Какие молитвы угодны Богу? Плод угодный Богу (Благость). Юрий Шмуляр

Плод угодный Богу (Благость). Юрий Шмуляр
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Послание к Галатам 5:22,23) Не потому, что Бог позволяет беззаконие, но потому, что они выше закона. Плодами Духа человек исполняет закон. Живет не просто по закону, а превосходит требования закона. Именно так говорил Иисус: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Св. Евангелие от Матфея 5:20) Иногда мы проповедуем такую праведность, какая только нам одним и известна. Мы сами ее придумали, сами провозгласили и ей соответствуем. Закон был дан, как «детоводитель ко Христу». Бог по милости Своей даровал нам закон, чтобы нам легче было понять Его и чего Он желает от нас.
Благость. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» Псалтирь 33:9. Благость, как плод Духа. Благость, у которой есть источник. Наш Господь благ. Когда к Иисусу обратился юноша, как «учителю благому», то «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». У благости есть источник. Есть эталон благости. Благость (или доброта) отличала христиан во все времена. Она является признаком обращенного человека. Как можно определить, человек рожденный свыше или нет? Об этом говорит его доброта! Библия говорит, что праведник даже к животным добрый. Доброта настолько пропитывает его жизнь, что он ко всему, что его окружает, становится добрым. Характерной чертой Иисуса было добросердечное обращение к людям, поэтому фарисей, обращаясь к нему, называет Его «учитель благий». Когда мы смотрим на жизнь Иисуса, мы понимаем, что такое доброта.
Определение благости в библейском понимании.
Благость – это действие, отмеченное добром и благотворительностью, приятное расположение и забота о других.
Благость – сердечная доброта, сердечное расположение к другим людям, искреннее желание им истинного добра. Это не просто, что хорошо бы было иметь, это обязательно должно присутствовать, если в нашем сердце есть Дух Святой. Это плод работы Духа в сердце человека. Человек становится добрым.
Благость – это результат действия блага, в противовес действия зла. Чтобы понять, что такое благо, можно двигаться от обратного, от злых поступков. Если мы умерли для греха, для плоти, то должна быть жизнь нового творения в нас. И кто-то не хочет через себя переступать, кто-то не хочет делать усилия, но воля Божья заключается в том, что «Царство Божье усилием берется». Павел говорит, что принесите себя в жертву живую, благоугодную Богу для разумного служения Вашего.
Благость – это нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Петр. 2:3)
Благость – это не только уклонение от зла (не совершать плохих поступков и не причинять боль другим), это означает творить добро, проявляя благость в делах. Добро, которое ты имеешь в сердце, никто не увидит и не оценит. Добро в сердце, добро в разуме - это только начало добрых дел. Благость – это добродетельная жизнь. Это намерение, которое побуждает христианина делать добро с особою любовью. Когда всё, что ты делаешь, ты делаешь, как для Господа. Благость – доброта Божья. Есть люди, которые очень добры в сердце, но бесплодные или недобрые в своих делах. Когда ты делаешь что-либо для человека и сделал, как спустя рукава, то можешь даже обидеть этим. Ты, вроде, как и добро сделал, но не доделал. Недоделанное добро – недалеко от зла. Мы сами потом можем быть разочарованными. Это все равно, как жертва оскверненная, как жертвенник, запятнанный грехом, как священник входит во святилище в испачканной одежде. Это добро не от чистого сердца. Ты можешь сидеть в Церкви, но сердце твое не здесь. Ты можешь слушать проповедь, но сердце твое не в Слове. Бог призывает нас творить добро от чистого сердца.
Благость, добро – это и есть жертвенность, противопоставление эгоизму, своему собственному «я». Если ты доведешь свою совесть до бесчувствия, то перестанешь чувствовать то недоброе, горечь и неудобства, которые причиняешь людям. Благость - это смерть твоего «я». В первую очередь я стремлюсь услышать Бога. Я призываю Иисуса быть на троне моего сердца и, в первую очередь, я буду советоваться с Ним. Иисус говорит: «Никто не благ, как только один Бог». Иисус так сказал, для того, чтобы мы образец доброты искали не в человеке, но в Боге.
Источник благости – Бог. Три Евангелия повторяют фразу: «никто не благ, как только один Бог». Благости нужно учиться, как и другим проявлениям Божественного характера. Христианин может и должен подражать Богу, проявляя благость, как сыновья, подражая своему отцу. Матф. 5:43-48: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Когда мы смотрим на людей, мы себе много прощаем, начинаем себя обманывать. Мы создаем атмосферу, в которой начинаем жить во лжи. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный! Что означает этот стих? Иисус ставит высокую планку и говорит, что это то, к чему ты должен стремиться постоянно. Ты христианин, когда ты ставишь себе эту цель, когда ты на максимуме своих сил исполняешь волю Отца небесного. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Св. Евангелие от Иакова 4:17). Мы должны подражать не людям, но Господу. Кто должен быть нашим мерилом, нашим отвесом, нашим эталоном – это жизнь Иисуса на этой земле. Да, мы можем говорить, что Бог благ, но мы не видели Бога. Иисус жил на этой земле, чтобы показать нам пример. Когда ученики просили Иисуса показать им Отца, Он ответил: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Св. Евангелие от Иоанна 14:9)
Когда мы говорим о благости, то говорим только лишь в сравнении с добротой Иисуса Христа. Человеческая благость несовершенна. Фарисей, когда стоял в храме, молился, смотрел на рядом стоящего и думал: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». (Св. Евангелие от Луки 18:11-12). Надо целиться в Бога! Это единственный путь к настоящей духовности – когда ты сравниваешь себя не с людьми и мерку снимаешь не с людей!
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Св. Евангелие от Матфея 22:37-40). Вторая заповедь без первой не работает! «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» . Когда Бог у нас на пером месте, тогда открывается нам вторая заповедь. У тебя проблемы с ближним твоим? Я скажу, с Кем у тебя проблемы в первую очередь. У тебя проблемы с Богом! «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». (Св. Евангелие от Матфея 5:23-25). Знай, протянуть первым руку, ты в первую очередь заинтересован, попросить прощения – ты в первую очередь заинтересован. Ты должен сделать всё, что от тебя зависит. Невозможно творить добро, не возлюбив. Если ты не любишь, ты добра не сделаешь.
Что способствует проявлению благости в нашей жизни:
Рим 12:9-10: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». Что такое настоящая доброта? Это предупреждать друг друга в почтении. Добрый Самарянин не стал выяснять, на каком пути и куда шел человек, которого ограбили. Он поселил его в гостиницу и попросил кормить его в кредит. Самарянин был человеком, которого знали, уважали и доверяли, у него была хорошая репутация. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Поступай так, как Бог желает, чтобы ты поступал. Прилепляйся к добру. Прилепляйте себя к добру! Умерщвляй свою плоть и прилепляй снова и снова себя к добру!
Ин 1:11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.» Когда мы делаем зло, в этот день Бога мы не видели. По како-то причине мы с Ним в этот день не встретились. Если ты сделал добро, это значит, что ты где-то его почерпнул. «Никто не благ, как только один Бог». Мы должны практиковать добро.
Практикуйте добро. Послание к Титу 3:8: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.»
«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». (Послание к Титу 2:14,15). Если ты делаешь добро, то это свидетельство и знамение, что в тебе Дух Святой. Добро не для себя. Есть добро, которое Бог называет добром. Библейское добро – это не эгоизм. Это когда я плохому человеку делаю добро. Библия говорит, что когда я это делаю, то я не покоряюсь злу, но побеждаю зло добром. Когда вы поступаете подобным образом по отношению к своему обидчику, то вы ставите своего обидчика в очень неудобное положение. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч.25:21-22) Когда ты поступаешь подобным образом, то ты даешь место Богу. Ты делаешь это, во имя конкретной цели – ты приглашаешь Бога в эту ситуацию. Когда ты это сделаешь, то Бог войдет!
Библия поощряет нас к любви и добрым делам, поощряет быть внимательными друг ко другу. Благодари людей за всё! Ты поощряешь к добрым делам, ты исполняешь волю Божью – это не мелочь! Мы, таким образом, служим друг другу!
Библия учит нас и наставляет, что мы должны смириться перед Иисусом Христом и взять Его благое иго! «Иго Моё благо и бремя Мое легко». Мы должны облечься в благость, как в одежду.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (Второе послание к Тимофею 3:16,17). Все писание, каждая строчка наполнены Духом Святым. Библия появилась, потому что Дух Святой вдохновил кого-то и настоял, чтобы это было записано. Так утверждает библия. Это инструмент, который приносит пользу. Мы думаем, что нас будет корректировать? Давайте позволим Духу Святому нас направлять и учить. Когда Дух Святой говорит, то Он говорит нежно. Бог с нежностью говорит в нашу жизнь: «для исправления, для наставления в праведности». Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен! Мы должны осознано подчинить себя писанию, чтобы Божья благость смогла проявиться в нашей с вами жизни. Писание богодухновенно. С этим не нужно спорить. Смирись под крепкую руку Божью!
«Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня». (Псалтирь 22:1-4). Жезл и посох – это писание, это божественная власть. «Так благость и милость да сопровождают…» - ты хочешь этого? Смирись перед Богом!
Люди могут не принять твою веру, твою религию, но они с легкостью примут твоё добро. Это абсолютная и универсальная валюта, за которую Господь послал нас в этот мир приобретать людей. Как мы должны приобретать сердца человеческие? Когда ты делаешь добро, может люди не знают о твоем Боге, но к тебе их сердце уже открыто!

Состояние духовного огрубления или одичания в современное время очень тяжело и опасно, ибо выйти из него опять на правильную дорогу гораздо труднее, чем встать на эту дорогу только что начинающему новичку. Часто многие, когда приходят в храм, думают, что помолившись единожды этого вполне достаточно, чтобы Бог нас услышал. По прошествии же некоторого времени, понимают, что это совсем не так.

Приучать себя к молитве очень тяжело, а приучать себя к внимательности на богослужениях и внимательной молитве всегда был большой труд. Одно только отвлеченное присутствие на богослужении мало приносит человеку пользы. В этом состоянии потери живого ощущения Бога вся внешняя деятельность, имеющая, по-видимому, целью приблизить к Нему человека, осуждена на полную духовную бесплодность. Прежде всего молитва, одно из главных средств духовной жизни, перестает быть действенной. До Бога она не доходит.

"Помни, - пишет о. Иоанн Кронштадтский, - что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его... Чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы; каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос... Но если ты слова бросаешь попусту, без веры, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся; шелуху бросаешь, шелуха к тебе и воротится".

Есть старая легенда, наглядно показывающая нам, как бесплодны иногда бывают наши молитвы.

Давно-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо. Греха не убывает. Господи, - думал он, - неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?" Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей... По мере того, как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные, нежные звуки, как звуки далекой лютни.

Что это? - спросил старец.
-Это святые молитвы, - отвечал ангел, - только они слышатся здесь!
- Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..
Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.
-Ты хочешь знать?.. Смотри...

Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба - сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Видно было, как стоявший на левом клиросе дьячок что-то читал быстро-быстро, шлепая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали. На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко раскрыл рот, и... ни звука!

На клиросе регент раздавал ноты: хор готовился петь. "Уж хор-то, наверно, услышу..." - подумал старец.

Регент стукнул камертоном по колену, поднес его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было.

"Что же это такое?" - подумал старец. Он перевел глаза на молящихся. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

Отчего это? - спросил старец.
-Спустимся, и ты увидишь и поймешь... - сказал ангел. Они медленно, никем не видимые, спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней тихо коснулся рукой... И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли. "Ах, эта противная почтмейстерша! - думала она. - пять в новой шляпе! Муж - пьяница, дети - оборванцы, а Она форсит!.. Ишь выпялилась!.."

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: ...Экая досада! Продешевил... Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тыщу потерял, а может, и полторы..." Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: "Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой... Вот бы жену такую! Пойдет или нет?

И многих касался ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.
-Теперь ты понимаешь? - спросил ангел. - Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые...

В эту минуту вдруг чей-то детский робкий голосок отчетливо проговорил:
-Господи! Ты благ и милостив... Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..
В уголке, на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.
-Вот молитвы, которые слышны у нас! - сказал ангел. Таким образом, наши лицемерные, чисто внешние молитвы до Бога не доходят и плода не приносят.

Приближаются ко Мне люди сии устами своими, - говорит Господь, - и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. XV, 8-9). Более того: такая молитва прогневляет Бога.
"...Многие из нас, - пишет о. Иоанн Кронштадский, - совершают службу и таинства, молитвословия неохотно, вяло, небрежно, торопливо, с пропусками, желая скорее кончить святое дело да поспешить на житейскую суету. Какое страшное обольщение и какой тяжкий грех! Невольно при этом вспоминаешь грозный глагол Господа нерадивым исполнителям Его дел: проклят всяк творяй дело Господне с небрежением! Я сказал: какое страшное обольщение! Да, страшное обольщение, потому что мы по слепоте своей пренебрегаем глаголами Святого Духа, дышащего в молитвословиях таинств и служб, - пренебрегаем тем самым, что для нас служило бы при настоящем тщании и радении источником пресладкого мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного, ибо слова молитвы при службах и таинствах, читаемые с верою, благоговением, страхом Божиим, спокойно, горящим духом, имеют несомненное и чудное свойство вместе с душою оживотворять, укреплять и исцелять и самое тело наше. Это дознано опытом. Тяжкий грех, говорю, потому что, совершая небрежно таинства, мы через то кощунствуем святынею Господнею... Думают ли нынешние христиане-лицемеры, что они лицемерно молятся и лицемерно живут? - Не думают. Они молятся ежедневно, может быть, долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твердого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило и мнят службу приносити Богу (Ин. XVI, 2), тогда как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий. Все мы больше или меньше грешны в том, что лицемерно молимся, и примем за это великое осуждение".

Но если долговременное служение Богу ведет к привычке, а привычка может вызвать формальное, чисто внешнее и Лицемерное исполнение религиозных обязанностей, то возникает важный вопрос: как избежать этой опасности? Ибо если этого мы сделать не сумеем, то печальный конец нашей духовной жизни неизбежен. Ответ на этот вопрос заключается отчасти в вышеприведенных словах кронштадтского пастыря: при настоящем Тщании и радении таинства, службы, молитвы служат источником мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного. Для одних они служат, таким образом, благословением, на других навлекают проклятия. Все зависит от отношения к ним человека.

сли христианин не вкладывает в свое служение Богу всего внимания, всего рвения, всей сердечной теплоты, на которую способен, то в нем скоро начинает развиваться привычка к небрежному и поверхностному исполнению религиозного долга. До этого человек доходит не вдруг, а постепенно.

Затем, закоренелая привычка побеждает все усилия, когда, сознав опасность положения, пытаются с ней бороться. Язык сам собою мчится вперед, стремительно выбрасывая слова, не поспевающая за ним мысль прыгает с пятого на десятое слово или мечется по сторонам, а руки и тело сами собой проделывают заученные и усвоенные привычкой жесты. Еще хуже, когда человек даже не сознает, что он перестал уже быть священником и молитвенником, что он не более как говорящий автомат. Здесь начинает уже чувствоваться гнет проклятия Божия за небрежность, ибо сказано: Проклят творяй дело Господне с небрежением (Иер. XLVIII, 10).

Подготовил Сторчевой С.В., препод. ПДС


У каждого из нас есть своё представление о постах. Некоторые путают пост и диету, и по своему неведению называют диету, на которой находятся, - постом. Например, некоторые являются вегетарианцами и не едят ничего мясного. Это не пост, это вегетарианская диета.
Итак, в чём же различие между постом и диетой?
Первое отличие заключается в отношении к пище. Диета - это выборочное употребление пищи. Пост - это отказ от пищи. Второе отличие - в цели и назначении диеты и поста. Цель диеты - либо похудеть, либо улучшить здоровье, либо что-то ещё, но в первую очередь, это забота о теле. Цель же поста - это (в первую очередь) забота о духе
Библия много и часто говорит о постах. Даже сам Господь Иисус Христос постился в пустыне в течение 40 дней: Матфея 4:1-2 "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал" . То же самое записано в Евангелии от Луки следующим образом: Лука 4:1-2 "Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни , а по прошествии их напоследок взалкал" .

Как вы видите, во время поста Господь Иисус ничего не ел и не пил!

А теперь давайте познакомимся с условиями, при которых люди соблюдали пост.

I. ПОСТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СКОРБИ КОГДА КТО-ТО УМЕР

1 Царств 31:13 И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней .
2 Царств 1:11-12 Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча .

II. ПОСТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СМИРЕНИЯ

Псалом 34:12-16 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою , и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими .

III. ПОСТ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ (как его составная часть)

Неемия 9:1-3 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих . И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему .

Иона 3:5-10 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле , и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели , не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел .

IV. ПОСТ - ТРАДИЦИЯ

Лука 18 10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю , даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится .
У практикующих иудейство евреев есть традиция - поститься 2 раза в неделю: в среду и пятницу. Во времена Иисуса учителя Закона и фарисеи обязаны были поститься дважды в неделю. И для многих пост превратился во что-то обыденное, в традицию, в "обязаловку".

V. ПОСТ И МОЛИТВА (обращение за помощью к Богу)

Пост и молитва (разговор с Богом) неразделимы. Именно поэтому пост является поиском Божьего водительства, ходатайством за родственников, друзей или знакомых и средством достижения духовной силы.

1. Пост как поиск Божьего водительства .
Деяния 13:2-3 Когда они служили Господу и постились , Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их .

2. Пост с молитвой как ходатайство пред Богом за кого-либо.
Даниил 9:1-17 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле . (Даниил ходатайствует за всю нацию Израиля)

Деяния 14:23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали . (Ученики ходатайствуют за служителей)

3. Пост как средство приобретения духовной силы
Матфея 17:14-21 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом .

То же самое записано в Марк 9:28-29 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста .


VI. ИИСУС О ПОСТЕ.

1. Ответ ученикам Иоанна Крестителя:
Матфея 9:14-15 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься .

2. Поведение во время поста :
Матфея 6:16-18 Также, когда поститесь , не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься , помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим , Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .

Пост - это очень личное, подобно молитве и покаянию, событие в жизни верующего человека. Это ваши взаимоотношения с Господом Богом. Посему не нужно трубить на каждом углу о своём решении поститься; не нужно хвастаться о том, который день вы поститесь или сколько дней вы "протянули" без еды. Также не стоит делать "постное" выражение лица и демонстрировать свои "страдания" и напускную святость окружающим. Если вы поститесь только для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою праведность, то напрасно тратите время, потому что такой пост неугоден Богу. Пост - это не напускная святость, а внутреннее смирение.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ: ПОСТ И МОЛИТВА .

Обратите внимание на пример угодного Богу поста. Это история о смирении и покаянии апостола Павла (в прошлом Савла) после встречи с Иисусом Христом по дороге в Дамаск.

Деяния 9:1-9 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: "встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать". Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил
.

КАК БИБЛИЯ ОПИСЫВАЕТ ПОСТ, УГОДНЫЙ БОГУ?

Исаия 58 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал , день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал : разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения
.

Пост, угодный Богу, заключается не в том, что мы отказываем себе в пище, а в том, что мы ищем лица Божия и воли Его. Пост, в отличие от диеты, в первую очередь укрепляет нас духовно. Отказ от пищи в данном случае лишь служит для ослабления плоти.
Однако, постом может быть не только отказ от пищи или питья, но и отказ от любимых вещей, угождающих нашей плоти. Это может быть отказ от телевизора - любимого сериала, футбольного или хоккейного матча, фильма или какой-то другой телепередачи. Это также может быть отказ от любимой компании, от любимой привычки (как правило, - вредной) и так далее.

Однако пост - это не только отказ от чего-то. Простой отказ от пищи называется голоданием. Пост же подразумевает духовные усилия. То есть, отказываясь от плотской пищи, человек должен кормить себя духовно. Что же является духовной пищей?

Сам Иисус сказал, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матфея 4:4 ). Итак, пища для духа - Слово Божье. Библия является Божьим Словом. И ничто другое не в состоянии напитать нашего духовного человека.

Римлянам 10:17 Вера - от слышания, а слышание - от слова Божия .
Евреям 4:12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные .

Часто мы слышим призыв в церкви поститься и молиться в какой-то определённый день или период времени. Однако мало кто понимает истинное значение этого деяния и само действие поста превратилось в один из церковных обрядов, смысл которого не все могут осознать. Обычно церковные обряды в православной или протестанкой церкви основываются на прямых указаниях, как Ветхого Завета, так и Нового Завета. В случае с обрядом поста явных указаний иполнять это в Писании нет.
Тогда перед нами встаёт вопрос, а что же такое на самом деле пост? В чём его предназначение? И какой пост угодный Богу? На все эти вопросы отвечает Сам Господь в Его Слове - Библии.

Прежде всего необходимо понять само значение слова "пост". Древнееврейское слово צום (tsom) скорее всего является перевёрнутым словом древнеславянского слова "постъ". В древнегреческом языке в Новом Завете для обозначения поста применяется слово nhsteia (nesteia), видимо произошедшее от древнеславянского слова "не есть" или "не естья". Здесь уже проявляется само понятие поста - не есть, не вкушать пищу. По словарю Даля пост обозначает: ...постничать, соблюдать, держать пост, не есть вовсе...
Теперь выясним в Священном Писании, где применяется пост и в каких случаях нам необходимо соблюдать его.
Первым человеком, который применил пост был Моисей. Это событие описано в книге Исход 34 глава. Моисей второй раз поднялся на гору Синай для получения Божиих заповедей и Господь с ним разговаривал. Моисей не ел и не пил 40 дней. Пост Моисея был связан с важнейшим событием в истории Израиля - 10 заповей Господа.
В книге Судей 20 глава описаны другие события, связанные с постом. Народ Израильский решил идти с войной на Гиву и пришли сыны Израильевы к Богу вопрошать об этом,26 стих: "Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом" . И здесь мы видим пост связан с важнейшим событием - война с Гивой. Израильский народ просил Господа принять решение.
В книге Есфирь описывается время поста народа Израиля. Однако пост был связан непосредственно с событиями, связанными с будущей судьбой Израиля. Мы все помним этот момент, когда Есфирь должна была пойти на приём к царю и народ Израильский постился и молился, чтобы царь принял свою жену и выслушал её.
Далее очень много описываются событий, когда назначался пост. Прошу заметить, что пост назначался в Израильском народе только тогда, когда происходили важнейшие исторические события в жизни Израиля, которые могли повлиять на будущее этого народа на их судьбу. Они назначали пост, воздерживались от еды и молились своему Господу.
Теперь рассмотрим применение поста в личной жизни человека. Примером может послужить царь Давид. После того, как Давид согрешил с Вирсавией, Господь решил наказать Давида путём умершвления его будущего ребёнка. И какое же действие предпринял Давид? Он постился и молился, прося Бога простить его. Пост Давида был связан с очень важным моментом его жизни. Он понял, что согрешил перед Богом и хотел возобновить свои взаимоотношения с Ним опять, Давид очень сильно переживал за свой проступок. "И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле" (2 Цар. 12:16).
Мы видим действие поста у других людей, жизнь которых описана в Библии. Но во всех описанных событиях, пост являлся для них временем, когда люди искали Божьей воли, Его решения, взаимоотношения с Господом. Люди отказывались от пищи не потому, что это надо было. Они не могли даже об этом думать, им было не до того, чтобы есть. Они были в переживаниях.
На основании всего вышеперечисленного можно предположить, что пост является не обрядом как таковым, а действией самопроизвольным, связанным непосредственно с важным событием в жизни человека или всего народа. Никогда Господь не принуждал человека поститься. Я этого в Библии не вижу. Человек сам по своей воли отказывался от пищи. И по другому быть не может. Если кто-то из нас переживает в жизни значимые события или какие-нибудь трудности, требующие вмешательства Господа, то такому человеку просто не до пищи, не до чего-то другого. Такому человеку нужно принять решение, очень важное решение, разобраться в том, что он не понимает, разобраться пред лицом Бога. Пост это когда человек ищет Бога.
Господь через пророка Исаия в 58-й главе раскрывает смысл поста, который угодный Ему. Господь объясняет, что пост человека превратился в обряд. Бог говорит людям, что они постятся для Него, молятся Ему, но Он не слышит их. А всё потому, что люди пост воспринимают, как какое-то правило, порядок. Люди специально гнетут себя, усмиряют души свои, воздерживаются от еды. И вот на это Господь говорит: "Вот пост , который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо" . Кто-нибудь видит указание о воздержании от пищи? Я нет. Так какой же пост угодный Богу? Оказывается угодный Богу пост является не воздержание от пищи, а раскаянием перед Богом, поиском взимоотношения с Ним, познание воли Его, следствием всего этого является добрые дела. А действие поста ни что иное, как добровольный отказ человека от пищи. И Господь этого совсем не требует. Это уже решение самого человека.
Некоторые христианские церкви пост превратили не просто в обряд, а в рецепт для похудения. Иногда я слышу, когда христиане говорят такие фразы: "я пощусь каждый вторник". Я это называю рецептом для похудения. По другому это назвать нельзя. Это не пост угодный Богу. Иногда в церкви назначают дни поста, но только непонятно для чего. Обычно говорят, что будем молиться, так как есть некоторые нужды. Но я спешу спросить: насколько важные эти нужды, точнее насколько мы переживаем об этих нуждах, что собираемся держать пост? Насколько эти нужды близки нашему сердцу, что мы действительно вопиём к Богу просить Его? Пусть каждый задаст этот вопрос себе.
И последнее. Во время жизни Христа на земле к Нему подошли ученики фарисейские и Иоанновы и спрашивали: почему ученики Христа не постятся. Христос им отвечал: "...могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни". Этим Иисус Христос подразумевал - зачем ученикам поститься, ведь с ними Сам Христос, с ними Господь. Ученики видели Иисуса каждый день, Он мог решить все их трудности на месте, зачем поститься? А вот когда Иисус уйдёт на небо, тогда ученики и будут поститься, искать лица Его, Его воли и так далее.

Да будем придерживаться истинного поста, угодного Богу.

В 58-й главе книги пророка Исайи описывается пост, угодный Богу. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6-8).

Давайте разберем основные его составляющие:

«Разреши оковы неправды». Что это значит? Нужно освободиться от всякой лжи. Все мы пришли из мира, которым правит дьявол – отец лжи. Этой ложью мы пропитаны. Лукавство, лицемерие, преувеличение – все эти разновидности лжи есть в нас. Во время поста проси Господа, чтобы Он помог тебе освободиться от всякой неправды. Сам же приложи усердие к тому, чтобы говорить правду всегда и всем.

«Развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Что может быть для тебя ярмом, которое надо расторгнуть? Возможно, это зависимость от просмотра телевизора или «зависание» в интернете, от которого ты не можешь оторваться даже для того, чтобы пообщаться с близкими, не говоря уже о том, чтобы уделить время молитве. Некоторые с раннего утра, проходя мимо телевизора, не могут не включить его, а вечером не могут заснуть без него. Другие не в силах провести день без того, чтобы не «посидеть» в социальных сетях.

Твоим ярмом могут быть долги, невыполненные обещания или обеты, которые ты давал Богу в своих молитвах. Молись, чтобы Господь показал тебе то ярмо, которое ты должен развязать, расторгнуть и удалить из своей жизни.

«Когда ты перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Здесь речь идет об осуждении, лицемерии. Если ты имеешь пагубные наклонности, то в посте и молитве исповедайся перед Богом и с Его помощью освободись от всего этого. Постарайся не осуждать людей, не критиковать их. Позволь Богу поработать с тем человеком, на которого имеешь обиду и которого постоянно осуждаешь или критикуешь.

«Раздели с голодным хлеб твой»

«Не укрывайся от единокровного» – значит, приведи в порядок взаимоотношения с родственниками. Во время поста молись Богу о них и проси любви к ним.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТЕМ, КТО СОБЛЮДАЕТ ПОСТ, УГОДНЫЙ БОГУ

Исайя 58:8-12: «Взойдет исцеление твое, как заря», т.е. во время поста можно молиться о здоровье.

«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Господь обещает Свое водительство и успех в делах.

«Ты воззовешь – и Господь услышит». Господь готов ответить на каждое твое прошение и удовлетворить всякую нужду, угодную Ему.

«И застроятся потомками». Господь говорит о восстановлении твоей семьи или рода твоего.

РАЗНЫЕ ВИДЫ ПОСТА

Индивидуальный пост

В Библии есть описание нескольких видов поста. Иногда пост даже влиял на ход истории, в других случаях был средством разрешения сложных ситуаций.

Сорокадневные посты Моисея

Первый пост совершался, когда Моисей взошел на гору и Господь открыл ему видение о том, как построить скинию (Исх.24:18).

Во второй сорокадневный пост Бог дал Моисею откровения десяти заповедей, которые тот записал на скрижалях (Исх.24:28). Эти посты были сверхъестественными, потому что Моисей в течение сорока дней не ел и не пил, но Бог сверхъестественно поддерживал его: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».

Сорокадневный пост Иисуса Христа

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк.4:1-2).

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Можно заключить, что Иисус воздерживался от пищи, но не от воды.

Христос был в посте для того, чтобы получить силу Духа Святого на Свое служение. В конце поста «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк.4:14).

Пост Даниила

Об этом посте рассказывается в книге Даниила 10:2-3: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней (7*3=21 день). Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в мои уста, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней. А в двадцать четвертый день я был на берегу реки Тигра и поднял глаза мои и увидел…»

Даниил был стар, ему уже исполнилось восемьдесят шесть лет, но у него еще имелось достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы. На протяжении трех недель он скорбел. Отказался от какой бы то ни было вкусной еды, не ел мяса, перестал пользоваться ароматами, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Даниил глубоко смирял и уничижал себя. И ниспослал ему видение о судьбе народа Божьего и том, что будет в конце мира.

Коллективный пост

Пост царицы Есфирь

В Библии. в книге Есфирь, описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день все евреи должны были подвергнуться уничтожению.

Есфирь, иудейка, приняла вызов. Вместе со своим дядей, Мардохеем, они условились, что тот соберет всех евреев в городе Сузы и евреи будут пребывать в посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи. Результат коллективного поста выразился в том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение. Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского царя. Все это произошло благодаря коллективному посту и молитве Божьего народа.

Пост ниневитян

Есть еще один пример того, как Бог ответил на коллективный пост людей, живущих в Ниневии.

Город Ниневия был столицей Ассирии. В этом городе жили люди, исполненные жестокости, насилия. Город изобиловал идолами, и Господь решил наказать этот город за грехи. Бог призвал Иону пойти и рассказать Ниневии о надвигающемся разрушении. Сначала Иона отказался идти туда, потому что ассирийское царство было врагом его собственного народа. Однако, претерпев суровое наказание от Бога, Иона пошел в Ниневию. Слово проповеди было крайне просто:

«Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Ответ ниневитян оказался незамедлительным. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион.3:5-9).

В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. три дня мычал и кричал некормленый скот. Плач стоял во всем городе. Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от Господа пришел: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

РЦХВЕ по материалам сайта церкви «Вифания», г. Краснодар

Please enable JavaScript to view the