Баба-яга - сказочный персонаж. "Баба — Яга, костяная нога"

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колталовская средняя общеобразовательная школа»

Научно- исследовательская работа

по теме: «Баба Яга. Кто она такая?»

Гуманитарная секция

Введение

Глава I. Изображение Бабы Яги в славянском фольклоре.

Глава II. Происхождение Бабы Яги и этимология ее имени.

Глава 3. Значение атрибутов Бабы Яги: избушки на курьих ножках и ступы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

“Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи”.

“Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”.

Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.

Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Нас всегда интересовал вопрос: кто такая Баба, откуда она появилась в русских народных сказках и что значит ее имя?

Поэтому мы выбрали тему исследования : «Баба Яга. Кто она такая?»

Объект исследования – образ Бабы Яги.

Предмет исследования – имя Бабы Яги, ее волшебные атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа).

Задачи исследования :

2. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Методы исследования : для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).

Материалом исследования послужили тексты сказок,

научные исследования о Бабе Яге.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.


ГЛАВА 1

Изображение Бабы Яги в славянском фольклоре

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе.

Живет в лесу в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.

Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след

метлой).

Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба яга занимается канибализмом).

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её преобладающими чертами, но лишь проявлениями её иррациональной (недоступной пониманию разума), натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её преобладающими чертами, но лишь проявлениями её иррациональной (недоступной пониманию разума), натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.

(это напоминает обряд «перепекания ребенка)

Перепекание ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии - собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату (иногда предварительно завернув в тесто) и трижды всовывают в жаркую печь. По другим версиям, вместе с ребенком в печь засовывают щенка, чтобы болезнь перешла от малыша к животному.
Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка должно принести ему пользу) на «минус» (Яга детей жарит и ест). Скорее всего, это произошло в период утверждения христианства, когда искоренялось и демонизировалось все языческое.
Этот образ Бабы-Яги также связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации (посвящение юноши в полноправные члены общины). Обряды инициации были созданы родовым строем и отражали интересы охотничьего общества. Они содержали не только испытания в ловкости, меткости и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения (чаще всего в глубину леса, в специально построенную хижину), где те проходили специальную школу охотника и члена общества. Там их подвергали различным испытаниям. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» юношей чудовищным животным и их последующего «воскрешения». Оно сопровождалось телесными истязаниями, повреждениями, ритуальной хирургией . Этот таинственный и болезненный обряд означал символическую смерть ребенка и возрождение его уже в качестве полноправного взрослого члена общины – мужчины, воина и охотника, которому разрешалось вступать в брак

Часто церемонией посвящения распоряжалась и руководила женщина – ведунья или жрица. Есть версия, что она олицетворяла Великую Мать – языческую богиню, повелительницу мира и прародительницу всего живого. Эта загадочная фигура, скорее всего, и стала основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, которая живет в лесной хижине, похищает детей (т. е. уводит для обряда инициации),жарит их в печи (символически пожирает, чтобы родился мужчина), а также дает советы и помогает избранным героям, выдержавшим испытания.

Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

ГЛАВА 2

Происхождение Бабы Яги и этимология ее имени

Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Баба Ёжка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба Яга занимала почетную должность в пантеоне древних Язычников.

Существует трактовка, согласно которой, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»

«Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня".

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь).

Еще одна гипотеза происхождения имени Бабы-Яги. На языке Коми, слово яг означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.

Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (Лесной человек).
Однако эта позиция противоречит данным современной научной этимологии, согласно которым имя Бабы-Яги никак не связано с тюркским названием одежды «яга», восходящим к јаɣа/jaka - воротник.

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева).. Моряки, приходили в ужас от сложенных там веками порядков. В племени процветал матриархат, жрица носила на себе берцовую кость убитого зверя. Так же был там естественным каннибализм.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. "Ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

ГЛАВА 3

Волшебные атрибуты Бабы Яги (избушка на курьих ножках, ступа)

Образ «избушки на курьих ножках» - явление уникальное, составляющее единое целое с образом самой Бабы Яги. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть с помощью окон, говорить дверью, и думать.

Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами.

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение.
(Ну так тож у индусов!)

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ. Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.

Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши...

Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно... МЕЛЬНИЦА...

Не она ли, типичная для русского севера мельница - столбовка, и есть избушка на курьих ножках?

Что мне особо нравится в этой гипотезе, так это то, что при таком раскладе не приходится выдумывать погребальное объяснение ступе.
Ступа является весьма логичным атрибутом для хозяйки мельницы. Ибо СТУПА - это МЕЛЬНИЦА и есть, только ручная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, разрешение конфликта состоит в справедливости гипотезы о том, что изначально в языческие времена Баба Яга была положительным божеством, чуть ли не олицетворением Богини-Матери. И только с приходом христианства ее постигла судьба всех прочих языческих кумиров - они обернулись демонами, бесами и ведьмами, старухами колдуньями подчас людоедками, живущими где-нибудь в лесу в избушке на курьих ножках…. . Великой Матери просто не повезло: добродетель безлика. Какой была эта животворящая богиня уже никто и не помнит. Зато Баба Яга, страшная и кровожадная, прогремела в веках ...

Список использованной литературы

1. Афанасьев русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

2. .Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

3. , Топоров Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

4. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г.

5. Пропп корни волшебной сказки. - Л.,1986.

6. ru. wikipedia. org›wiki/Баба -Яга , ru. wikipedia. org›wiki/Избушка _на _курьих _ножках

7. sueverija. *****›Muzei/Jaga .htm

8. *****›Почемучка›where18.php

Штана Дарья

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

проектная работа ученицы 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Фёдоровского района Саратовской области Штана Дарьи Где живёт Баба Яга?

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку? Почему она ест маленьких детей? Почему живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? Я решила побольше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Здравствуйте! Я ученица 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Штана Дарья

Для достижения цели я поставила следующие задачи: * узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; * провести опрос по теме работы среди учащихся; * прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; * проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы. Цель моей работы: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Объект и гипотеза: предположим, что Баба Яга – вымышленный персонаж русских народных сказок. Предмет и сследования: русские народные сказки Методы исследования: размышления и чтение книг, опрос, анализ резуль татов Опрос учащихся Я провела опрос среди учащихся (в опросе участвовали 26 учащихся) 1 – 5 классов и предложила им ответить на следующие вопросы: 1. Кто такая Баба Яга? 2. Какой вы себе её представляете? 3. Где она живёт? 4.Чем занимается? 5. Как выглядит костяная нога?

Результаты опроса учащихся следующие: Баба Яга – это вымышленный персонаж, ведьма, колдунья, злая сварливая старуха, пожилая женщина, старушка с метлой. Представляют её злой, сердитой, плохой, агрессивной, нервной. Живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, в избушке на болоте. Занимается тем, что летает в ступе, прядёт пряжу, ест детей, варит зелье, колдует, ходит в гости к лешему. Костяная нога Бабы Яги сделана из кости, выглядит как у скелета, она волшебная, деревянная.

Баба Яга – мифологическое существо Из энциклопедии я узнала, что сказку всегда предваряет миф. Баба Яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы Яги является славянская богиня смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мёртвых. Почти во всех сказках у Бабы Яги есть костяная нога – атрибут смерти (нога мертвеца или скелета), поэтому можно предположить, что Баба Яга одноногая. Баба Яга имеет змеиное происхождение. Сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Бабы Яги Волшебные вещи в сказках и другие чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положитель ный или отрицатель ный персонаж «Гуси – лебеди» ..стоит избушка на курьей нож-ке, кругом себя повора-чивается… … морда жилиная, нога глиняная.. Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицатель ный, так как похищает детей, чтобы съесть «Царевна – лягушка» ..стоит избушка на курьих нож-ках, кругом себя повора-чивается… … зубы на полке, а нос в потолок врос… Клубок _____ Положительный, так как даёт совет, как одолеть противника (Кащея) «Баба Яга» Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга. Баба Яга- костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицатель ный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек» За тридевять земель на крутой горе Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) Волшебный платочек, огненный щит. _____ Отрицатель ный, так как хотела погубить всех братьев «Василиса Прекрасная» В дремучем лесу, вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа с глазами людей В ступе едет, пестом погоняет,помелом след заметает Куколка, три всадника (белый, красный, чёрный); три пары рук. _____ Положитель ный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Три Бабы Яги (сёстры) …Избушка на курьих ножках, об одном окошке.. ..шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает… Живая вода, молодильные яблоки Волшебные кони Положитель ный, так как дала совет, как найти воду и яблоки «Заколдован ная королевна» Три Бабы Яги. У старшей стоит избушка а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая. Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, шапка – невидимка. _______ Положитель ный, так как помогла найти королевну

Общие выводы Я прочитала семь русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге и самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Во всех сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет Анализ результатов исследования Моё исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж., который: ведает судьбой * наказывает, губит людей * ведьма * «чует сердцем» * дарит клубок (путеводную нить) * связана с огнём * лежит на печи * ведает огнём (глаза черепов)* ей подвластны утро, день, ночь (белый, красный и чёрный всадники) * повелительница зверей * ей служат гуси-лебеди * избушка на курьих ножках (полузвериный облик) * живёт в дремучем лесу * служат ей дикие звери * связана со смертью и подземным миром * похищает и ест детей и людей * огонь, данный ею может убить * связана с ночью, тьмой * она всегда старая, полускелет (костяная нога) * она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») * связана с воздушной стихией * свистит (свист связан с ветром) * поднимает ветер помелом* летает на ступе

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай".

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах "русского духа".

Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства – гостя полагается сначала накормить, а лишь затем расспрашивать. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере "лабаз", или "чамья", – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся "к лесу задом, к путнику передом", чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – "урах". В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

Точнее, для Бабы-в-яге, поскольку ягой среди северных народов называется меховая "доха". Н.А. Абрамов и В.И. Даль так объясняют значение слова яга: "одежда наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется шерстью наружу. Некоторые под нее подкладывают беличий или песцовый мех, а иные – фланель.

Есть предположение, что "проблемы" Бабы Яги с ногами (помните ее прозвище: Баба Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Поэтому ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: "...бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1) Яга - воительница.

2) Яга - похитительница.

3) Яга - дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а) Яга - советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью); б) Яга - повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем); в) Яга - покровительница (взявшая героя под свою опеку); г) Яга - дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).

4) Яга - прародительница.

Нас в первую очередь интересует наиболее истинная Баба Яга, а именно Яга–дарительница. Именно она, по нашему мнению, проживала и проживает на Севере.

Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще и парит героя в бане.

Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: "Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать". Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.

Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть "русским духом, русской коской". Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.

Яга - дарительница или Яга - советчица - это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.

Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в наших поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области.

И обратите внимание, что на самом–то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик, облик злой старухи. Но это зависит от того, кто ее посещает и с какими целями.

Александр Тутов, Баба-Яга - добрая северянка. К вопросу о происхождении и местонахождении ее родины.

Все мы воспитывались на сказках, и одним из самых частых и загадочных героев была Баба Яга. Кто же она на самом деле, злая колдунья, которая пыталась зажарить Иванушку в русской печи, похитительница маленьких детей или все-таки она является добрым персонажем, который помогает бороться против злых сил. Ведь она не раз помогала главным героям в борьбе против Кощея Бессмертного, указывала правильный путь и давала мудрые советы, как избавиться от разного рода нечисти. Этот всем известный сказочный персонаж, в виде обезображенной старухи имел в своем доме животных и птиц, почтительно относился к ним и даже советовался с ними, как поступить в той или иной ситуации. Согласитесь, что Баба Яга – весьма противоречивая личность, что же на самом деле, мы знаем о ней, и о ее личной жизни?

Давайте попробуем разобраться, кто же такая Баба Яга. В действительности, нет точного и однозначного мнения. По некоторым источникам, она считается покровительницей леса и зверей, доброй древнегреческой богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство (загробный мир).

Но есть и другая версия, что слово «яга» взяло свое начало от слова «йог», и сама Баба Яга родом из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее средство передвижения – ступа, напоминает индийские здания - ступы, которые являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.

По другим источникам, она получила такое имя, так как была очень склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких часто называли Ягишною.

Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках. Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг».

Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и есть вероятность, что ее имя пришло от простого словосочетания - баба в яге (меховой шубке без рукавов).

Кроме того, есть поверье, что Баба Яга имела азиатские корни и соответственно носила азиатское имя. Доказательство этому - ее выражение: «Фу-фу, русским духом пахнет». Дело в том, что у каждой расы свой запах тела, и чаще всего люди могут на расстоянии чувствовать запах принадлежащий человеку из другой расы.

Есть еще одна невероятная версия, но она также имеет место быть. Баба Яга – это создание, пришедшее в наш мир из мира мертвых, то есть покойница. В древние времена усопших хоронили в домиках, которые стояли на пнях на некоторой высоте, корни которых выглядывали из земли, и напоминали собой куриные лапки. Дверь в помещение располагали в противоположную сторону от той местности, где находились селения, то есть, передом к лесу, а задом к населенным пунктам. Люди верили, что ночью мертвецы могли летать в своих гробах, поэтому их укладывали ногами к выходу. Любой зашедший, в какую домовину, мог увидеть ноги мертвого человека. Именно от этого и произошло выражение «Баба Яга костяная нога». К усопшим относились с большим уважением и не тревожили их понапрасну. Хотя если возникали беды, то люди верили в то, что покойные могут помочь им в трудных ситуациях и обращались к ним за помощью.

Ну и заключительная версия, Баба Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа – это своего рода космический корабль. Скорее даже устройство, которое составляет одну из ступеней огромного космического корабля необходимое для мобильного перемещения в пространстве на небольшие расстояния.

Представленные выше варианты происхождения колдуньи не могут быть опровергнуты или подтверждены – каждый выбирает тот вариант, который ему близок. Но, думаю, вне зависимости от ее происхождения мы будем любить Бабу Ягу, как тот образ, который знаком нам с самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с ярким и независимым характером.