Свобода экономической деятельности в конституции ссср 1977. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям

Статья 164. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми

министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями,

учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами

местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными

общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается

на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

Статья 165. Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР,

ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного

Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, кᴏᴛᴏᴩому подотчетен.

Статья 166. Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев,

областей и автономных областей назначаются Генеральным прокурором СССР.

Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначаются

прокурорами союзных республик и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Статья 167. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих

прокуроров - пять лет.

Статья 168. Органы прокуратуры осуществляют ϲʙᴏи полномочия независимо от каких

бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Законом о

прокуратуре СССР.

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

Статья 169. Государственный герб Союза Советских

Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне

земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках

союзных республик: <Пролетарии всех стран, соединяйтесь!> В верхней части герба

Пятиконечная звезда.

Статья 170. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик

представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем

углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды,

обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик

утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 172. Столицей Союза Советских Социалистических Республик будет город

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Статья 173. Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Все законы и

иные акты государственных органов издаются на базе и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с

Конституцией СССР.

Статья 174. Изменение Конституции СССР производится решением Верховного Совета

СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов

каждой из его палат.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства. В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии (ст. 6).

Конституция СССР 1977 года состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др. Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.). В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции: усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение; смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан.

Так, статья 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством. Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Статья 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. 27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969–1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках. Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах ЗАГСа. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст – 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах ЗАГС, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР – в 1971 г.). Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

14 марта исполняется 20 лет со дня принятия закона "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" - Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.

Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа - Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий . К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации - Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

КОНСТИТУЦИЯ

(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

(с изм. и доп., внесенными Законами СССР

от 24.06.1981 - Ведомости ВС СССР, 1981, N 26, ст. 838;

от 01.12.1988 - Ведомости ВС СССР, 1988, N 49, ст. 727;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 538;

от 20.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 28, ст. 540;

от 23.12.1989 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 29, ст. 574;

от 14.03.1990 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 12, ст. 189)

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно - исторический поворот человечества от капитализма к социализму.

Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально - экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество.

Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире.

Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР. Сложилось социально - политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным.

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.

Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально - технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

Конституция СССР 1977 г. Экономическая и политическая основы СССР. Система и компетенция органов власти.

конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила государственного строя - наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" принятом в 1983 году), из менее значимых изменений - переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2 с половинои̌ лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как ʼʼконституция развитого социализмаʼʼ. Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР, Съездом Народных Депутатов число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться, между съездами народных депутатов действовал орган который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов могли образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должность Президента СССР и глав местных администраций.

Политическая система Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР ʼʼесть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страныʼʼ. Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций˸ в Конституции 1936 года ВКП(б) была ʼʼруководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственныхʼʼ (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе. О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан ʼʼобъединяться в общественные организацииʼʼ (ст. 51). В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией. Экономическая система. В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах˸ государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. 14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность. Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов Органы власти. В новой Конституции был введён новый Раздел IV - ʼʼСоветы народных депутатов и порядок их избранияʼʼ, где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет. Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).