Среднее профессиональное образование. Образовательные учреждения СПО

Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования, особенности функционирования среднего профессионального учебного заведения.

План ответа:

1. Основные документы

2. Задачи нормативно-правового обеспечения.

3. ГОССт уровня среднего профессионального образования.

4. Особенности функционирования среднегопрофессионального учебного заведения

1) 1. Конституция – право на образование.

2. Закон об образовании.

3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

5. федеральная программа развития образования – служит организационной основой гос. политики РФ в области образования.

6. государственные образовательные тандарты – определяется в обязательном порядке минимальное содержание основных образовательных программ, максимум учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

7. Типовое положение об образовательном учрежденииСПО.

2) Задачи нормативно – правового обеспечения.

1. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образования различных уровней.

2. Обеспечение и защита конституционного права на образование.

3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.

4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

3) Одной из современных тенденций развития содержания образования является стандартизация.

Она вызвана 2 обстоятельствами:

1.необходимо создать в стране единого пед образ пространства для обеспечения единого ур общего образования

2.вхождение России в систему мировой культуры

Основное назначение стандарта состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребность общества.



Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал, и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (В.С. Леднев )

ГОССт развивает и конкретизирует такие характеристики, как:

Компоненты ГОССт:

1.Федеральный – те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического права России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д.

3.Компонент конкретного образовательного учреждения – то, что образовательное учреждение может само определять, что важно для подготовки.

ГОССт включает квалификационную характеристику выпускника.

Принципы ГОС СПО:

1.открытость

2.приоритетные качества подготовки специалистов

3.усиление проф направленности содержания образования

4.проверка измерений и оценка качесва подготовки выпускника, создание системы контр, основных показ качесва образования

5. соответсвие содержания СПО современным тенденциям развития образования

6. гуманитаризация

7.практико-ориентированное СПО – вводятся л/р, практикумы…

8.гибкость и вариативность образования

9.непрерывность образования

ГОССт СПО представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.

Разработаны и утверждены новые государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ССУЗа. Существует ГОССт 2х поколений.

В новом поколении (стандарт введен в 2003-2004гг)

Введены новые программы дополнительной подготовки и специализации.

Определена инвариантная составляющая общая для всех специализаций профиля

Вариативная состовляющая, определяющая специфику деятельности педагога по конкретной специальности.

Усилеие практической направленности обучения и введение дисциплины психолого-педагогический практикум.

Предусмотрены дисциплины - экономика ОУ, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности, т.е. формирование экономической и правовой культуры.

Высокая открытость ГОССта СПО.

Вводится объем времени на реализацию дисциплин национально-регионального компонента.

Выделяют базовый и повышенный уровни ГОССта СПО.

Базовый уровень – приобретается учащимися в СПО по основной профессиональной обучающей программе (все 3и цикла дисциплин + специальные дисциплины + профессиональная практика), нормативный срок обучения не более 4х лет.

Повышенный уровень – получают обучающиеся в рамках основной общеобразовательной подготовке и программ дополнительной подготовки. Объем не более 1го года (производственная практика, углубленная теоретическая и практическая подготовка по отдельным дисциплинам).

Обучение по обоим уровням заканчивается итоговой аттестацией (выпускная, квалификационная дипломная работа с присвоением соответствующей квалификации специалистам).

5 ступеней квалификации:

1 и 2 – на базе основного общего образования (9 лет школы) – ускоренная профессиональная подготовка – 1я ступень., 2 ступень – начальное профессиональное образование.

3 – 5 – на базе полного среднего общего образования.

3 – начальное проф. обр-е

4 – среднее или повышенное проф. обр-е

5 – высшее проф. обр-е и возможность послевузовского образования.

Программы ССУЗов дают возможность получения 3х ступеней квалификации (2,3 и 4).

4) Среднее профессиональное (специальное) учебное заведение - основной тип образовательного учреждения по реализации об­щих образовательных программ среднего профессионального обра­зования.

В своей деятельности все виды ОУ СПО руководствуются феде­ральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, решениями федерального органа управления образованием, органов государственной власти, органов местного самоуправления и типовым положением.

Основными задачами СПУЗа являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения сред­него профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и тру­долюбия, развитие ответственности, самостоятельности и твор­ческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Кроме этого, благодаря своей многофункциональности СПУЗ может решать задачи органи­зации и проведения методических, научно-методических, опыт­но-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кад­рового обеспечения; заниматься переподготовкой и повышением квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров; рас­пространять педагогические знания среди населения для повы­шения его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

СПУЗ создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством РФ федеральным органом гос. власти, если это федеральное ОУ; или органом гос. власти субъекта РФ, если это региональный техникум или кол­ледж; или органом местного самоуправления, если это муниципальное учреждение.

СПУЗ может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лабора­тории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяй­ства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнитель­ного проф. обр-ия, общежития и т.д.

Филиал государственного образовательного учреждения сред­него профессионального образования - это обособленное под­разделение такого учреждения, расположенное вне места его на­хождения. Филиал не является юридическим лицом. В филиале может создаваться в соответствии с уставом выбранный предста­вительный орган - совет филиала. СПУЗ самостоятельно в формировании структуры своего филиала, но его созданием, реорганизацией, переименованием и ликвидацией занимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится СПУЗ. Создание филиала для веде­ния образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения, соответствующих требовани­ям, предъявляемым к ОУ этого типа. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготови­тельные курсы, другие подразделения, зафиксированные в уставе колледжа. С согласия директора колледжа филиал может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием. Филиал осуществ­ляет образовательную деятельность по одной или нескольким обра­зовательным программам, по различным формам обучения, имея на это соответствующую лицензию.

Представительство ССУЗа создается, реорганизуется, переименовывается самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства.

В СПУЗе могут реализовываться основные профессиональные образовательные програм­мы НПО и дополнитель­ные образовательные программы СПО и НПО

Согласно ГОССту СПО, принятому в 2001 г, боль­шинство средних профессиональных учреждений осуществляют повышенный уровень образования и им присваивается статус колледжа. Присвоение статуса колледжа осуществляется государствен­но-общественной комиссией по аккредитации СПУЗов на основе объек­тивного анализа и оценок.

Основанием для присвоения статуса колледжа является:

Наличие высококвалифицированного состава преподавате­лей, в том числе докторов и кандидатов наук;

Обеспечение повышенного уровня подготовки специалистов по самостоятельно разработанной и научно обоснованной учеб­но-программной документации;

Наличие учебно-материальной базы, обеспечивающей усло­вия для повышенного уровня подготовки специалистов.

Каждые пять лет ОУ СПО проходит аккредитацию, подтверж­дающую его тип и вид.

Среди показателей гос. аккредитации по типу «образова­тельное учреждение СПО» выделяют:

2)качество подготовки: организация образовательного процесса; со­ответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ГОС СПО; си­стема управления и контроля в образовательном учреждении; востребо­ванность выпускников;

3) информационно-методическое обеспечение образовательного про­цесса: состояние библиотечного фонда, состояние учебно-информацион­ного фонда;

4) материально-техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лабораторной базы, специализированных кабинетов, производ­ственного оборудования и ТСО в соответствии с требованиями ГОС СПО, позволяющими реализовывать профессиональные образовательные про­граммы;

5)социальную поддержку студентов: наличие условий для прожива­ния студентов в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, для занятий спортом, внеучебной работой.

Среди показателей, определяющих вид образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище, колледж), выделяют:

1) реализуемые образовательные программы, причем для колледжей это наличие образовательных программ, обеспечивающих повышенный уровень квалификации;

2)информатизацию образовательного учреждения. Для колледжа коли­чество ЭВМ на 100 студентов при очной форме обучения составляет 5 шт.;

3)качественный состав педагогических кадров. Для колледжей про­цент преподавателей с высшим образованием составляет 95, а процент преподавателей с квалификационными категориями - 54; процент пре­подавателей с учеными степенями и званиями - 18;

4)учебную и учебно-методическую работу. Для колледжей объем в печатных листах учебных и учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящихся на единицу приведенного штата, составляет 0,25 %.

Свою деятельность СПУЗ осуществляет согласно основным нормативным документам РФ: Закону РФ «Об образовании», локальным актам, касающимся организационной, управленческой, образовательной деятельности колледжа или училища, Типовому положению о среднем профессиональном (специальном) учебном заведении, Уставу среднего профессионального образовательного учреждения. Устав - главный локальный акт, на основе которого формируются приказы, распоряжения, решения, правила, поло­жения, инструкции, договора колледжа. Описанная в Уставе фи­нансово-хозяйственная деятельность является основой для разре­шения различных гражданских и налоговых споров колледжа как юридического лица. Сам Устав и все изменения или дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работни­ков и обучающихся, а утверждаются органом гос. вла­сти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится ССУЗ.

Управление средним профессиональным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Выборный представительный орган - совет среднего профессионального учебного заведения. В состав сове­та входят директор колледжа, представители всех категорий ра­ботников, обучающихся, а также заинтересованных предприя­тий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены собрания избираются общим советом (конференцией). Срок полномочия совета не может превышать 5 лет.

В среднем профессиональном учебном заведении могут созда­ваться и иные органы самоуправления: педагогические и методи­ческие советы, попечительские советы и т.д.

Так, педагогический совет - постоянно действующий совеща­тельный орган при директоре образовательного учреждения, име­ющий не менее 4 человек. Он обсуждает мероприятия по улучше­нию учебно-воспитательного процесса.

Попечительский совет является формой самоуправления. В его состав могут входить участники образовательного процесса, а также иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности этого учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Работа совета на­правлена на привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения; содействие улучшению условий труда всех категорий работников колледжа; совершенствование материально-технической базы среднего про­фессионального учреждения, благоустройство его помещений и территории; организацию и проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конкурсов профессионального мастер­ства и т.д.; оказание материальной поддержки остронуждающимся студентам. Попечительский совет рассматривает все вопросы, входящие в его компетенцию, согласно уставу колледжа.

Разграничение полномочий между советом и директором опре­деляется Уставом среднего профессионального учебного заведения.

Непосредственное управление средним профессиональным учебным заведением осуществляет директор, прошедший соот­ветствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора определяется уставом учебного заведения в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Директор действует от имени среднего профессионального учебного заведения, представ­ляет его во всех организациях, заключает договоры, трудовые кон­тракты, выдает доверенности, открывает счета в банке; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязатель­ные для всех работников и обучающихся.

Директор создает необходимые условия для повышения квали­фикации работников.

В соответствии с законодательством Российской Федерации директор назначает и освобождает от должности работников, оп­ределяет их должностные обязанности. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педа­гогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.

К категории руководящих работников относятся заместители директора по учебной работе, по воспитательной работе, по науч­но-методической деятельности, учебно-производственной работе, заведующие отделениями, заведующие практикой, заведующий методическим кабинетом и др. 1 . Категорию педагогических работников составляет преподавательский состав. Учебно-вспомогатель­ный и иной персонал - это заместитель директора по администра­тивно-хозяйственной части, лаборанты кабинетов, медицинские работники, работники столовой, технический персонал и т.д.

Принципы работы базового колледжа:

1.системности – взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного пространства.

2.интеграции и дифференциации – способ объедин усилий различных институтов по решению модернизации образования, обеспечивающих вариативность подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса

3.открытости – формирование доступности инф пространства и проведение единой образовательной политики

4.колегиальности – коллективное обсуждение всех направления сотрудн, выработка и принятие общих решений.

5. непрерывности образования – преемственность с др образ учреждениями

Перечислим основные направления деятельности базового педагогического колледжа и кратко рассмот­рим их содержание.

Информационно-аналитическая деятельность:

Изучение соответствия государственных требований к миниму­му содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ностям среднего профессионального образования педагогического профиля федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования;

Изучение соответствия государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специ­альностям среднего профессионального образования педагогиче­ского профиля содержанию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направле­ниям и специальностям педагогического профиля;

Анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по актуальным направлени­ям модернизации образования и ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности;

Участие в определении региональных потребностей в педа­гогических кадрах;

Создание банка данных элитного кадрового потенциала систе­мы среднего профессионального образования педагогического про­филя;

Создание информационного портала в системе среднего про­фессионального образования педагогического профиля;

Информирование педагогических колледжей и училищ о но­вых направлениях в развитии образования, новых примерных про­граммах по учебным дисциплинам учебно-методической и нор­мативно-правовой документации.

Научно-методическая деятельность:

Участие в определении направлений развития педагогиче­ского образования, в том числе в соответствии с европейскими процессами;

Организация и разработка (корректировка) проектов госу­дарственных требований к минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников по специальностям среднего профессиональ­ного образования педагогического профиля;

Организация и разработка содержания регионального (на­ционально-регионального) компонента, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразователь­ных учреждениях;

Участие в разработке проектов государственных образова­тельных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического профиля;

Разработка, экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в усло­виях модернизации образования;

Организация и разработка примерных программ учебных дис­циплин по специальностям среднего профессионального образо­вания педагогического профиля;

Организация и разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования;

Организация и разработка модели формирования профессио­нальной компетенции специалиста со средним профессиональ­ным образованием педагогического профиля;

Организация и разработка программ повышения квалифика­ции педагогических кадров со средним профессиональным обра­зованием педагогического профиля в соответствии с современны­ми требованиями модернизации образования;

Организация и разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования;

Участие в разработке региональных программ развития об­разования;

Содействие в выполнении целевых федеральных, региональ­ных и муниципальных программ развития образования, воспита­ния, молодежной политики и др.;

Научно-методическая поддержка и сопровождение иннова­ционных процессов в региональной образовательной системе.

Организационно-методическая деятельность:

- оказание помощи общеобразовательным учреждениям в освое­нии и введении в действие федерального компонента Государст­венного стандарта общего образования;

Обобщение и распространение инновационного педагоги­ческого опыта педагогических колледжей и училищ;

Организация мониторинга качества среднего профессиональ­ного образования;

Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

Осуществление редакционно-издательской деятельности;

Оказание помощи в развитии творческого потенциала педа­гогических работников образовательных учреждений;

Повышение квалификации педагогических работников со средним профессиональным образованием;

Организация и проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по актуальным вопросам педагогического образования;

Организация и проведение на местах повышения квалифи­кации педагогических кадров со средним профессиональным об­разованием, проведение выездных совещаний, семинаров, кон­ференций, конкурсов и др.;

Организация и оказание консультативной помощи образова­тельным учреждениям дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Работа среднего профессионального (специального) учебного заведения осуществляется по нескольким направлениям, обозна­ченным в уставе учреждения: это экономическая, международ­ная, образовательная, научно-исследовательская, инновационная деятельность и т.д. Остановимся на содержании каждого вида.

Направления работы ССУЗА:

1.Колледжу дано право заниматься экономической деятельностью. Колледж является собственником здания, сооружений, находя­щихся на его территории, оборудования, с помощью которого осуществляется педагогический процесс, а также иного необхо­димого имущества потребительского, социального, культурного назначения. Он может также выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Земельные участки закрепляются за кол­леджем в бессрочное бесплатное пользование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледж может осуществлять платную образовательную деятельность. Этот вид деятельности не может быть осуществлен взамен и(или) в рамках образовательной деятельности, финансируе­мой за счет бюджетных средств. Размер платных образовательных услуг устанавливается директором в соответствии с утвержденной сметой расходов. Сверх финансируемых за счет бюджетных средств студентов колледж может осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лица­ми с оплатой ими стоимости обучения. Он может также оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответ­ствующих образовательных программ и Государственного образова­тельного стандарта по договорам с физическими и юридическими лицами, в том числе студентами, обучающимися за счет бюджет­ных средств (на добровольной основе). Колледж вправе вести пред­принимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Колледж имеет возможность заниматься международной и внешнеэкономической деятельностью в области образовательной, научной и т.д. деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

3.Центральное место среди прочих занимает его образовательная деятельность.

Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к модернизации системы среднего профессионально­го образования.

4.научно-исследовательская

5.инновационная деятельность

Предметно-цикловая комиссия – объединение преподавателей определенных дисциплин или близких м/д собой предметов.

В рамках образовательной работы колледжа и как самостоя­тельное ее направление в рамках системы непрерывного образо­вания выделяют научно-методическую деятельность колледжа. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ад­министрацией колледжа, преподавателями в целях овладения ме­тодами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации для проведения и обеспечения образователь­ного процесса, внедрения передового педагогического опыта, повы­шения теоретического уровня и профессиональной квалифика­ции преподавателей и руководства образовательного учреждения.

Основными задачами научно-методической деятельности среднего профессионального учеб­ного заведения являются:

Совершенствование учебных планов и программ;

Отработка и обновление содержания учебных предметов;

Совершенствование методики, повышение эффективности всех видов учебных занятий;

Подготовка пособий и других учебно-методических матери­алов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям педагогики и психологии;

Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового опыта, новых информационных технологий;

Совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Научные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы;

Координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисципли­нам;

Обсуждение проблем информатизации образования, повы­шение качества профессиональной подготовки преподавателей на основе широкого использования средств вычислительной и ин­формационной техники;

Анализ и коррекция подготовки студентов по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посе­щений занятий;

Организация лекций для администрации и педагогов по про­блемам обучения и воспитания студентов, технологии проведе­ния отдельных видов учебных занятий в соответствии с новыми достижениями в педагогической науке;

Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдель­ных преподавателей;

Изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической деятельности других колледжей.

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

Введение

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.

В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов.

Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий.

Численность студентов, осваивающих программу среднего профессионального образования составляет 270 человек на 10 тысяч населения и большинство из них не знают права, которые предоставляет ему государство, но студент обладает не только правами, а еще и обязанностями, знать которые ему необходимо.

Целью данной работы является: рассмотреть права и обязанности студента, осваивающего программу среднего профессионального образования в РФ.

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

Раскрыть обязанности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

Изложить общие права студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

Рассмотреть ответственность студентов осваивающих программы среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование - звено системы образования РФ

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.

В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация "техник". Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация "старший техник", при расширении подготовки - "техник с дополнительной подготовкой в области …" (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента.

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год - при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1 - 2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2800 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,4 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

профессиональное образование правовой статус

В России существует два вида программ среднего профессионального образования:

  • программа базового уровня
  • программа углублённого уровня

Освоить программы подготовки на обоих уровнях можно в колледжах. В техникумах реализуют специальности среднего профессионального образования только на базовом уровне.

Программа базового уровня

Предполагает обучение необходимым минимальным знаниям по конкретной специальности согласно установленным стандартам.

Срок обучения по программе базового уровня по очной форме на базе 11 классов составляет от 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев в зависимости от профиля подготовки. По очно-заочной и заочной формам на базе 11 классов продолжительность обучения увеличивается на 1 год. На базе 9 классов срок обучения составляет от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев, в зависимости от специальности.

Программа углублённого уровня

Обучение на специальностях среднего профессионального образования углублённого уровня дает более широкие знания по сравнению с базовым уровнем по той же специальности. Данная программа готовит специалистов среднего звена, также как и программа базового уровня, но выпускнику по окончанию присваивается более высокая квалификация («старший техник»), либо добавляется к базовой квалификации фраза «с углубленной подготовкой».

Выпускник, прошедший углублённую подготовку, получает более высокую квалификацию или квалификацию с дополнительной подготовкой в других областях. Например, выпускнику по специальности с базовой подготовкой присваивается квалификация «Дизайнер», а с углублённой подготовкой - «Дизайнер, преподаватель».

Срок обучения по программе угублённого уровня СПО увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по программе базового уровня.

Кроме того, уровень подготовки может повлиять на срок обучения абитуриента с дипломом СПО в вузе. Как известно, выпускники колледжей и техникумов могут обучатся в вузах по сокращенным (ускоренным) программам обучения. При наличии диплома о среднем профессиональном образовании базового уровня срок обучения сократится на год, при наличии диплома СПО углубленного уровня - на два года.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Документ с изменениями, внесенными:
(вступает в силу с 1 сентября 2003 года).
____________________________________________________________________

На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ , постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" , приказа Минобразования России от 02.07.2001 N 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения" (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2001 за N 2921) и в соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 3-2001

приказываю:

1. Утвердить Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 1).

2. Утвердить критериальные значения основных показателей государственной аккредитации, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 2).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова

Министр
В.М.Филиппов

Приложение N 1. Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

Приложение N 1

от 01.10.2001 N 3251

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "образовательное учреждение среднего профессионального образования"

Показатель 1.1. Содержание подготовки (соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов).

Показатель 1.2. Качество подготовки:

организация образовательного процесса;

соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов;

система управления и контроля качества в образовательном учреждении;

востребованность выпускников.

Показатель 1.3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

состояние библиотечного фонда;

состояние учебно-информационного фонда.

Показатель 1.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

наличие учебно-лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и технических средств, необходимых для реализации профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

наличие и оснащенность баз практики, связь с предприятиями и организациями.

Показатель 1.5. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

1.5.1. Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися:

наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении [программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.)];

наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении (управления, отдела, ответственного за воспитательную работу, кураторства);

наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческих строительных отрядов, службы порядка и т.д.);

наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).

1.5.2. Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности:

использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и регионального компонента);

наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты);

наличие элементов системы воспитательной работы:

гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном учреждении (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, организация вторичной занятости, содействие в трудоустройстве);

работы по формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и т.д.);

культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих объединений, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.);

спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций);

формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся (грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.).

Данный показатель оценивается по десятибалльной шкале:

Оценка показателя

Количество
баллов

Информация не представлена

Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется

Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно

Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов

Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе

Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки

Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны

Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы

Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям

Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям

Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать для распространения опыта

(Показатель 1.5. в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2003 года приказом Минобразования России от 27 декабря 2002 года N 4669

2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида образовательного учреждения среднего профессионально образования (техникум /училище/, колледж)

Показатель 2.1. Реализуемые профессиональные образовательные программы.

Показатель 2.2. Информатизация образовательного учреждения.

Показатель 2.3. Качественный состав педагогических кадров.

Показатель 2.4. Учебная и учебно-методическая работа.

Приложение N 2. Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

Приложение N 2
к приказу Минобразования России
от 01.10.2001 N 3249

Критериальные значения основных показателей государственной аккредитации,
используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего
профессионального образования

Показатель государственной аккредитации

Критерий

Реализуемые профессиональные образовательные программы

Для колледжей -

а наличие аттестованных углубленных профессиональных программ, обеспечивающих обучающимся повышенный уровень квалификации

Информатизация образовательного учреждения

Количество ЭВМ на 100 студентов контингента, приведённого к очной форме обучения:
для техникума - 4,0
для колледжа - 5,0

Качественный состав педагогических кадров

Процент преподавателей с высшим образованием:
для техникума - 90
для колледжа - 95

Процент преподавателей с квалификационными категориями:
для техникума - 48,0
для колледжа - 54,0

Процент преподавателей с высшей категорией, учёными степенями и званиями:
для техникума - 10,0
для колледжа - 18,0

Учебная и учебно-методическая работа

Объём (в печатных листах) учебных, учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящийся на единицу приведённого штата ПС:
для техникума - 0, 1
для колледжа - 0,25

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"