Тургенев, анализ произведения муму, план. И

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера­сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец­кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес­кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос­калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы­вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич­тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст­ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро­той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ­ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев­ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп­ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы­полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни­будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя­занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук­нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль­шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот­ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си­лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепост­ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима­ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска­зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто­го русского народа.

План
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.

2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.

3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

6. Герасим находит Муму.

7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.

Посетителей Пушкинской библиотеки заинтересовала история появления рассказа: произведение написано в 1852 году и опубликовано впервые в журнале «Современник» в 1854 году. Рассказ был написан в апреле - мае на петербургской «съезжей», где Тургенев находился под присмотром частного пристава. Позже, уже во время пребывания в Спасском, писатель сообщил издателю Ивану Аксакову о готовности прислать «небольшую вещь, написанную под арестом» (после смерти Гоголя Тургенев вопреки запретам цензуры написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен в ссылку в родное село Спасское-Лутовиново).

Семья Аксаковых получила «Муму» осенью того же 1852 и откликнулась на рассказ восторженно; издатель обещал опубликовать его в «Московском сборнике». Этим планам осуществиться не удалось: второй том «Московского сборника», уже подготовленный к печати, был закрыт цензурой в марте 1853.


Рассказ удалось напечатать только через одиннадцать месяцев - он появился в третьем номере журнала «Современник» за 1854 год. Когда литературный критик Павел Анненков попытался включить «Муму» в готовящееся издание сочинений Тургенева, началась череда долгих переговоров; в подписании многочисленных ходатайств и представлении «дипломатических рапортов» участвовали Иван Гончаров, граф Мусин-Пушкин, князь Вяземский. Наконец в мае 1856 года главное управление цензуры разрешило опубликовать рассказ в собрании сочинений Тургенева; итоговую точку в «деле о «Муму» поставил Норов (в то время управляющий делами министерства). Удивила посетителей библиотеки версия, что рассказ «Муму» создан на основе реальных событий, происходивших в московском доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой. Главные герои рассказа - глухонемой дворник Герасим и его собака. Говоря о «Муму», сестра писателя В. Н. Житова сообщает: «Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах…». Она же указывает, что под именем Герасима был выведен принадлежавший В. П. Тургеневой «немой дворник Андрей». У Андрея на самом деле была собачка Муму, которую он утопил после приказа Варвары Петровны. Однако, в отличие от литературного героя, реальный Андрей не покинул барыню, а продолжал ей верно служить. Прототипом барыни была мать писателя Тургенева, Варвара Петровна. Муму, по-видимому, является спаниелем: «... со временем превратилась в очень ладную собачку испанской породы с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы».

В течение первых двух лет после публикации «Муму» ни одно печатное издание России не отозвалось на рассказ. Этот «заговор молчания» был связан с цензурным циркуляром, запрещавшим «печатно упоминать «Муму» как произведение». Однако в частной переписке литераторов и общественных деятелей рассказ и обсуждался, и анализировался. Константин Аксаков в письме (октябрь 1852) назвал рассказ «шагом вперёд» в творческой биографии Тургенева и отметил, что «Муму» стоит «выше «Записок охотника» как по более трезвому, более полновесному слову, так и по глубине содержания».

В ходе знакомства с мини-выставкой одна из читательниц поделилась интересным фактом, что в городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму, а также 25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму как символ верности, любви и преданности человеку. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных стоптанных сапог Герасима и преданно ждущего своего хозяина. Иногда в сапоги проходящие люди кидают монетки.

Рассказ неоднократно экранизировался. Одни и те же произведения легли в основу непохожих фильмов, созданных в разных странах мира. Так, по рассказу «Муму» создано два художественных фильма и мультфильм. Художественный фильм режиссера Юрия Грымова по рассказу Тургенева, вышедший в 1998 году, удостоен множества призов: первый приз на МКФ «Арсенал» в Риге, за лучшую режиссуру и лучший игровой фильм (МКФ «Золотой Витязь»), приз за лучшую женскую роль Людмилы Максаковой, исполняющая роль Барыни, за лучшую роль второго плана Елены Кориковой - роль Крепостной Татьяны, за лучшую операторскую работу - Юрий Клименко (премия «Ника»), приз им. Таривердиева за лучшую музыку к фильму - Владимир Дашкевич. В истории звукового отечественного кино это вторая экранизация. В 1959 году в одноименном фильме роль Герасима превосходно сыграл народный артист РСФСР Афанасий Кочетков.

Посетители библиотеки отметили, что им еще раз захотелось перечитать замечательный рассказ. Экскурс по мини-выставке завершился познавательной викториной.

Все ее участники награждены поощрительными призами в виде красочных закладок. А самой эрудированной оказалась студентка второго курса медицинского университета им. Н. И. Пирогова Алёна Стрыгина. Она получила в подарок книгу и красочную закладку.

Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.

История создания

В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму». Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала. Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г. в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Главные герои

Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.

Татьяна

Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.

Гаврила

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.

Капитон

(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой )

Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.

Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня - основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям. Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.

В нашей литературе существует множество талантливых писателей, которые проживали на территории страны в разные времена и эпохи. Одним из грандиозных умов ХІХ века был Иван Сергеевич Тургенев. Многие его произведения стали достоянием истории.

История написания и публикации

Одной из самых знаменитых робот И. В. Тургенева считается повесть под названием «Муму». Написал он это произведение в 1852 г. Согласно данным историков, повесть основана на реальных событиях, которые произошли в доме, где жила мать Ивана Сергеевича, в Москве. Сам рассказ появился в период пребывания автора в заключении (Тургенев был арестован за публикацию некролога на смерть Гоголя). В то время все, кто не соблюдал цензуру, подвергались репрессиям и преследованию в России. В начале повесть хотели напечатать в «Московском сборнике», но его закрыли за несоблюдение цензуры. Но Тургенев придумал другой план, «Муму» опубликовали в 1854 г. в третьем номере журнала «Современник». После появления повести на свет ее сильно критиковало правительство. Считалось, что читатели могут пожалеть главного героя. Главному редактору журнала «Современник» даже вынесли предупреждение. Но Тургенев воплотил в жизнь свой план, «Муму» смогли прочитать множество людей. Позже, при попытке выдать небольшое собрание произведений Тургенева, пришлось долго добиваться разрешения опубликовать в нем и «Муму». Но в 1856 г. главное управление цензуры наконец дало свое разрешение на печать.

Сюжет книги

Произведение «Муму» - это достаточно грустный рассказ о глухонемом мужчине.
В начале произведения автор знакомит нас с достаточно сильным и коренастым мужиком, которого звали Герасим.

Он переехал из деревни в Москву и работал дворником у старой барыни. Естественно, главные герои повести - это Герасим и Муму - собачка, которую подобрал на улице главный герой.

Сама повесть рассказывает о непростой жизни крепостных людей в то время. Одним из них и был Герасим. Он, человек, привыкший к тяжелому труду в деревне, долго свыкался с жизнью в столице и работой дворника. У Герасима оставалось много свободного времени, поэтому он старался выполнять свои обязанности как можно тщательней, тратя на это больше часов. Краткое содержание «Муму» рассказывает читателю о тяжелой доле Герасима, который пытался любить сначала девушку, потом собаку, но у него все отобрали. В итоге он провел остаток жизни в одиночестве.

Главные герои

Основным героем повести является глухонемой здоровяк Герасим, о котором написано ранее. Помимо него, в повести присутствует много разных героев: и дворецкий, и барыня, и башмачник, и прачка, и много других. Из них всех можно выделить Татьяну. Это девушка, работающая прачкой, ей было около 28-ми лет, но выглядела она уже как женщина средних лет. Герасиму нравилась Татьяна, он дарил ей разные подарки, даже защищал от остальной дворни. Но барыня захотела выдать девушку замуж за одного придворного алкоголика, работавшего башмачником. Она приказала дворецкому все устроить, но тот боялся сказать что-то Герасиму, ведь он в порыве гнева мог разнести весь дом.

Тогда он рассказал все Татьяне, она согласилась на свадьбу, но тоже боялась главного героя. Вместе они обманули Герасима, девушка притворилась пьяной, а наш герой не переносил спиртного. Это краткое содержание. Муму появилась уже после того, как Татьяна и Капитон (башмачник) уехали из Москвы. Герасим сильно переживал о потере девушки, которую он любил. Но в день ее отъезда он встретил маленького щеночка, которого забрал домой и полюбил, как пишет Тургенев. Муму, так наш герой назвал своего питомца, выросла и стала прекрасной собакой, которая нравилась всей дворне. Но и с ней наш герой не сумел побыть долго: спустя год барыня увидела собачку и приказала привести ее к ней. Муму привели, но когда пожилая дама попыталась ее погладить, собачке это не понравилось, она отвернула голову и зарычала. Барыня испугалась и решила уничтожить питомца Герасима.

История Герасима

Если рассказывать о Герасиме то, что пишет сам Тургенев, можно говорить долго, поэтому проще рассмотреть краткое содержание "Муму".

Главный герой повести олицетворяет весь простой народ того времени. В России крепостные работали много и за гроши, знать делала с ними то, что только ей хотелось. Герасим - человек с трудной жизненной историей. Оп испытал в жизни многое, сначала его забрали из родной деревни и поместили в неизвестную и враждебную обстановку в столице. Потом он влюбился, но ситуация обернулась против него. Далее, как писал Тургенев, Муму - собачонка, которую он так полюбил, по прихоти старой барыни должна была умереть. Герасим утопил ее собственноручно и вернулся в свою деревню. Больше он не смог никого любить.

Встреча с Муму

Если рассказать краткое содержание "Муму", то повесть и вовсе кажется печальной и вызывает только жалость к главному герою. Не все так просто.

После тяжелой потери любимой наш глухонемой нашел маленькое счастье для себя, которое со временем заполнило пустоту в его огромном сердце. Щенок, названный Муму, рос очень быстро и всегда слушался Герасима, а главное - он очень его любил. Встреча с собачкой изменила всю жизнь героя. Автор показал нам, что даже в самые тяжелые времена может случиться маленькое чудо, которое даст смысл жизни. Герасим вырастил Муму, играл с ней и просто жил, одним словом, собачка была его миром.

Трагический конец

К огромному сожалению, повесть Тургенева имеет грустный, и даже трагический конец. Барыня решила уничтожить Муму за то, что та не позволила себя погладить. Герасим, который просто не мог позволить кому-то причинить вред его любимице, но в то же время не мог ослушаться приказа хозяйки, решил убить Муму своими руками. Как бы ни было тяжело нашему герою, он смог утопить собачку. Он привязал ей к шее веревку, а к ней два кирпича, потом бросил ее в воду.

За несколько лет, проведенных в Москве, Герасим испытал и любовь и горечь утраты. Все эти события отразились на нем очень сильно, и он после потери Муму решил вернуться с родную деревню.

Даже сегодня во многих школах разных стран изучают творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Он был очень талантливым человеком, а повесть «Муму», написанная им в 1852 г., вошла в историю литературы.

Иван Сергеевич Тургенев.

История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

(2 часа)

Откройте тетради по литературе, запишите дату и тему урока.

Сегодня вы познакомитесь с фактами биографии И.С. Тургенева, а также с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа "Муму", и героями произведения.

Внимательно посмотрите фильм о детстве И.С. Тургенева.

Начертите в тетради таблицу и заполните правую её часть.

Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (а что это за клятва? - см. словарик): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва».

Историко-культурный контекст рассказа

  • Что такое крепостное право?

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами.

    Что вы знаете о крепостных крестьянах?

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному

помещику, а её детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Итак,в основу рассказа легла реальная история, которую Тургенев вспомнил, когда находился под арестом. Вы, наверное, спросите, за что? В 1852 году умирает Н. В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Запишите в литературоведческий словарик: ПРОТОТИП - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни? Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма, снятого по рассказу. Попытайтесь ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.

Итак, как выглядит дом барыни? (Подчеркните в тексте.)
- Что вы узнали о барыне в самом начале рассказа?

Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

Обобщим наши наблюдения. Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.

А кто же является главным героем? Конечно же, Герасим.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
- Откройте учебник на стр. 225. Найдите 2 абзац. Он начинается со слов: "Из числа всей её челяди..." Внимательно прослушайте отрывок из рассказа, следите по тексту. Затем ответьте на вопрос: «Каким вы представляете себе Герасима?»


«... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... Таким представил нам своего героя писатель.

А таким увидели его художники.

Сравните своё представление с видением художников.

Найдите в тексте фрагмент, который запечатлел А.И. Кулешов.
Художник И. И. Пчелко создал огромное количество иллюстраций к разным произведениям, не мог остаться он равнодушным и к рассказу «Муму».

Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?

Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?

Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

Вывод: внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни» А.И. Кулешова.

Как Герасим попал в Москву?

Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима?

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.
С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»

Какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?

Вспомним! Сравнение - это определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.
Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Заполните таблицу.

Всмотримся в слово «степенный». Степенный - рассудительно-спокойный, важный. Важный - горделиво-величественный, надменный. А надменный - высокомерный, кичливый. А кичливый - выражающий самомнение, заносчивый.

Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.

Прочтите описание каморки Герасима.

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

Какой художественный приём использует Тургенев, рассказывая о Герасиме?

Вспомним! Гипербола - сильное преувеличение.

Найдите примеры гиперболы в тексте и подчеркните.

Подведём итоги! Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде - с метлой и бочкой - кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой - один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.

Проверьте себя! Мышкой перетаскивайте события и располагайте их в нужном порядке.

Домашнее задание . Письменно ответить на вопрос: «Каким я представляю себе Герасима?»

Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.