Киевско печерская лавра мощи святых. Народный духовный целитель виктория

Оригинал взят у inok_arkadiy в Для меня «первенство константинополя» - ничто!

Константинопольский Патриарх, к которому обратились украинские политики за разрешением на создание т.н. единой поместной церкви, не обладает реальным влиянием в православном мире. Об этом рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел в интервью сайту монастыря.

Рассказывая об истории праздника перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар, митрополит Павел указал, что греки, жители Мир, были наказаны за свое вероотступничество и за то, что не послушались явившегося в видении свт. Николая, повелевшего отбросить страх перед турками, вернуться в Миры и восстановить храм, где почивают его мощи. Свт. Николай их оставил, потому и ныне греки не празднуют этот день, не считают его за праздник.

"Николай Угодник, как и сказал, покинул Миры. А вместе с ним ушла и благодать Господня, уступив место мерзости запустения. Мы видим, в каком положении сейчас находится Константинопольская кафедра и как попираются права Вселенского патриарха. <...> Если раньше Вселенский Патриарх всячески добивался, чтобы весь Православный мир признал его первенство, то сейчас бьется над тем, чтобы его хоть как-то признали турецкие власти. Лично я не признаю деления Церквей на первую и последнюю. Для меня первая - это Иерусалимская Церковь-Мать, а все остальные первенства - ничто. Если сегодня взять по количеству храмов и числу прихожан, то первенство должно быть у Русской Православной Церкви. Но греки всегда любили славу, любили, чтобы им поклонялись. Поэтому так и попущено им от Господа.

Что мы видим сейчас? Некогда могущественного Вселенского Патриарха уже чуть ли не в открытую называют Патриархом Стамбульским. И этому есть причины: по турецкому законодательству Константинопольский Патриарх является всего лишь лидером небольшой греческой общины Стамбула, насчитывающей чуть более трех тысяч человек. А за пределами Турции у него вообще нет никаких прав.

Константинопольской Церкви запрещена любая деятельность, кроме богослужебной: миссионерская, проповедническая, благотворительная… А единственную семинарию и ту закрыли. Да что говорить, если даже свою резиденцию Патриарху удается сохранить только за счет западных покровителей".
<...>В одной из бесед Патриарх Варфоломей пожаловался, что чувствует себя гражданином второго сорта. Что уже говорить о простых священниках и мирянах! А причины такого бедственного положения лежат за тысячу лет от нас, в Мирах, оставленных малодушными ликийцами, бросившими святые мощи Божьего Угодника на растерзание сарацинам.

<...>Кстати, вы знаете, что и в Киеве могла повториться такая же ситуация, как в Мирах Ликийских? Правда, преподобные Печерские в тот раз защитили себя сами. Я не стану утверждать истинность этого рассказа, я не историк и не постоянный житель Киева — здесь я чуть более 20 лет. Но лаврское предание хранит память о таком событии. В начале 1960-х годов киевские власти решили вывезти из нашей обители все святые мощи. Привели лошадей, поставили гробницы на воз - не идут лошади. Пригнали автотехнику. Поставили мощи в кузова - машины не завелись. В конце концов, вынесли мощи через боковые ворота, и пустили по Днепру. И вот, рассказывают, три дня они крутились по воде на одном месте. А еще через какое-то короткое время случилась Куреневская трагедия 1961 года - прорвало дамбу, и грязевый поток затопил почти весь район. Так Господь явил нам чудо и явно показал, как не стоит относиться к святым мощам. <...>

— Владыка, а то, что мощи великого православного святого (свт. Николая, - прим. ред.) покоятся почти в самом центре католичества, это тоже Промысл Божий? Может быть такое, что их перенесли в Бари для того, чтобы святитель Николай не дал католикам окончательно отпасть от истинной веры?

— Куда уже дальше отпадать? Дальше - только ад. Именно из католицизма пошли практически все секты - от христианских до тоталитарных. Я уже не говорю о последних протестантских безумиях типа женского священства или венчания гомосексуальных пар. Это такая насмешка, такое кощунство, что об этом даже говорить больно. Да, святитель Николай может уберечь, может помочь… Но для этого он должен видеть желание самих людей. А где оно возьмется, если мир все дальше и сильнее катится в пучину греха. Да что там католицизм!.. Давайте приведем в пример православный Киев, который тоже становится безбожным.

Люди возлюбили тьму. Ересь, раскол, хуление имени Господнего стали обычным делом даже среди православных киевлян. А бесчинства Филаретовской секты, по-другому и не назовешь. Вдумайтесь, человек, называющий себя духовным лидером нации, просит и даже требует оружие для убийства себе подобных. Это же поистине сатанинское желание…

И при этом, сколько святых мощей почивает у нас в Киево-Печерской Лавре. И не только у нас. Святые мощи возлежат по всему Киеву: в Покровском храме - Софии и Анастасии, во Флоровском - Елены, в Голосеевском - Алексия, в Китаево — Феофила, Ионы — в Ионовском. Почти везде и всюду мы видим святыни - Почаев в Тернополе, Святогорье в Донецке, а в Крыму сколько!

Но люди не хотят видеть святых, для них святые - уже не авторитет. Для них авторитетом стали бандиты, святотатцы, кощунники. А ведь мы знаем, что у человека внутри, то и изливается наружу. Какой источник, такая и вода.

А католики… Вспомните их крестовые походы. Прикрываясь именем Господним, они развязали мировую войну, грабеж всех и вся. Они тащили все, что имело хоть какую-то ценность: от мощей и святынь до драгоценностей и золотой посуды. При этом не гнушались нападать на своих единоверцев: баряне вели кровопролитные сражения с венецианцами, венецианцы - с жителями Пизы, а те, в свою очередь, с другими латинянами. Венецианская республика принимала прямое участие в первых крестовых походах. Венецианцы организовали и полностью оплатили самый печально известный поход — Четвертый, который был направлен исключительно против… Византии и Православия. И до сих пор в храмах Венеции покоится великое множество мощей православных святых, захваченных в Константинополе.

Хотя с другой стороны, вы, наверное, правы. Святитель Димитрий Ростовский, которого мы сегодня уже вспоминали, писал, что похищение мощей святителя Николая было попущено для того, «чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея». Не скажу, что в великом благолепии находятся мощи святителя Николая в Бари. Постепенно место их упокоения превращается из предмета поклонения в какой-то бизнес-центр, где роль главного бизнесмена отводится святителю Николаю. Ведь не будь его, кто бы и знал про такой город? <...>

Олег Афонин
Фото Дмитрия Михно

Почти тысячу лет назад днепровскому Вифлеему уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы.

Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу. Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

Печерские хроники

В «Повести временных лет» Нестор Летописец, участвовавший в перезахоронении мощей преподобного Феодосия, описал, как проходил этот обряд. После монастырского совета к Нестору пришел игумен и позвал его в пещеру Феодосия, предупредив, чтоб он не рассказывал братии о том, какая работа им предстоит. Тайно от всех они (предположительно вместе с ними был Марк Гробокопатель) пришли в пещеру и, пропев псалмы, стали копать. И когда уже ударили в било, увидели, как три столба, будто сияющие дуги, передвигаясь, стояли над церковью, где лежал Феодосий. Раскопав мощи преподобного, монахи с удивлением увидели, что суставы в них не распались, а волосы на голове слиплись.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь...И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Мне знаком человек, который в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Киево-Печерская Лавра, реж. О. Леонтенко, 2006

В самом центре Киева находится большой монастырь - Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. - Ред. ) киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов - Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги - Тор и Один - воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести - принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний - отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли - Община.
- Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, - громко произнес Дионисий.

Воистину воскрес Христос! - неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.

Так кто же сказал, что монахи - все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, - Киево-Печерском патерике - немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…

Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку,
сам готовил себе лепешки.

Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.

Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли - вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, - это куда ближе от Киева… Точно не
известно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко - Муромец.

Илья Муромец

Когда-то он славно сражался - все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя - собственная душа…

В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями - смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.

В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.

Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников - 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.

Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить - страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Первый мученик революции

Поздним холодным январским вечером 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?

Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной
гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.

Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку - хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.

Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это - митрополит Киевский Владимир. И ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Помнится, был он епископом в Самаре, и когда весь город прятался по домам во время страшной холерной эпидемии, владыка Владимир лично ходил исповедовать людей, умиравших в холерных бараках. Потом в Тифлисе (Так раньше называлась столица Грузии - Тбилиси. - Ред. ), когда при похожей эпидемии он устраивал в храмах столовые для нуждающихся, на него бросился с ножом какой-то безумец. Разве он испугался и решил отказаться от своего служения, посмотрев тогда в глаза смерти?

Нет. Уже после, будучи митрополитом Московским, он лично проповедовал среди рабочих, не боясь спорить с воинственными революционными агитаторами.

А сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…

На следующий день, 26 января, всюду, даже в большевистской газете «Известия» появится сообщение о трагедии. «От рук неизвестных лиц» убит Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Считается, что Киевский митрополит сталпервым священнослужителем, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…

Но смерть их не была бессмысленной, ведь теперь все они молятся за нас на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель варягов Феодора и Иоанна.

Несмотря на все усилия, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?

Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.

***
Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

Потом еще не раз Лавру сжигали и грабили. Но она пережила все. И борьбу между Польшей и Москвой. И очередные нашествия на Киев, которых было немало.

Были в ее истории времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда были люди, которые помнили, для чего пришли в монастырь. И всегда находилось здесь место монашескому подвигу. Начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший
под южным солнцем монах по имени Антоний.

Удивительная по своей красоте Киево-Печерская Лавра с золотыми куполами возвышается на холмах правого берега реки Днепр и является колыбелью монашества на Руси, твердыней православной веры.

История Киево-Печерской Лавры

История Лавры неразрывно связана с Дальними и Ближними пещерами. Существует разные мнения о том, когда именно преподобный Антоний заселился в одну из Варяжских пещер, которые нынче составляют часть Дальних пещер. Большинство специалистов относят это событие к 1051 г. Именно эту дату и начали считать годом основания Киево-Печерской Лавры.

После того как преподобный Антоний собрал вокруг себя 12 иноков, начали появляться новые келии и перестраиваться Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Однако преподобный Антоний всегда стремился к уединению, поэтому переселился на другой склон, назначив в 1057г. старейшиной братии преподобного Варлаама. Там Антоний выкопал себе новую подземную келью. Сейчас это Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Колокольня Киево-Печерской Лавры

Большая колокольня, расположенная около дома настоятеля Лавры, была сооруженная в 1731-1745 годах. Колокольня представлена в виде восьмигранной четырехъярусной башни, украшенной позолоченным куполом. Ее высота вместе с крестом приближается к ста метрам. Если подняться на колокольню по 374 ступеньке, можно увидеть всю красоту с высоты птичьего полета.

Каждую четверть часа мелодичный звон башенных часов напоминает о скоротечности земной жизни и времени, отведенного людям для покаяния и добрых дел.

Мощи Киево-Печерской Лавры

В Ближних пещерах покоится более 120 открытых мощей, а многие до сих пор спрятаны и имена этих праведников неизвестны. Известным святым, к которому часто приходят поклониться,является Илья Муромец. Любопытно, но в пещерах Лавры его тело полностью сохранилось, впрочем, как и остальных святых. Рядом лежат мощи мальчика-младенца из семьи язычников. Его принес в жертву князь Владимир за пять лет до крещения Руси. Позже мощи ребенка поместили в пещеры, и сейчас бездетные пары просят около святых останков прибавления в семье.

Не прекращается паломничество в Киево-Печерскую Лавру к мощам легендарного врача Агапита, который спас самого Владимира Мономаха. Сердце Лавры занимают мощи Антония Печерского, основателя монастыря.

Иконы Киево-Печерской Лавры

Паломники, приезжающие в Лавру со всего мира, уверены, что ее лики исцеляют от любых болезней. Например, икона Пантелеймона с частичкой мощей помогает прозреть слепым, выздороветь онкобольным. Она избавляет от болезней почек, крови, сердечно - сосудистой системы.

Икона Божьей Матери «Печерская похвала» содержит фрагменты мощей Печерских святых. Она избавляет от болезней крови и эндокринной системы.

О даровании детей обращаются к святому младенцу Иоанну (мощи в Ближних пещерах) и святым праведным Иоакиму и Иоанну (мощи в Дальних пещерах).

Иконописная мастерская Киево-Печерской Лавры реставрирует и изготавливает высококачественные иконы в разных техниках (темпера, масло, минеральные пигменты). Здесь трудятся миряне, послушники и монахи.

Есть на территории Киево-Печерской Лавры Музей микроминиатюр, Музей книгопечатания, Музей музыкального, театрального искусства и киноискусства, Музей украинского народного искусства, Музей исторических драгоценностей.

На киностудии им. Довженко украинскими документалистами был снят фильм-размышление «Тайны Киево-Печерской Лавры». Эта интересная лента повествует о величайшей Святыне, которая постоянно возрождается, несмотря ни на что.

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Чтобы увидеть лавру : посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник фото: pochaev.org.ua.

К основным святыням Почаевской лавры относятся: мощи преподобного Иова и Амфилохия Почаевского; след стопы Богоматери с целебным источником; чудотворная икона Матери Божьей.

Чтобы увидеть лавру : Почаевская лавра расположена в городе Почаев, в 70 км от Тернополя. Сюда постоянно организовывают паломнические туры. На территории есть гостиница и комнаты для паломников. Стоимость ночлега – от 40 грн за ночь.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась , одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении .

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей.

Чтобы увидеть лавру : сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Свято-Успенская Уневская лавра

Со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне.

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Чтобы увидеть лавру : до Унева курсирует транспорт из Львова. Место отправления: улица Лычаковская, 150. Время отправления: 7:30, 10:50, 14:25, 17:50, 20:30.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: © IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру : необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.