Голос - наша визитная карточка. Характер человека выдает его голос

Молодая женщина настаивала: «Вы слышите? У меня такой низкий голос, что по телефону меня принимают за мужчину. Ладно, я адвокат, и для работы это хорошо: я выигрываю почти все дела. Но в жизни этот голос мне мешает. И он не нравится моему другу!»

Кожаная куртка, короткая стрижка, угловатые движения… Женщина напоминала юношу еще и тем, что говорила низким голосом с легкой хрипотцой: такие голоса бывают у сильных личностей и заядлых курильщиков. Фониатр осмотрел ее голосовые связки и нашел лишь незначительный отек, который, впрочем, почти всегда наблюдается у тех, кто много курит. Но пациентка просила сделать ей операцию, чтобы сменить «мужской» тембр.

Жан Абитболь ей отказал: для операции не было медицинских показаний, к тому же он был уверен, что перемена голоса изменит личность пациентки. Абитболь - врач-отоларинголог, фониатр, первопроходец в области хирургии голоса. Он автор метода «Вокальное исследование в динамике». Услышав от врача, что ее личность и голос прекрасно подходят друг другу, женщина-адвокат разочарованно ушла.

Почти год спустя в кабинете доктора зазвучало звонкое сопрано - оно принадлежало девушке с волосами до плеч, в бежевом платье из муслина. Абитболь сперва даже не узнал свою прежнюю пациентку: она уговорила другого врача прооперировать ее, и специалист отлично справился с работой. Новый голос потребовал новой внешности - и облик женщины удивительно изменился. Она стала другой - более женственной и мягкой, но, как выяснилось, эти перемены оказались для нее катастрофой.

«Во сне я говорю своим прежним низким голосом, - печально призналась она. - А наяву начала проигрывать процессы. Я стала какой-то беспомощной, мне не хватает напора, иронии, и у меня такое ощущение, будто не я кого-то защищаю, а сама все время защищаюсь. Я просто себя не узнаю».

Рената Литвинова, сценарист, актриса, режиссер

Я очень хорошо отношусь к своему голосу. Пожалуй, это то немногое, что мне более или менее в себе нравится. Меняю ли я его? Да, невольно: когда я счастлива, то говорю более высоким тоном, а когда делаю над собой какие-то усилия, то голос вдруг уходит в бас. Но если в общественных местах меня в первую очередь узнают по голосу, то это мне не нравится. Думаю: «Господи, неужели я такая страшная, что меня только по интонациям и можно узнать?»

Итак, голос тесно связан с нашим физическим состоянием, внешностью, эмоциями и внутренним миром. «Голос - это алхимия духа и тела, - объясняет доктор Абитболь, - и на нем остаются шрамы, заработанные нами за всю жизнь. О них можно узнать по нашему дыханию, паузам и мелодике речи. Поэтому голос - не только отражение нашей личности, но и летопись ее развития. И когда кто-то говорит мне, что ему не нравится собственный голос, я, конечно, обследую гортань и голосовые связки, но параллельно интересуюсь биографией, профессией, характером и культурным окружением пациента».

Голос и темперамент

Увы, мучения при записи дежурной фразы на собственном автоответчике знакомы многим. Но при чем здесь культура? Алине 38 лет, она занимает ответственную должность в крупном PR-агентстве. Однажды, услышав себя на пленке, она ужаснулась: «Боже, что за писк! Не PR-директор, а детский сад какой-то!»

Жан Абитболь утверждает: вот явный пример влияния нашей культуры. Пятьдесят лет назад типично женским считался звонкий, высокий голос, как у звезды французского шансона и кино Арлетти или Любови Орловой. Актрисы с низким, хрипловатым голосом, как у Марлен Дитрих, воплощали загадочность и обольщение. «Сегодня женщине-руководителю лучше обладать более низким тембром, - объясняет фониатр. - Похоже, неравенство полов проявляется даже здесь! Чтобы жить в гармонии со своим голосом и самим собой, надо учитывать стандарты общества, которые порой заставляют нас идеализировать некоторые звуковые частоты».

Василий Ливанов, актер

В молодости голос у меня был другой. Я его сорвал 45 лет назад, во время съемок. Восстановился он уже таким, как сейчас. Я уверен, что голос - это биография человека, выражение его индивидуальности. Я могу менять голос, когда озвучиваю разных персонажей - Карлсона, Крокодила Гену, Удава, но это уже относится к моей профессии. Помогает ли мне легко узнаваемый голос? В жизни другое помогает - уважение и любовь к людям. И совсем неважно, каким голосом выражаются эти чувства.

Проблема Алины может показаться надуманной, но Абитболь напоминает: наш голос - это вторичный половой признак. Американские психологи под руководством доктора Сьюзан Хьюз из университета Олбани в недавнем исследовании доказали, что люди, чей голос воспринимается как эротичный, действительно ведут более активную половую жизнь. И, к примеру, если ваш голос чересчур инфантилен для вашего возраста, возможно, в период вашего взросления голосовые связки не получили должного количества соответствующих гормонов.

Бывает, что крупный, представительный мужчина, начальник, говорит совершенно детским, звонким голоском - с таким бы лучше озвучивать мультфильмы, нежели управлять предприятием. «Из-за тембра своего голоса такие мужчины нередко недовольны собой, не принимают свою личность, - продолжает доктор Абитболь. - Работа врача-фониатра или ортофониста заключается в том, чтобы помочь таким людям поставить голосовой аппарат и развить силу своего голоса. Через два-три месяца у них «прорезается» их подлинный голос, и, конечно, он нравится им гораздо больше».

как звучит ваш голос?

Еще одна распространенная претензия к собственному голосу - он «не звучит», человека не слышно. «Если в комнате собираются трое, мне и рот раскрывать уже бесполезно», - пожаловалась на консультации пациентка. «А вы действительно хотите, чтобы вас услышали?» - уточнил фониатр.

Вадим Степанцов, музыкант

Я и мой голос - мы подходим друг другу, мы в гармонии. Мне говорили про его необычные обертоны, сексуальность, особенно когда он звучит по телефону. Я об этом его свойстве знаю, но никогда не пользуюсь. Я мало занимался вокалом: в начале рок-н-ролльной карьеры я решил, что в необработанном голосе больше жизни, энергии и смысла. Но некоторым изменить свой голос стоит - у многих мужчин совсем неподходящие им голоса. У Ким Ки-Дука в одном из фильмов бандит все время молчит и только в финале произносит какую-то фразу. И у него оказывается такой тонкий и мерзкий голос, что сразу наступает катарсис.

Обратный случай: человек буквально глушит собеседников своим «трубным басом», специально опуская подбородок (для лучшего резонанса) и слушая, как у него получается. «Любой отоларинголог легко распознает искусственно форсированный голос, - говорит Абитболь. - Чаще к этому прибегают мужчины, которым необходимо продемонстрировать свою силу. Им приходится постоянно «подделывать» свой естественный тембр, и тот перестает им нравиться. Как следствие, и в отношениях с собой у них возникают проблемы».

Другой пример - люди, не отдающие себе отчета в том, что их голос становится для окружающих настоящей проблемой. Это «крикуны», которые, не обращая внимания на мольбы, ни на полтона не снижают громкость, или «трещотки», от чьей неукротимой болтовни, кажется, могут разболтаться даже ножки стула. «Часто эти люди хотят что-то доказать - самим себе или другим, - объясняет доктор Абитболь. - Не стесняйтесь сказать им правду: «Когда ты так говоришь, я тебя не понимаю» или «Извини, но твой голос меня утомляет».

Леонид Володарский, теле- и радиоведущий

Меня мой голос не интересует совсем. Было время, я занимался переводами фильмов, и теперь меня в первую очередь узнают по голосу, постоянно спрашивают про прищепку на носу. Мне это не нравится. Я не оперный певец, и голос не имеет никакого отношения к моей индивидуальности. Говорят, что он стал частью истории? Ну и хорошо. А я живу сегодня.

Громкие, пронзительные голоса действительно очень неудобны. В этом случае может помочь «вокальное перевоспитание» с участием отоларинголога, фониатра и ортофониста. А еще - занятия в актерской студии, где голос научат контролировать; хоровое пение, где учишься слушать других; занятия вокалом для постановки тембра и... поиска своей подлинной индивидуальности. «Какой бы ни была проблема, ее всегда можно решить, - уверен Жан Абитболь. - Конечная цель такой работы - буквально почувствовать себя «в голосе», то есть так же хорошо и естественно, как и в своем собственном теле».

Когда мы слышим другого человека, то интуитивно можем нарисовать его образ: старый или молодой, толстый или худой, низкий или высокий, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее.

Центры человеческого мозга, ответственные за восприятие и оценку эмоционального окраса речи и звуков, начинают свою работу с момента рождения. Малыш двух недель отроду еще не понимает значение слов, но интонацию, с какой они сказаны, определяет безошибочно.

Благодаря этой способности мы можем по голосу определить характер человека, идентифицировать его личность, то есть составить физиологический и психологический портрет. Существуют определенные стереотипы восприятия человека: по тому, как мы «звучим» можно судить об уровне интеллекта, о роде занятий, темпераменте.

К примеру, если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и активен, сначала сделает, потом подумает. Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, подходит к любому вопросу обстоятельно, анализирует ситуацию и прежде чем отрезать, отмерит семь раз.

Если говорящий проглатывает окончания, его речь логически несвязана и похожа на скороговорку, то в жизни он такой же несобранный. Любые изменения физического состояния или настроения отражаются в речи. Это хорошо известно представителям многих профессий — психологам, следователям, политикам, менеджерам. Они с успехом пользуются этими знаниями для манипулирования окружающими людьми, достижения своих задач.

Так, талантливый дипломат и политик Талейран, мог искусно изменять свою речь на нечленораздельное бормотание себе под нос с целью отказа от своих слов впоследствии. Свой отказ Талейран объяснял тем, что его неправильно поняли.

К своему голосу мы привыкаем и себя не «слышим». А значит, можем и не подозревать о том, что оттенки, тон или тембр голоса могут создавать о нас представление противоположное тому, которое мы хотим производить на окружающих. Интонации голоса могут рассказать о многих чертах характера человека.

Резкие голосовые колебания вниз и вверх
Человек только учится самовыражаться, возможно находится на уровне подросткового развития. Столкновение с неизвестными жизненными ситуациями ломает его привычные стереотипы поведения и мышления.

Возможно, он крайне неуравновешен, легко поддается сменам настроения. Голос отражает его взлеты и падения, причем, на неудачи он реагирует крайне остро.

Напряженные интонации в голосе
Обладатель голоса контролирует каждый свой шаг, вдох и выдох. Это импонирует его коллегам и начальству, но напрягает близкое окружение. Ведь в его обществе мало душевного тепла, он слишком замкнут, поглощен работой и самодисциплиной.

Громкий голос
Человек стремится доминировать во всем, контролировать людей и ситуацию. Частое перебивание собеседников при этом говорит о невоспитанности и эгоизме. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом пытаются привлечь к себе внимание.

Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические недостатки. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко, это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.

Спокойный и уверенный голос, четкая дикция
Человек имеет четкое представление о том, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина - его конек. Благодаря им он добился хороших результатов. Однако в общении с ним может возникнуть ощущение театральности — слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.

Высокий и звонкий
Голос вызывает ассоциации с энергичностью и юностью, а также с неопытностью и незрелостью. Чем голос выше, тем должность ниже - свидетельствует статистика. Высокие и пронзительные звуки воспринимаются подсознанием, как тревожный сигнал. Поэтому собеседники звонко говорящей личности испытывают дискомфорт, что непроизвольно уменьшает уровень доверия к словам.

Безразличный голос
Если речь вашего собеседника ровная и безразличная, видимо, ему неинтересна беседа, либо он в депрессии, тревоге или скучает. Еще такая манера может говорить о затаенных сильных чувствах: обиде, ревности, ненависти, зависти и др.

Голос с претензией
Напыщенность и претенциозность обусловлены разными причинами. Это может быть неуверенность, жажда одобрения и признания другими людьми успешности, ума и других качеств или неуважительное и высокомерное отношение к окружающим.

Голос с придыханием
Обычно дыхание собеседника в разговоре не слышится, но если это происходит, то причинами могут быть сексуальный интерес, сильное волнение, нервозность, стресс или недоверие, которое часто сопровождается покачиваниями головы и другими жестами.

Низкий голос
Вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина.

Низкий голос обусловлен высоким уровнем мужских гормонов в крови, что подразумевает более яркий темперамент. По этой причине обладательница низкого грудного голоса, кажется более сексуальной, чем женщина, говорящая звонко.

Тихий голос
Тихий голос может говорить о противоположных качествах обладателя, поэтому никогда не стоит спешить с выводами. Тихая речь наводит мысль на то, что человек застенчив и неуверен в себе, занимает позицию созерцателя жизни, а не творца.

Голос может выступать, как предатель, если не умееть управлять им. Он расскажет всю подноготную, — от болезней, перенесенных в детстве до сиюминутных переживаний. Психологи, к примеру, по голосу могут определить, являетесь ли человек потенциальным алкоголиком, что для него важнее — семья или карьера.

Голос может быть и союзником. С его помощью производить желаемое впечатление, манипулировать людьми и добиваться тем самым своих целей. Каким бы ни был ваш голос, давайте ему волю чаще: пойте под караоке или застольные песни с друзьями, кричите или аукайте на природе.

Возьмите за правило распевать или хотя бы мурлыкать под нос себе любую мелодию. Выплескивайте эмоции без остатка, когда это возможно: смейтесь, а не хихикайте, рыдайте, не сдерживая слезы. Позволяйте себе звучать. Это очень полезно и помогает достичь гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько важно звучание голоса для общения? И какое впечатление о себе мы создаем уже «с первых нот»? Это может показаться преувеличением, однако, каждый раз, когда мы слышим чей-то голос - переживаем определенный нейробиологический опыт. Все дело в том, что ушные каналы связаны с участками мозга, которые отвечают за эмоции. Таким образом тональность может указывать и на определенные черты характера оппонента, и на чувства, которые он в данный момент испытывает. Например тот, кто имеет более глубокий голос, с первых минут общения воспринимаются как умный и успешный (у собеседника на уровне подсознания даже может возникнуть желание на вас жениться или заключить бизнес-контракт). А вот звонкий, «острый» голос оставляет нервный, даже слегка истеричный осадок от общения, рядом с таким человеком сложно чувствовать себя в безопасности. Дефекты речи ошибочно делают собеседника менее конкурентноспособным, однако это впечатление может быть обманчивым. Не говоря уже о сексуальном полушопоте... Простите за каламбур - но что, в самом деле, говорит о нас голос?

Слишком высокий

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди. Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

Слишком низкий

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры, те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

Глубокий

Примета энтузиастов и богачей. Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

Нарочито сексуальный

Когда человек «включает» вкоадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор. Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

Слишком сладкий

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные, будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

Ровный, «без жизни»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

Очень тихий

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

Очень громкий

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж. Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

Дрожащий

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится, особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

Агрессивный

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером. Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы. Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

Носовой

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.

Некоторые психологи только по голосу могут определить характер человека. Узнать что важнее для Вас семья или карьера, склонны ли Вы к алкоголизму и многое другое. Специально разработанный тест включает пение, словесное описание услышанных звуков и слов и т. д. Исследования показали, что на голос взрослого человека оказывают влияние даже страхи, пережитые в детстве.

Мужественно переносят все невзгоды люди с глубоким и звонким голосом. Уверенные в себе они доверяют людям и, обычно, добры к окружающим.

Тяжелые испытания были в жизни человека с резким голосом. Теперь он ищет утешения в солидной должности на серьезной работе.

Подвержен вспышкам гнева, грубый и черствый человек - обладатель резкого, громкого и кричащего голоса.

Взрывной тон у людей, желающих выделяться среди других, отличиться в чем-нибудь. Он же может указывать на сердечные недуги.

У высокомерных, ироничных и холодных субъектов голос неприятно-резкий.

Свистящий «с» показывает страх.

От рождения обладают талантами и чувством прекрасного люди с мелодичным голосом.

Обладателей резкого и протяжного голоса трудно сдвинуть с места. Их мысли текут медленно, а еще они постоянно чем-то недовольны.

Вспомните своих сюсюкающих знакомых - хитрые, фальшивые и высокомерные. Могут быть неплохими работниками, но никогда не занимают руководящие должности.

Мало энергии и воли к жизни у мужчин с тихим и хриплым голосом.

Нечеткая, заикающаяся речь обычно бывает следствием детских неврозов. Повторяющему или проглатывающему слоги или слова человеку недостает концентрации ума, зато идеи его разнообразны и он умеет приспосабливаться.

Душевный дисбаланс может стать причиной слабости голосовых связок и «отсутствия голоса».

Люблю я посмеяться, особенно поржать.

А Вы обращали внимание на свой смех? Вы хихикаете, визжите, рычите или Ваш смех сопровождается глупейшим выражением лица?

Ха-ха. Открытый смех. Может быть высоким, как звон колокольчика или низким, глубоким басом. Так смеются искренние, дружелюбные люди.

Хе-хе. Будьте осторожны. Такой нарочитый или ироничный смех у тех, кто чувствует в чем-то свою неполноценность.

Хи-хи. Лицемерный смех. Так смеются молодые, еще не уверенные в себе люди. Или молодящиеся, те, кто пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле.

Хо-хо. Так смеется тот, кто сильно напуган или хорошо притворяется, что испугался. Несколько жеманный смех.