Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова в начальных классах

Фонетический разбор - это звуковой анализ слова. Чтобы правильно сделать фонетический разбор, нужно разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Гласные звуки в фонетическом разборе

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - [а, о, у, э, ы, и] , но на письме они обозначаются десятью буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-[йэ], ё-[йо], ю-[йу], я-[йа] . Примеры: ехать - хать, ёжик- жик, юла - ла, яма-ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как (в начальной школе допустимо обозначение как [й]).

А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] - всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми: мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я - [а], ё - [о], ю - [у], е - [э] : Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].

Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует .
Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
[й’] - согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Обратите внимание:

Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:

Я - [а], Ё - [о], Ю - [у], Е - [э]: Лён - [л’ о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:

Я - [й’а], Ё - [й’о], Ю - [й’у], Е - [й’э]: Ёлка - [й’ о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] - 4 буквы, 5 звуков.

Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: кОтик - [ кОт ‘ и к], скворцы - [с к в а р ц ы];
гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: мяч - [м’ач’], рябина - [р’эб’ина], пятно - [п’итно].

Согласные звуки в фонетическом разборе

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных букв всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з , р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с , х, ц, ч, щ

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слове они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные 4 звонких - р, л, н, м и 4 глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим.

Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ .

Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые. Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие ч, щ - всегда мягкими.

После ц мягкий знак никогда не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч, щ мягкий знак иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, мышь, режь, туч).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:

1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый.

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные согласные по звонкости-глухости.
л, м, н, р, й - непарные звонкие согласные.
х, ц, ч, щ - непарные глухие согласные.
ч, щ, й - всегда мягкие согласные.
ж, ш, ц - всегда твердые согласные.
ж, ш,ч, щ - шипящие.

Обратите внимание:

парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): гриб - [гр’ и п], лавка - [л а ф к а];

Й, Ч, Щ - [й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц - [ж], [ш], [ц] - всегда твердые;

Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

Сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]: звёздный - [з в’ о з н ы й’], лестница - [л’ эс ‘н’и ц а].

Иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]: когти - [к о к т’ и], мягкий - [м’ ах ‘ к ‘ и й’];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: сделал - [з’ д’ э л а л].

Между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко: зонтик - [з о н’ т ‘и к];
иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: стаканчик - [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик - [см’э н’ щ’ и к];

Удвоенные согласные располагаются
после ударного гласного, то дают длинный звук: грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: бриться - [бр’ иц:а];
иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]: конечно - [ кан ‘ эшна ], скучно - [ скушна ], что - [ш т о], чтобы - [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: белого - [б’ Э л а в а].

Мягкий и твердый знаки в фонетическом разборе

Ь и Ъ не обозначают звуков, но влияют на произношение слова, а значит и на транскрипцию.

Мягкий знак

  • служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
  • выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
  • указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’эр’эч’].

Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].

Слог при фонетическом разборе

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому оно называется свободным (кни"га, бума"га, переде"лка).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге (тоска, тоски, тоской). Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у́же и уже́, засы́пать и засыпа́ть, до́ма и дома́).

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

  1. Запишите слово.
  2. Запишите транскрипцию.
  3. Поставьте ударение.
  4. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  6. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  7. Опишите звуки:Гласный, ударный или безударный.Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  9. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Образец фонетического разбора:

его [й"и-во́] - 2 слога
е- [й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[и] гласный, безударный
г- [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
о- [о] гласный , ударный
3 буквы 4 звука

соловья́ [са|ла|в"йа] -3 слога
с [с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
л [л] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о [а] - гласный, безударный
в [в’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
ь [-]
[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
я
[а́] - гласный , ударный.
7 букв, 7 звуков.

пра́здник; [пра́|з’н’ик] - 2 слога
п [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
р [р] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
а [а́] - гласный, ударный
з [з’] - согласный, звонкий парный, мягкий парный
д [-]
н [н’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и [и] - гласный, безударный
к [к] - согласны й, глухой парный, твёрдый парный
8 букв, 7 звуков

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Помните, что Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я - буквы и их в транскрипции быть не может.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Основные трудности вызывает правильная запись транскрипции слова. Закройте глаза и проговорите слово так, как вы обычно его произносите в своем разговоре, но медленно. Это и будет транскрипция. Выделите звуки, произносимые мягко, найдите звуки, которые не соответствуют буквам. Определите буквы, которым соответствует 2 звука. И тогда при определенном опыте у вас станет легко получаться записывать транскрипцию любого сова.

Задания на закрепление темы

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.

С чего начать звуко-буквенный разбор слова

Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.

Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.

Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:

  • Дуб – [д у п]
  • Семья – [с’ е м’ й а]
  • Дождь – [д о ш т’]
  • Солнце – [с о н ц э]

В транскрипции используются такие обозначения:

  • Символом ” ‘ ” обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
  • Символ ударения ставится над ударной гласной.
  • Иногда, слоги разбивают дефисом ” – “, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова – согласные и гласные

После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик – каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.

Какие бывают согласные

Для согласных звуков записываются такие характеристики:

  • Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как “д – т”, “в – ф”, “г – к”, “с – з”. Один из звуков в данной паре глухой, а другой – нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
  • Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак ” ‘ “, то звук определенно мягкий.
  • Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.

Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.

Какие бывают гласные

С гласными звуками всё обстоит проще:

  • Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
  • Йотированные. Такие буквы, как “я, ё, ю” могут разделяться на два звука, например, как в слове “семья”.

Как видите, главное – правильно проговорить слово вслух.


Как закончить звуко-буквенный разбор слова

Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться – это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы – по самому слову.

Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.


Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим . Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.

Необходимо:

— тетрадь;
— карандаш и ручка.

Инструкция:

  • Прежде, чем разобраться с тем, как сделать звуко-буквенный анализ, вспомним правила разбора . Итак, во-первых, производится орфографическая запись слова . Затем оно делится на слоги, ставится ударение. Третьим пунктом идет расставление переносов. Далее в столбик выписываем фонетическую транскрипцию слова, каждый звук характеризуем. После этого подытоживаем количество звуков и букв и отмечаем моменты, когда они не совпадают.
  • Поскольку звуко-буквенный анализ базируется на разборе характеристик звуков , вспомним некоторые важные моменты. Во-первых, буквы бывают гласные и согласные. Гласных букв в русском языке 10: «а », «о », «у », «ы », «э », «я », «ё », «ю », «и », «е ». Гласными являются звуки: «а », «о », «у », «ы », «э », «и ». Они бывают ударные и безударные. Буквы «я », «ё », «ю » и «е » имеют двойное звучание, если стоят впереди слова, после мягкого или твердого знака и после гласного звука. Именно поэтому остальные буквы и звуки – согласные. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Так, «й », «л », «м », «н », «р » — всегда звонкие , а «х », «ц », «ч », «щ » — всегда глухие . Звуки «ж », «ш », «ц » всегда твердые, а «й », «ч », «щ » всегда мягкие. Кроме этого, согласные звуки образуют шесть пар звонких и глухих согласных: «б-п », «в-ф », «г-к », «д-т », «ж-ш », «з-с ».
  • В качестве примера приведем звуко-буквенный разбор слова «приятели », который наглядно покажет, когда количество звуков больше , чем количество букв:

    Деление по слогам: при-я́-те-ли (в слове имеется четыре слога, ударение падает на второй слог)

    Перенос: при-я-те-ли

    п [п]
    р [р]
    и [и] – гласный, безударный.
    я [й] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.
    —[а] – гласный, ударный.
    т [т]
    е [е] – гласный, безударный.
    л [л] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.
    и [и] – гласный, безударный.

    В слове 8 букв и 9 звуков . Несовпадения: буква «я » обозначается двумя фонемами: «й » и «а ».

  • Разбор слова «дробь» является ярким примером случаев, когда напротив – количество звуков меньше , чем количество букв:

    Дробь (в слове одна гласная, а потому в ней один слог, и переносу слово не подлежит)д [д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный.
    р [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный.
    о [о] – гласный, ударный.
    б [п] – согласный, глухой, мягкий, парный.
    ь – не звука.В слове 5 букв и 4 звука . Несовпадения: буква «б » слышится как «п », а буква «ь » не имеет звучания.

  • И, наконец, фонетический разбор слова «похлебка » докажет, что бывает и полное соответствие количества букв и звуков:

    Похлебка. Деление по слогам: по-хле-бка (в слове имеется три слога, ударение падает на второй слог)Перенос: по-хлеб-ка п [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
    о [а] – гласный, безударный.
    х [х] – согласный, глухой, твёрдый, непарный.
    л [л] – согласный, звонкий, мягкий, непарный.
    ё [о́] – гласный, ударный.
    б [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
    к [к] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
    а [а] – гласный, безударный.В слове 8 букв и 8 звуков . Несовпадения: буква «о » обозначает звук «а », буква «ё » имеет звучание «о », а буква «б » — «п ».

  • Приведенные примеры показывают, как делать звуко-буквенный анализ, принятый в средних общеобразовательных учреждениях. Как видно, ничего трудного в этом процессе нет, главное – опыт , знание правил и внимательность . В любом случае, всегда можно обратиться за помощью к справочникам по русскому языку . В частности, это могут быть и справочные интернет-источники, например,

Звуко-буквенный анализ слов.

Памятка для звуко-буквенного разбора

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.

3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).


4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м"ач], белка — [б"элка], лён — [л"он], люк — [л"ук]), и 2 звука (я — [й"а], е — [й"э], ё — [й"о], ю — [й"у]), если стоят в начале слова (яма — [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла — [й"ула]); после гласной (баян — [бай"ан], веер — [вей"ер], чаёк (от чай) — [чай"ок], баюн (кот-баюн) — [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй"эл], гроздья — [грозд"й"а], варенье — [варен"й"э], бельё — [бэл"й"о], вьюнок — [в"й"унок]).

6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .

7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Волна

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные — снизу.

Чего больше?

Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.

Найди буквы

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

Звуко-буквенный разбор слова в школе

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) - звук.

Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) -пишу.

Буквы - знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б"], [в]- [в"], [г]- [г"]. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые.

Не имеют пары по твердости [ч"], [щ"], [й"], они всегда мягкие.

Примечание . Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является [ж" ж"], встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие.

Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом - том, кол - гол, шар - жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук - люк, мал - мял, нос - нес, конь - кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб - зубок, низкий - низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба - просить, сдать.

Примеры разбора звукобуквенного анализа слов

Сторожи"ть - [старажыт"] - 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
С - [с] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Т - [т] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;

Р - [р] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
О - [а] - гласный, безударный;
Ж - [ж] - согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
И - [ы] - гласный, ударный;
Т - [т"] - согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
Ь - [-]
Объе"м - [абй"ом] - 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
О - [а] - гласный, безударный;
Б - [б] - согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
Ъ - [-]
Е - [й"] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
[о] - гласный, ударный;
М - [м] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п - [п] - это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;
  • о - [а] - это гласный звук, безударный;
  • к - [к] - звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;
  • р - [р] - звук поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы - [ы] - это гласный, в данной позиции безударный;
  • в - [в] - звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;
  • а - [а´] - гласный звук, в ударной позиции;
  • л - [л] - это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о - [а] - согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем:

  • д - [д] - согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;
  • р - [р] - согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у - [у] - гласный, безударный;
  • з - [з"] - согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь - звука не обозначает;
  • я - [й"] - полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] - гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически:

  • я - [й"] - полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] - этот и безударный;
  • з - [з] - согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;
  • ы - [ы´] - гласный, ударный;
  • к - [к] - согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите :

  • б - [б"] - согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е - [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л] - согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
  • к - [к] - согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а - [а] - гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ:

  • е - [й"] - полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л´] - согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь - звука не обозначает.

Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.