Вшэ вечернее отделение. Расследование РБК: как зарабатывает Высшая школа экономики

ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ В РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ЛИЦЕЙ НИУ ВШЭ

2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Для участия в приемной кампании необходимо подать заявку, пройдя по ссылке

О наборе, приеме в классы РЛ НИУ ВШЭ

Положение о классах Распределенного Лицея НИУ ВШЭ

Прием в классы Распределенного Лицея НИУ ВШЭ осуществляется по 3 направлениям:

1. Информатика, инженерия и математика

2. Гуманитарное направления

3. Экономика и математика

Для зачисления в классы Распределенного Лицея НИУ ВШЭ необходимо подать электронную заявку (см.выше). Все заявки будут рассмотрены до 30 июня 2019 г. На адрес электронной почты, указанной в заявке, по итогам рассмотрения всех кандидатур, будет направлено информационное письмо с решением


Условия зачисления в класс РЛ НИУ ВШЭ

Условия зачисления в класс РЛ НИУ ВШЭ:

1. Средний балл по итогам учебного года не ниже "4,5"

2. Сдача ОГЭ на оценку не ниже "4"


О зачислении по результатам олимпиад, конкурсов и тестирования в Лицее НИУ ВШЭ

Зачисление по результатам олимпиад и конкурсов

Вы можете быть зачислены в классы Распределенного лицея НИУ ВШЭ без участия в дополнительных мероприятиях, если являетесь призером / победителем следующих конкурсов и олимпиад по профильным предметам направлений:

  • региональный или заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников,
  • московская олимпиада школьников,
  • олимпиада школьников "Высшая проба",
  • конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»,
  • проектные конкурсы и олимпиады вузов-партнеров ГБОУ Школа №1317 (по усмотрению)

Зачисление по результатам тестирования в Лицее НИУ ВШЭ

Обучающихся, прошедшие вступительные испытания в Лицее НИУ ВШЭ, могут подать заявление в классы Распределенного лицея ГБОУ Школа №1317 при условии преодоления проходного балла Лицея, сниженного до 7 баллов по каждому из направлений


Информация о скидках на обучение в НИУ ВШЭ

Ученики классов РЛ НИУ ВШЭ могут претендовать на скиду при получении высшего образования в НИУ ВШЭ. Количество мест на скидку от школы расчитывается по формуле - 15% от общего числа выпускников (но не более 30 чел.)

Условия получения образовательной скидки:

1. Обучение в классе РЛ НИУ ВШЭ

2. Заявление ученика класса РЛ НИУ ВШЭ с указанием индивидуальных достижение за 10,11 классы (срок подачи заявления до 5 июня 2019 г.)

Все ученики, подавшие заявки до 5 июня 2019 г., выстраиваются в рейтинговый список по следущим критериям:

1. Результаты аттестата о среднем общем образовании (все оценки "отлично" - 5 баллов, все оценки "хорошо" и "отлично" - 2 балла)

2. Участие в мероприятиях НИУ ВШЭ (по 1 баллу за каждое мероприятие, по 3 балла за участие в выездных школах и проектных сессиях)

3. Результаты участия в олимпиад (ВОШ, МОШ, "Высшая проба") (окружное уровень - 1 балл, городской уровень - 3 балла, всероссийский уровень - 5 баллов, заключительный этап "Высшей пробы" - 4 балла)

4. Социальная активность (участие в общешкольных мероприятиях, волонтерской деятельности) (максимум 5 баллов по оценке классного руководителя)

Размер образовательной скидки:

  • 50% - если абитуриент не добрал до проходного от 1 до 10 баллов
  • 25% - если абитуриент не добрал до проходного балла от 11 до 30 баллов.


Условия обучения в классе РЛ НИУ ВШЭ

1. Выбор индвидуальной образовательной траектории развития для каждого учащегося.

2. Углубленное изучение предметов в соответствии с профилем (направлением) обучения

3. Обязательное участие во внеурочной деятельности

Учебный план гуманиитарного направления:

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Астрономия

Общественные науки

История (Россия в мире)

Физическая культура

Итого

Второй иностранный язык (испанский) 4 4

Обществознание

Практикум по обществознанию

Учебный план направления "Информатика, инженерия и математика":

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

I II I II

Русский язык и литература

Русский язык

2 2

Литература

3 3

Математика и информатика

Математика

8 8

Информатика

5 5

Иностранные языки

Иностранный язык

6 6

Естественные науки

2 2

Астрономия

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2 2

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

2 2

Основы безопасности жизнедеятельности

1 1
32 31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (обязательно выбрать не менее 1 предмета)

Обществознание

Практикум по программированию 2 2
Практикум по физике 2 2

Максимально допустимая недельная нагрузка

34 34
34 34

Учебный план направления "Экономика и математика":

Предметная область

Учебный предмет

Уровень

10 класс

11 класс

I II I II

Русский язык и литература

Русский язык

2 2

Литература

3 3

Математика и информатика

Математика

8 8

Иностранные языки

Иностранный язык

6 6

Естественные науки

2 2

Астрономия

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2 2

Обществознание

2 2
Экономика Б/У 2 4 1 3

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

2 2

Основы безопасности жизнедеятельности

1 1

Итого

33 31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (обязательно выбрать не менее 1 предмета)

Информатика

Практикум по обществознанию

Максимально допустимая недельная нагрузка

34 34
34 34

Обязательное участие во внеурочной деятельности:

Выбор индивидуальной траектории обучения в рамках дополнительного образования (min 1 кружок)

Название занятия

10 класс

11 класс

Название занятия

10 класс

11 класс

Название занятия

10 класс

11 класс

Подготовка к олимпиаде по истории

4 4

Подготовка к олимпиаде по математике

2 2 Подготовка к олимпиаде по обществознанию 6 6

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

6 6

Робототехника

2 2

Робототехника

2 2

Сегодня Высшая школа экономики - это:

  • 4 кампуса (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь)
  • 7 000 преподавателей и исследователей
  • 40 300 студентов очной формы обучения
  • 72 400 выпускников основных образовательных программ

10 важных фактов о НИУ ВШЭ

  1. Высшая школа экономики основана 27 ноября 1992 года. Это вуз, созданный с нуля, который не несет в будущее проблемы, накопленные за советское время.
  2. Экзамены у студентов в ВШЭ принимаются исключительно в письменной форме - в виде тестов и эссе.
  3. В Вышке принята рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Публикуются открытые рейтинги студентов, как текущие, так и накопленные за весь период обучения. По итогам рейтингования дают скидки на оплату для студентов-контрактников, а также начисляют стипендию студентам-бюджетникам, а кое-кого и вовсе отчисляют.
  4. ВШЭ первым в стране перешел на модульную систему обучения - каждый учебный модуль длится 2 месяца и оканчивается сессией, таким образом, студенты сдают не по две, а по четыре сессии в год.
  5. В Высшей школе экономики работают самые высокооплачиваемые преподаватели страны. Среднемесячный заработок преподавателей «Вышки»: профессор -160 тыс рублей, доцент - 90 тыс рублей; (старший) преподаватель - 62 тыс рублей. 5% преподавателей ВШЭ имеют научную степень PhD, из них почти половина - приглашенные преподаватели иностранных вузов.
  6. В настоящее время у НИУ ВШЭ 20 общежитий.
  7. В Вышке более 50 программ двойных дипломов с иностранными вузами.
  8. Средний размер скидки от стоимости обучения для первокурсников 2018 года составил 34%, при этом скидки (от 25 до 100%) получили 67% поступающих на платное обучение.
  9. В 2019 году ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтинга QS. В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.
  10. ВШЭ вошла в топ-100 по социологии и математике Шанхайского рейтинга, стала лидером среди российских университетов по экономике, политическим наукам и менеджменту, а также входит в топ-75 лучших университетов мира по социологии, где является единственным российским представителем.

Бакалавриат

  • 79 образовательных программ
  • самостоятельная работа с 1 курса под контролем курирующего преподавателя;
  • возможность получать несколько стипендий сразу за высокие оценки и активное участие в жизни университета, некоторые студенты получают по 25 000 - 30 000 рублей в месяц;
  • возможность заниматься исследованиями в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях и группах;
  • обязательное получение международного сертификата об уровне владения английским языком;
  • участие в международных научных конференциях наравне с ведущими мировыми учеными;
  • участие в программах обмена с университетами-партнерами ВШЭ в Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, США, Южной Корее, Франции, Японии и других странах;
  • возможность стать оплачиваемым учебным ассистентом;
  • доступ к одной из крупнейших университетских библиотек России.

Магистратура

  • 31 направление подготовки
  • 165 магистерских программ
  • 21 программа на английском языке
  • возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью
  • участие в международных стажировках и студенческих обменах
  • участие в программах двойных дипломов
  • возможность стать оплачиваемым учебным ассистентом или преподавателем
  • участие в исследовательской и проектной работе в лабораториях и научных институтах ВШЭ.

Обучение за рубежом и двойные дипломы

Высшая школа экономики тесно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами, бизнес-школами и исследовательскими центрами. Каждый факультет НИУ ВШЭ предлагает студентам возможность пройти стажировку и участвовать в программах обмена с вузами-партнерами. Основные образовательные партнеры НИУ ВШЭ за рубежом:

  • Университет Эразмус (Нидерланды)
  • Университет им. Дж. Мэйсона (США)
  • Сорбонна (Франция)
  • Университет Болоньи (Италия)
  • Университет Гумбольдта (Германия)
  • Университет Поля Сезанна
  • Вестфальский университет имени Вильгельма (Германия)
  • Технический университет Эйндховена (Нидерланды) и др.

ВШЭ, созданная на волне либеральных реформ 1990-х, теперь получает миллиарды, работая как экспертный центр для правительства и администрации президента. РБК разбирался, как ей удалось завоевать деньги и доверие государства

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

«Они абсолютно откровенно здесь разжигают, де-факто готовят такое майдановское подполье и являются той самой пятой колонной… Почему мы терпим существование таких организованных террористических группировок под эгидой политфака Высшей школы экономики? Это нормально?» — возмущался в феврале 2014 года ведущий телеканала «Россия» Владимир Соловьев в своей программе на радио «Вести FM» . Поводом стала студентка Высшей школы экономики (ВШЭ) Юлия Архипова. Телеведущему показалось, что она сочувствует в социальных сетях протестующим на Майдане гражданам Украины.

Менее чем за год до передачи в университете прошли обыски по третьему делу ЮКОСа , следователи пришли на кафедру советника президента по правам человека Михаила Федотова, участвовавшего в экспертизе по второму уголовному делу компании. У ректора Ярослава Кузьминова весной 2014 года заканчивался контракт, правительство затягивало с его продлением.

В итоге договор продлили еще на пять лет. «Я не рассматривал «дело экспертов» как угрозу ВШЭ, — вспоминает теперь ректор. — «Вышка» — слишком большой и значимый университет, а следственные действия велись по поводу нескольких наших сотрудников. Хотя само дело кажется мне странным и искусственным, чтобы беспокоиться по поводу позиции одного из следователей Следственного комитета». Сам Кузьминов стал к власти даже ближе, чем его вуз: за минувший год он был избран депутатом Мосгордумы и назначен сопредседателем московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Декларируемые доходы ректора выросли с 19,9 млн до 45,2 млн руб. в год. Доходы университета (без учета капитальных вложений и инвестиций) выросли за два года более чем на 30%. Как ВШЭ удалось завоевать деньги и доверие государства?

Не совсем либералы

В Высшей школе экономики любят рассказывать, что постановление о ее создании в ноябре 1992 года — один из последних документов, подписанных Егором Гайдаром на посту главы правительства. ВШЭ «долго была любимой игрушкой либералов, стоящих у руля», вспоминает Кузьминов. Отцы-основатели вуза так или иначе имели в 1990-е годы отношение к власти. Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин — бывший министр экономики, ординарный профессор Яков Уринсон и президент вуза Александр Шохин работали вице-премьерами. Чиновником среди них не работал только один человек — бессменный ректор Кузьминов.

«Распоряжение правительства о назначении ректора в 2014 году вышло на несколько дней позже, чем завершился контракт Кузьминова, так что по закону он был уволен (впервые за все время работы в «Вышке»), а вместе с ним и все проректоры, у которых контракт привязан к контракту ректора, — объясняет Новосельцев. — Университет обязан был выплатить им за все неиспользованные отпуска. Ярославу Ивановичу были начислены дополнительно 24,5 млн за почти 700 дней отпуска начиная с 1993 года. Некоторым проректорам, кто дольше всех работает, — от 6 до 13 млн». Проректор Жулин объяснил изменения своего дохода личными операциями с недвижимостью. Якобсон признался, что участвовал в нескольких успешных проектах: «Это тяжелая работа, я не хочу оправдываться, но деньги нам платят недаром».

Борьба за здания

Постоянная тема разговоров Кузьминова с властью — помещения для университета. Квадратных метров стремительно разрастающемуся вузу постоянно не хватает, говорит ректор, и это при том, что за 2010-2014 годы общая площадь зданий ВШЭ удвоилась — с 200 до 400 тыс. кв. м. Аудитории организованы в здании бывшей ткацкой фабрики, бизнес-центров, Министерства химической промышленности. Из гостиницы, присоединенной к Государственной академии специалистов инвестиционной сферы, вуз сделал общежитие. «Мы получаем обычно дикую рухлядь», — жалуется ректор.

На крупные ремонты и строительство выделяются целевые субсидии из федерального бюджета. Самые большие — по программе капитальных вложений, которая не входит в общий бюджет вуза. Так, в 2010 году на реконструкцию корпусов в Москве и Петербурге вуз получил 14,9 млрд руб. На капитальный ремонт в 2014 году — 533,2 млн руб., в 2013-м — 340 млн.


В 1994 году Александр Шохин, тогда министр экономики России, передал ВШЭ два здания. Одно из них на Кочновском проезде, бывшее НИИ планирования и нормативов при Госплане (Фото: Архив ВШЭ)

Площади разбросаны по всей Москве и Подмосковью, но львиная часть, в том числе и «рухляди», находится в дорогостоящем центре — на Мясницкой, Покровском бульваре, Петровке, Ордынке. «Нам удалось убедить руководство страны, что вуз должен развиваться в центре столицы. Специфика «Вышки» в том, что она — ведущий экспертный центр. Нам надо быть ближе к федеральным органам власти, которые хотят пользоваться нашими услугами», — говорит Шохин.

Один из последних корпусов, которые получил Кузьминов, — новый дом на Мясницкой, 11. Он стоит напротив здания ВШЭ, в котором с середины 1990-х сидел ректорат. В 1997 году Кузьминов и Шохин наблюдали начало стройки, которая затянется на 15 лет. Только в 2010 году ВШЭ попросила тогда премьера Путина купить для вуза площади в строящемся здании. Путин распорядился выделить вузу 2,2 млрд руб.

По оценкам компаний Knight Frank и Swiss Appraisal, аренда офисов в районе Мясницкой и Покровского бульвара рядом с помещениями ВШЭ в среднем стоит 25 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Стоимость квадратного метра помещений в среднем составляет 215 тыс. руб. за 1 кв. м, оценили специалисты двух компаний. Значит, примерная цена дома на Мясницкой, 11, могла бы достигать почти 3 млрд руб.

Общая площадь «Вышки» вместе с арендной (по оценке проректора Александра Шамрина, на съем недвижимости в 2014 году ушло 500 млн руб.), согласно данным ВШЭ, — 522,3 тыс. кв. м, ее балансовая стоимость — 8,4 млрд руб. Это в разы меньше, чем у МГУ: согласно отчету вуза, университет пользуется 1,35 млн кв. м стоимостью 42,2 млрд руб. Несколько лет назад правительство и президент рассматривали идею передать ВШЭ помещения Верховного и Высшего арбитражного судов или купить площади в бизнес-центрах. Но в итоге от обоих вариантов власти отказались, сожалеет Кузьминов.

У Росимущества данных о недвижимости ВШЭ меньше: около 60 зданий, восемь квартир и несколько десятков помещений. Общая площадь — 390 тыс. кв. м . Кадастровая (близкая к рыночной) стоимость только московской недвижимости, согласно данным Росреестра и расчетам РБК, — более 16 млрд руб.


Тогда руководству страны вуз презентовал идею распределенного кампуса. По нему, рассказывает Шохин, университет должен расширяться по оранжевой ветке метро: ул. Мясницкая — Покровский бульвар — метро «Ленинский проспект». Идею поддерживают и лоббируют глава наблюдательного совета вуза, первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин и вице-премьер Ольга Голодец, говорят Шохин и Кузьминов.

В апреле 2015 года Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки до 2017 года передать ВШЭ 110 тыс. кв. м учебных классов и лабораторий и 30 тыс. кв. м общежитий неэффективных вузов, «находящихся в непосредственной близости от основных учебных корпусов ВШЭ». В июле Кузьминов в письме премьер-министру (оба документа есть у РБК) жаловался на министерство: «В настоящее время обсуждение вариантов передачи имущественных комплексов не ведется». Медведев написал на письме «Почему не выполняете поручение?» и отправил его министру образования Дмитрию Ливанову. «Процесс согласования <…> проходит достаточно сложно, однако Минобрнауки России должно выполнить поручение Д.А. Медведева в установленные сроки», — сказали РБК в министерстве. Пока университету перешло общежитие Московского энергетического института в Лефортово, еще два помещения Московского университета пищевых производств рядом со станцией метро «Текстильщики» на очереди.

В ближайшее время ВШЭ может получить корпуса не только от Министерства образования. По словам Шамрина, сейчас «с правительством Москвы ведутся работы по формированию списка обмена зданиями вуза», удаленными от центра, на здания внутри Садового кольца. Конкретных предложений пока нет, но пресс-служба департамента имущества Москвы подтвердила факт переговоров.


Как получают лояльность

В российских вузах принято, чтобы попечительские советы возглавляли чиновники. Помощник президента Владислав Сурков — глава совета в МГТУ им. Баумана; спикер Госдумы Сергей Нарышкин — в РАНХиГС; попечительский совет МГУ возглавляет Владимир Путин.

«На каком-то заседании Ярослав [Кузьминов] предложил Володину [первому замруководителя администрации президента] пойти в наблюдательный совет. И тот согласился, мы вместе дружим и работаем. Он не участвует в решении академических дел, но помогает в решении тех вопросов, которые позволяют университету развиваться», — вспоминает научный руководитель ВШЭ Ясин. Володин возглавил совет в апреле 2014 года. Кроме него, в совет входит Ольга Дергунова (Росимущество), министр образования Дмитрий Ливанов, вице-мэр Москвы Леонид Печатников.


В 2010 году именно Ярослав Кузьминов предложил Владимиру Путину, тогда премьер-министру, создать «Стратегию-2020» (Фото: «РИА Новости»)

Функции наблюдательного и попечительского советов в университете разведены. Первый отвечает за хозяйство и стратегию, второй — за привлечение финансов. Попечительский совет возглавляет Герман Греф, а его члены — Виктор Вексельберг, Аркадий Волож, Михаил Задорнов, Леонид Михельсон, Вадим Мошкович и Михаил Прохоров. В отличие от МГУ, который получает крупные пожертвования от богатых выпускников, попечители вуз не оканчивали и привлекать их приходится проектами, а не «чувствами к alma mater», говорит Шохин. Целевые поступления и добровольные пожертвования, в том числе от попечителей университета, составляют 200-250 млн руб. в год, подсчитал Новосельцев.

Чиновников в набсовет Кузьминов приглашал сам. «Я могу записаться на прием к президенту и представить проект. И к Дмитрию Анатольевичу могу сам прийти. Для меня Володин не человек, который за меня куда-то пойдет. Но он гораздо больше встроен во власть, и для меня важно, чтобы он понимал, чем мы тут занимаемся. С Володиным мы знакомы давно. И у нас есть общий друг — Герман Греф», — объясняет ректор приглашение куратора внутренней политики в вуз. Члены наблюдательного совета собираются ежемесячно, его глава всегда присутствует на заседаниях, рассказывает источник в окружении Володина. По его словам, с Кузьминовым первый замглавы кремлевской администрации общается еще чаще. «Особенно часто они общаются сейчас, когда Кузьминов стал сопредседателем столичного отделения ОНФ, — говорит он. — С некоторыми решениями председатель наблюдательного совета выходит в правительство. Иногда просто надо проконтролировать исполнение чиновниками поручений президента и правительства, связанных с вузом».

По словам Кузьминова, в правительстве не сразу согласовали кандидатуру Володина. Вопрос решил Медведев. Кузьминов рассказывает: «Премьер меня вызвал и спросил, мое ли это собственное решение. Я объяснил, и через несколько дней он все подписал». Источник в кабинете министров говорит, что против никто не был: «Пусть уж за идеологию отвечает один человек, правительство в этом участвовать не станет».


«Ярослав Кузьминов — хороший экономист. Его знания и потенциал Высшей школы экономики пригодятся в Мосгордуме», — написал бывший министр финансов Алексей Кудрин в Twitter после избрания Ярослава Кузьминова в Мосгордуму (Фото: «РИА Новости»)

Володин — вузовский человек, говорит источник в его окружении: «Он 10 лет работал в вузе, прошел все ступени от ассистента до профессора, потом возвращался к этой работе, в том числе возглавлял кафедру госстроительства МГУ». Газета «Коммерсантъ» называла людьми Володина ректора Российского экономического университета им. Плеханова Виктора Гришина, ректора Первого московского государственного медицинского университета им. Сеченова Петра Глыбочко и декана факультета государственного управления МГУ политолога Вячеслава Никонова.

Несколько опрошенных РБК преподавателей ВШЭ уверены, что борьба за помещения стала причиной, по которой Кузьминов согласился выдвигаться депутатом в Мосгордуму и стать сопредседателем московского отделения ОНФ, который также курирует Володин. Сам ректор говорит: «Когда я решил идти в Мосгордуму, мы собрались с коллегами, занимающимися проблемами городской среды, социальной, бюджетной сфер, написали программу, которую сейчас и реализуем. Правда, сам университет в смысле кампуса пока от этого ничего не получил, что не уменьшает нашего интереса к участию в московской жизни». По данным источника, близкого к Мосгордуме, выдвигаться в депутаты Кузьминова просил лично Собянин. Ректор говорит, что сам решил стать депутатом. Но, например, Володин давал ему советы во время кампании, как вести себя с избирателями. Во время выборов в Мосгордуму был запрос на таких людей, как Кузьминов, говорит источник в окружении Володина. Он известен в городе, представляет вузовское сообщество, а кроме этого либеральный электорат заметен в Москве, перечисляет причины собеседник. В качестве альтернативы рассматривалась кандидатура главного редактора «Независимой газеты» Константина Ремчукова, но в итоге выбор был сделан в пользу ректора ВШЭ, добавил он.


С главой наблюдательного совета ВШЭ, первым заместителем главы администрации президента Вячеславом Володиным, Кузьминов знаком много лет. «И у нас с Володиным есть общий друг — Герман Греф», — говорит ректор «Вышки» (Фото: «РИА Новости»)

«Со мной предварительно обсуждали тему вхождения в ОНФ, — комментирует Кузьминов еще один свой политический шаг. — Но решение в итоге принимал лично я, никто к стенке меня не ставил. То, что мы писали в «Стратегии-2020», и то, что потом использовал в своих предвыборных статьях Путин, — я это считаю правильным и необходимым для развития страны. Когда на моих глазах многое стало тухнуть, я решил, что надо пытаться что-то делать не только как эксперт». Предложение Кузьминову войти в руководство московского штаба ОНФ было спонтанным, говорит источник в окружении Володина. «Первым его назвал сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Московское отделение надо было усилить, а Кузьминову самому было интересно работать в городе, и у него есть сложившаяся команда», — отмечает он.

Никаких кадровых решений в ВШЭ Володин не принимает, уверяет Кузьминов, он занимается «финансовым контролем» и «одобрением стратегических, программных для вуза документов». Но сближение с властью влияет на академическую политику вуза, считают два близких к ректорату источника. Проректора ВШЭ Константина Сонина уволили после интервью немецкому изданию Der Spiegel, в котором он сказал, что Путин будет держаться за власть до последнего и что российский ответ на санкции нанес стране больший вред, чем сами санкции. После интервью Кузьминов вызвал Сонина и попросил уйти с поста проректора, продолжив читать лекции. Вскоре Сонин уехал работать в Чикагский университет, в Harris School of Public Policy Studies.

По настоянию сверху ВШЭ пришлось сменить и руководство факультета медиакоммуникаций, который возглавляла Анна Качкаева, говорят собеседники. Соединив несколько подразделений вуза, руководителем факультета коммуникаций, медиа и дизайна Кузьминов вместо Качкаевой поставил председателя государственной радиовещательной компании «Голос России» Андрея Быстрицкого. Оба решения, по словам близкого к руководству вуза источника, — «это плата за лояльность». Кроме того, осенью 2014 года из сборника «Комментарии о государстве и бизнесе», который выпускает Центр развития ВШЭ, исчезла фамилия одного из редакторов — известного экономиста Сергея Алексашенко. «Насколько я знаю, Кузьминову сказали в Кремле, а он передал директору центра, чтобы моя фамилия не фигурировала на первой странице», — говорит сам Алексашенко. Редактировать сборник дальше он отказался. Кузьминов такой истории не помнит.

По словам источника в окружении Володина, «у ректора самого есть прекрасное понимание, что такое хорошо, а что плохо, и внутренняя ответственность перед правительством и президентом». Он напоминает также, что, например, профессор Олег Матвейчев (призывал в своем блоге «давить либералов танками») пришел в ВШЭ до Володина. Кузьминов подтвердил, что разговор по поводу интервью Spiegel c Сониным у него был. «И я высказывался, что это в общем не годится. Но к управленческому решению это не имеет никакого отношения, — говорит он. — И решения по поводу Сонина, и по поводу Ани [Качкаевой] были приняты сознательно, по административным причинам. Если бы увольнения нужны были для сохранения позиции университета и политической защиты, я вас уверяю, я не преминул бы это сделать. Но это было не надо». Ректор напоминает о недавнем скандале еще с одним своим сотрудником — профессором Сергеем Медведевым. Он публично предложил отдать Арктику международному сообществу, после чего Путин назвал выступление профессора «полной глупостью». Медведев продолжает работать в вузе. Он подтвердил РБК, что у него не было разговора с ректором по этому вопросу.

Кузьминов возглавляет ВШЭ 23 года и пока не собирается уходить со своей должности: «Мне нравится моя работа, я каждый день чувствую, что пользу приношу и своей стране, и студентам, и коллегам». По мнению декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, одногруппника Кузьминова и свидетеля на его свадьбе, «Вышка» — пока еще стартап. Уверенно держится на плаву, но «нельзя сказать, что непотопляема». «Вышка» дисбалансирована из-за своего быстрого и интенсивного развития. При этом она сильно замкнута на связи с властью. Если произойдет вдруг какая-то перемена, то ей будет очень нелегко. Я уверен, Слава [Кузьминов] эту проблему осознает», — говорит его друг и конкурент.

При участии Михаила Рубина, Степана Опалева, Романа Баданина, Елены Мязиной

Высшая школа экономики - университет, готовящий экономистов, социологов, управленцев и юристов и ведущий активную международную научно-исследовательскую деятельность. Здесь учат философии, математике, истории литературы, журналистике, психологии, социологии и даже дизайну. Под крышей этого современного авторитетного университета собрались лидеры российских научных школ, блестящие преподаватели, учиться у которых интересно и перспективно.

Особенности учебного процесса:

За время обучения в бакалавриате можно изучить более 30 различных дисциплин. Их набор зависит от содержания конкретной образовательной программы и выбора самого студента. Учебные планы составляются таким образом, чтобы студент изучал одновременно не более пяти дисциплин (без учета иностранных языков и физкультуры). На первом и втором курсе аудиторная нагрузка и самостоятельная работа составляют примерно равные доли. На третьем и четвертом курсе студенту предлагается больше самостоятельной работы.

Учебный год делится не на семестры, а на модули. Всего модулей в году 4 — таким образом, модуль по продолжительности примерно соответствует школьной четверти. После каждого модуля наступает неделя сессии, на которой в зависимости от рабочего учебного плана могут проводиться контрольные и экзамены, а может и ничего не проводиться — в последнем случае эта неделя превращается в неофициальные каникулы.

Вышка — это более 100 студенческих организаций, тысячи мероприятий и свое студенческое самоуправление. Студенческая жизнь университета практически не поддается описанию: слишком динамичная, разнообразная и для каждого своя. Единственный способ ее познать — стать ее частью.

Приветствие абитуриентам ВШЭ:

Высшая школа экономики — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов. Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.

Основа нашей деятельности — теоретические и эмпирические исследования и распространение знаний. Не поступаясь качеством исследований и не ограничиваясь преподаванием фундаментальных научных знаний, мы стремимся обеспечивать практический вклад в строительство новой России.

Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива.

Нас, занимающих порой различные позиции по разным проблемам современности и прошлого, объединяют общие ценности:

  • стремление к истине;
  • сотрудничество и заинтересованность друг в друге;
  • честность и открытость;
  • академическая свобода и политический нейтралитет;
  • профессионализм, требовательность к себе и ответственность;
  • активная общественная позиция.

Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. первоначально как центр подготовки магистров.

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а Г. Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — Е. Ясин, А. Шохин, С. Васильев, Я. Уринсон, В. Коссов, Е. Гавриленков, М. Копейкин, В. Баранов.

С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу О. Шкаратана, Л. Ионина, С. Филоновича и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.

В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.

В 2015 году НИУ ВШЭ вошел в группу «51-100» рейтинга QS по направлению development studies (исследования социального развития). В этой категории рейтинга Высшая школа экономики стала единственным российским университетом. Также ВШЭ оказалась единственным российским вузом, который попал в рейтинг по таким предметным группам, как «экономика и эконометрика» и «социология» (группа 151-200). Четвертым направлением рейтинга, в который попала Высшая школа экономики, стала философия (группа 151-200).

Подробнее Свернуть https://www.hse.ru

Студенты 10 123 (на 1 октября 2009) Магистратура 1922 (на 1 октября 2009) Аспирантура 576 (на 1 октября 2009) Преподаватели 1475 Расположение Москва Юридический адрес Мясницкая улица , 20 Сайт hse.ru

История

Создание

Идея создания Высшей школы экономики - экономической школы европейского образца - родилась на рубеже 1980-1990 годов, когда стало ясно, что существовавшая система планового экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ - Евгений Ясин , Ярослав Кузьминов , Револьд Энтов , Олег Ананьин, Рустем Нуреев - после нескольких попыток внедрить основы рыночной экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило - предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями , дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать ВШЭ можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989-1990) и на физическом , историческом факультетах МГУ (1990-1991) . Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели и вчерашние выпускники экономфака , и маркситско-ленинской политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ГУ-ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса , предоставившего в 1989 году годичный грант.

Ранние годы

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Револьд Энтов читал всему коллективу преподавателей - в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ - курс узловых задач экономической теории, а Григорий Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 года преподаватели Вышки регулярно стажируются в ведущих европейских университетах, прежде всего - в Роттердамском университете, факультет экономики которого - крупнейший в Европе - был партнёром в деле создания ГУ-ВШЭ в рамках гранта Европейского союза.

Принцип ГУ-ВШЭ с первого дня её существования - сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в правительстве: Евгений Ясин , Александр Шохин , Леонид Васильев , Яков Уринсон , Владимир Коссов, Евгений Гавриленков , Михаил Копейкин, а также учёные, пришедшие в ГУ-ВШЭ из институтов Академии наук и других исследовательских центров, также как и из МГУ: Лев Любимов, Игорь Липсиц, Рустем Нуреев, Олег Ананьин, Леонид Гребнев.

Первые проректоры Л.М. Гохберг В.В. Радаев А.Т. Шамрин Л.И. Якобсон

Факультеты экономики (отделение статистики, анализа данных и демографии)
бизнес-информатики (отделение прикладной математики и информатики отделение программной инженерии)
государственного и муниципального управления
истории *
математики
менеджмента (отделение логистики)