Совершенствование лексико грамматического строя речи. Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

  • оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;
  • знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
  • постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
  • подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;
  • включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Особенно словообразования и словоизменения.

В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Развитие лексики (и гры и задания):

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь).

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

«Назови части»:

Рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

Дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

« Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);

Лохматый, косолапый… (медведь);

Маленькая, быстрая, проворная… (белка);

« Противоположности» (развитие антонимии).

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.).

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь…; (что?) - время, дождь… и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам):

Кошка лакает молоко;

Собака грызет кость;

«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) - яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

Развитие грамматического строя речи

1. Развитие словообразования.

С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали…» (дифференциация глаголов с приставками).

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает - … (самолет), сам катится - … (самокат).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей - сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один - много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа); закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома.

Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Разделы: Логопедия

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я работаю в г. Сосновоборске в детском саду учителем-логопедом.

Предлагаю вашему вниманию работу по развитию речи, (см. Приложение ) в основу которой положен комплексно-тематический метод (Пожиленко Е. А.), направленный на развитие у детей лексико-грамматических категорий. Цель её, во-первых, расширить, обогатить активный и пассивный словарь детей; во-вторых, помочь в освоении грамматического строя речи русского языка.

Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которая стоит перед обществом. По уровню речи можно сделать вывод об интеллекте человека, о его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку являются важнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром.

Главные направления в работе по развитию речи ребёнка – это обогащение словарного запаса; формирование грамматических навыков; отработка правильного произношения; развитие связной речи.

Развитие грамматического строя речи способствует пополнению, обогащению и активизации словарного запаса (активного и пассивного).

Структура работы по формированию лексико-грамматического строя речи следующая:

  1. Взаимоотношения слов и их значение (лексика).
  2. Словообразование.
  3. Словоизменение.

Известно, что для понимания речи недостаточно знания лексического значения слов. Ребёнок должен понимать связи и отношения между словами.

Например, умение подбирать антонимы и синонимы говорит о понимании ребенком смыслового значения слов. Это значит, что ребенок сможет более правильно, более точно и более образно выражать свои мысли. Так, работа с синонимами способствует воспитанию у ребенка «чувства языка».

В русском языке есть много слов, которые употребляются в прямом и переносном смысле. Понимание этого необходимо воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что в дальнейшем ребёнку будет непонятен смысл многих выражений. Речь идёт о привычных для нас выражениях время идёт золотые руки и т.п.

Очень важным для детей является овладение основными способами словообразования и словоизменения в самых элементарных, доступных пределах дошкольного возраста. Умение изменять слова, образовывать новые способствует развитию первоначальных навыков подбора родственных слов, а также подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.

У такого ребенка уже не возникнет проблем с русским языком, он будет более глубоко и точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам.

Данный материал поможет педагогам и родителям расширить, обогатить словарь дошкольника, а также заложить основу для успешного обучения в школе.

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс.

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.

Работа по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Дидактические игры и задания можно использовать в работе.

Развитие лексики

Игры и задания:

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь).

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

«Назови части»:

Рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

Дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);

Лохматый, косолапый... (медведь);

Маленькая, быстрая, проворная... (белка);

«Противоположности» (развитие антонимии).

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.).

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам):

Кошка лакает молоко;

Собака грызет кость;

«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) - яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

Развитие грамматического строя речи

1. Развитие словообразования.

С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает - ... (самолет), сам катится - ... (самокат).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей - сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один - много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома.

Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.

Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.

Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.

Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.

Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

1.1 Становление лексико-грамматической системы у детей в норме

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слова - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.

Словарь - это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь активный и пассивный.

Активный словарь - это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова - корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.

К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3-4 слов.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова - обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5-6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8% - прилагательные, 5,8% - наречия.

На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Что это?

3 слайд

Описание слайда:

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.

4 слайд

Описание слайда:

Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев); К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы. Развитие речи у дошкольников

5 слайд

Описание слайда:

К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

6 слайд

Описание слайда:

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.

7 слайд

Описание слайда:

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.

8 слайд

Описание слайда:

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

9 слайд

Описание слайда:

Бедность и искаженность словарного запаса, ограниченность значения слов; Словарю ребенка присуща конкретность: отсутствуют некоторые обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.); Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением; Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций; Особенности речи детей с ОНР

10 слайд

Описание слайда:

У детей наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все лицо морщинках»), употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки. Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов.

11 слайд

Описание слайда:

У детей значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции С трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления; Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности. Выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную обидчивость, ранимость склонность к болезненному фантазированию. Психологические особенности речи детей с ОНР

12 слайд

Описание слайда:

Выделяют четыре уровня ОНР 1 уровень - у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов; 2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

13 слайд

Описание слайда:

3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь; 4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

14 слайд

16 слайд

Описание слайда:

понимать обращенную речь в соответствии с возрастной нормой; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); В итоге дети должны научиться:

17 слайд

Описание слайда:

различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов и предложений. Владеть элементами грамоты в пределах программы.

В статье раскрывается понятие "лексико-грамматический строй", представлены нормы формировани я грамматического строя и типичные г рамматические ошибки в речи дошкольников, особенности работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматического строя речи

1. Понятие лексико-грамматический строй

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.

2. Нормы формирования грамматического строя

К пяти годам словарь детей состоит из 2200 слов. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже.

На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическимим конструкциями и пользуются ими достаточно свободно. Они реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе.

Таким образом, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

3. Грамматические ошибки в речи дошкольников.

1.Неправильное окончание существительных множественного числа в родительном падеже:

Младший возраст: добавляют окончание «-ов» (матрёшков, варежков и т.д.);
Старший возраст: такие ошибки сохраняются в основном в некоторых словах.
Примеры правильных форм трудных слов:

Апельсинов, мандаринов, баклажанов (и баклажан), помидоров, томатов, яблок, гольфов, носков, чулок, рейтуз, шаровар, сандалий, туфель, ботинок, сапог (но сапогов-скороходов), петель, простынь, рукавов, шарфов, погон, блюдец, оладий, тефтелей, тортов, ружей, солдат, гусар (но! Минёров, сапёров), рельсов, шофёров.

  1. Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.

3. Неправильное употребление несклоняемых имён существительных: пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе, шоссе.

  1. Неправильное определение рода существительных, особенно среднего рода: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.

Особое внимание необходимо обращать на род существительных:
Жираф (м.р.), зал (м.р.), занавес (м.р.), калоша (ж.р.), клавиша (ж.р.), кофе (м.р., ср.р.), манжета (ж.р.), мышь (ж.р.), овощ (м.р.), оладья (ж.р.), помидор (м.р.), рельс (м.р.), сандалия (ж.р.), туфля (ж.р.), тюль (м.р.), тапка (ж.р.). галоша (ж.р.).

5. Неправильное ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петли, туфли, ясли, торт;

б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк – волка – волки – волков; доска – доски – доску – досок и др.;

в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6. Образование сравнительной степени прилагательных:
а) простым способом при помощи суффиксов –ее (-ей), -е, особенно с чередованием согласных: высокий – выше, длинный – длиннее, дорогой – дороже, жидкий – жиже, звонкий – звонче, простой – проще, резкий – резче, сладкий – слаще, сухой – суше, тугой – туже;

б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.
7. Образование глагольных форм:

а) в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками: стрижёт – стриг (ошибка детей: стригёт), скачет – скакал (скакаю);
б) спряжение глаголов с особыми окончаниями: есть, дать (ошибки детей: едишь булку, дадишь мне);

в) спряжение глаголов хотеть, бежать;

г) повелительное наклонение: поезжай, сложи, отстегни.

8. Склонение некоторых местоимений, числительных: два утёнки, двое ведров, мене дали.

  1. Образование страдательных причастий: нарисоватая, оборватая, сделатая.

Морфология и синтаксис в речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Эти ошибки не так заметны, т.к. дети пользуются преимущественно простыми нераспространёнными предложениями. Например: в младшем и среднем возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы. К пяти годам дети могут употреблять предложения из 12-15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, т.к. им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.

4. Задачи работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников.

Исправление грамматических ошибок в речи детей.

Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.

Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий (начиная с младшей группы).

Контроль за правильным построением предложения

Помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами.

Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно. Для каждой возрастной группы определен примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению грамматическим строем. Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться указаниями, данными в образовательной программе. Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве, на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневой жизни.

Пути формирования грамматически правильной речи у детей.

Создание благоприятной языковой среды;

Специальное обучение;

Практика речевого общения;

Исправление грамматических ошибок.

Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.

Методы:

  • дидактические игры;
  • игры-драматизации;
  • словесные упражнения;
  • рассматривание картин;
  • пересказ коротких рассказов и сказок.

Приёмы:

  • образец (является основным приёмом на занятиях);
  • объяснение;
  • сравнение двух форм;
  • повторение;
  • создание проблемной ситуации;
  • подсказ нужной формы;
  • вопросы подсказывающего и оценочного характера.

Специальное обучение.

1.Специальные занятия .

Занятия, на которых специально проводится работа по предупреждению или исправлению грамматических ошибок. На таких занятиях всё внимание детей привлекается только к нужной грамматической форме. На занятии дети получают образец, который запоминают и используют в речи.

Занятия носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старшей группе). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. В младшей группе на занятиях можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении.

2.Часть занятия по развитию речи.

Занятия по грамматике должны быть непродолжительными. Игры и упражнения занимают 5-10 минут и составляют лишь часть занятия или проводятся на материале занятия.

3. Часть занятия по другим разделам программы.

Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей.

Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление делается громко, чтобы его восприняли все дети.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Но такие игры с узкодидактическим содержанием не могут выполнять роль основной формы обучения в целях развития грамматического строя языка дошкольника.

На начальных этапах (младший дошкольный возраст ) ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетно-отобразительные игры детей, подвижные, музыкальные игры и пластические упражнения, игры-драматизации (импровизации), инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации – такие виды игровой активности, которые имеют широкий общеразвивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствования из произведений фольклора и художественной литературы, из речи педагога форм и структур языка. Эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем.

Уже на четвертом году жизни важнейшим условием (средством) полноценного формирования грамматического строя языка дошкольника становится обучение связной речи и рассказыванию, которое опирается на игровой опыт детей и разворачивается в форме сотворчества педагога и ребенка.

На первых этапах речевого развития перед ребенком прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Следующая задача – использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми, например, форму фишками (играю фишками), хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа – фишка. И совсем иная, еще более трудная задача – оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать.

Вообще следует подчеркнуть, что подавляющее большинство занятий по грамматике для малышей строится таким образом, что дети и не подозревают об их истинном назначении. Ребенок всегда видит, осознает игровую, познавательную или практическую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы («Чего не стало?», «Что изменилось?»), обнаружить спрятанный предмет («Прятки»), узнать игрушку по описанию («Чудесный мешочек»), быстро отыскать среди картинок ту, которую назвал воспитатель («Лото»), сделать покупку («Магазин посуды») и т. д. Однако просто многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует еще, что и в дальнейшем ребенок будет говорить правильно. Легко, быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности.

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи.

Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В процессе занятий, дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием дети обучаются тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде; образованию трудных форм глаголов; форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

По мнению А.В. Менджерицкой сущность дидактической игры заключается в том, что «дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при это определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность».

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений.

Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном ёё назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи следует использовать игры-драмматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.

Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

  1. Пути предупреждения и исправления грамматических ошибок в речи детей.

Ребенок должен слышать грамматически правильную речь, потому что он подражает речи окружающих. Если взрослые говорят неправильно, то и ребенок будет говорить так же. В детском саду ребенок должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского литературного языка. Прежде всего речь воспитателя оказывает огромное влияние на развитие речи детей, и постоянная забота воспитателя о культуре собственной речи - неотъемлемая часть совершенствования педагогического мастерства.
2. Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы; в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить.

Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребенок различал, как он сам говорит и как воспитатель; если ребенок замечает, осознает две формы слова - неправильную и правильную, то он и сам сможет исправить ошибку; во всяком случае он будет стараться говорить правильно.
Воспитатель, заметив ошибку в речи ребенка, прежде чем исправлять ее, должен подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова.

На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятна для исправления ошибки. Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно.
При исправлении ошибки не следует повторять ее, а нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребенок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. После одного замечания ребенок, возможно, не станет говорить правильно; языковые привычки создаются в процессе многократного повторения, нужны напоминания, а иногда и специальные упражнения.

В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения.

Педагогические требования к применению специальных игр и упражнений:
1) выбор дидактической игры или упражнения обосновывается жизненной необходимостью упражнять детей в том, чем они еще плохо владеют;
2) воспитатель каждый раз должен ясно видеть дидактическую задачу, т. е. то, чему он намерен учить детей (например, дидактическая игра на усвоение среднего рода имен существительных или на усвоение правильных окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже, дидактическое упражнение на усвоение форм глаголов и т. п.);

3) материал для упражнения следует подбирать так, чтобы в нем были не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, в которых дети делают ошибки, но и близкие к ним формы и категории, уже усвоенные детьми.

Например, если дети делают ошибки в среднем роде имен существительных, то для дидактической игры нужно подобрать слова не только среднего рода, но и женского и мужского рода, чтобы дети имели возможность сопоставить, сравнить, выделить слова среднего рода и среди других имен существительных и почувствовать особенности этих слов, дифференцировать слова среднего рода. Это, конечно, делается детьми практически - ребенок называет: голубое платье, но голубая лента или голубой шарф;

4) материал дидактической игры должен быть хорошо знаком детям, слова должны вызывать конкретные, знакомые образы, сама дидактическая игра должна будить мысль ребенка;

5) в дидактических играх желательно использовать наглядный материал: игрушки , картинки и т. п.;

  1. как и всякая дидактическая игра, специальные упражнения на формирование грамматической правильности речи проводятся живо, интересно для детей; игровое начало - залог успешного усвоения.

Консультация для воспитателей

«Формирование лексико-грамматического строя речи»

Подготовила и провела

учитель-логопед Семкина О.Г.

Дата проведения: 20.02.2014г.

Цель: Повышение компетентности педагогов в области профилактики и развития детской речи.

Задачи:

  1. Актуализировать теоретические знания педагогов о нормах и нарушениях развития лексико-грамматического строя речи дошкольников
  2. Систематизировать знания о задачах и содержании работы по развитию и профилактике нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников
  3. Вооружить практическими методами и приемами работы в данном направлении

Ход консультации

  1. Понятие лексико-грамматический строй
  2. Нормы формирования грамматического строя
  3. Грамматические ошибки в речи дошкольников
  4. Задачи педагогической работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников.
  5. Содержание работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников.
  6. Обзор методов и приемов работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников.
  7. Обзор методической литературы по теме