Два глагола на ить 1 спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения (4-й класс)

Тема урока: «I и II спряжение глаголов».

Цель: с оздание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения ;
  2. формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
  3. закрепление написание слов с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
  2. развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
  3. развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
  4. создание условий для личностного саморазвития учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
  2. воспитание культуры речи, чувства коллективизма, взаимовыручки.

Технология: педагогическая мастерская.

Форма работы: групповая.

Оборудование: листы с заданиями для команд, плакат «Дерево», листочки бумаги (по количеству учеников), мультимедийный проектор, фломастеры, ручки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор. (число, классная работа)

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

На экране появляется слайд №2 со стихотворением:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Учитель: Догадались, ребята, о ком или о чём это стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о глаголе.

  1. Чистописание.

Напишите цепочки.

ешь ишь Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?

шьёшь бежишь

Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)

В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.

  1. Словарная работа. Слайд №4.

Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать, сверкать, гореть, медлить )

Желают, сверкают, горят, медлят.

Физминутка (глаза и дыхание)

  1. Самоконструкция. (индивидуально).

Учитель: Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3

(Дополнительные вопросы.

Что такое глагол?

Какова роль глаголов в тексте, предложении?

Что такое неопределённая работа?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?)

  1. Социоконструкция. (в группах).

В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально,

  1. Социализация.

Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.

  1. Разрыв. (в группах)

Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.

Выполняют задание №1 (на больших листах, фломастерами). Сделать вывод.

Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.

Плести

Кричать

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.

Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?

Назовите личные окончания глаголов первого столбика.(на слайде №5)

У (ю)

Ешь (ёшь)

Ет (ёт)

Ем (ём)

Ете (ёте)

Ут (ют)

Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)

У (ю)

Ишь

Ит

Им

Ите

Ат (ят)

Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Определите спряжение словарных слов.

ФИЗМИНУТКА.

Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть - если глагол 2 спряжения.

Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.

Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.

  1. Афиширование.

Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)

Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)

  1. Дополнительное задание.

Упражнение №437, стр. 80.

Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.

Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.

* Морфологический разбор глагола из предложения.

11. Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали о глаголах?

На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.

  1. Д/з

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т)

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч. 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т (я т)

    В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму.

    I спряжение Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т) II спряжение - у(ю) - и шь - и т - и м - и те - а т (я т)

    У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением.

    Спасибо за внимание!


    Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

    Общая информация

    Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

    Что такое спряжение?

    Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

    В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.

    О том, как определить спряжение

    Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.

    Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.

    Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.

    Примеры определения спряжений по ударным окончаниям

    Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:

    • СпЯт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
    • НесУт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.

    Глаголы с приставкой вы-

    Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.

    Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?

    Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.

    Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».

    Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

    Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

    Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

    • Рисует (что делает?) - это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует - (что делать?) рисовать.
    • Скажет (что сделает?) - это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет - (что сделать?) сказать.

    Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

    Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям

    Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:

    • Ходите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите - (что делать?) ходить.
    • Тратите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите - (что делать?) тратить.

    Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

    Исключения из правил

    У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.

    Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.

    Особенности спряжения глаголов

    Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:

    • он хочЕТ;
    • ты хочЕШЬ;
    • я хочУ;
    • они хотЯТ;
    • вы хотИТЕ;
    • мы хотИМ.

    Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.

    Способы запоминания правил и исключений

    В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.

    Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

    Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

    • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
    • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).

    Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:

    Ко 2-ому же спряженью

    Отнесем мы без сомненья

    Все глаголы, что на -ИТЬ,

    Исключая брИТЬ, стелИТЬ.

    А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,

    СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,

    ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,

    И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.

    Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

    Задачи урока:

    • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
    • Развивать творческие способности учащихся, речь;
    • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
    • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
    • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

    Оборудование:

    • Мультимедиа;
    • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
    • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

    II. Постановка темы и цели урока.

    1) Сначала отгадайте загадку.

    Стоит толстячок,
    Подбоченивши бочок,
    Шипит и кипит
    Всем чай пить велит.

    Это самовар!

    Это русский самовар.

    Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

    Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

    Самовар свистит, гудит:
    Только с виду он сердит.
    К потолку пускает пар
    Наш красавец самовар.

    2) Чистописание.

    Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

    3) Подготовительная беседа.

    Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

    С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

    В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

    4) Самостоятельная работа.

    Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

    Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

    III. Закрепление пройденного материала.

    1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

    Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

    2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

    • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
    • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

    3) Взаимопроверка.

    Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

    Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

    4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

    Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

    И нам самовар велит продолжать работу.

    5) Дифференцированная работа в группах.

    1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

    бер- ворч- говор-
    нес- скрип-
    рев- шурш-

    2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

    • Пищат -
    • Жужжат -
    • Кричат -
    • Летят -
    • Лежат -

    3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

    Сам_вар сто_т,
    Словно жар гор_т,
    И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
    "Я Федорушку проща_,
    Сла_ким ча_м угоща_"

    Лучше доктора любого
    Лечит скуку и тоску
    Чашка вкусного крутого
    Самоварного чайку.

    А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

    (Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

    Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

    IV. Физминутка.

    V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

    С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    За пустой стол гостей не сажай.

    Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

    VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

    На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

    VII. Самостоятельная работа.

    Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

    • чай, женщины, Собирают, только.
    • женских рук, Аромат, не портит.
    • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
    • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

    Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

    (Проверка через мультимедиа)

    2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

    Интересная часть речи
    В русском языке живёт.
    Кто что делает, расскаж_т:
    Черт_т, пиш_т, иль поёт,
    Вышива_т или паш_т,
    Или забива_т гол,
    Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
    Всё расскажет нам:. . (глагол)

    (проверка через мультимедиа).

    Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

    Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

    У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

    играть (не указывает на того, кто совершает действие)

    печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

    IX. Работа в парах.

    Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

    Чай вам жажду:
    :, :,
    Он: все болезни.
    Нет напитка нам полезней.

    (утолит, излечит, успокоит, ободрит)

    Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

    Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

    Итог урока.

    На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

    Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

    Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

    Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

    Хочу знать больше.
    Хорошо, но могу лучше.
    Пока испытываю трудности.

    Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

    Спряжение глаголов

    Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

    Это интересно: что такое паронимы, примеры.


    Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

    Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

    • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
    • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

    Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

    Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

    Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.


    Противоречия I спряжения

    По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

    Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

    Противоречия II спряжения

    Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

    Глаголы-исключения:

    • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
    • слышать, гнать, держать, дышать.

    Давайте приведем примеры изменения:

    • гнать, гонит, гонишь, гоните;
    • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
    • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

    Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

    Это интересно: склонения в русском языке – правила и примеры.

    Учим слова-исключения

    Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

    Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

    Нужно знать: Как правильно писать – надеть или одеть?

    Способы заучивания

    Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

    Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

    1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
    2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
    3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

    На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

    Это интересно: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.


    Хочется предложить такой вариант.

    Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

    А еще такие:

    Гоним, держим, смотрим, видим.

    Дышим, слышим, ненавидим.

    И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

    Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

    • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
    • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
    • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
    • видеть - удивленно смотрят вдаль.

    И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

    Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

    Правописание глаголов

    Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

    Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

    Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

    Глаголы 1 спряжения

    Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

    Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

    1. брить (бреет);
    2. стелить (стелет).

    Глаголы 2 спряжения

    Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:


    Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

    1. гнать;
    2. держать;
    3. терпеть;
    4. обидеть;
    5. слышать;
    6. видеть;
    7. ненавидеть;
    8. обидеть;
    9. вертеть;
    10. дышать;
    11. смотреть.

    Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

    На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

    Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.


    Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

    Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.


    Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

    Что такое спряжение глагола

    Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

    • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
    • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

    Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

    Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.



    Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
    Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
    1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
    рисуем, сошьем, растем
    -у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
    приготовим, купим, держим
    2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
    рисуете, сошьете, растете
    -ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
    приготовите, купите, держите
    3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
    рисуют, сошьют, растут
    -ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
    приготовят, купят, держат

    Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

    Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

    Глаголы первого спряжения представлены:

    • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
    • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
    • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
    • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

    Глаголы второго спряжения представлены:

    • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
    • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
    • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

    Разноспрягаемые глаголы

    Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) . Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

    Инструкция

    Трудность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, просто надо запомнить. А чтобы запомнить, необходимо придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осмысленность. Если глаголы на –ить ( и ) запоминаются достаточно легко в силу их относительно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и трудны для запоминания.

    Введите их в контекст. Еще лучше, если этот текст будет рифмованным, что легче запоминается. Вот, например, стишка для глаголов не на –ить, относящихся к 1 спряжению.
    Гнать, держать, смотреть и видеть,
    , слышать, ненавидеть,
    и зависеть, и вертеть,
    и обидеть, и терпеть.
    Вы запомните, друзья,
    Их на “-е ” нельзя.

    Опыт показывает, что хоть и , но просто перечисляемые глаголы не очень запоминаются детьми. Наполните эти слова конкретным смыслом. Сделайте их героями какой-нибудь незамысловатой сказки. Ученики-четвероклассники еще очень любят этот жанр. Больший эффект получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве.

    Дайте детям задание: нарисовать тематический , где тем или иным образом отразились бы 13 глаголов-исключений. Обсудите на уроке работы, исподволь принуждая детей повторять и повторять глаголы, комментируя свои рисунки. Включайте в урок музыку. Пойте слова, которые нужно запомнить. Все вместе создаст у ребят устойчивые образы глаголов-исключений.

    В заключение предложите выучить еще одно -песенку:
    Очень хочется
    Через стеклышко смотреть –
    Целый мир видеть,
    Лук и ненавидеть.

    Научиться боль терпеть,
    Чтоб не мог никто обидеть,
    Чтоб от сильных не зависеть,
    Чтобы слабым не вертеть.

    Как же хочется: все слышать,
    Птицу синюю держать,
    Чистым воздухом дышать,
    Целый мир зеленым видеть…

    Не спешите мысли гнать,
    Надо просто помечтать!

    Видео по теме

    Обратите внимание

    Дети должны узнавать глаголы-исключения не только в начальной, но во всех личных формах единственного и множественного числа.

    Источники:

    • глаголы исключения 2 спряжения стих

    Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

    Правописание окончаний

    Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

    Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».

    В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.

    Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то окончание –ете. Если поставить такой глагол в , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы».

    Мягкий знак (ь) в глаголах

    Мягкий в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах.

    Например: «писать», «исправь», « », «погнулись».

    Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.

    Например: «умывается».

    Правописание суффиксов

    Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.

    Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».

    Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».

    Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть».

    Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д.

    Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь».

    Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.

    Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы