Паисий лигарид. Митрополит Паисий Лигарид: биография

Отправлен в Рим , где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в со степенью доктора богословия.

Отсюда он уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием , который прибыл сюда проездом из Москвы . В посвящен в Иерусалиме в монахи, а в в митрополита Газского, но в своей митрополии Паисий Лигарид так и не появился; в он жил опять в Валахии , где принимал участие в дворцовых заговорах.

Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в Паисий Лигарид прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном.

Паисий Лигарид принял сторону царя и бояр – врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у Паисий Лигарид ответа. Паисий Лигарид ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита Газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.».

Паисий Лигарид приобрел влияние на царя благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию.

Своим влиянием Паисий Лигарид пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время Паисий Лигарид незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже анафематствован как еретик патриархами Константинопольским и Иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой он выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в , но не испортило отношений между Паисий Лигарид и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении Паисий Лигарид перед патриархом Иерусалимским Каптерев, Характер отношений России к православному Востоку, М., 1885;

  • статья Лавровского в ХЧ, 1889, №№ II, 12;
  • А.В. Горский, П. Л. до приезда в Россию.
  • Источники

    • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

    Паисий Лигарид (1610-78) - митрополит газский. Родился на о-ве Хиосе. В 1623 г. отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в 1635 г. со степенью доктора богословия. В это время Папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован распространением католицизма на Востоке; еще во время своего пребывания в Риме П. издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. П. был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергически боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. П. отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища; кроме того занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим, с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 г. посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 г. в митрополита газского, но в свою митрополию П. так и не появлялся; в 1657 г. он жил опять в Валахии, где принимает участие в дворцовых заговорах. Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 г. П. прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном. П. принял сторону царя и бояр - врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у П. ответа. П. ответил полным осуждением Никона; подлинное заглавие его ответа: «Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита газского П. на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.». П. приобрел влияние на царя, благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном; сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию. Своим влиянием П. пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время П. незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже проклят, как еретик, патриархами константинопольским и иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой выступил в защиту папской власти. Известие об этом пришло в Москву в 1668 г., но не испортило отношений между П. и Алексеем Михайловичем; напротив, последний ходатайствовал о прощении П. перед патриархом иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту. Умер П. в Киеве, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, П., по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от Папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным. Вообще это был человек равнодушный к вере и нравственности, искавший только внешних отличий и материальных благ. Ему принадлежит еще изъяснение божественной литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer’a: «The patriarch and the tsar». Cp. Каптерев, «Характер отношений России к православному Востоку» (М., 1885); статья Лавровского в «Христианским Чтении», 1889 г., № № 11, 12; Горский, «П. Лигарид до приезда в Россию»; Legrand, «Bibliographie Hellenique» (т. IV, 1896).

    (или Лихарид; в миру Пантелеймон) - митрополит Газы Иерусалимской, дух. писатель, ум. 24 августа 1678 в Киеве, в Братском монастыре.

    Чуждый нам по своему происхождению, он, однако, "по великому своему участию, - как выразился митр. Евгений ("Слов. о писат. дух. чина", II), - в деле низложения патр. Никона принадлежит к истории нашей". Паисий был родом грек с о. Хиоса, воспитание получил в Риме, в иезуитской коллегии, основанной папой Григорием XIII для греков и, по показанию патр. Никона ("Возражение Никона патр. против вопросов бояр. Сим. Стрешнева и на ответы Паисиевы", по списку Воскрес.

    Новоиерусалим. мон. XVII в.), там принял священний сан. Вследствие сего, Фабриций поместил его в списке греков латиномудрствовавших.

    Есть также известие, что он был учителем в Яссах, в Молдавии, и в 1650 г. принимал участие в известном богословском диспуте "о вере" с греками старца Арсения Суханова.

    Потом он удалился на Восток и, по собственному свидетельству, был в Иерусалиме протопопом.

    Там то он постригся в монахи и посвящен был митрополитом в Солунь, а оттуда переведен в Газу Иерусалимскую.

    Неизвестно, за какие проступки подвергся он потом запрещению патриарха и долго скитался по Греции и Италии.

    Известный справщик богослужебных книг Арсений Грек, по его просьбе, писал о нем патр. Никону, как о человеке обширной учености, а Константинопольский патр. Парфений отзывался о нем же, как о знатоке церковных правил.

    И действительно, по отзыву С. М. Соловьева, П. Лигарид был самый образованный, самый представительный из греческих духовных лиц, являвшихся в Москву. Ho H. И. Субботин к этому прибавляет, что он "был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, - хитрый, льстивый, пронырливый". П. В. Знаменский именует Лигарида интриганом, жертвовавшим для своих выгод и долгом, и совестью; преосв.

    Филарет прибытие Паисия в Россию относит к несчастью церкви.

    Никон, нуждаясь в образованных людях, был весьма рад иметь при себе Паисия, которому и писал об этом 1 декабря 1656 г. Но неизвестно, по какому поводу не состоялся тогда приезд к нам Паисия.

    Он появился в России в начале 1662 г. под именем митрополита Газского Предтечева монастыря.

    В то время прошло уже более четырех лет, как произошла размолвка между "собинными друзьями" ц. Алексеем Михайловичем и патр. Никоном, причем размолвка эта успела вырасти в открытую вражду.

    Паисий сразу очутился в неловком положении между царем и патриархом, одинаково к нему расположенными. "Не знаю, куда мне обратиться! - откровенно писал он в одном из своих писем, - потому что никто не может работать двоим господам?.." Вскоре, однако, как и следовало ожидать, Паисий перешел на сторону врагов Никона.

    Он начал с того, что подал царю письмо, в коем убеждал его ревностнее заняться делом Никона для блага Церкви и государства.

    Уже здесь Паисий не обошелся без укоров по адресу патриарха.

    Никон отвечал ему в свою защиту пространной грамотой на латинском языке. Тогда Лигарид выступил против Никона с открытым обличением корня всех зол - самолюбия; уговаривал патриарха "покаяться", "смириться, воздав кесарево кесареви" (П. Лигарид "О соборе, быв. в Москве на Никона" [Это соч. П. Лигарида известно по греческ. списку, переписанному в Египте в 1-й четв. XVIII ст. и находящемуся ныне в Московской Синод. библиот., под № 469; оно составлено Паисием в Москве, посвящено ц. Алексею Михайловичу и делится на три части, с подразделением каждой на главы; две первые части переведены кем-то на русс. яз. Списки перевода имеются в Главн. Арх. М. И. Д. в Москве и в библиот.

    Москов. Дух. Акад.], ч. 1, гл. ХIII). Не внял Никон советам Паисия, но еще более раздражился, грозил отдаться на суд папы. Угроза эта произвела сильное впечатление в Москве.

    Паисия пригласили в Патриаршую палату и поручили ему разобрать заявление Никона и выяснить, имеет ли он право обращаться в Рим. Паисий на основании византийских хроник решил вопрос в отрицательном смысле.

    Успешное исполнение этого поручения возвысило Лигарида в глазах врагов патриарха.

    На него стали смотреть, как на ученого мужа, дорогого человека в столь тревожное время. Его каноническими познаниями задумал воспользоваться один из злейших врагов патр. Никона, боярин Стрешнев.

    Стрешнев предложил Паисию 30 вопросов, в которых излагалось поведение Никона и отношения патриарха к царю, с требованием письменного ответа на них для доклада государю.

    Паисий со всей гибкостью ума отвечал на эти вопросы полным осуждением всех действий Никона.

    Ответы его составили целую тетрадь, озаглавленную "Отписка боярину Симону Лукьяновичу Стрешневу митр. газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патр. Московского во 171 году" (оригинал хран. в Госуд. архиве в СПб.). Ответы эти Паисий представил Стрешневу при письме, в котором говорил, призывая Бога во свидетели, будто, "не хотел для осуждения завидных людей того дела начинати, ведаючи, что явную недружбу и неприятство иметь буду с патриархом"; выразил сожаление, что не знает русского языка, а должен довольствоваться плохими переводчиками, которые, "чего не разумеют, опускают, или толкуют противо любви и воли своей, покрываючи свою глупость". Еще большую услугу противникам Московского патриарха оказал П. Лигарид советом объявить восточным патриархам все дело о Никоне.

    Царским указом 21 декабря 1662 г. было повелено созвать в Москве, в мае или июне 1663 г., собор, пригласив на него вселенских патриархов и русских архиереев.

    Паисий составил для патриархов 25 подобных же вопросов, на какие отвечал сам по делу Никона, но только имя последнего ни в одном из них не упоминалось.

    Вопросы и пригласительные грамоты патриархам повез иерод. Мелетий, соотечественник и друг Лигарида.

    Тем временем началось Боборыкинское дело, и Паисию пришлось видеться впервые лицом к лицу с Никоном.

    Боборыкин, как известно, подал донос, будто Никон проклял ц. Алексея Михайловича.

    Для разъяснения этого дела была отправлена в Воскресенский монастырь комиссия; во главе ее поставили Лигарида.

    Озлобленный Никон жестоко разругал столь ненавистного ему грека. "Лучше бы мне было не видеть такого чудовища, - говорил Никон царю по возвращении из Воскресенского монастыря; - лучше бы я хотел быть слепым и глухим, чтоб не слышать его циклопских криков и громкой болтовни!" Между тем, над головой Лигарида стали собираться тучи. Восточные патриархи отозвались на царское приглашение (1664 г.). При этом патр. Иерусалимский Нектарий, проведав, что Паисий ищет титула экзарха патриаршеского и уже называется так в Москве, объявлял через своего посланного, что это самозванство.

    Затем и Никон, узнав, разными путями, преимущественно же через греков, служивших и нашим, и вашим, о разных проделках своего врага, всякий раз, как только представлялось ему нужным, пользовался этими сведениями.

    Озадаченный Паисий особой челобитной на имя государя ходатайствовал, чтобы взведенные на него обвинения были рассмотрены собором.

    Собор был созван во дворце после Фоминой недели в 1665 г. Многочисленные свидетели показали в защиту Лигарида.

    Тогда последний стал просить царя отпустить его домой, "пока не съехался в царствующий град Москву собор вселенский"... "Если столько терплю еще до собора, - прибавлял он, - то что же буду терпеть после? Довольно уже, всемилостивейший государь, довольно! Не могу более служить твоей святой палате"... Царь, разумеется, не отпустил Паисия: он теперь более, чем когда-либо, был нужен Алексею Михайловичу.

    Хотя нельзя отрицать того, что верить Лигариду он стал менее прежнего.

    В бумагах Приказа Тайных Дел сохранилась грамота патр. константинопольского Дионисия от 12 ноября 1666 г., в которой он рекомендует в качестве своего заместителя на соборе П. Лигарида, именуя его "святым и благоразумным, рассудным и сведущим" в церковных делах. Царю вздумалось проверить через келаря Чудова монастыря Савву, поручал ли п. Дионисий митр. газскому быть его представителем на соборе.

    И вот тут-то и открылось, что Дионисий подобного поручения Паисию не давал и грамоты никакой не посылал. "П. Лигарид лоза не константинопольского престола, я его православным не называю", - писал Дионисий.

    Так что с тех пор об экзаршестве своем Паисий больше уже не заикался.

    В ожидании прибытия восточных патриархов сехались в Москву русские архиереи.

    В феврале 1666 г. открылся собор по делам раскола.

    Лигарид не участвовал на нем, но ему, как человеку ученейшему, царь и собор поручили составить опровержение на челобитную попа Никиты из Суздаля, заключавшую в себе возражения против новоисправленных печатных книг. А так как Паисий русского языка не знал, то челобитную Никиты пришлось для него перевести.

    Вследствие этого обстоятелства Лигард не имел возможности вникнуть, как следует, во все подробности содержания челобитной; отсюда и труд его оставляет желать многого.

    Написанные Паисием на латинском языке, а потом переведенные на русский Симеоном Полоцким (библ. Моск. Дух. Акад., рукоп. № 68) "ответы обличительные на церковных противников", в количестве 31-го, на такое же число возражений Никиты "ефемерного теолога, даже концем перста не вкусившего теологии", отличаются общностью.

    Как иностранец, Паисий старался углубляться во внутренний смысл русской жизни и в расколе видел одно лишь порождение невежества, главнейшим средством против которого, как и следовало ожидать, признавал просвещение. 2-го ноября 1666 г. приехали в Москву патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий.

    П. Лигарид по приказанию государя был приставлен к ним для ознакомления их во всех подробностях с делом Никона.

    Сохранилась записка Лигарида с изложением вин московского патриарха.

    Можно себе представить, чего только ни наговорил в ней Паисий на Никона! 7 ноября начались заседания собора для суда над Никоном.

    Их было 8. Паисий присутствовал на 2-м (разрешил вопросы об уместности, праве и значении созванного собора), 5-м и, кажется, 8-м, по окончании же соборных прений, когда крутицкий митр. Павел и рязанский митр. Иларион вдруг отказались подписать приговор над Никоном, Паисий много содействовал убеждению их (сказал 3 речи в защиту царской власти), так что упорствовавшие архиереи не только подписали соборный акт о низложении Никона, но даже еще вынуждены были просить о прощении (П. Лигарид "О соб. на Ник.", III, гл. IX-XI). 12 декабря 1666 г. был осужден Никон и сослан в Ферапонтов монастырь; не сдобровал, однако, и Паисий.

    В 1668 г. патр. Иерусалимский Нектарий уведомлял ц. Алексея, что Паисий за самовольную и продолжительную отлучку из своей епархии н некоторые вины давно уже проклят и лишен святительского сана. Но царь, будучи признателен Паисию за участие его в деле Никона, просил патр. Иерусалимского снять с Лигарида запрещение.

    И патриарх, "ради прощения и любви самодержца русского", освободил Паисия от отлучения и проклятия.

    В конце весны 1672 г. П. Лигарид собрался домой. В VII т. "Дополн. к Акт. историч.", под № 55, помещено "Дело об отпуске из Москвы в Палестину Газского митр. Паисия", а в нем указ ц. Алексея Михайловича в Монастырский Приказ от 31 мая: "указал вел. государь отпустить с Москвы в Палестину Газского митр. Паисия, а на Симоновском подворье, где он жил, хоромы и сад, и погреб, и всякое строение, по его вел. государя указу, приказано беречь посольского Приказу греческого яз. переводчику Миколаю Спотариусу..." Сверх того, царь предписывал киевскому воеводе кн. Григ. Аф. Козловскому с товарищи, что когда Паисий будет в Киеве, то чтобы ему с людьми давали "кормец по рассмотренью". Вследствие сего, местные власти оказывали Паисию полную предупредительность.

    В Киеве Паисия, вместе "с причетники и с племянником и с служки", поместили в Софийском монастыре.

    Киев Паисию понравился.

    Он там остался и начал преподавать в Академии философию.

    По свидетельству м. Евгения, лекции его по этому предмету хранились в бумагах московского проф. Ант. Ал. Барсова.

    В 1673 г. киевские воеводы доносили царю, что Паисий "со слезами бьет челом, чтобы ему или позволили вернуться в Москву, или бы прибавили поденного корма". Государь, снисходя на его просьбу, велел спросить у него: куда он хочет ехать - в Москву или за рубеж? Паисий отвечал, что "для своей болезни и за стужею к Москве ехать не сможет, а за рубеж за воинскими людьми ехать нельзя", и просил позволения остаться в Киеве. Тем не менее, в Киеве он оставался не долго. Он и оттуда стал делать царю доносы на киевское духовенство.

    В 1676 г. мы видим Паисия опять в Москве.

    Долго ли он пробыл в Москве, не знаем. Но оттуда он снова воротился в Киев, где и умер. 6 декабря 1693 п. Адриан писал киевскому митр. Варлааму, чтобы он "после успшего... Лигарида Газского митр.... в Киеве... мощи святыя и книги... и что чего-либо сыщется" возвратил патр. Иерусалимскому Досифею, ибо, "пишут, яко брат Лигарид Газский книги и мощи святых иные взял из Иерусалима, иные из Газские епархии" (рукоп. сборн. Чудова мон., № 330, л. 337). М. Евгений, "Слов. о писат. дух. чина", II, 145-8; А. В. Горский, "Неск. свед. о П. Лигариде до приб. его в Россию" в "Прибавл. к твор. св. отцов" 1862, XXI, 133; Макарий, "Истор. Русс. Церк." 1883, XII, 379-380, 462, 754-7; Филарет Черниг., "Истор. Русс. Церкви", 1862, период 4-й, с. 41; Соловьев, "Ист. России", 1880, XI, 268-9; Н. И. Субботин, "Дело патр. Никона", М., 1862, с. 49, 176-7; П. В. Знаменский, "Руковод. к русс. церк. ист.", Каз., 1876, с. 233; "Симбир.

    Сборник", М., 1845, с. 47, 73; Г. А. Воробьев, "П. Лигарид 1662-76" в "Русс. Арх." 1893, I, 11-26, 447; а также: Л. Я. Лавровский, "О Паисии Лигариде" в "Христ. Чтен." 1889, № 11-12, с. 672-736 (с опровержением многих мнений о П. Л.), и проф. Н. Ф. Каптерев, "Характер отнош. России к правосл.

    Востоку", 1885 (с приведением документов о смерти П. Л.). Кроме привед. иследователей, о П. Лигариде писали: В. Пальмер, посвятивший ему III т. своего (не переведенного на русс. яз.) соч. "The Patriarch and the Tzar", London, 1873, и Н. А. Гюббенет, написавший "Историч. исслед. дела патр. Никона" СПб., 1882. В 1-й полов. текущего столетия акад. А. А. Куник и П. П. Строев собирали разные русские и иностранные сведения для биографии Паисия (Н. П. Барсуков, "Жизнь и труды П. М. Строева", СПб., 1870, стр. 463), но они до сих пор не изданы.

    Г. Воробьев. {Половцов} Паисий Лигарид - Грек, бывший Митрополит Газы Иерусалимской, по великому своему участию в деле низложения Патриарха Никона принадлежит к Истории нашей Церкви.

    Он родился в Архипелажском острове Хиос, воспитывался в Риме и, как говорит Патриарх Никон в своих Возражениях, был там Католицким Священником; а по Каталогу Грека Димитрия Прокопия, у Альберта Фабриция в его Bibliotheca Graeca Tom XI ed 3 pag. 782 изданному, был учителем в Ясской Молдавской школе; потом удалился на Восток и, как сам он в оправдании от Никоновых нареканий, поданном Царю Алексею Михайловичу 1666 г. Декабря 31 дня, писал, был в Иерусалиме Протопопом; потом постригся в Монахи и посвящен Митрополитом в Солунь, и наконец переведен там же чином в Газу Иерусалимскую.

    Около 1660 г. приехал он в Россию с одобрительною Грамотою от Константинопольского Патриарха Парфения Кумкума, который представлял его, как знающего Церковные Уставы и способного к употреблению в дело при исследовании поступков Патриарха Никона.

    Из сего видно, что его, или по крайней мере кого-нибудь подобного ему нарочно вызывали для сего дела. По сему-то Государем и Боярами, недовольными Никоном, он принят был весьма милостиво.

    Боярин Семен Лукьянович Стрешнев, один из сильнейших врагов Патриарха, предложил Паисию 30 вопросов, наклоненных к поступкам Никоновым, и Паисий написал на них Канонические ответы в осуждение Никону.

    Потом он писал все Царские Отношения к Восточным Патриархам по делу сего Патриарха и был в числе главных на него возмутителей Российского Духовенства.

    За то и Никон не щадил его и лично и заочно, укоряя беглецом, прешельником, бродягою, еретиком, и не имеющим свидетельства о Чине своем. После и действительно открылось, и сам Царь Алексей Михайлович в 1668 году от Иерусалимского Патриарха Нектария получил уведомительную Грамоту, что сей Паисий за самовольную и долговременную его отлучку от своей Епархии и некоторые вины давно уже проклят и лишен достоинства своего.

    По сему-то, может быть, Паисий отказался присутствовать и на Московском Соборе против Никона; однако ж был на нем и подписался с прочими под Приговором и под бывшими еще после того Соборными Установлениями, а потом взял от Царя увольнение в отечество.

    Но, доехавши до Киева, там остановился, пока Царь исходатайствовал от Нектариева преемника, Иерусалимского Патриарха Досифея, и от Константинопольского Парфения ему прощение и разрешение.

    Между тем, пребывая в Киеве с пенсионом царским, он вызвался в Академии преподавать философию, но исполнял сие только несколько месяцев, а доносами на Киевское Духовенство начал было и оттуда возмущать Царя. Где он скончался, неизвестно; а жил опять в Москве еще в 1676 году, как видно из его писем к Царю, которые вместе с другими Актами по делу Никонову, как и Грамоты и Ответы Восточных Патриархов, подлинниками находятся в Московском архиве Иностранных дел. Там же в бумагах покойного профессора Барсова остаются и Паисиевы Киевские философские лекции на латинском языке. Селлий в своем Каталоге о писателях говорит, что во время пребывания в Москве курляндца Иакова Рейтенфелса, Паисий собрал Записки о Вере (Commentaria non nulla ad Religionem spectantia); a no просьбе одного шведского, там же пребывавшего, Посла (Иоанна Лиленталя) в 1666 г. написал Трактат о Вере Греков и Россиян, относительно Святой Евхаристии (Tractatus de Fide Craecorum et Moscovitarum cirea Sacrosanctum Evcharistiae Mysterium). По сказанию Алб. Фабриция (Biblioth. Gr. Tom X, pag.436), книга сия издана Арнольдом 1666 г. в книге De perpetuitate Fidei Catholicae de S. Evcharistia (О преемственности Католической Веры в Св. Евхаристию. - лат.). Фабриций в упомянутом месте полагает Паисия в списке Греков Латиномудрствовавших.

    Да и в Московском архиве Иностранных дел есть его Письма к Кардиналу Барберину и к Стригонийскому Архиепископу Келефину.

    Все сии Письма, как и к Царю Алексею Михайловичу, писаны на латинском языке. (См. к сему статью о Никоне Патриархе).

    Грек Димитрий Прокопий (в вышеупомянутом месте) свидетельствует, что разные его сочинения остались неизданными.

    В Московской Патриаршей библиотеке между рукописями Греческими есть его Предисловие к переводу Номоканона Властарева на простой греческий язык. {Болховитинов} Паисий Лигарид митрополит газский, в бытность в Москве присутствовавший на Московском соборе и усердствовавший в осуждении патриарха Никона, 1666 г. {Половцов}

    Бывший митрополит Газский, явный отступник от восточного православия, проклятый и низвергнутый от всякого священнодействия самими восточными патриархами за это отступничество, бесчестнейший проходимец, обманщик, вор, плут, проныра, каких мало, и в довершение всего - гнуснейший педераст-содомит. Трудно подыскать в истории более преступного и более мерзкого авантюриста (Таковым уже знал его Никон и в глаза его изобличал как обманщика и самозванца. Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т. XII.). И этот отъявленный преступник, изобличенный еретик и самозваный архиерей - вдохновитель Московского антиканонического собора 1666-1667 гг., его верховный руководитель, его глава и глаза, его сердце и душа.

    Подробные сведения о Паисии Лигариде собраны и опубликованы римско-католическим патером П. Пирлингом сначала в журнале «Русская старина» (февраль, 1902 г.), а потом в отдельной книге «Исторические статьи и заметки», вышедшей в Петрограде в 1913 г. В русской эмиграции опубликовал сведения о Паисии, извлеченные из римских архивов, профессор-историк Е. Шмурло в «Трудах пятого съезда Академических организаций за границей» под заглавием «Паисий Лигарид в Риме и на греческом Востоке». Паисий рукоположен в священники в Риме 31 декабря 1539 г. униатским епископом Рафаилом Корсаком (Ч. I «Труда…». С. 536). «В Риме Лигарид вел себя все время, как добрый униат, таким его там и считали, да и при поступлении в школу он был записан как сын родителей, исповедующих унию по греческому обряду и сам, как крещеный по такому же обряду» (Там же. С. 537). Лигарид просил Папу, чтобы и в архиепископы его посвятили в Риме униатские епископы (Там же. С. 542). Он был «добрый католик» (Там же. С. 544). В своем сочинении «Слова - поучения» он защищал «хлебопоклонническую ересь» (Там же. С. 553). Лигарид был «папистом в действительности», но «рядился в православную мантию» (Там же. С. 557). Сам он потом писал из Константинополя в Рим в «Пропаганде»: «Все здешнее духовенство считает меня латинщиком и папистом» (Там же. С. 559). Он действительно был «ревностным католиком-униатом» (Там же. С. 562). 28 марта 1643 г. он писал секретарю «Пропаганды» Инголи: «Бог свидетель, с моей стороны сделано все для возвеличения и прославления Римской церкви в защиту от догматов и обрядов» (Там же. С. 566). Он доказывал, что Папa есть «наместник Бога на земле» и именовал его даже «Отцом небесным» (Там же. С. 571 и 573). «Прибегаю к святой Конгрегации, - писал Лигарид, - иной матери нет у меня» (Там же. С. 575). В 1644 г. константинопольский патриарх Парфений II отлучил его от греческой церкви, к которой, как видим, он никогда и не принадлежал. (Там же. С. 579 и 576). Лигарид в такой степени свыкся с латинством, что просил римскую «Пропаганду» разрешить ему перейти с греческого обряда на латинский (Там же. С. 582). «Все знают, что я латинист, - писал он «Пропаганде», - обучался в Риме и работаю в духе единения восточной церкви с Римской» (Там же. С. 583).

    Лигарид был тайным иезуитом, получившим воспитание в Риме. Восточные патриархи предали его проклятию за измену православию и низвергли его из сана. В Москву он прибыл с подложными грамотами и сумел обмануть царя и снискать его доверие к себе. Этому ловкому и изворотливому проходимцу и было поручено царем все дело Никона . Ознакомившись с ним, Паисий заявил, что Никон «должен быть проклят как еретик» и что для этого нужно созвать в Москве большой собор с участием восточных патриархов. Никон прекрасно знал, кто такой был Паисий Лигарид, и беспощадно разоблачал его в своих писаниях, обзывая его вором, собакой, нехристем, самоставленником, мужиком-самозванцем. С востока получены были достоверные сведения и справки, что обманщик этот действительно есть еретик-латинщик, что он состоит на тайной службе у римского папы и что восточные патриархи давно его низвергли из сана и предали проклятию. Но так как царю не на кого было опереться в его борьбе с Никоном, то этот разоблаченный самозванец и после сего остался во главе всех церковных дел и правителем всей

    (или Лихарид; в миру Пантелеймон) - митрополит Газы Иерусалимской, дух. писатель, ум. 24 августа 1678 в Киеве, в Братском монастыре. Чуждый нам по своему происхождению, он, однако, "по великому своему участию, - как выразился митр. Евгений ("Слов. о писат. дух. чина", II), - в деле низложения патр. Никона принадлежит к истории нашей". Паисий был родом грек с о. Хиоса, воспитание получил в Риме, в иезуитской коллегии, основанной папой Григорием XIII для греков и, по показанию патр. Никона ("Возражение Никона патр. против вопросов бояр. Сим. Стрешнева и на ответы Паисиевы", по списку Воскрес. Новоиерусалим. мон. XVII в.), там принял священний сан. Вследствие сего, Фабриций поместил его в списке греков латиномудрствовавших. Есть также известие, что он был учителем в Яссах, в Молдавии, и в 1650 г. принимал участие в известном богословском диспуте "о вере" с греками старца Арсения Суханова. Потом он удалился на Восток и, по собственному свидетельству, был в Иерусалиме протопопом. Там то он постригся в монахи и посвящен был митрополитом в Солунь, а оттуда переведен в Газу Иерусалимскую. Неизвестно, за какие проступки подвергся он потом запрещению патриарха и долго скитался по Греции и Италии. Известный справщик богослужебных книг Арсений Грек, по его просьбе, писал о нем патр. Никону, как о человеке обширной учености, а Константинопольский патр. Парфений отзывался о нем же, как о знатоке церковных правил. И действительно, по отзыву С. М. Соловьева, П. Лигарид был самый образованный, самый представительный из греческих духовных лиц, являвшихся в Москву. Ho H. И. Субботин к этому прибавляет, что он "был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, - хитрый, льстивый, пронырливый". П. В. Знаменский именует Лигарида интриганом, жертвовавшим для своих выгод и долгом, и совестью; преосв. Филарет прибытие Паисия в Россию относит к несчастью церкви. Никон, нуждаясь в образованных людях, был весьма рад иметь при себе Паисия, которому и писал об этом 1 декабря 1656 г. Но неизвестно, по какому поводу не состоялся тогда приезд к нам Паисия.

    Он появился в России в начале 1662 г. под именем митрополита Газского Предтечева монастыря. В то время прошло уже более четырех лет, как произошла размолвка между "собинными друзьями" ц. Алексеем Михайловичем и патр. Никоном, причем размолвка эта успела вырасти в открытую вражду. Паисий сразу очутился в неловком положении между царем и патриархом, одинаково к нему расположенными. "Не знаю, куда мне обратиться! - откровенно писал он в одном из своих писем, - потому что никто не может работать двоим господам?.." Вскоре, однако, как и следовало ожидать, Паисий перешел на сторону врагов Никона. Он начал с того, что подал царю письмо, в коем убеждал его ревностнее заняться делом Никона для блага Церкви и государства. Уже здесь Паисий не обошелся без укоров по адресу патриарха. Никон отвечал ему в свою защиту пространной грамотой на латинском языке. Тогда Лигарид выступил против Никона с открытым обличением корня всех зол - самолюбия; уговаривал патриарха "покаяться", "смириться, воздав кесарево кесареви" (П. Лигарид "О соборе, быв. в Москве на Никона" [Это соч. П. Лигарида известно по греческ. списку, переписанному в Египте в 1-й четв. XVIII ст. и находящемуся ныне в Московской Синод. библиот., под № 469; оно составлено Паисием в Москве, посвящено ц. Алексею Михайловичу и делится на три части, с подразделением каждой на главы; две первые части переведены кем-то на русс. яз. Списки перевода имеются в Главн. Арх. М. И. Д. в Москве и в библиот. Москов. Дух. Акад.], ч. 1, гл. ХIII). Не внял Никон советам Паисия, но еще более раздражился, грозил отдаться на суд папы. Угроза эта произвела сильное впечатление в Москве. Паисия пригласили в Патриаршую палату и поручили ему разобрать заявление Никона и выяснить, имеет ли он право обращаться в Рим. Паисий на основании византийских хроник решил вопрос в отрицательном смысле. Успешное исполнение этого поручения возвысило Лигарида в глазах врагов патриарха. На него стали смотреть, как на ученого мужа, дорогого человека в столь тревожное время. Его каноническими познаниями задумал воспользоваться один из злейших врагов патр. Никона, боярин Стрешнев. Стрешнев предложил Паисию 30 вопросов, в которых излагалось поведение Никона и отношения патриарха к царю, с требованием письменного ответа на них для доклада государю. Паисий со всей гибкостью ума отвечал на эти вопросы полным осуждением всех действий Никона. Ответы его составили целую тетрадь, озаглавленную "Отписка боярину Симону Лукьяновичу Стрешневу митр. газского Паисия на тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патр. Московского во 171 году" (оригинал хран. в Госуд. архиве в СПб.). Ответы эти Паисий представил Стрешневу при письме, в котором говорил, призывая Бога во свидетели, будто, "не хотел для осуждения завидных людей того дела начинати, ведаючи, что явную недружбу и неприятство иметь буду с патриархом"; выразил сожаление, что не знает русского языка, а должен довольствоваться плохими переводчиками, которые, "чего не разумеют, опускают, или толкуют противо любви и воли своей, покрываючи свою глупость". Еще большую услугу противникам Московского патриарха оказал П. Лигарид советом объявить восточным патриархам все дело о Никоне.

    Царским указом 21 декабря 1662 г. было повелено созвать в Москве, в мае или июне 1663 г., собор, пригласив на него вселенских патриархов и русских архиереев. Паисий составил для патриархов 25 подобных же вопросов, на какие отвечал сам по делу Никона, но только имя последнего ни в одном из них не упоминалось. Вопросы и пригласительные грамоты патриархам повез иерод. Мелетий, соотечественник и друг Лигарида. Тем временем началось Боборыкинское дело, и Паисию пришлось видеться впервые лицом к лицу с Никоном. Боборыкин, как известно, подал донос, будто Никон проклял ц. Алексея Михайловича. Для разъяснения этого дела была отправлена в Воскресенский монастырь комиссия; во главе ее поставили Лигарида. Озлобленный Никон жестоко разругал столь ненавистного ему грека. "Лучше бы мне было не видеть такого чудовища, - говорил Никон царю по возвращении из Воскресенского монастыря; - лучше бы я хотел быть слепым и глухим, чтоб не слышать его циклопских криков и громкой болтовни!" Между тем, над головой Лигарида стали собираться тучи. Восточные патриархи отозвались на царское приглашение (1664 г.). При этом патр. Иерусалимский Нектарий, проведав, что Паисий ищет титула экзарха патриаршеского и уже называется так в Москве, объявлял через своего посланного, что это самозванство. Затем и Никон, узнав, разными путями, преимущественно же через греков, служивших и нашим, и вашим, о разных проделках своего врага, всякий раз, как только представлялось ему нужным, пользовался этими сведениями. Озадаченный Паисий особой челобитной на имя государя ходатайствовал, чтобы взведенные на него обвинения были рассмотрены собором. Собор был созван во дворце после Фоминой недели в 1665 г. Многочисленные свидетели показали в защиту Лигарида. Тогда последний стал просить царя отпустить его домой, "пока не съехался в царствующий град Москву собор вселенский"... "Если столько терплю еще до собора, - прибавлял он, - то что же буду терпеть после? Довольно уже, всемилостивейший государь, довольно! Не могу более служить твоей святой палате"... Царь, разумеется, не отпустил Паисия: он теперь более, чем когда-либо, был нужен Алексею Михайловичу. Хотя нельзя отрицать того, что верить Лигариду он стал менее прежнего. В бумагах Приказа Тайных Дел сохранилась грамота патр. константинопольского Дионисия от 12 ноября 1666 г., в которой он рекомендует в качестве своего заместителя на соборе П. Лигарида, именуя его "святым и благоразумным, рассудным и сведущим" в церковных делах. Царю вздумалось проверить через келаря Чудова монастыря Савву, поручал ли п. Дионисий митр. газскому быть его представителем на соборе. И вот тут-то и открылось, что Дионисий подобного поручения Паисию не давал и грамоты никакой не посылал. "П. Лигарид лоза не константинопольского престола, я его православным не называю", - писал Дионисий. Так что с тех пор об экзаршестве своем Паисий больше уже не заикался.

    В ожидании прибытия восточных патриархов сехались в Москву русские архиереи. В феврале 1666 г. открылся собор по делам раскола. Лигарид не участвовал на нем, но ему, как человеку ученейшему, царь и собор поручили составить опровержение на челобитную попа Никиты из Суздаля, заключавшую в себе возражения против новоисправленных печатных книг. А так как Паисий русского языка не знал, то челобитную Никиты пришлось для него перевести. Вследствие этого обстоятелства Лигард не имел возможности вникнуть, как следует, во все подробности содержания челобитной; отсюда и труд его оставляет желать многого. Написанные Паисием на латинском языке, а потом переведенные на русский Симеоном Полоцким (библ. Моск. Дух. Акад., рукоп. № 68) "ответы обличительные на церковных противников", в количестве 31-го, на такое же число возражений Никиты "ефемерного теолога, даже концем перста не вкусившего теологии", отличаются общностью. Как иностранец, Паисий старался углубляться во внутренний смысл русской жизни и в расколе видел одно лишь порождение невежества, главнейшим средством против которого, как и следовало ожидать, признавал просвещение.

    2-го ноября 1666 г. приехали в Москву патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий. П. Лигарид по приказанию государя был приставлен к ним для ознакомления их во всех подробностях с делом Никона. Сохранилась записка Лигарида с изложением вин московского патриарха. Можно себе представить, чего только ни наговорил в ней Паисий на Никона! 7 ноября начались заседания собора для суда над Никоном. Их было 8. Паисий присутствовал на 2-м (разрешил вопросы об уместности, праве и значении созванного собора), 5-м и, кажется, 8-м, по окончании же соборных прений, когда крутицкий митр. Павел и рязанский митр. Иларион вдруг отказались подписать приговор над Никоном, Паисий много содействовал убеждению их (сказал 3 речи в защиту царской власти), так что упорствовавшие архиереи не только подписали соборный акт о низложении Никона, но даже еще вынуждены были просить о прощении (П. Лигарид "О соб. на Ник.", III, гл. IX-XI).

    12 декабря 1666 г. был осужден Никон и сослан в Ферапонтов монастырь; не сдобровал, однако, и Паисий. В 1668 г. патр. Иерусалимский Нектарий уведомлял ц. Алексея, что Паисий за самовольную и продолжительную отлучку из своей епархии н некоторые вины давно уже проклят и лишен святительского сана. Но царь, будучи признателен Паисию за участие его в деле Никона, просил патр. Иерусалимского снять с Лигарида запрещение. И патриарх, "ради прощения и любви самодержца русского", освободил Паисия от отлучения и проклятия. В конце весны 1672 г. П. Лигарид собрался домой. В VII т. "Дополн. к Акт. историч.", под № 55, помещено "Дело об отпуске из Москвы в Палестину Газского митр. Паисия", а в нем указ ц. Алексея Михайловича в Монастырский Приказ от 31 мая: "указал вел. государь отпустить с Москвы в Палестину Газского митр. Паисия, а на Симоновском подворье, где он жил, хоромы и сад, и погреб, и всякое строение, по его вел. государя указу, приказано беречь посольского Приказу греческого яз. переводчику Миколаю Спотариусу..." Сверх того, царь предписывал киевскому воеводе кн. Григ. Аф. Козловскому с товарищи, что когда Паисий будет в Киеве, то чтобы ему с людьми давали "кормец по рассмотренью". Вследствие сего, местные власти оказывали Паисию полную предупредительность. В Киеве Паисия, вместе "с причетники и с племянником и с служки", поместили в Софийском монастыре. Киев Паисию понравился. Он там остался и начал преподавать в Академии философию. По свидетельству м. Евгения, лекции его по этому предмету хранились в бумагах московского проф. Ант. Ал. Барсова. В 1673 г. киевские воеводы доносили царю, что Паисий "со слезами бьет челом, чтобы ему или позволили вернуться в Москву, или бы прибавили поденного корма". Государь, снисходя на его просьбу, велел спросить у него: куда он хочет ехать - в Москву или за рубеж? Паисий отвечал, что "для своей болезни и за стужею к Москве ехать не сможет, а за рубеж за воинскими людьми ехать нельзя", и просил позволения остаться в Киеве. Тем не менее, в Киеве он оставался не долго. Он и оттуда стал делать царю доносы на киевское духовенство. В 1676 г. мы видим Паисия опять в Москве. Долго ли он пробыл в Москве, не знаем. Но оттуда он снова воротился в Киев, где и умер. 6 декабря 1693 п. Адриан писал киевскому митр. Варлааму, чтобы он "после успшего... Лигарида Газского митр.... в Киеве... мощи святыя и книги... и что чего-либо сыщется" возвратил патр. Иерусалимскому Досифею, ибо, "пишут, яко брат Лигарид Газский книги и мощи святых иные взял из Иерусалима, иные из Газские епархии" (рукоп. сборн. Чудова мон., № 330, л. 337).

    М. Евгений, "Слов. о писат. дух. чина", II, 145-8; А. В. Горский, "Неск. свед. о П. Лигариде до приб. его в Россию" в "Прибавл. к твор. св. отцов" 1862, XXI, 133; Макарий, "Истор. Русс. Церк." 1883, XII, 379-380, 462, 754-7; Филарет Черниг., "Истор. Русс. Церкви", 1862, период 4-й, с. 41; Соловьев, "Ист. России", 1880, XI, 268-9; Н. И. Субботин, "Дело патр. Никона", М., 1862, с. 49, 176-7; П. В. Знаменский, "Руковод. к русс. церк. ист.", Каз., 1876, с. 233; "Симбир. Сборник", М., 1845, с. 47, 73; Г. А. Воробьев, "П. Лигарид 1662-76" в "Русс. Арх." 1893, I, 11-26, 447; а также: Л. Я. Лавровский, "О Паисии Лигариде" в "Христ. Чтен." 1889, № 11-12, с. 672-736 (с опровержением многих мнений о П. Л.), и проф. Н. Ф. Каптерев, "Характер отнош. России к правосл. Востоку", 1885 (с приведением документов о смерти П. Л.). Кроме привед. иследователей, о П. Лигариде писали: В. Пальмер, посвятивший ему III т. своего (не переведенного на русс. яз.) соч. "The Patriarch and the Tzar", London, 1873, и Н. А. Гюббенет, написавший "Историч. исслед. дела патр. Никона" СПб., 1882. В 1-й полов. текущего столетия акад. А. А. Куник и П. П. Строев собирали разные русские и иностранные сведения для биографии Паисия (Н. П. Барсуков, "Жизнь и труды П. М. Строева", СПб., 1870, стр. 463), но они до сих пор не изданы.

    Г. Воробьев.

    {Половцов}

    Паисий Лигарид

    Грек, бывший Митрополит Газы Иерусалимской, по великому своему участию в деле низложения Патриарха Никона принадлежит к Истории нашей Церкви. Он родился в Архипелажском острове Хиос, воспитывался в Риме и, как говорит Патриарх Никон в своих Возражениях , был там Католицким Священником; а по Каталогу Грека Димитрия Прокопия, у Альберта Фабриция в его Bibliotheca Graeca Tom XI ed 3 pag. 782 изданному, был учителем в Ясской Молдавской школе; потом удалился на Восток и, как сам он в оправдании от Никоновых нареканий, поданном Царю Алексею Михайловичу 1666 г. Декабря 31 дня, писал, был в Иерусалиме Протопопом; потом постригся в Монахи и посвящен Митрополитом в Солунь, и наконец переведен там же чином в Газу Иерусалимскую. Около 1660 г. приехал он в Россию с одобрительною Грамотою от Константинопольского Патриарха Парфения Кумкума, который представлял его, как знающего Церковные Уставы и способного к употреблению в дело при исследовании поступков Патриарха Никона. Из сего видно, что его, или по крайней мере кого-нибудь подобного ему нарочно вызывали для сего дела. По сему-то Государем и Боярами, недовольными Никоном, он принят был весьма милостиво. Боярин Семен Лукьянович Стрешнев, один из сильнейших врагов Патриарха, предложил Паисию 30 вопросов, наклоненных к поступкам Никоновым, и Паисий написал на них Канонические ответы в осуждение Никону. Потом он писал все Царские Отношения к Восточным Патриархам по делу сего Патриарха и был в числе главных на него возмутителей Российского Духовенства. За то и Никон не щадил его и лично и заочно, укоряя беглецом , прешельником , бродягою , еретиком , и не имеющим свидетельства о Чине своем. После и действительно открылось, и сам Царь Алексей Михайлович в 1668 году от Иерусалимского Патриарха Нектария получил уведомительную Грамоту, что сей Паисий за самовольную и долговременную его отлучку от своей Епархии и некоторые вины давно уже проклят и лишен достоинства своего. По сему-то, может быть, Паисий отказался присутствовать и на Московском Соборе против Никона; однако ж был на нем и подписался с прочими под Приговором и под бывшими еще после того Соборными Установлениями, а потом взял от Царя увольнение в отечество. Но, доехавши до Киева, там остановился, пока Царь исходатайствовал от Нектариева преемника, Иерусалимского Патриарха Досифея, и от Константинопольского Парфения ему прощение и разрешение. Между тем, пребывая в Киеве с пенсионом царским, он вызвался в Академии преподавать философию, но исполнял сие только несколько месяцев, а доносами на Киевское Духовенство начал было и оттуда возмущать Царя. Где он скончался, неизвестно; а жил опять в Москве еще в 1676 году, как видно из его писем к Царю , которые вместе с другими Актами по делу Никонову, как и Грамоты и Ответы Восточных Патриархов , подлинниками находятся в Московском архиве Иностранных дел. Там же в бумагах покойного профессора Барсова остаются и Паисиевы Киевские философские лекции на латинском языке.

    Селлий в своем Каталоге о писателях говорит, что во время пребывания в Москве курляндца Иакова Рейтенфелса, Паисий собрал Записки о Вере (Commentaria non nulla ad Religionem spectantia); a no просьбе одного шведского, там же пребывавшего, Посла (Иоанна Лиленталя) в 1666 г. написал Трактат о Вере Греков и Россиян , относительно Святой Евхаристии (Tractatus de Fide Craecorum et Moscovitarum cirea Sacrosanctum Evcharistiae Mysterium). По сказанию Алб. Фабриция (Biblioth. Gr. Tom X, pag.436), книга сия издана Арнольдом 1666 г. в книге De perpetuitate Fidei Catholicae de S. Evcharistia (О преемственности Католической Веры в Св. Евхаристию . - лат. ). Фабриций в упомянутом месте полагает Паисия в списке Греков Латиномудрствовавших. Да и в Московском архиве Иностранных дел есть его Письма к Кардиналу Барберину и к Стригонийскому Архиепископу Келефину. Все сии Письма , как и к Царю Алексею Михайловичу, писаны на латинском языке. (См. к сему статью о НиконеПатриархе ). Грек Димитрий Прокопий (в вышеупомянутом месте) свидетельствует, что разные его сочинения остались неизданными. В Московской Патриаршей библиотеке между рукописями Греческими есть его Предисловие к переводу Номоканона Властарева на простой греческий язык.

    {Болховитинов}

    Паисий Лигарид

    митрополит газский, в бытность в Москве присутствовавший на Московском соборе и усердствовавший в осуждении патриарха Никона, 1666 г.

    • - старец; определен в знаменщики Московской Синодальной типографии на место Григ. Аврамова 28 сентября 1676 года...
    • - епископ холмский, 1623 г. января...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - игумен разных монастырей в XVIII ст. Происходя из шляхтичей, он был пострижен в монахи в 1711 г. и вскоре возведен в игумены Ниловой пустыни, но пробыв там 5 лет, переведен по просьбе в Волоколамский Иосиф монастырь...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - инок Киево-Печерской Лавры, пустынножитель на Афоне, основатель Нямецкого монастыря в Молдавии. Род. 1722 г. в Полтаве, ум. 15 нояб. 1794 в Валахии, где жил с 1764...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - преподобный; 1460 г. основатель Покровского монастыря близ г. Углича, на р. Пукше...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - преподобный Угличский, игумен Покровского монастыря близ Углича. Род. 8 января 1397, в с. Богородском Нерехотского стана, по Кашинской дороге...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - преподобный, в миру Петр Иванович Величковский, родился в Полтаве, в потомственной священнической семье, учился в Kueвo-Могилянской Академии...

      Русская энциклопедия

    • - архимандрит, игумен Успенского Николаевского монастыря, иначе называемого Паисиевым монастырем...

      Русская энциклопедия

    • - см. Паисий...
    • - писатель и деятель болгарского возрождения, автор сочинения "История славенобългарская о народах и царех и святых българских, и о всех деяниях българских", с появления которого начинается болгарское национальное...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - патриарх сербский, из митрополитов Новобрда. По ходатайству митроп...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - знаменитый египетский авва. Он удалился из гор. в пустыню еще в юных летах, сначала иночествовал под руководством аввы Памвы, потом избрал полное уединение в пустыне, в изрытой им самим пещере...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - митрополит газский. Родился на о-ве Хиосе. В 1623 г. отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии; окончил курс в 1635 г. со степенью доктора богословия...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - православный монах, архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии с 1790. Приобрел широкую известность своими переводами на русский язык греческих отцов Церкви. Канонизирован Русской православной церковью в 1988...

      Большой энциклопедический словарь

    • - Па"...

      Русский орфографический словарь

    "Паисий Лигарид" в книгах

    Старец Паисий (Величковский)

    Из книги автора

    Старец Паисий (Величковский) Преподобный Паисий, в мире Петр, родился в 1722 году в семье полтавского протоиерея Иоанна Величковского и был младшим его сыном. Отца он лишился рано, когда ему исполнилось четыре года, заслуга воспитания Петра принадлежит его благочестивой

    Преподобный Паисий (Величковский)

    Из книги автора

    Преподобный Паисий (Величковский) Преподобный Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве. Он происходил из священнического рода. Отца его звали Иоанн, а мать – Ирина.Четырех лет от роду Петр лишился отца, а в отрочестве лишился иПреподобные отцы Паисий и Меркурий Преподобные отцы Паисий и Меркурий, живя между собой в неразлучной братской любви и единомыслии, просили непрестанно Бога, чтобы Он никогда их не разлучал ни в сей, ни в будущей жизни. И дал им Господь по молитве их. На земле они жили в

    ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)

    Из книги Для Чего мы живем автора

    ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ) (1722-1794)Преподобный Паисий, основатель русского старчества, переводчик множества святоотеческих творений, был настоятелем Нямецкой лавры. Слава о мудром старце привлекала в эту отдалённую молдавскую обитель сотни паломников не только

    Преподобный Паисий Великий (+V)

    Из книги Молитвослов на русском языке автора

    Преподобный Паисий Великий (+V) Паисий Великий (греч. ???????) – христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память совершается в Православной церкви 19 июня (по юлианскому календарю).Паисий родился во второй половине IV века в Египте. Рано потеряв родителей, он был

    Старец Паисий

    Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

    Старец Паисий – В те годы, когда вы жили в монастыре Кутлумуш, неподалеку от обители, в келье Панагуда, подвизался старец Паисий. Вам довелось встречаться с ним?– Да, мы часто ходили к отцу Паисию. И когда я был в Кутлумуше, и в Великой Лавре. Игумен Кутлумуша говорил:

    ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

    Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

    ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (ум. 1794)Преподобный Паисий родился в городе Полтаве в семье священника Иоанна Величковского 21 декабря 1722 года. В этот день праздновалась память святого Петра Московского, и поэтому при крещении младенец получил имя Петр.Петр был одиннадцатым ребенком

    Паисий Угличский, преподобный

    Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

    Паисий Угличский, преподобный Преподобный Паисий Угличский родился в селе Богородском, неподалеку от города Кашина, в Нерехотском стану. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать

    Преподобный Паисий Великий (V)

    Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

    Преподобный Паисий Великий (V) 2 июля (19 июня по ст. ст.)Преподобный Паисий жил в V веке в Египте. Родители его были богаты и благочестивы и раздавали щедрую милостыню всем нуждавшимся. Они имели семь человек детей и всех их воспитывали в добром послушании, стараясь, чтобы они

    Старец Паисий Святогорец

    Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

    Старец Паисий Святогорец Слова. Том I.С болью и любовью о современном человеке© Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта© Москва. 2008СодержаниеБиографическая справкаПредисловиеВведение (из слов старца)Как мучаются людиБезопасность и беззащитностьИскания людейВ

    Паисий Величковский, преподобный

    Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

    Паисий Величковский, преподобный Преподобный Паисий родился в городе Полтаве в семье Иоанна Величковского в 1722 году 21 декабря, на память преставления святителя Петра Московского и всея Руси чудотворца, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была

    Паисий Галичский, преподобный

    Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

    Паисий Галичский, преподобный Преподобный Паисий Галичский, игумен, а потом архимандрит в обители Успения Богоматери, располагавшейся на берегу озера, недалеко от города Галича. Неизвестно, где родился он, от каких родителей и где принял иноческий образ, ибо сего не

    Преподобный Паисий Галичский (+ 1460)

    Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

    Преподобный Паисий Галичский (+ 1460) Память его празднуется 23 мая в день преставления и 23 янв. вместе с Собором Костромских святыхВ великое княжение Димитрия Иоанновича Донского боярин его Иоанн Овин поревновал возобновить древний храм в Николаевском Галичском монастыре.