Игры на зрительное восприятие в год. Игры на развитие зрительного восприятия

Сыщик

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.

: негромкая музыка и какой-нибудь приз.

Описание : сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки — большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.

С каждым разом определяющих качеств j должно быть меньше.

Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.

Художники

Развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение

Материалы и наглядные пособия для игры : достаточно просторное помещение.

Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.

Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.

Кто в домике живет?

Развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).

Описание : перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.

Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.

Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.

Кто здесь лишний?

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.

Описание : расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.

Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.

С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.

Кто железный, кто деревянный?

Развиваем способность различать качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться

Материалы и наглядные пособия для игры : список самых различных предметов, негромкая музыка.

Описание: перед началом игры вам необходимо выписать названия около 40 предметов, сделанных из различных материалов. Эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.

Суть игры заключается в том, что ребенок, услышав название предмета, должен сразу определить, из какого материала он сделан. Добивайтесь, чтобы ребенок называл свойства предмета. Например: стол — деревянный, твердый, гладкий, квадратный; кастрюля — железная; стол — деревянный; ложка — железная; стакан — стеклянный; шкаф — деревянный и т.д.

Если ваш малыш совершает ошибки в определении материала, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сыщик

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.

: негромкая музыка и какой-нибудь приз.

Описание : сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки — большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.

С каждым разом определяющих качеств j должно быть меньше.

Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.

Художники

Развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение

Материалы и наглядные пособия для игры : достаточно просторное помещение.

Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.

Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.

Кто в домике живет?

Развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).

Описание : перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.

Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.

Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.

Кто здесь лишний?

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.

Описание : расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.

Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.

С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.

Кто железный, кто деревянный?

Развиваем способность различать качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться

Материалы и наглядные пособия для игры : список самых различных предметов, негромкая музыка.

Описание: перед началом игры вам необходимо выписать названия около 40 предметов, сделанных из различных материалов. Эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.

Суть игры заключается в том, что ребенок, услышав название предмета, должен сразу определить, из какого материала он сделан. Добивайтесь, чтобы ребенок называл свойства предмета. Например: стол — деревянный, твердый, гладкий, квадратный; кастрюля — железная; стол — деревянный; ложка — железная; стакан — стеклянный; шкаф — деревянный и т.д.

Если ваш малыш совершает ошибки в определении материала, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.

Восприятие - очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию.

Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.

Возникает вопрос: а нужно ли развивать восприятие, ведь ребенок и так способен видеть, слышать, осязать? Можем ли мы добавить что-либо к тому, что дала природа?

Да, несомненно. Малышу нужно давать богатый материал для восприятия всеми органами чувств, расширяя опыт, знакомить его с новыми словами - названиями того, что он видит, слышит, осязает и т. д., предлагать описывать, а значит, и осмысливать свои ощущения.

В этом разделе предложены игры, развивающие зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В процессе игры дети больше узнают о цвете, учатся воспринимать музыку, знакомятся со свойствами разных материалов. И для того, чтобы обогатить и расширить опыт малышей, взрослым, которые будут проводить эти игры, следует внимательно подбирать для них материалы.

ЭТО Я

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он отворачивается от остальных игроков. По очереди они говорят: «Это я». Водящий должен по голосу определить, кто это сказал.

Условия. 1. Игроки могут попытаться изменить голос. 2. Один и тот же игрок не может говорить два раза подряд. 3. Водящий меняется через оговоренное число правильных ответов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Фортепиано или записи соответствующих мелодий (можно использовать музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк» или «Карнавал животных» Ш. К. Сен-Санса).

Ход игры. Дети идут по кругу. Звучат короткие отрывки мелодий разного темпа, тембра и настроения. Не прекращая движения, дети изображают животное, которому, по их мнению, соответствует каждая мелодия.

ЧТО ЭТО?

Играет один или несколько человек. Инвентарь. Мешочек, несколько мелких предметов разной формы, лучше неправильной.

Ход игры. Игроку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый), старается угадать, из какого материала сделан предмет. Потом то же делают другие игроки. Побеждает тот, кто правильно назовет наибольшее количество предметов и лучше опишет их свойства.

ВОРОБУШКИ ПО ЗЕРНЫШКУ

Играют два человека или две команды по 3 - 4 человека.

Инвентарь. Два мешочка, несколько видов пуговиц, бусин и т. п., различной формы и размера.

Ход игры. В мешочки кладется одинаковое количество пуговиц и бусин каждого вида. Игрокам предлагается на ощупь выбрать все предметы одного вида (если играют две команды, то дети по очереди ищут по одному виду пуговиц или бусин). Побеждает игрок или команда, которая быстрее справится с заданием.

ЖИВАЯ ПАЛИТРА

Играют 10-20 человек.

Инвентарь. Таблички разных цветов и оттенков.

Ход игры. Каждый игрок с закрытыми глазами выбирает табличку, затем называется цвет, перечисляет предметы, для которых он характерен, Побеждает игрок, назвавший больше предметов.

Ход игры. Пока водящий считает до десяти, семеро игроков с соответствующими табличками строятся в шеренгу, образуя радугу. На следующие десять счетов остальные игроки находят свое место в радуге. Игру можно проводить и с двумя командами, если использовать два одинаковых набора табличек.

3. ВРЕМЕНА ГОДА

Ход игры. Игрокам предлагается образовать палитру зимы (белый и все оттенки синего цвета), весны (оттенки зеленого и т. д.), лета и осени.

4. НАЙДИ БРАТЦЕВ

Ход игры. Выбирается водящий с табличкой любого цвета. Если это базовый цвет спектра, то водящий выбирает игроков с табличками тех цветов, которые образуются при смешении его цвета с другими. Если у водящего табличка производного цвета, то он выбирает игроков, цвета которых образовали его цвет.

Найденные «братцы» берут водящего за руки, а потом по тому же принципу ищут своих «братцев». В результате все игроки должны держаться за руки, образовав круг.

5. ЭТО МОЕ

Ход игры. Игроки становятся в одну шеренгу. Водящий называет предметы. Услышав название предмета своего цвета, игрок поднимает табличку и говорит: «Мое!». Если предмет может быть разных цветов, то поднимают таблички несколько игроков, например, при слове «яблоко» - зеленую, желтую и красную, а при слове «автомобиль» - все. Если игрок ошибается - не поднимает табличку вовремя или поднимает, когда назван предмет не его цвета, то он делает шаг назад. Побеждает игрок, оставшийся на своем месте.

ЗООПАРК

Играют 7-10 человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он становится спиной ко всем остальным игрокам. Они выстраиваются в очередь. Водящий называет животное. Первый игрок в очереди произносит звук, который оно издает. Водящий пытается угадать, кто говорит. Если ему это удается, игрок занимает его место, а он - место в хвосте очереди. Если водящий ошибается, игрок уходит в конец очереди.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Играют восемь и более человек.

Ход игры. Все садятся в ряд. Крайний игрок тихо и очень быстро шепчет своему соседу на ухо скороговорку, пословицу или строчку известного всем стихотворения. Тот передает то, что услышал, следующему и т. д. Последний игрок произносит то, что до него дошло, вслух, а первый - фразу, с которой он начал игру.

После каждого «звонка» первый игрок пересаживается в конец, чтобы все смогли побывать на концах «провода».

НОЕВ КОВЧЕГ

Инвентарь. Картинки с изображениями животных,

Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждой из них предоставляется одинаковый набор картинок. Игроки, не глядя, берут по одной из них. Потом в комнате выключают свет (если за окном светло, всем завязывают глаза), и каждый начинает издавать звуки, свойственные выбранному животному. Задача игроков - найти свою пару в темноте по этим звукам. Когда двое, изображающие одинаковых зверей, встретятся, они берутся за руки и умолкают. Игра заканчивается, когда наступает тишина. Побеждает пара, встретившаяся первой.

Примечание. Желательно, чтобы картинки не изображали животных, издающих похожие звуки: пару «львов» будет очень сложно отличить от «тигров» или «медведей».

ТЕАТР ТЕНЕЙ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Тонкое белое полотно, настольная лампа.

Ход игры. Участники делятся на две команды. Первая садится с одной стороны полотна, натянутого на раму или в дверном проеме. С другой стороны помещается включенная настольная лампа, свет которой направлен на полотно. Игроки второй команды по очереди проходят между полотном и лампой, так, что соперники видят только их тени на ткани (рис. 3). Каждый из игроков останавливается, поворачивается, выполняет какие-нибудь движения. Задача команды зрителей - угадать, кто это. Когда все пройдут перед полотном, команды меняются ролями.

Побеждает команда, игроки которой узнали больше соперников.

Правило. Проходя перед полотном, нельзя пытаться замаскироваться и изменить свой силуэт.

Примечание. Игра проводится вечером в темном помещении.

ГРИБНИКИ

Играют два, шесть и более человек. Инвентарь. Кубики, корзинки.

Ход игры. На ограниченной площади рассыпают кубики, участникам завязывают глаза. Они берут в руки корзинки и по сигналу начинают на ощупь собирать кубики. Через одну-две минуты по команде «Стоп!» игроки останавливаются и считают собранный «улов». Побеждает тот, кто набрал больше кубиков.

Вариант игры. Участники делятся на команды, а на игровой площадке рассыпаются игрушки разных видов (кубики, шарики, грибочки и т. п.). Каждая команда собирает только один вид игрушек.

НЕВИДИМЫЙ ОРКЕСТР

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Записи детских музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (можно использовать симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк»).

Ход игры. Дети идут по кругу. Одна за другой включаются записи, и игроки начинают изображать музыкантов, играющих на инструменте, который они слышат. Потом водящий говорит, на чем в действительности исполнялась музыка. Побеждает игрок, который не ошибся ни разу.

СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Записи простых мелодий мажорного и минорного лада, таблички с изображением солнышка на одной стороне и дождевой тучки на другой.

Ход игры. Участникам раздают таблички. Дети становятся в ряд на исходной линии. Звучат мелодии. Услышав веселую, мажорную музыку, дети показывают солнышко. Когда звучит минорная, грустная мелодия, они поворачивают табличку и показывают дождь. Если игрок ошибся, он делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Ирина Гурова

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации предметов по одному или двум имеющимся признакам. Игры также способствуют развитию понимания и практического употребления прилагательных, обозначающих признаки предметов (величины, цвета, формы). С их помощью малыши упражняются в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Материал каждой игры может быть использован в работе с воспитанниками разного возраста. С некоторыми игровыми заданиями могут справиться дети 2-3 лет.

Игра «Яблочный компот»

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее).

Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие; большие-средние-маленькие); по признаку цвета (красные-желтые-зелёные); сразу по двум признакам: величине и цвету.

Игровой материал:

Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок "крышек", соответствующих величине банок и цвету яблок.

Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу.

Классификация по величине:

Классификация по цвету:


Классификация по величине и цвету



Располагать материал можно по-разному.

В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке?» и т. д.

Игра «Чашки и блюдца»

Развивать восприятие величины (большая, маленькая) и цвета предметов (красная, жёлтая, синяя, зелёная).

Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

Учить подбирать друг к другу предметы по признаку цвета, величины, сразу по двум признакам: величины и цвета.

Игровой материал:

Восемь чашек из плотного картона двух величин (большие и маленькие) и четырёх цветов (красные, синие, желтые, зелёные).


Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Перед детьми ставим игровые задачи: предлагаем накрыть стол, чтобы напоить кого-нибудь чаем.

Подбор чашек и блюдец по величине:



Подбор чашек к блюдцам по цвету:


Подбор чашек к блюдцам по двум признакам: величине и цвету:


В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какого цвета блюдце? Какую чашку ты на него поставишь? Это какая чашка? Это какое блюдце? На каком блюдце стоит красная большая чашка? Какая чашка стоит на маленьком зелёном блюдце?» и т. д.

Игра «Домики зайчат»

Развивать восприятие цвета (красный, синий, жёлтый) и формы (круг, квадрат, треугольник).

Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета, формы, сразу по двум признакам: цвета и формы.

Игровой материал:

9 геометрических фигур – «домиков зайчат»: красные, жёлтые и синие круги, квадраты и треугольники; 9 «цветных сказочных зайчат» из картона – 3 красных, 3 жёлтых и три синих. У каждого зайчонка на шее «ключик» – соответствующий форме его «домика» – геометрической фигуры.


С этим материалом лучше всего играть на полу. Перед детьми ставится игровая задача, например: «Зайчата пошли гулять и потерялись (заблудились). Давайте поможем им найти свои домики (по цвету и по форме ключика) и попасть домой.

Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач.

Классификация по цвету:


Классификация по форме:


Классификация по цвету и форме:



По ходу игры нужно беседовать с детьми. Вопросы должны соответствовать возможностям малышей: «Какой ключик у зайчика? В какой домик пойдёт этот зайчик? Как ты думаешь, в каком домике живёт этот зайчик? А почему?» и т. д.

Игра «Машины везут игрушки»

Развивать восприятие цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и формы (круг, квадрат, треугольник).

Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета, формы, цвета и формы.

Игровой материал:

Изображения двенадцати разных машин, отличающихся по цвету кузова и по форме окна; 36 геометрических фигур:

12 круглых фигур («мячиков» или «шариков»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих;

12 квадратных фигур («коробочек», «кубиков» или «книжек»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих;

12 треугольных фигур («пирамидок»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих.


И здесь варианты проведения игры могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Предлагаем детям стать грузчиками и правильно разложить игрушки в машины, чтобы отвезти их в магазин.

Классификация по цвету:


Классификация по форме:


Классификация по форме и цвету:



В процессе игры детям задают вопросы, например: «Что везёт эта машина? Какого цвета? Какой формы? Какие мячики? В какой машине повезём эту пирамидку? А эту? И т. д.

Игра «Гномики ищут домики»

Развивать восприятие цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий) и формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

Развивать точность движений пальцев рук.

Игровой материал:

4 полоски из белого картона с наклеенными фигурами, отличающимися по форме и цвету (по 4 на каждой) – «домики».


Детям предлагается помочь каждому «гномику» найти свой «домик» и поселить его там.



По ходу игры педагог задаёт детям разнообразные вопросы, направленные на употребление в речи сразу двух прилагательных (красный круглый, синий треугольный, жёлтый квадратный, зелёный прямоугольный и т. д., например «Это какой гномик?» «В каком домике будет жить этот гномик?» и т. п.

Игра «Рыбки в аквариумах»

Развивать восприятие цвета (коричневый, синий, оранжевый) и формы (круг, квадрат, треугольник).

Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.

Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета и формы.

Игровой материал:

9 геометрических фигур – «аквариумы»: круги, квадраты и треугольники белого цвета; 9 подставок для аквариумов: по 3 полоски синего, оранжевого и коричневого цвета; 9 «цветных сказочных рыбок» из картона, отличающиеся по форме и цвету: 3 круглые (синяя, оранжевая, коричневая); 3 треугольные (синяя, оранжевая, коричневая); 3 прямоугольные (синяя, оранжевая, коричневая).


С этим материалом лучше всего играть на полу. Взрослый «ставит» каждый аквариум на свою подставочку. Можно предложить сделать это самим детям.


Затем перед детьми ставится игровая задача – поместить каждую рыбку в свой аквариум.


По ходу игры также проводится беседа, направленная на активизацию словарного запаса и фразовой речи.

С материалом каждой игры также можно организовать упражнения, в которых предполагается исправление детьми допущенных взрослым ошибок (перекладывание) в любых вариантах. Такие игровые здания дети всегда выполняют с большим удовольствием.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы меж­ду собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пу­говицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча­ствуют несколько детей, то надо попросить одного ре­бенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей не­сколько, то всех осталь­ных) угадать, назвать и зарисовать вещь по пред­лагаемому описанию.

Игра «собери пирамидку»

Для развития восприятия ре­бенка 3-5-летнего возраста.

Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребен­ку, а вторая будет выступать в роли эталона.

задание 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающу­юся кверху пирамиду по готовому эталону.

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пи­рамиды, башни необычной конфи­гурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить и следующие задания:

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложнен­ными фигурами из кубиков, с более сложными Узорами.

НАПРИМЕР:

в) по образцу построить такое же строение:

г) по образцу нарисовать такие же узоры:

Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4-5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Игра «составь картинку»

Направлена на развитие восприятия у детей 3- 5-летнего возраста. Возьмите пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99-101) даны как целые кар­точки, так и те карточки, которые надо разрезать.

задание ребенку: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5-6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из ко­торых оставить в виде эталона, а другую раз­резать на 4-5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5-6 лет можно усложнить задание, попросив складывать картинку по памяти, без эталона.

Игра «белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы пред­метов у детей 3-5-летнего возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение)нари­сованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько ус­ложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку.

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на диф­ференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображе­нием геометрических фигур, находящиеся в при­ложении а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. По­ложи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие тре­угольники, зеленые треугольники, желтые тре­угольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треуголь­ники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, размещен­ным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

2-й вариант задания:

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ»

Предназначена для детей 4-6 лет.

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нари­сованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимание.

задание: Внимательно посмотри на лампу. Среди других 8 ламп найди такую же.

Игра «цвета»

Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.

Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска пред­метов.



Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»

Направлена на развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.

Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не раз­решается.

Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэ­тому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Игра «расскажи о животных»

Предназначена для развития структурности вос­приятия.

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.

Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих жи­вотных.

Игра «сравни предмет»

Дошкольнику следует предлагать задания, направ­ленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.

1) На каком из рисунков расположена самая большая чашка?

2) На каком из рисунков находится самая маленькая елка?