Понятие грамматического значения. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы

Термин грамматика употребляется в двух значениях.
1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;
2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.
Грамматика состоит из нескольких аспектов:
1. Словообразование (дериватология) - занимается изучением образования новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов, которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой.
2. Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.
3. Синтаксис(в переводе с греческого "военный строй") исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

2. Словоформа и ее грамматическое значение

Предметом изучения грамматитки, как и лексики, является слово.
Но лексикология изучает лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму слова, словоформу.
Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).
Лексические и грамматические значения являются таким образом двумя основными типами значений, свойственных языку.

3. О положении грамматики в системе языка

Взаимодействие грамматики с лексикой можно показать следующим примером. Что может выражать мысль, выраженная таким рядом слов: мы, чувствовать, солдат, задет, за, живой, Таня, и, что, грозить, опасность. В этом примере трудно даже догадаться, что означают слова вместе взятые. А между тем в рассказе М. Горького "26 и одна" читаем: " Мы чувствовали, что солдат задет за живое и что Тане грозит опасность". Следовательно, для того, чтобы выразить мысль следует не только разобраться в семантике отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли. Мысль наша как бы облекается в определенную форму, которая оказывается тесно с ней связаннной. Грамматика, устанавливая грамматические отношения между словами, не механически объединяет их. Она не безразлична к тем реальным смысловым связям, которые существуют между словами в данном языке. Далеко не всякое слово грамматика может соединить с любым другим словом данного языка.
Крепкое слово - это верное нерушимое слово, в то время, как крепкое словцо - это бранное нехорошее слово.
Грамматика связана также с фонетикой. Любой способ выражения грамматического значения (о чем будем говорить ниже) обличен материальную оболочку в виде звука или буквы.
Или более конкретный пример: дома - дома. Ударение выступает как основной различительный признак грамматического значения слов. Дома имеет следующие грамматические характеристики, образующие грамматическое значение слова: существительное мужского рода, в родительном падеже, в единственном числе). И дома с ударением на втором слоге - существительное во множественном числе в именительном или винительном падеже.

4. Об отличиях лексического значения от грамматического

С лексической точки зрения слово стол осмысляется прежде всего как слово, имеющее определенное лексическое значение. С позиций грамматики слово стол - это имя существительное мужского рода в именительном падеже в единственном числе, то есть как обладающее определенными грамматическими характеристиками, совокупность которых образует грамматическое значение данной словоформы.
Одно из важнейших отличий грамматического значения от лексического заключается в том, что грамматическое значение соотносится с логическими понятиями, но не соотносится с предметами реальной действительности. Так слово "дерево" в его лексическом значении не только связано с логическим представлением о предмете, относящемся к флоре, но и определенным деревом, которое имеет в виду говорящий. Иначе в грамматическом значении. То же слово дерево как имя существительное осмысливается нами прежде всего в своем категориальном значении предметности в наиболее широком смысле в отличие, например, от значения качественности (что характерно для имени прилагательного), или значения действия и состояния (что характерно для глаголов).

5. Способы выражения грамматического значения

1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается при помощи окончания а.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) пошел к брату
the leg of the table (англ.)
Le livre de Pierre (франц.)
3. Порядок слов выступает как типичный способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.(или их мало) и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму. Например:
The man killed a tiger.
The tiger killed the man.
Аналогичную роль выполняет порядок слов и во французском языке.
4. Ударение. Например: Руки-руки, ноги-ноги, города - город, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.
5. Интонация. В зависимости от того, как мы скажем студенты внимательны с интонацией утверждения или студенты внимательны с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление. Следовательно, важная категория вопроса передается здесь при помощи интонации.
6. Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:
а) при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой - хуже, gut - besser, bon - meilleur.
б) при образованииличных местоимений: я - меня, ich - mich, I - me.
7. Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:
а) для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang - orang (люди);
б) для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).

6. Синтетические и аналитические формы

Различные способы выражения грамматического значения можно разделить на две группы:
1. Способы выражения грамматического значения, когда лексическое значение им грамматическое значения выражаются как бы слитно, в одном и том же слове, внутри слова. Образуют синтетические формы, например, читай, Lies!
2. Способы выражения грамматического значения, когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуют формы аналитические . Это формы представляют собой сочетание знаменательного слова со служебным (предлогом, частицей, вспомогательные глаголы). Например, Давайте почитаем!
В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать. Однако лексическое значение слова буду сохраняется в таком выражении как "Я буду учителем".
Аналитическими являются те конструкции немецкого языка, где употребляются вспомогательные или модальные глаголы: Perfekt, Futurum, Passiv. Аналитической является форма выражения принадлежности с помощью предлога von: Die Bucher von meinen Freunden.

7. Словоизменения и словообразования

Образование формы одного и того же слова - словоизменение. Словоизменение нужно отличать от словообразования. При словоизменении изменяется форма одного и того же слова, новое слово не образуется. При словообразовании при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов) образуются новые слова: учить - учительница. Совокупность всех форм слов (словоформ) при изменении образует парадигму. Если слово обладает полной системой словоформ, то говорят, что слово обладает полной парадигмой. Если слово представлено не всеми формами, то это частичная парадигма. Большинство слов русского языка обладает полной парадигмой, но есть и слова с частичной парадигмой: мечты, победить, пылесосить.

8. Понятие грамматической категории

Грамматическая категория - это грамматическое значение обобщенного характера, присущее словам или сочетаниям слов в предложении и вместе с тем отвлеченное от конкретных значений самих слов.
Обобщенный характер грамматической категории проявляется в том, что под категорию единственного числа "подводятся" самые разнообразные слова: существительные хлеб, колесо, книга, человек, прилагательные большой, сильный, разумный, глаголы делаю, строю, пишу.
Под категорию мужского рода подпадают также самые разнообразные слова: существительные хлеб, карандаш, дом, разум, прилагательные большой, сильный, радостный, красивый, глаголы делал, строил, писал.
В русском языке имени существительному свойственны грамматические категории числа, рода и падежа, а глаголу - числа, времени, вида, наклонения, залога, лица, рода.
Грамматические категории не могут существовать сами по себе, вне определенных группировок слов. Эти группировки обычно выступают как части речи.

9. Категория рода

Категория грамматического рода распространена во многих языках мира, хотя есть языки, в которых категория грамматического рода отсутствует (финский, армянский).
Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает по языкам.
Так в русском сущ. ложка - женского рода, в немецком - der Loffel. В русском часовой - мужского рода, в немецком и французском женского - die Wache, la sentinelle.
Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка - сирота, тихоня, зануда, плакса, лакомка.
Для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической категории рода в разных языках очень многообразны:
1) с помощью особых окончаний: гость - гостья, супруг-супруга, или особых суффиксов: актер - актриса, медведь - медведица;
2) с помощью разных слов (гетеронимия): отец-мать, брат-сестра, нем. Vater- Mutter, франц. pere - mere.
3) С помощью особых вспомогательных слов, напр. ein mannlicher Adler - орел, ein weiblicher Adler -орлица, англ. he goat - козел, she goat - козел.
4) С помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока, акула, бегемот (и самцы и самки).
Категория рода обычно прозрачна в тех случаях, когда анализируется род имени существительного типа мужчина - женщина, бык - корова, петух - курица. В данных случаях категория грамматического рода базируется на биологическом роде одушевленных существительных. Но проблема грамматического рода осложняется в тех случаях, когда в современных языках анализируют имена неодушевленные или пытаются осмыслить природу среднего рода. Содержание неодушевленных имен существительных теперь не нуждается ни в какой родовой характеристике, однако грамматически эта характеристика является для имени во многих языках необходимой. В языке, в силу очень большой устойчивости грамматической формы и ее отвлеченности, подобный конфликт может очень долго сохраняться, ибо говорящий обычно не замечает его.

10. Категория числа

Категория числа оказывается прозрачной. Человек издавна различал один предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего выражения и в языке. Одновременно категорию числа можно назвать универсальной. Универсальность ее заключается в том, что она охватывает не только имена существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.
Категория числа взаимодействует с определенным лексическим значением тех слов, через посредство которых она выражается. Возьмем, например, существительные, которые имеют собирательное значение,то есть когда множество каких - то предметов мыслится как единое целое (дичь, зелень, листва, белье). От этих имен существительных множественное число обычно не образуется. Следовательно, грамматическая категория числа, как бы возвышаясь над отдельными именами и объединяя их, вместе с тем не безразлична к семантике этих слов.

11. Категория падежа

Падеж - это форма имени, выражающая отношение данного имени к другим словам в словосочетании или предложении. Падеж представляет собой единство формы и значения.
По сравнению со всеми другими падежами именительный представляется более свободным, более независимым. Его еще называют независимым (Пешковский), нулевым (Карцевский), падежом, лишенным особых признаков (Якобсон). Функция именительного падежа прежде всего назывная, тогда как функция косвенных падежей заключается в том, чтобы выражать отношения между словами.
Падеж - категория морфологическая. Поэтому лишь в тех языках, в которых существуют формы словоизменения (типа русского стол, стола, столу) и могут существовать падежи.
Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения другие способы (предлоги, порядок слов и так далее, см. предыдущую лекцию).

12. Части речи и члены предложения

Части речи - это лексико-грамматические группы слов, отличающиеся друг от друга: а) определенным значением, б) определенными морфологическими и синтаксическими признаками, в) теми или иными грамматическими категориями, г) синтаксическими функциями в составе словосочетания и предложения. В языках флективных части речи различаются также типами формообразования и словообразования.
Удельный вес перечисленных выше признаков, которые отличают одну часть речи от другой, в различных языках не одинаков.
В русском языке морфологические признаки частей речи имеют решающее значение и выявляются обычно очень просто и отчетливо. Шелк и шелковый явно различаются как существительное и прилагательное. Иначе оказывается в таком языке, как английский, в котором морфологическое разграничение имен существительных и прилагательных представлено не так четко, как в русском. Silk -"шелк" является существительным, но в словосочетании silk dress - "шелковое платье" оно выступает уже как прилагательное.
Части речи в одном языке отличаются внутренней неоднородностью. Так выделяются самостоятельные (знаменательные) части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные) и служебные (предлоги, союзы, местоимения).
Являясь лексико-грамматическими группами или разрядами слов, части речи должны осмысляться на основе рядя критериев в их взаимодействии и взаимосвязи. Таковы критерии лексический, морфологический и синтаксический.
Синтаксис связывает части речи с членами предложения. Члены предложения- это синтаксические категории, возникающие в предложении на основе взаимодействия слов и словосочетаний и отражающие отношения между элементами предложения. Части речи в системе предложения не просто повторяют себя, но подвергаются известной трансформации. Как ни глубока связь между именем существительным и подлежащим, понятия эти соотносимы, но не идентичны, то же следует казать и о взаимодействии между глаголами и сказуемым, прилагательным и определением.

13. Имена существительные и прилагательные

Имя существительное - это часть речи, выражающая предметность в широком смысле слова. В русском языке предметность имени существительного передается в формах рода, числа и падежа.
Имя существительное называет и выражает не только предметы, но и действия (бег, полет), состояния (радость, знание), понятия. Именно поэтому имена существительные следует связывать с предметностью, а не только с предметами.
Имя прилагательное как часть речи образовалась от имени существительного. Раньше говорили трава-зелень или зелень-трава в смысле "зеленая трава" или камень- стена означало "каменная стена". Таким соположением двух имен существительных выражалось в древних языках представление о качестве. Постепенно, по мере того как человек все более осознавал, что одно из существительных в подобных сочетаниях зависит от другого (в нашем примере зелень от травы) в этом зависимом существительном (зелень) все более и более ослабевала идея предметности и возрастала идея качественности. Эти постепенные изменения - ослабление предметности первого имени (зелень) и рост в нем признака качества - приводит в конце концов к созданию новой части речи - имени прилагательного. Вместо старого типа зелень-трава возникает новое зеленая трава.
Прилагательные обычно бывают двух типов: качественные и относительные. От качественных прилагательных образуются степени сравнения, так как качество в предмете может наличествовать в большей или меньшей степени. От относительных прилагательных степени сравнения не образуются, ибо отношение не мыслится качественно, оно или дано, или его нет. Следовательно, для классификации имен прилагательных на качественные и относительные очень важна их семантика.
В процессе длительного развития языка и мышления постепенно вырабатывалась современная система сравнения.
Способы образования степеней сравнения.
В большинстве современных языков степени сравнения передаются либо флективно, при помощи окончаний, либо лексически (аналитически) при помощи особых "усилительных" слов.
Красивый - красивее- красивейший(очень красивый).
Особым типом образования степеней сравнения является так называемый супплетивный способ (от лат. suppleo, ere - наполняю).
Хороший - лучший - наилучший.
Good - better- best
Gut-besser- am besten.
При помощи редупликации: большой - большой, маленький-маленький.

14. Местоимения как особая часть речи

Местоимение - часть речи, которая указывает на лица, предметы и их признаки, но не называют их.
Это есть совершенно особая часть речи, так как местоимение объединяет в один класс грамматические признаки, которые в отдельности свойственны самым разнообразным частям речи. Личные местоимения употребляются параллельно с именами существительными (например, я- человек), притяжательные - с прилагательными (мой - хороший), а неопределенные - с наречиями (некто - далеко). В категории местоимений проявляются и пересекаются свойства разных частей речи.
Своеобразие местоимений обнаруживается также и в том, что многие традиционные грамматические категории приобретают особое значение в системе местоимений. Местоимения мы и вы, например, нельзя рассматривать как множественное число от "я" и "ты", так как они указывают не на многих я и ты, а на лицо говорящее вместе с другим лицом или лицами (мы), или на лицо собеседника совместно с другим лицом или лицами (вы). Так что соотношение между я - мы, ты - вы оказывается иным, чем соотношение стол - столы.

15. Глагол и глагольные категории времени, вида и наклонения

Глагол - это часть речи, называющая действия (работать, строить, рисовать) или представляющая разнообразные процессы в виде действия - состояние, проявление признака, отношение к кому-либо или чему-нибудь (надеяться, беспокоиться, ворчать, любить, краснеть, дремать, стоять, расти, уважать).
Понятие сказуемого (предиката) значительно шире понятия глагол. Предикативность (сказуемость) может быть выражена различными частями речи, например, именем существительным. Например, он - офицер. Несмотря на то, что предикативность передается по-разному, все-же глагол является главным средством ее выражения, особенно в языках индоевропейских. Иными словами, предикативность является первичной функцией именно глагола в предложении, тогда как в других частях речи она выступает как подсобное средство, как их вторичная функция.
Как ни кажется сейчас глубоким различие между существительными и глаголами, исторически оно оформилось не сразу. Наличие в языке особой категории причастия, которое может выполнять в предложении функцию имени - определения и функцию предикатива, опосредованно свидетельствует о пережитках той эпохи в развитии языка, когда глагол еще не достаточно отделялся от имени.

Категория времени

Категория времени. Эта категория представляется как наиболее типичная глагольная категория (в немецком языке глагол называется Zeitwort). Грамматическая категория времени показывает, как говорящее лицо определяет временное отношение высказывания к моменту речи. Все то, что происходиило до момента речи, относится к прошедшим временам в грамматике, а то, что будет происходить после момента речи, - к будущим, наконец, все совершающееся в момент речи - к настоящему времени в грамматике.
Категория вида- одна из самых древних категорий глагола, но вместе с тем она известна далеко не во всех языках. В русском, как и в других славянскуих языках категория вида древнее категории времени. Временные разграничения впоследствии стали наслаиваться на видовые противопоставления.
Различие между настоящим и будущим временами первоначально заключалось только в видовом значении глагола. Если глагол был совершенного вида, то формы его настоящего времени приобретали значение будущего времени (например, скажу или скажет), если же глагол оказывается несовершенного вида, то формы его настоящего времени не расходились по значению с самим временем (например, говорю или говорит). Тем самым глаголы совершенного вида не употреблялись в настоящем времени, а глаголы несовершенного вида могли иметь лишь будущее описательное (буду говорить), но не простое будущее.
Подразделение вида на совершенный и несовершенный очень обще и не охватываает всего богатства типов и группировок. Можно говорить о различной степени совершенности действия и о различной степени его несовершенности.
В пределах совершенного вида различают: окончательное (прочесть, сказать, убрать), начинательное (запеть, заговорить), мгновенное (мигнуть, вздохнуть) и ряд других подзначений. В пределах несовершенного вида - длительность первой степени (нести, вести), длительность второй степени (носить, водить), длительность третьей степени (почитывать, прохаживаться).
Видовые пары глаголов в русском языке обычно возникают путем образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида: бросить (сов. вид) - бросать (несов. вид), лишить (сов. вид) - лишать (несов.вид).
Являясь важными грамматическими категориями глагола, вид и время подобно другим категориям поднимаются, хотя каждый по-своему, на известную ступень абстракции. Для выражения настоящего времени, например, употребляется не только собственно настоящее, но иногда и будущее ("Я еду завтра на юг" в смысле "Я поеду") и даже прошедшее ("Пропала твоя головушка" в смысле " Пропадет"). Следовательно, хотя настоящее, прошедшее и будущее достаточно грамматически разграничены, однако возможность "вторжения" одного времени в область другого опрелделяется своеобразными условиями контекста. Грамматическое понятие о времени оказывается шире логического о нем представления. Поэтому настоящее время может в известных случаях передавать идею времени вообще, без относительно к моменту протекания действия ("Они работают отлично", вообще работают, всегда работают отлично).

Грамматическая категория наклонения.

Грамматическая категория наклонения передает устанавливаемое говорящим лицом отношение действия к действительности, показывает, считает ли говорящий действие реальным или нереальным.
В самом деле, можно сказать: я пишу; я, несомненно,пишу; я буду писать;я писал бы; я, быть может, напишу;я, действительно, хочу писать.
Во всех этих случаях мы по-разному выражаем свое отношение к действию. Я пишу просто утверждает, я, несомненно, пишу категорически утверждает, я писал бы выдвигает определенные условия, соблюдение которых оказывается необходимым для того, чтобы я мог писать, я, быть может, напишу - в еще большей степени ставит действие в зависимость от каких-то условий, и т.д.
Необходимо с самого начала разграничить грамматические и лексические способы выражения модальности.
Я писал бы - здесь модальность выражена грамматически, тогда как в я, быть может, напишу или я, действительно, напишу - модальность выражена лексически (с помощью самостоятельных слов может быть, действительно). Следовательно, грамматическая модальность передается не только морфологически, особыми окончаниями, но и синтаксически (аналитически) особыми грамматизованными описательными конструкциями (в русском формами глагола на -л + бы). Что касается лексической модальности, то она выражается самыми разнообразными так называемыми модальными словами и словосочетаниями (непременно, действительно, разве, быть может, по-видимому, по всей вероятности).

16. Синтаксис: предложение и словосочетание, их соотношение

Предложение- это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Главные характерные признаки предложения:
1) не только выражается мысль, но и передается отношение к этой мысли самого говорящего; 2) наличиствует особая интонация сообщения; 3) заключается предикативность, то есть отношение сообщения к действительности, независимо от того, имеется в этом сообщении глагол или нет.
Даже не выходя за пределы одного языка, можно проследить, как на протяжени веков исторически менялась структура предложения. В древнерусском языке синтаксическое сочинение (паратаксис) преобладало над подчинением (гипотаксисов). Движение от синтаксического сочинения к подчинению обусловлено общим развитием мышления, стремлением человека все более полно и всесторонне выразить многообразие своих мыслей. В свою очередь увеличивающаяся сила и многообразие мышления в конце концов были предопределены увеличивающимся многообразием практики человека, углублением познания окружающего мира.
В результате длительнолго исторического развития в русском языке выработиалась стройная системе сочинительных и подчинительных связей.

Словосочетание

Словосочетание - это грамматически оформленное единство двух или более самостоятельных (знаменательных) слов, не образующих предложения.
В комнате или на воздухе также представляют собой соединение двух слов, однако подобные соединения не являются словосочетаниями, так как одно из слов в каждой паре оказывается не самостоятельным, а служебным. Словосочетание основывается на единстве не только структурного (формального) но и смыслового моментов.
Словосочетания могут быть именными (сторонники мира, белый снег, ясное небо), глагольными (достигнуть успеха), наречными (громко запеть, неподвижно стоять). Подобная классификация словосочетаний осложняется семантическим сближением между словосочетаниями, находящимися в разных структурных группах. Например, глагольное словосочетание восхищаться кем, чем явно сближается с именным словосочетанием восхищение кем или чем.

О соотношении предложения и словосочетания.

Некоторые лингвисты (Фортунатов) полагали, что нет никакого различия между предложением и словосочетанием, что предложение является не чем иным, как развернутым словосочетанием.
В действительности предложение качественно отличается от словосочетания, как и словосочетание от предложения. Словосочетание также не является "промежуточной группой" между словом и предложением. Предложение может состоять и из одного слова. (Светает. Работаю). Для образования словосочетания всегда необходимо не менее двух полнозначных слов. Следовательно, отличие словосочетания от предложения не количественное (больше или меньше слов), а качественное (своеобразие структур и того, что выражается с помощью этих структур). Словосочетание обычно лишено тех признаков, которые превращают высказывание в предложение и о признаках которых речь была выше.

Или несколько, т.е. является однозначным или многозначным.

Например, слово "айсберг" обозначает "большое скопление льда или большую ледяную глыбу, оторвавшуюся от ледника". Другого значения слово не имеет. Следовательно, оно является однозначным. А вот у слова"коса" может быть несколько толкований. Например, "коса" - это "вид прически" (девичья коса), а также - "берег у реки особой формы" (пошел купаться на косу) и, кроме того, это еще и "орудие труда" (хорошо наточить косу). Таким образом, слово "коса" является многозначным.

Грамматическое значение слова - это определенный набор признаков, позволяющих слову менять свою форму. Так, у глагола - это признаки времени, лица, числа и т.д., а - времени, настоящего или прошедшего, рода, числа и .

Если основная составляющая лексического значения заключена, как правило, в его корне, то грамматическое значение слова легче всего определять по окончанию (флексии). Например, по окончанию имени существительного несложно его род, падеж или число. Так, в предложении "Утро выдалось прохладным, но солнечным" имя существительное имеет следующие : именительный падеж, средний род, единственное число, второе . Кроме этого, можно сказать, что слово является нарицательным существительным, неодушевленным.

Если вы попытаетесь определить лексическое значение слова "утро", то, наверняка, уточните, что это время суток, следующее после ночи, т.е. начало дня.

Если вы научитесь правильно определять лексическое и грамматическое значение слов, то сможете составлять красивые по выразительности и верные с точки зрения грамматики и употребления синтаксические конструкции ( и предложения).

Связанная статья

Источники:

  • лексическое значение это

При морфологическом разборе причастия необходимо определить его вид , который относится к постоянным признакам данной части речи. Это очень важно и для переводчика, поскольку изменившее свой вид при переводе причастие нередко меняет смысл всего текста на противоположный.

Вам понадобится

  • - таблица форм причастий.

Инструкция

Попробуйте поставить полное причастие в краткую форму. Со страдательным чаще всего это возможно, оно всегда имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать подобную операцию. Во всяком случае, в современном литературном действительные причастия краткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Краткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Впрочем, некоторые страдательные причастия тоже в современном в краткую форму обычно не ставятся. Например, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В подобных случаях краткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному стилю.

Видео по теме

Обратите внимание

Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то или иное действие или состояние является постоянным признаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия - шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, конечно, не нужно.

Полезный совет

Обычно для определения вида причастия бывает достаточно какого-либо одного признака. Но в сомнительных случаях примените их все по очереди.

Таблицу форм причастий можно найти во многих справочниках по русскому языку. Но для удобства составьте ее самостоятельно. Состоять она может всего из трех столбцов и трех строк. В первой строке напишите "Признаки", "Действительное причастие", "Страдательное причастие". В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту или иную форму, дополнительные вопросы, наличие или отсутствие краткой формы.

Источники:

  • что такое вид причастий в 2019

Человек старается почерпнуть информацию о себе, своем характере и предполагаемом будущем из всех доступных источников. Один из вариантов познания себя – узнать, что означает имя. Ведь от этого набора букв, который сопровождает человека всю жизнь, зависит и характер, и судьба.

Инструкция

У подавляющего большинства имен есть своя . Очень много в русской культуре древнегреческих имен и исконно русских. У каждого имени есть значение – слово, от которого оно образовалось. Это слово и будет являться главной определяющей человека. Кроме того, по имени можно проследить характер, узнать интересы и склонности, и даже предположить, как должны звать людей, с которыми лучше всего выстраивать дружеские и романтические отношения. Книги со значениями имен продаются в любом книжной магазине, кроме того, многочисленные сайты смогут предоставить интересующую вас информацию.

По мнению астрологов, каждая буква алфавита связана с созвездием или планетой и определяет какую-либо особенность человека. Имя – это комплекс таких букв, поэтому, чтобы узнать значение имени и его влияние человека, необходимо расшифровать каждую букву в отдельности.

Некоторые специалисты считают, что расшифровывать надо не имя полностью, а лишь первую его букву. А узнав значение первых букв фамилии, имени и отчества человека, вы получите о нем предельно ясную информацию.

Доказано, что колебания, которые возникают во время речи, в зависимости от частоты по-разному влияют на различные участки коры головного мозга. Имя – это то, что сопровождает человека с младенчества и, пожалуй, то слово, которое он слышит чаще всего. Находясь под постоянным воздействием определенных звуков, у человека систематически происходит воздействие на участки коры, что формирует его особенности поведения и мировосприятия.

Узнать можно не только значение имени, но и то, какое впечатление ваше имя производит на окружающих. Каждый звук вызывает в сознании людей ассоциации: большой - маленький, злой – добрый, активный - пассивный, холодный - мягкий. Многочисленные сайты помогут вам проанализировать свое имя или псевдоним. Вам необходимо лишь ввести его в строку поиска, указав , и вы узнаете, что же ваше имя значит для окружающих.

Видео по теме

Источники:

  • как узнать значение своего имени в 2019

Род существительного определяет окончание зависимого слова (к примеру, прилагательного или причастия), а в некоторых случаях и форму подлежащего (глагол, в прошедшем времени). В словах славянского происхождения и заимствованных приходится руководствоваться совершенно разными критериями.

Вам понадобится

  • - выход в интернет;
  • - пособия по русскому языку.

Инструкция

Поставьте существительное в начальную форму ( , именительный падеж). Выделите окончание. Существительное принадлежит к мужскому роду, если (ветер, компьютер) или «а», «я» (Саша, дядя). Женскому роду присущи окончания «а», «я» (колонка, гостья) знак (ночь, печь). Средний род заканчивается на «о», «е», но существует группа разносклоняемых существительных среднего рода с окончанием «я»: время, пламя.

Грамматическое значение

(формальное) значение. Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова, которая образуется:

а) аффиксацией. Книга, книги, книге и т. д. (значения падежей);

б) внутренней флексией. Собирать - собрать (значения несовершенного и совершенного вида);

в) ударением. Дома. (род. пад. ед. ч.) - дома (им. пад. мн. ч.);

г) супплетивизмом. Брать - взять (значения вида). Хорошо - лучше (значения степени сравнения);

е) смешанным (синтетическим и аналитическим способом). К дому (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "грамматическое значение" в других словарях:

    Грамматическое значение значение, выражающееся словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры): грамматические… … Википедия

    грамматическое значение - Одна из двух основных сторон грамматической единицы наряду с грамматической формой. Грамматическое значение сопутствует слову и предопределяет границы его синтаксического употребления (книга имеет грамматическое значение имени сущ. ж. р.).… …

    Грамматическое значение - Грамматическое значение обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение. В области морфологии это общие значения слов как частей… …

    грамматическое значение - значение формальной принадлежности слова, т.е. значение отношения, выраженное не отдельным словом, а несамостоятельными элементами, дополнительными по отношению к основной (значащей) части слова … Толковый переводоведческий словарь

    грамматическое значение в отличие от лексического значения - 1) Г.з. является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами, независимо от наличия этих отношений во внеязыковой действительности; Л.з. соотносит языковую единицу с внеязыковой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    У этого термина существуют и другие значения, см. Значение (значения). Значение ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения. У слов различают лексическое значение соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими… … Википедия

    Заключенный в слове смысл, содержание, связанное с понятием как отражением в сознании предметов и явлений объективного мира. Значение входит в структуру слова в качестве его содержания (внутренней стороны), по отношению к которому звучание… … Словарь лингвистических терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Число (значения). Число (в грамматике) грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета. Разделение на единственное и множественное число, возможно, является… … Википедия

    Значение слова - Значение слова см. Грамматическое значение, Лексическое значение слова … Лингвистический энциклопедический словарь

    - (деривационное значение) одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и… … Википедия

Книги

  • Фридрих Ницше. Избранные произведения в 2 книгах (комплект из 2 книг) , Фридрих Ницше. Уважаемый читатель, предлагаем вашему вниманию две книги избранных произведений великого немецого философа, поэта и музыканта - Фридриха Ницше. Хотелось бы сразу отметить, что весь синтаксис…

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТЬ I.

ТЕМА 1 . МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Предмет морфологии

Морфология (от греч. morphe – форма и logos – уче­ние) – это грамматическое учение о слове. Слово – основной объект морфологии. Морфология изучает грамматические свойства слов, устанав­ливает, какими грамматическими значениями обладают те или иные слова, классы слов, выявляет специфику грамматических кате­горий у слов, относящихся к разным частям речи. Например, и существительные, и прилагательные имеют категории рода, чис­ла и падежа. Однако у имен существительных эти категории самостоятельны, а у имен прилагательных синтаксически обус­ловлены, зависят от рода, числа и падежа имени существитель­ного, с которым сочетается данное прилагательное (ср.: боль­шой дом, большого дома, большому дому и т. п.; большая ком наша; большое здание; большие дома и т. п.).

В задачи морфологии входит определение круга слов, обла­дающих той или иной грамматической категорией. Грамматичес­кие категории или охватывают всю лексическую базу опреде­ленной части речи, или распространяются лишь на основной массив принадлежащих ей слов. Так, существительные pluralia tantum (ножницы, сумерки, дрожжи и т. п.) не обладают категорией рода, безличные глаголы не имеют "категории лица. Одна из важнейших задач морфологии - выявление и описание специ­фики функционирования грамматических категорий в лексике различных частей речи.

Морфология устанавливает состав грамматических форм раз­личных типов слов, выявляет правила изменения слов, распре­деляет слова по типам склонения и спряжения.

В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматри­вает семантические и формальные особенности слов различных разрядов, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определяет круг слов каждой части речи, уста­навливает систему частей речи, изучает лексико-грамматические особенности слов каждой части речи, выявляет закономерности взаимодействия частей речи.

Грамматические значения слов

Слово - это сложное единство лексического и грамматичес­кого значений. Например, слово лампа обозначает «осветитель­ный или нагревательный прибор различного устройства». Это его лексическое значение. В смысловое содержание слова лам­па входят еще значения женского рода, именительного падежа и единственного числа. Это его грамматические значения.

Лексическое значение слова - индивидуальный смысловой признак, отличающий его от других слов. Даже близкие по смыслу слова (ср.: лампа, лампада, фонарь) имеют разные лексические значения. Лампада - «небольшой сосуд с фитилем, наполняе­мый маслом и зажигаемый перед иконами»; фонарь имеет три значения: 1) «осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки со стеклянными стенками»; 2) специальное: «стеклян­ный просвет в крыше, а также остекленный выступ в здании»; 3) переносное: «синяк от побоев, от ушиба».


Грамматические значения характерны для целого класса слов. Так, значения женского рода, единственного числа, именитель­ного падежа объединяют слова лампа, вода, рыба, комната, русалка, мысль и др., которые не имеют ничего общего в своих лексических значениях. Ср. также: 1) бегу, лечу, прочту, под­ниму, пишу, прыгну; 2) пел, рисовал, читал, думал, плясал, стрелял; 3) беги, прочти, возьми, лети, вытри, купи. Слова первого ряда обозначают разные процессы, но все они выража­ют грамматические значения 1-го лица, единственного числа. Слова второго ряда объединены значениями прошедшего времени, единственного числа, мужск. рода, слова третьего ряда - значе­ниями повелительного наклонения, ед. числа. Таким образом, грамматическое значение представляет собой абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Грамматические значения неодиночны. Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого (или дру­гих), однородного и соотносительного с ним. Например, значение единственного числа предполагает множественное число (птица - птицы, наги - паши); значение несовершенного вида высту­пает в паре со значением совершенного вида (снять - снимать, принять - принимать); значение им. пад. вступает в соотноше­ния со всеми остальными падежными значениями.

Грамматические значения не изолированы от лексических. Они как бы наслаиваются на лексические (реальные, вещественные) значения слов и опираются на них. Поэтому их нередко назы­вают сопутствующими. Так, грамматические значения рода, числа и -падежа в существительном книга сопутствуют его лек­сическому значению; грамматические значения 3-го лица, ед. числа, несов. вида в глаголе рисует базируются на его лексическом значении. А. А. Шахматов по этому поводу писал: «Граммати­ческое значение языковой формы противополагается ее реаль­ному значению. Реальное значение слова зависит от соответствия его как словесного знака тому или иному явлению внешнего мира. Грамматическое значение слова - это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам. Реальное зна­чение связывает слово непосредственно с внешним миром, зна­чение грамматическое связывает его прежде всего с другими сло­вами» ".

Грамматические значения отражают или определенные чер­ты явлений внешнего мира, или отношение говорящего к выс­казываемой им мысли, или внутриязыковые связи и взаимоот­ношения слов. Они, отмечает А. А. Шахматов, «могут основы­ваться (1) частично на явлениях, данных в внешнем мире: например, мн. ч. птицы зависит от того, что мы имеем в виду представление не об одной, а о нескольких птицах... (2) Час­тично же сопутствующие значения основываются на субъек­тивном отношении говорящего к определенному явлению: на­пример, я ходил означает то же действие, что я хожу, но имеющее место, по сообщению говорящего, в прошедшем вре­мени... (3) Частично, наконец, сопутствующие значения осно­вываются... на формальной, внешней причине, данной в самом слове: так, женский род слова книга зависит только от того, что оно оканчивается на -а».

МОРФОЛОГИЯ

Раздел науки о языке, изучающий способы выражения грамматических выражений, закономерности изменения слов, грамматические классы слов и присущие им грамматические категории.

Понятие грамматического значения

Обобщенное значение, которое регулярно выражается в языке типизированными средствами - глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

Признаки грамматических значений

Абстрактность

Регулярность

Обязательность

Распространенность на целый класс

Закрытость списка

Языки различаются тем, какие значения выбираются в них в качестве грамматических

Виды грамматических значений

1) Номинативные ― отражают внеязыковую действительность (отражает реальность)

2) Синтаксические ― не связаны с внеязыковой действительностью, они отражают только способность данной словоформы сочетаться с другими словоформами (отражают особенности сочетаемости (род у существительных))

Способы выражения грамматических значений

1) Синтетический ― грамматическое значение при помощи аффиксов. (Гулял - прошедшее время, мужской род)

Супплетивизм ― выражение грамматических знаний посредством мены основ (человек ― люди)

2) Аналитический ― использования служебных слов (если бы - сослагательное наклонение)

Для русского языка характерны оба способа.

Грамматическая форма и словоформа

Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение. В речи в конкретных высказываниях слово стоит в одной из своих грамматических форм.

Словоформа - слово, стоящее в какой-либо грамматической форме.

Морфологическая парадигма

Морфологическая парадигма слова - система грамматических форм одного слова

деревянный ― 24, стол ― 12 компонентов

Полная парадигма - включает весь набор форм, характерный для данной части речи.

Избыточная парадигма - имеет в составе избыточные компоненты (машу-махаю )

Молодежь ― 6, неполная, брюки ― 6, неполная.

Понятие грамматической категории

Грамматические формы объединены в грамматические категории.

Форма единственного числа + Форма множественного числа = Грамматическая категория числа

Типы грамматических категорий

Бинарные/не бинарные

Словоизменительные/не словоизменительные

Проблема частей речи в РЯ

Изучение вопроса о количестве частей речи в том или ином языке восходит ещё к античным грамматикам.

При выделении частей речи можно использовать различные подходы. В русской грамматике XXI и XX веках сформировалось несколько подходов:

1) Формальный - основными критериями классификации являются особенности словоизменения, набор грамматических характеристик.

2) Синтетическая функция слова

3) Логический, лексико-семантический (общекатегориальное значение слова

В современной русистике классификация частей речи учитывают сразу несколько подходов:

Часть речи ― класс слов, который характеризуется:

2) Общий набор грамматических категорий

3) Общие синтаксические функции

4) Словообразовательные особенности.

Несколько вариантов современной классификации частей речи

1) Школьная грамматика ― 10 частей речи

1. В грамматике 80 также представлена классификация из 10 частей речи. Знаменательные части речи ― существительное, местоимение, прилагательное, числительное, наречие, глагол

Служебное ― предлог, союз, частица, междометие

2) А.Н. Тихонов

Знаменательные ― существительное, прилагательное, причастие, числительное, местоимение, глагол, деепричастие, наречие, категория состояния.

Служебное ― предлог, союз, частица,

Междометие

Звукоподражание

Модальные (очевидно, конечно, вероятно)

Любая классификация частей речи всегда результат компромиссов между разными подходами.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Часть речи, которая обозначает предмет и выполняет это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, одушевленности/неодушевленности

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Группа слов, которые проявляют своеобразие в выражении тех или иных грамматических категорий.

Первый уровень членения

На первом уровне членения все существительные можно разделить на 2 группы:

1) Собственные ― называют индивидуальные предметы

Наименования «Большевичка»

Имеют либо только форму st, либо только pl

2) Нарицательные ― называют предмет по принадлежности к тому или иному классу.

Следующий уровень членения

- Вещественные

1) Особые значения ― обозначают однородную массу вещества, которую можно разделить на части, но нельзя сосчитать (молоко )

2) Грамматические особенности: только одна форма числа

3) Словообразование ― большая часть ― не производны

В речи вещественные существительные, имеющие только форму среднего числа, в ряде случаев могут образовывать форму множественного числа (сухие вина )

Меняется значение существительного (сорт, кол-во)

- Собирательные

совокупность лиц или предметов, как одно неделимое целое (молодежь, студенчество ). Все собирательные существительные имеют только формы единственного числа. Собирательные существительные производные как правило. Необходимо отличать от конкретных существительных типа народ, класс, группа, отряд, табун .

Вещественные и собирательные тесно связаны между собой. Иногда бывает трудно ответить на вопрос вещественное или собирательное. Иногда даже говорят о вещественно-собирательных (пыль)

- Отвлеченные (абстрактные)

Имеют только форму единственного числа. Очень многие производны. В некоторых случаях существительные могут стоять в форме множественного числа (радости жизни, счастливые сны, ежегодные чтения ) так как происходит изменение значения существительных.

- Существительные общего рода

Проявляют своеобразие в выражении грамматической категории. Зануда, сладкоежка. Основная особенность ― в разных контекстах бывает то женского, то мужского рода. Относятся существительные с флексией а, чаще всего разговорного стиля, имена сокращенные ― Саша, Женя, Валя . Иногда относят некоторые несклоняемые существительные как визави . С существительными общего рода нельзя путать врач, учитель, офицер , которые могут называть лиц женского рода, но сами слова остаются мужского рода.

- Конкретные существительные

слова, называющие считаемые предметы, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету. Имеют две формы числа, являются эталоном существительного как части речи. Однако, небольшая группа конкретных существительных имеет только форму множественного числа. (сани )

Одушевленность

Одушевленность/неодушевленность

Основное правило ― Во множественном числе В.п.=Р.п ― одушевленное, В.п.=И.п. - неодушевлённое.

Правило сформировано для множественного числа, так как наиболее чётко грамматическая категория числа выражена во множественном числе. Для двух групп существительных мужского рода (студент, часовой ) правило работает и в единственном числе.

В русском языке лексическая и грамматическая одушевлённости могут и не совпадать. Также есть существительные, которые испытывают колебания в выражении одушевлённости ― неодушевленности. Вижу куклы ― вижу кукол . Есть существительные, которые в одном значении одушевленные, в другом ― нет. Звезды. Молодежь ― вне грамматической категории, так как нет множественного числа.

В школьной грамматике говорят о мужском, женском, среднем роде.

Зализняк предложил четвертый род ― парный, слова с формой только множественного числа. (ворота, часы ). Предложил говорить о 7 согласовательных классах:

1 ― м.р. неод.

2 ― м.р. од.

3 ― ж.р. неод.

4 ― ж.р. од.

5 ― ср.р неод.

6 ― ср.р од.

7 ― парный род.

Род в РЯ выражается морфологическим, синтаксическим и лексико-семантическим способом.

Морфологический ― выражение грамматического значения рода при помощи флексий. Такой способ принято называть непоследовательным, так как амонимичные окончания могут иметь значение разных родов. Стол, дочь

Синтаксический ― выражение рода через форму согласуемого с существительным слова. Помимо согласованных слов такую функцию могут выполнять формы сказуемого в прошедшем времени или в сослагательном наклонении

Лексико-семантический - основан на соотношении грамматического значения рода и лексического значения пола. Такой способ актуален только для небольшого количества существительных, называющих людей. Для этих существительных значение рода является номинативным. Для всех остальных синтаксическим.

Иногда значение рода определяется лексическим значением пола, также у некоторых зоонимов.

Единственное число

1) Основным значением является значение единичности, то есть указание на один предмет

2) Обобщенно-собирательное значение - форма единственного числа указывает на множество предметов, понимаемых как совокупность. Во время сессии студент отдыхает

3) Распределительное\дистрибутивное - форма единственного числа указывает на предмет, который есть одновременно у нескольких лиц. Откройте учебник на … странице.

Множественное число

1) Основное значение ― Значение раздельного множества. От 2 до множества.

2) Собирательное множество ― форма множественного числа указывает на совокупность людей, объединено по какому-либо признаку. Он долго жил среди англичан

3) Гиперболическое множество ― указывает на намеренное устранение от конкретной единичности такое можно наблюдать в двух случаях.

Указывает на важность предмета К нам гости приехали ― дочь

Для выражения упрёка, порицания Мы в университетах не обучались

4) Непрерывное множество ― имеет значение длительности, особой протяжённости, интенсивности. Кругом снега и льды

Вопрос о падежном значении.

Падежное значение ― значение, связанное с выражением значения существительного к другим словам в словосочетании или предложении.

В настоящее время выделяются типы падежных значений:

1) Субъектное значение

2) Объектное значение

3) Определительное

4) Обстоятельственное

5) Некоторыми учёными выделяется комплективное/добавляющее значение.

Эти значения не закреплены за формой конкретного падежа.

1) Субъектное значение ― значение реального деятеля, носителя признака или состояния. Люди идут по улице. Студентам холодно

2) Объектное значение - значение отношения предмета к действию, которое распространяется на этот предмет. Мы пьем чай

Объектное значение может быть разных видов:

Значение прямого объекта. Реальный объект. Ловить рыбу

Внутренний объект. Объект речи, мысли, чувства. Вспоминать о поездке.

Объект адресат. Я читаю лекцию студентам.

Объект средство. Заклеить клеем

Объект посредник. Передать посылку через проводника

Есть и другие виды объектов.

3) Определительное значение ― значение существительных, характеризующее предмет по какому-либо признаку:

Собственно-определительные Девушка в шляпке. Дом из кирпича.

Предикативно-определительные Мой брат красавец

4) Обстоятельственное значение ― значение существительного, которое характеризует действия или признак с точки зрения меры, времени и так далее.

1) Временное ― вернуться в мае

2) Значение места ― гулять в лесу

3) Причинное ― плакать из-за ошибки

4) Условное ― при полете будьте осторожными

5) Значение цели ― послать за врачом

6) Меры и степени ― завяз по горло

7) Уступительные ― вопреки советам, он уехал

8) Образ и способ действия ― петь басом

5) Комплективное значение ― значение восполнения информативно неполных единиц в предложении. Он слыл болтуном (он слыл ― неполн). Его звали Ваней (его звали ― неполн.)

На то, какое значение выражает падеж влияет несколько факторов: это и форма самого существительного, и его значение, и форма и значение слова, с которым существительное связано, и наличие/отсутствие предлога, и характер предлога.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

― часть речи, которая обозначает не процессуальный признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, а также категориях степеней сравнения и полноты краткости

Форма сравнительной степени

Указывает на большую или меньшую по сравнению с чем-либо степень признака.

ФСС могут быть синтетическими и аналитическими.

Синтетическая ― образуется при помощи трех суффиксов: е, ее, ше (громче, белее, больше ) Продуктивный ― ее. Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного с суффиксами ск, суффиксами субъективной оценки (слабенький ), от прилагательного с суффиксами ущ, ющ (передающийся ), л (бывалый ), от сложных прилагательных (длиннорукий ), с приставкой не (непростой ). Есть и другие ограничения.

Аналитическая - образуется при помощи вспомогательных слов более и менее. В гр.80 отсутствует.

Значение формы степеней сравнения.

Сравнительная степень (компаратив) ― имеет два основных значения.

1) признак присущ одному предмету в большей или меньшей степени, чем другому. Кошка умнее собаки

2) признак одного и того же предмета в одной ситуации представлен в большей или меньшей степени, чем в другой. Зима в этом году холоднее

Аналитическая форма имеет меньше ограничений в образовании.

Форма простой сравнительной степени, как правило, является частью сказуемого. Аналитическая может быть и сказуемым, и определением.

Формы превосходной степени

Традиционно, значение форм превосходной степени определяется как предельная степень проявления признака.

Форма превосходной степени так же образуется синтетическим и аналитическим способом.

Простая ― ейш, айш. Составная ― самый, наиболее, наименее, всех (всего) + синт. Форма сравнительной степени (красивее всех, важнее всего ).

ПриФорма превосходной степени, имеющая значения самой высокой степени проявления признака называется суперлятивом

Однако, формы превосходной степени могут иметь значение просто большой степени. (элатив) красивейшее здание. (а не красивейшее здание в городе)

Большинство современных лингвистов не считают, что у прилагательных есть формы превосходной степени.

Для образования синтетических форм актуальны те же ограничения, что и для образования форм сравнительной степени. Форма превосходной степени, образующейся при помощи слова самый, имеют в своём составе прилагательное в положительной степени. Самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом, самый лучший вариант ― исключение.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

В языке идея количества может быть передана разными средствами: грамматической категорией числа, при помощи существительных (сотня, дюжина ), так же при помощи особых слов, которых называют числительными.

Часть ли речи числительное ― неоднозначный вопрос. В школьной практике к числительным относятся и количественные, и порядковые, и собирательные, и дробные числительные. В грамматике 80 к числительным относятся только количественные числительные и собирательные. Порядковые относятся к прилагательным, а дробные рассматриваются как сочетание слов, принадлежащих различным частям речи. К числительным относятся также такие слова, как много и мало. Концепция Тихонова исключает много и мало, но относит дробные числительные, количественные и собирательные числительные. Концепция Панова ― порядковые, а количественные и порядковые числительные являются формами одного и того же слова.

Концепция, выделяющая в составе числительных количественные, порядковые и собирательные числительные.

Имя числительное ― часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа (последовательно) и в грамматических категориях рода и числа (не последовательно). В составе числительных выделяется три лексико-грамматических разряда:

1) количественные

2) порядковые

3) собирательные

Некоторые лингвисты выделяют только количественные и порядковые, а собирательные относят к количественным.

По структуре все числительные делятся на простые, имеющие один корень (сорок, пятые, пятеро ), сложные, имеющие в составе два корня (пятьдесят ) и составные, состоящие из двух и более слов (тридцать пять, три тысячи тридцатый )

Лексико-грамматический разряды количественных числительных:

Количественные числительные обозначают:

1) абстрактное количество (к 8 + 3 будет 11 )

2) количество как признак предмета (два года, пять книг )

3) место предмета при счёте (дом шесть )

Грамматические особенности:

НИКОГДА не изменяются по числам (вне грамматической категории числа)

Изменяются по падежам, но падеж числительного не выражает ни субъектное, ни объектное значение, а лишь указывает на синтаксическую связь числительного с существительным.

Не изменяются по родам за исключением слов один-одна-одно, два-две .

Синтетические особенности:

От 1 до 4 в именительном и винительном падежах сочетаются с существительным в единственном числе

В именительном и винительном падежах управляют существительным (три чашки, пять столов ), в остальных падежах согласуются с существительными

Особенности некоторых количественных числительных:

Один по-разному рассматривается лингвистами, иногда не относят к числительным и называют местоименным прилагательным, либо счётно-количественным прилагательным (грамматика 70), некоторые считают, что это числительное только в составных числительных. Расхождения во мнениях объясняются тем, что слово один ведет себя не так, как другие числительные: изменяется по родам и по числам, всегда согласуется с существительным. Кроме того, помимо количественного значения, слово один имеет значение какой-то, отдельные и т. д. Таким образом слово один ведет себя как числительное действительно только в составных числительных. Во всех остальных случаях ― местоименное прилагательное.

Тысяча, миллион, миллиард в школьной грамматике ― числительные, а грамматика 80 однозначно относит к существительным, так как изменяются по числам. Есть точка зрения, согласно которой эти слова имеет смысл называть существительными только в тех случаях, когда они или не называют точного числа (миллион проблем), либо употреблены в форме множественного числа.

Правило употребления с предлогом по:

- Два, полтора, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа, совпадающего с именительным. Взяли двести рублей.

Остальные имеют вариантные формы (взяли по пять рублей или взяли по пяти рублей)

Один всегда в форме дательного падежа (раздали по одному карандашу )

Лексико-грамматический разряд собирательных числительных:

Образуются от количественных при помощи суффиксов о, j, (два, двое ) и э, эр (чертыре, четверо )

Норма ограничивает число собирательных числительных рядом от двух до десяти, но встречаются и другие. Традиционно считается, что значение собирательных числительных это обозначение количества как совокупности. Но многие лингвисты не согласны с этим утверждением и считают, что собирательные числительные по значению ничем не отличаются от количественных.

Грамматические особенности:

Вне грамматической категории числа

Вне грамматической категории рода

Падеж не выражает значения, а указывает на сочетаемость с существительным

Синтетические особенности:

Сочетаемость с существительными: собирательные числительные могут сочетаться с существительными мужского рода или со словами общего рода (двое друзей, трое зевак ), но не могут сочетаться с существительными женского рода.

Могут сочетаться с существительными pluralia tantum (двое часов, трое суток )

Собирательные числительные сочетаются с существительными дети, ребята, люди, лица.

Могут сочетаться с существительными со значением не взрослости (семеро козлят )

Могут сочетаться с субстантивированными прилагательными (двое больных )

Могут сочетаться с личными местоимениями (нас трое )

Некоторые относят оба, обе к собирательным числительным, однако они не имеют числового значения, поэтому целесообразно считать местоимениями. Кроме того у этих слов иные правила сочетаемости с существительными.

Лексико-грамматический разряд порядковых числительных:

Называют порядковый номер предмета при счёте.

Грамматические особенности:

Могут изменяться по падежам, числам, родам

Всегда согласуются с существительными

Склонение числительных:

Порядковые склоняются как относительные прилагательные (адъективный тип)

Остальные по характеру окончаний различаются 6 типов склонения:

3) 50, 60, 70, 80

4) 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900

5) 40, 90, 100, полтора, полтораста

6) собирательные

МЕСТОИМЕНИЕ

С одной стороны, они употребляются как самостоятельные слова, с другой стороны, они не называют явлений, предметов, а лишь указывают на них. Многие лингвисты считают, что местоимения появились раньше имён.

Отличающие признаки:

1) Для местоимений характерна соотнесённость одного и того же слова с широким кругом предметов окружающей действительности. Направление в каждом отдельном случае может означать разные лица и разные предметы

2) Функции:

Диектическая ― указание на условие речевого акта. Соотнесение того, о чем говорится с условиями речевого акта и его участниками. Я пишу (пишет говорящий), я ― говорящий, вы ― слушающий, он ― третье лицо.

Местоимения первого и второго лица, отсылающие к говорящему (я, мы) или к слушающему (ты, вы). Так же указательные местоимения, отсылающие к объекту, на которого направлен указательный жест говорящего (тот, этот, это, та..)

Анафорическая ― соотнесение данного сообщения с другими сообщениями. Это функция отсылки к чему-либо известному. Могут замещать в тексте имена предметов, действия и даже целые предложения. Мой брат пришёл и сказал, что он уезжает. Н иколай собрался и вышел. Петя сделал тоже самое. Я напишу ему письма, если это нужно.

Выполняют:

Личные местоимения третьего лица

Указательные местоимения

Возвратные (себя, друг-друга)

Относительные местоимения

Эмоционально-оценочная функция Ваша Ольга (в конце письма)

эффимизм ― функция табу ― сто один вопрос про «это»

Классификация местоимений.

1) Традиционная.

- Личные ― указывают на участников речевого акта.

- Возвратные ― себя. Это местоимение не имеет именительного падежа, а это указывает на то, что объект или адресат действия совпадает с субъектом действия.

- Притяжательные ― принадлежность предмета первому, второму или третьему лицу. (мой, твой, его, свой (принадлежность тому, что названо подлежащим) его, её, их ― личные местоимения с функцией притяжательности

- Указательные (тот, этот, такой, сей, оный ) ― выделяют предметы или признаки, связанные с участниками речевого акта или речевым пространством.

- Определительные ― указывают на признаки обобщающие (всякий, каждый, любой, весь ) или выделительные (сам, самый )

- Вопросительные (кто, что, какой, который, чей )

- Относительные совпадают с вопросительными, но принципиально отличаются от них синтаксической функцией, выступая в роли союзных слов ― Мальчик разбил вазу, которая стояла на столе.

- Неопределённые ― аффиксы не, постфиксы -то, -либо, -нибудь, аффиксоид кое- Указывает на нечто, неизвестное говорящему

- Отрицательные ― не и ни. Отсутствие предметов, признаков, обстоятельств.

В традиционной классификации не учтено местоимение друг-друга. Это местоимение часто выделяют в особый разряд, называемый взаимно-возвратным.

2) Функционально-семантическая классификация:

Личные, притяжательные, возвратные + друг друга, выделительно-указательные (этот, тот, такой, таковой ) , выделительно-усилительные (сам, самый ), вопросительные, относительные, неопределённые, обобщенно-распределительные (каждый, любой, весь, всякий ), отрицательные.

3) Формально-грамматическая классификация:

1) местоимения существительные ― указывают на лицо или предмет, падеж выражают последовательно, род и число не последовательно (личные, возвратные, некоторые вопросительные (кто, что ), некоторые отрицательные (никто, ничто ), некоторые неопределённые (некто, кто-то )

2) местоимения прилагательные ― указывают на признак, выражают значение в зависимых грамматических категориях рода, числа, падежа. (твой, мой, ваш, наш, какой-нибудь, некоторый )

3) местоимения числительные ― указывают на неопределённое количества, вне грамматической категории числа и имеют те же особенности сочетаемости с существительными. (сколько, сколько-то )

4) местоимения наречия ― неизменяемые местоимения (здесь, там, оттуда, где-то, когда-нибудь …) Некоторые лингвисты относят к наречиям.

Особенности склонения

Склонение личных местоимений характеризуется изменением основы в косвенных падежах. Я, меня, мне, мы, нас.

Местоимения он, она, оно при сочетании с предлогом имеют формы с начальной фонемой н. У него, при ней, о них

Местоимение себя не имеет формы именительного падежа

Грамматические особенности других местоимений, а именно прилагательных, наречий, числительных, полностью повторяют особенности соответствующей части речи.

ГЛАГОЛ

Глагол в русском языке противопоставлен именам, так как имеет свой набор грамматических категорий. Обозначает также признак предмета, но это особый признак – признак как процесс.

Глагол - часть речи, обозначающая процессуальный признак и выражает это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени и т.д. Основная функция - сказуемого.

Парадигма глагола

Так же более сложная, чем парадигма имен.

3 группы глагольных форм.

1) Инфинитив - начальная форма глагола, но это очень условно.

2) Спрягаемые формы (предикативные)

3) Неспрягаемые формы (атрибутивные) причастия и деепричастия. Не все ученые относят к глаголу.

Каждая из этих групп характеризуется особенным набором грамматических категорий.

Спряжение глагола

Спряжение - обычно употребляется в следующих ситуациях:

1) Спряжением глагола - изменение глагола в узком понимании по лицам и числам в настоящем или будущем простом времени, в широком понимании изменение глагола по временам, наклонениям, лицам, числам и так далее.

2) Под спряжением также понимается система глагольных флексий в настоящем или будущем простом времени.

В зависимости от того, какие флексии представлены, все глаголы можно разделить на два больших класса: первого и второго спряжения.

Глагол 1го спряжения - нести

Я несу, ты несешь, он, она, оно несет,

Мы несем, вы несете, они несут

Глагол 2го спряжения - решить

Я решу, ты решишь, он решит

Мы решим, вы решите, они решат

Кроме флексий глаголы первого и второго спряжения отличаются друг от друга особенностями чередования: у глаголов второго спряжения чередование появляется только в форме первого лица единственного числа (любить - люблю ), у глаголов первого спряжения чередование появляется в четырех формах - второго и третьего лица единственного числа, и первого и второго лица множественного числа (пеку - печешь, печем, печете ).

Глаголы 1 и 2 спряжения отличаются друг от друга финалью основы (оконцовкой), у глаголов 1го спряжения основа настоящего или будущего простого времени может оканчиваться на шипящий - скачут, на j - краснеют, на парно твердый согласный - несут, глаголы второго спряжения в этом случае могут также оканчиваться на шипящие, на j, и на парно-мягкий согласный.

Что нужно чтобы определить спряжение?

1) поставить глагол в форму 3 лица ед. числа

2) Смотрим ударно ли окончание

3) Если окончание ударное, то спрягаем глагол по лицам и числам

4) Если окончание безударное, возвращаемся к инфинитиву

5) Если финаль инфинитива на ить, то 2ое, если не на ить, 1ое

6) Вспоминаем, не исключение ли это? (брить, стелить, гнать, держать, дышать, обидеть)

В языке есть также разно спрягаемые глаголы - хотеть, бежать, чтить (чтят, чтут),

Глагольные словоизменения

Система глагольного словоизменения характеризуется большей сложностью по сравнению со словоизменением имен. Для каждого русского глагола необходимо установить его принадлежность: а) к словоизмененительному классу и б) к типу спряжения

Критерий Маслова

Видовая пара имеет место тогда и только тогда, когда глаголы имеют тождественное значение.

Специальные диагностические контексты:

1) Для глаголов совершенного вида. Он вернулся из командировки, поднялся по лестнице, открыл дверь...

2) Для глаголов несовершенного вида. Описание повторяющихся событий. Каждый год в это время он возвращается из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

3) Для глаголов несовершенного вида. Повествование в настоящем историческом. Возвращается он вчера из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

Таким образом, можно сделать вывод, что эти пары глаголов являются видовыми глагольными парами, поскольку глаголы в каждой паре обозначают одно и то же событие. В контекстах два и три употребление глаголов совершенного вида исключается, таким образом говорящие должен употребить глагол с тождественным значением, но несовершенного вида.

Двувидовые глаголы

Посматривать, стукнуть, учительствовать и так далее. Является либо совершенного вида, либо не совершенного, но пары не имеют - непарные глаголы. Перфектива тантум - совершенного вида, имперфектива тантум - несовершенного вида

Среди непарных глаголов так же встречаются двувидовые глаголы.

Двувидовые глаголы - в разных контекстах могут быть и глаголами совершенного и глаголами несовершенного вида.

Когда Алексей женился, он сразу уехал в Париж. Когда Алексей женился, гостей было 100 человек.

Среди двувидовых глаголов исконно русских глаголов немного (телеграфировать, асфальтировать, госпитализировать)

Вид двувидовых глаголов может быть определен только по контексту.

Образование форм страдательного залога в русском языке.

Образуются по-разному у глаголов совершенного и не совершенного вида.

У глаголов совершенного вида форма страдательного залога образуется, как правило, при помощи формообразующего постфикса -ся.

У глаголов совершенного вида формы страдательного залога образуются, как правило, аналитическим способом при помощи вспомогательного глагола быть, в соответствующей личной форме и краткого страдательного причастия.

Исключения: Он был любим всеми. Эта книга прочиталась очень легко.

Глаголы в форме страдательного залога могут изменяться по временам, лицам, числам, и так далее.

Дом построен рабочими в прошлом году .

Формы настоящего времени

Образуют только глаголы несовершенного вида! Формы настоящего времени не имеют специальных суффиксов в русском языке, окончания глаголов со значением того или иного лица и числа (я говорю, ты говоришь ) служат также формальным выражением значения настоящего времени, если они присоединяются к основам того же вида.

Форма настоящего времени может выражать несколько значений.

Первое значение этой формы называется настоящее актуальное .

Форма настоящего времени в этом случае указывает на действие, совпадающее с моментом речи. Я сейчас читаю лекцию .

Второе основное значение формы настоящего времени - настоящее неактуальное . В этих случаях указывает на то, что действие не связано с моментом речи. Я хорошо плаваю . Имеет несколько подтипов: расширенное настоящее - он давно уже любит ее ; постоянное непрерывное - Москва стоит на 7 холмах ; и так далее.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Занимают особое место в морфологической парадигме глагола, поскольку они сочетают свойства глагола и других частей речи - соответственно прилагательных и наречий.

На этом основании причастия иногда выводятся из глагольной парадигмы и включаются в состав прилагательных, а деепричастия - в состав наречий (Пешковский) или же трактуются как самостоятельные части речи (Тихонов).

Причастие - «гибридная» форма глагола, обладающая признаками глагола и прилагательного.

Как глагол причастие проявляет себя благодаря категориям залога, вида и времени, лексико-грамматическим признакам переходности и возвратности, кроме того, причастия полностью сохраняют особенности глагольного управления: любить детей - любящий детей, руководить заводом - руководящий заводом .