Дату начала проведения выездной таможенной проверки. Таможенная проверка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Налоги и налогообложение»

На тему: Выездная таможенная проверка

По учебной дисциплине «Таможенное право»

Студента: Газтудинова Р.Р.

Москва- 2015г.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом вместо нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или вместо фактического осуществления их деятельности. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой. Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения, предписания акта о назначении проверки, форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

Данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;

Данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;

Заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

Обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

Иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

Из информационных ресурсов таможенных органов;

По результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

От государственных органов;

От банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

От таможенных или иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза;

Из средств массовой информации;

Из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении таможенной проверки. Копия предписания о проведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения. В случае отказа от получения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении. Отказ проверяемого лица от получения копии решения о проведении таможенной проверки, а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения, либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату. Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку. Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица, за исключением жилых помещений, для проведения выездной таможенной проверки. Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этими законодательством. Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:

Решение или служебные удостоверения не предъявлены;

Должностные лица таможенных органов не указаны в решении;

Должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется протокол в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 понятых, за исключением случаев, если законодательством государств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и может превышать один рабочий день. Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время. Если таможенный осмотр помещений и территорий не завершен в течение рабочего дня, его проведение приостанавливается и возобновляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Должностные лица таможенных органов вправе в соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса таможенного союза производить идентификацию товаров, а также помещений и территорий, таможенный осмотр которых не завершен, применять физическую силу для воспрепятствования доступу в указанные помещения и территории, а также принимать другие меры к сохранности товаров, находящихся в помещениях и на территориях, таможенный осмотр которых не завершен, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и Федеральным законом. Наложение ареста на товары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса таможенного союза. Основаниями для наложения ареста на товары являются:

Обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

Обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с актами законодательства Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

Отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факт таможенного декларирования товаров, если в соответствии с актами законодательства Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;

Отсутствие у проверяемого лица документов, подтверждающих сведения о выпуске товаров таможенными органами, если наличие таких документов у проверяемого лица обязательно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством Российской Федерации, либо обнаружение в указанных документах недостоверных сведений о выпуске товаров таможенными органами;

Обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары являются условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию или распоряжению этими товарами, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

Обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия или порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

Обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры. Арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено руководителем таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.

Основаниями для изъятия товаров являются:

Обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации;

Обнаружение у проверяемого лица товаров, подлежащих аресту, в отношении которых проверяемое лицо не является собственником или законным владельцем;

Отказ владельца товаров либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, подлежащих аресту, обеспечивать сохранность товаров и соблюдать запрет на распоряжение и пользование товарами. Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля. Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых. Форма постановления об изъятии товаров или наложении ареста на товары определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол, форма которого определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Протокол составляется в присутствии двух понятых. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми.

Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю. Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию, либо изъятию или аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся на основании постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку.

Постановление о возврате изъятых товаров и снятии наложенного ареста составляется в двух экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного постановления вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю. Изъятые товары подлежат возврату их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку, проверяемым лицом либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем.

Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр - лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю. Хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство таможенного союза или законодательство Российской Федерации нарушено, издержки, связанные с таким хранением, относятся на счет федерального бюджета. Сведения обо всех фактах наложения ареста на товары и изъятия товаров указываются в акте, отражающем результаты проведения выездной таможенной проверки. Распоряжение невостребованными изъятыми товарами осуществляется по истечении двух месяцев со дня окончания выездной таможенной проверки.

выездной таможенный проверка арест

Список источников

1. Таможенный кодекс ТС РФ;

3. Таможенный вестник. 2009. N 1;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность таможенной проверки как формы контроля после выпуска товаров. Правовая основа таможенного контроля. Проблемы проведения и перспективы развития таможенной проверки. Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2016

    Формы проведения таможенного контроля. Структура, элементы и основные принципы системы управления рисками в таможенной деятельности. Исследование особенностей организации таможенного контроля после выпуска товаров. Порядок проведения таможенных проверок.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2014

    Наложение ареста на товары как форма таможенного контроля. Виды и этапы выездной таможенной проверки. Основные права и обязанности таможенного органа при проведении таможенной проверки. Перечень оснований для ареста и изъятия товаров и документов.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Ознакомление с основными формами таможенного контроля. Рассмотрение проблем проведения и перспективы развития таможенной проверки. Выявление, путём различных проверок, соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам законодательства.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Понятие, принципы и сроки проведения таможенного контроля. Формы таможенного контроля. Особенности таможенного осмотра товаров и транспортных средств. Основания для проведения личного досмотра. Современные требования к процедуре таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    Понятие, виды и формы (камеральная и выездная), сущность, порядок и методы проведения таможенных проверок. Контрольно-инспекционная деятельность и функции органов таможни. Проведение подготовительных мероприятий по контролю товаров и транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие и принципы, цели и сроки проведения таможенного контроля. Система управления рисками как современный общепринятый механизм эффективной организации таможенного контроля. Предложение мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Принципы и сроки проведения таможенного контроля в системе управления рискам. Объекты и зоны таможенного контроля. Таможенная ревизия, как форма таможенного контроля. Анализ нормативной правовой базы федеральной таможенной службы Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2010

    Сущность таможенных органов, как субъектов таможенного права. Понятие, признаки, обеспечение деятельности и правовое положение таможенных органов РФ. Цели и задачи таможенного регулирования. Виды таможенного контроля: осмотр, досмотр, проверка документов.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Срок хранения товаров на таможенном складе. Зоны таможенного контроля. Таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе. Комиссия таможенного союза. Реестр владельцев таможенных складов.

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами (далее в настоящей главе - объекты проверяемого лица).

2. Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

1) плановая выездная таможенная проверка;

2) внеплановая выездная таможенная проверка;

3) встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

3. Законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные виды выездных таможенных проверок, основания, сроки и особенности порядка проведения таких проверок.

4. Законодательством государств-членов может быть установлено, что выездная таможенная проверка в виде плановой выездной таможенной проверки не применяется.

5. Выездная таможенная проверка назначается руководителем (начальником) таможенного органа, определяемого в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, уполномоченным им заместителем руководителя (заместителем начальника) таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения (выдачи предписания) о проведении выездной таможенной проверки.

6. Решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки должно содержать следующие сведения:

1) дата и регистрационный номер этого решения (предписания);

2) вид выездной таможенной проверки;

3) наименование таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку;

4) основание для назначения выездной таможенной проверки - ссылка на план (график) проверок либо на основание, предусмотренное пунктом настоящей статьи;

5) наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии)) проверяемого лица, его место (места) нахождения (место жительства) и (или) место (места) фактического осуществления деятельности, его идентификационные и (или) регистрационные номера;

6) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку;

7) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки;

8) предмет выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящего Кодекса;

9) иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

7. Форма решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

8. При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в подпунктах 5 - 9 пункта настоящей статьи, до завершения проведения выездной таможенной проверки в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

9. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

10. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.

11. Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:

1) результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;

2) информационные ресурсы таможенных органов;

3) результаты предыдущих таможенных проверок;

4) банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;

5) таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;

6) средства массовой информации;

7) иные источники информации.

12. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

13. Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

14. Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении плановой выездной таможенной проверки проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

15. Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

16. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;

2) информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;

3) заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

4) представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров;

5) необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом настоящей статьи;

6) обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;

7) поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;

8) поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и (или) 3 пункта 3 настоящего Кодекса;

9) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

17. При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная внеплановая выездная таможенная проверка у лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого проводится выездная таможенная проверка, и связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

18. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки, а если такое решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки доводится до проверяемого лица иным способом, - дата, определяемая в соответствии с законодательством государств-членов.

19. Отказ проверяемого лица от получения решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки не является основанием для отмены выездной таможенной проверки.

В этом случае датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата внесения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки записи об отказе в получении этого решения (предписания).

20. Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.

21. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

22. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

23. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

24. При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами Союза, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов.

Порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Срок приостановления выездной таможенной проверки по основаниям, установленным настоящим пунктом, а также по основаниям, устанавливаемым законодательством государств-членов, не включается в срок проведения выездной таможенной проверки.

25. В решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

26. Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются путем составления таможенного документа, форма которого устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в порядке, установленном таким законодательством.

27. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен порядок ознакомления проверяемых лиц с предварительными результатами выездной таможенной проверки и представления возражений по ним при их наличии.

28. В таможенном документе, составляемом при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки, указываются следующие сведения:

1) место и дата составления этого документа;

2) регистрационный номер этого документа;

3) наименование таможенного органа, проводившего выездную таможенную проверку;

4) основание для назначения выездной таможенной проверки - ссылка на план (график) проверок либо на основания, предусмотренные пунктом настоящей статьи;

5) дата и номер решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки;

6) вид выездной таможенной проверки;

7) наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии)) проверяемого лица, его место (места) нахождения (место жительства) и (или) место (места) фактического осуществления деятельности, его идентификационные и (или) регистрационные номера;

8) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц таможенного органа, проводивших выездную таможенную проверку;

9) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, привлеченных для участия в проведении выездной таможенной проверки;

10) даты начала и завершения проведения выездной таможенной проверки, а в случае приостановления проведения и (или) продления срока проведения выездной таможенной проверки также указываются периоды такого приостановления и (или) продления;

11) виды проверенных документов;

12) сведения о формах таможенного контроля, иных действиях, проведенных в ходе выездной таможенной проверки;

13) описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, с указанием положений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, требования которых были нарушены, либо сведения об отсутствии таковых;

14) выводы по результатам проведения выездной таможенной проверки;

15) иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

29. Датой завершения проведения выездной таможенной проверки считается дата составления таможенного документа, составляемого при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки.

30. Выездная таможенная проверка не проводится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством государств-членов.

В соответствии со ст. 122 ТК ТС проведение таможенной проверки выполняется контрольными таможенными органами на предмет соблюдения юридическими лицами и ИП законодательных требований к ВЭД, установленных Кодексом и странами – участниками ТС (таможенного союза). Регламент подобного контрольного мероприятия регулирует 19 глава ТК ТС, где четко прописан порядок и формы таможенных проверок. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Формы таможенных проверок

Целью таможенного контроля является проверка учета задекларированных таможенных товаров и операций с ними путем сопоставления данных, отраженных в документации на продукцию с отчетными и учетными сведениями проверяемых лиц. К таковым относят:

  • Декларантов – юр. лиц и предпринимателей.
  • Таможенных перевозчиков и представителей.
  • Тех, кто выполняет хранение товаров, обладает различными полномочиями и так или иначе участвует в сделках по товарам, помещенным под таможенную процедуру.
  • Уполномоченных операторов данных.
  • Собственников таможенных складов, магазинов беспошлинных торговых операций.
  • Лиц, использующих товары, незаконно завезенные в страну.
  • Иных лиц, принимающих участие в сделках по таможенной продукции.

Все проверки таможни подразделяются на 2 вида:

  1. Камеральные (ст. 131 ТК ТС) - проводятся без выезда и без оформления акта-предписания, периодичность не ограничена.
  2. Выездные (ст. 132) – проводятся на основании утвержденного таможенными органами плана проверок или внепланово с выездом непосредственно к проверяемому лицу. В первом случае периодичность ограничена 1 разом в 3 года, во втором никак не ограничивается.

Камеральная таможенная проверка

Эта проверка проводится для анализа и изучения сведений, внесенных в таможенную декларацию или другие документы проверяемого лица; сведений от контролирующих госорганов; другой информации, находящейся в распоряжении таможенных структур о работе указанного лица.

Не производится предварительное оформление акта для назначения проверки, а также выезд по месту нахождения организации/ИП. Для уточнения данных может направляться требование проверяемому субъекту с указанием срока, необходимого для представления информации. Запрещается проводить камеральную проверку дважды по одному и тому же товару. Истребованию подлежат сертификаты, отчеты, счета-фактуры и накладные, договора, прочая документация. При отказе дать пояснения проверяемая компания может быть привлечена к административной ответственности и последующей выездной проверке.

Выездная таможенная проверка

Эта проверка проводится в плановом порядке или внепланово с обязательным выездом по фактическому местонахождению ИП или предприятия. Плановые мероприятия осуществляются с целью контроля соблюдения норм законодательства, внеплановые – для выявления возможных текущих нарушений. Основаниями для назначения могут являться:

  • Результаты камеральных проверок.
  • Официальная информация, поступившая от различных госорганов, включая вышестоящие таможенные структуры.

Перед началом плановой проверки проверяемому хозяйствующему субъекту направляется уведомление о предстоящих контрольных действиях и вручается решение. В отличие от камеральной проверки, в ходе которой сопоставляются данные из деклараций, выездная проверка предусматривает при необходимости также осмотр, арест и изъятие товаров; осмотр территории и помещений; осуществление ревизий; истребование документации и различной информации – все планируемые мероприятия должны быть отражены в решении.

Сроки таможенной проверки

Согласно п. 12 ст. 132 максимальный срок выездной таможенной проверки установлен в 2 мес. При этом по п. 10 за дату начала признается день вручения копии решения проверяемой компании/ИП.

В целях обеспечения таможенного контроля по решению проверяющего органа срок может быть продлен еще на 1 месяц. А если необходимо проведение экспертиз и исследований сроки могут временно приостанавливаться. За дату завершения проверки признается день составления проверяющим таможенным органом документа, оформленного по результатам выполнения контрольных мероприятий. Один экземпляр такого документа должен быть вручен проверяемому лицу.

СТ 132 ТК ТС

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее - объекты проверяемого лица).

2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем.

9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).

В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Комментарий к Ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Выездная таможенная проверка проводится проверяющим органом путем выезда в место нахождения объекта или объектов проверяемого лица. В ч. 1 комментируемой статьи обозначены места (объекты) осуществления выездных таможенных проверок.

Круг лиц, проверяемых в рамках выездной таможенной проверки, более узкий по сравнению с камеральной таможенной проверкой. Выездная таможенная проверка может быть осуществлена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Выездные таможенные проверки имеют две разновидности: плановые и внеплановые. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании составленных уполномоченными подразделениями таможенных органов планов проверок.

Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:

Из информационных ресурсов таможенных органов;

По результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;

От государственных органов;

От банков;

От таможенных и (или) других контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза;

От вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;

Из средств массовой информации;

Из других источников официальным путем.

Интересным остается тот факт, что в ТК ТС ЕврАзЭС не определены основания для включения в план проверок, таким образом, решение данного вопроса отнесено к компетенции самого таможенного органа. Необходимо отметить, что сам порядок оформления документов выездной таможенной проверки не подвергся эпохальным изменениям.

Внеплановая выездная таможенная проверка проводится на основании:

Данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства, в том числе в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза;

Заявления лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

Необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки;

Обращения (запроса) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, проводится для подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Руководитель проверяющей группы составляет на имя начальника своего подразделения докладную записку с обоснованиями встречной проверки и перечень требующих проверки вопросов, получает у него визу, после чего записка поступает начальнику (заместителю) таможенного органа. Он принимает решение направить поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки или признает встречную проверку нецелесообразной, о чем и пишет в своей резолюции на докладной записке.

Копия решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляются в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение пяти рабочих дней после их составления.

3. В ТК ТС ЕврАзЭС не закреплена определенная форма документа назначающего выездную таможенную проверку. Этот вопрос отнесен к компетенции государств - членов Таможенного союза.

Внесены значительные дополнения к нормам, касающимся выездной таможенной проверки. В частности, закреплен в ТК ТС ЕврАзЭС состав сведений, которые должны быть указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки. Относительно формы такого решения (которое определяется национальным законодательством стран ТС) на территории Российской Федерации утвержден Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок".

4. В части 4 анализируемой статьи закреплены основания назначения внеплановых выездных таможенных проверок. ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок в отличие от плановых проверок. Помимо первостепенных оснований проведения внеплановых проверок, ТК ТС ЕврАзЭС делает отсылку на национальное законодательство государств - членов Таможенного союза.

Мероприятия, которые таможенные инспекторы планируют провести в ходе выездной проверки, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Законодатель закрепил возможность назначения проведения выездной таможенной проверки по результатам форм таможенного контроля, которые установлены в ст. 110 ТК ТС ЕврАзЭС. В случае выявления несоответствий либо нарушений законодательства в процессе проведения камеральной таможенной проверки также возможно проведение выездной таможенной проверки.

5. Принципиальным новшеством, неизвестным прежнему порядку проведения таможенной ревизии (по ТК РФ), является возможность проведения встречной выездной таможенной проверки.

Разработчики ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрели случаи, когда таможенным органам необходимо подтвердить проверяемые сведения, предоставляя им право на проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам или операциям с товарами.

В части 6 анализируемой статьи закреплено, что встречная выездная таможенная проверка является внеплановой, основания которой закреплены в ч. 4 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС. Сроки проведения выездной таможенной проверки определены ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС.

6. Необходимо отметить также, что законодатель определил возможную периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. В то же время этот срок различается в зависимости от того, кто же все-таки является объектом проверки. Согласно ч. 7 комментируемой статьи, плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица не могут проводиться чаще одного раза в год, а вот в отношении уполномоченных экономических операторов срок между проверками увеличен. В отношении последних внеплановые выездные таможенные не могут быть проведены чаще одного раза в три года. Целесообразно также подчеркнуть, что законодатель в ТК ТС ЕврАзЭС не ограничил периодичность проведения внеплановых выездных таможенных проверок.

В комментируемом законодательном акте не сказано о том, что в отношении одних и тех же товаров у одного и того же лица проведение выездной таможенной проверки не допускается. Целесообразно было бы внести подобное утверждение.

7. В частях 8, 9 законодатель зафиксировал источники информации, с помощью которой определяется круг проверяемых лиц для проведения плановой выездной проверки, а также обязанность таможенных органов направить уведомление проверяемому лицу различными способами, позволяющими подтвердить факт его получения еще до начала проверки.

Законодатель не освобождает проверяемое лицо от необходимости прохождения выездной таможенной проверки в связи с неполучением отправленного надлежащим способом уведомления по месту нахождения проверяемого лица.

Здесь же зафиксирован максимальный срок (15 календарных дней), по истечении которого таможенный орган имеет право начать выездную таможенную проверку.

8. По ТК РФ срок проверки отсчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно ч. 10 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

В комментируемой части ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС закреплена обязанность должностного лица таможенного органа вручить проверяемому лицу лично или через почтовое отправление копию решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также предусмотрены последствия отказа проверяемого лица от получения копии данного решения.

Также зафиксировано, что проверяющие лица еще до начала проведения выездной таможенной проверки обязаны предъявить свои служебные удостоверения, тем самым защищая права проверяемых лиц. Ведь если отсутствует точное совпадение данных проверяющих лиц и данных лиц, указанных в решении (предписании, акте) о назначении проверок, проверяемое лицо имеет право отказать проверяющим лицам в осуществлении проверки.

Согласно ч. 11 комментируемой статьи вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с деятельностью проверяемого лица, прямо запрещено.

9. Срок проведения выездной таможенной проверки не может продолжаться более двух месяцев, однако может быть продлен на один месяц.

ТК РФ предусматривал подобные сроки проведения специальной таможенной ревизии. В то же время есть некоторые трансформации.

Согласно ч. 5 ст. 376 ТК РФ решение о продлении срока ревизии принимал в исключительных случаях только вышестоящий таможенный орган, тогда как по ТК ТС ЕврАзЭС субъектом продления проверки является таможенный орган, осуществляющий проверку.

Проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза при наличии определенных условий:

При необходимости проведения исследований или экспертиз;

Направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств;

Восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;

Предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки.

Отметим также, что в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Необходимо подчеркнуть, что законодательством государств - членов Таможенного союза устанавливаются срок и порядок приостановления, однако при этом порядок приостановления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В исключительных случаях начальник таможни может продлить выездную проверку до трех месяцев, однако перечень таких случаев отсутствует и решение в каждом конкретном случае принимается только по усмотрению начальника таможни. В то же время это не дает право начальнику таможни безосновательно увеличивать сроки проверки. Например, сроки могут быть увеличены, если к концу проверки таможенники обнаружили документы, свидетельствующие о совершении преступления.

Считаем важным отметить, что сроки приостановления проведения выездной таможенной проверки установлены на уровне законодательства Российской Федерации, а в ТК ТС ЕврАзЭС по данному вопросу существует лишь отсылочная норма на законодательство государств - членов Таможенного союза.

10. Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются документом в двух экземплярах, один из которых приобщается к материалам выездной таможенной проверки, а другой вручается проверяемому лицу лично или посредством почтового отправления не позднее 5 пяти дней со дня завершения данной проверки.

Разумнее было бы закрепить в Таможенном кодексе "не позднее пяти рабочих дней со дня ее завершения", так как существующая формулировка включает в этот временной период, в том числе и выходные дни, что может существенно сократить срок вручения акта выездной таможенной проверки и затрудняет работу таможенных органов.

Подобная формулировка "не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки" нашла свое отражение в п. 51 Приказа ФТС от 6 июля 2012 г. N 1373 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки".

Целесообразно исправить данное расхождение. Такой акт должен быть подписан должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку. Правильно оформленные результаты проверки суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам.

Если бизнес сопряжен с продажей или производством изделий, требующих декларирования для ввоза в другую страну, юридическому лицу обеспечена таможенная проверка. Процедура имеет разные этапы и может проходить в разных видах. Особенности данной процедуры рассмотрим в статье, чтобы понять, как она проводится, в каких случаях назначается.

Особое ведомство контроля

Взаимовыгодное сотрудничество представителей экономической деятельности некоторых сопредельных с Россией стран предполагает поставки товаров за пределы своих территориальных границ. Чтобы исключить свободное проникновение опасной контрафактной продукции, была сформирована таможня, подписаны соглашения со всеми странами, входящими в Таможенный союз (ТС), и сформулирован порядок выполнения необходимых процедур для соблюдения норм законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок проведения проверки, является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а точнее ст. 19 этого свода правил.

Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:

  • Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
  • Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
  • Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
  • Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.
  • Другие лица, указанные в перечне (ст. 122 ТК ТС) товаров, подлежащих проверке.

Если предприниматель имел даже малейшее участие в изготовлении, транспортировке, хранении, реализации продукции, находящейся под контролем таможни, по нему может быть проведена одна или несколько ревизий сотрудниками таможни.

Разновидности выявления проблем специалистами

Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.

Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.

Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.

Иногда по результатам камеральной проверки назначается выездная. Но для этого должно быть основание.

Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:

  • Плановые.
  • Внеплановые.

Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.

Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:

  • Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
  • Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.

Для плановых таможенных проверок не требуется особых обстоятельств. Это обычная процедура, предусмотренная нормативными актами таможенного законодательства.

Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.

В документе содержится решение по результатам ревизии и предписания, которые проверяемое лицо должно исполнить, если были обнаружены несоответствия в информации, представленной в декларации на товар. Заполненный документ подписывается должностными лицами таможенной службы и лицом, у которого осуществляется ревизия. С этой даты таможенные службы больше не могут проводить проверку по конкретному объекту или лицу.

В Таможенной конституции прописаны этапы работы проверяющих ведомств в отношении предпринимателей, декларирующих тот или иной товар. Окончательная подготовка акта по проведенной ревизии не должна длиться больше 5 дней, потому что, по регламенту таможенной проверки, экземпляр отчетного бланка должен быть передан проверяемому предпринимателю или организации в этот срок.

На этом ревизия заканчивается. Ее результат непредсказуем и заставляет волноваться не только руководителя и бухгалтера организации, но и других участников.

В итоге

Таможенная проверка – это стандартная процедура для участников экономической деятельности, как и контроль налоговых инспекторов за бухгалтерскими отчетами и взносами налогоплательщиков. Если в финансовой сделке нет подводных камней и документы по декларированию заполнены правильно, повода для беспокойства нет.