Советы по съемке архитектуры. Фотосъемка архитектуры

При съемке архитектуры, в отличие от других жанров, на уникальность рассчитывать не приходится. Здесь важно найти удачный ракурс, оригинальное решение – тогда ваш снимок будет интересным и запоминающимся.

Свет.
Наиболее удачная съемка получается в утренние и вечерние часы, при восходе или заходе солнца. Желательно чтобы солнце находилось сзади и сбоку от вас, тогда свет на объект съемки будет падать под углом, стены здания будут освещены с разной интенсивностью. Оно получится трехмерным, и создадутся такие тени, которые помогут тщательно прорисовать выступы, рельефы, балконы. Против солнца снимать не рекомендуется, здание будет невыразительным. Нежелательно и фронтальное освещение – отсутствие теней сделает объект съемки плоским. При съемке в пасмурную или дождливую погоду снимок получается монотонным и серым, но при удачном выборе точки съемки можно получить довольно выразительный вид здания, блестящую мокрую крышу, отражение здания в лужах, размытый задний план с воздушной перспективой. Если съемка ведется со штатива, тогда можно сделать несколько кадров воспользовавшись технологией HDR, чтобы при обработке фотографии проявить более полно объемность строения или памятника.


Выбор точки съемки.
Если вы фотографируете общий вид здания, то выбирайте такую позицию, которая наиболее выгодно подчеркнет особенности выбранного объекта. Снимать только фасад, даже если он и очень красив, не стоит. На снимке не будет объемности, и фасад получится невыразительным. Если это же здание снять с угла, то будет видна вторая стена, и можно будет судить и о размере здания, и о его объемности. Чтобы подчеркнуть симметричность здания или ритм повторяющихся элементов архитектуры, колонны, арки, лучше использовать фронтальный ракурс. Если вы хотите подчеркнуть монументальность здания – снимайте с большого расстояния и обязательно захватите в кадр для сравнения соседние объекты. Высокие здания снимают с нижней точки съемки, старайтесь поместить в кадр все здание, до самого верха – тогда вы сможете выразить динамику строения. Если же здание полностью в кадр поместить не удается, тогда отклоните аппарат назад, акцентируйте внимание на деталях.


Также не следует забывать и о том, что использование объективов с различным фокусным расстоянием поможет вам наиболее ярко выразить архитектурные особенности здания, получить необычные ракурсы. Такими особенностями обладают короткофокусные объективы и минимальный фокус объектива цифровой мыльницы. Стандартные, и особенно длиннофокусные объективы передают документальный реалистичный вид.

Технические моменты.
Экспозиция зависит от вашего творческого замысла и от условий, в которых проводится съемка. Для диафрагмы оптимальным значением считается 8, но если нужен размытый фон, то выбирают 2,8. Очень короткие выдержки не нужны, ориентируйтесь на 1/60. Если снимаете в автоматическом режиме, выбирайте значение «пейзаж».

Композиция.
Она выстраивается также как и при пейзажной съемке, и действуют те же правила – ведь по своей сути съемка архитектуры – это тот же пейзаж, только городской.

Архитектурная съемка незаслуженно считается простым жанром фотографии. Здания неподвижны, пейзаж в городе минимально подвержены изменениям, только смена времени суток и сезонов года может повлиять на картинку. Каждое красивое здание в туристических местах в разных городах снимали тысячи раз со всех ракурсов и с любыми вариациями падающего света. Сделать оригинальный снимок достаточно сложно, требуется опыт и смелое творческое видение.

Шаблонные снимки никого не удивят, нужно смотреть глубже и шире, использовать отражения в окнах, природные рамки и обрамления, интересные ансамбли, колоритных личностей, фильтры и дополнительное оборудование.Но даже в такой ситуации не следует избегать соблюдения определенных правил. Чтобы не сделать типичные ошибки новичком при съемках городских пейзажей, нужно принять во внимание некоторые советы и рекомендации.

У архитектурной фотографии за многие годы сложились некоторые правила и традиции. К примеру, большие современные здания из бетона и стекла принято снимать ярким солнечным днем и добавлять в кадр людей, машины и движение, чтобы показать ритмичность и активность повседневной жизни. А старые исторические сооружения, памятники архитектуры логично дополнять закатным солнцем и тишиной – минимум людей и максимум деталей, показывающих ценность и долговечность постройки. Храмы и монастыри часто фотографируют на фоне рассветного солнца, показывая радость утра и свет. Таких «традиций» сложилось множество.

Чтобы красиво и технически правильно снимать здания, нужно знать несколько основных моментов. На что нужно обратить пристальное внимание при подготовке:

  • правильные ракурс – залог успеха всей съемки;
  • выбор времени суток, года и погоды;
  • композиция кадра, что добавить, а что убрать с фотографии;
  • естественное освещение;
  • необходимое оборудование;
  • настройки камеры.

Если учесть все моменты, то фотография получится качественная и профессиональная, а затем можно добавлять что-то от себя, экспериментировать с композицией, светом и настройками. Рассмотрим все важные моменты подробнее.


Выбор ракурса при съемке архитектуры

Вариантов ракурсов каждого здания десятки, можно обойти его со всех возможных сторон и посмотреть на него по-новому. Можно использовать другие здания, лужи, стекла из дома напротив и любые другие идеи. Есть основные приемы выбора ракурса:

  • Просмотрите фотографии этого здания у других людей, чего там не хватает, что лишнее;

  • Обойдите сооружение со всех сторон, прикидывая различные композиции и вариации;
  • Подойдете поближе, отойдите подальше, иногда смена расстояния до объекта может дать совершенно неожиданные результаты;
  • Присядьте на корточки или положите фотоаппарат на землю, так в кадр попадет часть земли перед зданием, цветки, заборчики и другие интересные детали;
  • Идеально смотрится постройка, если визуально горизонт находится в центре фотографии, а здания расположены четко соответственно ему;
  • Если есть возможность занять позицию выше здания, попробуйте ракурс сверху, так можно найти интересные решения;
  • Включите в картинку детали и различные элементы: лестницы, окна, комбинации орнаментов, балконы;
  • Используйте естественные рамки и обрамления из веток деревьев, сооружений, окружающих объектов.

Самый большой враг фотографа – отсутствие воображения и творческого видения кадра. Эти умения нужно развивать постоянной практикой, снимать различные объекты, так со временем придет понимание, что нужно делать.

Если вы хотите показать величие и массивность здания, подойдите к нему поближе или снимайте с нижнего ракурса, так оно зрительно увеличится и будет «надвигаться» на зрителя. Съемка с угла даст перспективу и объем, а если отойти подальше – сооружение потеряет свое величие и значимость. От фотографа зависит, какими качествами он наделит дом или сооружение, какой характер он ему придаст.


Погода, время суток и сезон года

Ракурс правильный выбрали, стоит приступать к проработке остальных факторов. Разные здания выглядят по своему при различных условия. Старинные здания отлично смотрятся в снегу, к примеру, а мосты лучше всего снимать летом и осенью, лес интереснее осенью. Каждое здание в разное время года и суток выглядит особенно. Снимите небоскреб днем при ярком солнце и ночью в отблесках тысячи окон, вывесок и фонарей – получатся две разные истории. Правил и обязательных условий не бывает, но есть советы и рекомендации:

  • Утром солнечный свет мягкий, людей мало, здания подернуты дымкой тумана. В 5-6 утра при хорошей погоде получаются отличные снимки архитектуры – все детали имеют золотистый оттенок и хорошо получаются детали на фотографии.

  • Днем при ярком полуденном солнце нужно чистое небо с минимальным количеством облаков позволит снять здания, без детализации. Найти точку, где прорисованы все линии, а свет мягко падает практически невозможно.
  • Вечернее время, когда солнце уже готовиться уходить за горизонт отлично подходит для архитектурной съемки. Лучше выбирать ракурс, когда солнце светит со спины, можно использовать зажигающиеся фонари, свет фар от машин и мягкий солнечный свет.

Время года тоже нужно выбирать подходящее под историю снимка. Летом все городские пейзажи дополнены яркой зеленью деревьев и газонов, цветами и вывесками. Зимой все снимки приобретают оттенок грусти и меланхолии, поэтому нужно выбирать сооружение, чтобы ему подходило настроение. Осень – праздник красок, тут даже не обязательно дополнять картинки яркими цветами и деталями, деревья и листья сделают работу за вас.

Погода влияет на настроения фотографии, на количество света, на интенсивность цветов улицы и количество людей. Солнечный день даст жесткие тени, а тучи рассеивают лучи и получается мягкий свет, дождь и снег дают блики и нечеткость изображениям.

Можно использовать особенности погоды для создания неповторимых снимков, каждое здание меняется в зависимости от сезона и погодных условий.


Компоновка кадра, композиция

Центром кадра является само здание, остальные элементы должны его дополнять, тогда получится гармоничная картинка. Причем его не обязательно помещать в центре, достаточно сделать на нем акцент. Фотографию можно заполнить деталями, снять здание в ансамбле с другими домами, вырвать его из привычной картины, как бы обособив. Любой из вариантов достаточно интересен. Кроме самих здания можно снимать элементы, сочетания деталей, участки стены или дома, лестницы, балконы, дверные проемы. Понимание художественной композиции приходит с опытом, после нескольких тысяч похожих снимков, вы научитесь видеть кадры вокруг.

Многие ненужные детали можно убрать длинной выдержкой, сменой ракурса, расстояния до объекта или объектива. Можно сделать несколько снимков в разное время суток или года и совместить их затем в редакторе. Можно сменить фокусировку, глубину резкости, выделить какие-то детали, отправить что-то в зону нерезкости.


Использование естественного света при съемках зданий

Определить идеальные соотношения света и тени можно только в процессе съемки, некоторые материалы и элементы красиво выглядят при добавлении теней от рядом стоящих деревьев. Какие-то стены должны быть идеальными, без бликов и отражений, Стекла и зеркальные поверхности, где отражаются солнечные лучи, фонари или фары машин, могут стать даже основной сюжетной линией фотографии.

Основные моменты при подборе освещения:

  • пасмурный день и отсутствие света значительно снижает четкость и детализованность объекта;
  • свет, падающий сбоку здания, позволяет максимально прорисовать детали архитектуры;
  • свет, падающий сверху или с нескольких сторон, может дать блики или конфликт спектров, что может исказить цвет объекта;
  • если снимать здание на фоне восходящего или заходящего солнца, то все внимание будет привлечено к контурам, а детали будут малозаметны;
  • тени могут быть частью художественного замысла или испортить кадр, отслеживайте их;
  • смягчить эффект жестких теней при ярком солнце помогут тучи или изменение расстояния до объекта. Облака являются естественными рефлекторами и смягчают свет. А если отойти от здания, то в кадр попадет участок голубого неба, тем самым разбавив снимок.

  • Самый лучший вариант для съемки здания – солнце за спиной фотографа, тогда и детали будут максимально прорисованы, и теней лишних не будет, и цвета будут сочными.

Технические параметры камеры и необходимое оборудование

Кроме камеры для архитектурной съемки могут понадобиться дополнительные инструменты и оборудование. С собой можно взять:

  • Штатив для стабилизации камеры на длинной выдержке. Без него снимки получатся нерезкими, особенно при использовании широкоформатных, телевиков и тилт-шифт объективов.

  • Варианты объективов. Широкоугольный даст расширение перспективы, при этом появляется побочный эффект – схождение вертикалей. Длиннофокусные, наоборот, сужают ее. Их можно использовать для выполнения художественной задумки. Телевики, или теле-объективы, позволяют снимать с дальних расстояний, что актуально, когда здание не помещается в кадр полностью.

Тилт-шифт объективы позволяют сместить перспективу или изменить глубину резкости, что дает возможность снять панораму без искажения вертикальных линий. Условно «универсальными» считаются объективы с фокусным расстоянием 24-35 мм.
- Фильтры, к примеру, поляризационный и цветные для достижения различных художественных эффектов.

  • Пульт управления или тросик. Их используют в комплекте со штативом, чтобы исключить дрожание руки во время спуска затвора.
  • Дополнительные инструменты, зависящие от типа съемок и ситуации: фонарик, термос с чаем, теплую одежду, сухую обувь, защитные козырьки для объектива, запасные карты памяти и аккумулятор.

Из настроек камеры можно отдельно выделить ISO - здание неподвижно, поэтому можно брать минимальное значение до 400. Остальные параметры настраиваются на месте и зависят от погоды, количества света, расстояния до объекта. Многие снимают с высокими значениями глубины резкости, такой подход считается классическим. Но для достижения задумки автора можно и изменять этот параметр до минимальных значений, делая акцент на деталях.


Типичные ошибки начинающего фотографа

Полностью избежать ошибок в начале пути все равно не получится, но их можно свести к минимуму. Есть классические проблемы и стандарты их корректировки еще в процессе съемки:



Где снимать нельзя?

По разным законодательным документам существуют места, где съемка запрещена полностью, где нужно брать специальное разрешение, где можно просто нарваться на неприятности, даже не переступая закон. Начинающему фотографу полезно подробно изучить запреты и ограничения:

  • В религиозных помещениях: храмах, церквях, монастырях есть условный запрет. Настоятель или другой священнослужитель может дать свое разрешение на съемки определенных помещений. Но даже в таком случае есть места, куда вас все равно не пропустят с камерой.

  • Список государственных учреждений, где полностью запрещена съемка не так велик – закрытые военные объекты и помещения Кремля, здания суда и исправительные учреждения изнутри, комнаты для заседания Государственной Думы в момент нахождения там служащих, объектов Федеральной Таможенной Службы.
  • Ограничена съемка возле государственной границы, зданий Минтопэнерго, административных помещений Ространснадзора.

Есть места, где могут попросить убрать камеру, спорить с охранниками можно, но чаще всего бесполезно, а иногда и опасно для оборудования и здоровья. Если вам намекнули о запрете, проще всего извиниться и удалиться, а подойти чуть позже или на другой день, когда заступит более лояльная смена.

Самый главный совет для начинающих фотографов – снимайте как можно больше и чаще, чередуйте стили и типы съемок, участвуйте в семинарах, обучающих мероприятия и читайте как можно больше тематической литературы. Только погрузившись в тему полностью, отдавая до 80% своего время на начальном этапе и до 50% - впоследствии, можно получить результат и прогресс. Выберите для себя жанр и вид съемок по душе и развивайтесь.

А в архитектурной съемке нужно запомнить самые главные моменты:

  • здания не двигаются, поэтому бегать должен фотограф;
  • некоторые дома снимать нельзя, их нужно знать наперечет в своем городе;
  • камера и объектив играют большую роль в качестве снимка, особенно в детализации объекта;
  • используйте штатив, он позволит избежать сотни испорченных кадров;
  • подготовка к съемка важнее самой съемки – приходите на место несколько раз в разное время суток и сезон года;

  • снимайте как можно больше, только так можно наработать опыт и художественное видение.

Распространено убеждение, что съемка архитектуры - довольно простой жанр фотографии. На первый взгляд, так оно и есть - нет ничего проще сфотографировать неподвижный объект (дом, храм, архитектурный ансамбль), это элементарно можно сделать в авторежиме! Однако, чтобы сфотографировать архитектурное сооружение красиво , зачастую приходится очень сильно напрячь мозги. Причем дело не в настройках фотоаппарата, а в выборе точки съемки, а также самой техники...

Когда фотолюбитель выбирает фотоаппарат или объектив для съемки архитектуры и обращается с этим вопросом на интернет-форумы, почему-то "гуру фотографии" рекомендуют для съемки архитектуры использовать непременно сверхширокоугольную оптику. В этом заключается самый главный подвох - хороший широкоугольник стоит весьма недешево (по крайней мере, автофокусный), но та картинка, которую он даст далеко не всегда удовлетворяет требованиям фотографа (или заказчика).

Перспектива

Эффект линейной перспективы, который чаще всего не беспокоит нас при съемке природы, при съемке архитектуры оказывает огромное влияние на окончательный результат. При выборе точки съемки часто отдается предпочтение той, которая наиболее удобная для фотографа (не надо никуда ходить, лазить) и здание при этом влезает в кадр целиком (объектив-широкоугольник в помощь). Увы, такие точки съемки очень редко являются оптимальными и результат выглядит не ахти - здания выглядят на фотографиях наклоненными.

Приведу пару примеров:

Естественно, для любительского "туристического" фото это приемлемо (уж лучше так, чем никак), но если вы метите "в высшую лигу", от привычки снимать архитектуру подобным образом нужно избавляться.

Падающие стены - кто виноват?

Часто в причине появления "падающих стен" незаслуженно винят объектив, мол "он тянет углы". На самом деле, объектив тут почти всегда не при чем, винить надо самих себя. Обращали внимания, как иногда люди фотографируют городской пейзаж?


Фото из Интернета

Такие фотографы действуют по правилам:

  1. Фотографировать с того места, где стоишь. Если здание помещается в кадр, зачем что-то менять?
  2. Если даже на "минимальном зуме" здание не влезает в кадр, нужно присесть (или прилечь), все что угодно - только не отходить назад.

После этого нажимается кнопка "спуск" и получается очередная фотография с заваленными стенами! Смешно? А многие именно так и делают!

По поводу второго пункта - съемка с низкой точки, действительно, помогает "впихнуть" в кадр больше - благодаря эффекту перспективы верхняя часть немного сплющивается по вертикали и горизонтали, но из-за этого фасад здания прямоугольной формы выглядит как трапеция.

Дисторсия

Еще на широком угле у всех без исключения зум-объективов присутствует такое явления как дисторсия . Если говорить по-русски - искажение, из-за которого картинка выглядит не плоской, а чуть выпуклой или вогнутой. Из-за этого прямые линии по краям кадра выглядят изогнутыми.


Дисторсия заметна при съемке архитектуры и интерьеров

Чтобы уменьшить дисторсию чаще всего достстаточно при съемке чуть выдвинуть зум.

На самом деле дисторсия не так уж страшна - ее можно легко исправить при обработке. Например, программа Adobe Photoshop Lightroom "знает", как искривляют картинку большинство объективов. Достаточно поставить соответствующую "галочку", дисторсия будет убрана (). Наверняка подобная возможность есть и в других более-менее серьезных программах для обработки фотографий.

А если снимать издали?

А теперь давайте посмотрим еще несколько фотографий объектов архитектуры:

Обратили внимание, что здания на них стоят ровно? У этих фотографий есть несколько общих признаков:

  1. Все они сняты с фокусным расстояним не меньше 50 мм. Если быть точным - первая фотография сделана с фокусным расстоянием 100 мм, вторая и третья - на 50 мм (на полном кадре).
  2. У всех фотографий горизонт проходит по середине кадра.

Вывод - если не хотите, чтобы на фотографии были падающие стены, отойдите подальше и снимайте с увеличенным фокусным расстоянием. Горизонт при этом располагайте ближе к середине кадра . Сразу скажу, что найти такую точку съемки бывает очень непросто - в этом и заключается главная сложность фотографирования архитектуры.

"Агрессивная перспектива"

С другой стороны, бывают ситуации, когда подчеркнутая "агрессивная" перспектива является частью художественного замысла.

Эта фотография сделана с объективом Зенитар 16мм (рыбий глаз), который заметно "закругляет" края изображения. Видно, что стена Нижегородского Кремля довольно эффектно вписалась в композицию, однако фотография воспринимается очень непривычно.

Эта фотография получена при помощи другого сверхширокоугольника - Samyang 14mm. Он, в отличие от Зенитара-16 ничего не закругляет, но все равно дает картинку, которая резко отличается от того, что мы привыкли видеть своими глазами.

Иными словами, при использовании сверхширокоугольной оптики с перспективой нужно обращаться как с солью и перцем: мало - плохо, много - еще хуже. Фотографии с неуместным использованием "агрессивной" перспективы вместо интереса могут вызвать отторжение.

Принцип прост - чем сильнее объектив задран вверх или опущен вниз, тем сильнее будут перспективные искажения .

Кстати...

Есть способ программного исправления перспективы при помощи Adobe Photoshop или Lightroom. Он хоть и не является панацеей от всех бед, тем не менее, небольшой завал стен при помощи него вполне можно исправить. Однако, если переусердствовать, легко получить искажение формы объектов.

Сделайте здание частью пейзажной композиции

Почти всегда это идет на пользу фотографии - пейзаж смотрится интереснее, чем просто фотография здания в упор. Некоторые архитектурные сооружения выглядят гораздо интереснее в составе всего ансамбля, чем по одиночке. Масштаб больших объектов гораздо лучше передается, если есть какие-то объекты "для сравнения" - люди, деревья, другие здания.

Наверняка вокруг примечательного здания разбит красивый сквер, может быть здание красиво отражается в воде. Ищите интересные ракурсы! Старайтесь не брать в кадр "фотомусор" - столбы, провода, рекламные щиты. Конечно, значительная часть успеха здесь зависит от того, какие объекты окружают здания, но на то вы и фотограф, чтобы замечать такие детали и ракурсы, мимо которых все проходят и не обращают внимания.

Выбирайте оптимальное время для съемок

Если речь не идет о съемке во время туристической поездки, у вас почти всегда есть возможность несколько раз посетить одну и ту же достопримечательность - в разные времена года, в разную погоду, в разное время суток. Приведу небольшой пример:

Здания, в оформлении которых преобладают светлые тона (например, Зимний дворец), как правило хорошо смотрятся и днем и ночью. Однако, здания из темного камня интереснее выглядят именно ночью (Казанский собор).



Кстати...

Большой проблемой при ночной съемке, зачастую, является установка баланса белого - фонари уличного освещения, как правило, дают очень теплый желтый свет и все освещенные объекты проваливаются в желтизну. Ручная установка баланса белого не всегда помогает, так как у многих фотоаппаров нет предустановки, способной компенсировать столь глубокую желтизну.

Самый простой выход из этой непростой ситуации - съемка в RAW и исправление баланса белого в редакторе. При съемке настройку ББ можно смело выставить "Авто" - даже если получится плохо, все равно потом можно безболезенно это исправить.



В путешествие, туристический поход, на экскурсию многие отправляются с фотокамерой. Объектом съемок при этом становятся архитектурные сооружения, памятники и другие объекты, характерные для местности или города. Однако не всегда такие снимки получаются достаточно интересными и выразительными.

Как правило, это объясняется незнанием специфики этого вида съемок, неумением правильно выбрать объектив, точку съемки. Предлагаемая статья посвящена этим вопросам. Она поможет избежать ошибок и добиться лучших результатов.

Кадры с архитектурными сооружениями , далеко не во всех случаях дают удовлетворительный результат: почти каждому приходилось получать снимки с искажением геометрических пропорций, на которых высокие здания получаются как бы падающими. Известно, что такие искажения возникают в результате наклона аппарата вверх, когда плоскость светочувствительной матрицы становится не параллельной плоскости объекта съемки, например фасаду здания.

В продаже существуют так называемые шифт-объективы , дающие возможность наклонять и перемещать оптические элементы относительно плоскости пленки и получать в результате этого снимки без перспективных искажений, но это дело дорогое. Избежать сильного наклона оптической оси объектива можно при съемке с большого расстояния или с высокой точки, однако такая возможность предоставляется крайне редко. При съемках высоких архитектурных сооружений в условиях ограниченного пространства используют широкоугольные объективы. Для того чтобы перспективные искажения при этом были минимальными , необходимо соблюдать ряд правил.


"Кривые" стены при съемке широкоугольным объективом. Как видите - углы у дома на этой фотографии - несколько не вертикальны. Это произошло из-за того, что использовался широкоугольный объектив, и точка съемки была выбрана - слишком близко к зданию.

Прежде всего, нужно попытаться удалиться от объекта съемки по возможности дальше , в результате чего наклон камеры вверх, если он все же неизбежен, будет минимальным. Строить кадр нужно так, чтобы верхняя часть сооружения приходилась под верхний обрез поля видоискателя. Не следует опасаться, что большую часть кадра будет занимать земля: снимок может быть скадрирован и все лишнее оставлено за его границами. Хотя это и связано с потерей полезной площади кадра, ухудшение окончательного изображения будет меньшим по сравнению с тем, которое неизбежно возникает в результате исправления перспективных искажений методом трансформирования.

Большое значение при съемке архитек туры имеет выбор точки съемки . Архитектурное сооружение обычно снимают не «в лоб», а под углом к нему. Это дает возможность передать на снимке протяженность здания в глубину за счет линейной перспективы и, следовательно, подчеркнуть его объем, пространство. Усилить пространственный эффект можно и путем включения в кадр элементов, расположенных по бокам основного сооружения, например деревьев, уходящей вдаль аллеи. При фотографировании архитектурных комплексов и ансамблей, состоящих из ряда сооружений, объединенных общим художественным замыслом, использовать боковую точку съемки следует с осторожностью. Широкоугольный объектив может передать на снимке второстепенные строения преувеличенно большими по сравнению с главным зданием, что приведет к искаженному представлению об ансамбле.

Снимая произведения монументальной скульптуры, нужно помнить, что такие памятники создаются в большинстве случаев для установки их в определенном месте, и поэтому не могут восприниматься с необходимой достоверностью в отрыве от окружающей среды. Это обстоятельство необходимо учитывать, выбирая точку съемки. Она не должна быть слишком высокой, как и слишком низкой, поскольку монументальная скульптура создается и устанавливается с расчетом ее обозрения с уровня глаз человека. Существенное значение имеет фон, на который проецируется сам монумент. Чтобы фон не отвлекал внимания от главного объекта, он должен быть, по возможности, нейтральным, не пестрым. Фоном можно считать деревья, ровную гладкую стену. Наименее желательны в качестве фона различные здания, особенно промышленные конструкции. Лучшим фоном в этом случае, бесспорно, является небо.

Небо является важным выразительным элементом подобных сюжетов, поэтому характеру его воспроизведения на снимках уделяют большое внимание. На фоне темного неба, например, более эффектно смотрятся белые архитектурные сооружения и памятники. Сделать небо более темным - всегда можно в Фотошопе, главное - не допустить пересвет. Весьма желательны облака, которые придают изображению воздушность, вызывают у зрителя ощущение пространства. На таких снимках следует всячески избегать абсолютно белого, пересвеченного - «бумажного» неба, поскольку это делает здания похожими на макет, и снимки утрачивают реалистичность.

Повысить выразительность снимков, оживить их помогают включенные в кадр фигуры людей, животных, поэтому пользоваться этой возможностью следует при каждом удобном случае. Желательно использовать этот прием еще и потому, что это дает возможность создать у зрителя более точное представление об истинных размерах того или иного памятника за счет масштабных сопоставлений. Люди на таких снимках должны выглядеть естественно, не позировать. В противном случае получается не снимок памятника, а фотография людей на его фоне.

Большую неприятность фотографу доставляют многочисленные провода. Уменьшить впечатление от них можно путем выбора высокой точки съемки (выше проходящих проводов), когда в кадре их оказывается минимальное количество и они не пересекают сам памятник. Иногда хороший результат можно получить, если снимать памятник вечером. В вечернем сюжете провода становятся малозаметными и не портят снимок. Иногда (правда - в очень редких случаях) бывает и так, что провода располагаются столь удачно, что скорее украшают кадр, чем мешают в нем.


Подчеркнуть объем, форму, выявить отдельные элементы сооружения лучше всего при направленном освещении. В этом случае наилучшим считается свет, падающий под углом 25-30° к плоскости фасада здания или лицевой части памятника. Поэтому лучшее время для съемок - ранние утренние или предзакатные часы (см. "золотые часы "), когда наклонные лучи низко стоящего солнца хорошо освещают вертикальные поверхности, создают на них выразительные косые тени. Контрастность освещения в такое время ниже, чем в середине дня, что также благотворно сказывается на снимках. При съемке фрагментов архитектурных сооружений, имеющих резные или лепные украшения, применяют телеобъективы со средним фокусным расстоянием, чтобы получить изображения более крупным планом. В таких случаях наиболее благоприятным является боковое освещение под малым углом. «Скользящий» свет придает особую рельефность снимкам и хорошо подчеркивает фактуру поверхности камня.

Горельеф. Мамаев Курган в Волгограде. Сфотографировано ранним утром. Фотограф: Карпин Антон ©

Хорошие результаты при съемке архитектуры можно получить зимой. Низкое положение солнца способствует съемкам в течение всего дня, а земля, покрытая снегом, хорошо подсвечивает тени, облегчая проработку на снимках таких деталей, как ниши, углубления, лепные украшения. Не менее выигрышным можно считать полу-контровое освещение , особенно при съемке памятников, сильно пострадавших от времени. Значительная часть сооружения при этом оказывается в глубокой тени, которая скрадывает и делает почти незаметными отдельные повреждения, а красивый световой рисунок, создаваемый таким освещением, подчеркивает художественные достоинства памятника. Полностью контрового, как и рассеянного, освещения в этом виде съемок стараются избегать, так как возникает опасность получения плоских, невыразительных снимков. Такое освещение пригодно только для съемок декоративных решетчатых оград, прорезного кружева элементов деревянной архитектуры, проецирующихся силуэтом на фоне неба.


Чтобы передать на снимке фактуру поверхности материала того или иного сооружения, необходимо не только правильно выбрать характер освещения и величину диафрагмы объектива, но и точно определить экспозицию. При недодержках или передержках проработка фактуры ухудшается или вообще становится невозможной. Известно, что определять экспозицию можно как по освещенности, так и по яркости объекта съемки, однако второй способ в данном случае предпочтительнее. Объясняется это тем, что освещенность вертикальных поверхностей, а именно они преобладают в подобных сюжетах, в сильной степени зависит от угла падения солнечных лучей, что не всегда можно учесть при определении экспозиции по освещенности. Общая освещенность земной поверхности, например в полдень, существенно выше, чем в утренние часы, тогда как яркость белой вертикальной стены здания может иметь максимальное значение именно утром, при более низком положении солнца, когда лучи падают почти перпендикулярно к ее поверхности. Следовательно, при малых углах падения солнечного света относительно объекта съемки экспозиция, определяемая по освещенности, может оказаться ошибочной. Подобные недоразумения могут возникать и при съемке в полу-контровом свете. В таких ситуациях экспозиция, определяемая по яркости, обеспечивает лучший результат, хотя при этом необходимо учитывать ряд особенностей.

При съемке монументальной скульптуры, сооружений в виде башен, стел не применим наиболее распространенный способ определения экспозиции по яркости - интегральный. Поскольку небо в таких сюжетах занимает значительно большую часть кадра, чем само сооружение, оно и будет при этом виде измерений проэкспонировано правильно, тогда как сам памятник может получиться силуэтом, без проработки деталей и фактуры. Поэтому рекомендуется пользоваться либо точечным экспозамером (правда, не все фотоаппараты его поддерживают), либо центрально-взвешенным, а еще лучше - ручным. Сделайте несколько кадров с разной экспозицией, и сделайте соответствующий выбор - при котором будет проэкспонировано и небо, и главный объект съемки. При этом - можно ориентироваться не только на визуальную проработку деталей, но и на гистограмму .

В больших городах в темное время суток архитектурные достопримечательности часто бывают красиво подсвечены. Это замечательный повод для того, чтобы попрактиковаться в ночной съемке !

Также, если Вас заинтересовал вопрос съемки архитектуры - рекомендую почитать немного о городском пейзаже ...

© По материалам "Советское фото".

И чуть не забыл - полезное видео о съемке архитектуры!

Шаги

Выберите здание

    Выберите здание с особой историей. И у старых, и у новых зданий есть свои истории, поэтому и те, и другие могут отлично получиться на фотографии. Это же касается как высоких, так и маленьких зданий. Возможно, вам хочется сфотографировать известные здания (к примеру, Лувр или Эмпайр-стейт-билдинг), но помните, что есть и другие сооружения, которые можно использовать. Сделайте фотографию самого маленького дома в вашем городе или здания с необычным и неоднозначным оформлением.

    Знайте свои права. Помните, что некоторые здания нельзя фотографировать. Сделать снимок из общественного места вам вряд ли запретят (например, с тротуара), но заходить на территорию частной собственности нельзя. Вам может потребоваться разрешение на вход в чей-то дом или нахождение на частной территории, но если частная собственность открыта широкой публике, она технически может считаться общественной. Помните, что в разных странах законы разные, поэтому изучите их заранее.

    Изучите историю здания. Если здание является историческим или культурным объектом, там должен быть человек, который сможет рассказать вам об истории этого здания. Он укажет на особые черты здания, которые делают его таким важным. Если здание заброшено, попробуйте передать на снимке его дух, чтобы зритель мог додумать, каким оно было раньше.

    • Если вы направляетесь к заброшенному зданию, помните о том, что там могут идти работы по восстановлению, и не забывайте о личной безопасности. Не трогайте стройматериалы - они нужны рабочим. В здании может осыпаться краска, могут торчать голые провода, проваливаться доски в полу, поэтому будьте осторожны.
  1. Сделайте снимок ночью. Очень часто величественные здания красиво подсвечивают, и это позволит сделать потрясающий снимок. Не снимайте с автоматическими настройками, потому что плохая освещенность и высокая контрастность могут испортить кадр. Яркие участки превратятся в светлые пятна, а темные предметы станут черными. Настройте чувствительность камеры на ночную съемку. Выставьте длинную выдержку, чтобы на датчик попало больше света (можно включить встроенный таймер или воспользоваться внешним пультом, чтобы камера не шевелилась в момент съемки). Все яркие огни станут ярче и заметнее на длинной выдержке, поэтому потренируйтесь управлять ей.

    Учтите время года. Съемка в разное время года позволяет получить разные виды одного и того же здания. Зимой оно может быть покрыто снегом, а летом - окружено зелеными деревьями. В дождливый или туманный день верхушки здания может быть не видно. Все зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться.

    Выясните, что происходит в здании. Идет ли там ремонт или восстановительные работы? Будет ли там проводиться особое мероприятие в день, когда вы решите пофотографировать? Все это может помешать вам сделать снимок, а может и сделать кадр более интересным. Действия в кадре помогут вам запечатлеть историю здания.

Поработайте над композицией

    Изучите здание снаружи и внутри. Поищите интересные детали, прежде чем взяться за камеру.

    Решите, с какого угла вы будете снимать. Часто люди задирают голову все выше, стараясь сделать так, чтобы высокое здание попало в кадр целиком. Из-за этого линии искажаются, и кажется, что здание падает. Этого эффекта можно избежать, если сделать снимок издалека, если использовать другой объектив (широкоугольный) или если поправить искажение в программе для обработки снимков. Можно сфотографировать отдельный фрагмент здания. Чтобы получить хороший кадр, необязательно фотографировать здание целиком.

    Подумайте, что еще будет в кадре. Посмотрите на то, что находится вокруг здания. Это может быть небо, другие здания, деревья, вода, припаркованные машины, мусорные баки, птицы и пешеходы. Решите, будете ли вы добавлять их или вытеснять из кадра. Не торопитесь и дождитесь, пока пешеходы разойдутся, если вы не хотите, чтобы они попали на ваш снимок.

    Выберите композицию. Окружающие элементы могут создавать рамку для главного героя снимка - здания. Обрамление добавит кадру глубины и привлечет внимание зрителя. В качестве рамки можно использовать деревья, дверные проемы, заборы, центральную часть лестницы, ветви деревьев и даже людей.

    Определитесь с глубиной резкости. Глубина резкости - это область снимка, которая будет в фокусе. Если глубина резкости маленькая, объекты на переднем плане будут в фокусе, а на заднем - размыты. Если глубина резкости большая, и передний, и задний план будет в фокусе. Глубина резкости регулируется с помощью диафрагмы. Переведите камеру в режим приоритета диафрагмы (AV). В этом режиме вы сможете регулировать раскрытие диафрагмы, а все остальные настройки камера будет подбирать автоматически. Если глубина резкости будет большой (то есть в фокусе будет больше предметов), на снимке будут хорошо видны элементы конструкции здания. Чтобы оба плана оказались в фокусе, установите значение диафрагмы на f/16 или больше.

    Уделите внимание деталям. Сделайте снимки горгулий, интересных узоров на стенах здания и прочих элементов крупным планом. Широкий кадр не сможет передать все эти элементы.

    Обратите внимание на симметричные фрагменты. Попробуйте подчеркнуть особенности здания, засняв симметричные углы или линии, которые отражаются друг в друге.

    Используйте воду как отражающую поверхность. Если вы работаете возле воды, попробуйте сделать снимок здания и его отражения. В неподвижной воде отражение выйдет довольно резким.

Следите за освещением

    Фотографируйте на улице. Используйте естественное освещение. Если фотографировать рано утром или поздно вечером, вы сможете избежать резких дневных лучей. Мягкое освещение подчеркнет детали здания.