Отшельники ищут в тайге спасение от двух российских бед - штрих-кодов и прививок. Северные отшельники

Отшельники забрали с собой на зимовку в глухомань детей в возрасте от года до 14 лет.

Уже не один месяц в заброшенной деревне Черепаново Чердынского района Пермского края проживает группа лиц, прозванная «пермскими отшельниками». Их возглавляет бывший священник Тульской епархии Русской Православной Церкви Вениамин Филиппов, называющий себя иеромонахом Евстратием. Верующие ожидают пришествия боярина Михаила Никитича, дяди первого царя династии Романовых, замученного недалеко от деревни Черепаново в поселке Ныроб при Борисе Годунове. Кроме того, отшельники наотрез отказываются принимать такие блага цивилизации, как паспорта, ИНН и продукты со штрих-кодами, считая, что все это - дело рук Антихриста.
На днях отшельников посетила комиссия, в состав которой, по данным местных СМИ, вошел представитель администрации Пермского края, сотрудники полиции и врачи. Медики осмотрели отшельников и пришли к выводу, что состояние их здоровья удовлетворительное. Как сообщается, членам общины доставили теплые вещи, продукты и инструменты. Сами отшельники договорились держать связь с чиновниками ближайшего населенного пункта - Ныроба.
Как рассказал «НГР» глава администрации Чердынского муниципального района Андрей Ламанов, отшельников на сегодняшний день около 40 человек. «Появились они из Костромской области, бежали - там на них, видимо, начали гонения, вот они и решили к нам сюда на север Пермского края двинуться, - сказал чиновник. - Что ими двигало, я не знаю. Они ничем не занимаются, просто обосновались здесь. Сейчас, наверное, дрова готовят, потому что это от нас еще 240 километров на север в сторону Уральского хребта». Как отметил Ламанов, большинство отшельников - женщины, есть также дети. В отношении несовершеннолетних планируется принять меры. Чиновник сказал «НГР»: «То, что заберут детей, - это может быть абсолютно верным решением, потому что дети в нашей стране должны учиться, получать образование, а там, я думаю, не так они сладко едят, не так тепло спят, не так они одеты». «Если родители каким-то образом решили судьбу своих детей, но это идет вразрез с моралью нашего общества?», - так предупредил чиновник возражения, что разлучать детей с родителями негуманно. В официальном комментарии, присланном в нашу редакцию пресс-службой администрации губернатора Пермского края, отмечается, что среди членов общины восемь детей в возрасте от одного года до 14 лет. В том же комментарии говорится, что «в этой группе нет людей, знающих, что такое зимовать в тайге на севере».
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков сообщил СМИ, что «не фиксировались факты жестокого обращения и насилия в отношении детей, угрозы жизни и здоровью детей в этой общине не было». Правда, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Тульской, и Костромской областей всегда смущало, что родители этих детей, даже когда они еще не удалились в пермскую тайгу, «отказывались от официальных услуг системы образования и здравоохранения». По словам министра социального развития Пермского края Татьяны Абдуллиной, которые приводятся в официальном комментарии, местные власти опасаются «за жизнь и здоровье детей, находящихся в настоящее время в этой общине».
Между тем выдворять отшельников из заброшенной деревни местные власти не намерены. Как рассказал «НГР» Ламанов, в Черепанове в свое время обосновались староверы, а после них другие жители, которые впоследствии выехали в близлежащий поселок, бросив свои дома, в которых и поселились отшельники. «Если жителей этого поселка привести туда и они предъявят документы на собственность, эти люди (отшельники. - «НГР») останутся без крова, - сказал Ламанов. - Но этого, конечно, не сделают». На вопрос корреспондента «НГР», какие меры могут быть применены по отношению к отшельникам, Андрей Ламанов ответил: «Если человек осознанно уехал на край земли, как к нему можно применить какую-то меру? Может быть, что-то и будет, но это очень проблематично - сдвинуть человека с места». В свою очередь, старший помощник прокурора Пермского края по взаимодействию со СМИ Юлия Гайнанова рассказала «НГР», что эта ситуация находится на контроле и в ведомстве проводят соответствующую проверку. «Мы следим, мониторим, все правоохранительные органы в этом направлении работают, поэтому до окончания проверки мы не комментируем ситуацию, занимаемся ею», - заявили в прокуратуре края. По словам Гайнановой, работа идет «не только по направлению несовершеннолетних», но ситуация оценивается со всех сторон.
Тем временем журналисты местного новостного портала Properm.ru самостоятельно организовали экспедицию в деревню Черепаново. Преодолев около 500 км по бездорожью из Перми до поселения отшельников, они смогли воочию увидеть быт поселенцев и пообщаться с ними. В деревне с десяток заброшенных домов. На вопрос о жизни детей и их дальнейшей судьбе в условиях тайги «иеромонах Евстратий» предпочитает отвечать, что государство не решило задачу «жизнеобеспечения этих деревень и возрождения жизни деревень в тайге». По словам Евстратия, отшельники намерены пережить в Черепанове эту зиму.


Отшельники собрались со всей России, в частности из Астрахани, Рязани, Тулы, Самары, Москвы, Тюмени, Барнаула и Дальнего Востока. Быт в общине обустроен почти по-монастырски. В 5.00 или 5.30 служится утреня, затем литургия, после начинаются послушания (работа), затем трапеза, снова послушание, очередная трапеза, затем вечерня, всенощная и по желанию ночная служба.
Иеромонах Евстратий поведал об учении своей общины: «Мы выступаем против штрих-кодовой идентификации, которой снабжены сегодня все продукты. Все идентификационные номера, которые стоят в паспортах, страховых полисах и прочих документах, не должны нам заменять данное при рождении православное имя». Кроме того, в общине молятся «о грядущем благочестивейшем самодержавнейшем императоре всероссийском при Господе нашем», а пока что отшельники, по словам Евстратия, находятся «в местах под покровительством… Михаила Романова». «Я надеюсь, что придет время, когда русские люди настолько захотят, чтобы ими управляли не президенты наши, которые заводят счета за границей и туда все переводят, а русские православные цари, которые будут готовы душу свою положить за народ свой», - сказал лидер отшельников. «Мы ждем, что придет православный помазанник, и у нас изменится политическая власть в стране», - заключил он. Тем временем одна из отшельниц на вопрос журналиста о пришествии боярина Михаила Романова с удивлением ответила: «Так он же помер. Вы что?»
Члены общины рассказали журналистам о своей жизни в Костромской области, откуда были вынуждены бежать, по их мнению, из-за того, что чиновники якобы забрали из общины двоих детей. Кроме того, уже по дороге в Пермский край сбежали девять человек, среди них шестеро детей. Все они обосновались в Иоанно-Богословском мужском монастыре в Чердыни, откуда, по некоторым данным, перебрались в город Верещагино. Сам иеромонах Евстратий отмечает, что многодетная семья уехала из общины, испугавшись тяжелых условий, а вместе с ними и молодая пара, на которую лидер отшельников наложил наказание за сожительство. В самой общине опасаются, что местные власти намерены захватить деревню Черепаново и даже стягивают туда подразделения ОМОНа. Как сообщил «НГР» Андрей Ламанов, «омоновцев там не было, никто эту деревню не захватывает». «Это просто, я считаю, привлечение к себе внимания, - сказал чиновник. - Там на самом деле жизнь не сахар. Это очень отдаленная территория, там на 100 километров вокруг ни души». Однако многие опасаются, что из-за повышенного внимания местных властей, несмотря на оказываемую гуманитарную помощь, отшельники могут перебраться в глубь тайги, где будут совершенно отрезаны от внешнего мира.

6 февраля, ПРАВМИР. Община бывшего священника, именующего себя «иеромонахом Евстратием», просит предоставить возможность переехать на новое место, в более благоустроенную деревню в Пермском крае, пишет КП.

На данный момент религиозная община проживает в заброшенной деревне Черепаново Чердынского района Пермского края. В своем видеообращении, направленном местным властям, отшельники поблагодарили правительство Пермского края за благотворительную помощь, оказанную общине в конце октября 2013 года.

В ближайшее время общинники планируют переехать в деревню Вижай Чердынского района и обратились к властям с просьбой о помощи. А летом они собираются и вовсе уехать из Прикамья, найти новое место жительства. По некоторым данным, община собирается в Кемеровскую область.

Отшельники отмечают: «Указанная деревня (Вижай) имеет дорожно-транспортное сообщение, что упростит намеченный на теплый период года выезд общины за переделы Пермского края (предварительно в июне 2014 года)».

Как сообщили в краевом департаменте информационной политики, власти знают о предложении из деревни Черепаново, органы местного самоуправления района контактируют с отшельниками, отслеживают ситуацию с их зимовкой.
Руководство Чердынского района осенью 2013 года предупреждало членов религиозной общины о предстоящей суровой зиме. Тем не менее, отшельники приняли самостоятельное решение зимовать в деревне Черепаново.
Министерство социального развития Пермского края оказало гуманитарную помощь отшельникам, чтобы они смогли перезимовать в Черепаново.

В настоящее время изучаются возможности организации переезда , поскольку в случае принятия предложения религиозной общины, потребуется решить целый ряд организационных, технических и иных вопросов, – заявили в департаменте.

Священники Пермской епархии пытаются помочь детям, пострадавшим от секты.

Во главе секты находился бывший православный священник, который вербовал адептов в храмах, рассказывая о вреде ИНН, паспортов и «ювенального фашизма» . “Иеромонах Евстратий” привел в заброшенную деревню Черепаново, в 350 километрах от Перми, около 50 человек, включая детей. По его словам, только там до верующего человека не смогут добраться ни милиция, ни власть, никто другой.<

Паспорта, пенсионные свидетельства, свидетельства о рождении детей они сожгли.

«Документы, - убеждал он, - от лукавого. В них прячут микрочипы, чтобы за вами следить. Медицина, врачи, школа - от лукавого». И, наконец, люди, которые называют себя социальными работниками: «Они хотят отобрать ваших детей».

Жители Черепаново считают себя православными христианами, но на “литургии” не упоминают высших иерархов Русской Православной Церкви. По некоторым сведениям, сектанты ожидают пришествия Михаила Романова, дяди первого московского царя, – пишет Российская газета.

На данный момент, в Черепаново осталось около 30 человек. Восемь мужчин, столько же детей и 10 женщин. Условия их проживания далеки от нормальных. Около 20 сектантов уже покинули таежную деревню.

В декабре 2013 г. появилась информация о том, что в деревне от гангрены умерла женщина .

– Дома маленькие, грязные, санитарии никакой нет, – говорит мать погибшей. – У нас двое внуков 6 и 5 лет. Дети голодные, неприбранные, изо рта пахнет зловонием. Они жили с умершей в одной комнате, – рассказали родители одной из членов секты, которые приезжали, чтобы увезти женщину оттуда.

По ее словам, запах гнили издают практически все общинники. У погибшей женщины были язвы на ногах, она не могла ходить. Поскольку газовая гангрена болезнь инфекционная, не исключено, что ею могут заболеть и другие жители Черепаново.

Место нахождения “Отца Евстратия” на данный момент не известно. Бывший православный священник, которого официально лишили сана в 2009 году – экс-клирик Тульской епархии Вениамин Филиппов по данным ГУ МВД по Пермскому краю, уезжал от них и возвращался в Тулу.

Поскольку все общинники приехали на Урал из разных регионов Центральной России, они непривычны к местному суровому климату. Чтобы смягчить бедствия зимы, осенью в Черепаново краевые и муниципальные власти завозят им теплую одежду и продукты.

Побывавшие в Черепаново полицейские отметили, что, несмотря на отрицание “дьявольских” меток в виде ИНН, паспортов и прочего, на практике это не мешает людям пользоваться благами цивилизации. Например, на упаковках с продуктами имеется штрих-код, и поэтому есть их, якобы, нельзя. Однако общинники, находящиеся в условиях выживания, срезали штрих-код и перекрестив продукты, все-таки употребляли их в пищу.

Редкое осеннее солнце освещает деревеньку, распластавшуюся на пригорке. Два новых больших деревянных креста словно обнимают ее с разных концов. Из нескольких домов тянется-извивается дым из печных труб. Слева блестит рукав реки.

А мы вас ждали! - на краю деревни встречают нас трое мужиков и две женщины в монашеских одеждах. - То есть не совсем вас, конечно. До нас дошли слухи, что к нам нагрянут ювеналка и ОМОН.

10 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

Чердынь - сердце Пармы , бывшая столица древней Перми Великой, а теперь медвежий край бездорожья и зон. Издавна здесь обитали старообрядцы- скрытники - люди, которые избегали контактов с государством. И колонии здесь раньше были на каждом шагу, они давали работу местному населению, но их потихоньку начали закрывать и поселки стали вымирать. Еще раньше, после того как запретили молевой сплав, загнулись леспромхозы и с карты района исчезли многие деревеньки. Черепаново , которую облюбовали отшельники, одна из них. Последние жители уехали из нее два года назад.

Смотрите, здесь кончается цивилизация, 200 километров вам придется ехать по глухой тайге. Сможете ли вы до этих людей добраться - один бог знает, - качает головой над картой глава Чердынского района Андрей Ламанов.

Двестикилометровый путь по чердынским лесам на «шишиге», так в просторечье называется советский трудяга ГАЗ-66, - это и американские горки, и тарзанка одновременно. На другом транспорте в осеннюю распутицу здесь не проехать. И шишиги - нарасхват у рыбаков и охотников.

Наша шишига - всем шишигам шишига. Двухтонное чудовище с тентованным холодным кузовом, внутри матрасы-сиденья, которые пулей вылетают из-под пятой точки при каждой кочке. А кочек - как клюквы на болоте.

Деревенский таежный хайвей - это 10 километров в час. И то если вам повезло, и у вас есть лебедка, с помощью которой можно цепляться за деревья

У вас точно-точно есть лебедка? – спросили мы наших проводников перед выездом. - Конечно, есть! - радостно отвечали они. - Так вы ж не спросили, работает ли, - отбрехались мужики, когда на трудном въезде на очередную горку выяснилось, что лебедка уже давно отжила свой срок.

Нас мотает-кидает из стороны в сторону, рюкзаки летают по всему кузову. Машина абсолютно неуправляема: она соскальзывает по глиняному мыльному медео. А когда нужно подняться вверх - откатывается-съезжает назад…

До Черепаново мы пилили-месили осеннюю грязь на шишиге 18 часов, у нас ушло на дорогу полторы суток. Как? Как туда добирались отшельники? С вещами, с продуктами? С грудными детьми? И, самое главное, как они смогут оттуда выбраться, если вдруг закончатся продукты и нечего будет есть. И как они смогут попасть к врачам, если кто-нибудь заболеет. Ведь зимой наметет сугробы и вовсе не будет сюда дороги.

«НЕ ЕЗДИТЕ К НАМ. ЗДЕСЬ НЕ ЗВЕРИНЕЦ»

Кто пешком пришел в Черепаново, кто попутками на вездеходах, - объясняют отшельники и ведут нас в избу, которую называют трапезной. В сенях стоят ведра с клюквой.

Садитесь, угощайтесь! - приглашают нас и наливают травяной чай в суповые блюдца. - Пейте, пока горячий, - радушно предлагает одна из женщин в черном. - Чай заварен из зверобоя, мяты, рябины, шиповника… А хлеб сами печем из разных круп. Во главе длинного стола восседает отец Евстратий, глава общины. За общим столом - его паства.

Нет нам покоя, даже сюда добрались, налетели как коршуны, ездите как в зверинец какой-то, - шушукаются общинники, которых батюшка приструнивает взглядом.

Руководитель группы - бывший православный священник Вениамин Филиппов. Он - москвич, у него медицинское образование, какое-то время он проработал в 4-м главном управлении Минздрава терапевтом, в народе именуемого «Кремлевкой», затем лет шесть - на «Скорой». А потом стал священником. Служил в одном из сел Тульской области. Лет пять назад ушел в неканоничную религиозную организацию. И был лишен сана за раскольническую деятельность.

Филиппов продолжает называть себя священнослужителем, «иеромонахом Евстратием». Он собирает вокруг себя единомышленников. Они не согласны с политикой официальной православной Церкви.

Себя черепановские отшельники называют «непоминающими»: во время молитв не поминают во здравие патриарха Кирилла. Являются противниками глобализации, не приемлют никаких документов и электронных устройств - паспортов нового образца, ИНН, страховых и медицинских полисов, электронных карт, против штрих-кодов и т.п. Все это, мол, от лукавого.

У большинства на руках только тождества - документы с фотографией человека, заверенные нотариально на основе паспортов или других документов. Из-за этого у них постоянно возникают проблемы с властями, и они вынуждены скрываться в лесах.

Заняли общинники в Черепаново шесть-семь нежилых домов (в некоторых домах не разрешили жить рыбаки, бывшие жители Черепаново). В одной избе общинники устроили трапезную, в другой - храм, где проходят службы. Остальные - кельи, где живут люди. По четыре-пять человек. В одной избе живет Евстратий со своими тремя детьми (его жена умерла 11 лет назад), девочки 16 и 13 лет, и мальчик 14 лет. В соседней комнате - две монахини.

Стараются, рассказывают, жить по монастырскому укладу. Встают в 4. 30. В пять утра - служба до 11 дня. В час дня идут в трапезную, женщины готовят обед (едят два раза в день). Днем женщины шьют, стирают… «Братья» рубят дрова, ловят рыбу… У них есть «Сайга», ходят на охоту. На досуге читают книги, оставшиеся в старых избах. Вечером снова трапеза и служба.

Всего в общине живет 35 человек, из них восемь детей.

Дети - это наше слабое место, - объясняют отшельники.

Именно из-за них они сбежали сюда из костромских лесов.

«МЫ ОБЛИЛИ ДЕТЕЙ КЕРОСИНОМ И ПООБЕЩАЛИ СЖЕЧЬ, ЕСЛИ ОТНИМУТ»

Сбежали из Костромской области они, по их словам, «из-за гонений властей», которые пытались «отнять у них детей, потому что те не ходят в школу, не находятся под контролем врачей». - Когда представители администрации и полицейские с автоматами пришли за нашими детьми, нам ничего не оставалось, как облить их святой водичкой с керосином для запаха и пригрозить: мы сожжем их! Только тогда они отстали от нас, - вспоминают общинники. - А потом мы разбежались в сорокаградусный мороз по соседним нежилым деревням с детьми на руках.

Им снова пришлось скитаться, чтобы скрыться от властей. Добрались до Прикамья . Вначале устроились в нежилой деревне Чусовское (тоже Чердынский район), но посчитали - что близко, ушли еще дальше - на север, в Черепаново. В надежде, что в тамошних лесах закон - тайга, и власти если и доберутся, то не скоро.

Все лето они жили в «покое». Рыбаки и охотники, забредавшие в эти места, относились к отшельникам мирно: места в тайге много. Пока из общины не сбежали две семьи.

Молодая пара, Алена и Роман, с пятью детьми , младшему - два годика, и Аксинья с 14-летней дочерью. Вывез их в Чердынский монастырь бывший член общины. Он попал в общину недавно, но быстро понял, что отец Евстратий добра людям не принесет и решил уйти из общины и увез две семьи.

Жалко стало детей, - объясняет он. - Погибнут они зимой. Задурил головы людям Евстратий. Погубит он их из-за своих прихотей. Впал он в прелесть (духовная болезнь, гордыня. - Ред.), хочет властвовать над душами людскими. Если бы вы знали, какой он актер! Православием тут и не пахнет. Если бы детей не было в общине, кому он был бы нужен? О нем бы даже не вспомнили. Он это понимает и поэтому завлекает женщин с детьми. Дети - его козырь.

Сейчас беженцы живут в Верещагино , работают при храме, дети устраиваются в школу.

Если другие захотят уйти, отпустите? - спрашиваем Евстратия.

У всех свободный выбор.

После того, как из общины сбежали две семьи, в деревне и стали бояться ОМОНа и «ювеналки». Но пока они сюда не добрались.

А не боитесь, что и сюда придут? И что тогда?

А какой у нас выбор есть? - спрашивает Евстратий - Мы можем уйти в горы. Но впереди зима: выживем-не выживем. На все воля божья.

«ЕСЛИ ДЕТИ УМРУТ, ОНИ ПОПАДУТ В РАЙ»

К отцу Евстратию люди стекаются со всей страны. Большинство - из Астраханской и Тульской областей, Подмосковья . Есть две матери-одиночки: Елена и Аня, у них по двое детей. Самый маленький «рассельник» - Игорек, 1 год и два месяца. Здесь он живет с бабушкой-дедушкой и с папой-мамой.

Когда дочка забеременела, мы отказались от УЗИ и медосмотров. Когда родился внук, не делали никаких прививок. И ничего - родился здоровым, до сих пор ни разу не болел, - рассказывает 50 летний дед мальчика Александр Кривошеев .

Александр, раньше работавший энергетиком, приехал сюда со всей семьей: с женой Ириной, 20-летней дочерью Ольгой, 23-летним зятем Олегом и их сыном.

Живут они в одном доме. - Такая красота в здешних местах - неописуемый восторг. Лучше чем в костромских лесах. Знали бы, давно сюда переехали.

Не боитесь за сына? - спрашиваем у мамы Игорька. - А какой риск? А когда детей пускают на органы и правительство об этом знает? Сколько детей умирают в больницах?.. Да никому наши дети не нужны. А если нужны, пусть нам дадут другие паспорта, где нет трех «шестерок», пусть нам позволят жить без документов, и нам не нужно будет скрываться в глухих лесах. Если у меня ребенок умрет, то он попадет в рай. Его тело не столько важно. На страшный суд мы попадем все. А мне за него отвечать, я не могу себе позволить, чтобы его душа погибла. 36-летняя Светлана Панченко из Тульской области , выбрала Бога, а не своих двух детей. Их забрали из общины год назад ее родственники. Сейчас у Светланы другое имя - она сестра Фатинья.


Муж у меня пил, гулял, бросил с двумя детьми, - рассказывает женщина. - Поменяла кучу работ, чтобы прокормить детей. Работала учителем физкультуры, тренером по верховой езде, тренером по лыжам, на мойке машины мыла. Первый сын родился с ДЦП. Он у меня совсем исцелился, когда я стала ходить в церковь. У меня даже в мечтах такого не было, чтобы попасть к отцу Евстратию. Ну как я такая засранка с двумя детьми попаду к нему?..

Фатинья уверена: в ней сидит бес. А отец Евстратий может изгонять бесов. Таких, как она, говорит, в общине несколько человек.

Когда батюшка кладет на голову свою руку, бесы начинают кричать, вопить, стонать, потому что не могут улететь отсюда, - говорит она. - Со стороны, кажется, что человек кричит, но это бес стонет. Кого-то коряжит, ноги подгибаются, один - хрюкает, второй лает.

"КУШАЕМ СТОЛЬКО, ЧТОБЫ НЕ ОБОЖРАТЬСЯ"

Вечером в темной трапезной одна из монахинь жарит на русской печке маленькие котлетки, другие варят на гарнир гречу.

Кушаем столько, чтобы могли жить, чтобы не обожраться, без чревоугодия. Два раза в день. Только дети могут есть, когда захотят. Макароны, крупы…

Трое отшельников перед нашим приездом, говорят, ушли в мир - делать запасы на зиму - в Верхнюю Колву и Соликамск .

В Верхней Колве, это в пятидесяти километрах от Черепаново, они заказали две тонны еды: муку, крупы. Но хватит ли ее на зиму? - Нам помогают люди, которые остались в миру, они присылают деньги. На это мы и живем. К тому же мир не без добрых людей. То рыбаки мешок хлеба оставят, то туристы плюшки, бананы подкинут. Бог нас не оставляет без помощи. Передайте силовым структурам, что нормально перезимуем. Пусть нас не трогают.

…В 10 вечера началась служба. Пришли на нее немногие. Боялись журналистских камер. Одни молились с отрешенными лицами, другие клали поклоны до пола. Во время службы отец Евстратий устроил два пресс-подхода. - Я хочу через вас передать обращение президенту и патриарху.

Смотрите фотогалерею: Эксклюзив: как живут отшельники в заброшенной деревеньке на севере Пермского края


Община раскольников под предводительством расстриженного священника поселилась в заброшенной деревне на севере Пермского края. По слухам, они живут в катакомбах и ждут пришествия Михаила Романова, но на деле все выглядит гораздо обыденнее. В подробностях разбирался корреспондент SmartNews.

В заброшенной деревне на севере Пермского края обосновалась группа людей, именующих себя приверженцами некой религиозной общины. По первоначальной версии, члены новоявленной церковной организации — это катакомбники, ожидающие очередного пришествия Михаила Романова, боярина, замученного в Ныробе больше 400 лет назад. Затем выяснилось, что речь идет о группе раскольников, которые переселились в Прикамье из Костромской области.

50 человек приехали из Костромской области и поселились в землянках рядом с местом гибели Михаила Романова, где стали ожидать его пришествия. Среди этих людей сейчас находится 8 детей. В администрации губернатора запланировано совещание, где будет решаться вопрос, что делать с этой группой.

Информация такого содержания широко распространилась по пермским СМИ с подачи неназванного источника из высокопоставленных чиновников региона. Журналисты сразу стали строить версии относительно религиозной принадлежности этой группы. Ныроб, место гибели боярина Михаила Никитича Романова, достаточно давно почитается среди паломников. Поэтому приезд катакомбников никого бы особенно не удивил. Но первые же комментарии от полиции на этот счет опровергли эти измышления.

Давайте поставим все точки над i. Они никакие не «катакомбники». Это группа граждан — около 50 человек. Они приехали в деревню Черепаново, есть такая деревня на севере в Пермском крае. Деревня эта заброшенная, но, несмотря на это, там есть нормальные, хорошие деревянные дома, есть школа, есть баня, есть даже неплохие дороги и эти 50 человек живут в этих домах. Они не живут в землянках, они живут в нормальных хороших домах. Они занимаются хозяйством, огородами, есть животные. У них есть техника, УАЗик, потому что им ближе преодолеть порядка 40 км в республику Коми, до ближайшего населенного пункта и там покупать продукты питания.

Добраться до деревни, где поселились новоприбывшие, очень непросто. Даже летом там нет подходящей дороги — только водный путь. Зимой же доехать туда можно лишь на снегоходе. Достаточно быстро выяснилось, что общаться с местными жителями приезжие не хотят и, скорее, напоминают беженцев, чем раскольников. Возглавляет группу поселенцев некто Евстратий, бывший священник, запрещенный в служении и извергнутый из сана. В миру известен как Вениамин Филиппов.

…с октября 1999 г. являлся клириком Тульской епархии и совершал приходское служение в селе Спас-Конино Алексинского района Тульской области. Уклонившись в раскол, присоединился к неканоничной религиозной организации «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод», возглавляемой бывшим епископом Чукотским и Анадырским Диомидом (Дзюбаном). В августе 2008 г. за свою раскольническую деятельность священник Вениамин Филиппов был запрещен в священнослужении, а в ноябре 2009 г. был извергнут из сана. Не подчинившись решению священноначалия канонической Церкви, он продолжил именовать себя священнослужителем и совершать православные богослужения. Впоследствии бывший священник Вениамин Филиппов объявил себя «иеромонахом» Евстратием.

Первоначально СМИ распространяли информацию о том, что в рамках своего вероучения самозваный иеромонах не приемлет взаимоотношений с традиционными конфессиями и представителями власти, а также отказывается от использования электронных устройств и продуктов с нанесенным на упаковку штрих-кодом. Впрочем, подтверждения этим данным мы не нашли. Более того, на сайте известного видеохостинга оказалось немало роликов, на которых со своими речами запечатлен Евстратий — а значит, как минимум видеокамеры он не чурался.

Как бы то ни было, факта наличия в общине малолетних детей никто не отменял, и хотя бы поэтому в краевой администрации собрали совещание, где решали, что делать с паломниками.

Поступила информация от Пермского епархиального управления Русской Православной Церкви о том, что в Чердынском районе Пермского края присутствует группа людей, придерживающихся определенных религиозных взглядов. В данной группе имеется 6-8 детей в возрасте от одного года до 14 лет. Условия проживания этой группы позволяют сделать выводы о возможном наличии угрозы жизни и здоровью находящихся в ней детей. Все уполномоченные органы в настоящее время занимаются выяснением деталей и обстоятельств сложившейся ситуации. Основная задача — обеспечить защиту прав детей и избежать возможной угрозы их жизни и здоровью.

С правами детей в общине оказалась довольно своеобразная ситуация. К примеру, сам Евстратий в своих видеороликах право детей на образование трактует весьма однобоко: «Образовательная задача заключается в том, чтобы сформировать в ребенке образ Божий. Для этого нам Кирилл и Мефодий дали азбуку». Но основную суть его выступлений в интернете составляют всё-таки рассуждения о внутриконфессиональных взаимоотношениях.

Из Костромы нас выгнали. Пригнали всякую спецтехнику. Мы были вынуждены уехать подальше на север России… Для того, чтобы сказать, в расколе мы или нет, вспомним понятие, которое дает РПЦ, — немотивированное отделение от иерархии с сохранением веры и обрядной стороны. Немотивированное. В случае, если церковная иерархия открыто начинает проповедовать ересь, говорить о том, что священники, отказывающиеся от этого, совершают раскол, неверно. Они обязаны это сделать.

Блогеры в оценках ситуации оказались неоднозначны. Немало интернет-активистов высказались достаточно однозначно, отметив, что ничего криминального в новоявленной коммуне не видят. Кто-то сравнивал раскольников с хиппи, кто-то указывал на непримиримые противоречия с официальной позицией РПЦ.

«неканоничной» это по версии руководителей РПЦ МП, воображающих, что они единственная православная церковь в мире, и усиленно насаждающих такую точку зрения? Если кто-то им не подчиняется, то уже и «неканоничен» сразу… не надо лапшу на уши вешать. судя по описанию, это люди, исповедующие православие, и бежавшие от притеснений, связанных именно с тем, что они послали лесом московскую патриархию с ее брегетами и нанопылью.

Властям нужно оказывать им помощь, а не препятствовать им жить своей жизнью. Если исходить из того, что у нас светское государство, то для него не имеет значение, что их православное позиция отличается от РПЦ. Власти для них есть чем помочь — электричество, медицина, для детей что-то, для ведения хозяйства. Слава богу, что приехали и обживают заброшенные места. Просто человеческую заботу проявить, невзирая на их религиозные пристрастия, лишь бы не извращенные.

Как это ни странно, но большинство экспертов, которых SmartNews попросил прокомментировать события в Пермском крае, подробно и в красках делились своим мнением, но лишь на условиях анонимности. Это касается в равной степени как представителей РПЦ, так и сотрудников спецслужб, которые тоже весьма внимательно следят за процессом.

Налицо секта и довольно опасная. Они уже успели засветиться в Тульской области, Костромской области. Вовлекаются в секту люди душевно неспокойные, неуравновешенные. Понять, что у них в головах, невозможно. Человек, их возглавляющий, просто опасен. Его отлучили от священничества несколько лет назад за взгляды, которые полностью расходятся с традициями, принятыми в нашей стране. Особо я отмечу, что с ними дети. Разновозрастные. Есть и очень маленькие. Главное сейчас — не допустить трагедии.

Я бы не стал однозначно негативно оценивать это конкретное поселение. Во-первых, речь идет о раскольниках-сектантах, но сам штамп не несет какой бы то ни было отрицательной коннотации для невоцерковленного человека. В рамках РПЦ эти люди, безусловно, ненормальны и, возможно, опасны, но обратите внимание на то, что большинство пороков современного общества в подобных поселках не процветают. Там практически нет наркоманов, алкоголиков, курильщиков, драчунов, насильников и так далее. Суть подобных общин характерна для многих религиозных течений. Отшельников, стремящихся стать еще более «правильными», если хотите, чем ортодоксы от официальной религии, хватает везде.

Я внимательно изучил шум, который поднялся сейчас в интернете, относительно этой группы людей. В основном шумящие говорят про детей и грозящую им опасность. Не спорю насчет этого. Но соцслужбы и десант уполномоченных по правам ребенка можно прямо сейчас отправлять в любую из окрестных деревень, и результат их работы будет во многом, таким же. Оторванность от нормальной медицины, недостаток или неполноценность элементарного образовательного процесса, в конце концов несоблюдение гигиенических нормативов у нас в стране — это повседневный быт.

Рядом со старинным Вишерским трактом, который связывает бассейн Камы с Печорой, отец Питирим построил храм. Мы зашли к нему в гости, Питирим показал и храм, и свой дом, напоил святой водой.


Упомянул Питирим и про судьбу жившего на другом конце Семи Сосен , к которому мы заезжали в 2011 и 2012 году. А в 2014 году он примкнул к отшельникам поселившимся в заброшенной деревне Черепаново. Известная история, к ним администрация края на вертолете прилетала, помогала обустраиваться и уговаривала уезжать, а с ними целый пул журналистов .

Кстати, отшельники во главе с отцом Евстратием, в количестве почти 30 человек, в начале думали осесть как раз в Семи Соснах, а не в Черепаново. Со слов лично довозившего раскольников из Ныроба капитана катера Юры:

"Металлолом тогда вывозили из Чусовского (ныне нежилой, самый большой полностью заброшенный поселок края, мое примечание), грузили все собранное на прицепленный к катеру понтон. Вверх по реке, соответственно, поднимаемся с пустым понтоном.

И вот, стоят на причале около Ныроба "эти". Все какие-то сирые-убогие, в лохмотьях, бабы там, и еще дети с ними малые. Человек 20. Главный (о. Евстратий, раскольник, мое прим.) жирный такой, командует всеми. Рожа его мне сразу не понравилась! Говорит такой:
-"Что с нас возьмете за перевоз?"
(от Ныроба до Семи Сосен 80 км по реке, мое прим.)
- А что с вас взять и зачем, и сами в лохмотьях, и с детьми в безлюдную тайгу собрались. Садитесь если так надо на понтон, на катере мест уже нет. Скоро отправляюсь. Так и довез их, высадил в Чусовском. Но что-то им там не понравилось, попросились обратно через несколько дней. Как добрались до Черепаново не знаю, уже без меня как-то."


Примерно такой катер вывозил металлолом из Чусовского.

И вот Владимир за отшельниками-раскольниками и увязался, переехал в Черепаново в начале лета 2014 года. К осени журналисты и администрация подняли шум-гам, дети там, в тайге, и вообще как зимовать будут, помрут - а нам отвечай! Уговорили так или иначе, и разъехались к холодам почти все отшельники. Зимовали в Черепаново Владимир и еще один оставшийся мужик из "православной секты", вдвоем значит. Благо и дом у них был, и припасов на целую общину завезли, не голодали уж точно. Но затосковал Владимир по людям, не зря же к ошельникам прибился. Решил по весне, когда снег плотный, и наст держит, выйти к людям. Говорят, пошел на лыжах, собрав в котомку пожитки. Но к людям так и не вышел, что то случилось по неблизкой дороге. От Черепаново до ближайших людей в Верхней Колве - 40 км. Это по прямой, по реке раза в 2 больше, если не плутать. Весной, например, провалиться в ручей, или полынью - легче легкого, и даже для здорового человека в одного, в тайге, практически наверняка смертельно...


Мы с отшельником Владимиром