Архитектурный стиль готика во франции. Готическая архитектура во франции

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри. Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов. Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

2. Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий.


3. Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов.


4. Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, эторимско - католический готический собор в Руане , Нормандия. Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции.

Строительство нынешнего здания началось в 12- м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов, Ролло , основатель герцогства Нормандии , он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.


5. Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей во Франции, расположена в Париже, на холме Монмартр, который является самой высокой точкой в Париже. Она была построена в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей базилики Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса. Тройной арочный портик, увенчан двумя бронзовыми конными статуями французских национальных святых , Жанны Д"Арк и короля Людовика IX святого, разработанный Ипполитом Лефевром. Колокол собора является одним из самых тяжелых в мире, его вес составляет 19 тонн. С купола открывается превосходный панорамный вид на Париж.

Место где стоит базилика традиционно ассоциируется с обезглавливанием покровителя города, Сен-Дени в 3-м веке.


6. Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde)

Портовый город Марсель является местом расположения невероятной Нотр-Дам-де-ла-гард. Собор возведен в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древней крепости в 19-м веке, и он был создан в византийском стиле Возрождения. Внутри собора вы будете впечатлены статуей Мадонны с младенцем, а также впечатляющей колокольней и каменными сводами.


7. Аббатство Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel Abbey)

Своей популярности у туристов аббатство Мон-Сен-Мишель обязано своему расположению на острове. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья недалеко от Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Здесь до сих пор проживают монахи-бенедиктинцы, аббатство находится в окружении причудливых улиц, магазинов, кафе и музеев, посвященных острову и его истории.

С более чем 1,7 миллиона посетителей в 2014 году аббатство является одним из самых посещаемых культурных объектов во Франции . Внесено в список всемирного наследия Юнеско.


8. Собор Реймса (Reims Cathedral)

Более 800 лет назад началось строительство собора Реймса, он заменил старую церковь, разрушенную в результате пожара в 1211 году , которая была построена на месте базилики , где Хлодвиг был крещен епископом Реймса в 496 году. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и служит главной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом самом соборе, короновались многие французские короли и записи показывают, что даже Жанна д"Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15-м веке. Собор является резиденцией архиепископа Реймса.


9. Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)

Самым известным собором Франции является Нотр-Дам де Пари, который был построен в середине 12-го века, во время правления Людовика VII. Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже и во всей Франции, переигрывая даже Эйфелеву башню, каждый год собор посещают более 15 миллионов туристов.

Но знаменитый собор также является действующей католической церковью, местом паломничества, и координационным центром католицизма во Франции. Жемчужина парижской архитектуры, Нотр-Дам де Пари, возведен в готическом стиле, и он может похвастаться своими невероятными размерами. Его контрфорсы были одними из первых в мире, и многие горгульи использованы не только для украшения, но и для опоры колонн.

Нотр- Дам де Пари стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Сент- Этьен, которая сама была построена на месте римского храма Юпитера .


10. Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор является готический по архитектуре, латинской церковью, расположенной в Шартре в 80 километрах к юго - западу от Парижа. Возведение собора в Шартре началось в 11-м веке. Это невероятное здание, построенное в готическом стиле, считается одним из самых важных частей архитектуры во Франции. Красочные витражи сохранились хорошо, а два разных шпиля конкурируют за внимание туристов. Хотя внешний вид является феноменальным, не пропустите реликвии находящиеся внутри, такие как платье, которое якобы носила Мария, когда она родила Иисуса.

Собор находится в исключительном хорошем состоянии для своих лет. Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми, в то время как в архитектуру внесены лишь незначительные изменения с начала 13-го века. Во внешнем виде здания преобладают тяжелые контрфорсы , что позволило архитекторам значительно увеличить размер окна, в западной части доминируют два контрастных шпиля высотой 105 метров.

Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который называет Шартрский собор "высокой точкой французского готического искусства " и "шедевром".


«Каменное кружево», «пламенеющая», «варварская» - все это эпитеты, отражающие внешний облик и суть готики. Если говорить о стиле как таковом, то зародился он в середине XII века на севере современной Франции - в провинции Иль де Франс, захватив территории современной Бельгии и Швейцарии.

Франция в свое время стала колыбелью не просто нового стиля. Готика – это многовековая эпоха, определяющая весь градостроительный облик Европы. Готическое здание – не просто архитектурная единица, это произведение искусства, живой организм, застывшая динамика.

Историческая справочка


Готическая архитектура пришла на смену романской и развивалась на основе бургундской. Есть данные, что уже в начале XII века мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Именно церковь монастыря Сен-Дени, проект которой создал аббат Сугерий, принято считать первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены - так церковь преобразилась и обрела более грациозный облик по сравнению с романскими церквями, порой называемыми «крепостями бога».


С переменным успехом она распространилась по всей Европе. В XIII веке под влияние готики попали Германия, Австрия, Чехия, Испания и Англия. Позднее она пришла в Италию, где не получила столь широкого распространения, но все же смогла адаптироваться, став «итальянской готикой» после значительной трансформации. В конце XIV века Европу захватила так называемая интернациональная готика, венцом которой стала поздняя, или «пламенеющая» готика. В страны Восточной Европы она проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Квинтэссенцией готического искусства стал собор - он являл собой синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Здесь все стремится ввысь, каждый элемент подчеркивает вертикаль - арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, фасад с резными деталями и стрельчатые окна с многоцветными витражами. А если принять во внимание тот факт, что собор являлся центром жизни практически любого европейского города, возвышаясь и господствуя над ним, не удивит и легкость, с которой умы христианских государей приняли новый стиль. Более того, готика представлялась как символ монархической власти и божественное провидение.

Главное отличие готического собора от романских предшественников - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик строения. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор главного нефа передается с помощью аркбутанов на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы, каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. И пусть вас не смущает обильное украшательство – в готике не существует понятия «чрезмерно декоративный».

Вслед за собором потянулся вверх и сам город. На центральных площадях стали строить ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509).

Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки-отели богатых горожан.

В теорию мы окунулись достаточно – пора и к практике переходить. Предлагаю обратить свой взор на самые яркие памятники готической архитектуры Франции, широко известные в узких кругах.

Капелла Сент-Шапель


В качестве примера для подражания в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель/Sainte Chapelle - Святая капелла на острове Сите в Париже. Возведена в качестве хранилища реликвий в рекордные сроки, за тридцать три месяца, с 1242 по 1248 годы. Строительством руководил Пьер из Монтрейля, один из крупнейших зодчих готики.


Святая капелла является идеальным образчиком, абсолютно аутентичным стилю. А идеально в ней все: изысканная манера постройки, скульптурный и живописный декор. Она поделена на два яруса равной площади, но разной высоты.

Нижняя капелла предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней молилась королевская семья, приближенные. Именно здесь и хранились реликвии. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном XIII в., не имеющими аналогов.


Церковь аббатства Сен-Дени


Построена в XII в. настоятелем монастыря, которого можно назвать «крестным отцом» готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства «патрона и апостола Франции» святого Дионисия (Сен-Дени). Возведенный Сугерием храм оказался «удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер».

Собор в Шартре


Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.).

Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Шартр - одна из немногих готических церквей Франции, которая сохранила почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв.

Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.



Место коронации французских королей – это шедевр зрелой готики и «академия искусств» для средневековых мастеров. Строительство началось в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. Но несмотря на длительные сроки строительства, здание сохранило единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма: отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Он пронизан не только вертикальным движением, но и пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Фантастически красивый и качественный pov минет от первого лица в исполнении молоденьких красавиц и зрелых мамочек. Здесь самая лучшая и качественная подборка pov видео минета от первого лица. Здесь вы сможете регулярно наслаждаться свежими порциями pov минета.



Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын. Работы в основном были закончены в 1288 г.

Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе.

Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42,3 м.

Спустя столетия, в эпоху развития эклектики, готика вернулась обновленной. Отсюда и название – неоготика. Представители европейских стран в XIX веке оспаривали друг у друга право называться родоначальником. Но историческая справедливость сложилась так – возникла неоготика в Англии в 40-е годы XVIII века. В России она именовалась псевдоготикой, поскольку готики на территории Древней Руси не существовало вовсе. Востребованность же новой вариации стиля была крайне незначительна – спросом она пользовалась лишь при строительстве костелов католической общины.

В Саратове наиболее ярким представителем неоготики является здание Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова.

Оно было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном и радует взор жителей и гостей города по сей день.

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в . и достигла расцвета в первой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.


Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Необычайно высок и просторен интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами.

Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с юга, востока и севера (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма. Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений.

На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов.

Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Другие части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Франция. Готика во Франции

С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет скоро занял одно из ве-дущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооруже-ния становится, в свою очередь, не монастырская церковь, а городской собор.

С XIV в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звездчатым" и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") готики и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70).


Пьер Робен,1434-1470) является эталоном поздней, или «пламенеющей готики». Западный фасад церкви выделяется резными дверьми работы Жана Гужона с изображениями библейских сюжетов. Сразу за церковью Св. Маклоу находится одна из главных достопримечательностей Руана - кладбище Сен-Маклу - редчайший пример средневековых захоронений жертв чумы.


Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности готики, сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.

Французская базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) настоящее произведение архитектурного искусства, жемчужина Франции среди соборов и духовный оплот всей нации


Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137—1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы).

Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери — пятинефный храм вмещал до 9000 человек. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрель-чатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Шартрский собор (1194—1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. «Королев-ский портал» западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в.- северная, интерьер — число готический.

Блестящий пример зрелой француз-ской готики — собор в Реймсе (1212—1311). В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.

Амьенский собор в центре Пикардии -- это одна из крупнейших "классических" готических церквей XIII в. Собор выделяется целостностью своего плана, красотой трехярусного внутреннего пространства и, в особенности, прекрасным собранием скульптуры на главном фасаде и в южном трансепте.


Самый большой и высокий готический собор во Франции — Амьенский . Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5. Амьенский собор строился 40 лет, с 1218 по 1258 г., Робером де Люзаршем, Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Амьенский собор часто называют «готическим Парфеноном».

К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. В конце XIII - начале XIV вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. Последнее замечательное творение готики в этот период — капелла Людовика IX (в сердце Парижа, на острове Ситэ), «святая капелла (часовня)» Сен Шапель (1243—1248). Ее строитель — Пьер де Монтро. Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже — капелла Бого-матери, в верхнем хранилище реликварий с терновым венцом Христа.

С XIV в. начинается период поздней готики , во Франции он длится два столетия (XIV—XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой . В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, XIV-XV вв.), портрет ("Иоанн Добрый", около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", около 1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. Позднеготические сооруже-ния перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замыс-ловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV—XV вв.).

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато.

Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж .

Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ко-торой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латин-ской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Но-вого Завета, на северном — Ветхого, на западном фа-саде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225); история Ма-рии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

В Шартрском соборе можно проследить эволю-цию от раннеготической скульптуры к периоду зре-лой готики. Так, западный фасад украшают столпо-образные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколе-ния мастеров.

Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры — подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлин-ным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Не случайно, например, благославляющего Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали прекрасным Богом. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора . Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (напри-мер, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французско-му средневековому искусству.


Свет и кружева французской готики. Руанский собор (внутри)

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ (Notre-Dame de Paris) архитектурный памятник ранней французской готики в Париже на о. Сите. Пятинефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и двумя фланкирующими западными башнями (высота 69 м). Витражи (13 в.), скульптура на фасадах (ок. 1165-1225) и в хоре (13-14 вв.).

Строительство собора началось в 1163 году, благодаря Морису де Сули. Именно под его руководством было развёрнуто строительство гигантского храма: 5500 м 2 . Строительство длилось почти два века. Собор Парижской Богоматери символизирует эволюцию в готике. Его башни, высотой в 69 метров, чёткость линий, рисунок здания в форме креста всё это было новшеством для той эпохи. 432 окна собора придают необыкновенную лёгкость всему архитектурному ансамблю.

Notre-Dame d"Amien.

Самый большой готический собор во Франции. Он занимает 7760 м 2 , высота его сводов 42,5 м, высота шпиля 112 м. Собор был построен в XIII веке в период с 1220 по 1269 г, является образцом « золотого века » соборов. Собор был построен за рекордно короткое время, после пожара в 1218 году на месте романской церкви, что способствовало созданию гармонии и архитектурного единства здания. Лишь башни были завершены в конце XIV века. Внушительные пропорции собора, его красота, богатство, его внутреннего убранства вызывают восхищение многочисленных туристов. Не случайно в 1981 году собор был признан ЮНЕСКО одним из пятидесяти самых импозантных архитектурных шедевров человечества.

Notre-Dame-de Chartres.

Среди безбрежных полей появляется как мираж Собор Богоматери в Шартре. Это один из самых известных готических соборов в мире, построенный в середине XI века. Собор был полу разрушен в 1194 году сильным пожаром. Крестьяне из соседних деревень запрягали быков в упряжки и возили огромные глыбы камней для реконструкции собора. Лишь в 1260 году собор был реконструирован и имел одну башню со шпилем. Позднее в 1513 году появилась вторая башня, служившая колокольней.

Несмотря на внешнее различие в конструкции башни, собор замечателен гармонией внутреннего интерьера. Именно в этом соборе можно проследить плавный переход от романского стиля к готическому. Собор известен своими многочисленными скульптурами, здесь находятся 4000 статуй, изображающих Иисуса Христа, окружённого апостолами, ангелами. Но особенной чертой собора в Шартре являются витражи, где преобладает синий цвет. Все витражи сохранились до нашего времени и не пострадали во время воин. Гигантское окно-роза состоит из 12 лепестков, которые расходятся на 12 розочек. Число 12 символично, оно означает совершенство. Окно-роза символизирует небесное царство и Бога. Многие известные французские писатели восхищаются красотой собора.

Notre-Dame-de Reims.

Собор в Реймсе один из самых больших готических соборов во Франции. Собор в Реймсе называют королём всех соборов. Он был построен в период с 1211 по 1285 г. пятью архитекторами, которые следуя друг за другом тем не менее сумели сохранить архитектурное единство собора. Реймский собор знаменит тем, что здесь были коронованы 25 французских королей: начиная с Людовика VIII в 1223 г, и заканчивая Шарлем X в 1825 году. Собор насчитывает 2300 статуй, которые представлены во всём здании. 40 статуй «Реймские короли» достигают 5 метров в высоту. Все они прославляют Деву Марию и апостолов.

Реймский собор также множество раз страдал от пожаров, самый сильный из которых был во время бомбардировки в 1914 году. В настоящее время собор находится под охраной ЮНЕСКО.

История возникновения готики во Франции

Политический контекст

В начале XII века территория современной Франции была раздроблена на несколько феодальных образований – графства и герцогства. Только небольшая часть нынешней территории, район современного региона Иль-де-Франс, управлялась королями из династии Капетингов и уже называлась Францией. Власть короля по сравнению с властью соседствующих с ним графов и герцогов была невелика. Единственной, но очень важной отличительной чертой королевской власти являлся её сакральный характер. Считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. По легенде, святая ампула с миррой была принесена ангелом с небес при крещении Хлодвига I в 496 г. Миропомазание стало неотъемлемым обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий, сопровождавших Великую Французскую революцию. Эта особенность королевской власти и станет той движущей силой, благодаря которой новому стилю архитектуры будут подражать на всей территории нынешней Франции и большей часть Европы в период высокого и позднего средневековья.

Роль собора в средневековом городе

Собор был центром городской жизни в эпоху Средневековья. По воскресеньям в нём проходили мессы и религиозные церемонии. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины, имели место встречи простых горожан и, даже, детские игры. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремеслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Кроме решающей роли в общественной жизни города, собор играл не меньшую роль в его планировке. Ни одно здание не должно было соперничать с ними по высоте. Таким образом, собор определял силуэт города и, как правило, был виден издалека. Все улицы расходились от паперти, причем, чем ближе к собору, тем плотность улиц и домов увеличивалась. К концу средневековья паперти многих соборов были полностью застроены.

Место собора в городской среде

Истоки готики

В начале XII века в Европе господствовала романская архитектура с присущими ей толстыми стенами, тяжеловесными полуциркульными арками и сводами. В то же время при строительстве церковных сооружений отдельных регионов использовались стрельчатые арки и реберные своды – важнейшие элементы готической архитектуры. Реберный крестовый свод был известен ещё в эпоху раннего средневековья в Азии и активно использовался в Нормандии. В романской архитектуре ребра свода носили только декоративную функцию и не играли роли несущей конструкции. Стрельчатая арка же была широко распространена в Бургундии.

Западный фасад базилики Сен-Дени. Современное состояние

Базилика Сен-Дени. Деамбулаторий

Примеры готических сооружений юга Франции

Стиль Плантагенетов

Нефы собора в Пуатье имеют одинаковую высоту и перекрыты выпуклыми сводами

Стиль Плантагенетов был распространен, главным образом, на территории нижнего течения Луары от Анжера на севере до Пуатье на юге. Название стиля связано с одноименной династией , корни которой восходят к графству Анжуйскому . Главной особенностью стиля является конструкция сводов, которые, в отличие от сравнительно плоских северофранцузских готических крестовых сводов, имеют выпуклую форму, больше похожую на купол. Так, например, замковый камень свода нефа собора в Анжере на 3,5 м выше пяты свода. Такая система является результатом влияния готики на романскую архитектуру западной Франции. В плане такие сооружения являются однонефными или трехнефными с нефами одинаковой высоты. Толстые романские стены позволяют отказаться от аркбутанов, вся нагрузка идет на контрфорсы, однако это же не позволяет подобным сооружениям выиграть в высоте и освещении. Этот факт и стал той причиной, по которой этот стиль быль вытеснен готикой Иль-де-Франса. Кроме уже упомянутого нефа собора в Анжере, в стиле Плантагенетов построен нефы соборов Сен-Жюльен в Ле-Мане и Сент-Андре в Бордо , собор Святых Петра и Павла в Пуатье (кроме западного фасада) и другие.

Светская архитектура

Прикладное искусство в готике

Охрана культурного наследия

Литература

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Готическая архитектура во Франции" в других словарях:

    Фасад Реймского собора … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. На сегодняшний день Прага один из самых популярных городов Европы, заманивающий туристов своими необычайно красивым … Википедия