Какой провод предназначен для тросовой проводки. Зажим для троса – крепкая хватка

Используемое профессиональными такелажниками слово талреп может показаться незнакомым, но при этом каждый обязательно хоть когда-нибудь видел этот предмет. Впервые такое крепежное приспособление стало использоваться в сфере грузовых морских перевозок специалистами по надежному закреплению грузов. Так было названо устройство, применяемое и сейчас при стягивании, выбирании слабины в такелаже, строительстве зданий, монтаже кабелей, столбов и прочих опор, например, контрфорсов.

Чтобы разобраться, что это такое – талреп, познакомьтесь с его видами, функциями и конкретными примерами применения.

Талрепы двух типов

Ключевые детали и конструктивные особенности

Конструкция талрепа, специалисты могут также называть его рэтчетом, наиболее часто включает в себя два винта с противоположной резьбой, которые вкручиваются в кольцо с подходящими по резьбе отверстиями.

Классический талреп состоит из деталей:

  • прочной литой муфты эллипсовидной или вытянутой прямоугольной формы;
  • двух отверстий с противоположным направлением вращения резьбы, расположенных по центру скруглений муфты и строго по оси всего изделия;
  • двух винтов с креплениями (кольцами/крюками/петлями/вилками) на концах, выполненных в виде стержней, обеспечивающих необходимое натяжение (тросам/канатам/цепям) при их вращении в противоположных направлениях.


Талреп крюк-кольцо

Концы винтов производятся как с проушиной (ушком), так и с крюком – вилкой. Именно к ним должен крепиться трос (цепь). Регулирование натяжения происходит при вращении кольца, когда винты должны постепенно смещаться к центру. Рэтчеты применяются при таких ситуациях, как натяжение троса между столбами, когда необходимо большое натягивающее усилие.

Талрепы различаются по массе, начинаясь с нескольких граммов, когда необходимо натяжное усилие в несколько килограммов, к примеру, при монтаже шторных струн, доходя до десятков тонн, когда устройства включены в инженерные проекты строительства зданий, мостов.


Натяжение троса

ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации

Регламентом при изготовлении натяжителей троса на постсоветском пространстве приняты следующие нормативные документы:

  • ГОСТ 9690-71;
  • ОСТ 5.2314-79.


Виды и госты

Международные стандарты по регулированию производства, технических характеристик талрепов основываются на DIN 1478, DIN 1480.

Получите всю важную информацию, просто внимательно посмотрев на рукоятку с принятой маркировкой, на крюки с указанием допустимого к применению калибра (диаметра) троса/цепи.


Типичные размеры

Принцип работы и регулировки натяжения

Правильное функционирование натяжителей обеспечивает одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях, что доступно из-за нанесения противоположной резьбы. Этот процесс заканчивается при достижении достаточной силы натяжения в тросе/канате/цепи, которое позволяет закрепить в определенный момент конкретный объект – груз, недвижимость, столб, мачту и тому подобное.

Такелажники, строители, дизайнеры интерьеров, установщики антенн и даже настройщики пианино именно по причине максимальных навыков по ощущению момента достаточного натяжения крепления могут считаться профессионалами в своем деле.


Крепежные конструкции

Простая регулировка натяжения позволяет легко его ослаблять, а технология установки крепежа обеспечивает комфортную возможность демонтажа, в случае возникновения такой необходимости. Ценным преимуществом можно считать и простоту конструкций такого крепежа, что всегда исключает дополнительные риски его разрушения в процессе эксплуатации.

Мастера имеют возможность предварительной подготовки/сборки большого количества элементов для крепежа, если такие подготовительные работы дают дополнительные преимущества в скорости их установки уже непосредственно на объекте, также можно применять неразборные рэтчеты.

Грузовые приспособления достигают веса в 25 кг, выдерживая гарантированную сертификатами нагрузку до 90 тонн. Это означает, что при помощи нескольких крепежных элементов можно зафиксировать практически любые объекты, правильно рассчитав нагрузку.


Устройство системы натяжения

Виды натяжителей для тросов и цепей

Все натяжители можно разделить по нескольким важным признакам, одним из которых является материал для их изготовления.

Принципы классификации и типы устройств

По причине использования этого крепежа в условиях постоянного неблагоприятного воздействия атмосферных явлений в основном используют талрепы:

  • из нержавеющих стальных сплавов;
  • из металла с нанесенным оцинкованным покрытием.


Для изготовления натяжителей подходит только самая высококачественная сталь, из которой методом ковки и производят изделия, в следующем технологическом шаге подвергающиеся процессу пассивации.

Пассивацией называется нанесение защитного слоя методом исключительно горячей оцинковки, обеспечивающей необходимые антикоррозионные свойства крепежу, использующемся для непрерывной долговременной работы во влажных средах без потери качественных характеристик.


Тип вилка-вилка

Кроме этого, важна разбивка по типам креплений на концах винтов, среди которых наиболее часто применимы изделия с маркировкой:

  • C+C (крюк/крюк);
  • C+O (крюк/кольцо);
  • O+O (кольцо/кольцо).


Тип крюк-кольцо

Такой крепеж может быть открытым и закрытым. Второй тип чаще встречается в более современных моделях, используемых для закрепления оптоволоконных кабелей.

Выбор крепежа под конкретные задачи

Специалисты рекомендуют использовать талрепы конкретной маркировки в оптимальной комплектации для каждой поставленной задачи. Так, к примеру, крепеж «C+C» наиболее часто применим там, где необходимо удлинить трос/цепь, изменить их натяжение. Чаще всего, это мачты и антенны.

Система «C+O» служит аналогичным задачам. А талрепы с маркировкой «O+O» пригодятся там, где используются канаты/цепи/тросы с крюками на концах. Цепные рэтчеты позволяют хорошо стягивать достаточно удаленные друг от друга грузы. Более подробно особенности такого крепежа описаны в следующем параграфе.


Применение в кабельной разводке

Цепные рэтчеты – конструкция и применение

Приведенный в качестве примера на фото талреп называется цепным рэтчетом. Он отличается высокой прочностью и надежностью.

Сферы применения и основное назначение

Предназначен такой натяжитель в первую очередь для систем крепления на тралах, а также для такелажа при перевозках грузов в лесозаготовительной промышленности. Цепной талреп необходим для качественного натяжения цепей, используемых при обвязке крупногабаритных грузов.

Цепная стяжка в большинстве такелажных инструкций рекомендована к применению при транспортировании особо тяжелых грузов (труб больших диаметров, бревен), а также особенной спецтехники (деталей турбин, большемерных негабаритных станков, к примеру, оборудования для обкатки колесных пар железнодорожных составов, или для вытачивания большемерных деталей) на тралах.

Такие такелажные приспособления отличаются своей эргономичностью – их устройство допускает операцию натяжения одной рукой, чтобы второй спокойно придерживать цепь в процессе ее выполнения.


Рэтчет цепной

Особенности конструкции и эксплуатации цепных рэтчетов

Рэтчеты цепные с использованием храпового механизма изготавливаются чаще с крюками, но применяются и модели с проушинами на концах. В стандартном исполнении цепного талрепа используются крюки, подходящие исключительно под цепи определенного калибра (диаметра).

Устройство создано под параметры воздействия исключительно осевого линейного усилия, поэтому категорически противопоказаны боковые нагрузки. Их никогда не используют для подъема грузов. Комплект стяжки цепной в стандартном исполнении включает в себя:

  • цепь с крюками на концах (3-5 м);
  • цепной талреп.


Крепление ширмы

Каждый рэтчет, по результатам лабораторных испытаний, обязательно сертифицируется, так как является источником потенциальной угрозы для травм работников, порчи имущества, создания нештатных ситуаций. Выбирая приспособления этого типа, всегда учитывайте мощность нагрузки в соотношении с калибром применяемой цепи!

Сферы применения натяжителей

Где можно увидеть работающие талрепы? Ответ прост – практически повсюду, где требуется фиксация предметов различного размера с обеспечением симметричного натяжения с противоположных сторон. Приспособления не подходят для подъема/перевалки грузов, а применяются только для фиксации при перевозках любыми транспортными средствами, а также на стационарных объектах – для гарантированной устойчивости. Это могут быть:

  • теле-/радиовышки;
  • молниеотводы;
  • спутниковые антенны;
  • водонапорные башни;
  • столбы;
  • крепления для стеллажей в логистических центрах;
  • башенные сооружения;
  • вспомогательное строительное оборудование;
  • промышленные/гражданские здания/прочие сооружения;
  • объекты, требующие реконструкции или поддержания безопасного состояния, предохраняющего от дальнейших разрушений;
  • флагштоки;
  • спортивные снаряды;
  • тяжелые ограждения;
  • памятники;
  • аттракционы, высотные парки;
  • временные/перевозные сооружения (шатры, палатки).


Крепеж антенной мачты

Сферы применения постоянно расширяются. А ведь всего столетие назад талрепы использовались исключительно моряками! Это справедливо как для быта, так и для промышленного применения крепежа. Вы можете наблюдать маленькие изделия в оформлении оконных проемов карнизами/шторами/жалюзи. И не сможете не заметить гигантских талрепов в конструкциях современных мостов и зданий с особой архитектурой, предполагающей дополнительные опоры и фиксацию.

Инструкция по натяжению троса

Перед тем как натянуть трос между столбами, следует изучить все правила безопасного использования талрепов – и для процесса установки, и для последующей эксплуатации. Для этого необходимо в первую очередь подобрать подходящий для задачи натяжитель. Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей для точного выбора.

Основные этапы и правила работы

Выбрав необходимый талреп, следует действовать с соблюдением следующей технологии:

  1. Протереть натяжитель бензином.
  2. Отполировать его войлочным кругом.
  3. Нанести смазку (с графитовой присадкой/с бисульфатом молибдена).
  4. Прогнать вхолостую.
  5. Провернуть пару раз при монтаже.
  6. При установке с попаданием морской воды – промыть пресной (для предохранения от слипания деталей).
  7. Установить натяжитель для троса, вращая винты в противоположных направлениях до момента достижения эффективного натяжения, когда груз или конструкция будут эффективно зафиксированы.
  8. Если трос окажется перетянут, следует ослабить натяжение, плавно вращая винты в направлении противоположном изначальному.
  9. При необходимости – заменить искривленные детали.
  10. Следить за отсутствием любой нагрузки, кроме осевой.
  11. Периодически проверять качество натяжения троса, занимаясь при необходимости его корректировкой тем же методом, который использовался при первоначальном монтаже.


Натяжение троса

Для таких устройств наиболее важен правильный монтаж, позволяющий при дальнейшей эксплуатации натяжителей уделять им минимальное время на контроль состояния, плановое обслуживание, при сохранении гарантированных качественных характеристик, указанных в сертификационных документах. Следуя всем пунктам вышеприведенной инструкции, вы всегда сможете качественно, надежно натянуть трос без посторонней помощи.

Изучив информацию про талрепы, и разобравшись, что что это такое, для чего применяются и как подразделяются на виды, вы сможете самостоятельно подобрать крепежное устройство для конкретных целей, не рискуя надежностью закрепляемой конструкции.

Начинающим специалистам, желающим повысить свой профессиональный уровень, а также тем, кто применяет самостоятельно крепеж в быту, полезно посмотреть видео с подробностями правильной технологии монтажа для различных типов талрепов.

Видео: Что такое талреп и как он устроен

Страница 4 из 23

Электропроводки на тросах являются универсальным видом проводки. Они выполняются специальными тросовыми проводами, защищенными проводами и кабелями, изолированными установочными проводами, закрепленными к несущему стальному тросу.
Тросовые проводки различаются по способу подвески проводов и кабелей к тросу. (Провода и кабели можно крепить к тросу: на специальных тросовых (подвесках, на пластмассовых клицах, на подвесных и шорных конструкциях с изоляторами, непосредственно к тросу (струнные подвески), на рейках, на лотках и в коробах, подвешиваемых к тросу, в стальных и других трубах, закрепляемых к тросу. На тросах (прокладывают также бронированные силовые кабели. Тросовые проводки можно широко применять для монтажа осветительных и силовых сетей в цехах и ремпредприятий с самой разнообразной средой: сухой, влажной, сырой, жаркой и пыльной.
Этот род проводки может быть приспособлен к любым условиям среды путем выбора соответствующей ей марки провода или кабеля.
Предпочтительна прокладка специальных тросовых проводов, так как они наиболее соответствуют требованиям индустриального монтажа - содержат между тремя или четырьмя свитыми проводами собственный несущий трос.
Конструкция тросовых проводок проста: несущий трос, анкерные, натяжные и поддерживающие устройства; провод или кабель; детали крепления провода или кабеля к несущему тросу; ответвительные коробки с деталями их крепления к тросу.
В качестве несущего троса используют стальной трос диаметром 3-6,5 мм или стальную горячекатаную проволоку, оцинкованную или окрашенную, диаметром 5-8 мм.
Анкерные и натяжные устройства служат для концевого крепления несущего троса, регулирования натяжения и стрелы провеса. Для тросовых проводок применяют устройства различной конструкции, которые изготовляются заводами электромонтажных изделий Например, тросовые анкеры для натяжения и концевого крепления тросов укомплектованы тросовым зажимом, скобой, коушем и натяжной муфтой. Концевые крепления стальной проволоки осуществляются также с помощью анкерных болтов, выполненных в виде крюков с удлиненной резьбой. Эти же болты выполняют роль натяжных устройств. Для натяжения троса используют специальные натяжные муфты.
Поддерживающие устройства представляют собой струнные подвески и оттяжки вертикальные, продольные и поперечные диаметром 2-5 мм, закрепляемые к нижним поясам ферм, колоннам, перекрытиям. Промежуточные крепления устраивают при больших пролетах и значительной массе монтируемой проводки через каждые 18-24 м, чем уменьшают стрелу провеса и придают всей линии большую устойчивость и механическую прочность.
Промежуточные крепления троса к балкам, фермам, колоннам выполняются также непосредственно с помощью конструкций, крюков, шпилек, серег, закрепляемых между уголками ферм, плитами перекрытий и т. п.
Ответвительные коробки и зажимы в пластмассовом корпусе выбирают в зависимости от назначения проводки, марки и сечения провода или кабеля.
При монтаже проводок, выполняемых тросовыми проводами, ответвления к электроприемникам выполняют в ответвительных коробках с анкерным устройством. Трос заводится на это устройство, освобождая при этом полупетлю необходимой величины токопроводящих жил для их разделки.
Специальные тросовые провода марки APT выпускаются по ГОСТ 14175-69, которым установлен новый сортамент и конструкция тросовых проводов, вместо ранее выпускавшихся проводов марки АТРГ.

Тросовые провода APT предназначены для прокладки внутри помещений в сетях напряжением 660 В промышленных электроустановок. Конструкция провода - алюминиевые жилы с резиновой изоляцией, скрученные вокруг изолированного оцинкованного троса. Сечения (проводов 2,5-35 мм 2 ; провода двух-, трех- и четырех- жильные. Жилы проводов имеют отличительную маркировку в виде полосок на поверхности изоляции. Для наружных прокладок (вводы в здания) выпускается тросовый провод АВТ с утолщенной поливинилхлоридной изоляцией. Тросовые провода АВТС предназначены для сельского хозяйства.

Рис. 4. Узел ответвления от провода APT в коробке У245. I - коробка тросовая У245; 2 - скоба; 3 - ответвительные сжимы; 4 - винт заземления: 5 - гибкая перемычка: 6 - ответвительный сжим на тросе; 7 - трос.
Индексы 1 и 2 в обозначении АВТ-1 и АРП-2 или АВТС-1 и АВТС-2 означают, что вторые отличаются от первых усиленным несущим тросом.
Ответвления от силовых или осветительных магистралей, выполненных тросовыми проводами и кабелями, осуществляют в специальных коробках типов У245 и У246. Коробки У245 предназначены для выполнения ответвлений проводами сечением 1,5-2,5, мм 2 от магистральных проводов сечением 4-10 мм 2 . Коробки У246 применяют соответственно для магистральных линий сечением 16-35 мм 2 и ответвительных 1,5-2,5 мм 2 . Коробка состоит из двух стальных штампованных крышек, соединяемых винтами. Внутри коробки размещены сжимы в пластмассовом корпусе (типа У732), в которых выполняют ответвления от магистральной линии без ее разрезания. В корпусе коробки установлена специальная скоба с планкой для подвешивания коробки к тросу, при этом трос может крепиться внутри коробки и снаружи. При первом способе крепления скоба вставляется в пазы крышки и планка с винтом фиксирует трос. Если требуется крепление троса снаружи, скоба.прижимает его к корпусу коробки. Коробки можно закреплять также на стенах, потолках и к другим основаниям.
На дне коробки имеется заземляющий винт с царапающими шайбами. Заземление коробки осуществляется присоединением нулевого провода магистрали через заземляющий винт к корпусу коробки.
Размеры коробок: У245-150x112 мм, внутри коробки два ответвительных сжима; У246-200X162 мм, внутри коробки семь сжимов. Масса коробок соответственно 0,54 и 1,16 кг.
К коробке можно подвешивать светильник массой до 5 кг с помощью крюка типа У247, который крепится к скобе.
На рис. 4 показаны тросовая коробка и ее применение.
Тросовые проводки выполняются индустриальным способом путем их заготовки на технологических линиях в монтажных мастерских. Работы при индустриальной заготовке тросовых электропроводок выполняются >в Две стадии: в первую стадию выполняют подготовку технической документации, заготовку узлов проводки на технологических линиях и установку закладных частей (натяжные устройства, подвески, закрепы, оттяжки и т. п.) на объекте. Вторая стадия включает монтаж заготовленных узлов электропроводки непосредственно на объекте.
Заготовка узлов тросовых электропроводок на технологической линии (стенде) выполняется по монтажным картам. Монтажная карта содержит эскиз заготовки, спецификацию материалов, технологические указания.
На эскизе заготовки электропроводки указываются размеры между точками крепления троса, между светильниками, ответвительными коробками, подвесами. Эскиз линий тросовой электропроводки выполняется по предварительным замерам на месте монтажа или непосредственно по рабочим проектам.
В технологических указаниях приводятся сведения о порядке крепления светильников, о способах крепления анкерных конструкций и другие указания, связанные с особенностями монтажа данного узла.
На технологической линии в мастерских можно выполнить следующие операции:
заготовить несущий трос, струны, оттяжки; оконцевать трос с помощью коуша, а катанку стальной обоймой;
заготовить соответствующей длины концы провода или кабеля;
закрепить провод или кабель к тросу полосками с пряжками, перфорированной лентой с кнопками, на клицах и т. д.;
установить ответвительные коробки на несущем тросе или зажимы на проводе в местах ответвления к светильникам;
ввести концы проводов, кабелей в ответвительные коробки, разделать концы, прозвонить (в случае применения многожильных кабелей) и промаркировать; соединить жилы и скрутить вместе;
сварить жилы в местах соединения; изолировать места соединений поливинилхлоридными колпачками;
подвесить светильники (без стекла) к тросу, присоединить их к электропроводкам, выполнить заземление. Осветительная арматура в зависимости от ее вида, условий транспортировки, отдаленности объекта и других местных условий монтируются в мастерской или на монтаже. При комплектной заготовке вместе с осветительной арматурой подвешивают к тросу только корпуса светильников; защитные и отражательные стекла закрепляют на месте после окончания монтажа;
смотать заготовленную электропроводку на кассеты; подвесить маркировочные бирки; уложить узел на стеллаж или в контейнер. Технологическая линия для заготовки тросовых проводок обычно состоит из двух частей, расположенных раздельно или вместе: обработка стальной проволоки и сборка тросовых электропроводок. Линия предварительной обработки стальной проволоки состоит из четырех механизмов и приспособлений: вертушки для размотки проволоки, механизма для правки, чистки и окраски стальной проволоки, сушильной печи для сушка
окрашенной проволоки и приемнотянущего барабана для намотки обработанной проволоки. Такая линия размещается на площади 40 м 2 и имеет производительность до 300 км в год. На линии работает 1 чел. Срок окупаемости капитальных затрат на оборудование линии 3 года. Вторая линия по заготовке и сборке тросовых электропроводок комплектуется станком для отмеривания, специальным столом для сборки заготовок и узлов, приемной вертушкой и стеллажом. В состав линии входят также барабан с обработанной проволокой. Для размещения линии требуется площадь 40-50 м 2 . На линии заняты 2 чел., годовая производительность линии 120 км, срок окупаемости 2 года.
В мастерских вне зоны монтажа выполняется до 90% работ по трудоемкости.
Доставленные к месту монтажа узлы тросовой электропроводки монтируются на заранее установленные натяжные устройства (анкерные конструкции, вертикальные продольные и поперечные струны и оттяжки, разгрузочный трос, если он предусмотрен проектом). Монтаж электропроводки следует производить так: размотать проводку с кассеты и временно подвесить на высоте 1,2-1,5 м для правки и устранения дефектов, возникших при транспортировке;
выправить провода, кабели и подвески; подвесить и подключить светильники, если они не были смонтированы на тросовой линии в МЗУ;
поднять тросовую проводку на проектную высоту и закрепить трос одним концом за анкерную конструкцию;
соединить трос с промежуточными подвесками и оттяжками;
натянуть предварительно трос;
надеть петлю троса на второе анкерное устройство; произвести окончательное натяжение троса и регулировку стрелы провеса натяжными муфтами или анкерными болтами;
заземлить несущий трос;
подключить тросовую электропроводку к питающим проводам;
проверить схему электропроводки; оформить протокол испытания.
Для захвата концов троса при подъеме и натяжке пользуются специальными зажимами. Стрела провеса для пролета 6 м должна составлять 100-150 мм, а для пролета 12 м 200-250 мм.
Металлические части всех элементов тросовой проводки, не имеющие окраски или гальванопокрытий а также оголенные участки троса и анкерное устройство в местах их соприкосновения смазывают техническим вазелином. Металлические скобки и полоски для крепления проводов и кабелей должны иметь защитное покрытие от коррозии и мягкие прокладки из прессшпана, перголина, рубероида, выступающие из-под скобок на 1, 5-2 мм равномерно с обеих сторон.



Рис. 5. Заземление троса провода марки APT.
а - присоединение свободного конца петли; б - использование гибкой стальной перемычки; 1 - трос со снятой изоляцией; 2 - концевая петля на тросе; 3 - шина заземления; 4 - свободный конец петли троса; 5 - гибкая стальная перемычка; 6 - наконечник флажковый; 7 - сжим соединительный.
Поднятую и закрепленную на проектной высоте тросовую проводку подключают к питающей магистральной линии и выполняют заземление несущего троса и всех металлических деталей линии (рис. 5,с, б). Правила не разрешают использование несущего троса в качестве заземляющего проводника.
Заключительной операцией являются испытание электропроводки и проверка на световой эффект.
При небольшом объеме работ заготовка тросовых проводок может быть выполнена непосредственно в пролете цеха, где предполагается монтировать проводку. Предварительно обработанная и окрашенная горячекатаная проволока вытягивается лебедкой, разматывается по трассе и временно закрепляется на доступной высоте для работы с пола (1,3-1,5 м). Несущую проволоку оконцовывают петлями с двух сторон и приваривают флажки для заземления. На несущей проволоке по раз- метке устанавливают основания для ответвительных коробок в виде стальных пластин, на которых выштампованы крючки (язычки). Пластины этими крючками надевают на проволоку, концы крючков загибают книзу (рис. 6). Коробки аналогично закрепляют к пластине или к основанию винтами, скобками или шплинтами. Заготовку провода или кабеля в этом случае можно выполнить на технологических линиях в мастерских (мерную резку, зачистку изоляции, скрутку, сварку жил в коробках) и в готовом виде доставить в монтажную зону.



Рис. 6. Без метизное крепление стальной пластины (основания) к проволоке и ответвительной коробки к основанию.
При неиндустриальном способе, т. е. без предварительной заготовки, кабель или провод разрезают на мерные отрезки, соответствующие расстоянию между коробками, закрепляют на несущей проволоке на тросовых подвесках или непосредственно на тросе через каждые 300-350 мм металлическими полосками или поливинилхлоридной лентой с кнопками. Концы проводов или кабеля заводят в коробки или в ответвительные зажимы в пластмассовом корпусе и производят необходимые соединения и ответвления (после прозвонки и маркировки концов).

Рис. 7. Способы крепления проводов и кабелей к струнам. а - подвеска У954; 6 - подвеска У957; в - полоска Лоскутова; г - лента К226 с кнопкой К227; б - полоска с пряжкой ПИ; е - полоска ПЛ с пряжкой ПЛП.
Рис. 8. Способы крепления ответвительных коробок на струне, а - полоса 20X1 с «усами» шириной 4 мм; б - полоса монтажная К-200; в - полоска с пряжкой ПЛ и ПЛП; г - полоса монтажная К-200.
Разновидностью тросовых проводок являются струнные проводки, когда защищенный провод или кабель прикрепляется непосредственно к струне (катанка, телеграфная проволока, трос). Крепление проводов или кабелей к стальной проволоке производят поливинилхлоридной перфорированной лентой с кнопками и другими способами (рис. 7). Узлы крепления коробок выполняют по-разному: полосками непосредственно к струне путем обхвата ими патрубков; на металлической пластине, закрепленной на струне; непосредственно на строительной конструкции (потолок, колонна) при не
большой высоте сооружения (рис. 8). Концевое крепление струнных проводок выполняют глухим или с помощью натяжных устройств с одного конца, промежуточное - через 10-15 м с использованием крепежных деталей, предназначенных для установки коробок и светильников. Промежуточные крепления целесообразно выполнить скользящими, чтобы обеспечить (постоянное натяжение струны по всей длине. Струнные проводки экономичны при прокладке в одном направлении ограниченного количества проводов групповой осветительной сети сечением до 10 мм 2 . Если по общей трассе проходят несколько кабелей или групп проводок, целесообразно применять лотки. Монтаж струнных проводок выполняется индустриально, узлы струнной проводки полностью заготовляют в мастерских, вне зоны монтажа.

Клиновой зажим для троса – это специальное приспособление, предназначение которого – прочно соединять тросы между собой. С его помощью также можно изготовить петлю на конце тех же тросов. Но что же еще нужно знать про эти элементы?

1 Зачем эта деталь в строительстве?

Обычно такими приспособлениями пользуются там, где работы ведутся с большими нагрузками, поэтому для изготовления зажимов всегда используются только высокопрочные и качественные металлы. Производители выпускают данные приспособления строго в соответствии со стандартами. Конструкция зажимов очень проста. Они состоят из двух шестигранных гаек и стальной дуги. Профессионалы рекомендуют на одном тросе устанавливать не меньше трех зажимов, этого достаточно для безопасности и надежности крепления. Если же нагрузка выше, чем могут выдержать выбранные вами зажимы, то следует взять другой тип этого фиксатора, а не увеличивать количество .

Для изготовления всегда используется только высококачественная и . Это необходимо для обеспечения надежного соединения на обоих концах элементов. Для большей надежности и прочности часто дополнительно зажимы покрывают еще одним защитным слоем. Для этих целей используют гальваническую оцинковку. Достоинство в том, что с ее помощью обеспечивается у приспособления максимальная стойкость к внешнему воздействию окружающей среды. Также это и прекрасная защита от коррозии.

Хотя конструктивное решение данного приспособления несложное, все равно перед использованием нужно ознакомиться с инструкцией. Любой инструмент или приспособление имеет свои нюансы, которые в работе нужно учитывать. Если зажим для установить неправильно, то элемент может просто оборваться. Конец троса вводится в дугу и при помощи специального замка, а данном случае это шестигранные гайки, закрепляется внутри. Гайки закручиваются в разном направлении, а трос будет находиться между ними. При полном закручивании концы должны быть плотно зажаты между собой.

2 Зажим для стального троса – классификация

Зажимы бывают разного вида. Они подразделяются по назначению, используемому материалу и конструкции. Также можно формально обозначить и различную длину, популярнее всех зажим для троса 3 мм, 5 мм диаметром, но в особых случаях применяют размеры вплоть до 40 мм. Каждый вид имеет также разные подвиды. Зажимы, которые подразделяют по назначению, бывают обычными и усиленными, а по используемому материалу – стальными и медными, также популярен зажим для троса алюминиевый, оцинкованный вариант стального используется в особенно суровых условиях эксплуатации. Зажимы, которые подразделяются по конструкции, бывают плоскими, дугообразными, одинарными и двойными.

Обычные зажимы являются самыми распространенными. Обычно для их изготовления используется оцинкованная сталь класса 2. По внешнему виду такие зажимы напоминают закрытые петли у основания, которые имеют два прочных болта. Такой вид изделия является бытовым, и он не предназначен для больших нагрузок. Усиленный вариант говорит сам за себя, конструкция у него проработана основательнее, механизмы затвора имеют усиления, поэтому и сфера их применения может быть более ответственной.

Плоские виды зажимов чаще изготавливаются из высокопрочной углеродистой стали. Поверхность данных приспособлений имеют оцинковку. Их диаметр может составлять от 2 и до 40 мм. По форме такие зажимы напоминают пару пластин, которые соединяются между собой болтом с гайкой. Обычно их применяют для сращивания стальных тросов или для других стоячих такелажей. Вполне подойдут они и для того, чтобы создавать петли на конце расчалки. Профессионалы рекомендуют на одном соединении устанавливать не меньше двух зажимов.

Плоские зажимы также могут подразделяться на одинарные или на двойные. Главное отличие – в количестве имеющихся болтов. На одинарных зажимах крепление происходит одним болтом, а на двойных – двумя болтами. По применению такие зажимы особо не отличаются.

Дугообразные зажимы выполнены из цилиндра, который загнут дугой, а крепление происходит при помощи двух болтов, которые находятся на концах. Приспособления такого вида чаще используют для соединения металлических тросов, но вполне возможно применять их и для изготовления петель. Такой вид зажимов больше относится к промышленным, они рассчитаны на большие нагрузки. Обычный стандартный дугообразный зажим способен выдерживать нагрузку около 97 килограммов.

3 Зажимы специализированные и клиновые – какие у них особенности?

Многие строительные работы не сделать без прочного зажима. Строительство всегда отличалось наличием большого количества операций. Обязательно нужно что-то поднимать наверх, тянуть груз, а в данном случае это строительные материалы, часто приходится фиксировать различные предметы. Для таких работ нужны прочные подпружиненные зажимы. Они не только позволяют соединить тросы, а также к ним можно прикрепить и груз. Такие приспособления не очень отличаются от стандартных зажимов.

Помимо обычной металлической дуги у них имеются пара рычажков, которые оснащены подвижными скобками. Такое конструктивное решение помогает обеспечить высокопрочное и стойкое соединение. С его помощью можно надежно закрепить любой предмет на тросе разной толщины. В последнее время наибольшей популярностью у специалистов пользуются клиновые зажимы. Это прекрасный соединительный элемент для медных и алюминиевых проводов, сечение которых может составлять от 35 и до 100 квадратных миллиметров. Только такой вид зажимов хорош для соединений сталеалюминиевых устройств. Состоят такие приспособления из корпуса и клина, который отличается износостойкостью. Для изготовления корпуса используется кованая чугунная сталь, а сам клин может быть изготовлен из бронзы или из разных алюминиевых сплавов.

Если требуется установить алюминиевые или сталеалюминиевые провода в болтовые зажимы, где сечения очень большие, то необходимо использовать специальные прокладки, которые сделаны из мягкой алюминиевой ленты. Использование такого дополнения в работе придаст креплению наибольшую механическую прочность. Важно помнить, что подобные зажимы после установки через десять дней необходимо подтягивать вторично . Подтяжку надо выполнять так. Первым делом надо спрессовать петлевую часть корпуса из алюминия, затем надо ввести стальной анкер, а далее вводится снова алюминиевый корпус при помощи стального механизма.

4 Как сделать зажимы для троса своими руками?

Тросовые зажимы используются во многих отраслях. Нет такой отрасли, где бы они не нашли себе применения. Но часто без такого небольшого приспособления не сделать и обычные бытовые работы. Особенно в них нуждаются автовладельцы. Потребуется металлическая трубка небольшого диаметра, пара металлических пластинок и несколько болтов с гайками. Металлическую трубку необходимо загнуть дугой. Диаметр трубы должен быть таким, чтобы в него мог войти трос, который планируется использовать. В отверстие трубы необходимо ввести трос до тех пор, пока конец не появится снаружи.

Потом конец необходимо вытянуть из трубы на расстояние от 10-15 см, далее конец троса и сам трос нужно будет накрыть пластинками снизу и сверху, и пластинки плотно соединить между собой при помощи прочных болтов. Данное приспособление удачно подходит для изготовления петель. Если нужно соединить два троса между собой, то тогда надо подобрать трубку с большим диаметром. Надо учитывать, что в одно отверстие нужно просунуть два троса, но только в разном направлении. Пластинки также подбираются с учетом диаметра тросов. Такой зажим всегда пригодится в домашних делах, только надо учитывать, что он не приспособлен для больших нагрузок, но попытаться использовать его в качестве буксира вполне возможно.

Есть ситуации при электрификации, когда нужно провести электричество в отдельно стоящее помещение. При этом прокладывать кабель в траншею нет возможности, из-за сложности рельефа или архитектуры. Поэтому на ряду с такими видами наружной прокладки, как лотки, кабель каналы, трубы, гофра, крепление к стене, существует такой вид прокладки, как тросовая электропроводка. В этой статье мы рассмотрим технологию монтажа кабеля на тросе своими руками.

Область применения

Согласно главе 2.1 ПУЭ такой способ применим для сетей до 1000 вольт. Чаще всего тросовую проводку применяют в местах, где организация ВЛ не имеет смысла, а достаточно прокинуть кабель, прикрепленный к тросу, и этого хватит для электрификации объекта.

Таким способом проводят сети освещения и электропроводку для розеток в складских помещениях, силовые кабеля в производственных цехах, а также между двумя отдельно стоящими зданиями.

Для домашнего мастера данный способ проводки имеет определенный интерес. Все потому что с помощью нехитрой технологии есть возможность электрифицировать хозяйственные постройки на даче. Благодаря тросовой электропроводке можно провести свет от дома в баню, гараж, сарай, беседку и прочие разнесенные на некоторое расстояние по приусадебному участку постройки и осветительные устройства.


Подготовительные работы

Для начала нужно определиться с проводом и его сечением. О том, мы рассказывали в соответствующей статье. После этого нужно померить длину с учетом всего маршрута прокладки электропроводки от автомата до щитка распределения. При выборе троса и элементов подвеса нужно учитывать вес провода на данном участке, с трехкратным запасом прочности. Поскольку в сложных погодных условиях нагрузка на подвесную конструкцию возрастает, может стать причиной обрыва и обесточивания. В основном используют стальной оцинкованный трос диаметром от 4.6 до 6.8 мм. В тех случаях, когда длина подвеса невелика, а вес такой, что можно пренебречь, вместо тросовой электропроводки можно использовать струнную (натягивается оцинкованная стальная проволока или покрытая лаком горячекатаная проволока от 5 до 10 мм).


Технология монтажа

Сначала нужно закрепить на выбранном участке анкера и элементы крепления тросовой электропроводки. В большинстве своем это стальные пластины стянуты с двух сторон стены шпильками, и приваренными к ним кольцами для подвеса троса. Натяжение крепления делается для усиления и избежания их выпадания, распределения веса нагрузки равномерно по стене, а не в точках крепежа.



Высота подвеса не должна быть ниже 2.75 метров над пешеходной зоной, и не менее 6 метров над автомобильным проездом. Все нормы воздушной электропроводки, в том числе и расстояние между опорами, указаны на схеме:


После монтажа струны приступают к подвязке кабеля бандажом. Чтобы подвесить тросовую электропроводку на улице, можно использовать пластиковые хомуты, полосы оцинкованного железа, вязальную оцинкованную проволоку. Расстояние между бандажом 50-80 см.

При использовании вязальной проволоки нужно предотвратить врезание жилы в изоляцию, для этого делается прокладка между бандажом и проводом из изоляционного материала. Площадь намотки бандажа должна быть максимально распределена путем укладки 7-10 витков бандажа. При использовании пластиковых хомутов, уточните их эксплуатационные данные. В противном случае зимой в мороз или очень горячее лето, обнаружите рассыпавшиеся хомуты.

При наружной прокладке кабеля по тросу необходимо также защитить линию от воздействия среды на изоляцию, поэтому рекомендуется протянуть ее в гофре, как показано на фото ниже. Это снизит потом затраты на эксплуатацию и восстановление тросовой проводки.