛАГ. И женский взгляд на лагерь. Я картину еще не населил историями, но хорошо помню свои разговоры с Андреем Синявским. Во Франции он все время рассказывал о лагере. Однажды у него в гостях я не выдержал: "Вы о лагере вспоминаете так, будто это было что-то лучшее". Синявский даже не думал со мной спорить. У него дружбы лагерные остались, к нему в Париж приезжали люди, с которыми он вместе сидел. Они искренне верили, что в их случае "произошла ошибка". "Да, - ответил, - в каком-то смысле это была идеальная жизнь. Денег нет, женщин нет, карьеры нет, ничего нет. Ты как бы очищен от всего и можешь общаться с людьми, как с очищенными сущностями". Это потрясение на грани духовного голода и духовной чистоты. Я ищу его для фильма. Это как некоторые люди вспоминают о войне, как о каком-то очищающем переживании. Тебя как будто в серную кислоту окунули, а ты - живой.

Академик Лихачев тоже одно время признавал, что большевики в созданной ими системе ценностей были правы, когда его, не принявшего советскую власть, сослали в ГУЛАГ для перевоспитания. Не провоцирует ли такая позиция реванш палачей? Вот уже и документальный фильм снят о Родионе Васькове - создателе и крестном отце Соловков и Магаданских золотых рудников. В фильме его сын Грициан со слезами на глазах спрашивает о том, за что его отца в конце жизни по доносу упекли в ГУЛАГ на пять лет? Ведь "он вокруг себя создавал не террор, а производство, давал людям работу, еду, смысл... Он смог не стать надзирателем". Что бы вы ему ответили?

Павел Лунгин: ХХ век богат на такие феномены. Век дал мощные попытки создания нового человека. СССР, потом Германия, свой опыт был у Китая, последняя судорога была в Камбодже. В США после 1929 года тоже создавались трудовые лагеря, но там не ковали нового человека. А его переделывание - это спор с богом о человеке. Достоевский гениально передал это противостояние в "Великом инквизиторе". У него Христос ведь не просто заточен в темницу. Инквизитор искушает Христа тем, что свобода - самое большое испытание и наказание для человека, что ничего так не хочет человек, как, чтобы у него отняли свободу. Тогда ему не надо делать выбор. И свобода не нужна. Как раз ее и отнимал лагерь.

Но всегда попытки переделывания человека заканчивались крахом. Ведь сначала из него надо сделать фарш. В этом смысле, конечно, лагеря - школа воспитания. Кого? Сын гулаговского творца хорошо отвечает. Он искренне считает, что среди палачей его отец был самым лучшим и добрым, отрубал головы с одного удара, а не с двух. Это один из плодов "воспитания", когда происходит потеря критериев добра и зла. Вместо "нового человека" мы получили такой уровень его разложения, когда должны признать: идея тотального перевоспитания пагубна. Человек - "Божья тварь", существо, которое не поддается лепке стороннего скульптора и любой иной пластике. Вмешательство в естество человека - самая большая опасность, которая нас ожидает. А непроговоренность и неосознанность опыта ГУЛАГа порождает непонятый феномен опричников, которые потом рядятся в жертв.

Не была политика репрессий часто лишь предлогом для набора в трудовую армию?

Стена скорби - согласие с тем, что репрессии зло. Это начало духовного очищения

Монумент "Стена скорби", который встал в Москве 30 октября 2017 года, - это шаг народа в сторону святого?

Павел Лунгин: Скорбь для меня - это консенсус. Стена - согласие общества с тем, что было совершено зло, и понимание того, что мы сами себе его причинили. Это только начало духовного очищения. И то, что памятник жертвуют простые люди, - знак нашего выздоровления. Хоть по 15 копеек, но на Стену должна скинуться вся страна. Желание пройти сквозь Стену - это и есть ростки осознания, покаяния и искупления. Мы уже не делаем вид, что проблемы нет.

Но ведь делаем вид, часто искреннее считая, что покаяние и искупление нужно кому-то другому, но не мне. В этом смысле показательна история москвички Веры Андреевой. В цикле фильмов "Мой ГУЛАГ" музея истории ГУЛАГа она рассказала, что в 1937 году ее любимый дядя Ваня написал донос на своего отца и ее деда Дмитрия Жучкова за то, что "дворянин не признает революцию". Но отец даже у НКВД выиграл суд. Сын, изгнанный из семьи, в 1942 году погиб, защищая Севастополь от фашистов. "Он достоин смерти", - сказал о нем отец. "Дед уже лежал в земле, - вспоминает Вера Сергеевна, - а родные мне, члену КПСС, повторяли его слова: "Как ты могла перейти на их сторону?" А я не знаю. Вспоминаю деда и понимаю: я не простила ту власть, как дед не простил сына. Я не умею и не знаю, как такое прощать". Как такое прощать?

Павел Лунгин: Если бы я мог это объяснить словами, мне не надо было делать фильм "Остров". Я только знаю, что работа покаяния - подвижническая. Она дается не всем. Но я верю, что чувства стыда и раскаяния делают из человека личность. Человек начинается с ощущения стыда, с боли за беды окружающих, с сострадания. Но я в одинаковом с обществом состоянии. Я смотрю вокруг и не вижу, что общество или я движимы осознанием прожитой истории, боли, беды. Мне иногда кажется, если бы "Остров" вышел сейчас, его бы не услышали. Такое чувство, будто мы перешагнули через что-то. У мозга есть такая особенность: если человек от двух до пяти лет не заговорил, то он будет, как Маугли. Его найдут, отмоют, и он даже заговорит, но не будет свободы речи. Мозг сформировался вне языка. Так и с травмой ГУЛАГа. Может быть, прошло время, когда рана была живая и легче лечима? Но мы с трагедией ГУЛАГа все-таки встаем на путь осознания. Нам нужны время, терпение и свобода. Придут новые поколения вместо тех, кого убили и кто уехал. Мне кажется, эта эволюция идет, но пока мы - этакие кентавры... Свободная часть наша видит жизнь вокруг, много читает, думает... Но и другая его часть медленно, тяжело, но меняется. В том числе благодаря таким проектам, как "Стена скорби", но меняется...

30 октября 2017 года в Москве состоялось открытие общенационального мемориала «Стена скорби», посвященного жертвам политических репрессий советской эпохи, сообщает ИА Regnum.

В церемонии открытия приняли участие президент Российской Федерации Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, мэр Москвы Сергей Собянин. Они произнесли торжественные слова и возложили цветы к памятнику.

Открытие «Стены скорби» произошло после заседания Совета по развитию гражданского общества, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением экологических и избирательных прав граждан. Владимир Путин, выступая на данном заседании, подчеркнул, что год столетия революции должен подвести черту под расколом в обществе.

«Сама память, чёткость и однозначность позиции в отношении этих мрачных событий служит мощным предостережением к их повторению. Страшное прошлое репрессий нельзя вычеркнуть из памяти народа и ничем не оправдать», — отметил Владимир Путин.

По словам президента, последствия политических репрессий «ощущаются до сих пор», однако это не служит поводом для того, чтобы сводить счёты. Памятник, расположенный на проспекте имени Сахарова и представляющий собой тридцатиметровый бронзовый барельеф, Владимир Путин охарактеризовал как «грандиозный и пронзительный».

После выступления президента прозвучала траурная композиция в хоровом исполнении. Затем оцепление вокруг монумента было снято, и все желающие смогли пройти на территорию. Люди возлагали цветы, молились и ставили свечи. На церемонии собрались также и противники появления «Стены скорби», некоторые устраивали одиночные пикеты.

Мемориал «Стена скорби»

Мемориал «Стена скорби» установлен в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 30 сентября 2015 г. № 487 «О возведении мемориала жертвам политических репрессий».

В 2015 году Государственный музей истории ГУЛАГа провел конкурс проектов мемориала. В жюри вошли 25 общественных деятелей и правозащитников: Л.М. Алексеева, Н.Д. Солженицына, В.П. Лукин, Д.А. Гранин и др. Всего было представлено 336 проектов. Победителем конкурса был признан проект скульптора Г.В. Франгуляна «Стена скорби».

Для сбора средств на создание и установку мемориала был учрежден Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий». Фонд собрал более 43 миллионов рублей пожертвований. В финансировании проекта также приняло участие Правительство Москвы.

В композицию площади, на которой установлен мемориал, входят «плачущие камни», привезенные из 82 регионов России. На камнях размещена надпись «Знать... Не забыть... Осудить... Простить!» авторства Н.Д. Солженицыной.

«Стена скорби» представляет собой двустороннюю стену-горельеф с несколькими арками, составленную из очертаний многочисленных фигур, символизирующих погибших в результате репрессий. Длина стены 30 метров, высота ― 6. По краям монумента установлены две рельефные скрижали со словом «Помни», написанным на 22 языках (на 15 языках бывших республик СССР, на немецком языке и 6 официальных языках ООН).

Памятник установили на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца.

Мемориал «Стена скорби» открыт для посещения всеми желающими.

Память о жертвах политических репрессий

Процесс реабилитации жертв массовых политических репрессий в СССР конца 1920-х — до начала 1950-х гг. начался после смерти Иосифа Сталина в 1953 году.

В 1961 году на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Первый секретарь центрального комитета (ЦК) КПСС Никита Хрущев впервые озвучил идею о возведении памятника жертвам политических репрессий.

Тогда же архивы и музеи стали собирать мемуары и биографические данные о расстрелянных и пострадавших гражданах. В 1964 году после прихода к руководству в СССР Леонида Брежнева и завершения хрущевской «оттепели» процесс реабилитации и увековечивания памяти жертв репрессий был приостановлен.

В сентябре 1987 года была создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с политическими репрессиями. В 1987-1990 гг. вышел ряд законодательных актов, в том числе постановления Политбюро ЦК КПСС «О сооружении памятника жертвам репрессий» (от 4 июля 1988 года) и «Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов» (28 июня 1989 года).

Монумент «Соловецкий камень»

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. активисты общества «Мемориал» предложили установить памятник жертвам политических репрессий в Москве. По согласованию с Моссоветом место для него было выбрано в сквере Политехнического музея на площади Дзержинского (ныне Лубянская площадь) напротив здания бывшего НКВД (КГБ).

Памятником стал гранитный валун, привезенный с территории бывшего Соловецкого лагеря особого назначения (Архангельская область). Камень выбирали журналист Михаил Буторин (в то время председатель правления архангельской областной организации «Совесть») и архангельский архитектор Геннадий Ляшенко.

Торжественное открытие монумента, названного «Соловецким камнем», состоялось 30 октября 1990 г. В создании скульптурной композиции принимали участие художник-архитектор С. Смирнов, конструктор В. Корси.

В феврале 2008 года стало известно о планах переноса Соловецкого камня для проведения строительных работ. В мае 2008 года после протестов правозащитников камень решили оставить на месте и присвоить ему статус достопримечательного места.

Другие известные памятники жертвам политического террора

Сегодня в России на местах массовых расстрелов, на территории бывших лагерных пунктов и в поселках спецпереселенцев установлены сотни монументов, обелисков, стел, закладных камней, памятных знаков, крестов и мемориальных досок, связанных с историей репрессий и памятью о их жертвах.

Также устанавливались крупные монументальные формы — часовни, звонницы, стены памяти, скульптурные композиции, мемориалы, мемориальные комплексы.

Вот некоторые из наиболее известных памятников и мемориальных комплексов жертвам политического террора:

Памятник «Жертвам политических репрессий» в Санкт-Петербурге . Расположен напротив тюрьмы «Кресты» на Набережной Робеспьера). Открыт 28 апреля 1995 года. Автор проекта — скульптор Михаил Шемякин. Изваяния в виде двух бронзовых сфинксов были отлиты в США и подарены автором городу.

Скульптура «Молох тоталитаризма» . Открыта 15 мая 1996 года у входа на Левашовское мемориальное кладбище в Санкт- Петербурге. Авторы: Нина Галицкая и Виталий Гамбаров.

Мемориал «Маска Скорби» в Магадане . Открыт 12 июня 1996 года. Авторы: Эрнст Неизвестный и Камиль Казаев.

Мемориально-музейный комплекс памяти депортированных народов в селе Насыр-Корт (Ингушетия) . Открыт 23 февраля 1997 года. Автор проекта: Мурад Полонкоев.

Барельеф «Расстрел с ангелом-хранителем» в урочище Сандармох в Карелии. Открыт 22 августа 1998 год (с 2006 года на реконструкции) на территории мемориального кладбища. Авторы: Григорий Салтуп и Николай Овчинников.

Мемориальный комплекс «Катынь» в Смоленской области. Открыт 28 июля 2000 года. Объединяет польское военное кладбище и захоронения советских граждан — жертв политических репрессий. Авторы проекта польской части: скульпторы Здислав Пидак, Анджей Солыга, Веслав и Яцек Сынакевичи. Российскую часть проектировали в творческой мастерской номер 4 Союза архитекторов России под руководством Михаила Хазанова.

Мемориальный комплекс «Медное» в Тверской области. Открыт 2 сентября 2000 года. Здесь захоронены польские военнопленные, расстрелянные в 1940 году, и советские граждане (жертвы репрессий 1937-1938 гг.). Проект российской части Мемориала выполнен Мастерской номер 4 Союза архитекторов РФ под руководством Михаила Хазанова, главный архитектор — Никита Шангин. Авторы концепции польского кладбища: творческая группа под руководством скульпторов Здислава Пидека и Анджея Солыги.

«Памятник жертвам политических репрессий» в Уфе (Башкортостан). Установлен 23 декабря 2000 года. Авторы: Юрий Солдатов и Леонид Дубинский.

Поклонный крест на территории бывшего Бутовского полигона (одного из мест проведения массовых расстрелов; близ дер. Дрожжино Ленинского района Московской области). Поставлен 7 августа 2007 года на фундамент из камней с Соловецких островов и элементов разрушенных прежде православных храмов.

10 декабря 2014 года в Москве стартовала акция «Последний адрес». Цель этого проекта — установка персональных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий. В программе уже участвуют Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Иркутск и другие города РФ.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Проект скульптора Георгия Франгуляна достигает в длину более 30 метров. На монументе нет ни цифр, ни имен — только слово «Помни», высеченное на разных языках.

Мемориал «Стена скорби» открыли в День памяти жертв политических репрессий в сквере на пересечении Садовой-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова. В торжественной церемонии приняли участие Президент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Мэр Москвы Сергей Собянин.

«В истории нашей страны, как и в любой другой, немало сложных, противоречивых этапов. О них спорят, обсуждают, предлагают разные подходы для объяснения тех или иных событий. Это естественный процесс познания истории и поиска истины. Но когда речь идет о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять —​ никаких оправданий этим преступлениям быть не может», — сказал Владимир Путин.

Репрессии стали трагедией для народа, последствия которой мы ощущаем до сих пор. «Наш долг — не допустить забвения», — подчеркнул Президент России. Вместе с Патриархом Кириллом и Сергеем Собяниным он возложил цветы к мемориалу. В этот день к «Стене скорби» пришли около сотни человек, в том числе представители разных конфессий, правозащитники, чиновники.

«Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна стала крупнейшим мемориалом жертвам политических репрессий в России.

Это двусторонний горельеф с несколькими арками, составленный из многочисленных бронзовых человеческих фигур — жертв репрессий. Монумент установлен полукругом на специально подготовленной площадке. В длину он достигает 32 метров, а в высоту — шести.

По обеим сторонам от «Стены скорби» находятся бронзовые листы с текстом, на которых высечено слово «Помни» на языках бывших республик СССР, официальных языках ООН и немецком языке. На самом монументе нет ни цифр, ни имен.

Пространство мемориала облицовано различного вида гранитными плитами, дополняющими образ памятника, а площадь вокруг вымощена черным сланцем из Карелии. Кроме того, мемориал включает композицию «Плачущие скалы», расположенную за бронзовым горельефом. В ее основании — природные камни из 58 российских регионов, от Соловков до Колымы, связанных с историей репрессий. Там же высажены 10 голубых елей.

Перед стеной установлены семь гранитных столбов с прожекторами, лучи которых направлены в небо. По задумке скульптора свет прожекторов олицетворяет души погибших. В ночные часы монумент освещается специальными лампами с мягким желтым свечением.

После монтажа самого монумента было проведено благоустройство сквера — по проекту автора памятника. Общая площадь благоустройства составила 0,54 гектара. В сквере выполнен ремонт лестниц, установлена архитектурно-художественная подсветка.

Создание мемориала финансировалось за счет частных пожертвований, собранных Фондом увековечения памяти жертв политических репрессий, и столичного бюджета. Город обеспечил необходимую работу по проведению конкурса и организации строительства мемориала.

Общественная инициатива по возведению в Москве мемориала жертвам политических репрессий была поддержана Президентом России еще в 2015 году (указ от 30 сентября 2015 года № 487). Тогда же Музей истории ГУЛАГа провел открытый конкурс на создание лучшего проекта монумента. Всего было подано 336 заявок.

Лучшую из работ выбирало жюри, в состав которого вошли деятели культуры и представители общественных организаций. Среди них — правозащитники Людмила Алексеева, Алексей Симонов, Алла Гербер и Арсений Рогинский, писатель Даниил Гранин, член Совета Федерации Владимир Лукин, президент Фонда Солженицына Наталия Солженицына, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, кинорежиссеры Станислав Говорухин, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко и другие.

Экспертную помощь жюри оказывали руководитель , главный архитектор столицы , председатели комиссий Мосгордумы по монументальному искусству и культуре Лев Лаврёнов и Евгений Герасимов, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский и другие специалисты.

«Миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок», — сказал на церемонии Владимир , — «страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти» — и в то же время его нельзя оправдать «никакими высшими так называемыми благами народа».

Вместе с патриархом Кириллом и мэр Москвы президент возложил к «Стене скорби» цветы.

В течение всего вечера понедельника на площади возле мемориала будет звучать инструментальная музыка в живом исполнении, передает информационный , а также будут демонстрироваться тематические сюжеты. После церемонии открытия «Стена скорби» была открыта для всех желающих.

«Стену скорби» не стали закрывать заграждениями и до открытия. Сделать это было бы сложно: он представляет из себя скульптурную группу впечатляющих размеров: двусторонний горельеф длиной 30 и высотой 6 метров, расположенный полукругом.

На него ушло более 80 тонн бронзы.

Основу композиции составляют взмывающие вверх безликие фигуры — как пояснил скульптор Георгий «Газете.Ru», они должны символизировать хрупкость человеческой жизни перед лицом тоталитарной системы. По словам художника, форма монумента должна донести до людей ощущение «рыка террора» и «скрежетание зла». В монументе, фактически состоящих из слепленных вместе фигур, сделаны просветы, выполненные в форме человеческих силуэтов, через которые могут проходить зрители — это позволит им ощутить, что жертвой может стать каждый, поясняет Франгулян. По краям монумента будут расположены каменные столбы-«скрижали» со словом «помни» на разных языках.

Площадь перед «Стеной скорби» выложена камнями, доставленными из мест отбывания заключения жертв политических репрессий.

«Образ монумента возник у меня за пять минут, — рассказывал Франгулян «Газете.Ru», - «все на «Стене скорби» совершенно не случайно: это сложно выстроенный композиционный ряд. Каждый штрих сделан моими руками. На сегодняшний день это самая главная моя работа».

Общая стоимость проекта составила 460 млн рублей. Сбором средств на его занимался Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий». При этом выделило 300 млн рублей. Значительную часть составили частные пожертвования. Проект Франгуляна выиграл в конкурсе, на который было представлено в общем счете 340 концепций. В состав жюри вошли председатель правления общества , председатель , координатор Московской Хельсинкской группы и руководитель . Все они заявлены в качестве участников церемонии.

Дата открытия была выбрана давно и заранее - 30 октября отмечается день политических репрессий; проблеме увековечивания памяти жертв в России было посвящено заседание СПЧ в этот день. Днем раньше акция «Возвращение имен», приуроченная ко дню памяти жертв политических репрессий, прошла у другого памятника, до сих пор служившего мемориалом - Соловецкого камня.

Около двух тысяч человек выстроились в очередь, чтобы коротко назвать в микрофон имена, место проживания и дату расстрела жертв репрессий, в том числе и своих родственников.

«Соловецкий камень» занял свое место на Лубянской площади в конце 80-х, когда когда тема репрессий снова - впервые после «оттепели» стала активно обсуждаться. Большой валун, привезенный с островов, где в бывшем монастыре располагался СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, де-факто бывший политической тюрьмой. Камень поставили на Лубянской площади как знак того, что однажды в Москве будет сооружен полноценный мемориал. Однако к вопросу его возведения вернулись только спустя 25 лет, когда в августе 2015 года была утверждена концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.

П А М Я Т Н И К И Ж Е Р Т В А М П О Л И Т И Ч Е С К И Х

Р Е П Р Е С С И Й

Памятник жертвам политических репрессий в Астрахани, Россия


Памятник жертвам политических репрессий в Абакане, Хакасия, Россия

Памятник узникам Колымы на Аркагалинском перевале, Магаданская обл. Россия


памятник репрессированным литовцам "Не вернувшимся..." в пос. Абезь Интинский р-н, Коми, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Барнауле, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в г. Боровичи, Новгородская обл., Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Белгороде, Россия


Памятник жертвам политических репрессий в Воркуте, Коми, Россия

Памятник жертвам политических репрессий - "Камень слез" в Владикавказе, Северная Осетия, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Волжском, Волгоградская обл., Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Волгограде, Россия

Памятник жертвам политических репрессий советского народа в Калининграде, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Калуге, Россия


Памятник трудармейцам -репрессированным российским немцам в Краснотурьинске, Свердловская обл., Россия

Памятник жертвам политических репрессий "Непокоренный" в Кызыле, Тыва, Россия

Памятник жертвам политических репрессий 1920 - 1950-х гг. в пос. Кабардинка, Краснодарский край, Россия

Свято-Никольский храм-памятник жертвам репрессий в Красноярске, Россия (на месте бывшего пересыльного пункта КРАСЛАГа)

Памятник жертвам политических репрессий в Москве, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Мурманске, Россия


Мемориал жертвам политических репрессий "Маска Скорби" в Магадане, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Муроме, Владимирская обл., Россия

Мемориальный комплекс жертвам репрессий в с. Насыр-Корт, Ингушетия, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Новосибирске, Россия

(камень с территории штрафного отделения Сиблага)

Памятник жертвам политических репрессий в поселке Новобурейский, Амурская обл., Россия

Памятник жертвам политических репрессий в г.Окуловка, Новгородская обл., Россия

Памятник жертвам массовых политических репрессий в Омске, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в пос. Пинега, Архангельская обл., Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Перми, Россия


Мемориал жертвам политических репрессий "Невинно убиенным" в Ростове-на-Дону, Россия

Памятник полякам - узникам Соловков на бывшем лагерном кладбище в пос. Соловецкий, Архангельская обл., Россия

Памятник соловецким заключенным 1920-1939 гг. в пос.Соловецкий, Архангельская обл., Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Самаре, Россия

(камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения)

Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге, Россия

Памятник жертвам политических репрессий в Сосногорске, Коми, Россия

Памятник жертвам политических репрессий 1930 - 50-х гг. в Ставрополе, Россия

Памятник жертвам политических репрессий "Скорбящий ангел" в Тольятти, Самарская обл., Россия

Памятник жертвам репрессий в Твери, Россия

Памятник жертвам репрессий в Тамбове, Россия


Памятник жертвам политических репрессий в Уфе, Башкирия, Россия

Памятник российским репрессированным немцам в Уфе, Башкирия, Россия