Портал "дивное дивеево".

Икона преподобной Анастасии Патрикии - именная икона женщин по имени Анастасия, символ истиной веры, духовной чистоты. День памяти 23 марта.

В правление императора Юстиниана Великого в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию. Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:

Анастасия! непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!

Поразмысливши таким образом сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, - всё же прочее оставивши, - никем незамеченная отплыла в Александрию. Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком. Но возвратимся к первоначальной речи об Анастасии.

По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием. Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облёк ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвёл в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.

Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть всё это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слёзы, стенание, рыдание, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападение и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях?! Каким образом всё это отражала и побеждала и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями? Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.

Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу:

Святый отче! захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо - евнуха Анастасия.

Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:

Чадо! поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.

Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши всё необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил припавши на грудь евнуха плакал, говоря:

Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!

Блажен и ты, - отвечала на сие Анастасия, - новый Авраам!

Итак, - продолжал старец, - помолись о нас ко Господу.

Честный старец, - отвечала Анастасия, - в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.

Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, - продолжал старец.

Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:

Благослови сего моего ученика, а твое чадо.

Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, - сказала Анастасия, - знающий мои шаги в сей пещере и лишение жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илиин на Елисее!

Обратившись затем к старцу, евнух произнес:

Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.

Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала:

Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне.

После сего Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:

Господи в руки Твои предаю дух мой, - и с этими словами скончалась.

После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:

Чадо! одень брата.

Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело

Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.

Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:

Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?

Да, чадо, я знал это, - отвечал старец, - и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием - евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.

Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки. Аминь.

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из аристократической семьи. Благочестивая патрицианка была для многих образцом добродетели и пользовалась большим уважением императора Юстиниана (527–565). Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и отправилась в Александрию. Недалеко от города она основала небольшой монастырь и целиком посвятила себя Богу.

Через несколько лет император Юстиниан овдовел и решил разыскать Анастасию, чтобы жениться на ней. Узнав об этом, блаженная Анастасия немедленно направилась в далекий скит к авве Даниилу (память 18 марта) за помощью. Чтобы спасти Анастасию, старец облек ее в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасием-евнухом. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, старец дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого у себя не принимать. Только один инок знал это место: он имел послушание раз в неделю приносить к пещере небольшой хлеб и кувшин воды, оставляя их у входа. В таком строгом затворе преподобная Анастасия прожила двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере подвизается евнух Анастасий.

Господь открыл блаженной день ее кончины. Узнав о близкой смерти, она написала об этом авве Даниилу несколько слов на черепке и положила его у входа в пещеру. Старец вскоре пришел и принес все необходимое для ее погребения. Он нашел святую подвижницу уже при смерти, исповедал и причастил Святых Таин. По просьбе аввы блаженная Анастасия благословила его и сопровождавшего его инока. Со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой", – святая тихо скончалась († ок. 567–568).

Когда была готова могила, старец дал ученику свою рясу и велел одеть усопшего брата. Одевая рясу, инок понял, что перед ним женщина, однако не посмел ничего сказать. Когда же, похоронив преподобную, они возвращались в свою обитель, ученик спросил авву, знал ли он, что мнимый брат – женщина, и старец поведал молодому монаху историю святой Анастасии. Позднее рассказ старца был записан и получил широкую известность.

Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Святой Софии.

См. также: "Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом " в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Во времена императора Юстиниана I Великого, который правил с 527 по 565 гг. после Р.Х., проживала в Константинополе женщина по имени Анастасия, дочь богатых и благородных родителей, отличавшаяся глубоким благочестием. Будучи первой патрицианкой при царском дворе, сохраняла она в сердце своем страх Божий и жила согласно Божьим заповедям. Она обладала выдающимся добронравием и кротостью, так что все радовались ее добродетели, и, в первую очередь, сам император.

Но сеющий плевелы дьявол, имеющий привычку поселять всегда зависть и клевету среди людей, а также не дающий покоя и мира добродетельным людям, навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду, возбудив против святой ненависть царицы. Услышав о том от одного расположенного к ней человека и будучи исполненной Божественного разумения, воистину смиренная во Господе блаженная Анастасия, собравшись с мыслями, рассуждала так сама с собою: “Анастасия! Непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Таким образом, и царицу избавишь от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуешь Царство Небесное!”

Поразмысливши таким образом, преподобная тайно наняла корабль и, забрав часть принадлежавшего ей золота, все же прочее оставив, никем незамеченная отплыла в Александрию. Там, в местечке под названием Пемпто (Пятое), создала она монастырь, в котором тихо проживала, занимаясь рукоделием, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. По сей день на том месте сохранился этот монастырь, и называют его “Монастырь Патрикии”.

По прошествии нескольких лет, в 548 году, умерла царица Феодора, и император, вспомнив о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, чтобы отыскать ее. Проведавши о том, агница Божия Анастасия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облек ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвел в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру и затворил ее там. Преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей самой никуда не выходить из пещеры и никому не дозволять приходить к себе. Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть все это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться.

Там эта непоколебимая мужественная душа безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или устно пересказать, или передать письменно труды и добродетели святой Анастасии, совершаемые и приобретенные в одиночестве через Бога в течение двадцати восьми лет в пещере? Кто может понять слезы, стенания, рыдания, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, недостаток в необходимом? А больше всего бесовские нападения и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях? И это та женщина, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями… Столь доблестно подвизаясь, святая Анастасия Патрикия соделалась сосудом Святого Духа.

Блаженная имела благословение предвидеть заранее свое отшествие к Богу. Тогда она написала на черепице старцу Даниилу следующее: “Честный отче! Захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо – евнуха Анастасия”. Написавши это, Анастасия положила черепицу у пещеры пред дверями. Старец, узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику: “Брат, поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри вход в пещеру. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам”. Действительно, ученик быстро пошел и вскоре принес черепок. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши все необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха, одержимого горячкою. Авва Даниил, припавши на грудь евнуха, плакал, говоря: “Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство! Помолись о нас Господу”. Тогда преподобная ответила: “Честный старец, в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах”. На что старец ответил: “Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе”. Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря: “Благослови сего – моего ученика, а твое чадо”. Преподобная сразу благословила ученика такими словами: “Боже отцов моих, предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, знающий мои шаги в сей пещере и лишения ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илии на Елисее!”

Тогда Блаженная перевела взгляд на Старца и сказала: “Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола”. Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, святая сказала: “Отче, осени меня знамением Христовым и помолись обо мне”. После сего Анастасия взглянула на восток, и лицо ее просияло, как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала: “Господи, в руки Твои предаю дух мой”, – и с этими словами скончалась.

Авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, после чего старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику: “Чадо! Одень брата в сие одеяние поверх его одежды”. В это время брат, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев. Но ничего не сказал он старцу. Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу: “Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий был женщиной?” И старец ответил: “Конечно, знал, сын мой, и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием евнухом, чтобы не было подозрения и чтобы никто о ней не узнал, и повсюду не распространилась бы о ней молва. Император Юстиниан искал ее по всем странам и, в особенности, в сей местности. Но вот, по благодати Божией, она была сокрыта у нас, и он не смог найти ее”.

Затем старец подробно рассказал ученику все о житие святой Анастасии Патрикии.

Георгий М. Пападимитропулос, Богослов-филолог, “С нашими Святыми”, март, изд. Апостолики Диакония, стр. 66-71

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Святитель Димитрий Ростовский

Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом

В правление императора Юстиниана Великого в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию, но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию. Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:

– Анастасия! непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!

Поразмысливши, таким образом, сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, – всё же прочее оставивши, – никем незамеченная отплыла в Александрию. Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком. Но возвратимся к первоначальной речи об Анастасии.

По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием. Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облёк ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвёл в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.

Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть всё это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха. Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слёзы, стенание, рыдание, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападение и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти, и всяческих иных мирских наслаждениях?! Каким образом всё это отражала и побеждала и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями? Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.

Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу:

– Святый отче! захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо – евнуха Анастасия.

Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:

– Чадо! поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.

Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши всё необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил припавши на грудь евнуха плакал, говоря:

– Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!

– Блажен и ты, – отвечала на сие Анастасия, – новый Авраам!

– Итак, – продолжал старец, – помолись о нас ко Господу.

– Честный старец, – отвечала Анастасия, – в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.

– Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, – продолжал старец.

Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:

– Благослови сего моего ученика, а твое чадо.

– Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, – сказала Анастасия, – знающий мои шаги в сей пещере и лишения жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илиин на Елисее!

Обратившись затем к старцу, евнух произнес:

– Отче, Господа ради, не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.

Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала:

– Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне.

После сего Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой, – и с этими словами скончалась.

После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:

– Чадо! одень брата.

Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.

Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:

– Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?

– Да, чадо, я знал это, – отвечал старец, – и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием – евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал, и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.

Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки. Аминь.

Примечание

Преподобная Анастасия скончалась в 667 г. Император Юстиниан царствовал с 627 по 565 г., при нем был созван пятый вселенский собор в Константинополе в целях прекращения монофизитских движений в 553 г.

Патриция – жена патриция; так назывались в Риме люди благородного происхождения. Сан этот был очень велик и его удостаивались супруги знаменитых мужей, напр., Антонина, жена Вилизария, или за свои особые заслуги.

Жена Юстиниана Феодора – благодаря влиянию которой был прекращен бунт Ника, грозивший низвержением Юстиниану.

Александрия – главный город в Египте, построенный Александром Великим. Здесь на острове Фаросе в 72 дня был сделан перевод Библии Ветхого Завета на греческий язык.

Упоминаемый здесь инок Даниил есть тот самый, который заставил говорить младенца 22-х дней.

Мощи св. Анастасии перенесены были в Царьград и в 1200 г. находились близ св. Софии.