Бей врага не числом а умением. Все для фронта, все для Победы

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

Воевать не числом, а умением.

Жалок тот полководец, который по газетам ведёт войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

Пока идёт бой - выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьёшь врага - всем сразу легче станет: и раненым, и здоровым.

Воспитание

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Время

Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего.

Героизм

И в нижнем звании бывают герои.

Голод

Голод - лучшее лекарство.

Грехи

Грех - напрасно убить.

Дисциплинированность

Дисциплина - мать победы.

Добро

Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твёрдой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело.

Добродетель

Добродетель всегда гонима.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Доверие

Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.

Друг

Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно.

Настоящий друг всегда тот, который никогда не бывает ненастоящим.

Таинство одно твёрдой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.

Дружба

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.

Сам погибай - товарища выручай.

Душа

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

Лень

Леность есть дурной учитель.

Лесть

Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей.

Ложь

Ложь изо всех вреднейших есть порок.

Любовь

Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

Люди

Самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.

Люди часто сами бывают причиною счастия и несчастия.

Мужество

Мужественные подвиги достовернее слов.

Ненависть

Ненависть затмевает рассудок.

О себе

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

Ошибки

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Победа

Победа - враг войны.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - победа.

Политика

Политика - тухлое яйцо.

Поступки

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Правда

Я люблю правду без украшений.

Разговоры

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.

Россия

Горжусь, что я русский.

Мы - русские! Какой восторг!

Мы русские и поэтому мы победим.

Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат.

Слава

Лучшая слава и украшение монарха - его правосудие.

Смелость

Кто храбр - тот жив. Кто смел - тот цел.

Смерть

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Совесть

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит её в чувство, и следуя за человеком везде, не даёт ему пощады ни в каком случае.

Страх

Кто напуган - наполовину побит.

Суд

Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.

Труд

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Кто привык к трудам, тому труд облегчён.

Умеренность

Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.

Учение

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.

Легко в учении - тяжело в походе, тяжело в учении - легко в походе.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится.

Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.

Учёные

За учёного трех неучёных дают.

Хитрость

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитёр.

Храбрость

Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу. Но единственное, смешанное с оною - военное искусство.

Цель

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

Человек

Разумный человек всегда может найти упражнение.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.

Расположение к человеку - желать ему счастья.

Вывеска дурака - гордость; людей посредственного ума - подлость; а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью.

на другие темы

Безверное войско учить, что перегорелое железо точить.

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

Великие приключения происходят от малых причин.

Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе!

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Всякий воин должен понимать свой манёвр.

Два хозяина в одном дому быть не могут.

Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

Идя вперед, знай, как воротиться.

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

Лучше, чтобы ободрял государь, а наказывали законы.

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротитель-ныя и могущие воздержать множество преступлений.

Мало на то надобно смысла, чтоб опорочить.

Мелочные правила и жалкие утончённости не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.

Меня хвалили цари, любили солдаты, мне удивлялись друзья, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом и Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если был бы я Цезарь, старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков.

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо.

Не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов.

Негоден тот солдат, что отвечает: «Не могу знать».

Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник.

Одна минута решает исход баталии; один час - успех кампании; один день - судьбу империи.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

Праздность - корень всему злу, особливо военному человеку.

Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать... разные враки, а выслушав, с прибавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Служба и дружба - две параллельные линии: не сходятся.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Стоянием города не берут.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец.

Теория без практики мертва.

У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперёд! И орлы полетели!

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 48/2009

БИЛ ВРАГА НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ

Святослав КУБАЛОВ

РЕТРОСПЕКТИВА

СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» ОТНОСИТСЯ К НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ШЕДЕВРАМ МИРОВОЙ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

24 ноября 1729 года исполнилось 280 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Более 60 побед и ни одного поражения - таков итог его полководческой деятельности. Победы Суворова восхищали союзников, заставляли трепетать врагов, подняли на новую ступень русское военное искусство, укрепили международный авторитет России. Суворов выступил новатором в военном деле, успешно применив на практике новые формы и способы ведения войны.

Александр Васильевич Суворов родился в дворянской семье в Москве. Его отец начал военную службу ординарцем Петра I и закончил главным интендантом русской армии, сенатором и дослужился до генерал-аншефа. Будущий полководец воспитывался в духе живых и ярких воспоминаний о Петре I, о долгой и напряженной Северной войне, в которой русская армия одержала много ярких побед. У него рано появился интерес к военному делу. С детских лет увлекался чтением книг по военной истории и военному искусству, изучал под руководством отца артиллерию.

В 1742 году Суворов был записан на военную службу мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк. Первый боевой опыт он получил во время Семилетней войны (1756-1763). В этой войне он увидел и оценил тактику и способы действий прусской и русской армий, эффективность системы «человек - оружие». Системное видение боя, сражения, войны, той или другой военной организации - это теоретический и практический стиль мышления, метод деятельности Суворова. Прусская военная система, по его мнению, была нежизнеспособна, основывалась на муштре и слепом повиновении солдата. Для русской армии Суворов считал это неприемлемым. Победы русских войск при Грос-Егерсдорфе, Цорндорфе, Кунерсдорфе и Пальциге наглядно доказали превосходство русской военной системы.

Полководческий талант Суворова в полной мере стал раскрываться в ходе войны с польскими конфедератами (1768-1772) и Русско-турецких войнах (1768-1774 и 1787-1791). В ходе этих войн Александр Васильевич в тесном сотрудничестве с П. А. Румянцевым разработал теорию и практику наступательного боя, использования в бою огня и штыка, колонн рассыпного строя.

В 1760-е значительно накалилась военно-политическая обстановка в Польше. Шляхта, пользуясь поддержкой тайных и явных союзников, изматывала силы русских войск. В это время в Польшу прибыл со своим отрядом бригадир Суворов. Оценив обстановку, он пришел к выводу о необходимости быстрых и решительных действий и предоставления подчиненным инициативы.

Большое внимание Суворов уделял разведке. Комбинируя агентурную и войсковую разведку, занимал базисные и наблюдательные посты. Большие и малые отряды противника, попадавшие на Люблинский участок, редко выходили оттуда без крупных потерь. Внимательно наблюдая за всем происходящим, Суворов учитывал малейшие изменения, часто переносил места расположения не только главного гарнизона и штаб-квартиры, но и второстепенных гарнизонов. Он ввел в обиход новые формы связи.

Боевой опыт первых двух лет войны с польскими конфедератами показал, что чрезмерная осторожность и медлительность действий часто приводили к неудаче при самых благоприятных условиях. И Суворов требовал от своих подчиненных умения сочетать осторожность и предусмотрительность с решительностью и отвагой. В Польше, где действовали многочисленные партизанские отряды, это было очень важно. Кроме того, стремясь полностью уничтожить отряды повстанцев, Суворов придавал большое значение организации преследования, которое должно было вестись быстро, решительно и неотступно.

В начале 1771 года Суворов стал разрабатывать обширную программу боевой подготовки войск, в которой доказывалась необходимость обучения войск не только до войны, но и в ходе ее. Командир полка, по мнению Суворова, должен лично руководить боевой подготовкой, проверять ее.

Осенью 1772 года Александр Васильевич был отозван из Польши, а весной следующего года он уже находился на Дунае. Суворов прибыл в действующую армию, когда война вступила в решающий этап. Он быстро сориентировался в новой обстановке и в начале мая вступил в командование Негоештским отрядом. Суворов оставался верен принципу: врага не сбивать, а уничтожать, лишая его возможности вновь вступить в боевое соприкосновение, но всегда требовал щадить пленных. В сражениях Суворов всегда одерживал победы с наименьшими потерями и против многократно превосходившего его противника. Так, например, в сражении при Козлудже турки потеряли убитыми более 500 человек, а русские - около 70.

Хотя турецкая армия и не отличалась высокой боеспособностью, но ее значительная численность представляла определенные трудности и не позволяла рассчитывать на скорое окончание войны. Тем не менее в сражениях с турками русские войска совершенствовали свое мастерство как на полях битв, так и при штурме крепостей.

Системное видение боевых действий было положено Суворовым в основу разработки знаменитого труда «Наука побеждать». Тактика действий войск, преобразованная Суворовым, являлась ударной и основывалась на сочетании огня и штыкового удара. От артиллерии требовалась большая мобильность и оказание помощи пехоте огнем. Суворовская ударная тактика была проникнута наступательным духом, взаимодействием егерей, пехоты, конницы и артиллерии. Каждое направление главного удара сопровождалось непрерывным его наращиванием, а каждая форма - множеством способов решения тактических задач.

Являясь противником равномерного распределения сил войск по фронту, Суворов применял колонны, каре, рассыпной строй глубиной в несколько шеренг.

Русско-турецкая война 1787-1791 годов доказала эффективность суворовских принципов ведения войны, основу которых составляли стремительный натиск, решительность в бою и инициатива не только командиров, но и солдат.

Продолжая лучшие традиции Петра I, Суворов создал передовую систему воспитания воинов. Он придавал первостепенное значение формированию у офицера, солдата таких качеств, как честность, грамотность, дисциплинированность и инициативность. Военное наследие А. Суворова оставило глубокий след в развитии русского военного искусства. На нем воспиталась блестящая плеяда прогрессивных русских военных деятелей, которые после смерти полководца в новых исторических условиях развивали его идеи и подняли русское военное искусство на новую, более высокую ступень. Суворов разработал и применил наиболее совершенные для того времени способы ведения боевых действий войск, которые на века прославили русское военное искусство и русское оружие.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

С 18 века хорошо известно крылатое выражение: « Бей врага не числом, а умением ». Принадлежит оно Александру Васильевичу Суворову - основоположнику русской науки побеждать. Он 60 раз победил неприятеля в 60 сражениях и ни разу никому не проиграл битвы.

Все победы генералиссимуса русской армии были не случайны. А.В.Суворов, талантливейший новатор в военном деле, успешно создавал и системно применял новые формы и способы подготовки и ведения войны. Успехам полководца в сражениях способствовали: внезапность действий, чёткая организация взаимодействия всех родов войск; умелое сочетание огня и движения, быстрота маневра, наращивание удара за счёт резерва; удары в тыл врага, творческая инициатива в бою - в частности, глубокие обходы неприятеля; долгие тренировки, отличное владение истинно русским языком в общении со всеми чинами, глазомер, натиск и другие тактические находки.

Величие военного мастерства Суворова, прежде всего, проявлялось в том, что победы его добывались малой кровью, глубоко продуманной боевой подготовкой и системным обучением и воспитанием войск. Великий полководец придавал первостепенное значение всестороннему формированию необходимых качеств русского воина: чувству долга и чести, чувству любви к родине; высокой профессиональной квалификации, храбрости, решимости, стойкости, дисциплинированности, ответственности и инициативности.

Александр Васильевич Суворов-Рымникский достойно, непостыдно и честно прожил на русской земле недолгих семьдесят лет, умножая честь и величие России. 52 года из них он отдал русской армии, окончив службу в её рядах Генералиссимусом.

Александр Васильевич Суворов - один из самых образованных военных деятелей 18-го века: он знал философию, математику, историю, изъяснялся на немецком, французском, итальянском, польском, турецком; немного знал арабский, персидский и финский. Великолепно знал военное искусство. Внимательно следил за политическими и военными событиями в Европе и на Ближнем Востоке,- направлениях наиболее важных для безопасности России и до настоящего времени. На этом фоне замечательно звучат крылатые суворовские фразы: «Горжусь, что я русский!», или «Мы - русские, какой восторг!». Этой сыновней гордостью проникнуты многие письма и обращения Александра Васильевича.

«Животное, говорю я, нам подобное, привыкает к трудам, пусть даже заботам сопряжённым, и лишившись их, почитает себя бессмысленной тварью: продолжительный отдых его утомляет. Как сладостно мне вспомнить прошедшие труды! Служа августейшей моей Государыне, я стремился только к благу Отечества моего, не причиняя особого вреда народу, среди коего я находился. Неудачи других воспламеняли меня надеждою. Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя моё в славе моего Отечества, все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто послушное порывам скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя суровая школа, но нравы невинные и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

Теперь изнываю от праздности, привычной тем низким душам, кои живут для себя одних, ищут верховного блага в сладостной истоме и, переходя от утех к утехам, находят в конце горечь и скуку. Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом, частое упражнение так же оживотворяет её, как ежедневное движение укрепляет тело.»

Обращение к русским воинам :

«Богатыри! Неприятель от вас дрожит; да есть неприятель больше богодельни: проклятая немогузнайка!.. От немогузнайки были многие беды. Хличка, чтобы бестолково и выговаривать: хрой, прихах, афах, войлих и прич. Стыдно сказать. За немогузнайку офицеру - арест, а штаб-офицеру от старшего штаба квартирный арест.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа.

Чудо богатыри! Бог нас водит, Он наш генерал.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится. За учёного трёх неучёных дают; нам мало трёх давай нам 6; нам мало шести, давай нам 10 на одного; всех победим, повалим, в полон возьмём. В последнюю кампанию неприятель потерял счётных 75000, только что не 100000. А мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот братцы! Воинское обучение! Господа офицеры! Какой восторг!»

Полководец часто обращался к своим воинам и так: «Здравствуйте братцы - чудо богатыри! Старые товарищи!» «Где пройдёт олень - там пройдёт и русский солдат. Где олень не пройдёт, и там русский солдат пройдёт».

Донесение А.В. Суворова П.А. Румянцеву о занятии Варшавы. «Её императорского величества к освященнейшим стопам Варшава повергает свои ключи. Оные вашему сиятельству имею счастье поднести и вручителя их, генерал-майора Ислентьева, в высокое покровительство поручить.» Генерал граф Александр Суворов-Рымникский. 29.10. 1794 г.

Письмо А.В. Суворова к И.Е. Ферзену. « Ура! - конец! Бог- милостив! Не упускать ни одного; на то и казаки! Его превосходительству Феодору Петровичу моё братское целование! Нарочно не пишу, право, недосуг».

Письмо А.В. Суворова к дочери Наташе. Кинбурн. 1788 г.

«Милая моя Суворочка!

Письмо твоё от 31 января получил. Ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утехи заплакал. Кто-то тебя, мой друг, учит такому красному слогу, что я завидую, чтобы ты меня не перещеголяла. Милостивой Государыне Софье Ивановне моё покорнейшее почтение! О! ай да Суворочка, как же у нас много полевого салата, птиц, жаворонков, стерлядей, воробьёв, полевых цветов! Морские волны бьют в берега, как у Вас в крепости из пушек. От нас в Очакове слышно, как собаки лают, как петухи поют. Когда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье! Как-то ты растёшь! Как увидимся, не забудь мне рассказать какую приятную историю о твоих великих мужах в древности. Поклонись от меня сестрам. Благословение Божие с тобою!

Отец твой Александр Суворов».

Обратим внимание насколько сочна и чиста действительно русская речь полководца! Никакой иностранной «попсы», никаких не только что английских оборотов и слов, но даже модных тогда французских вставок практически не встречается. Но зато почти в каждом письме и обращении Александр Васильевич благодарственно поминает Бога. Браво, генералиссимус!

Всем хорошо известен Суворовский принцип: «глазомер, быстрота и натиск». Но он хорош не только в классической военной теории и практике. Он весьма полезен в современных гибридных и информационных войнах, как и лингвистике нашего времени вообще. Последние события в Сирии наглядно показывают важность космического глазомера, ракетной быстроты и комплексного натиска в борьбе с террористами не только на театре военных действий, но и в информационном и дипломатическом обеспечении этих действий. Глазомер, быстрота обзора и анализ текстов и языковых особенностей противника, быстрота наших ответов на его «псакинги» и последующий обоснованный и остроязычный наш натиск - всё это крайне важно сегодня для того, чтобы наш информационный и военный супостат не терял чувства реальности. Желающий может легко найти примеры, подтверждающие сказанное, и в Интернете, и в текущей политике на Ближнем Востоке и конкретной дипломатической переписке и ярких военных операциях также в Сербии, Косово, на востоке Украины, в Абхазии и Южной Осетии.

Полезно вспомнить и другое наставление великого русского полководца:

«весьма щадить жён, детей и обывателей, хотя бы то и турки были, но невооружённые». Это наставление А.В Суворова весьма актуально сегодня, в Интернете сейчас встретишь кого угодно и жен, и детей, и обывателей; и турок, и провокаторов, и лжецов - людей князя мира сего. Замечание относительно не вооружённости детей сейчас тоже кстати, т.к. в рядах террористов уже немало вооружённых детей.

Теперь остановимся на особенностях современных информационных войнах. Если сравнить их по уровню благородства с войнами времён А.В.Суворова, то они по этому показателю всё увереннее стремятся к нулю. Операции в информационном пространстве западными стратегами и их вассалами строятся главным образом не на их сильных военных сторонах, а на откровенной лжи, высокомерии и хамстве.

Приведу один пример очевидной лжи, агрессивности и наглости, который характерен для сегодняшнего нашего интернет-врага, укро-майданских «скакунов» и для всего «псакингом» обложенного и облитого Запада - это трескучая фраза: «Все русские - рабы». Она многократно озвучивалась на укро-майдане, она повторялась на промайданских сходках крымских татар и она тиражируется периодически в агитках крайних исламистов и Госдепа, во многих западных изданиях и радио-голосах.

Однако, примерно треть населения США - потомки рабов. Госдеп до сих пор не принёс покаяние за гнусные страницы истории США и за хамство в адрес России. И на этом грязном фоне они набираются наглости обвинять русских во всех «смертных грехах» и налагать на нас свои доморощенные санкции в обход ООН и международного права, цинично используя для этого свой домашний суд и законодательство, как и площадки Интернета. Интернет вместе с западной пропагандой, их санкциями и их поддержкой крайнего исламизма - пример настоящей гибридной войны.

Один из характерных приёмов информационной войны против России - смешивание русской речи с иностранными словами и скороговорками, чаще всего английскими. Эта заготовка заморских стратегов информационной войны, прежде всего, рассчитана на молодёжь, едва освоившую «аглицкую мову». Запущенные в интернет стратегами войны словечки значительная часть интернет-молодёжи с великим почтением быстро растаскивает по своим блогам, «станам» и «пабликам». И потом щеголяет этим интернет-багажом, как свидетельством своей независимости от приличия, русского языка и России. Те, у кого такая интернет-зависимость весьма устойчива, вряд ли будут защищать свой родной язык и Россию, они скорее уедут туда, где говорят по-английски, сдадутся на милость ковбоя-»коровьего мальчика», и будут использовать введенные в них интернет конструкции где только можно и там, где и нельзя. Этому их научили в условиях информационной войны заморские стратеги, и они приняли сторону заморских кукловодов. Приведу несколько примеров из разных возрастных групп:

Взрослая группа . Примеры из учительской среды, задание для учителей: « Прочитайте определения понятий «духовность» и «нравственность». Дайте своё понятие дефиниций «духовность» и «нравственность».

С материалистической точки зрения, «духовность» есть интериоризация сознанием индивида общественных ценностей...» Правда, очень всё прозрачно понятно? Ещё можно было бы понять тягу составителей задания к дефинициям, если бы они не знали, как по-русски выразить понятие «дефиниция». Но они знают, как это по-русски, и используют русское определение совсем рядом с «дефинициями». Так что, есть серьёзные основания, говорить о глубокой интериоризации сознания учительского индивида иностранной тарабарщиной.

Острее и поучительнее было бы спросить учителей и учеников: А что общего между понятиями «дефиниция» и «дифенил»? И почему они очень похоже обозначаются в русском языке с помощью иностранных грамматических интервенций и санкций?

А что говорить о тех, кто уже давно не «просыхает» от Интернета? Интернет во многом есть заморская санкция против русского языка. Интернет-зависимостью страдают даже те, кто по своему образованию и профессии призваны сохранять русский язык русским. Но они, увлекаясь

дефинициями, вносят в русский язык всё больше инфиниций.

Молодые люди . Переписка из Интернета: « Недавно видел статистику использования браузеров...Крупнейший рекламный брокер, обвешав баннерами с хромом все свои сайты, обошёл Оперу - крохотного игрока... Файрфокс, кстати, в своё время, получив похожую поддержку, долю нарастил за год- два.

Ещё интересней, как ведут себя владельцы ВМ девайсов: пока не попробуют андройд или макос - хвалят винду.

Мак ось пробовал. Совсем не впечатлён. Ифон - бестолковый дивайс. Нет нормальных дивайсов...

Почему ток джава? А SiS игры на симбе? Их же много...

Редко кто, даже и из не интернет- зависимых сегодня не употребляет интернетный англо-стандарт, как «мэйн стрим», «тренд», «ребрендинг», «бренд» и прочую англо-брендятину вроде: « инет», «фрик», «браузер», « макось», «винда» и т.д. Итог этих «англо-инвестиций » в русский язык молодых поколений равносилен мощному кочевому нашествию иноплеменных.

Школота. Переписка из Интернета.

«Сегодня я увидел, насколько охамела школота. Зашёл я в битву и не понял, где я нахожусь! Нарка пропала, фонда невидно, ников не видно, только танки. Перезагрузил комп. Встретили слышканьем и трёхэтажным матом. Вычислил по разговору, что моя команда - школота не старше 14 лет. Битву они проиграли. Самый активный школяр жаловался в общем чате админам. Мы проучили школоту.

Ты уверен, что во всём виновата тока школота. Щас в игре более 1000000 играков и понятное дело появляются и неодекваты, могут офегевать и переходить границы.

Хамла, действительно, много стало.

Самое верное средство от школоты - это ремень... ну и... вы поняли... этим ремнём привязать школоту к столбу. :ХД:

После 120 сообщений в мой пм от кени я научился определять школоту)))

Переведите фразу на русский! :)

Согласен с ТС. Задолбали. Особенно когда они с низкими знаниями и не умеют вертеть башкой...»

Объяснение сильной зашлакованности приведённых примеров английскими словами и обрезками от них объективным влиянием широкого распространения английской мовы само по себе не состоятельно, т.к. во времена А.В. Суворова повсеместно мозолила всем языки французская речь. Но мы не видим зашлакованности речи Александра Васильевича французскими словами и оборотами. Так что примеры зашлакованности речи английскими словами и обрезками от них - это «достижение» тех, кто использует Интернет как инструмент информационной войны.

А чему в подобных приведённым случаях нашу молодёжь учил и учит жизненный опыт А.В. Суворова? Александр Васильевич не уставал говорить:

«Каждый воин должен понимать свой манёвр в своей армии для победы своей армии и страны», «Истинное правило военного искусства - прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны». В основу оперативных и информационно-оперативных действий он ставил ясность цели, учёт конкретной обстановки в сражении и характер противника вместе с характером его действий и характером его языка. Александр Васильевич старался исключать шаблонность действий русской армии, а тем более копируя американские и другие западные шаблоны.

Решающую роль в воспитании всех воинов от рядового до старших офицеров полководец отводил труду, остерегая подчинённых от праздности, пустой болтовни, азартных игр, которые суть корень всякому злу для любого человека, а особенно для воина. Он воспитывал в воине чувство любви к своей Родине и народу, чувство национальной гордости и чувство воинского долга.

Александр Васильевич говорил: «Войска, обученные по моим методикам, будут победительными и без меня ».

Неотделимо от теоретического и методического наследия Суворова его красочное владение русским языком, умение кратко и сочно излагать мысли по-русски. И это притом, напомню ещё раз, что он знал хорошо 5 иностранных языков и 3 - на уровне обычного бытового понимания. Но он никогда не щеголял своим знанием языков ни в кругу своих друзей, ни в разговорах с подчинёнными, ни при подготовке сражений, ни при изложении своих мыслей (ни тем более в интернете). Он находил уместным применять их только при разговоре с неприятелем. И все эти яркие качества полководца есть живой укор значительной части современной русской интернетоязычной молодёжи. Интернетоязычность пора определить уже как языковую патологию, и разработать против неё меры профилактики.

Наилучшим средством против языковой агрессии он считал безупречное знание и владение русским языком, он часто являл этому яркие живые примеры. Некоторые из них были приведены выше.

Для сегодняшних молодых особ особо полезны такое высказывания А.В. Суворова: «Бог - союзник неизменный». «Надломленная трость в руку впивается, тако изменчивый союзник во врага обращается». «Бей врага не числом, а умением», или, как сейчас в частном случае говорят,: «умей несимметрично отвечать противнику».

Остановим своё внимание и на такой максиме Александра Васильевича, подчерпнутой им из русских поговорок: «Привязанному псу не изловить лису». Посмотрим в чём её особая привлекательность в настоящей геополитической обстановке? Что касается современной «лисы», то тут больших

неопределённостей нет - это наиболее хитрая и лукавая политика наиболее хитрой и лукавой рыночной силы в мире. Понятно, что там, где рынок, так и концентрация лукавства, хитрости, обмана и лжи.

Разместили, например, давно ракеты в Польше против иранской ядерной программы. Иранская ядерная программа теперь находится под международным контролем, и все мировые силы пришли к соглашению об этом несколько месяцев назад в Вене. Но ударная ракетная часть по-прежнему находится в Польше, и будет там находиться, «пока рак на горе в Иране не свистнет». Можно привести и другие примеры лукавства, хитрости, обмана и лжи мировой геополитики.

Теперь посмотрим, кто же сегодня является привязанным псом? Не исключено, что этих псов сегодня может быть несколько, которые привязаны к хитрой, лживой и лукавой мировой силе политически, экономически, рыночно, юридически, культурно - ценностно, в том числе и с помощью модного языка. По этой причине, в частности, Александр Васильевич и не любил баловаться иностранной «мовой» и свои наставления и посылы излагал исключительно по-русски.

Жизнь, в том числе и новейшая, подтвердила недюжинную мудрость и проницательность великого сына России, А.В. Суворова-Рымникского, не только, как великого русского полководца мирового масштаба, но и как исключительного знатока и стратега в области русского языка, понимающего выдающую роль родного русского языка в политической, дипломатической, военной, культурной и образовательной жизни России, её истории, стратегии жизни, её военных, культурных и научных успехах, достижениях и победах.

Эпилог

«И славы гром,

Как шум морей,

как гул воздушных споров,

Из дола в дол, с холма на холм,

Из дебри в дебрь, от рода в род

Прокатится, пройдёт,

Промчится, прозвучит

И в вечность возвестит,

Кто был Суворов ...»

Свидетельством глубочайшего уважения и памяти великого русского героизма явилось учреждение ордена Суворова трех степеней и основание в 1943 году суворовских военных училищ.

Суворовская «Наука побеждать» - величайший памятник русского военного гения остается удивительно актуальным и поныне. А.Суворов завершил создание русской военной доктрины и сформулировал ее основные принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему - победа, малой кровью одержанная. Благодарные потомки с глубоким уважением и любовью произносят имя генералиссимуса Суворова.

«Наука побеждать» содержит изложение взглядов Суворова на вопросы обучения и воспитания войск. Главное внимание в системе боевой подготовки обращалось на привитие солдатам навыков ведения сквозных атак. Существо этих атак сводилось к следующему. Войска, выводимые на учения, делились на две части, которые выстраивались друг на друга в линейных боевых порядках. Одна сторона являлась атакующей, а другая должна была стоять на месте. По команде «Марш!» атакующая линия начинала движение. Били барабаны. Играла музыка. Когда наступавшие подходили к условному противнику на дистанцию картечного огня полевой артиллерии (80 сажен), подавалась команда «Ступай в атаку! Ступай!». Они пробегали опасную зону глубиной от 10 до 15 шагов. То же повторялось на дистанции картечного огня полковой артиллерии (60 сажен). На расстоянии 60 шагов, «верной черты пуль» ружейного огня, следовала команда «Ступай! Ступай! В штыки, ура!» Противоположная сторона встречала наступавших пальбой, а на дистанции 30 шагов сама ударяла в штыки. Происходила сквозная атака: солдаты одной из сторон пробегали между рядами другой. Затем роли менялись. Сторона, которая подвергалась атаке, становилась атакующей и таким же образом действовала против другой, являвшейся на этот раз атакуемой. Кавалерия при атаке на пехоту проскакивала через нее в промежутках между удвоенными рядами развернутых батальонов. На том же основании производилась сквозная атака войск, построенных в колонны и каре.

Сквозные атаки - новое явление в практике боевой подготовки войск. Их преимущество перед односторонними учениями очевидно. Они позволяли обучать войска и действовать в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Суворов настойчиво требовал, чтобы такой метод обучения практиковался по единому принципу «в батальонных, полковых и корпусных экзерцициях». Все обучение войск было подчинено отработке способов наступления.

Сущность наступления Суворов лаконично выразил тремя принципами - глазомер, быстрота, натиск. Эти «три воинские искусства» составляют главные начала его полководческой деятельности. Глазомер заключался в том, чтобы определить, «как в лагере стать, как маршировать, где атаковать, гнать и бить». Быстроту Суворов рассматривал как величайшее достоинство, ибо она обеспечивала внезапность действий. Натиск - это само сражение. Суворов различал «баталию полевую» и «баталию-штурм». Разновидностью полевой баталии считалась «баталия на окопах». В полевой баталии рекомендовались три возможные формы атаки: 1) атака в крыло; 2) атака в середину; 3) атака в тыл. Предпочтительнее других Суворов считал атаку в «крыло, которое слабее».

Немаловажное значение для наступления имел правильный выбор боевых порядков. Указывая на три основные формы боевого порядка - линии, каре и колонны, Суворов предостерегал от шаблона в их применении. Обстановка не повторяется, не могут повторяться и боевые порядки, даже при действиях против одного и того же противника.

В ходе сражений Суворов требовал правильно сочетать огонь и штыковой удар. В холодном оружии Суворов видел необходимое дополнение огнестрельному оружию, считал его единственным средством, которое могло покрыть недостатки последнего.

Свои взгляды на обучение и воспитание войск, изложенные в «Науке побеждать», Суворов настойчиво проводил в жизнь. Наиболее яркими были победы наших войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Беспримерный подвиг Суворов совершает под Фокшанами.

В сражении на реке Рымнике в сентябре 1789 года он одержал одну из наиболее славных своих побед. С особым блеском проявились изумительные черты его полководческого искусства: всесторонняя оценка обстановки, внезапность и решительность действий. Противник понес сокрушительное поражение. Он потерял 10 тысяч человек убитыми, 100 знамен, 80 орудий, огромное количество различного имущества. Союзные войска имели незначительные потери. За одержанную победу Суворов удостоился титула графа Российской империи с добавлением к фамилии наименования Рымникский и титула графа священной Римской империи. Он был награжден также орденом святого Георгия I класса.

Александр Васильевич Суворов осуществил невиданный в условиях зимы 1790 года штурм сильнейшей крепости Измаил, готовясь к которому он обучал солдат штурму на сооруженных специально для этого инженерно-саперных учебных городах. Во всех этих стратегиях, несмотря на применение различных форм тактики, Суворов неизменно использует штыковой удар против численно превосходящего противника. Он действительно бьет врага «умением, а не числом». Современники считали Измаил неприступным. Он располагался на склоне высот, покатых в сторону Дуная. Широкая лощина, тянувшаяся с севера на юг, разделяла его на две части, причем западная называлась старой, а восточная - новой крепостью. Вся крепость имела форму неправильного треугольника, обращенного вершиной к северу, а основанием к Дунаю. Его строили по последнему слову инженерного искусства того времени, с участием французских и немецких военных специалистов. Измаил имел мощные стены, вдоль которых тянулся земляной вал с семью бастионами. Длина вала составляла 6 км, высота 6-8 м. Перед валом был наполненный водой ров 12-метровой ширины и 6-10-метровой глубины. Гарнизон насчитывал 35 тыс. человек с 265 орудиями. Комендантом и командующим войсками (сераскиром) являлся Айдос-Мехмет-паша.

Осада Измаила велась нерешительно. Осенняя непогода затрудняла боевые действия. Среди солдат начались болезни. Положение осложнялось отсутствием единого командования, что порождало несогласия между генералами, руководившими осадой.

В интересах коренного улучшения положения дел под Измаилом было решено послать туда Суворова. 25 ноября (6 декабря) Потемкин, руководивший операциями русской армии на театре военных действий, отдал приказ о назначении Суворова командующим войсками в районе Измаила.

Назначение Суворова, которого знали как выдающегося мастера смелых и решительных действий, было с большим удовлетворением воспринято в войсках. С прибытием его к Измаилу связывали надежды на быструю победу.

И действительно, со 2(13) декабря, когда А.В.Суворов прибыл к Измаилу, события там приняли иной оборот. К этому времени военным советом генералов было принято решение снять осаду и отступить. Ознакомившись с обстановкой, полководец приказал начать подготовку к штурму.

Подготовка к штурму велась очень тщательно. Неподалеку от крепости выкопали ров и насыпали вал, которые походили на измаильские, и войска настойчиво тренировались в преодолении этих укреплений. С двух сторон от Измаила, на берегу Дуная, были воздвигнуты по две 10-орудийные осадные батареи. На острове Чатал, лежащем на Дунае, поставили семь батарей. Заготавливались фашины и штурмовые лестницы. Большое внимание обращалось и на поднятие морального духа русских солдат. Суворов лично объезжал войска, беседовал с воинами, вспоминал прежние победы, вселял в них веру в успех предстоявшего штурма. «Время благоприятствовало нашим приготовлениям, - писал Суворов, - погода была ясная и теплая».

Вверенные Суворову войска насчитывали 31 тыс. человек и 500 орудий. В течение пяти дней, как и рассчитывал А.В.Суворов, все подготовленные мероприятия были завершены.

В 3 часа ночи 11(22) декабря колонны русских стали выдвигаться к крепостным стенам, а в 5 часов 30 минут по условному сигналу ракетой пошли в атаку. Знаменитый штурм Измаила начался. Накануне войскам был дан приказ. Он гласил: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое почитают гордые турки неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остается в третий раз или победить или умереть со славою».

Прорыв в Измаил трех русских колонн обеспечил успех на остальных направлениях. «День бледно освещал уже предметы, - писал Суворов, - все колонны наши, преодолев и неприятельский огонь и все трудности, были уже внутри крепости, но отверженный неприятель от крепостного вала упорно и твердо защищался. Каждый шаг надлежало приобрести новым поражением; многие тысячи неприятеля пало от победоносного нашего оружия, а гибель его как будто возрождала в нем новые силы, но сильная отчаянность его укрепляла».

Ожесточенный бой внутри крепости продолжался шесть с половиной часов. Он окончился в пользу русских. Разгром противника был полным. Он потерял 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными.

Победа под Измаилом потребовала колоссального напряжения от всех его участников, и в первую очередь от русских солдат. Докладывая о результатах штурма, А.В.Суворов писал: «Неможно превознесть довольно похвалою мужество, твердость и храбрость всех чинов и всех войск в сем деле подвизавшихся, нигде более ознамениться не могло присутствие духа начальников, расторопность и твердость штаб- и обер-офицеров, послушание, устройство и храбрость солдат... Сие исполнить свойственно лишь храброму и непобедимому российскому войску».

Штурм Измаила ознаменовал собой важный этап в развитии военного искусства. Выявились все преимущества открытого штурма крепостей по сравнению с господствующими тогда на Западе методами овладения ими путем длительной осады. Новый способ позволял брать крепости в более сжатые сроки и с малыми потерями для войск.