Какое искушение. Искушение

Ну вот я и рассказала про Исповедь все, что было в моих скромных силах. :)
Скажу пару слов и об искушениях.

Как одеться в храм?

Вот часто спрашивают - а почему грех в храм приходить в брюках и без платка? Отвечаю - нет греха не в одежде, но есть в причине, почему вы так оделись. Если человек мимо шел и очень душа попросила зайти - это не грех. Ели же мысли: «Одеваюсь, как хочу, плевала я на вас» - это уже другое. В Русской Православной Церкви есть веками устоявшиеся традиции, и культурный человек будет оказывать им уважение.

Есть еще один немаловажный момент - окружающие нас в храме люди. Например, я на пришедшую в брюках женщину и внимания не обращу - а вот бабулька, у которой вся духовная работа на длинне юбки заканчивается, будет шипеть и плеваться ядом. Получается, и ее искусили - и себя лишили душевного покоя. Плюс еще не надо забывать о находящихся рядом мужинах - человек пришел в блудных мыслях каяться, а вы тут с глубоким декольте и в лопающихся на попе джинсах. А в мини-юбке кланяться не пробовали?... И не надо.

Еще такой момент - косметика. Христос косметикой пользовался - в то время это были масла. И говорил - не выставляйте на показ свое благочестие неприглядной внешностью - приводите себя в порядок. Но в храм все же бы лучше боевую раскраску не наносить, хотя бы по двум практическим причинам: на Исповеди очень часто человек начинает плакать и текущая тушь красоты не добавит, и второе - целовать иконы, крест и Евангелие в помаде вы тоже не будете.

Искушения в храме и не только...

Если вы думаете, что лукавый, который на вашу душу уже глаз положил, совершенно безразлично отнесется к вашему первому серьезному шагу ко спасению - вы здорово ошибаетесь. Мало того, что вам буду посылаться разные мысли по типу «Все равно меня не простят», «Как стыдно все это сказать будет», «Отложу еще на месяц исповедь (и еще, и еще..)», «Я чувствую, что я еще не готова» и тд и тп. Так еще и ваши близкие могут мешать вам, создавая проблемы, на которых вы будете отвлекаться от задуманного.

У меня много случаев, когда вот так на первую Исповедь и Причастие люди собирались - вплоть до вырубания сразу двух будильников одновременно, а одна подружка пришла в храм и ходила по нему, найдя место Исповеди сразу после того, как все исповедались и батюшка ушел.

Но вот - вы в храме. Если вас в больнице встретит сумасшедший - вы же не сделаете вывод, что тут все врачи с приветом? Просто это больной из психиатрического отделения. Так же и в храме, не все люди там - прихожане. Есть просто захожане - приходящие очень редко и считающие, что им тут все должны, они могут шипеть «Я тут стояла!», например.

Есть бабульки про которых я уже писала - вера у них проста: свечку правильно поставить, и платочек с юбкой по уставу, причем считают себя в храме ревнителями традиций и церберами, могут грубо сделать резкое замечание, например не той рукой свечку ставишь. Девочки, не сердитесь на них - надо же лукавому через кого то и в церкви людей от Бога отталкивать, отнеситесь с пониманием.

Есть еще интересный тип людей, их мало, но ко встрече с ними надо быть готовой - это колдуны, экстрасенсы, бабки-ворожеи и тд. Не удивляйтесь, если к вам подойдут со словами «Ваш ребенок болен - приходите ко мне сегодня вот по этому адресу» или «На вас венец безбрачия - приходите ко мне, я над вами молитовку прочту». Сразу отшивайте - скажите, сейчас батюшку позову, ни в какие сказки про лечение с благословения не верьте, обычный прием. Есть еще разные оккультисты - приходят на исповедь «чакры почистить», под куполом «энергией подпитаться», постоять, помедитировать - они, как правило, безобидны. Есть просто сумасшедшие - ну, как в любом месте можно встретить и просто людей с большим приветом.

Так что в храм не по пропускам заходят - всяких хватает, а потом люди выходят оттуда с квадратными глазами и ругают - какие православные там ненормальные. А на самом деле неизвестно еще, на кого попали…

Искушения от собственной плоти

Это различные плотские увлечения. Иаков говорит, что впа­дают в различные искушения, ибо каждый искушается увлекаясь и обольщаясь собственной похотью.

Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают лю­дей в бедствие и пагубу (1Тим. 6:9).

Нужно бодрствовать, чтобы влечение не переходило в обольще­ние и увлечение, достигать господства нашего духа над желания­ми плоти. Послушаешься плоти - станешь плотским. Плоть не родилась свыше и поражение нашего духа идет через увлечения плоти. Бог оставил нас во плоти, чтобы через нее испытать нас и привести в совершенство. Грех горит как огонь, но ты греха не тронь.

Среди всех желаний, которые исходят от плоти, христианин должен выбирать только те, которые полезны и назидают, и не являются грехом.

Искушения от людей

Это незаконные унижения, незаконные обвинения, страдания от незаконно причиненного тебе зла.

При таком искушении победа дается через молитву, как напи­сано: «Злостраждет ли кто из вас? пусть молится» (Иак. 5:13). «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Ко­торый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при ис­кушении даст и облегчение» (1Кор. 10:13).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5:44). Иисус Христос и Стефан молились за своих мучителей и убийц, говоря: «Прости им, ибо не знают что делают и не вмени им греха сего».

Написано: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1Кор. 4:12-13). «Не будь побеж­ден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

Искушения от сатаны, от духов бесовских

Иисус сорок дней был искушаем от диавола. «И окончив все ис­кушения, диавол отошел от Него до времени» (Лук. 4:13, Мат. 6:13).

«Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб ис­кусить вас» (Отк. 2:10). «Противник ваш диавол ходит, как рыка­ющий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою ве­рою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями ваши­ми в мире» (1Пет. 5:8-9).

Диавол имеет три основных вида искушений:

Лесть - предлагает славу, почет, богатство, благополучие через поклонение ему.

Строгость - чтобы устрашить: отнимает работу, благополу­чие, лишает свободы и т.п.

Огненное - чрезмерные страдания и различные мысленные искушения (1Пет. 4:12).

При искушении от диавола нужно противостать ему твердой верой и избрать превыше всего Бога.

Испытания, посылаемые от Бога

Бог может испытывать каждого, ибо Он создал сердца всех человеков и вникает во все дела их.



Когда Бог искушал-испытывал Авраама в первый раз, Авраам терпеливо и очень долго ожидал исполнения обетования Божьего. Когда Исаак возрос, Бог во второй раз испытал Авраама: «Отдай Мне дитя, которое ты любишь» (Быт. 22:1).

Бог при испытании может лишить человека самого дорогого и наблюдать, прославит ли человек Бога, находясь в скорбях или будет роптать.

Через участие в Христовых страданиях Церковь Христова ис­пытывается в любви и верности к Богу и ко Христу.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и... злосло­вить за Меня» (Мат. 5:11). «Вы участвуете в Христовых страдани­ях, радуйтесь» (1Пет. 4:13). «Выйдем к Нему за стан, нося Его по­ругание» (Евр. 13:13). «Мы сонаследники Христу» если только с Ним страдаем» (Рим. 8:17). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти» (Отк. 2:9-10). Христос гово­рит, что Он есть испытывающий сердца и внутренности (Отк. 2:23)

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого . Есть искушения, которые поджидают христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на , простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по усмотрению Божию научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию.

Прп. Марк Подвижник

Каждый день в молитве «Отче наш» мы просим: И не введи нас во искушение.

Словом «искушение» мы называем, по крайней мере, два обстоятельства в нашей жизни. Прежде всего, мы привыкли понимать искушение, как некое внешнее явление, толкающее нас на грех, и очень часто списываем на искушение то, что принадлежат лично нам, участию нашей собственной воли, сердца и ума. «Опять искушение», – часто говорим мы к месту и не к месту. Это выражение стало своего рода дурным присловьем православных христиан: всюду сплошные искушения. Однако не всегда это так. С одной стороны, конечно, бес – наш искуситель.

Как мы знаем, он трижды искушал Христа в пустыне, и эти искушения до сих пор являются как бы центром нашей духовной борьбы. Но есть еще и наше самовольное стремление жить по своей воле, для себя, а во всех окружающих видеть препятствия для собственного спасения и находить в них такие качества, которыми мы свою испорченность всегда можем оправдать. В этом как раз проявляется глубокое отпадение от Бога, и искушение тут не при чем. Это мы сами.

Вспоминается такой случай из Патерика. Великим постом игумен обходил кельи братии и через окно увидел монаха со свечкой в руках, стоявшего в неподвижном молитвенном положении. Долго стоял этот брат, не шелохнувшись. Тогда игумен тихонько зашел в келью и увидел, что монах на свечке печет себе яйцо. Обернувшись и увидев игумена, брат воскликнул: «Отче, прости, меня бес попутал». А бес вылез из-под кровати и говорит: «Нет, это не я, это он сам придумал».

Или другой случай из более близкой нам церковной истории, из жития преподобного Амвросия Оптинского. Как-то он шел в скит и увидел, что на заборе сидит бес, ножками качает. Преподобный спрашивает: «Ты что тут делаешь?» А он: «А что мне еще делать, никакого дела в вашем монастыре нет. Такие монахи, что их искушать не надо, без меня все в порядке».

А искушения действительно есть. Так сатана искушает Господа в пустыне после Крещения. Он искушает Его, как человека (ведь Бога нельзя искусить), и в Е го лице – все человечество. И поэтому все человечество до сих пор искушается этими тремя способами.

Первое искушение, когда бес говорит Христу, голодному Человеку, который сорок дней постился и взалкал: «Скажи, чтобы эти камни сделались хлебами, Ты же можешь» (см. Мф. 4, 3).

Но в силах человечества оказалось возможным все безжизненное сделать необходимым источником жизни, как хлеб. Современный прогресс, который нас питает, и есть, собственно говоря, те камни, которые сделались для нас хлебами. Все материальное, бессмысленное и ненужное стало для мира сего источником постоянного потребления. Мир стал великим потребителем. То, что сейчас строится в первую очередь, – это не больницы, не дома престарелых, не приюты для сирот, а гигантские магазины. Безумное человечество бесконечно пытается наполнить свою ненасытную утробу. Вот это искушение настоящее, которое стало мировой проблемой. Человек становится потребителем, и все человеческое стало потребительским. Права потребителя возводятся в ранг новой морали, определенных законов: «Я имею право потреблять то, что я считаю нужным». Люди потребляют друг друга и все вокруг себя. Человеческое естество может потреблять себе подобных, и общество не считает это ни развратом, ни грехом: «Я потребляю, имею право! Кто посмеет сказать, что я делаю что-то не так, тот враг человечества». Всякая мораль, нравственность, закон Божий, определяющий нормы отношений между людьми, становятся враждебными.

Это искушение во все века предлагалось человечеству в целом и каждому человеку в отдельности. Как на него отвечать, показывает нам Господь: Не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4). И в Нагорной проповеди Он говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (6, 33).

Во время второго искушения дьявол ставит Христа на крыло храма и говорит: Бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (4, 6). Не искушай Господа Бога твоего , – отвечает на это Господь. И это искушение тоже предлагается каждому из нас: «Вот смотри, какой мир лежит перед тобой, давай-ка воспарим! Плюнем на все и рванем во все тяжкие! Вот она – свобода! Как птицы будем летать. Есть свобода абсолютная, безграничная! Делаю все что хочу. Можно в бездну рвануться. Ничего не случится, только попробуй! Ведь тебя же Ангелы подхватят, не бойся. Представь, какую свободу ты почувствуешь в полете!»

Но вот вопрос: «Куда ты летишь?» Летишь обычно вниз. Но каково чувство полета! Каков завораживающий восторг! До земли еще так далеко…

Второе искушение, которое дается человечеству, – это искушение безграничной свободой. Попробуй это, попробуй то. Ничего страшного не случится, все будет хорошо, ведь человеку все позволено. Свобода – это и есть идеал. Нет никакой нравственности, есть свобода. Нет никаких границ, есть свобода. Есть свобода, за которой на самом деле нет ничего, кроме смерти.

Третье искушение: Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне , – говорит сатана, показывая [Христу] все царства мира и славу их (Мф. 4, 9). Такое простое и банальное: «Поклонись мне, и все тебе будет. Сделай вид, что Бога нет, что нет никакой духовной жизни. Сделай вид, что есть только законы мирского бытия, что тебе нужно в этом мире достичь всего, но без Бога». Не будем долго об этом говорить, современным людям это так хорошо понятно.

К каждому из нас рано или поздно эти три искушения приходят. Как мы их встречаем и как мы с ними боремся? Пусть будет нам в этом примером наш Спаситель, Который на каждое искушение ответил от лица людей, искушаемый, как Сын Человеческий.

Еще один смысл слова «искушение» – испытание. Именно так его можно перевести с церковно-славянского языка, так как оно происходит от слова «искус». Искусный – тот, кто прошел испытания, кто по-настоящему владеет ремеслом. Процесс, когда переплавляют серебро из нечистой породы в чистую тоже по церковно-славянски называют искушением. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Пс. 65, 10 слав.). В этом смысле слова нас искушает, или испытывает, Сам Господь. То есть, с одной стороны, нас искушает лукавый, а с другой – испытывает Господь.

Как искушает Господь, мы знаем из Священного Писании. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сарры родился долгожданный сын Исаак. Он дорос до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то – что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 2). Авраам взвалил на И саака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить Аврааму: …вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7, 8).

Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию. На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном. Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение. С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований.

Это искушение кажется бессмысленным и невероятно жестоким, если мы не видим за ним крестной жертвы нашего Спасителя. Как во время искушения от дьявола Христос отвечает за все человечество и побеждает сатану от имени всего человечества, так и Авраам искушается Богом как все человечество. В его лице Господь испытывает всех нас: достойно ли человечество крестной жертвы Спасителя. Как поется в евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста: «Ибо мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына своего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Авраам приносит в жертву своего единородного сына, и Бог, испытывая его верность и любовь, жертвы не принимает, но в ответ на эту верность и любовь отдает Своего Единородного Сына в жертву за каждого из нас. И поэтому всякое наше искушение от Бога – это испытание и нашей верности и любви.

Книгу можно приобрести за свечным ящиком

Иисусу со Своими учениками часто приходилось иметь дело с этим видом искушения и испытаниями с худыми замыслами:

Матфея 16:1
«И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его , просили показать им знамение с неба».

Матфея 19:3
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его , говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?»

Матфея 22:18
«Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня , лицемеры?»

Матфея 22:35
«И один из них, законник, искушая Его , спросил, говоря: [...]».

Марка 8:11
«Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его ».

Марка 10:2
«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его : позволительно ли разводиться мужу с женою?»

Марка 12:13-15
«И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове . Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня ? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его».

Луки 11:15-16
«Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая , требовали от Него знамения с неба».

Иоанна 8:3-6
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его ».

Деяния 20:19
«... работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев ».

1 Петра 4:12-13
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь , как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях , радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете».

Как видно из этих цитат, помимо прочего, дьявол может искушать или испытывать людей Божьих посредством других людей, а также преследований и гонений за Слово Божье. Далее в этой статье мы обсудим, как следует вести себя при таких искушениях. Однако сначала рассмотрим другие виды искушений.

2. Искушение собственной похотью

Похоть плоти (плотские желания) – еще один вид встречающихся нам искушений.

Иакова 1:13-15
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью . Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

1 Тимофею 6:9
«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу».

Для данного вида искушений характерно, что источником искушения являются собственные плотские желания человека, то есть греховные желания ветхой природы, которым человек поддается, как, например, желание обогащаться. Обратите внимание на конкретность вышеприведенных отрывков: в них не говорится, что, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, мы, возможно , впадем в искушение. Нет! В них говорится, что, совершенно определенно , искушение постигнет нас. Точно так же, в них не говорится о том, что, желая обогащаться, мы, возможно, попадем в сети искушения. Нет! В них сказано, что такой человек непременно попадет в сеть и многие похоти, погружающие людей в бедствие и пагубу! О том же самом говорит нам Павел:

Галатам 5:17
«...ибо плоть желает противного духу , а дух--противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».

Римлянам 8:7
«...потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ».

Искушениям, относящимся к данной категории, мы поддаемся сознательно, увлекаясь и обольщаясь собственной плотской, ветхой природой. Каков же результат? Прислушаемся вновь к голосу Писания: грех, бедствия, пагуба, смерть. Поддаваясь желаниям ветхой природы, мы вступаем на весьма скользкий путь с наисерьезнейшими последствиями. Не будем же обманываться, думая, что, раз мы спасены благодатью, то можем свободно угождать нашей ветхой греховной природе и надеяться на то, что каким-то образом мы избежим последствий. В Галатам 6:7-8 сказано:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ».

Что же нам делать? И вновь, Слово ясно указывает нам путь:

Римлянам 13:11-14
«Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ».

Ефесянам 4:20-24
«Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, --так как истина во Иисусе, -- отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ».

2 Коринфянам 10:3-5
«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ».

И Притчи 4:23
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ».

Во всех этих отрывках действующей силой являемся мы сами, а не Бог. Именно мы призваны отложить ветхую природу и облечься в новую. Именно мы призваны обновиться духом ума и усердно хранить свое сердце. Конечно, без помощи Бога мы мало на что способны сами. Но Бог протягивает руку помощи тем, кто стремиться следовать за Ним. Не будем наивно полагать, что мы сможем каким-то образом оставаться плодоносными верующими, одновременно угождая сердцем и умом похотям нашей ветхой природы. Это исключено! В данном случае о полутонах не может быть и речи: либо белое, либо черное; либо Бог, либо мирская жизнь. И то, и другое одновременно невозможно!

3. Искушения, посылаемые непосредственно дьяволом

В Евангелии от Матфея, 4:1-11, мы читаем о том, как дьявол напрямую обращался к Иисусу. Как он мог это делать? Очевидно, в духе, или, иначе говоря, посредством «откровения». Мне бы хотелось уделить внимание этому виду искушений, так как часто встречаются люди, по незнанию приписывающие Богу любое откровение духовного свойства. Однако это не так. Раньше я считал, что, раз я христианин, то дьявол не может обращаться ко мне. Но он может это делать, и подтверждение тому – его разговор с Иисусом. Исключая эту возможность и считая Бога источником любой информации духовного свойства, мы даем дьяволу шанс увести нас в сторону посредством ложных сведений, которые мы принимаем на веру на основании своего убеждения в том, что любое откровение духовного свойства – от Бога. На личном опыте я наблюдал подобное в ситуациях, когда люди страстно желали чего-либо; они настолько были поглощены предметом своего вожделения, что, молясь, слышали лишь тот ответ, который хотели услышать. Иначе говоря, они не были беспристрастны в своем желании следовать воле Божьей, принимая ее, какой бы она ни была, а лишь хотели получить подтверждение тому, чего они так страстно желали. Будучи ослеплены своим вожделением, они позволяют дьяволу убедить себя ложными «духовными» заверениями, следуя которым, они непременно попадут в беду. Именно поэтому любое «духовное откровение» следует подвергать проверке по Слову. Соответствует ли то, что вы якобы услышали в духе, Слову Божьему по содержанию и по тому, как оно было вами получено? Если нет, то такое «откровение» должно быть отвергнуто без вопросов. К сожалению, многие братья не подвергают такие, якобы полученные в духе, истины проверке по Слову. Например, я встречал людей, называющих себя христианами, которые в то же время прелюбодействовали, разводились со своими верующими супругами, вступали в брак с другими (так же относящими себя к христианам) да еще и оправдывали свои поступки, утверждая, будто Бог сказал им совершать подобное! Разве мог Бог направить их на подобные дела? НЕТ! Откуда мы это знаем? Из Слова Божьего, которому абсолютно чужды и противны подобные идеи! То, что произошло с этими людьми на самом деле, просто и ясно описывается в Слове: они не были осторожны и позволили собственной похоти увлечь и обольстить себя, впустив, таким образом, дьявола в свою жизнь. Если кто-то и направил их к совершению подобных поступков, то это был не Бог, а дьявол. Слово Божье – эталон, по которому должно оцениваться и проверяться любое духовное откровение. Так поступал Иисус, используя Слово Божье, чтобы противостоять Сатане и его искушениям. Все Его ответы начинались со слов: «Написано, что...».

Учитывая превосходство Слова Божьего над любым «откровением», будь оно получено самым сверхъестественным образом, Павел ясно предупреждал:

Галатам 1:8
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».

Даже если бы Ангел с неба стал возвещать не то Благовестие, что проповедовал Павел по откровению, полученному от Самого Иисуса Христа (а такой ангел мог быть только падшим ангелом, ангелом тьмы, каковым и является Сатана), то этот ангел был бы проклят. Недостаточно того, что откровение исходит из духовного мира; важно то, из какого именно источника духовного мира оно исходит. Если оно не от Бога, то это лишь искушение и уловка дьявола. А для того, чтобы точно знать, кто есть источник полученного откровения, необходимо сверять его с единственно верным эталоном - эталоном Слова Божьего .